Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом С тех пор, как желание доставить тебе удобнейшие и вместе надежнейшие средства к познанию истинной и неповрежденной церковной древности заставило меня по временам беседовать с тобою, желающий истины старообрядец, к великому для меня утешению оказалось и еще оказывается, что важные свидетельства древности, которые можно было почитать потерянными, были только забыты или мало известны, а между тем сохранились и сохраняются целы и невредимы. Говорю сие в особенности о свидетельствах древних рукописей. В беседе 25 марта 1834 года, в дополнительной беседе в феврале 1835, и еще в дополнение, во свидетельство истинного древнего писания и произношения поклоняемого имени Иисуса, указаны тебе мною следующие древние харатейные рукописи: 1) Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, древнейшая, какая только известна, славянская рукопись одиннадцатого столетия по Рождестве Христовом, принадлежавшая первоначально Остромиру, сроднику князя Ярослава. 2) Евангелие, хранящееся в библиотеке новгородского Софийского собора, двенадцатого столетия. 3) Евангелие святителя Моисея, хранящееся там же, четырнадцатого столетия. 4) Книга стихир, хранящаяся там же, двенадцатого столетия. 5) Евангелие Мстиславово, хранящееся в Московском Архангельском соборе, начала двенадцатого столетия. 6) Сборник великого князя Святослава, хранящееся в Москве в Синодальной библиотеке, одиннадцатого столетия. 7) Богословие Иоанна Дамаскина , хранящееся в той же библиотеке, писанное не позже тринадцатого столетия. Не указал я еще большого числа рукописей, не потому, чтобы их не было. Напротив того, я знаю и другие, подобной вышеозначенным древности и даже знаю в некоторых из них (как на примере в харатейном Евангелии Демьяна священника, в Императорской библиотеке) свидетельства, подобные тем, какие приведены мною из вышеозначенных семи рукописей. Может быть я укажу их, когда будет досуг и удобность. Но и нужно ли? Не довольно ли многочисленных свидетельств из семи книг глубокой древности, принадлежавших великим князьям, или святым мужам, или знатнейшим церквам – следственно книг, писанных избранными писцами, по возможности времени тщательно проверенных и верно сохраненных? После сих многочисленных, древних достоверных свидетельств враждовать против имени Иисуса значило бы явно враждовать против древней Церкви, враждовать против очевидной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вёшенская. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вёшенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма. Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года. В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного. В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался " человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра».

http://sobory.ru/article/?object=10098

Из истории этой церкви до 1685 г. почти не сохранилось сведений. В каком году произошло переименование этой церкви из Архангельской в Успенскую, сказать нет возможности, но только это случилось не позднее 1641 г. С новым наименованием церковь удержала прежнее значение соборной. Из писцовых и межевых книг 1685 г. видно, что Успенская соборная церковь была деревянная и имела два придела, во имя Архистратига Михаила и св. Евангелиста Матфея. В 1651 г. к этой церкви, по указу царя Алексея Михайловича, была присоединена церковь во имя св. Евангелиста Матфея, с приделом вмчк. Георгия, бывшая доселе самостоятельной приходской церковью. Почему эта церковь, самостоятельная и по времени своего возникновения, как видно из указания некоторых памятников, такая же древняя как и Архангельская, переименована в Успенскую, потеряла свою самостоятельность, сказать трудно. Основываясь на чрезвычайной простоте тогдашних нравов и принимая во внимание то обстоятельство, что церкви в ту пору нередко строились самими же священниками и потом как бы какая собственность переходили по " записям " из рода в род от отца к сыну, от брата, к брату, от тестя к зятю и даже продавались в случае невозможности удержать за своим родом церковное место, можно думать, что причиною присоединения Матвеевской церкви к Успенской был переход владения церковным местом при этой церкви к одному, из священников Успенской церкви или по наследству от кого-нибудь из родных, или же чрез покупку этого места у одного из священников Матвеевской церкви, не могшего удержать его за своим родом. Пример подобного слияния таким путем двух церквей в одну мы видим на церквях Стефановской и Сергеевской. Тоже, вероятно, было и с древним Архангельским собором: первоначально он обращен был в придельную церковь, а когда обветшал, то при Успенской церкви был вновь устроен придел во имя Архистратига Михаила. Равно и церковь св. Матфея в первое время, по соединении ее с Успенской, существовала особым зданием, а потом, с обветшанием здания этой церкви, служба из нее перенесена была в устроенный при соборе придел Евангелиста Матфея, и тогда исчезла последняя тень самостоятельности этой церкви. Дальнейшая история этой церкви такова.

http://sobory.ru/article/?object=43499

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ, УКРАИНЕ, КАЗАХСТАНЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ [нем. Evangelisch-Luthererische Kirche in Russland, Ukraine, Kasachstan und Mittelasien; сокр. Евангелическо-лютеранская церковь в России и др. гос-вах; нем. Evangelisch-Luthererische Kirche in Russland und andere Staaten (ELKRAS)], сообщество региональных лютеран. церквей и отдельных общин, исторически принадлежащих к нем. традиции. История образования Первое компактное поселение лютеран за пределами Москвы - Немецкая слобода - появилось не позднее 1570 г. В кон. 1575 или в нач. 1576 г. была построена деревянная кирха; в 1584 г.- каменная, к-рая просуществовала до нач. XVII в. При царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598) число протестантов в России выросло за счет лютеран, служивших в царском 5-тысячном иностранном отряде. К нач. XVII в. лютеране жили не только в Москве, но и в Костроме, в Ярославле, в Архангельске, в Н. Новгороде, в Казани и в др. городах. После окончания 30-летней войны (1648), когда на рус. службе появилось немало наемников-протестантов, лютеран. церкви были построены во мн. городах, где размещались гарнизоны, включая города Сибири. Лютеран. приходы не имели единого управления и находились в ведении Посольского приказа. Каждая лютеран. община управлялась советом во главе с церковным старостой. Совет занимался финансами прихода, следил за сохранностью церковного имущества, строительством и ремонтом церковных зданий и т. д. Пастора содержала община; о размерах жалованья и платы за требы пасторы договаривались с общиной. Мн. приходы имели заграничных покровителей. Так, одна из лютеран. общин Москвы находилась под патронатом городского совета Гамбурга, появившаяся в Москве в 1662 г. саксон. лютеран. община пользовалась постоянной финансовой поддержкой Саксен-Готского герц. Эрнста Благочестивого. Из Дрездена был прислан пастор И. Г. Грегори, а на средства, полученные из Саксонии в Москве, была построена каменная кирха (1684-1686) и основана школа для детей-лютеран. В 1702 г. Петром I был подписан манифест, приглашавший в Россию жителей западноевроп. гос-в без различия вероисповедания. Согласно указу от 3 марта 1719 г., прибывавшие на службу в Россию иностранцы могли беспрепятственно исповедовать свою веру.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Торжества в Санкт-Петербурге посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения, возглавил Святейший Патриарх Кирилл 9 октября, 2009. Редакция " Правмира " 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Верейский Евгений, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Иркутский и Ангарский Вадим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бориспольский Антоний; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию. За богослужением молились епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, представители делегаций Поместных Православных Церквей, делегаций Московской, Минской, Кишиневской, Киевской, Свято-Владимирской духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих 15 сел: Архангельского (пог.), Афанасьевского, Богородского-Чечкина, Волокобина, Воскресенского-Сергиева, Всехсвятского (пог.), Георгиевского на Тезе, Дроздова, Ильинского-Телешева (пог.), Китова, Красного, Кузнецова, Семенова-Высокова, Студенцов и Якиманского (пог.). Архангельский погост Описываемый погост расположен на реке Тезе и находится от уездного города в 11 верстах, а от губернского города – в 110 верстах. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста; время основания ее неизвестно; но можно с достоверностию предполагать, что она существовала здесь уже в XVI столетии. Ясно же Архангельская церковь упоминается в писцовых книгах 1629 года, составленных Афанасием Вековым 12 . В этих книгах церковь описана так: «в Шуйском уезде в Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная. Вверху в церкви Архангела Михаила образов в Деисусе двенадцать образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на золоте, крест большой выносной, двери царския и сень и столбец на золоте, да местных образов – образ Архангела Михаила, да образ Собор Архангела Михаила на золоте, образ Пресвятыя Богородицы Казанския на прозелени, образ Пресвятыя Богородицы на золоте, образ Страстотерпца Георгия на золоте, сосуды церковные белые, Евангелие напрестольное письменное тетр, да в приделе у Николы Чудотворца образ в Деисусе, семь образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, и крест большой выносной на золоте, да местных образов образ Николы Чудотворца Можайского на золоте, да пред образы девять свечь местных, да книги Евангелие напрестольное тетрадь письменное, шестодневец, две триоди цветная да постная письменные, Апостол печатной тетрадь, минея общая печатная, пролог письменный, псалтырь и кануны письменные, святцы с тропари и кондаки письменные, часовник письменной, паникадило медное, да кадило медное ж, сосуды церковные белые, да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и в ней все церковное строение мирское».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий " decoding="" title="" Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий: «В Евангелии я нашел полноту и совершенство» Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий В Избранное Интервью Владыки Гурия в журнал «Славянка» В народе недаром говорят: «Церковь не в бревнах, а в ребрах», ведь, по словам апостола, люди – храмы Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). Открывая для себя мир веры, входя в лоно Церкви, христианин встает на путь воссоздания храма своей души. И дело это гораздо более трудное, чем построить храм из камня… Сегодня в нашей стране строится немало церквей. Но то же ли происходит с нерукотворными храмами наших душ? О том, как бороться за души русских людей и воспитывать современных детей, как относиться к католикам и пророчествам о царе, какие чудеса происходили при восстановлении храма Христа Спасителя и почему скрыты от нас мощи царской семьи, рассказал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. – Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях, о том, как Вы пришли к Богу. – Мои родители познакомились в Воронеже. Они учились в одном классе, там и подружились, а, когда они разъехались после школы по разным местам, то поняли, что друг без друга жить не могут, и поженились. Мой отец, Альберт Иванович Фёдоров (в Крещении Александр), родом из русских поморов, родился и жил до 7 класса в г. Архангельске, окончил Московский авиационный институт. А мама, Глафира Фёдоровна Любавина, родом из воронежских крестьян – закончила Санкт-Петербургский университет. Я родился в подмосковном Королёве, где мои родители работали инженерами в космической отрасли. Мой отец был мудрым, рассудительным человеком, а мама очень активной и всё время в поиске Истины, радости, красоты. Эту вдумчивую наблюдательность, любовь к жизни и Богоискательство они привили и мне. С детства я находился в поиске смысла жизни, думал о жизни после смерти . Также значительное влияние на моё мировоззрение оказали книги Ф.М. Достоевского . Когда я поступил в МАРХИ, то христианские ценности стали раскрываться для меня через искусство, общение с интересными людьми.

http://azbyka.ru/way/episkop-arsenevskij...

Студенты изучают Летописный лицевой свод ЖМП 7 июль 2021 /  18 августа 2021 г. 11:00 Вести учащихся теми способами, коими Евангелие премудро учит СТАРЕЙШЕЙ В РОССИИ СЕМИНАРИИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ТРИ ВЕКА Патриарх Московский и всея Руси Сергий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), возглавлявший коронование на царство последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны; автор популярного учебника «Руководство к русской церковной истории» Петр Знаменский и почетный член трех духовных академий профессор Александр Катанский;  лицейский учитель Александра Сергеевича Пушкина Василий Архангельский и известный педагог, автор знаменитого «Русского букваря» Василий Вахтеров — всех этих людей объединила их alma mater, Нижегородская духовная семинария, которая в этом году отмечает трехсотлетний юбилей.  PDF-bepcuя. Скромна убранством Проблема просвещения духовенства всегда была очень важной на Руси. Отцы Собора 1667 года сетовали, что «во священство ставятся сельские невежды». И хотя давно вышло распоряжение, «дабы по городам многие училища были, грамоте и писати и читати и пети учили», толку от этой учебы было мало. Очевидцы сокрушались, что выпускники этих школ едва могли «брести по Псалтири».  Царь Петр Великий серьезно взялся за эту проблему и посчитал наиболее полезным учреждение в России «семинариума» — закрытого учебного заведения, где бы дети священнослужителей могли освоить необходимые науки.  Согласно «Духовному регламенту», положено было завести такие духовные школы по всем епархиям. Первым на призыв откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим (годы правления епархией 1719–1738). В марте 1721 года он открыл три грамматические школы: эллино-греческую, славянороссийскую и при­уготовительную букварную — и разместил всех учащихся в своем доме, в Нижегородском кремле. С этого времени и начинается отсчет истории хронологически первой в России семинарии — Нижегородской.  «Духовным регламентом» определялось в этих школах преподавание Закона Божиего, чтения, пения, скорописи и уставного письма на русском и греческом языках, а также арифметики, геометрии, церковной и гражданской политики. Устные уроки проводили до обеда, а письменные — после трапезы, «дабы малолетним отрокам большой тягости не учинилось».  Следили и за духовной жизнью питомцев. По распоряжению Преосвященнейшего Питирима по воскресеньям и праздникам ученики должны были непременно посещать богослужения, читать псалмы и каноны, петь на клиросе. 

http://e-vestnik.ru/db/nizhegorodskaja_d...

1853 год I. Пребывание в Иерусалиме Месяц Январь 1, Четверток . Утром служил божественную литургию в Архангельском монастыре, и по окончании ее молился вместе с русскими поклонниками по чину нашей церкви, да подаст нам Всевышний все блага духовные и вещественные. Первый день нового лета ясен, тепл и тих. Каков-то будет день последний? Я здоров, душа моя подобна успокоенному морю, в котором отражается чистое небо, освещенное яркими лучами солнца. Скорбь от горя прошлого лета сменилась надеждою на улучшение моей участи. У Бога прошу себе благодати, вдохновения, девственности, мира. спокойствия, приличного безмолвия, благопотребного разглагольствования, силы слова, усердия к благоделанию и дара различения духов, а царю и отечеству моему – благоденствия, матери моей и всем родным – здравия и спасения, друзьям же моим и недругам – всякого благополучия. У Него же прошу мира всему миру, союза любви всем царствам и церквам, евангельского света сидящим во тьме и сени смертной, красоты духовной и телесной юношам и девам, согласия супругам, степенности старцам и вдовицам. Прошу также умаления нищеты и всяких бед и напастей, благорастворения воздухов, изобилия плодов земных и умножения тварей полезных человеку. Ублажи Господи благоволением Твоим и Сион Святый, на котором водворила меня воля Твоя. Аминь. 10½ часов пополуночи В час пополудни небо покрылось облаками. Со стороны Елеонской горы слышен был гром три раза. Выпал дождь. В три часа пополудни посетил меня игумен здешнего абиссинского монастыря. По уверению его, копты еще не избрали нового патриарха на место покойного Петра. В царстве Шова первый знаменитый монастырь называется Девра-Ливанос, а в Абиссинии – Сон или Аксом. В Аксомском монастыре хранится тот ковчег завета, который подарен был абиссинской царице Македе и сыну ее Менилеку еще иудейским царем Соломоном. К вечеру опять прояснилось небо. Итак, новый год не будет ли в начале благополучен, в средине грозен, а в конце тих? Первый день его не есть ли знаменатель всех прочих дней? Увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками. Последний взгляд на Иерусалим. Ел-Исавие. Шафат-Номва. Тельель-Фуль=Гива. Неби-Самуиль. Аната. Эль-Джиб=Гаваон. Рама. Михмас. Ель-Бире. Ветин – Вефиль. Наконец, давно ожидаемая минута близка. То, что было лишь мечтой многих из нас, должно сейчас осуществиться. Скоро мы увидим тот благословенный городок с его окрестностями, где провел свое детство и юность Спаситель мира, приготовляясь к великому служению для искупления рода человеческого. Не в далеком будущем мы будем там, где произошло начало нашего спасения, будем стоять на том месте, где Богоматерь услышала архангельскую весть о рождении ею Мессия. Скорее бы, скорее в этот дорогой для сердца каждого христианина город Назарет! Скорее бы в эту область Галилеи, столь любимой Спасителем и располагавшей Его к Божественным речам о царстве Божием! Отъезд был назначен на время после обеда. Утром же Преосвященный вместе с прочим духовенством совершил божественную литургию в храме Воскресения Господня, на Голгофе. Богослужение, как и первое при Гробе, было почти исключительно русское и привлекло массу народа. Пели мы вместе с русскими богомолками. Евангелие и Апостол были прочитаны по-гречески и по-русски. Некоторые возгласы и молитвы Преосвященный произносил по-гречески. К особенностям богослужения на Голгофе относится, между прочим, то, что оно совершается без митры, не исключая и самого Патриарха 97 . По окончании литургии, мы в последний раз приложились к Гробу Господню, на котором и освятили купленные на память крестики и образки. Из храма Гроба Господня отправились за принятием благословения к Патриарху. Он благословил каждого жестяной иконой, изображающей воскресение Христа, с надписью: ευλογα εκ το παναγου κα ζωοποιο τφου το Ζωτρος μν Χριβτο (икона сделана в Москве, на фабрике Жако и дозволена к печати цензором прот. Иоанн. Петропавловским. Марта 28, 1898 г.), четками, засушенными иерусалимскими цветами и своим портретом. А проф. Н. Ф. Каптерев наградил золотым крестом с частицей животворящего древа во внимание к его ученым трудам по истории греческой Церкви в ее отношении к русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010