Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание) В качестве избранных святых на полях главные Радонежские чудотворцы, в т. ч. М., вероятно, написаны на иконах «Чудо о Флоре и Лавре», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай Мене, Мати», XVI в. (?) с поздними поновлениями (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 182-183, 186. Кат. 584, 589. Ил. 64). В редких случаях преподобных Сергия, Никона и М. изображали втроем - напр. (в куколе, с небольшой седой бородой), в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103; см. также: Там же. С. 140, 204-205, 230, 239. Кат. 182, 254, 255). В XVIII в. образ М. вводили в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами Выговской пуст. В частности, он изображен в правой группе преподобных в 4-м ряду, за прп. Андроником Московским, на иконах 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), нач. XIX в. (ГИМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints/fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) М.- в 1-м ряду слева в группе преподобных. Святой изображен прямолично (русый, со свитком в руке) в верхнем регистре слева на центральной иконе триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Живописное полотно на картоне «Погребение и перенесение мощей святителя Митрофана Воронежского» 1832 - 40-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Примитив в России, XVIII-XIX вв.: Иконопись, живопись, графика: Кат. выст./ГТГ, ГИМ. М., 1995. С. 120. Кат. 194; Духовные светочи России. С. 48. Кат. 22) представляет собой 2-частную композицию с условным «разрезом» Благовещенского собора в центре и Архангельского храма вдали справа. В левой части - траурная процессия 1703 г. с царем Петром I и сановниками, к-рые несут гроб М.; в правой части - торжественное изнесение мощей святого из собора. Считалось, что справа изображено возвращение мощей святителя из Архангельского в Благовещенский собор 25 июня 1833 г., поскольку композиция картины напоминает тоновую литографию Ш. Крайя по рис. Н. Васильева (ГИМ; см.: ПЭ. Т.: РПЦ. С. 123). Однако по композиции в большей степени близка к полотну литография «Погребение епископа Воронежского Митрофана и открытие честных мощей его» с цензурным разрешением от 18 нояб. 1832 г. (РГБ). На ней в отличие от картины духовенство несет икону М., изображенного в богослужебном облачении, что встречается в иконографии святого крайне редко. Пространная подпись под литографией содержит 2 столбца: биографию святого и «церемониал» торжеств. Своеобразная, не лишенная смысловых аллюзий и исторических реалий композиция картины и подобных 2-частных эстампов была разработана в нач. 30-х гг. XIX в., когда сопоставлению петровской и николаевской эпох придавалось особое значение. Так, левая часть полотна аналогична соответствующей композиции на одноименной гравюре, созданной между 1832 и 1839 гг., поскольку на ней еще нет обязательного цензурного разрешения (ГРМ, РГБ, ЦАК МДА; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1288. 7; Русские мон-ри. 1997. С. 168). В правой части гравюры показана коленопреклоненная молитва духовенства и народа перед мощами М., лежащими в склепе под иконостасом и облаченными в схиму (у гроба изображены священники с лентионами, готовые подложить их под гроб).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Б. Н. Флоря Иконография Существует предположение, что прижизненное изображение юного Д. И.- в составе великокняжеской семьи, со скрещенными на груди руками, в венце и с нимбом - находится на шитой пелене кон. XV - нач. XVI в. (1498 г.?) вел. кнг. Елены Волошанки (ГИМ; см., напр.: Щепкина М. В. Изображение рус. ист. лиц в шитье XV в. М., 1954. (Тр. ГИМ: Памятники культуры; Вып. 12); Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. С. 20. Табл. 27; по мнению А. С. Преображенского, это условное изображение молящегося «мира» - Преображенский А. С. Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в моск. искусстве рубежа XV-XVI вв.//Искусствознание. М., 2003. 2. С. 201-228). В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. содержится цикл миниатюр с подробным повествованием о чине венчания Д. И. на царство: приготовление места, слово вел. князя, благословение и молитва первосвятителя, возложение барм и шапки Мономаха, молитвы и поздравления, поучение митрополита, литургия, осыпание Д. И. монетами после выхода из собора и т. п. (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 553-565). Д. И. представлен безбородым юношей в княжеских одеждах, с «шапкой» кудрявых русых волос. Кроме того, в рукописи имеются др. композиции с его участием, напр. рождение Д. И. (Л. 380 об.; опубл.: Подобедова О. И. Миниатюры рус. ист. рукописей. М., 1964. С. 249. Рис. 100), рассказ о его опале, преставление «в тюрьме» и отпевание Д. И. в Архангельском соборе, лежащего во гробе в белых пеленах (Л. 619-619 об., 698). В росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг., выполненной по первоначальной программе 1564-1565 гг., Д. И. представлен в числе надгробных княжеских портретов на юж. стене, рядом с отцом вел. кн. Иоанном Иоанновичем Молодым ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 149, см. также с. 31, 169, 171). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны

http://pravenc.ru/text/178203.html

А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI - 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21). Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца - кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами ( Самойлова. 2004. С. 206). На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху к-рых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению З., как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI в. известны З. из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и мон-ри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (кон. XVI в., СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598, ГММК), З. из позолоченного серебра в составе вклада 1638 г. царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ). В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф. Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями З., к-рые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; О н же. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. 27) и свт. Петру Московскому (Там же. 38). На пересечении дуг З. прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). З. митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для вост. ювелирного искусства XVII в. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. З., была унаследована рус. императорами: золотую З. в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом ( Снегирев. 1842-1845. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила З. работы мастера Семена Кузова (1800, ГММК).

http://pravenc.ru/text/182741.html

3) БАН, собр. Архангельское, К. 51. Повесть на л. 1–24, датируется концом 20-х – началом 30-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под розеткой – Дианова и Костюхина, 819 (1629 г.). 4) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 313. Повесть (редакция «Распространенная», по Д. С. Лихачеву) на л. 487 об. – 495, датируется концом XVII в. 728 Текст восходит к списку Арх., К. 51, но переработан и дополнен по Проложной редакции. 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 16 (1 ). Сборник с Хронографом редакции 1601 г., датируется концом 30-х годов XVII в. Филигрань: Щит с рожком под короной, под щитом буквы АО – Дианова и Костюхина, 1169 (печатный московский Октоих 1637 1638 гг.). По начальным листам тетрадей владельческая запись московского попа Андрея Яковлева, родом из Тотьмы, датированная июлем 1640 г. На л. 806–815 читается Повесть о Николе Заразском редакции Б х , а на л. 815 об. – 816 «Род поповский», доведенный до протопопа Ивана и с расчетом лет, указывающим на 1560 г. 6) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1442. Сборник с Хронографом редакции 1601 г., датируется серединой XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом буквы FD – типа Дианова и Костюхина, 953 (1647 г.). Сборник имеет сходный состав с Увар., 16. Повесть находится на л. 199–207 об., далее на л. 207 об. – 208 «Род поповский», доведенный до протопопа Ивана и с расчетом лет, указывающим на 1560 г. 729 7) РНБ, Q.I.398. Сборник последней четверти XVII в. Филигрань: Три круга под короной – Дианова и Костюхина, 608 (1679 г.). Повесть на л. 83–95 об., текст обрывается из-за утери листов на словах: «Бысть убо тогда многи туги, и скорби, и слезы, и воздыхания, и страх, и трепет, и всех злых зло находящих на ны грех ради наших. Князь же великий Ингорь Ингоревич»; на л. 96 читается окончание Повести об убиении Батыя. 8) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 761. Сборник в 4 , на 109 листах, конца 80-х – начала 90-х годов XVII в. Филиграни: 1) Дама и кавалер, в картуше надпись ALLMODPAPIER – Дианова Т. В. Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы. М., 1993. 250 (1689 г.); 2) Дама и кавалер, в картуше литеры HIG – Там же. (1689–1693 гг.). Повесть (только вторая часть) читается на л. 88 об. – 103 под названием «Сказание о пришествии на Рускую землю царя Батыя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Снессорева Литература Связи греческой и русской иконографии с итальянскою живописью раннего Возрождения/Иконописный сборник. 1910 Москва Православная/История города в его святынях/Благочестивые обычаи. Январь-ноябрь, М: 1993–2005 Икона Божией Матери «Прибавление ума», М: Паломник 2001 Симеон Моховиков, «Солнце Пресветлое»/Свод чудотворных икон Богоматери с гравюрами Григория Тепчегорского 1715 – 1716 (Научная библиотека МГУ) Федор Мурыгин. «Солнце Пресветлое», 1730 (ГИМ) Сборник гравюр кон. в. (Собр.ГИМ) М.М. Красилин. Иконографический архетип и народное почитание чудотворных образов/Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, М: 1996 Л.М. Евсеева, М.М. Шведова. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи/Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, М: 1996 Л.А. Щеникова. О двух чтимых богородичных иконах Архангельского собора/Архангельский собор Московсого Кремля, М: 2002 Н.Н. Чугреева. Русская Одигитрия. Почитание иконы Богородицы Казанской в царствование Алексея Михайловича, Светильник. 1,2004 И.С. Родникова. «В веси, нарицаемыя Чирска...», Светильник. 2–3, 2003 В.Е. Суздалев. Великие чудотворные, Нижний Новгород 1994 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прав. Артемий Веркольский. Русская икона XVII в. Собр. ГИМ Свт. Николай Чудотворец и праведный отрок Артемий Веркольский Молитвословия Тропарь, глас 2 Вышняго повелением,/тученосным облаком небо помрачившим,/и молниям блистающим,/грому же возшумевшу с прещением,/испустил еси душу твою в руце Господеви,/премудре Артемие,/и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/иже верою и любовию приходящим к тебе,/подая исцеление всем неотложно,/и моляся Христу Богу,//спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/Богоданная благодать, яко реки, изливает/от целебных мощей его дивная исцеления,/имиже от многоразличных недуг избавляемся,/с верою приемлюще я и взывающе://радуйся, Артемие Богомудре. Использованные материалы    " Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии " , официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/ Редакция текста от: 08.05.2019 14:36:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10919.html

125. БАН. Архангельское собр. 732 (Дух. сем. 102). Ркп. кон. XVI – нач. XVII в.; 4°; 324 л. VI; полуустав, близкий к скорописи. Текст традиционной концовки читается на л. 326 (по старой нумерации листов); список полный. О ркп. см.: А – с. 92. 126. БАН. Собр. Ф.О. Плигина 33.9.2 (Плиг. 32). Ркп. нач. XVII в.; 4°; 285 л. II; мелкий полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 285; список полный. 127. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) Ркп. нач. XVII в.; 4°; 402 л. III; полуустав. Печерский патерик занимает л. 6–8 об., 12–402; список полный. 128. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 53/1419 (Анзерского скита), Ркп. перв. трети XVII в.; 4°; 284 л. V; мелкий полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 284; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91. 129. РГБ. Собр. Т.Ф. Большакова (Ф. 37) 417. Ркп. 1634 г. (см. запись на л. 313 об.); 4°; 313 л.; полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 313 об.; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21. 130. РГБ. Собр. Отдела ркп. (Ф. 218) 49, пост. 1964 г. Ркп. перв. пол. XVII в.; 4°; 379 л.; полуустав. Список неполный из-за утраты начала и конца ркп. 131. ИРЛИ. Древлехранилище. Пинежское собр. Р. IV. On. 17. 166. Ркп. перв. пол. XVII в.; 4°; 429 л.; полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 428; список неполный, недостает конца Послания Симона к Поликарпу и рассказа Симона об Онисифоре. 132. БАН Украины (г. Киев) I.5407. Ркп. 1638 г. (см. запись на л. 1); 4°; 328 л.; полуустав. На л. 328 об. – концовка без летописи редакции; список полный. 133. ГИМ. Епархиальное собр. 716. Ркп. кон. XVII в.; лицевая; 4°; 315 л.; полуустав нескольких почерков, приближающийся к скорописи. Список полный. 134. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 629/687. Ркп. XVII в.; 4° 364 л. IV (по нижней пагинации); полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 363; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91. 135. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 633/691. Ркп. XVII в.; 4°; 414 л. (по нижней пагинации); полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 414; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010