Произведения «парсунного письма» неоднородны по стилистическим и технико-технологическим характеристикам. П. «иконного» типа исполнены темперой на деревянной основе с ковчегом, покрытой, как и иконы, паволокой и левкасом. Эти портреты, преимущественно оплечные и оглавные, предназначались в качестве надгробных образов, с чем и связан их вневременной и внепространственный характер. Фигуры, как правило, дополнялись священными изображениями (Спас Нерукотворный). Сохранилось немного подобных произведений, они имеют небольшой размер, хотя существовали и крупноформатные П. (портрет царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича к «государевым гробам», 1678, Ф. Е. Зубов, ГИМ). П. царя Феодора Иоанновича и боярина М. В. Скопина-Шуйского (ГИМ, ГТГ), входившие в надгробные комплексы в Архангельском соборе Московского Кремля, датируются разными исследователями в пределах от нач. XVII до нач. 80-х гг. XVII в. (копии изображения царя Феодора Иоанновича - ГРМ, ГММК). Близкий по манере исполнения портрет царя Иоанна Грозного (Национальный музей Дании в Копенгагене) в наст. время считается «подстаринной» стилизацией рубежа XIX и XX вв. ( Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны//Русский ист. портрет. 2006. С. 38-45). К группе «иконных» П. можно отнести также неск. изображений в др. техниках (масляная живопись, аппликация), в частности парадный портрет царя Феодора Алексеевича 1686 г. (приписывается Салтанову, при участии Е. А. Елины, Смольянинова; см.: Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в.//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 50-51), монументальный тафтяной ростовой портрет патриарха Никона ок. 1682 г. (приписывается Безмину, Салтанову или И. А. Валтырю, ГИМ). Портрет патриарха Иоакима (Савёлова), выполненный К. И. Золотарёвым в 1678 г. в смешанной технике (ТГИАМЗ), является самым ранним известным примером подписной и датированной П. (авторская подпись с датой на фоне прописана в XVIII в.). Как и портрет архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) (нач. XVIII в., АМИИ), он принадлежит к более традиц. направлению, отличавшемуся относительно плоскостным решением формы и сохранением некоторых иконописных приемов. С данной традицией соотносится и большинство сохранившихся настенных изображений русских царей, князей и патриархов (росписи в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666), Преображенском соборе Новоспасского мон-ря (1689), Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684), соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707)), а также книжных миниатюр (царские Титулярники).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) (сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. Житие Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских». 1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Среди изображений И. В. до сих пор вызывает дискуссию портрет из Национального музея Дании в Копенгагене. Оплечный образ И. В. вполоборота влево написан на доске с ковчегом, на обороте в лат. надписи на бумажной наклейке сообщается, что портрет был подарен в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем дат. послу Ф. фон Гебелю. По небольшому размеру и изводу он близок к надгробным портретам царя Феодора Иоанновича (ГИМ) и кн. М. В. Скопина-Шуйского (ГТГ), происходящим из Архангельского собора Кремля. По мнению Е. С. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. XVII в. как часть незавершенной серии ( Овчинникова. 1955. С. 60-65); П. А. Белецкий датировал портрет И. В. 2-й четв. XVII в. и считал, что он предназначался для украшения внутренних покоев дворца ( Белецкий. 1981. С. 51-52). В последнее время ученые (М. М. Красилин, А. А. Горматюк и др.) склоняются к тому, что произведение является стилизацией или подделкой кон. XIX - нач. XX в., о чем свидетельствуют стиль исполнения, нек-рые приемы письма, технологические признаки. На портрете у И. В. удлиненная форма головы, крупные черты лица, высокий лоб с залысинами, орлиный нос, вьющиеся волосы и густая округлая борода, изображен без нимба. Особый тип средневек. портрета, куда включался образ И. В.,- генеалогические композиции, построенные по типу родословия Христа - «Древа Иессеева». Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (1689), созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля (60-е гг. XVI в.), где впервые в рус. искусстве композиция «Древо Иессеево» была осмыслена как модель всемирной истории, в ее боковые ветви наряду с образами библейских персонажей введены изображения рус.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением И. В. помещен его «исторический портрет» (роспись 1652-1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564-1565 гг.; см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 68. Ил. 3). Вел. князь изображен фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у др. изображенных князей. Рядом с И. В. представлен его сын вел. кн. Василий III, похороненный здесь же. Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Портрет И. В. есть в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 24), а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764). И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В.- на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. На нем темно-зеленый кафтан, синие штаны и коричневые сапоги, на плечи накинута золотая парчовая шуба с коричневым воротником. Изображен без головного убора, с нимбом; в левой руке - держава, в правой - скипетр. В верхней части композиции надпись: «Благоверный царь и великий князь Иоаннъ Василиевич государь и самодержецъ всея Великия России» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. Л., 1978. С. 81).

http://pravenc.ru/text/469780.html

Сочинения Н. копировались при жизни автора и почитались как духовно авторитетные. Как установил Клосс, мон. Нилу (Полеву) принадлежит запись в конце глав «О мысленном делании» Н., которая содержит высокую оценку трудов преподобного: «Конець богодохъновенным словесемъ достиже отца Нила, иже суть на Белезер в Сорьскои пустыни мужскы подвизався на диавола в наша лта послдняго рода чювствен же и мыслен. От сих убо разумно есть богодухновенных его душеполезных списании яко длатель бысть добродтелем и сих въздлав въ виноград сердца своего отиде к любящему его Христу…» (ГИМ. Епарх. 349. Л. 84 (запись выполнена киноварью); опубл.: Клосс. 1974. С. 155-156). В сер. XVI в. было составлено предисловие к «Преданию» преподобного (начало: «Опасно иночьствующаго въ времена сиа…»), в котором Н. назван «подражателем древних святых отец, постником и отшельником», учителем «истинной православной веры». В предисловии святой уподобляется «Доброму пастырю», который заботится о спасении своей паствы: «И сего ради отецъ нашь… не остави нас самочиниемъ съ отводимых быти, но въкратце собрав от божественных Писаний о истинней православней вере, и о делных завещании, предасть нам написано. Внимающе же со страхом Божиимъ Преданию его, благодатию Христовою не погрешим от истинныа веры, и елико по силе нашей, подражатели будемъ преданию святыхъ отець» (РНБ. Погод. 1563. Л. 2; Шевченко установила, что писцом рукописи является сорский мон. Герасим, известный по прозвищам Скудной, Глупой; то же предисловие скопировано в рукописи ГИМ. Щук. 212. Л. 116 об.; опубл.: Архангельский. 1882. С. 52. Примеч. 12; Шевченко. 2004. К истории. С. 98). По мнению Шевченко, автором этого предисловия мог быть прп. Иннокентий (Охлябинин). Прп. Нил Сорский. Икона. 1908 г. Прп. Нил Сорский. Икона. 1908 г. Не позднее 1-й трети XVIII в. по образцу предисловия к «Преданию» было составлено предисловие к главам «О мысленном делании» («Во изящныхъ иночествующих во времена сея и ревнителю древнихъ святыхъ отецъ старца Нила Сороарскиа пустыня, преже бывша Кириловы обители, собра от писания от богодухновенныхъ святыхъ отецъ 11 главъ духовною мудростию, наипаче же от длания на спасение душамъ нашимъ» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 107 об.)).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Л. 92). И. В. Старикова В эпоху партесного пения создавались многоголосные М., представляющие собой как обработки одноголосных распевов, так и произведения концертного характера. В рукописях сохранились М. на 4 голоса царю Алексею Михайловичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоасафу (ГИМ. Син. певч. 1417), царю Феодору Алексеевичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоакиму (РГБ ОР. Ф. 37. 383); М. петровской эпохи на 4 голоса (ГЦММК. Ф. 283. 144 («Многолетны благочестивейшаго царя и великаго князя Петра, благоверныя царицы и благороднаго царевича Алексиа...»; см.: Плотникова. 2016. С. 147-148), 540), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 977), на 8 голосов (Там же. 610), на 12 голосов (РГБ. Ф. 354. 158). Два 4-голосных М. содержит певч. сборник на коронацию имп. Екатерины I 7 мая 1724 г. (см.: Плотникова. 2015). В 1-й трети XVIII в. М. могли использоваться вне богослужения, в циклах песнопений, «виватов» и кантов , созданных для петровских триумфов (в т. ч. с текстом «Многа лет»), в частности, произведение, приуроченное к празднествам по случаю Ништадтского мира (1721), когда Петр был провозглашен императором (см.: Финдейзен. 1927. С. 675-685; Русские канты. 2002. С. 2-19). Два варианта «Многа лет» для 12-голосного хора содержатся в сборнике сер. XVIII в. из коллекции Новгородского архиерейского хора (ГИМ. Син. певч. 355). В то же время начали появляться авторские и местные распевы М., текст которых состоит только из повторения (3 раза и более) слов «Многая лета». Авторство одного из таких М. приписывается государеву певчему дьяку Василию Титову (рубеж XVII и XVIII вв.), оно часто исполняется и в наст. время. К периоду классицизма относятся произведения Д. С. Бортнянского («малое» и «большое» М., 1-е получило наибольшее распространение), А. Л. Веделя, С. И. Давыдова. Позднéе музыку для М. писали многие композиторы петербургской (прот. П. Турчанинов , Д. Н. Соловьёв , А. А. Архангельский , М. А. Гольтисон , иером. Нафанаил (Бачкало) , Г. М. Давидовский , С. В. Панченко и др.) и московской (С.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Кучкин 1962 – Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. Л., 1962. Т. 18. С. 59 – 79. Лаврентий 1805 – Лаврентий (Далматов), архимандрит. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. М., 1805. Лаврентьев 1984 – Лаврентьев А. В. Об одном из источников Новгородской Забелинской летописи//Летописи и хроники. 1984 г. М., 1984. С. 121 – 130. Лаврентьев 1989 – Лаврентьев А. В. Летописный свод 1652 года как источник для изучения русской средневековой повести XV – XVII вв.//Русская книжность XV – XIX вв. М., 1989 (Труды ГИМ. Вып. 71). С. 164 – 182. Лаврентьев 1989 – Лаврентьев А. В. Летописный свод 1652 года как источник для изучения русской средневековой повести XV – XVII вв.//Русская книжность XV – XIX вв. М., 1989. С. 164 – 182 (Труды ГИМ. Вып. 71). Лаврентьев 1993 – Лаврентьев А. В. Летописный свод патриарший 1652 г.//Словарь книжников и книжности 3/2. С. 282 – 284. Лавровский 1889 –Лавровский Л. Несколько сведений для биографии Паисия Лигарида, митрополита Газского//ХЧ. СПб., 1889. Кн. 2 11 – 12). С. 672 – 736. Лазарев 1971 – Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971. Ламанский 1861 – Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. Лантратова и др. 2001 – Лантратова О. Б., Голиков В. П., Сотскова О. Н. Комплексное исследование материалов и технологических приемов изготовления парсуны патриарха Никона //Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Забелинские научные чтения – 2000. М., 2001. С. 161 – 166 (Труды ГИМ. Вып. 126). Лебедев 1982, 1983 – Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон //БТ. М„ 1982. Сб. 23. С. 154 – 202; М., 1983. Сб. 24. С. 139 – 170. Лебедев 1988 – Лебедев Лев, протоиерей. Богословие русской земли как образа обетованной земли царства небесного (на некоторых примерах архитектурно-строительных композиций XI – XVII веков)//Тысячелетие крещения Руси: Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21 – 28 июля 1986 г. Материалы. М., 1988. Т. 2. С. 140 – 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосиевское Житие проникает на Русь в начале XVI в., о чем свидетельствуют около 100 (с учетом краткой редакции) его сохранившихся русских списков 551 . Одна из древнейших, если не самая древняя из дошедших до нас, – рукопись Кирилло-Белозерского собрания РНБ 30–1269, содержащая как Житие Саввы, так и Похвалу св. Симеону и св. Савве, принадлежащие Феодосию. В ней содержится чрезвычайно важная для изучения судьбы памятника запись, свидетельствующая о принесении Жития на Русь в 1517 г.: «В лето 7025 привезлъ к великому князю Василию старец Исаиа из Святыя Горы из Ватопедя монастыря книгу Житие святаго Савы перъваго архиепископа сръпскаго и с тое книгы написаны сия тетрати, в дому святаго Николы Старого на Москве, в келии Михаила Медоварцова, и дал сия тетрати в дом святыя Богородица в Кириллов монастырь, на Бело езеро, чтобы помянули в святых своих молитвах мое окаанство, грешнаго Михаила, за молитвъ святыих отець Симеона и Савы, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь». Как видим, рукопись происходит из монастыря Ватопед, который стал почти «своим» как для святого Саввы, так и для его отца Стефана (в монашестве Симеона) Немани, последовавшего за своим сыном на Афон. Ватопед и старец Исайя упоминаются также в записи второй половины XVII в. (очевидно, позднейшей по отношению к самой рукописи), имеющейся в списке из собрания Рогожского кладбища (ф. 247) РГБ 160. Сведения из других списков разноречивы. Самую большую группу составляют списки, где содержатся указания на то, что Житие было принесено старцем Ибаной из монастыря Хиландаря (рукопись 174 XVII в. из того же собрания; рукопись 657 из собрания Егорова, РГБ, XVI в.; сборник Житий и слов из ГИМ, собрание Барсова 1549 – второй четверти XIX в.; из числа рукописей краткой редакции – хранящийся в ГИМ, Синодальное собр., 639, 1-й половины XVI в.; список из Архангельского собрания БАН, К 31, 1-й пол. XVI в.). Запись о принесении Жития старцем Исайей со Святой Горы находим в рукописи из ГИМ (собрание Уварова, 404, 20–30-е гг. XVI в.), а также в рукописи с краткой редакцией Жития (Одесская научная библиотека, 20, по-видимому, XVI в.). Старец Ибана и Святая Гора упоминаются в Житии Саввы из Сборника житий 1-й четверти XVI в. (РНБ – ОЛДП, Г-443), а также в рукописи ГБЛ (собр. МДА – ф. 173–2 (доп.) 4 начала XVIII в.). Наконец, о старце Исайе и монастыре Хиландаре говорится в списке ГПБ Q 1 354 конца XVII – начала XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Иконографический тип П. в молении Иисусу Христу или Божией Матери относится к самым ранним (небольшая икона сер. XVI в. из ризницы мон-ря вмц. Екатерины на Синае). На иконе-пяднице в серебряном позолоченном окладе 2-й пол. XVI в., исполненной в мастерских Московского Кремля (первоначально находилась у раки св. царевича Димитрия Угличского в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК), П. показан молящимся Иисусу Христу, благословляющему его из небесного сегмента. Лик преподобного обращен вверх, борода разделена на волнистые пряди, очерченные вырезом оклада, правая рука опущена (ладонь повернута ко Спасителю), в левой - четки, по контуру мантии - золотая опись, позем с изображением кустов или невысоких деревьев. На крупноформатной иконе кон. XVI - нач. XVII в. (?) с поновлениями XIX в. (до 1887) и нач. XXI в. (ц. Рождества Христова на Рогожском кладбище в Москве; первоначально, возможно, деисусный образ) жест святого отличается: правая рука поднята для крестного знамения, в левой - развернутый свиток. В 1-й четв. XVIII в. созданы иконы святого (из собрания Н. П. Кондакова, ГРМ; в серебряной раме, ГИМ), где он предстоит Богоматери с Младенцем в облачном сегменте; во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) и в посл. четв. XVIII в. (в окладе 1780 г., из собрания Л. К. Зубалова, ГИМ) - аналогичные иконы с образом Иисуса Христа (жест П. варьируется). Этот тип изображения получил распространение на иконных образцах XVII-XIX вв. (ГИМ). Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Образ П. изредка вводили в состав деисусного ряда иконостаса в храмах Калужской епархии, напр. на иконе 1-й пол. XVIII в. (ок. 1708?) в притворе ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рощинской слободе Боровска. Известны также изображения П. в небольших деисусных композициях, напр. на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (из кремлевского собора свт. Николая Гостунского, ГММК) он изображен вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, пальцы правой руки сложены для крестного знамения, левая - в молении; П.- седой старец с разделенными на прямой пробор волосами и лежащей прядями бородой средней величины. На 2 иконах кон. XIX - нач. XX в. (мстёрский или московский мастер, ц. прор. Илии в Верее (Московская обл.)), первоначально входивших, очевидно, в деисусный ряд иконостаса одного из подмосковных или калужских храмов, изображены прп. Тихон Калужский и П. (в рост, вполоборота вправо, надпись на свитке соответствует приведенной в иконописном подлиннике из коллекции Г. Д. Филимонова).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

В кон. XVI в. написаны кондак, тропарь и икос преподобному: датировка основана на том, что в икосе по древнейшему списку (РНБ. Погод. 1563. Л. 20-21; опубл.: Архангельский. 1882. С. 44-46. Примеч. 116) упомянут царь Феодор Иоаннович (1584-1598). Неизвестный составитель текста о преставлении Н. в 1-й трети XVIII в. объяснял смирением преподобного отсутствие посвященной ему службы: «По преставлении же его ученицы его, по его завещанию, смирения ради его, сея чести ему не сотвориша, яже есть празднества стихиръ и канона, якоже подобает святымъ. Но точию тропарь и кондак и икосъ. А на память его совершаютъ по нем понахиду и литоргию. Святости же его проповедникъ великъ бывает гробъ его с верою приходящим. Еще же и труды и писания его являет, яко великъ есть» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 121 об.). Согласно Обиходнику Нилова скита нач. XVII в., по старцу Н. служили панихиды в Димитриевскую субботу и в день преставления святого - 7 мая. Каждый год в Неделю сыропустную в Ниловой пуст. перед чином прощения обязательно читали «Предание» основателя пустыни (ГИМ. Щук. 212. Л. 116; эта же традиция сохранялась и в XVIII в., о чем свидетельствует Обиходник этого времени РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 46. Л. 89 об.). Из древнейшей приходо-расходной книги Нилова скита известно, что уже в нач. XVII в. совершались паломничества к гробнице Н.: «...августа в день 10 странники шли с Соловков, положили на гроб денгу» (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74. Л. 2-3). Вопреки своему «Завещанию» Н. был погребен около сев. стены ц. Сретения, впосл. над его могилой поставили часовню. В 1655-1656 гг. начались работы для строительства храма над местом погребения Н., завершившееся 25 мая 1658 г. освящением ц. в честь Третьего обретения св. главы Иоанна Предтечи. В 1669 г. в Предтеченском храме была установлена деревянная резная рака (Там же. Колл. 115. Ед. хр. 681. Л. 18 об.). На одной стороне гробницы «в трех кругах» вырезали «позолоченными словами» тропарь, кондак и часть икоса святому. На др. стороне раки, тоже в круге, следовали продолжение икоса и летопись о житии святого: «Преставися преподобный старецъ Нилъ началникъ скитский Сорския пустыни жительствова в близости Блаезера в лто семь тысячь шестагонадесять году месяца маия в седмои день в неделю святыхъ женъ мироносицъ Божиею милостию и молитвами и терпниемъ преподобнаго старца Нила от того времени устроися въ его пустыни скитское жителство по преданию древних святых отецъ иже и до сего дня» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1645. Л. 76, 1747 г.). Гробница находилась на сев. стороне церкви, у стены, «наверху земли».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010