В 1647 г. в Казанском соборе в Москве был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия; большая «ветхая», возможно храмовая, икона с парным изображением святителей упоминается в описи собора 1771 г.; вероятно, стенные росписи включали сюжеты из Житий святителей. В стенописи 1642-1643 гг. Успенского собора Московского Кремля, над к-рой работали ок. 150 художников из различных городов России под рук. царских иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева (поновлялась в XVIII-XIX вв.), полуфигурные изображения Г. и свт. Варсонофия помещены в кругах, друг против друга, на откосах верхнего центрального окна сев. фасада ( Левшин А. Г. , прот. Ист. описание первопрестольного в России храма, Моск. большого Успенского собора, и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского... М., 1783. С. 202). Образ Г. в розовой фелони, белом омофоре, низкой митре находится на сев. откосе окна (над фигурой свт. Евсевия Самосатского). Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ) Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ) В росписях Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненных в 1689 г. артелью костромского иконописца Гурия Никитина , большое ростовое изображение Г. расположено на видном месте у центральной алтарной апсиды, в сев. простенке. У него тонкие черты лица, удлиненная борода, взгляд обращен вправо, к алтарю, рука отведена в именословном благословении, другой он держит на плате Евангелие; фелонь светло-зеленая, на орнаментальной подкладке. В обширной программе стенописи 1694-1695 гг. ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, в сев. приделе во имя Г. и свт. Варсонофия, использованы сюжеты из житий святителей. На зап. галерее этого храма в круглом медальоне над аркой, среди др. святителей,- оплечное изображение Г. в омофоре и митре (Архив «Центрреставрация». Инв. 80ж/720. Отчет о реставрации живописи 1694-1700 гг. в зап.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Кончина вел. кн. Иоанна Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 505 об.) Кончина вел. кн. Иоанна Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 505 об.) Известны 2 духовные грамоты И. И. (составлены скорее всего в 1359). Они посвящены разделу между сыновьями вел. князя Димитрием и Иваном и племянником кн. Владимиром Андреевичем территории, имущества и доходов Московского княжества, а также владений за его пределами (И. И. не мог распоряжаться Владимирским великим княжеством, это право принадлежало хану). Вел. князь сохранил владения вдов вел. князей Иоанна Калиты (вел. кнг. Ульяны) и Симеона Гордого (вел. кнг. Марии), выделил вдовий удел своей 2-й супруге Александре. Кн. Димитрий получил наиболее значительные по размерам владения, но в совокупности земли др. представителей московского княжеского дома их превосходили. Кн. Иван унаследовал отцовский Звенигородский удел. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. В духовных грамотах И. И. упоминается несколько его даров церковным корпорациям: вел. князь передал с. Павловское «святому Олександру», вероятно Александровому мон-рю в Переяславле (Переславле-Залесском), 4-ю часть собиравшейся в Коломне тамги он завещал ц. «Святой Богородицы на Крутице» (либо в Старом Симоновом мон-ре, либо на подворье Сарайских епископов), московскую «костку» (одну из торговых пошлин) И. И. пожаловал на содержание московских Успенского и Архангельского соборов. Перед кончиной И. И. принял схиму. Похоронен рядом с отцом и братьями в Архангельском соборе Московского Кремля. По мнению Г. М. Прохорова , об И. И. идет речь в послании некоего архиерея неизвестному князю «От иного послания о повинных» (старший список - РНБ. Сол. 858, Кормчая, 1493 г.; опубл.: Прохоров. 1978.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Вторая редакция («Повесть, собраная вкратце, о обретении мощей преподобнаго Евфимия Архаггелоградскаго, новаго чюдотворца, и о чюдесех его»), сохранившаяся в 4 старообрядческих списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в. («Поморский сборник», происходящий из Выголексинского общежительства ); ГИМ. Увар. 911, XVIII в.; Там же. Барс. 966, нач. XIX в., и БАН. Друж. 295, сер. XIX в.; 1-я рукопись является протографом 3 других), представляет лит. переработку Сказания. «Повесть...» состоит из 2 частей: рассказа об обретении и о перенесении гроба святого и 15 рассказов о посмертных чудесах Е. (чудеса датируются не позднее 1649-1650). Автор редакции провел последовательную стилистическую переработку первоначального текста в сторону большей литературности, при изложении чудес придерживается хронологического порядка, даты он опускает (имеется лишь указание в начале текста на год обретения мощей Е.). Автором «Повести...» считают игум. Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Феодосия Сийского (1644-1652, 1663-1687), которому в 1650 г. Новгородский митр. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси) повелел освидетельствовать мощи новоявленного святого и провести расследование о чудесах. По-видимому, ответом на это повеление и стало создание «Повести...», в к-рой святой был отождествлен с игум. Михаило-Архангельского мон-ря Евфимием (основания для отождествления неизвестны). Обретение мощей и почитание Мощи Е. были обнаружены 7 июля 1647 г. холмогорским кузнецом Е. Трофимовым, копавшим яму для установки кузнечного горна на дворе кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского, архангельского воеводы с июня 1646 по 1648 г. ( Барсуков А. П. Списки городовых воевод и др. лиц воеводского управления Московского гос-ва XVII ст. СПб., 1902. С. 65, 557; ПСРЛ. 1977. Т. 33. С. 174). Двор воеводы находился неподалеку от ц. Происхождения честных древ Креста Господня, возведенной на месте, где до пожара в Архангельске 15 июля 1636 г. располагался Михаило-Архангельский мон-рь, после пожара возобновленный уже в отдалении от города. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня имела придел арх. Михаила и принадлежала Михаило-Архангельскому мон-рю. Первое чудо от мощей произошло сразу после их обнаружения: прервав работу и выказав непочтительное отношение к останкам, Трофимов вдруг заболел «трясовицей» и получил исцеление лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретенным гробом. 9 июля 1647 г. гроб с мощами неизвестного чудотворца перенесли и похоронили у ц. Происхождения честных древ Креста Господня. При перенесении мощей видели, что деревянный гроб почти не тронут временем, а вода в вырытой могиле возле церкви вдруг чудесным образом исчезла. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудотворения (хотя местные жители не сразу уверовали в новоявленного святого).

http://pravenc.ru/text/187655.html

1541 Согласно Описи Московского Успенского собора начала XVII в., непосредственно на раках Петра и Ионы митрополитов Московских находились лишь покровы, украшенные крестами, лицевые же покровы этих святых хранились в другой части храма (Описи Московского Успенского собора... с. 298–300; 345–346). 1547 Опись Новгорода 1617 г. с. 104; КукушкинА.М. В. Опись Соловецкого монастыря 1514 г.//Археографический ежегодник за 1970 г. М., 1971, с. 369. 1553 См.: КукушкинА.М. В. Опись Соловецкого монастыря 1549 г.//Археографический ежегодник за 1971 год. М., 1972, с. 344; ОПИ ГИМ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ОР БАН. Архангельское собр. Д. 375. Л. 7; Описи Московского Успенского собора... с. 326; Опись Новгорода 1617 г. С. 78; СПб ФИРН. Кол. 2 . 137. Л. 84. 1563 Мельник А. Г. Ростовский вариант «Богоматери Боголюбской»//История и культура Ростовской земли. 2000. Ростов, 2001, с. 126. 1564 Описи Московского Успенского собора... С. 312–314; ОР БАН. Архангельское собр. Д. 375. Л. 7 об.; Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря... с. 66. 1565 Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г... с. 5; КукушкинА.М. В. Опись Соловецкого монастыря 1514 г... с. 369. 1566 Описи московского Успенского собора... с. 312–314; Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря... с. 66. 1572 Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г./Подготовка текста С.Н. Богатырева. М., 1996, с. 47. 1577 Например, столь привычного теперь кивория над ракой преподобного Сергия Радонежского еще не существовало в 1641 г. (См.: Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г.//Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Инв. 187. Л. 11–12). Нынешний киворий появился лишь в 1741 г. (Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский... с. 173). 1578 Слободан Чурчич считает, что кивории или балдахины над раками святых существовали в Византийском мире с глубокой древности (Curcic S. Proskinetaria icons, saints’ tombs, and the development iconostatsis//Иконостас. Происхождение – развитие – символика/Ред.-сост. А.М. Лидов, М., 2000, с. 134–160). Имелись ли кивории над раками русских святых до XVI в., еще предстоит выяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник, упоминается в житии прп. Диодора Юрьегорского (древнейший список в февральском томе Четьих-Миней Иоанна Милютина - ГИМ. Син. 802, 40-е гг. XVII в.). Когда прп. Диодор обходил Соловецкий и Анзерский о-ва, помогая пустынножителям, он встретил многих подвижников, скрывавшихся в лесных чащах, среди них был А. С., родом из Калуги. Настоятелем Соловецкого мон-ря в то время был игум. прп. Иринарх (1613-1628). Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но его имя в нач. XIX в. внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. День тезоименитства А. С. может быть положен 17 марта. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера//ХЧ. 1888. 5-6. С. 342-345; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 49-50; Житие преподобного отца нашего Диодора, или Дамиана, Юрьегорского чудотворца//ЖСв. Кн. доп., 1: Сент.-дек. С. 426; Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64706.html

С. 336). Согласно монастырской описи 1676 г., образ К. был в составе 2 деисусных чинов: в придельном храме во имя К. Введенского собора и в теплой ц. прп. Антония Великого (напротив прп. Павла Обнорского; см.: Там же. С. 315, 317). Кроме храмов и 3 часовен Корнилиева Комельского мон-ря образ преподобного мог входить в деисусный ряд иконостаса в посвященных ему храмах. На иконе из деисусного чина нач. XVIII в. (ГИМ; см.: Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 125. Кат. 101) К. представлен поколенно склоненным в молении вполоборота влево, с седыми волнистыми волосами традиц. длины, но с гуменцом (тонзурой) на темени, что является редкой, если не уникальной, деталью в иконографии святого. Ростовое изображение К. в молении, представленного вполоборота, помещено в одном из киотов на столбике царских врат сер.- 3-й четв. XVII в., происходящих из ц. сщмч. Климента в Унском посаде Архангельской губ. (ГРМ; см.: Федосеева М. В. Памятники древнерус. прикладного искусства, вывезенные акад. В. В. Сусловым из Архангельской губ.//Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1994. Вып. 6. С. 98-108). Образы К.- одного, в молении Богоматери или в числе избранных святых - встречаются в описях мон-рей Вологодского региона (см., напр.: Переписные книги. 2011. С. 101, 115, 225-226). Одна из икон необычного извода - К. с моделью храма в руке - сохранялась в Сретенском соборе с. Савватьева (бывш. Савватиевой пуст.) ([ Димитрий (Самбикин), архиеп.] Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 64, 66). Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Относительно распространенным изводом иконографии К., лит. источник к-рого не найден, является «Моление прп. Корнилия Комельского Пресвятой Богородице». Нек-рые пядницы с этим сюжетом уже в описи 1676 г. упоминались как ветхие: «...на дву странах от церковных дверей да от брацкаго стола две иконы пядницы Моление Пречистыя Богородицы, а у подножия у обеих икон Корнилей чюдотворец, обе писаны на краске, ветхи» (Переписные книги.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Б-ка обители, начало к-рой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах мон-ря хранилась 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339-1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского мон-ря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии мон-ря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева ; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги мон-ря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из А. с. м. находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранятся в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ. Сохранились сведения об иконописцах А. С. м.: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) - составителе Сийского иконописного подлинника (БАН) (см. Иконописные подлинники ), содержащего ок. 600 прорисей икон. В кон. XVI - нач. XVII в. в обители существовала иконописная мастерская. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков . Из А. С. м. происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец». В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, мон-рь пришел в упадок. По штату 1764 г. А. С. м. был отнесен к необщежительным 2-го класса с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. на должность настоятелей А. С. м. назначались ректоры Архангельской ДС, настоятели занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ. В 1920 г. для сохранения обители на территории А. С. м. братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской ц. местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).

http://pravenc.ru/text/78228.html

Н.А. Маясова Принятые сокращения Архангельский музей – Архангельский областной краеведческий музей Астраханский музей – Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Владимиро-Суздальский музей – Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВНИИР – Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (Москва) Вологодский музей – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВХНРЦ – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. акад. И. Э. Грабаря (Москва) ГНИ – Государственный институт искусствознания (Москва) ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва) ГЛАВМУЗЕЙ – Государственное управление по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) Госфонд – Государственный музейный фонд Гос. НИИР – Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва) ГРМ – Государственный Русский музей (С.-Петербург) ГТГ – Государственная Третъяковская галерея (Москва) ГЭ – Государственный Эрмитаж (С.-Петербург) ИАО – Императорское археологическое общество (С.-Петербург) ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (С.-Петербург) Кирилловский музей – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Кировский музей – Кировский областной художественный музей им. М. В. и А. М. Васнецовых Кировский объединенный музей – Кировский Государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей Костромской музей – Костромской историко-архитектурный музей-заповедник МАО – Московское археологическое общество МДА – Московская духовная академия (Сергиев Посад) Музеи Московского Кремля – Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль " » Музей «Новодевичий монастырь» – филиал Государственного исторического музея музей «Новодевичий монастырь» (Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Шелоховская (Архангело). Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 8 ноября 1795 года в Архангельском погосте сгорела «деревянная о трех приделах церковь». Это была церковь Сретения Господня. В 1803 году вместо сгоревшей была построена новая деревянная церковь с тем же посвящением. По словам Г.П.Гунна, церковь эта «принадлежит к типу так называемых ярусных храмов. На основном четверике сооружен другой четверик всего в несколько венцов и значительно меньших размеров, на котором поставлен восьмерик. Покрытие в виде купола-шлема с главкой». В ней было три престола: главный – в честь Сретения Господня, второй – во имя Великомученика Георгия и третий – святых мучеников Флора и Лавра. При церквях комплекса до середины XIX века была деревянная колокольня. В церковной ведомости от 1854 года написано, что «колокольня ветха, почему и колокола сняты, на постройку же новой план правительством еще не утвержден». В документе 1879 года сообщается, что «при церкви находится отдельная каменная колокольня, устроенная в 1860 году». Также к этому году была «вчерне» исправлена теплая трапезная Сретенской церкви, разрешение на что было получено от епархиального начальства в июне 1877 года. В 1880 или 1881 году в Сретенской церкви появляется еще один престол – в честь Знамения Божией Матери. Тут можно увидеть замечательное «небо» в 15 секторов. Сведения об Архангельском пр[иходе] Карг[опольского] уезда …3. Церкви в нашем приходе две деревянные. Первая во имя Сретения Господня построена 1803 года. И вторая во имя архистратига Михаила построена в 1715 году, на заложение коей находится при церкви грамота в Бозе почившего великого господина Преосвящ[еннейшего] Иова, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, данная в 1713 году и утвержденная печатию, которая замечательна по древности своей и для личного указания сей древности здесь прилагается в подлиннике. [Без подписи]. Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Комментарии и обсуждение Памятник регионального значения. В 2009 году, вместе с местными жителями, покосили траву и грейдером выровняли грунт вокруг храма. Внутри наведен порядок, вынесен мусор и стерты надписи.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04669

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010