Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Архангельский. Фотография. 1892 г. (ГИМ) Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова . С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

http://pravenc.ru/text/76438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вид на мон-рь св. Иоанна Предтечи в Вел. Устюге. Фотография. XIX в. (ГИМ) Вид на мон-рь св. Иоанна Предтечи в Вел. Устюге. Фотография. XIX в. (ГИМ) в г. Вел. Устюг (до XVI в. Устюг); расположен к северо-востоку от исторического центра города, вдоль верхней сухопутной дороги, связавшей Вел. Устюг с Архангельском и Красноборском, на Сокольей (Сокольничей) горе, получившей название Ивановская по храму св. Иоанна Предтечи. Один из древнейших мон-рей на Русском Севере, основан до 1-й пол. XV в. как мужской. XIII в.- 1917 г. Келейный корпус мон-ря св. Иоанна Предтечи Келейный корпус мон-ря св. Иоанна Предтечи Основателем первого храма на месте И. П. м. считается св. прав. Иоанн , бывш. ханский баскак татарин Багуй («Буга богатырь»). Согласно Устюжскому летописцу, в 1262 г. Багуй насильно взял себе в наложницы девицу-христианку Марию. Когда от св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского в Устюг пришли «посланники с грамотами, чтоб татар побивать», Буга, испугавшись, попросил устюжан, «чтоб его соблюли и не убили». По настоянию устюжан Буга крестился с именем Иоанн (вероятно, в честь мч. Иоанна Воина) и венчался с Марией. Однажды во время соколиной охоты он прилег отдохнуть на горе и во сне сподобился явления св. Иоанна Предтечи, к-рый велел поставить на этом месте посвященную ему церковь. Узнав от супруги, «кто есть Иоанн Предтеча», Иоанн-Багуй «по совету устюжан посадников и жены своея» построил храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Устюжский летописец 1681 г. 1-я ред. 1982. С. 104-105; Устюжский летописец 1746 г. 2-я ред. 1982. С. 110; «Летописец о великом граде Устюге». 1982. С. 129-130). Иоанн и Мария были погребены при городской Вознесенской ц., над могилой устроена рака. До XVIII в. существовало их почитание как благоверных супругов, была составлена особая служба; они изображались на иконах вместе с Устюжскими чудотворцами Прокопием и Иоанном .

http://pravenc.ru/text/577912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО «Севмаш»»). Впервые К. м. упоминается в духовной грамоте («рукописании») новгородской боярыни Марфы. «На гробех детеи своих Онтона да Филикса» она поставила «храм святаго Николы в Корельском», дав «в дом святаго Николе куплю мужа своего Филипа». Первоначальные владения К. м. составили «на Лявле острове село, да в Конечных два села, и по Малокурьи пожни и рыбны[е] ловища, а по церковнои стороне и до Кудми, и вверх по Кудми и до озера, и в Неноксе место за сеннеком, и дворищо, и полянка» (Духовная Марфы. 1949. С. 186). Грамоту, сохранившуюся в подлиннике на пергамене (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2), датируют кон. XIV - нач. XV в. ( Шахматов. 1903. Ч. 1. С. 5, 41-42; Ч. 2. С. 133-134; Янин. 1991. С. 298; Юдин. Новгородский род. 2003. С. 153-167). Грамота Марфы, вероятно, носит учредительный характер (ранее монастырь вряд ли мог существовать без церкви и земельных владений). В церковной историографии XIX-XX вв. было принято ошибочное отождествление Марфы, жены Филиппа, со знаменитой «посадницей» Марфой (2-я пол. XIV в.), вдовой посадника Исаака Андреевича Борецкого (впервые это отмечается в грамоте 2 февр. 1540 царя Иоанна IV Васильевича игум. К. м. Ефрему: АЮБДР. Т. 2. 173. Стб. 550; затем такое понимание личности основательницы обители неоднократно фиксировалось в описях К. м. XVII в.). Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Характерно, что Марфа завещала «дом святаго Николы» своим родственникам: «...а приказываю дом святаго Николы господину своему деверю Федору Григорьевичю и его детем, и Дементею (правильно: «Левонтею» - Янин. 1991. С. 298) Обакуновичю, и зятю своему Офромею Васильевичю». Следов., К. м. находился под патронатом боярской семьи. Марфа как «Охромеева теща» указана и в духовной Остафия Ананьинича 1398-1410 гг. (ГВНиП. 110. С. 167; Янин. 1991. С. 298).

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Морщихинская (Нокола). Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1825 - 1835. Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, с. Морщихинская (Нокола) Координаты: 61.218835, 38.877582 Проезд:от а/д Каргополь - Няндома поворот на Ноколу, 36 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В паспорте объекта культурного наследия (см. ссылку со страницы ) постройка датирована XVIII веком. Там же имеются фотографии 1971 года колокольни с сохранившимися куполом и шпилем. Конструкция шпиля фактически повторяет таковую у Петропавловской церкви 1929 года в другой Морщихинской - на берегу Лекшмозера: http://sobory.ru/article/?object=07401  и явно говорит о едином проекте и единой строительной артели. Это позволяет датировать Никольскую церковь близко к Петропавловской. Где-то мне попадалась датировка колокольни 1832 годом, весьма правдоподобно. Сама же церковь выстроена в 1815 г., освящена в 1816: Историческое и статистическое описание Нокольского прихода Рождества Богородицкой семиклассной церкви в Каргопольск[ом] уезде 1. …3. Приход наш находится от города в 30 верстах… В настоящее время в приходе находится две церкви, а именно: 1я Рождества Пресв[ятой] Богород[ицы] с пределами на южной стороне Петра и Павла, а на северной святителя Николая Чудотв[орца]; построена в 1815 год[у], а освящена в 1816 году июня 1го дня. Вторая во имя архистратига Михаила построена в 1792 году, а освящена неизвестно когда. Зданием первая каменная, а вторая — деревянная... (Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских»). Колокольня построена в последней четверти XVIII в., квадратная в плане, трехъярусная, с полукруглым куполом и высоким шпилем (типа Соборной колокольни в Каргополе, но скромнее). После пожара 1790 г. к колокольне в 1819 г. пристроили новую каменную церковь Рождества Богородицы с двумя приделами: в честь Петра и Павла и в честь Николая Чудотворца. Сегодня ее не существует, так как она разобрана в советское время. http://kenozerjelive.ru/karg-eastlache.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21786

В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

Архитектурные постройки начали реставрировать, последний большой проект перестройки дворцов составлен в эпоху имп. Николая I. С реставрацией и исследованием церквей и дворцовых построек К. связаны имена рус. ученых и архитекторов И. Е. Забелина , Тюрина, Б. Н. Засыпкина, П. Д. Барановского , Г. П. Гольца, Н. Н. Свешникова, М. А. Ильина . Колокольня и церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Передние ворота Фотография. 2012 г. Колокольня и церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Передние ворота Фотография. 2012 г. Новый этап в истории К. наступил после 1917 г. В 1923 г. Барановский организовал в К. музей, превратившийся в архитектурный заповедник. Здесь сохранялись еще стоявшие памятники, в К. свозили детали из разрушенных храмов Москвы и др. городов: напр., белокаменные рельефы ц. свт. Николая «Большой Крест», Сухаревой башни, Львиных ворот в Кремле, каменные и целые деревянные постройки (Медоварня, XVII в., из бывш. с. Преображенского, Моховая башня Сумского острога, XVII в., «Домик» Петра I, XVIII в., из-под Архангельска). Барановский заложил основу коллекции икон с изображениями рус. городов, храмов и мон-рей. В К. сложилось большое, сопоставимое с коллекцией ГИМ собрание церковных древностей, элементов архитектурных строительных конструкций и церковного декора. В XX в. в К. работали художник-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры И. Ф. Барщевский, коллекционер и главный хранитель музея В. Е. Суздалев. С кон. 80-х гг. XX в. и особенно с организацией на базе К. общегородского музейного объединения в 2005 г. (Московский гос. объединенный музей-заповедник) возможности музейной, реставрационной и проч. деятельности возросли. В нач. XXI в. прошла реставрация памятников К.: церкви Вознесения Господня, комплекса Передних ворот, Дворцового павильона, колокольни и ц. вмч. Георгия Победоносца. С 80-х гг. XX в. на территории К. ведутся археологические исследования. В зоне с. Дьякова в 2010 г. проведена историко-художественная реконструкция деревянного дворца царя Алексея Михайловича вместе с интерьерами. С 80-х гг. XX в. в музее издается непериодический научный сб. «Коломенское: Материалы и исследования», разнообразная просветительская и научно-популярная лит-ра.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Доходы И. В. м. складывались из окладного жалованья, продажи хлеба и сена, а также из денежных средств, полученных от адм. деятельности. В 1750 г. монастырь имел 1712 р. доходов и 1268 р. расходов (100 р. из них - жалованье солдатам и офицерам, проживавшим при монастыре). В 1763 г. монастырь получил с 1581 крестьянина 3604 р. сбора. Вотчины И. В. м. соседствовали с владениями Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мон-ря , московского Архангельского собора, Александро-Невской лавры, Тверского архиерейского дома, синодальных крестьян и с помещичьими усадьбами. Экономическая политика монастырских властей в 1-й пол. XVIII в. была направлена на поддержание крестьянских хозяйств за счет развития арендных отношений, предоставления ссуд и налоговых льгот. Но в обстановке земельных конфликтов 1700 г.- 60-х гг. XVIII в. монастырские власти не могли обеспечить эффективную защиту интересов своих крестьян, к-рые все чаще требовали перевести их в разряд государственных. В 1757 и 1760 гг. для усмирения волнений монастырских крестьян вызывались воинские команды ( Вдовина. 1988. С. 42-43, 193-201). Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) По указу от 26 февр. 1764 г. И. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату в братии было 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 монахов. Мон-рю полагались 250 р. годового жалованья, участок земли под пашню, огород и сенокос. В 1764-1765 гг. в И. В. м. перевели насельников упраздненных Возмицкого и неск. др. мон-рей. И. В. м. использовался как место содержания колодников, и в 1766 г. настоятель добился выделения на их содержание средств из Волоколамской воеводской канцелярии. Указом имп. Павла I оклад мон-ря был повышен, а земельные угодья увеличены до 30 дес. Основной доход (ок. 40 тыс. р.) И. В. м. получал от сдачи в аренду домов подворья в Москве под торговые палатки. Поступали доходы и от монастырской усадьбы (загородного двора, огорода, пашен, озер, леса), мельницы в с.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В 1903 г. Архангельская духовная консистория выдала предписание настоятелю К.-О. м. о передаче в Архангельское епархиальное древлехранилище 2 редких книг из б-ки. В том же году книги были препровождены: «Псалтырь с символическими изображениями, писаную на пергаменте, без обозначения года», «Поучительные слова, писаные Московским патриархом Иосифом на вопросы датского королевича Владислава Христиановича» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 39. Л. 58, 79). Псалтирь была написана иноком Лукой Смолянином в 1395 г. на пергамене, о чем свидетельствует его собственноручная подпись. Вероятно, писец прекрасно владел не только искусством письма, но и тайнописью. Среди миниатюр-иллюстраций привлекает внимание аллегорический рисунок: мечущийся заяц в окружении готовых вцепиться друг в друга хищников - льва, медведя, барса и чудища-антихриста. По мнению исследователя Г. К. Богуславского, инок Лука в виде зайца изобразил положение своего родного Смоленского княжества, на к-рое претендовали и Литва, и Москва, и Тевтонский орден, и татары ( Бугославский Г. К. Замечательный памятник смоленской письменности XIV в. и имеющийся в нем рисунок символико-полит. содержания//Древности: Тр. МАО. М., 1906. Т. 21. Вып. 1. С. 67-88. Табл. XVII-XX; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма. Л., 1929; Лифшиц А. Л. Онежская Псалтирь 1395 г.- памятник из Кривецкого погоста?//Византийский мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 511-514). В 1916 г. псалтирь попросили прислать из древлехранилища в Синодальную б-ку «для сличения с книгами патриаршей библиотеки», на что был послан ответ: «Просимая Псалтирь представляет собою один из редчайших особенно замечательных по отделке писчего материала (пергамена), изяществу письма и художественности украшений письменных памятников древности; в Архангельском епархиальном древлехранилище - это единственный памятник, и отношение к нему должно быть самое бережное. Вследствие высылки его в 1903 г. в Императорскую Академию наук, где он находился 7 месяцев, и в 1905 г. в Московское Археологическое Общество, где были снимаемы с его заставок и заглавных букв хромолитографированные копии, а также - снятия с них фотографий, памятник этот значительно пострадал» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 72. Л. 4-4 об.). В 2013 г. рукопись хранится в собрании ГИМ (Муз. 4040). Иконописцы вотчин К.-О. м.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

дисс. к-та филологии. Л., 1985; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988; Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. СПб., 1903; Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов риторики и философии профессоров Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 12. См., например: Грамматика (ГИМ. ОР. Барс. 2283; Вахр. 983; Дубл. 909; Муз. 2417; Увар. 226; Хлуд. печ. 141д; Черт. 337); Грамматика Лаврентия Зизания (ГИМ. ОР. Хлуд. печ. 51д; Черт. печ. 732; Щап. 123); Грамматика Константина Ласкаря (ГИМ. ОР. Син. греч. 497, 498, 499); Лудольф Генрих Вильгельм. Грамматика российская. Oxf., 1696 (ГИМ. ОР. Щап. 246); Илья Копиевич. Грамматика. Амстердам, 1700 (ГИМ. ОР. Мнш. 566, 567); Грамматика Мелетия Смотрицкого (ГИМ. ОР. Барс. 2282; Дубл. 490, 844; Менш. 560, 561, 693, 1873, 1910; Син. печ. 334, 734; Хлуд. печ. 67; Цар. А58; Черт. печ. 44, 192, 593, 637; Щап. 126); Грамматика Мануила Москопула (ГИМ. ОР. Син. греч. 322, 323, 500); Грамматика словенская (ГИМ. ОР. Увар. 364); Грамматика Патриарха Иосифа (ГИМ. ОР. Дубл. 806); Алфавит (грамматика) с доп. статьями (ГИМ. Муз. 1681). См. также: Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной Грамматики полнее изложенная. СПб., 1839; Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого/Сост., подг. текста, науч. коммент. и указатели Е. А. Кузьминовой; предисл. Е. А. Кузьминовой и М. Л. Ремневой. М., 2000; Крижанич Ю. Граматично изказание об русском иезику. Брянск, 1848; Смотрицкий Мелетий. Грамматики славенския правильное синтагма. Вильно, 1618; М., 1721 и др. 13. См., например: Иоанн Дамаскин. Грамматика и философия (ГИМ. ОР. Увар. 443); Он же. Грамматика и диалектика (ГИМ. ОР. Барс. 248, 2294); Он же. Богословие (РГБ. ОР. Ф. 304. 121); Он же. Книги философские (РГБ. ОР. Ф. 310. 524); Грамматика И. Дамаскина и риторика Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. ОР. Син. 918). См., также: Богословие нравоучительное [РГБ. ОР. Барс. 276; Епарх. 968; Син. 108, 122; Увар. 878 (Леонид. 216)]; Гефенгеффер.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010