Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Архистратига Михаила в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2014 г. 19:49 21 ноября 2014 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Преосвященства, дорогие Владыки! Всечестные отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником сего Архангельского собора в Московском Кремле. До появления Храма Христа Спасителя Архангельский собор был кафедральным собором города Москвы, а потому праздник в честь Архангела Михаила был престольным праздником всего нашего города. И совершенно неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила, воеводы Небесных Сил, был освящен этот главный в Первопрестольном граде собор. Потому что Предание Церкви, основанное в том числе и на Священном Писании, доносит до нас, может быть, и не полные, но тем не менее очень важные свидетельства о существовании особого духовного мира. Никто не знает, что из себя этот мир представляет. Всякие человеческие стремления внешним образом выразить представителей этого мира являются условными. Когда мы видим Архистратига Михаила с крыльями, это совсем не значит, что он с крыльями, потому что там, где он, крылья не нужны. А люди изображали ангелов с крыльями, чтобы показать, что они выше нас, что они в небе, рядом с Богом, что они могут то, что не может человек. Ведь не может человек летать. Если соотнести возможности этого невидимого и для нас никогда не понятного мира с нашим миром, то можно только свидетельствовать, что тот мир намного превосходит мир земной, физический. Когда мы прославляем святого Архистратига, то есть начальника, некую силу особенную в этом духовном мире, то говорим, что он вместе с иными ангелами прославляет Бога. Мы иногда употребляем слова, не задумываясь о их смысле. До сегодняшнего дня я никогда не задумывался о том, что означает «ангелы прославляют Бога». Что это такое? Когда мы прославляем человека, это ясно, мы выражаем особое уважение этому человеку, признательность за его труды, мы говорим красивые слова, приносим ему подарки, мы аплодируем, улыбаемся. Если это происходит на каких-то больших площадях в городе, мы можем даже кричать от восторга. Это и есть человеческое прославление. А что такое прославление Бога? Не знаем.

http://patriarchia.ru/db/text/3849313.ht...

Его восстановление и развитие связано с процессом возвышения Москвы как политического центра Руси. Белокаменные стены и башни Кремля были возведены при князе Дмитрии Донском (XIV в.). В вв. на территории Кремля велось активное строительство, в результате которого сформировался величественный архитектурный ансамбль, в который вошли Соборная площадь с Успенским собором – усыпальницей московских митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных государственных церемоний, церковь Ризположения и Благовещенский собор, который являлся домовой церковью русских государей, построенные итальянскими архитекторами Грановитая палата (парадный приемный зал) и Архангельский собор, служивший усыпальницей русских князей и царей. Центром ансамбля Московского Кремля стала колокольня Ивана Великого, возведенная в 1505–1508 гг. Со стороны Красной площади Кремль был защищен рвом, в XVI в. он являлся одной из самых мощных крепостей Европы. В XVII столетии усложняется декор кремлевских построек, растет их высота, возводится Теремной дворец – парадные, богато украшенные жилые палаты феодальной знати. К л. 51 об. ...за морем Халкидон-град. – Халкедон, ныне город Кадыкей, расположенный на противоположном от Стамбула берегу пролива Босфор. ...град Калиты... – Галат, район так называемого Нового города, расположенного за заливом Золотой Рог. К л. 53. ...пьяных турки не любят, а сами вина не пьют... – Ср. со свидетельством русского посла в Турции П.А. Толстого: «Народ турецкой трезвой и от пьянства воздержанной, ставят пьянство честные особы за грех великой и за стыд, и простой народ воздерживается от пьянства страхом началных, понеже наказывают за пьянство без милости, того ради и питей, имеющих силу пьянства, не употребляют» (Русский посол в Стамбуле Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII в. М., 1985. С. 38). ...столпы аспитныя... – То есть сделанные из минералов: яшмы, сланца, сланцевого плитняка. К л. 53 об. Великий пост – Великая четыредесятница, время строгого воздержания накануне Пасхи в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

и автор вступ. статьи И. Болотцева. Ярославль, 1981. 8 (с указ. библ­иографии); Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI–XVII веков. Ярославль, 2004. С. 43. 7 Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов//Иконостас. Происхождение. — Развитие. — Символика. M., 2000. С. 457. Отнесение к первой половине XV в. явно является опечаткой. 8 Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. М., 2002. С. 82. Илл. 66–78. 12 Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов. С. 442–464. 13 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. С. 51–56. Илл. 108–128; Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. Каталог. М., 2004. С. 119–173. 1–13. 14 Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. М., 2005. С. 247–264. 16 Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. С. 46–71, 76–77. Иконы русских Святителей — с. 72–73. 18, 19. Икона великомученика Георгия: Дионисий в Русском музее. К 500-летию Рождественского собора Ферапон­това монастыря. СПб., 2002. С. 94–95. 12. 18 Дионисий “живописец пресловущий”. К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произ­ведений древнерусского искусства XV–XVI веков из собраний музеев и библиотек России. М., 2002. С. 119–137. 13–25. Здесь, как и в иных случаях, не учтены изображения столпников, непосредственно не входя­щие в композицию моления. 19 Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//Древнерусское искусство. Художественные памятники рус­ского Севера. М., 1989. С. 131–142. 20 Пуцко В. Г. Плащаница 1466 г. из Архангельского собора Кремля//Убрус. Вып. 6. СПб., 2006. С. 67. Рис. 6. 21 Мельник А. Г. Деисус из Благовещенского погоста в собрании Ростовского музея//История и культура Ростовской земли.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Почти одновременно с Благовещенским храмом был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. Ранее нам приходилось отмечать, что именно в связи со строительством данного придела и была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» по специальной программе святителя Киприана (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. Почитание святых на Руси. С. 109). После сноса большевиками в 1929 г. Чудова монастыря его местный образ чудом уцелел благодаря тому, что давно находился в Архангельском храме Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Арх. соб., 22 соб., высота 235, 5 см - на 5-7 см доска наращена позднее). Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда « в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Т. 1. С. 240, 247). Вслед за церковным историком Лебедевым принято связывать создание иконы с преданием о вдове св. блгв. кн. Димитрия Донского – прп. Евфросинии (=1407), в миру Евдокии, вел. кн. Московской, которая незадолго до своего преставления заказала икону Архангела Михаила и повелела поставить ее в домовой церкви Рождества Богоматери (ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158). В ряде работ кремлевскую икону связывают с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101). Небесный страж у врат рая Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

О древних церквях заставляет вспомнить и завершение из трех глав. Оно не было распространенным в зодчестве Древней Руси. Три главы, отвечающие конструктивным особенностям каждой из церквей, возвышались над Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119-1130 годы) и собором во имя Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 годы) в Великом Новгороде, Успенским собором Елецкого монастыря в Чернигове (начало XII века). Для нашей темы наибольшее значение имеет такое же завершение собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1222-1225 годы). Последний получил нынешнее пятиглавие только в 1528-1530 году, когда был перестроен на средства великого князя почти на две трети высоты и стал почти вдвое выше первоначального собора Богородице-Рождественский собор тоже украшен изящным аркатурно-колончатым поясом. Очень близко и «перспективное» оформление окон обоих соборов. Несомненно, облик городского храма оказал большое влияние на решение монастырского собора Однако это влияние было не единственным. В конце XV – начале XVI века в русских городах и монастырях вновь появляются соборы под тремя главами. Весьма мощным источником воздействия на архитектуру Покровского собора был Благовещенский собор Московского Кремля выстроенный псковскими каменщиками в 1484-1489 году. Он также первоначально имел три главы, с трех сторон его окружают открытые галереи с очень схожими по характеру резьбы столбами арок, стены делятся на три части лопатками и завершаются закомарами, по форме очень близкими Покровскому собору. Такие же кокошники размещаются и в основании центрального барабана. Еще одно сходство – три апсиды кремлевского собора тоже украшены резным фризом, но к нему добавлен еще аркатурный пояс, а окна не имеют «углубленного» обрамления, столь характерного для суздальской архитектуры, и, кроме того, они более широки. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле, возведенный московскими мастерами (1506-1515 годы), как и Покровский собор в Суздале, с трех сторон окружен двухэтажными галереями с открытой аркадой увенчан тремя главами. По мнению исследователей ярославского зодчества, он испытал сильное влияние соборов Московского Кремля: Архангельского (1505-1508 годы) и Благовещенского (1484-1489 годы) Все перечисленные соборы, в том числе и собор Покровского монастыря в Суздале, строились по заказу и «иждевением» великих князей.

http://sobory.ru/article/?object=05097

А во времена Бориса Годунова у Колокольни Ивана Великого на Ивановской площади громогласно, как тогда говорили - « во всю Ивановскую» - читались царские указы. Эта площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Больше всего же я люблю бывать в Архангельском соборе. В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита (1340), последним - император Пётр II (1730). Всего в соборе 54 погребения, включая две деревянных раки с мощами святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. У южной стены собора похоронен святой благоверный великий князь Дмитрий Донской. В дьяконнике за иконостасом - особая царская усыпальница великого государя Ивана Грозного и его сыновей царевича Ивана и царя Федора Ивановича. В конце 19 века настоятелем Архангельского собора был замечательный московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров. В Московском Кремле находится официальная резиденция Президента Российской Федерации. В июле 2014 года Президент России Владимир Путин предложил снести административный 14-й корпус на Ивановской площади Московского Кремля и восстановить стоявшие на его месте Чудов и Вознесенский монастыри. Прекрасный замысел. 29 апреля 2016 года 14 корпус был полностью демонтирован. Бог даст, будут восстановлены здесь и знаменитые кремлевские обители. Как входить на территорию государственного музея-заповедника Московского Кремля, так и выходить отсюда нужно через Троицкие ворота. Александровским садом иду мимо поставленного здесь в 2013 году памятника священномученику Гермогену, мимо Вечного огня у Могилы неизвестного солдата, и выхожу на Красную площадь. Впереди Покровский собор или, как его называют - собор Василия Блаженного. Облик храма неповторим. Девять церквей на едином основании - такой архитектурной композиции не было в мире ни до, ни после. Собор был освящен в день Петра и Павла 12 июля несколько веков назад, и в этом году шедевру русского зодчества исполнилось 455 лет. Собор Василия Блаженного собирался взорвать Наполеон, но дождь загасил фитили. Лазарь Каганович пытался доказать, что храм мешает проведению парадов и демонстраций, и убрал его с макета Красной площади. Сталин грозно посмотрел на безбожника и сказал: «Лазарь, поставь собор на место».

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

В день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля Код плеера Livejournal Liveinternet 21 ноября 2007 г. 20:09 21 ноября, в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cobepшuл Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля . Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил ( РПЦЗ ). Архангельский собор является усыпальницей московских князей и царей, а также других представителей княжеских родов, поэтому во время сегодняшнего богослужения по традиции архидиаконом была произнесена заупокойная ектенья о всех царях и царицах, князьях и княгинях, почивающих в этом храме.На богослужении присутствовали руководители подразделений «Альфа» и «Вымпел» ФСБ РФ — Герои России, а также учащиеся факультета православной культуры Военной академии им. Дзержинского. После причастия в алтаре собора Святейший Патриарх встретился с представителями рабочей группы Православных и Восточных Церквей по подготовке совместного меморандума с Объединенными библейскими обществами. После Божественной литургии состоялся молебен Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным перед чтимой иконой Архангела Михаила, находящейся в местном ряду иконостаса. В своем слове после богослужения Святейший Патриарх поздравил присутствующих с престольным праздником собора, а также отметил, что вспоминая Небесные Силы бесплотные, «мы вспоминаем и земное воинство, которое охраняет наше Отечество, своим жертвенным подвигом укрепляет мир и согласие в обществе». Также Патриарх Алексий поздравил епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила с днем ангела, подчеркнув, что несколько лет назад и помыслить было нельзя о совместном служении в одном из кремлевских соборов с представителями Русской Зарубежной Церкви, но после подписания Акта о каноническом общении стало возможным совместное предстояние у Престола Божия. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/327770.htm...

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/114016.html

Там же. - М., 1882. - С.17. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1895, ч. I, с. 170-178. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Филимонов Г.Д. Палех. - М., 1873. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Там же Там же Там же Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа, СПб., 1995, с. 141 Послание Митрополита Макария Новгородскому Архиепископу Феодосию о совершенном Царском Венчании и вступлении Царя в брак (1547, февраль)/ Веретенников П. , священник. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (+1563)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981, 105-108. С. 244-245. Прим. 104. Панова Т. Семейный портрет Самодержцев//Родина. - 2002. - 7. - С. 36-38. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. - СПб., 1995. - с.162. «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников», - пишет в своей книге «Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916 г. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок - алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010