В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Arhiva În Kremlinul Moscovei s-a desfurat conferina dedicat semnificaiei Hersonesului în cultura rus 28 ianuarie 2015 14:20 22-23 января 2015 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля в рамках работы секции «Церковные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «От херсонесской купели князя Владимира до Московского Кремля: корсунские святыни в истории и культуре России. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира (1015-2015)». На открытии конференции выступили почетный председатель секции «Церковные древности» митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , руководитель секции С.А. Беляев, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения А.Л. Баталов, а также начальник управления Российского гуманитарного научного фонда В.П. Гребенюк, при поддержке которого удалось подготовить и издать четыре тома материалов работы секции: «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России» (М., 2006), «Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники» (М., 2009), «Московский Кремль XV столетия. В 2-х тт. Т.1. Древние святыни и исторические памятники. Т.2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий». 500 лет» (М., 2011), в печати находится «Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники». Всего мероприятие посетили более 250 человек. В первый день работы конференции в ней приняли участие более 160 человек, второй день собрал 90 слушателей, в числе которых были представители Ярославской , Новосибирской , Вятской , Рязанской , Ставропольско й, Калининградской , Томской епархий, а также иностранные гости из Болгарии, Белоруссии, Украины, Чехии. Слушателями и докладчиками заседаний секции стали представители разных университетов и научных учреждений, среди которых: Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Музей русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственный Русский музей, историко-филологический факультет педагогического института Белгородского государственного университета, вузы г. Мурома, Институт славяноведения РАН, Университет г. Брно (Чехия) и другие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3969074...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Московском Кремле прошла конференция о значении Херсонеса в русской культуре 29.01.2015 22-23 января 2015 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля в рамках работы секции «Церковные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «От херсонесской купели князя Владимира до Московского Кремля: корсунские святыни в истории и культуре России. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира (1015-2015)». На открытии конференции выступили почетный председатель секции «Церковные древности» митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, руководитель секции С.А. Беляев, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения А.Л. Баталов, а также начальник управления Российского гуманитарного научного фонда В.П. Гребенюк, при поддержке которого удалось подготовить и издать четыре тома материалов работы секции: «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России» (М., 2006), «Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники» (М., 2009), «Московский Кремль XV столетия. В 2-х тт. Т.1. Древние святыни и исторические памятники. Т.2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий». 500 лет» (М., 2011), в печати находится «Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники». Всего мероприятие посетили более 250 человек. В первый день работы конференции в ней приняли участие более 160 человек, второй день собрал 90 слушателей, в числе которых были представители Ярославской, Новосибирской, Вятской, Рязанской, Ставропольской, Калининградской, Томской епархий, а также иностранные гости из Болгарии, Белоруссии, Украины, Чехии. Слушателями и докладчиками заседаний секции стали представители разных университетов и научных учреждений, среди которых: Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Музей русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственный Русский музей, историко-филологический факультет педагогического института Белгородского государственного университета, вузы г. Мурома, Институт славяноведения РАН, Университет г. Брно (Чехия) и другие.

http://drevo-info.ru/news/18398.html

У Московському пройшла про значення Херсонеса в 28 2015 р. 14:20 22-23 января 2015 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля в рамках работы секции «Церковные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «От херсонесской купели князя Владимира до Московского Кремля: корсунские святыни в истории и культуре России. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира (1015-2015)». На открытии конференции выступили почетный председатель секции «Церковные древности» митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , руководитель секции С.А. Беляев, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения А.Л. Баталов, а также начальник управления Российского гуманитарного научного фонда В.П. Гребенюк, при поддержке которого удалось подготовить и издать четыре тома материалов работы секции: «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России» (М., 2006), «Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники» (М., 2009), «Московский Кремль XV столетия. В 2-х тт. Т.1. Древние святыни и исторические памятники. Т.2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий». 500 лет» (М., 2011), в печати находится «Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники». Всего мероприятие посетили более 250 человек. В первый день работы конференции в ней приняли участие более 160 человек, второй день собрал 90 слушателей, в числе которых были представители Ярославской , Новосибирской , Вятской , Рязанской , Ставропольско й, Калининградской , Томской епархий, а также иностранные гости из Болгарии, Белоруссии, Украины, Чехии. Слушателями и докладчиками заседаний секции стали представители разных университетов и научных учреждений, среди которых: Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Музей русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственный Русский музей, историко-филологический факультет педагогического института Белгородского государственного университета, вузы г. Мурома, Институт славяноведения РАН, Университет г. Брно (Чехия) и другие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968946...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что 1-я деревянная ц. в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем (братом св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ), к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев.-Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода. Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии. В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Великого князя Московского Иоанна III поминали сегодня в Архангельском соборе Кремля 27 октября 2005 г. 14:11 Иоанн III Васильевич (1440-1505) — один из наиболее известных государственных деятелей русского Средневековья. Сын Великого князя Московского Василия II, он принял великокняжескую власть, будучи 22 лет от роду. Одним из главных итогов его правления стало формирование территориального ядра единого российского государства: к Великому княжеству Московскому были присоединены Ярославские, Новгородские, Тверские, Вятские, Пермские земли. При Иоанне III было окончательно свергнуто монголо-татарое иго. К этому периоду относится знаменитое «стояние на реке Угре» 1480 года, когда золотоордынские войска, находясь в виду русских дружин, так и не решились вступить с ними в сражение, видя превосходящую мощь и силу противника. По указу Великого князя из сердца МосквыКремля было выведено подворье ханских баскаков. Именно Иоанн III в 1479 году демонстративно растоптал басму хана Ахмата, требовавшего дань от русских, передав ханским послам, что то же самое будет и с самим ханом. Вслед за этим князь велел «разметать двор болванов» — место, где жили золотоордынские послы и где стояло изображение хана — «болван». На этом месте русский государь повелел соорудить церковь во имя Всемилостивого Спаса, известную ныне как храм Спаса Преображения на Болвановке. При Иоанне III развернулось большое строительство в Москве, отстраивался в камне Московский Кремль, воздвигнут Успенский собор, окончено строительство Благовещенского собора. Возводились храмы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и московском Сретенском монастыре. Значительно возрос международный авторитет Российского государства, правитель которого стал именоваться Великим князем Московским и всея Руси.    В год 500-летия кончины Великого князя группа общественности и ученых-историков, представляющая разные регионы России выступила с инициативой служения панихиды по Иоанну III. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля, в правом углу солеи которого находится гробница князя, совершил викарий Московской епархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий .  Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54744.html

Епископ Бронницкий Амвросий совершил молебен на Соборной площади Московского Кремля 27 марта 2008 г. 16:32 В дни весенних каникул Министерство регионального развития Российской Федерации проводит с 24 по 28 марта в Москве Сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации. В текущем году Сбор прошел в пятый раз. Посещение Успенского Собора Московского Кремля и проведение молебна стало доброй традицией Сбора. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 27 марта молебен на Соборной площади Кремля совершил епископ Бронницкий Амвросий . Перед началом молебного пения владыка обратился к более чем 700 офицерам и воспитанникам кадетских корпусов с приветственным словом: «Уважаемые военноначальники, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в святом для России месте — в Московском Кремле. 90 лет тому назад здесь прозвучали слова священномученика Илариона, архиепископа Верейского, который сказал: Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве быть русскому сердцу? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьётся в Кремле. Но где же в Кремле? В окружном суде? Или в солдатской казарме? Нет, в Успенском соборе... Сегодня мы собрались у главного собора Русской Православной Церкви. Здесь поставлялись русские цари, здесь совершалось настолование на Престол Предстоятелей Русской Православной Церкви, здесь, в Архангельском соборе, обрели покой правители Руси, те, кто созидал наше Отечество, служил его народу. Сейчас мы будем совершать молебен, в котором обратимся к Божией Матери, Успению которой посвящен главный собор Московского Кремля, и ко всем святым, в земле Русской просиявшим. Среди них немало воинов, защишавших нашу землю. Это и святой Александр Невский, и благоверный князь Димитрий Донской, и воины-монахи Троице-Сергиева монастыря — Александр Пересвет и Андрей Ослябя, и святой праведный адмирал Феодор Ушаков и многие другие, имена которых светятся на скрижалях нашей родной истории. Пусть их пример вхдохновляет Вас, а помощь Божия да сопутствует Вам!» На южной паперти Успенского собора епископ Амвросий в сослужении игумена Саввы (Молчанова), игумена Пимена (Цаплинова), диаконов Кирилла Журавлева и Игоря Царева совершил молебное пение Пресвятой Богородице и всем святым, в Земле Руссийской просиявшим. За богослужением пел хор храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. После Торжественного построения и прохождения маршем кадеты посетили Успенский собор. Перед тем, как выйти на площадь, в Успенском соборе, у гробницы с мощами святителя Феогноста, митрополита Московского, память которого совершается 27 марта, епископ Амвросий в присутствии сопровождающих церковнослужителей совершил молебен святителю Феогносту. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/386486.htm...

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы - это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий». Успенский собор (возведен в 1475-1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505-1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652-1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара - мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают... Храмы Кремля - это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь - 500 руб., с экскурсией - 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Архистратига Михаила в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2015 г. 20:41 21 ноября 2015 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником Архангельского собора Московского Кремля. Архангельский собор до освящения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором нашего города. Все московские иерархи восходили на престол именно в этом соборе, здесь был центр духовной жизни первопрестольного града, потому что Успенский собор считался Патриаршим, а Патриаршества в течение более двух веков в России не было. И, наверное, неслучайно этот собор был посвящен Архангелу Михаилу и всем бесплотным Силам. Наши благочестивые предки верили, как и мы сегодня верим, что невидимый ангельский мир обладает реальной силой воздействия на мир физический, на людей. Мы почти ничего не знаем о том мире, но пусть никого это не смущает. Однажды, беседуя со всемирно известным ученым, я спросил его: «А Вы можете в каких-то более или менее конкретных цифрах выразить, какая часть вселенной сегодня доступна научному знанию?» Он, почти не задумываясь, сказал: «Примерно 5 %». — «А все остальное?» — «Все остальное неведомо». Если для науки неведомы 95 %, то и для верующего человека неведомо многое, но оно опознаваемо верой и сердцем. Мы молимся святым Небесным Силам бесплотным, не зная до конца, что это за силы, — только зная, что Бог их создал, что они разумны, что они свободны, что они могут входить в контакт с человеком. Мы молимся им так же, как святым, историю которых мы хорошо знаем, и получаем по вере и по своим молитвам. Когда человек чего-то не знает, он создает некий внутренний, иногда даже зримый образ. Так работает человеческий мозг, так работает человеческое воображение. Мы ведь никогда не знали героев Пушкина или иных наших замечательных писателей, но когда мы читаем их художественные произведения, в нашем сознании возникают образы, у каждого свои. Отталкиваясь от описания, которое давал художник слова, мы строим эти образы в своем сознании.

http://patriarchia.ru/db/text/4277597.ht...

Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010