Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Богомолье». Об Архангельском соборе Московского Кремля рассказывает кандидат богословия протодиакон Константин Лаптев. Ведущая - Елена Смирнова. Ч. 2. 28.10.2015 22:00 Протодиакон Константин Лаптев Архангельский собор Московского Кремля - усыпальница русских великих князей и царей. Среди гробниц и саркофагов читаем имена святых, например благоверного великого князя Димитрия Донского, Владимира Храброго.. Здесь же почивают мощи Царевича Димитрия Угличского...Сюда великие князья приходили молиться святому Архангелу Михаилу и своим предкам перед о даровании победы в сражениях за Русь. И эти молитвы не посрамляли. Здесь " христосовались " с предками на Пасху. Позже находили здесь свое упокоение. О строительстве и значении Архангельского собора для Руси, о его святынях, о упокоенных здесь русских правителях, о традициях и церемониях рассказывает старейший клирик Казанского собора на Красной площади, староста его и ризничий, кандидат богословия протодиакон Константин Лаптев. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/10/28/22-0...

В день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля Москва, 21 ноября 2007 г. 21 ноября, в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ), сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Архангельский собор является усыпальницей московских князей и царей, а также других представителей княжеских родов, поэтому во время сегодняшнего богослужения по традиции архидиаконом была произнесена заупокойная ектенья о всех царях и царицах, князьях и княгинях, почивающих в этом храме. На богослужении присутствовали руководители подразделений «Альфа» и «Вымпел» ФСБ РФ — Герои России, а также учащиеся факультета православной культуры Военной академии им. Дзержинского. После причастия в алтаре собора Святейший Патриарх встретился с представителями рабочей группы Православных и Восточных Церквей по подготовке совместного меморандума с Объединенными библейскими обществами. После Божественной литургии состоялся молебен Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным перед чтимой иконой Архангела Михаила, находящейся в местном ряду иконостаса. В своем слове после богослужения Святейший Патриарх поздравил присутствующих с престольным праздником собора, а также отметил, что вспоминая Небесные Силы бесплотные, «мы вспоминаем и земное воинство, которое охраняет наше Отечество, своим жертвенным подвигом укрепляет мир и согласие в обществе». Также Патриарх Алексий поздравил епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила с днем ангела, подчеркнув, что несколько лет назад и помыслить было нельзя о совместном служении в одном из кремлевских соборов с представителями Русской Зарубежной Церкви, но после подписания Акта о каноническом общении стало возможным совместное предстояние у Престола Божия. 21 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24953.html

Станция метро «Нагатинская» Если потратить десять минут и пройтись вдоль путевых стен этой станции, пропуская поезда, перед вами развернется история русского зодчества. Вот на сумеречном фоне развеваются огромные багровые языки пламени – воспоминание о том, как часто горели деревянные города и села Древней Руси. Вот каменщик работает мастерком, бьет в колокол звонарь, и уже высится Архангельский собор с крестами. А на другом панно – колокольня Ивана Великого, тоже с четко прорисованными крестом. Вот князь с дружиной у стен белокаменного Кремля, в центре которого – церковь, вот архитектор в кафтане с чертежом, а за его спиной – Покровский собор на Красной. А вот и герб Москвы – святой Георгий, поражающий змия, и Кремль, на башнях которого нет звезд, зато явно угадываются орлы. Станция метро «Боровицкая» Прошло всего три года, и тема русского зодчества получила продолжение в оформлении «Боровицкой» – станции, лежащей почти у стен Кремля. То был первая из работ в метро замечательного художника-монументалиста Ивана Николаева. На торцевой стене «Боровицкой» он изобразил «Дерево дружбы народов», корни которого растут из Кремля. Все его соборы увенчаны восьмиконечными православными крестами. А краснокирпичные стены станции украшены изразцами, на одном из которых – Покровский собор на Красной площади (чаще называемый храмом Василия Блаженного). Это уже третье его появление в метро. Весной 1991 года на открывшихся станциях метро «Владыкино» и «Отрадное» пассажиры увидели символы христианства Весной 1991 года, перед самым крушением атеистической диктатуры, на открывшихся станциях метро «Владыкино» и «Отрадное» пассажиры увидели символы христианства, стремительно входящего в жизнь огромной страны. На стенах станции «Владыкино» мы видим церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, часовни во имя Архангела Михаила в Кижах, Ризополженского надвратного храма над Золотыми воротами во Владимире, грузинского Свято-Никольского собора Никорцминда. Жажда религиозной свободы была так велика, что художник Анатолий Мосийчук изобразил тут и католический собор, и даже суфийское медресе и суннитскую мечеть.

http://pravoslavie.ru/146408.html

В 1606 году, когда последовало пренесение мощей св. царевича Димитрия из Углича в Москву, они, до уготовления им места в Архангельском соборе, поставлены были на некоторое время в приделе св. Уара. Ныне в этой достопримечательной церкви от пожаров и разных разорений ничего нет древнего, кроме одних стен. По новому расположению Кремля она назначена в сломку; все иконы, с священными принадлежностями, перенесены в придельную церковь Покрова Богородицы при Архангельском соборе. СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, на СЕНЯХ, Соб., бывший прежде в Московском Кремле, на гребне горы, против церкви Спаса на Бору, подле древней Набережной Государевой Палаты, с которою он соединялся переходами, простиравшимися до бывших тогда Золотых Ворот. Собор этот первоначально основан деревянный в первых годах XV века; при в. к. Василии Димитриевиче и при митрополите, св. Киприане, по случаю встречи на сем месте принесенного из Суздаля ковчега с Страстями Христовыми (который находится ныне в Благовещенском соб.). Потом Собор Сретенский заложен в 1482 году каменный, с приделом Николая Чудотворца, и чрез 78 лет, по ветхости, воздвигнут (1560) царем Иоанном Васильевичем новый, каменный же, одноглавый, в который были перенесены, 25 августа 1770 года, из Черниговского собора мощи Страстотерпцев, кн. Михаила и боярина Феодора; они почивали здесь почти 4 года и, в 1774, перенесены в Архангельский собор, – Сретенский собор разобран в 1801 году. Под ним находились ворота в верхний государев сад, бывший по пологости горы к Подолу, или церкви Благовещения, что на Житном Дворе. ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, собор, бывший в Московском Кремле, между Архангельского собора и Константино-Еленовских ворот, и окруженный зданиями древних Приказов, бывших некогда по краю горы, на месте нынешнего плац-парада. Под этим собором существовали вторые или верхние Тайницкие ворота, ведущие на Ивановскую площадь, и называвшиеся так для отличия от нынешних Тайницких ворот, от которых к ним был на гору вход. Храм этот построен в 1577 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, в то время, когда принесены в Москву из Чернигова мощи князя Михаила и боярина его Феодора, которые тогда и положены здесь. B 1681 году, по указу царя Феодора Алексиевича, велено собор этот перестроить; что и окончено в 1683; и на все это время мощи износимы были в Архангельский собор, а по совершении нового храма, опять сюда перенесены. Наконец, в царствование Екатерины II, около 1770 года, когда, по проектировании архитектором Баженовым огромного Кремлевского Дворца, Приказы и самый Черниговский собор, подошли под вновь предполагаемое здание, то все это сломано и мощи, с прочею святынею, перенесены в Архангельский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иконы И. М. находились в посвященных ему приделах в Архангельском соборе Московского Кремля (1584 - XVII в.), в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву в Москве (освящен в XVIII в.), в храме Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище (1824). Его изображение есть на раке с мощами И. М., сщмч. Елевферия и прмц. Феодосии, созданной в мастерских московского Кремля по заказу царя Бориса Годунова и царевича Феодора (1603-1604, ГММК). Признание И. М. как проповедника благотворительности и милосердия способствовало широкому распространению его изображений в росписях храмов XVII-XIX вв. и на иконах в числе избранных святых. Образ И. М. включен в роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) - на сев.-вост. столбе; ростовских храмов: Спаса на Сенях (1675) - в центральной апсиде, Воскресения Христова (70-е гг. XVII в.) - в оконном проеме рядом со святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими, Иоанна Богослова (1683) - в алтаре; в приделе Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.) и мн. др. На иконе Кирилла Уланова (нач. XVIII в., ЦМиАР) И. М. изображен в среднике раздающим милостыню. Святитель представлен в черном клобуке и черной мантии, выходящим из храма в сопровождении служителей; вокруг него - больные, увечные, женщина с младенцем, к-рые протягивают руки за подаянием. И. М. держит в левой руке мешочек с деньгами, а правой раздает монеты; его посох несет мальчик-служитель. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 66; Δρανδκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφαι της Μσα Μνης. Αθναη, 1964. Σ. 81; Der Nersessian S. L " ilustration de Psautiers grecs du Moyen âge. P., 1970. Fig. 42; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XIII-XV вв. М., 1982. С. 298-299. Кат. 72; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 230; Wharton Epstein A. Tokali Kilise: 10th-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Wash., 1986. P. 67. Pl. 7. Fig. 3. (DOS; 22); Š ev enko N. P. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, 1990. P. 66, 171-171. Ill. 1G11, 5А10-5А11; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " île de Cythère. Athènes, 1997. P. 260. Fig. 5; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 119, 175, 448; Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 123-160; Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески: Моногр. исслед. памятника XII в. М., 2002. С. 158. Ил. 62.

http://pravenc.ru/text/469614.html

Пели Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова и хор Академии хорового искусства под управлением Алексея Петрова. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе г. Москвы. За Литургией были вознесены молитвы «об упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием, в вере христианского закона, управлявших страною нашею», при этом поименно были перечислены цари, императоры и императрицы Дома Романовых. По окончании Литургии был совершен краткий молебен царственным страстотерпцам — царю Николаю II, царице Александре и царственным чадам Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Затем состоялся крестный ход в Архангельский собор, который является усыпальницей многих правителей России, в том числе Романовых. В соборе была совершена лития об упокоении душ российских правителей, «на месте сем упокоения и во иных местех погребенных», с поименным перечислением правителей из династии Романовых. Крестный ход в Архангельский собор сопровождался «проводным торжественным звоном» (для процессий). После литии в Архангельском соборе был совершен викториальный царский звон, возрожденный звонарями Кремля и Храма Христа Спасителя на основе звона в сцене коронации в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Он был исполнен на колоколах первого, второго и третьего ярусов колокольни Ивана Великого с использованием колокола «Реут», установленного на Успенской звоннице. Колокол «Реут», самый древний тысячепудовый колокол России, был отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 году. Надпись на колоколе содержит упоминание царя Михаила Федоровича Романова и его отца, патриарха Филарета Никитича Романова. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/2830156.ht...

Крестный ход был вокруг Кремля – через западные врата Собора, затем – между Соборами – Благовещенским и Архангельским к Чудову; здесь было прочитано Евангелие, и после обратно – в Собор. Народу было далеко не столько, сколько могло бы и должно было бы быть. «Товарищи» не пустили. И это в России, на Святой Руси! Боже мой, Боже мой! Какой позор! По окончании богослужения, в два часа, Патриарх совершил объезд Кремля в открытом ландо к западным вратам Собора. Впереди ехал в экипаже диакон с предносным крестом. Затем Патриарх, с противосидящим сакелларием Пшеничниковым 526 с сосудом, наполненным святой водой, которой Патриарх и окроплял стены. А за Патриархом в экипаже ехали – архиепископ Анастасий и епископ Черниговский Пахомий, как «церемониймейстеры». Шествие направлялось через Троицкие ворота, по Неглинной улице, по Кремлевской набережной, мимо храма Василия Блаженного и приблизилось к Спасским воротам, где Патриарх совершил краткое молебствие. Все время народ сопровождал его. В это время воинская часть Московского гарнизона с красным знаменем явилась на Красную площадь к могилам погребенных здесь жертв гражданской войны и выстроилась между Спасскими и Никольскими воротами. К могилам собралась толпа солдат и рабочих. Оркестр заиграл марш «Вы жертвою пали». Толпа обнажила головы. Когда стихли звуки оркестра, выступивший митинговый оратор выкрикнул на всю площадь несколько фраз в память павшим в борьбе за свободу, мир и братство всех народов. Как раз в этот момент со стороны Спасских ворот показалась коляска Патриарха с бегущим за нею народом. Коляска приблизилась к толпе, окружавшей могилы павших большевиков, и Патриарх кропил в сторону толпы святою водою. Военный оркестр грянул марсельезу 527 . Нарочно ли это было сделано – как озорство, или демонстрация, – или выполнялась программа, намеченная раньше, – неизвестно. Но часть толпы и солдат направилась к Патриарху и приняла от него кропление водою. Молва окрестила эту встречу, как встречу двух миров: далекое историческое прошлое России встретилось у Московского Кремля с ее страшным настоящим и с ее таинственным будущим...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Усыпальница [ править править код ] 21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках. Святыни [ править править код ] Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно. Престольные праздники [ править править код ] Местонахождение [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон: +7 495 695-37-76 Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Соборы Московского Кремля В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов. Один из главных храмов русского государства – Успенский. В нем проходила коронация императоров, венчание на царство, избрание глав русской православной церкви и погребение митрополитов и патриархов. Сейчас здесь можно видеть моленное место Ивана Грозного, особо ценные иконы, некрополь и величественный иконостас. Благовещенский собор служил личным храмом великих князей и царей Москвы. Считается, что часть икон храма создана Андреем Рублевым, а также Феофаном Греком. Архангельский собор был родовой усыпальницей великих князей и царей. В нем 47 надгробий и 2 раки. Здесь покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный, царевич Дмитрий и цари Михаил и Алексей Романовы. Созданный во время Куликовской битвы образ " Архангела Михаила с деяниями " можно увидеть в иконостасе храма. Домовый храм русских митрополитов и патриархов – небольшая церковь Ризоположения. В нем в едином ансамбле представлены четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе и настенная живопись. К северу от Успенского храма и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый храм Двенадцати апостолов, построенный русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. Десятиглавый собор Василия Блаженного много раз подвергался опасности сноса. Наполеон в 1812 году мечтал его увести в Париж, а позже хотел взорвать. В Советское время собор мешал прохождению демонстраций и его также хотели уничтожить. К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины и Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Московский Кремль - история и архитектура Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году. В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Чудов монастырь был безжалостно разрушен большевиками в 1930 году. В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора, администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку св. Алексия. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. В октябре 1930 года был взорван и полностью разрушен Чудов монастырь. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932-1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1950-х годов здание было передано Верховному Совету СССР, а в 1958 году часть его была перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест. В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. В 2009 году в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре. В июле 2014 года Владимир Путин поддержал идею отказаться от реконструкции 14-го корпуса, восстановив вместо этого исторический облик территории с возможным воссозданием находившихся там и взорванных в 1929 году монастырей в качестве культурных объектов. Однако 17 мая 2017 года на пресс- конференции, отвечая на вопрос о возможности возрождения древней обители, директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина ответила, что Чудов монастырь восстанавливать не будут.

http://sobory.ru/article/?object=21396

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010