Большое старинное Евангелие, стоявшее у разрушенной стены, отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы и все это нагромождено между Престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредим. В храме Николы Гостунского предлежит великая святыня, часть Святых Мощей Святителя Николая — того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить! Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках , а при входе в храм, где находится святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а наверху, в колокольне Ивана Великого. Благовещенский собор Московского Кремля Знаменитое крыльцо Лоджетты Благовещенского собора, с которого Грозный Царь любовался кометой, разрушено орудийным снарядом. Мы видели одного художника, который бросился к этому крыльцу и, увидев его разрушение, залился слезами. Здесь разрушен неповторимый образец красоты человеческого искусства. От ударов снарядами сотрясались стены храма и рушились храмовые святыни. Архангельский собор Московского Кремля Архангельский собор Московского Кремля Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного Кремлевского храма, и действительно следы преступления остались на всех Кремлевских святынях. Архангельский собор тоже изъязвлен ударами снарядов. Смерть, не различая святости места, оставила свои кровавые следы между этими двумя святыми алтарями. Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови. Подверглись разрушению и святотатству кремлевские храмы Воскресения Словущего, Ризоположенская церковь с часовней иконы Печерской Божией Матери и Предтеченская церковь на Боровицкой башне.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Большая галерея изображений рус. князей, в т. ч. Д. И., имеется в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной иконографической программе 1564-1565 гг. ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Моск. Кремля и ист. основа нек-рых ее сюжетов//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 160-174; он же. «Воображены подобия князей»: Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля. Л., 1969). В основе росписи - «Книга степенная царского родословия», созданная в 60-х гг. XVI в. митр. Афанасием . Собор рус. князей - «богоутвержденных скиптродержателей» Русской земли - показан как Небесная Церковь, в молитвенном предстоянии. «Портрет» Д. И., вполоборота вправо, с поднятыми в молении руками, находится на юж. стене рядом с его погребением (надпись: «Великий кнзь Дмитрий Иоаннович»). Блгв. вел. князь представлен в украшенной орнаментами красной шубе, без шапки, с русыми волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, с нимбом. При всей условности изображения облик Д. И. отмечен определенной индивидуальной характеристикой. Вместе с тем существует гипотеза, что «портрет» Д. И. помещен на вост. грани северо-зап. столпа (почти фронтально, в княжеских одеждах и в шапке, с надписью: «Великий кнзь Димитрий»), а на юж. стене первоначально был изображен кн. Дмитрий Иванович Жилка ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 148-150). В составе композиций, посвященных княжеской генеалогии, образ Д. И. встречается в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV); на миниатюре синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа рус. князей и царей, выполненного вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), и на поздних повторениях этого рисунка (эмалевая икона кон. XIX в., ГМЗРК) - Д. И. слева, средовек в княжеской шапке и шубе. Царский Титулярник 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 21) и его копии нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; РНБ. F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047) представляют «портрет» седовласого и кудрявого Д. И. с бородой средней величины, на нек-рых миниатюрах - с мечом и щитом.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля 28 мая 2008 г. 15:42 В среду 28 мая после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля , которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении викариев Московской епархии , состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара. Мощи святой были заблаговременно перенесены из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора и во время Божественной литургии пребывали с левой стороны иконостаса. Святейший Патриарх в своем слове назвал сегодняшний день «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». «Сегодняшний день можно считать вторым обретением мощей преподобной, потому что они после долгого пребывания в Судной палате будут перенесены в придел мученика Уара, где православные будут иметь доступ к этим мощам и смогут вознести перед ними свои молитвы святой преподобной Евфросинии Московской», отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также подчеркнул, что заслуга сохранения мощей преподобной наравне с останками других великих княгинь Московских, почивавших в Вознесенском монастыре Кремля, принадлежит музейным работникам Московского Кремля, «которые хотели сохранить некрополь Московского Кремля и захоронение великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату под Архангельский собор». По словам Патриарха, в последнее время была создана комиссия в которой и духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия . В ходе работы комиссии были обретены мощи преподобной Евфросинии Московской. «Особенно важно, что на этом небосклоне святых земли Русской мы чтим великих женщин нашей страны, сонм которых открывает святая преподобная Евфросиния, которая приняла управление Русью и сохранила Русь, которая является молитвенницей за всех нас, кто прибегает к ее предстательству», сказал Святейший Патриарх перед перенесением мощей преподобной.

http://patriarchia.ru/db/text/412874.htm...

В Московском Кремле прошла конференция о значении Херсонеса в русской культуре 28 января 2015 г. 14:20 22-23 января 2015 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля в рамках работы секции «Церковные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «От херсонесской купели князя Владимира до Московского Кремля: корсунские святыни в истории и культуре России. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира (1015-2015)». На открытии конференции выступили почетный председатель секции «Церковные древности» митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , руководитель секции С.А. Беляев, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения А.Л. Баталов, а также начальник управления Российского гуманитарного научного фонда В.П. Гребенюк, при поддержке которого удалось подготовить и издать четыре тома материалов работы секции: «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России» (М., 2006), «Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники» (М., 2009), «Московский Кремль XV столетия. В 2-х тт. Т.1. Древние святыни и исторические памятники. Т.2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий». 500 лет» (М., 2011), в печати находится «Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники». Всего мероприятие посетили более 250 человек. В первый день работы конференции в ней приняли участие более 160 человек, второй день собрал 90 слушателей, в числе которых были представители Ярославской , Новосибирской , Вятской , Рязанской , Ставропольско й, Калининградской , Томской епархий, а также иностранные гости из Болгарии, Белоруссии, Украины, Чехии. Слушателями и докладчиками заседаний секции стали представители разных университетов и научных учреждений, среди которых: Музеи Московского Кремля, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Музей русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственный Русский музей, историко-филологический факультет педагогического института Белгородского государственного университета, вузы г. Мурома, Институт славяноведения РАН, Университет г. Брно (Чехия) и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/3968813.ht...

Царственные гробницы Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции — именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Так, в храме покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна. Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее — в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия. Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. «В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря», — отметил официальный представитель ФСО. Выселение монахинь Он также констатирует что «во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал». В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении. Храм Покрова на Нерли Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело. XV-XVI века: итальянцы в России Успенский собор Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев. Успенский собор Московского Кремля Архангельский собор А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы. Архангельский собор Кремля Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально. Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768 XVII век: иррациональное узорочье В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев. Церковь святителя Николая в Хамовниках Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

http://pravmir.ru/7-arhitekturnyih-stile...

Патриаршее послание по случаю 500-летия Архангельского собора 21 листопада 2008 р. 18:56 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание присутствующим на торжественном приеме по случаю 500-летия Архангельского собора в Грановитой палате Московского Кремля. Генеральному директору ФГУП «Музеи Московского Кремля» Е.Ю. Гагариной Многоуважаемая Елена Юрьевна! Уважаемые сотрудники музеев Московского Кремля! Дорогие гости настоящего торжества! Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся ныне в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца для участия в торжественном праздновании знаменательной даты 500-летия Архангельского собора Московского Кремля. В XIV веке с началом собирания русских земель московский князь Иван Калита возвел в благодарность за избавление Руси от голода каменный храм, который стал домовым храмом великих князей и московских царей. Под его сводами совершались важные события государственной и церковной жизни. В нем молились перед военными походами и служили благодарственные молебны по их завершении. Многие века собор являлся местом упокоения великих князей и княгинь, царей и цариц земли Русской. При великом князе Иване III собор, пришедший в ветхость, был перестроен и стал, поистине, одной из жемчужин средневекового зодчества. «Церковь святого Михаила на площади», как в старину называли Архангельский собор, сформировала вместе с Успенским собором и колокольней Ивана Великого единый неповторимый архитектурный ансамбль соборной площади. В этот день, когда Православная Церковь совершает празднование в честь святого архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, хотелось бы выразить слова благодарности руководству музея Московского Кремля за тот труд, с которым Вы и Ваши сотрудники бережно и с любовью осуществляете свою работу по сохранению наших исторических и духовных ценностей. Благодаря Вашей созидательной работе мы имеем возможность совершить настоящее празднование юбилея Архангельского собора. Еще раз поздравляя всех вас со знаменательным юбилеем, молитвенно желаю всем участникам настоящего торжества крепости душевных и телесных сил, благочестивой ревности по вере и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя, Пречистой Богоматери и всех Небесных Сил бесплотных. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208574...

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Успенский собор в Дмитрове. 1509–1533 гг., 1790 г., XIX в. Фотография. 2014 г. В то время распространился т. н. соборный тип крупного 5-главого храма по типу соборов Московского Кремля - Успенского (1475-1479, архит. Аристотель Фьораванти) и Архангельского (1505-1508, архит. Алевиз Новый), служивший олицетворением идеи «православной державности» в архитектуре ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 11). Шестистолпный Успенский собор соединил идею зального продольного пространства с идеей центричности, выраженной в пятиглавии. Реплики кремлевских соборов появлялись в Подмосковье, среди них - редуцированный тип 5-главого 4-столпного собора. Таков Успенский собор в Дмитрове (1509-1533, заказ кн. Юрия Иоанновича) с 3-частными фасадами и полукруглыми закомарами (в 1790 позакомарное покрытие заменено скатной кровлей, а кирпичные барабаны - деревянными с луковичными главами). Собор был окружен 3-сторонней 2-ярусной галереей на аркадах с асимметричной звонницей на юж. стороне (галерея встроена в приделы в XIX в.). Ордерный декор фасадов с карнизами, филенками и круглыми окнами закомар был создан под влиянием Архангельского собора Московского Кремля. Необычна структура 5-главой 4-столпной ц. Св. Троицы в Чашникове Солнечногорского р-на (нач. XVI в.; вотчина Г. С. Собакина, с 1585 Н. Р. Юрьева; перестроена ок. 1690 Л. К. Нарышкиным - Максимов, Торопов. 1969), прямоугольная центрично-осевая (вытянутая по оси «запад-восток», с большим куполом в центре и малыми по углам), объем которой не имеет алтарных выступов. До перестройки фасады были разделены пилястрами на 3 прясла, завершенных килевидными закомарами, а с запада возвышалась звонница. Сейчас фасады украшены кокошниками с белокаменными раковинами наподобие Архангельского собора; возможно, этот мотив перекликается с первоначальным декором, от к-рого сохранились антикизирующие орнаментальные терракотовые фризы. Предположительно 4-столпной и 5-главой была 3-апсидная ц. Покрова в Чиркине Ступинского р-на (нач. XVI в.; вотчина Шереметевых), однако в кон. XVII в. столбы разобрали, а на четверике воздвигли крупный купольный восьмерик, уничтожив древнее завершение храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010