арку, где изображены праведные Иосиф и Вениамин, сыновья патриарха Иакова (с ними сравнивал св. братьев и автор «Сказания»). С др. стороны апсиды, симметрично Владимиру, Б. и Г., изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся также в XI в. Начиная с сер. XVI в. фигуры Б. и Г. размещаются в наосе на гранях подкупольных столпов. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля сер. XVI в. они представлены на юж. грани северо-зап. столпа, т. е. слева от центрального прохода и вблизи «царского места»; напротив, на грани юж. столпа, изображены воины-великомученики Георгий и Димитрий Солунский. В Спасо-Преображенском соборе Ярославля (1563) Б. и Г. представлены на зап. гранях зап. пары столпов наоса, их образы встречают входящего в собор. Различные варианты изображения избранных святых, часто с включением визант. императоров и Б. и Г., представлены в следующих росписях: Архангельского собора Московского Кремля (восходит к 1565); Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); ц. Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600); Благовещенского собора Сольвычегодска (1601); Рождественского собора в Суздале (восходит к 1636); Успенского собора Московского Кремля (1642-1643); Ризоположенской ц. Московского Кремля (1644); Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); Успенского собора ТСЛ (1684); Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1684); Софийского собора в Вологде (1686-1688); Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689) и др. В бесстолпных храмах образы Б. и Г. стали располагаться в верхних зонах росписей, напр. в Троицкой (ныне Покровской) ц. Александровой слободы (1571), в медальонах на вост. гранях шатра, в ц. Воскресения в Ростове (70-е гг. XVII в.), в откосах окон верхнего яруса наряду с кн. Владимиром и имп. равноап. Константином. В иконах и в прикладном искусстве изображения Б. и Г. (с кн. Владимиром и без него) часто соотносятся с темой св. Креста и с образами святых Константина и Елены. Так, на «Киликиевском» кресте (кон. XV в., ВГИАХМЗ) резная костяная пластина с фигурами святых Константина и Елены по сторонам креста корреспондируется с пластиной, где Б. и Г. поднимают мученический крест. На иконе «Воздвижение креста» (XVI в., ГТГ) по сторонам креста изображены Константин и Елена, а ниже, строго под ними, в ряду избранных святых,- Б. и Г. С темой св. Креста, христ. воинства и Небесного Иерусалима образы Б. и Г. связаны на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя …» (сер. XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля: в центре, в окружении пеших воинов, изображен царь Константин на коне, с крестом, движущийся к Небесному Иерусалиму за арх. Михаилом и Иисусом Навином(?), вслед за ними др. святые воины во главе с князьями Владимиром, Б. и Г. на конях.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху к-рых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению З., как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI в. известны З. из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и мон-ри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (кон. XVI в., СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598, ГММК), З. из позолоченного серебра в составе вклада 1638 г. царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ). В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф. Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями З., к-рые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; О н же. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. 27) и свт. Петру Московскому (Там же. 38). На пересечении дуг З. прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). З. митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для вост. ювелирного искусства XVII в. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. З., была унаследована рус. императорами: золотую З. в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом ( Снегирев. 1842-1845. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила З. работы мастера Семена Кузова (1800, ГММК).

http://pravenc.ru/text/182741.html

На Соборной площади Московского Кремля епископ Бронницкий Амвросий совершил молебен Москва, 27 марта 2008 г. Епископ Амвросий В дни весенних каникул с 24 по 28 марта Министерство регионального развития Российской Федерации проводит в Москве Сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации. В текущем году Сбор прошел в пятый раз. Посещение Успенского Собора Кремля и проведение молебна стало доброй традицией Сбора.  По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 27 марта молебен на Соборной площади Кремля совершил епископ Бронницкий Амвросий.  Перед началом молебного пения владыка обратился к более, чем 700 офицерам и воспитанникоам кадетских корпусов: " Уважаемые военноначальники, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в святом для России  месте - в Московском Кремле. 90 лет тому назад здесь прозвучали слова священномученика Илариона, архиепископа Верейского, который тогда сказал: Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве быть русскому сердцу? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьётся в Кремле. Но где же в Кремле? В окружном суде? Или в солдатской казарме? Нет, в Успенском соборе... Сегодня мы собрались у главного собора Русской Православной Церкви. Здесь поставлялись русские цари, здесь совершалось настолование на Престол Предстоятелей Русской Православной Церкви, здесь, в Архангельском соборе обрели покой правители Руси, те, кто созидал наше Отечество, служил его народу. Сейчас мы будем совершать молебен, в котором обратимся к Божией Матери, Успению которой посвящен главный собор Московского Кремля, и ко всем святым, в земле Русской просиявшим. Среди них немало воинов, защишавших нашу землю. Это и святой Александр Невский, и благоверный князь Димитрий Донской, и воины-монахи Троице-Сергиева монастыря - Александр Пересвет и Андрей Ослябя, и святой праведный адмирал Феодор Ушаков и многие другие, имена которых светятся на скрижалях нашей родной истории. Пусть их пример вхдохновляет Вас, а помощь Божия да сопутствует Вам! "

http://pravoslavie.ru/26217.html

В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых. Успенский собор Московского Кремля – одна из святынь русского православия. И хотя в нем работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения. Источник: http://www.msk-guide.ru/arkhangelskiy_sobor.htm Придел мученика Уара в Архангельском соборе Московского Кремля Изначально придел мученика Уара в Московском Кремле был устроен в XII веке при самом первом московском храме Рождества Иоанна Предтечи. Первое время эта церковь была соборной, и при ней находился митрополичий двор. Позже, когда сюда перенесли из Углича мощи царевича Димитрия, в народе церковь получила название мученика Уара. Дело в том, что будущий царевич Димитрий родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) в день памяти мученика Уара Египетского. И по обычаю того времени получил это имя при рождении. Через несколько дней он был крещен и уже при крещении получил имя Димитрий. После сноса храма в XIX столетии пристройку перенесли к северной стороне Архангельского собора. Придел мученика Уара в Архангельском соборе долгое время находился в запущенном состоянии. На протяжении последних лет в нем проводились восстановительные работы. Сейчас центральное место в приделе занимает рака с мощами преподобной Евфросинии Московской, перенесенная сюда 28 мая 2008 года. Главная святыня в приделе – чудотворная икона святого Уара начала XVIII века, одно из последних произведений мастеров Оружейной палаты. Уаровский придел был одним из самых посещаемых мест Кремля. Святой считается неустанным ходатаем перед Господом за некрещеных. Замечательна сама архитектура придела. Это единственный сохранившийся в Москве бесстолпный храм эпохи Ивана Грозного. Реставраторы максимально раскрыли кладку и первоначальную роспись. Придел, как и весь Архангельский собор, был расписан «под кирпич». В советские времена в приделе был сделан вход в камеру кондиционеров. http://rubooks.net/book.php?book=10642&page=7 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1992 году в России была выпущена серия почтовых марок, посвященных соборам Московского кремля, на одной из этих марок изображен Архангельский собор. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03385

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 01.06.2011 Реставрация Благовещенского собора Московского Кремля закончена, специалисты сделали ряд находок. " Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора - она тоже предполагает массу открытий " , - рассказал заместитель гендиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов в интервью, которое публикует в среду " Российская газета " . Он сообщил, что во время реставрационных работ под лестницей XIX века была обнаружена часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. По словам А.Баталова, крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Сарабьянов считает, что живопись относится к эпохе Андрея Рублева " и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу " . Говоря о фасадах собора, он указал на то, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. В процессе реставрации апсидов, вырубленных в толще восточной стены палаты в XVIII веке, были обнаружены следы примыкания Казенной палаты, следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты. " Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами " , - добавил А.Баталов. Как отметил он, в стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его " родословной " определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. " Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один - эпохи Дмитрия Донского, другой - его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века " , - сказал заместитель директора музеев. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2011 16:24:25

http://drevo-info.ru/news/10804.html

Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

В Архангельском соборе придел святого Уара будет снова доступен для посещения Москва, 5 июня 2008 г. Придел Архангельского собора, закрытый для публики 90 лет, откроется для посещения в четверг, сообщили РИА Новости в пресс-службе Музеев Московского Кремля. " В этом году празднуется 500-летие освящения Архангельского собора, и Музеи Московского Кремля открывают закрытый для посетителей на протяжении 90 лет его придел, освященный во имя святого Уара " , - сказали в пресс-службе. В настоящее время Музеи Кремля осуществляют программу доступности для посетителей исторических помещений в кремлевском ансамбле. Реставрацию Архангельского собора и его приделов в Музеях Кремля называют " одним из важнейших компонентов " этой программы. С момента своего основания в XIV веке вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Так, рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их " воображаемые " портреты. Эта " портретная " галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/26816.html

Во время Отечественной войны 1812 г. А. проявил себя как незаурядный организатор, патриот и добрый пастырь, воодушевлявший народ на отпор врагу. А. составил молитву об изгнании врагов, одобренную имп. Александром I и введенную в круг богослужения в Москве. По его указанию был установлен чудотворный Смоленский образ Божией Матери на поклонение народу в Успенском соборе Кремля. 14 авг. 1812 г. А. благословил московское земское ополчение, вручив хоругви; организовал крестные ходы с чудотворными Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Божией Матери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятительный молебен в госпитале в Лефортовском дворце; принимал меры к сохранению церковных ризниц и отправке из Москвы Патриаршей б-ки, дел консистории и Синодальной конторы, помогал духовенству выехать из Москвы. По настоянию московского коменданта гр. Ф. В. Ростопчина А. в ночь на 2 сент. вместе с Владимирской и Иверской иконами Божией Матери уехал во Владимир, затем в Муром. После отступления французов А. 7 нояб. 1812 г. вернулся в Москву и сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь и храмов; по поручению императрицы Марии Феодоровны раздавал пособия жителям Москвы, потерявшим имущество. Указом имп. Александра I от 28 дек. 1812 г. А. было повелено после смерти митр. Платона продолжать управление епархией и выделены средства для возобновления храмов и духовных уч-щ. 1 дек. 1812 г. А. освятил Покровский собор и Китай-город, 12 дек.- Белый город, 1 февр. 1813 г. был открыт Кремль освящением Архангельского собора . 30 авг. 1813 г. был освящен Успенский собор Кремля, наиболее пострадавший от французов. 3 марта 1813 г. А. открыл присутствие консистории, по его указанию 31 марта 1813 г. возобновились занятия в МДА. А. приветствовал вернувшееся московское ополчение, принял от него хоругви и установил их в Успенском соборе Кремля, ввел ежегодные поминовения погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских сороков 11 окт.- в день оставления французами Москвы. К 1816 г. благодаря деятельности А. все московское духовенство было возвращено на свои приходы. 12 окт. 1817 г. на Воробьёвых горах состоялась закладка храма Христа Спасителя по обету, данному имп. Александром I, в благодарность за победу над французами. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» А. был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом ТСЛ, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией. С 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. Умер от туберкулеза и похоронен по завещанию в Успенском соборе ТСЛ, у зап. ворот.

http://pravenc.ru/text/62614.html

В Архангельському Московського Кремля звершено приурочену до руйнування Чудового та Вознесенського 18 грудня 2014 р. 15:18 17 декабря 2014 года, в день памяти святых великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Богослужение было приурочено к 85-летней годовщине разрушения древних кремлевских святынь — Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей. По заамвонной молитве владыка Арсений совершил заупокойную литию в крипте Судной палаты над гробницами цариц и великих княгинь. В приделе св. мч. Уара был отслужен молебен у раки с мощами прп. Евфросинии, великой княгини Московской. По окончании молебного пения митрополит Арсений обратился к молившимся со словом приветствия и передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В зале Судной палаты была открыта выставка сохранившихся святынь и реликвий Вознесенского женского монастыря. Вознесенский женский монастырь Московского Кремля был разрушен в 1929 году. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения женщин — представительниц московского великокняжеского рода. По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой св. блгв. кн. Димитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева. В 1407 году Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы. По материалам сайта Центрального викариатства г. Москвы Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3881896...

Изображен в сюжетах: рождение у св. вел. кн. Александра Невского сына (Древний летописец,- 1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 44); поход на Рязань против татар (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 195 об.): Д. А. на коне, впереди войска, в латах и княжеской шапке, вверху - он берет в плен рязанского кн. Константина; съезд рус. князей в Дмитрове (Л. 198 об.): Д. А. 3-й слева, в синем плаще, его десница с указующим жестом (знаком приказания); передача Переяславля кн. Иваном Дмитриевичем своему дяде Д. А., назначение наместников в Переяславль (Л. 202): Д. А. справа, в синем плаще, с княжеским жезлом, на 2-м плане изображение Переяславля; пострижение и преставление (Л. 204 об.): Д. А. на ложе, в схимнических одеждах, на фоне одноглавого храма Данилова мон-ря; отпевание и погребение (Л. 205): на фоне Архангельского собора Московского Кремля, перед гробом 4 сына Д. А., вверху - сын Юрий, к-рого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы вел. кн. Андрей Александрович не занял их город. Изображение исторических событий связано с их изложением в Степенной книге в «Повести о богоснабдимом великом князе Данииле Александровиче Московском»; соответствующие миниатюрам тексты являются компиляцией выдержек из летописей, Степенной книги, Хронографов, Житий, повестей. Св. кн. Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Св. кн. Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Наиболее раннее сохранившееся изображение Д. А.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной программе 1564-1565 гг. ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов//Древнерус. искусство: XVII в. М., 1964. С. 160-174). Фигура святого помещена при входе в собор на юж. стороне сев.-зап. столпа: Д. А. с нимбом, в темно-коричневой монашеской мантии, охряная ряса перехвачена широким черным монашеским поясом с пряжкой, куколь схимы синего цвета (цвета одеяний те же, что и в миниатюрах Летописного свода), в правой руке князя - свернутый свиток, левая - в молении к благословляющему небесному покровителю прп.

http://pravenc.ru/text/171280.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010