Ховань, деревня – 390 Хорив, гора (см. Синайская гора) Ц арьград (Царяград), город (см. Константинополь) Церкви: Авраамова церковь в Иерусалиме – 196, 323, 597 Андрея Первозванного в Киеве – 140, 256, 570 Антониевская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 570 Апостолов Петра и Павла в Риме (см. Собор Святого Петра) Архангельский собор московского Кремля – 583 Бакчи (Иоанна Предтечи) в Константинополе – 42, 161, 281, 582 Благовещенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 572 Благовещенский собор московского Кремля – 583 Варлаамовская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Василия Блаженного в Москве – 581 Введенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Великая церковь в Иерусалиме (см. церковь Воскресения Христова) Вознесения Христова в Иерусалиме 102, 219, 343, 532 Воскресения Лазаря в Вифании – 219, 611 Воскресения Христова в Иерусалиме 80, 88–98, 194, 195, 203–216, 322, 327–339, 352, 400, 427, 442, 457, 464, 483, 501, 502, 506, 510, 511, 520, 532, 549, 595–597, 601, 623, 636, 637 Георгия Великомученика в Рамле – 73, 74, 189, 315, 504 Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме – 89, 90, 323, 327–330, 637 Двенадцати апостолов в Иерусалиме 81, 597 Дмитровский собор Московского Кремля – 601 Ероя (см. Святая Святых) Иакова Алфеева, брата Божия, в Иерусалиме – 81, 97, 98, 196, 213, 215, 232, 337, 338, 596, 605 Иакова Заведеева в Иерусалиме – 596 Иоакима и Анны в Иерусалиме – 342 Иоанна Богослова в Акри – 68, 310 Иоанна Лествичника , «иже под колоколы», в Москве – 581 Иоанна Предтечи в орловском Успенском монастыре – 569 Ильи Пророка в иерусалимском Ильинском монастыре – 83, 198 Константина и матери его Елены в Иерусалиме – 81, 92, 98, 196, 208, 215, 323, 332, 338, 597 Крестовоздвиженская церковь в Киеве – 570 Михайловский Златоверхий собор в Киеве – 138, 255, 517, 569 Николая Чудотворца «на желтых песках» в Москве – 620 Покрова Богородицы в Москве – 243, 375, 376, 397, 518, 619 Покрова Богородицы на Ветке – 405, 406 Преображения Господня в лавре Саввы Освященного – 85, 200, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Гаврищук - «На заре» (2012). В монументальной живописи В монументальной живописи на сев.-зап. столбе в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) ( Качалова Н. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. Ил. 70) О. представлена вместе с равноап. кн. Владимиром (уподобление парам равноапостольных имп. Константина и имп. Елены и благоверных имп. Михаила и имп. Феодоры). Она в традиц. одеждах, на голове визант. корона-камилавка («венец сомкнутого византийского типа») поверх белого плата, в правой руке крест, ладонь левой обращена вовне ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, стенопись по первоначальной программе 1564-1565) образ О. помещен на вост. грани сев.-зап. столба во 2-м ярусе снизу напротив равноап. кн. Владимира, представленного на зап. грани сев.-вост. столба. Она в орнаментированной красно-коричневой далматике с широким золотым оплечьем, на голове городчатый венец поверх белого плата, у груди держит свиток. Фигура О. в росписи храма-усыпальницы рус. государей имеет особое значение в контексте программы декорации, связанной с темой святости русских правителей, О. представлена как 1-я святая правительница Руси и как ее просветительница. В росписях т. н. годуновского времени образ О. (на голове высокий городчатый венец, белый плат опускается на плечи) представлен в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (1598), на юж. грани сев.-зап. столба во 2-м регистре снизу, и соотносится как с царицей Еленой, так и с императрицами Ириной и Феодорой. По мнению Л. С. Ретковской, они выделены в отдельную группу за «их деятельность по укреплению и распространению православной религии в пределах Византийской империи (а для княгини Ольги - на Руси), их твердость в соблюдении церковных обрядов» ( Ретковская. 1955. С. 19). В Троицком (Преображенском) храме в Б. Вязёмах (между 1598 и 1600) О. изображена на сев. стене в нижнем ярусе сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Маясова 1999 – Маясова H.A. Группа памятников московского шитья времени Дионисия//Ферапоитовский сборник M., 1999. Вып. 5. С. 208–222. Маясова 2002 – Маясова Н.А Произведения лицевого шитья из Архангельского собора//Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 334–364. Маясова 2003 – Маясова H.A. Древнерусское лицевое шитье из ризницы Соловецкого монастыря//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С. 73–74 (Материалы и исслед./Федермыюе гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник „Моск. Кремль»; 17). Мелетий, архим. 1881 – Мелетий, архимандрит Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881. Меняйло 1995 – Меняйло В. А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С 14–25 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моек Кремль»; 10). Меняйло 2000 – Меняйло В. А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI-XV1I веках//Искусство христианского мира: Сборник статей. Вып. 4. М., 2000. С. 92–107. Меняйло (в печати) – Меняйло В. А. Иконы Вознесенского монастыря; Каталог, (в печати). Милюков 1899 – Милюков П. Н. Христианские древности западной Македонии//Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1899. Т. 4. Вып. 1. С 21–151. Михаил, епископ 1958 – Михаил, епископ Смоленский и Дорогобужский. Плащаница Смоленского Успенского собора//Журнал Московской Патриархии. 1958. 4. С. 44–50. Московская деловая письменность XVII в. – Московская деловая и бытовая письменность XVII в. М, 1968. Музеи Кремля 1969 – Государственная Оружейная палата Московского Кремля/Авт. текста А. А. Гончарова, Н. В. Гордеев, К. В. Донова и др. М, 1969. Нарциссов 1990 – Нарциссов В. В. Шитый покров Сергия Радонежского//Древнерусское и народное искусство/Сообщения Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 28–38. Нарциссов 1997–Нарциссов В.В. Воздух, шитый княгиней Оленой Верейской//Древнерусское искусство: Исследования и реставрация. СПб., 1997. С. 212–233.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архив Пн В Московском Кремле состоялась встреча Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей 21 ноября 2011 г. 16:39 21 ноября 2011 года в Патриарших палатах в Московском Кремле состоялась встреча Предстоятелей Русской, Грузинской , Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии , а также представителей Антиохийской , Румынской и Болгарской Православных Церквей. Возглавил заседание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед встречей гости из Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества по случаю 65-летия Святейшего Патриарха Кирилла, в сопровождении председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , а также членов делегаций посетили Архангельский собор Кремля, где в этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершил Божественную литургию по случаю престольного праздника. При поклонении кремлевским святыням гостей также сопровождали секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудники ОВЦС. В Патриарших палатах Кремля, освящение которых состоялось ранее в этот же день, Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей тепло приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы, на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения».

http://patriarchia.ru/db/text/1749942.ht...

28 июля (10 августа) 1472 года по приказу московского князя Гребневская икона была торжественно, с крестным ходом перенесена из Кремля в новоустроенную церковь на Лубянке, - отсюда и явился августовский праздник. Здесь же на Лубянке обосновались переселенцы из покоренного Новгорода. Вероятно, они и дали имя местности Лубянка, назвав ее в честь родной новгородской улицы Лубяница. Эти переселенцы, знатные состоятельные " житьи люди " , были своеобразными заложниками великого московского князя - чтобы их соотечественники в Новгороде не подняли мятеж против его власти. Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина - любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней. Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия. Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции, она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года - в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный... приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича - Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича.

http://sobory.ru/article/?object=34824

13 См. Попов Г.В. Иконостас Дионисия 1481 года: опыт исследования комплекса по письменным источникам//Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 123–140; Филатов В.В. Иконостас новгородского Софийского собора//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 63–82; Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2 (12). 14 Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405–420; Смирнова Э.С. Два примера убранства иконостасных тябл на Севере//Средневековая Русь. М., 1976. С. 352–257 15 См.: Толстая Т.В. Местный ряд иконостаса Успенского собора в конце XV – начале XVI вв.//Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 100–122; Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря//Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 126–173 16 Алтарная преграда Софии Новгородской в течение нескольких десятилетий была предметом исследования Г.М. Штендера: Штендер Г.М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 95–98; Штендер Г.М., Сивак С.И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Под ред. К.К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–293; о преградах в других храмах, см.: Ковалева В.М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 55–63. 17 Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С. 273–287. 19 Флоренский П. Иконостас//Богословские труды. Сб. 9 (1972). С. 83–148. Полное критическое издание, см.: Флоренский П. Иконостас. М., «Искусство», 1994, особенно с. 61–62. 21 Felicetti-Liebenfels W. Enstehung und Bildprogramm des byzantinischen Templons im Mittelalter//Festschrift W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956. S. 49–58. См. критику: Лазарев В.Н. Три фрагмента. С. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2009 г. 15:47 21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии , совершили Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля . Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор прибыл в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжества по случаю 10-летия Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Предстоятелям двух Поместных Церквей сослужили: епископ Комарнинский Тихон (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве. За Литургией молились епископ Годонинский Иоаким, настоятель Успенского храма в Ольшанах архимандрит Сергий (Иванников), другие члены делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, представитель Русской Православной Церкви при Православной Церкви Чешских земель и Словакии протоиерей Николай Лищенюк. Среди молившихся за богослужением были также Герой России, заместитель начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого генерал-майор А.Д. Конов; Герой России, старший научный сотрудник Академии РВСН генерал-майор В.В. Круглов; преподаватели, слушатели и курсанты факультета православной культуры Академии. Архангельский собор является усыпальницей многих правителей Руси, поэтому по сложившейся традиции Святейший Патриарх Кирилл вознес за Литургией молитву об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». Святейший Владыка совершил также молитву об упокоении души убиенного священника Даниила Сысоева .

http://patriarchia.ru/db/text/946774.htm...

Большой группой из пятнадцати произведений представлена в Музеях Кремля мастерская рубежа вв., во главе которой стояла Акулина (в надписях – «Акилина») Петровна Бутурлина – жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина. Многие из этих произведений предназначались для Кремля: для Успенского собора были вышиты покровы «Митрополит Петр», «Митрополит Иона», «Митрополит Филипп» (кат. 154–156); в Чудов монастырь предназначались два покрова с изображением митрополита Алексия (кат. 152, 153) и комплект покровцов на священные сосуды в Архангельский собор (кат. 163–165). Другая часть произведений светлицы Акулины Петровны в 1923 г. поступила в музей из Соловецкого монастыря. Это два покрова с изображением Зосимы и Савватия Соловецких (кат. 157, 158), два воздуха «Христос во гробе» (кат. 159, 160), два сударя «Агнец Божий» (кат. 161, 162) и большая плащаница 1704 г. (кат. 151). Мастерская Акулины Петровны Бутурлиной работала очень интенсивно. В разных музеях страны, включая Музеи Московского Кремля, удалось опознать тридцать пять ее произведений. Самая ранняя дата – 1691 г. – стоит на плащанице переславского Данилова монастыря 299 , самая поздняя – 1711 г. – на новгородской плащанице 300 . А всего нам известно шесть больших плащаниц 301 , шестнадцать надгробных покровов 302 и четыре комплекта покровцов на священные сосуды 303 . Есть все основания надеяться и на новые находки в фондах других музеев. По-видимому, мастерская Акулины Петровны работала и «на заказ». Об этом свидетельствует повторение изображений, например, митрополита Алексия, а также указание в надписи на соловецкой плащанице, что она построена «тщанием и трудами» Акулины Петровны, а «строил» ее «прошением и радением» строитель Соловецкого монастыря иеромонах Матфей. Это обычный случай заказа духовных лиц в частных мастерских. Несмотря на то что только на плащаницах и на некоторых покровцах есть даты и имя Акулины Бутурлиной, произведения ее мастерской легко опознаются по характерным для нее признакам. Одежды святых здесь обычно вышиты крупными, иногда рыхлыми, золотыми швами, преимущественно «городком» 304 , буквы литургических надписей на каймах, также шитые золотой нитью, длинные, тесно расположенные друг к другу, имеют одни и те же особенности. В шитье же личного в мастерской принято два разных приема. В одних произведениях это плотные стежки тонкого крученого шелка «по форме» без оттенений, в других – использована аппликация шелковой тканью песочного цвета с нанесением черт лица коричневой нитью. Причем типажи с разными приемами исполнения ликов нередко близки друг к другу. Светлица Акулины Бутурлиной занимает значительное место в искусстве шитья на рубеже двух эпох – русского средневековья и Нового времени. В ней скрестились старые традиции следования принятым иконографическим образцам и поиски новых решений и средств выражения 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В 20-х гг. здания мон-ря использовали как хозяйственные, реже - как музейные помещения: в трапезной ц. прп. Михаила Малеина была размещена выставка деревянной скульптуры. С февр. 1929 г. при Управлении комендатуры Кремля была создана комиссия, рассматривавшая вопросы сноса в Кремле различных зданий, в т. ч. комплекса обители. «Удручающий» облик построек М. В. м. был признан причиной для их ликвидации. С июня того же года музейному отделу Наркомпроса предлагалось освободить здания от музейных ценностей. Летом были спешно проведены обмеры сооружений, прежде всего Вознесенского собора; с 25 авг. до 2 сент. 1929 г. демонтировали 6-ярусный резной иконостас, из соборного некрополя вынесли саркофаги. Несмотря на усилия работников и руководителей Оружейной палаты (заведующего отделом «Памятники Кремля» Н. Н. Померанцева, архит. Д. Н. Сухова), историков и ученых, напр., главного хранителя ГИМ А. В. Орешникова, в нояб.-дек. 1929 г. комплекс построек М. В. м. был снесен. С 1997 г. в Музеях Московского Кремля разработана научная программа по музеефикации юж. придела Архангельского собора (для размещения сохранившихся икон и предметов из М. В. м.) и обустройству подвала-крипты, древней палаты XV-XVII вв. для хранения белокаменных надгробий вел. княгинь и цариц из Вознесенского собора. В 2010-2016 гг. силами археологической службы в Кремле и сектора археологии Москвы Ин-та археологии РАН были проведены масштабные раскопки при разборке 4-го адм. корпуса, сооруженного на месте М. В. м., Чудова мон-ря и Николаевского дворца (архит. И. В. Жолтовским). Эти работы позволили создать на территории бывш. обители археологический музейный комплекс. Архитектурный ансамбль Собор в честь Вознесения Господня Первая каменная церковь была заложена весной 1407 г. прп. Евфросинией. Строительство продолжилось при содействии ее преемницы, вел. кнг. Софии Витовтовны. Тогда удалось довести постройку до уровня светового барабана и главы над ним. К 1467 г. здание пострадало от частых пожаров, однако мастера, работавшие под рук.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю. В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта. В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг. В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г.  Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви. Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244563...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010