Предполагают, что через неск. лет после окончания строительства с зап. и сев. сторон к А. с. была пристроена крытая паперть. Существует предположение о строительстве и с юж. стороны собора паперти, примыкавшей к вост. стене кирпичной палаты с погребом Казенного двора. В сер. XVI в. к сев. боковым апсидам с вост. стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы - возможно, наиболее ранний памятник обетного строительства Иоанна IV Васильевича Грозного после завоевания Казани. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Исследования собора 2000-2001 гг. показали, что существующая юж. галерея, возможно, появилась в XVII в. Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны зап. и сев. паперти (1749-1750), полностью перестроен юж. придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в сер. XVIII в. с юж. стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у сев. портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей А. с. Архангельский собор Московского Кремля. Зап. фасад. Реконструкция В. Н. Меркеловой Архангельский собор Московского Кремля. Зап. фасад. Реконструкция В. Н. Меркеловой В наст. время нет никаких свидетельств о росписи собора при Василии III. Существует гипотеза о том, что она не предполагалась при первоначальной ордерной декорации интерьера. Очевидно, впервые собор был расписан уже при Иоанне IV в 1564-1565 гг.- фрески этого времени сохранились в лоджии над зап. входом и в юж. предалтарии. Существующие ныне росписи в основном относятся к сер. XVII в. (закончены к 1666). В их создании участвовали 92 мастера, среди к-рых С. Ушаков , С. Резанец , Ф. Зубов , Ф. Козлов, И. Филатов , Г. Никитин . За исключением неск. новых сюжетов, мастера полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в. Примечательной частью стенописи является галерея условных портретов вел. и удельных князей и царей, погребенных в соборе, а также их предков - вел. князей владимирских. Росписи А. с. могут быть включены в круг программных произведений, созданных по заказу царя Иоанна IV в сер. XVI в., в к-рых нашла выражение концепция власти правосл. царя, в частности представления о помощи арх. Михаила рус. князьям, о княжеском подвиге в защите веры, о царском родословии.

http://pravenc.ru/text/76446.html

В 20-х гг. ХХ в. разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию зап. входа в собор, а также кирпичный портик у сев. портала. В 1929 г. в погреб, находящийся к югу от А. с., были перенесены саркофаги с останками вел. княгинь и цариц из разобранного собора Вознесенского мон-ря. В 1930-1934 гг. реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования. В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. А. с. был обмерен (А. И. Власюк). В 60-х гг. XX в. продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время к-рых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса - в 1979-1980 гг. В 2000-2001 гг. проводились исследования помещений над хорами и для священнослужителей, погреба Казенного двора. В 1955 г. был открыт свободный доступ в музей А. с. 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения, первое богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Архангельский собор Московского Кремля. Фотография. 1883 г. Архангельский собор Московского Кремля. Фотография. 1883 г. Погребения Как располагались погребения в храме 1333 г., неизвестно. В 1505 г. в связи с разборкой ветхого собора княжеские гробы были вынесены и 3 окт. 1507 г. внесены в новый храм. Расположение погребений имеет достаточно четкую структуру, соответствующую, как считали нек-рые исследователи, средневек. эсхатологическим представлениям, а также концепции самодержавной власти. Вдоль юж. стены - традиц. места захоронения князей - расположены великокняжеские погребения. От них отделены погребения удельных князей, положенных вдоль зап. стены собора. У сев. стены хоронили опальных князей, убитых по приказанию московских властителей (кн.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Истина под камнем. Завершилась реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 2 июня 2011 г. 10:45 Десять лет назад Музеи Московского Кремля начали полномасштабную программу реставрации памятников, входящих в их оперативное ведение. Эта работа сопровождается комплексными исследованиями и выявлением проблем, которые приводят к разрушению святынь. Уже отреставрирована и открыта для посещения колокольня Ивана Великого, в основании которой размещен новый музей. В Архангельском соборе открыт придел св. Уара — в этом помещении ранее размещались пожарные, а теперь можно молиться перед чудотворной иконой мученика Уара о спасении душ умерших без святого Крещения. В мае 2011 года закончена реставрация Благовещенского собора . Об итогах работ по восстановлению «Российской газете» (Федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г.) рассказал заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Как могло случиться, что центр нашей цивилизации в течение двух столетий оставался малоизученным объектом: натурные исследования проводились эпизодически, археологические начиная с середины XIX века можно пересчитать по пальцам? — С кремлевскими соборами происходило то же самое, что и со многими памятниками древнерусского искусства. Представьте себе многовековую жизнь иконы, которая постепенно покрывается новыми записями. Так и наши соборы постепенно облекались в многослойную скорлупу. Каждый великий князь менял, перестраивал, вносил что-то новое в эти объекты. К каждой коронации они каким-то образом «поновлялись», а в ХХ веке переживали косметический ремонт: их освежали, дабы не оскорблять взоры иностранных гостей и власть имущих. И потому они длительное время оставались один на один со всеми своими застарелыми болезнями, с проблемами устойчивости, совершенно неизвестными в части своей истории для многих поколений искусствоведов. — Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались?

http://patriarchia.ru/db/text/1507835.ht...

Его сопровождал русский посол Ларев и дьяк Карачаров. Из-за русско-литовской войны путешественники не могли ехать через Литву и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого Алевиз построил " железные ворота Демир-Хапу " в ханском дворце в Бахчисарае. Прибывшего в Москву 10 ноября 1504 года Алевиза стали здесь именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец " Алевиз " - Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, участвовавший в строительстве Московского Кремля. Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор - остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости. Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренесансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился в чисто русской традиции, но в обработке фасадов явно присудствуют элементы венецианской архитектуры. Завершённый в 1509 году, пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлёвский собор. Одним из новшеств, применённых Алевизом, стали белокаменные раковины в закомарах собора - это элемент получил впоследствии широкое распространение на Руси. В частности, к нему прибегали строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Дмитрове. Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостости облика Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм настолько пришёлся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой полаты, Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. Порталы храма обильно украшены резным растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 МХК. 10 класс 1 полугодие 2 полугодие работа на уроке работа на уроке Агафонов Роман Иншутина Варя Калашников Костя Калинина Тася Котов Михаил Кузнецова Ольга   Новикова Дуня Славицкас София Домашнее задание на 6.04. 1. Явления культуры, относящиеся к первобытному миру: А) храмы в Карнаке и в Луксоре Б) художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа В) каменные Венеры как символ женщины-матери Г) ансамбли Вавилона 2. С чем вы не согласны? А) Московский Кремль был сооружен для защиты от врагов Б) Храм Василия Блаженного в Москве был воздвигнут в честь взятия Казани В) В Архангельском соборе Московского Кремля венчались на царство Г) Ансамбль Московского Кремля - это символ национального единения 3. Богиня охоты в Древней Греции А) Исида Б) Артемида В) Афина Г) Гера 4. Назовите ярославский храм: А) храм Василия Блаженного Б) храм Христа Спасителя В) Покрова на Нерли Г) храм Ильи Пророка 5. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен Ярослав Мудрый А) собор Софии Киевской Б) ярославский Богоявленский собор В) собор Покрова на Рву Г) Архангельский собор Московского Кремля 6.Один из храмов афинского Акрополя А) Пантеон Б) святилище Фортуны В) Эрехтейон Г) храм Артемиды 7. Неверным утверждением является А) Римляне проявили себя в практической деятельности Б) Римляне были хорошими инженерами, строителями, юристами В) В Древней Греции впервые стали строить арки Г) Конные статуи впервые появились в Риме 8.. Памятником культуры Античного Рима является А) Акрополь Б) Пантеон В) Александрийский маяк Г) собор святого Петра 9. Скульптура «Венера Милосская» в настоящее время находится А) в Эрмитаже Б) в Дрезденской галерее В) в Лувре Г) в Афинах 10. Значение греческой культуры для мировой цивилизации заключается в следующем: А) Из Греции пришло христианство Б) Из Греции пришла традиция ораторского искусства В) Греческая античная философия известна всему миру Г) Греческий язык лег в основу романских языков

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Успенский кафедральный собор (Дмитров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Двухэтажный Успенский собор строился с 1509 по 1533 годы на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. Содержание История [ править править код ] Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады. Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 г., а крытая паперть появилась в 1820-х гг. В XIX в. к собору были пристроены два придела: в 1823 г. северный, по проекту архитектора Ф.М.Шестакова, а в 1841 г. южный, по проекту Д.Ф.Борисова. Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793—1796 гг. по проекту архитектора М.Я.Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 г. по проекту А.Ф.Элькинского. Успенский собор закрыли в 1930-х гг. В 1991 г. была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе преподобного Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить собственно в Успенском храме. Остальные помещения использовались под экспозиции музея. С 2001 г. начаты масштабные работы — полностью воссоздан архитектурно-исторический облик собора. Под руководством В.И.Нестеренко группой живописцев были восстановлены росписи XIX в. и заново расписаны все приделы древнего храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

В день Собора Архистратига Михаила митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2011 г. 13:11 21 ноября 2011 года, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , духовенство Московской областной епархии . По традиции за Божественной литургией в Архангельском соборе — храме-усыпальнице Московского великокняжеского и царского дома — были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных . За богослужением пел молодежный хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент С. Соколовская). Среди молившихся были учащиеся и преподаватели факультета православной культуры Военной академии РВСН имени Петра Великого. По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил молитву у чтимого образа Архангела Михаила в местном ряду иконостаса Архангельского собора. Поздравляя духовенство и богомольцев с престольным праздником Архангельского собора, владыка митрополит, в частности, сказал: «Святейший Патриарх Кирилл благословил нам сегодня, в престольный день этого древнего собора, совершить здесь Божественную литургию. И мы с особым чувством молились о Его Святейшестве, который вчера отметил свое 65-летие. И молили Господа о том, чтобы Он дал здравие, спасение и во всем благое поспешение нашему Первосвятителю на благо и процветание нашей Святой Церкви и для благополучия и мира в Отечестве нашем. Милость Божия, что этот древнейший собор в Кремле находится сегодня в таком благолепном состоянии. Здесь покоятся князья, княгини, благоверные цари и с 1929 года царицы и великие княжны. Мы молились о всех правителях Руси, чтобы Господь упокоил их тех, которые в этом месте погребены и в других местах упокоил их в месте злачнем, в месте покойнем. И мы молились об Отечестве нашем, чтобы предстательством Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных Господь дал мир и благоденствие Отечеству нашему и народу нашему». Также по окончании богослужения Архангельский собор посетили Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1749838.ht...

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

4 апреля 1918 г. Величайшая отечественная Святыня – Большой Успенский собор – в прежнее время охранялся гражданской стражей и ночным военным караулом. В настоящее время ночного военного поста у собора нет, а организовать надежную охрану из вольнонаемных сторожей не представляется никакой возможности. Озабочиваясь установлением правильной караульной охраны собора в ночное время, Братство ревнителей святынь Кремля просит Вас сделать распоряжение о принятии Успенского собора под охрану находящегося в Вашем ведении коллектива служащих бывшего Дворцового ведомства подобно тому, как охраняются ими Благовещенский и Архангельский соборы. Председатель совета Братства            Протопресвитер Н. Любимов Секретарь                              Д. Андреев Резолюция: Необходимо выяснить вопрос и поставить караулы. П. Малиновский ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 19. Подлинник. III.19.4. Ходатайство делегации Священного Собора в СНК РСФСР о допуске верующих в монастыри и соборы Московского Кремля в дни Страстной и Пасхальной недель 6 апреля 1918 г. При разговоре представителей Собора и приходов с народными комиссарами 14 (27) марта 673 нами было указано, что стеснение в посещении кремлевских Святынь вызывает большое смущение и недовольство на Соборе и в православном населении Москвы. В настоящее время мы считаем себя обязанными заявить Совету народных комиссаров, что для успокоения верующего православного народа необходимо предоставить свободный доступ в Кремль, особенно же начиная с Вербного воскресенья 15 (28) апреля, в течение Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы переполняются молящимися. 24 марта – 6 апреля 1918 г., Москва Члены Всероссийского Церковного Собора Александр Самарин Н. Кузнецов Л. Июдин Н. Малыгин Помета: Выполнено на основании постановления Совета нар[одных] ком[иссаров]. В. Б[онч]-Б[руевич]. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Л. 161. Л. 2. Подлинник; Там же. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 567. Л. 35. Подлинник. III. I9.5. Письмо совета Всероссийского православного братства ревнителей святынь Московского Кремля в СНК РСФСР о посещении Кремля верующими на Страстной и Пасхальной неделях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010