Размеры в плане: 6,6х4,8 м; высота до шпиля звонницы 7,5 м. Расписное «небо» в часовне святой великомученицы Параскевы деревни Тырышкино. Время создания: первая треть XIX века. Мастер: Стефан (Степан) Никитин Кознов (кон. XVIII века – после 1831 г.). 8-гранное «небо» с изображением архангелов и евангелистов. Сохранилось полностью. Дерево, левкас, смешанная техника (темпера, масло). Размер четверика «в свету»: 460X466 см. Композиция росписи потолка, казалось бы, достаточно традиционна: Распятие, архангелы и евангелисты. Святые изображены на «небе» попарно. Однако есть ряд особенностей, которые отличают эту роспись. Архангел Селафиил и евангелист Матфей изображены на «небе» дважды, видимо, для соблюдения парного числа персонажей на гранях. До начала XIX века были распостранены «небесные» композиции с изображением семи архангелов, почитавшихся Русской Православной Церковью: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Известны и другие имена, в частности архангела Сихаила, который поситался в Древнем Новгороде. Он, вероятно, на «небе» в Тырышкине ошибочно назван «Стихиил». Написание ряда других имен также отклоняется от нормы традиционного правописания, в частности: «Егудиил», «Серафиил». Можно отметить необычные сокращения в именах евангелистов «С АПО I ЕВА ЛУКА», что означает «святой апостол и евангелист Лука». Имя евангелиста Марка звучит как «Марко», аналогично написанию на «небе» в Усть-Поче. Это можно объяснить использованием в качестве образцов картин западноевропейских художников и иллюстрированных Библий, что широко вошло в практику русских иконописцев XIX века. На основании стилистического единства «неба» с целым рядом атрибутированных северных икон можно утверждать, что его автором был Стефан (Степан) Никитин Кознов, крестьянин князя Б.А. Лобанова-Ростовского из «деревни Сергеевой Воздвиженской вотчины Вязниковского уезда» Владимирской губернии (2). Кознов много лет активно работал на Русском Севере. Архангельская духовная консистория неоднократно отмечала, что «он в своем деле довольно искусен», пишет иконы «добрым мастерством по угожетству» и «лучшим искусством на масляном грунте». Кознов писал иконы «греческим письмом», что с точки зрения официальной церкви означало искусную и грамотную живопись, соединяющую правила академического письма с византийской иконографией.

http://sobory.ru/article/?object=03166

Композиции присутствуют и на сводах самих арок. Здесь расположен Ветхозаветный цикл сюжетов от «Сотворения мира» до «Изгнания из Рая», а также «Переход через Чермное море», «Встреча Авраама с Мелхиседеком». Исключение составляют длинная восточная, и примыкающие к ней справа и слева короткие грани, закрывавшиеся деревянным иконостасом. На них живопись отсутствует. Поскольку храм имеет своеобразную центрическую композицию, алтарное пространство архитектурно не выделено. Но сейчас его можно выделить живописно, соответственно расположению сюжетов. Центром алтарного пространства является направленный на восток широкий компартимент, завершающийся конхой, и имеющий два яруса световых окон. В конхе помещено изображение Спасителя в сиянии славы. Этому изображению вторит изображение Саваофа, окруженного Силами Небесными, в симметричном восточному западном компартименте. На откосах верхнего восточного окна находятся изображения двух святых. Левое изображение читается плохо, справа - образ преподобного Антония Великого. Изображение на своде окна утрачено. На откосах нижнего окна -архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На своде окна - золотой треугольник («Всевидящее око»). Вогнутая плоскость стены разделена живописным антаблементом на два яруса. Нижний ярус заполняется фигурами святителей, верхний - двумя рядами сюжетов. В верхнем ряду слева - «Тайная вечеря», справа - «Омовение ног». В нижнем ряду, соответственно, слева - «Распятие», справа - «Воскресение». Эти композиции симметрично фланкируют центр алтарной оси и обозначают главные события евангельской истории. Логика размещения сюжетов в этой части храма предполагает, что композиции левых сегментов стен будут хронологически предшествовать моментам, представленным в центре, а правые - их продолжать. Таким образом, были объединены пять восточных апсидиол, на которых размещены сюжеты, связанные с Пасхой (от «Входа в Иерусалим» до «Сошествия Святого Духа»). Откосы верхних окон в этих компартиментах заполнены фигурами святых. На откосах нижних окон можно видеть образы архангелов Варахиила, Уриила, Иегудиила, Селафиила. Нижний ярус содержит образы святителей, скомпонованных по три фигуры на плоскостях стен справа и слева от окна. В следующих компартиментах компоновка фигур святых зависит от ширины стенного проема. Встречаются композиции из двух и даже одной фигуры. Среди них читаются образы архидьяконов (арх. Евпл, арх. Стефан, арх. Лаврентий, арх. Филипп и др.), образ святителя Николая Чудотворца. В правой, юго-восточной части храма, в нижнем ярусе образована ниша, которая расписана образами трех преподобных святых Онуфрия Великого, Петра Афонского и Марка Фраческого. На своде ниши - образ Спаса Вседержителя в облаке, благословляющего этих трех святых.

http://sobory.ru/article/?object=06024

Из уст Его исходят слова, начертанные по обе стороне: «Аз утвердих стопы Ея». С правой и левой стороны изображения Бога Отца и Святого Духа представлены в облаках семь архангелов с распростёртыми крыльями; у каждого из них знак своего служения в руке; с правой стороны: Михаил с пламенным мечом, Уриил с опущенной вниз молнией, Рафаил с алавастром мира; с левой стороны: Гавриил с цветом лилии, Селафиил с четками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с пучком цветов на белом плате (см. 129–130 и 445 стр.). Под указанным выше подножием (ниже облака) находится амвон (знаменующий собою Церковь Божию на земле с ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости, праотцами и пророками) с семью ступенями, носящими надписи: „вера“, „надежда“, „любовь“, „чистота“, „смирение“, „благость“, и „слава“. На этих ступенях изображены стоящими, начиная с четвертой в исходящем порядке: с правой стороны Моисей со скрижалями, Аарон с прозябшим жезлом, Давид в царской мантии с ковчегом завета; с левой стороны (тоже начиная с четвертой ступени и в том же нисходящем порядке): Исайя с хартией (на которой написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил»), Иеремия со свитком, Иезекииль с вратами затворенными и Даниил с камнем в руках. На всех семи столпах эмблематические изображения из Апокалипсиса (именно: книга с 7 печатями, семисвечник, 7 очес, 7 трубных рогов, окруженная 7 звёздами рука, 7 дымящихся курильниц, 7 струй молнии) с надписями при них: «дар совета», «дар разума», «дар премудрости», «дар искренности», «дар ведения», «дар благочестия», «дар страха Божия». Кроме этой Киевской св. иконы Софии – Премудрости Божией, есть еще с тем же наименованием Новгородская св. икона (см. о ней ниже). Изображения Софии – Премудрости Божией находятся и в других в древних храмах нашего отечества (напр., в Архангельске, Вологде, Москве, Тобольске). Но все они, различаясь между собою некоторыми частностями в своем составе, имеют своим первообразом, или Киевскую, или Новгородскую св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Икона Божией Матери " Неопалимая Купина " Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина - тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева. Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: " Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси " . В стихире на Благовещение поется: " Радуйся, Купино неопалимая " . Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона " Неопалимая Купина " . По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону " Неопалимая Купина " . По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, - там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы. " Неопалимая Купина " изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет - образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый. В углах иконы - четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова : человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, - Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия . В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери - знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл - символ Спасителя, называемого в церковных песнях " жезлом от корня Иесеева " .

http://patriarchia.ru/db/text/914401.htm...

Наслаждение – паралич молитвы. Есть духовная радость, которую иногда также называют наслаждением, но это совсем иное. Вопрос: Какой святой может служить для нас примером делателя Иисусовой молитвы? Ответ : Пресвятая Дева Мария, Которой во Святая святых было открыто имя Иисуса Христа. Это имя, как незаходимая звезда, сияло в Ее сердце. Дева Мария – венец всех добродетелей. Но особенно просияла Она целомудрием, смирением и любовью. Любовь сделала Ее Дочерью Небесного Отца, чистота – Невестой Духа Святаго, смирение – Матерью Сына Божия. Все эти добродетели – дары благодати. Но в то же время они в значительной степени зависят от воли человека. Иисусова молитва невозможна без стремления к чистоте и смирению, как и без неустанной борьбы с гордыней. Господь сказал: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом 89 . Смирение – это тот Синай, на котором Бог является душе. Целомудрие – та купина, которая горит огнем благодати не сгорая. А духовная любовь – это награда победителю своих страстей, это присутствие Самого Божества в человеческом сердце, это бесконечный конец духовного пути. Преподобный Максим Капсокаливит, афонский подвижник, постоянно молился Божией Матери о даровании ему сердечной Иисусовой молитвы и получил ее как дар от Царицы Небесной 90 . Надо молиться и просить о даровании Иисусовой молитвы Архангела Селафиила, который, по учению Церкви, является Ангелом молитвы. Надо просить преподобных отцов, чтобы они научили нас умному деланию, ради которого они оставили мир и удалились в монастыри и пустыни. Вопрос : Что значит сделаться в молитве подобным ребенку? Ответ : Это значит отказаться, как мы уже говорили, от земной мудрости и от земных знаний. Как борец, вступая в поединок, сбрасывает с себя одежду, так человек, становясь на молитву, должен помнить, что знания, которыми гордится мир, ничтожны и недостоверны. Перед Божественной мудростью они ничто; это обволакивающий нашу душу туман, через который с трудом пробиваются лучи солнца. Откажись от знаний ради мудрого незнания, и в этом незнании через молитву ты обретешь высшее знание.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Молитвы в среду Молитва Архангелу Рафаилу О, великий архистратиже Божий Рафаиле! Ты еси путеводитель, врач и исцелитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои душевные и телесные, и приведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную душу мою, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек отныне и до века. Аминь. Молитвы в четверг Молитва Архангелу Уриилу О, великий архистратиже Божий Урииле! Ты еси сияние огня Божественнаго и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святого Духа и настави мя на путь покаяния и умоли Господа Бога, да избавит мя от ада преисподнего и от всех врагов моих видимых и невидимых, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы в пятницу Молитва Архангелу Селафиилу О, великий архистратиже Божий Селафииле! Ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешную, да избавит меня Господь от всех бед и болезней и от напрасныя смерти и да сподобит меня Господь Царствия Небеснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь. Молитвы в субботу Молитва Архангелу Иегудиилу О, великий архистратиже Божий Иегудииле! Ты еси ревностный защитник славы Божией. Ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня ленивого, славить Отца и Сына и Святого Духа и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав да обновит во утробе моей, и духом Владычним да утвердит меня покланятися Богу духом и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы в воскресенье Молитва Архангелу Варахиилу О, великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоле принося благословение Божие в домы верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многия лета, да единодушно славим Бога Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Как и др. известные мастера того времени, Е. выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» - список новгородской иконы нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 176-178. Кат. 392); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (ГМИР). Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты нач. XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 80-х гг. XVII в. предположительно работы Гурия Никитина из ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия. М., 2007. С. 106, 190. Кат. 89). Икона прп. Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Е. ок. 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. [Н.?] Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьей офицера Д. Н. Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе. Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым , братьями М. О. и Г. О. Чириковыми , М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914; архит. С. С. Кричинский ). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала проф. Н. В. Покровскому , проект 5-ярусного резного иконостаса был сделан Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке в Москве, для нижнего - иконостасы ярославских храмов, см.: Зодчий. 1914. 11. С. 122-123), осуществлен И. М. Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья». Е. написал в 5-й, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, по-видимому, центральный образ Саваофа (все в собрании ГМИР). Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, 2 ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (ГМИР), созданных для последнего, 5-го яруса придельных иконостасов (по 6 образов в каждом). Возможно, Е. также является автором икон для царских врат этих иконостасов (ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 6). Однако в др. документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М. И. Дикарёв, а в правый - братья Чириковы (Там же. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 7-7 об.).

http://pravenc.ru/text/189927.html

В этой книге девять чинов Ангельских разделяются на три иерархии по три лика в каждой. Высшую иерархию составляют Серафимы, Херувимы, Престолы; среднюю – Господства, Силы, Власти; низшую – Начала, Архангелы и Ангелы. Такое разделение чинов Ангельских писатель книги «О небесной иерархии» производит от апостола Павла. Такое же разделение чинов Ангельских указывается в учении св. Иоанна Дамаскина , Григория Двоеслова и символических книгах православной Церкви. Большая или меньшая степень духовных сил Ангелов получена ими при творении. Указание на это можно находить в словах Апостола: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти всяческая тем и о Нем создашася» ( Кол.1:16 ). По учению «Правосл. Испов.» «Ангелы поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших». Так и учат и святые отцы, например, Григорий Великий , Афанасий и Иоанн Дамаскин . Из Св. Писания и Предания нам известны семь Ангелов (5 и 2) поименно. Эти семь высших Ангелов следующие: Михаил (кто яко Бог; кто равен Богу) – упоминается в книге пр. Даниила, в послании Иуды и Апокалипсисе. Гавриил (муж Божий; сила Божия) – упоминается в книге пр. Даниила и у ев. Луки. Три имени ангельских встречаются в неканонических книгах: в книге Товит – Рафаил (помощь; исцеление Божие), в 3 книге Ездры – Уриил (огнь; свет Божий), Селафиил (молитва к Богу). Преданием указывается Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие). В церковно-богословских книгах эти Ангелы называются архистратигами небесных воинств. В Откровении св. Иоанна Богослова упоминается о семи Ангелах, предстоящих пред Богом ( Апок.8:2 ). По верованию Церкви эти семь Ангелов управляют всеми чинами Ангельскими. Соображения разума об истине бытия духовного мира Вера в бытие мира духов – невидимого, вышечувственного мира – содержится не только в богооткровенной религии, но было довольно сильно распространено в древнеязыческом мире – у египтян, персов, римлян и др., а также находится и в современных естественных религиях (у китайцев и магометан), и в религиях фетишистских – африканских, американских и австрийских народностей. Всеобщность этого верования показывает, что оно соответствует разумно-нравственной природе человека и согласно с содержанием внутреннего опыта человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Эта основная часть композиции имеет явно выраженный Богородично–софийный смысл. Пречистая изображается здесь предвечной Богоматерью, имущею на персях Сына–Эмма–нуила, κκ единство богорождения–богоматеринства, причем на Ней почиет Дух Святый. осеняющий Богоматерь, а над всем возвышается изображение Отца, рождаюыего воплощаемого Сына и изводящего Духа Св. и в обеих ипостасях открывавшегося. Надписи, относящиеся явным образом к Премудрости Божией, а месте и к Богоматери, не оставляют сомнения в Богородично–софий–ном истолковании (так что сюда явно неприменимо истолкование их некоторыми богословами исключительно в Христо–софийном смысле, именно, что «Премудрость — Христос — создал себе дом — Богоматерь или дом Духа Св.»: доу создается Отцом, как Первоначалом, рождающим Сына и изводящим Богоматернее начало Духа Св.). Вся дальнейшая символика этой иконы разрабатывает мотив седмерицы, как образ седьми даров Духа Св., присущих Церкви и Богомэтери, и относится, так. обр., к Богоматери, как носительнице Духа Св. На ней июбражено 7 ангелов, 7 пророков, 7 столпов, 7 ступеней с 7 надписями, 7 эмблем и надписей на столбах, из которых в каждой встречается то же число. Семь архангелов в облаках держат в руках каждый знак своего служения: справа Михаил лержит пламенный меч, Уриил — молнию, Рафаил — алавастр мира; слева Гаьриил держит цветок лилии, Селафиил — четки, Иегудиил — корону, Варахиил — пучок цветов. Под облаками с серповидной луной, подножием Богоматери. амвон с 7 ступенями, на каждой начертано, в восходящем порядке снизу, олю из следующих слов: «вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость. слава (сонм добродетелей христианских, увенчивающихся славой — со–фийностью). На первой же ступени написано сверх того: «седмью восходов восхождение ее». На ступенях амвона пред Богоматерью по обеим сторонам стоят пророки, ветхозаветные носители Духа Св., «глаголящего пророки». Справа на 4–й ступени от верху стоит Моисей со скрижалями, на которых начертано: «радуйся, скрижале Божия, в ней же перстом Отчим написано Слово Божие» — как бы в нарочитое опровержение богословов, которые хотят видеть в тексте Прит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010