8. Вторник. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила . Приводим порядок совершения бденной службы Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Бесплотных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Бесплотных, глас 6-й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния...». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – Бесплотных, глас 4-й: «Огненными устнами...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм...». На стиховне стихиры Бесплотных, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8-й: «Яко чиноначальник...». По Трисвятом – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Бесплотных. Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. Седален Бесплотных по полиелее, глас 8-й: «Небесных чинов наставник...». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4-й: «Ангельстии чини...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Бесплотных, глас 4-й: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный»; стих: «Благослови, душе моя, Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело». Евангелие – Бесплотных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Архангелов...». Стихира Бесплотных, глас 6-й: «Ангели Твои, Христе...». Каноны: Богородицы на 6 (ирмосы по дважды) и Бесплотных (два канона) на 8. Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 8-го гласа (см. третий канон на утрене).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-21/

Некоего «ангела сатаны» упоминает апостол Павел во Втором послании к Коринфянам (2 Кор 12:7). Однако толкователи считают, что здесь речь идет либо о каком-то недуге, мучившем апостола, либо о нехороших людях, окружавших его и постоянно ему докучавших, так как с еврейского языка слово «сатана» переводится как «противник». Только Бог властен над жизнью и смертью человека. Ни ангел, ни демон не могут прервать нашу жизнь, если не будет на то воли Божьей. Ангел мести Ангел мести — это образ, популяризованный фольклором и кинематографом. В христианстве такого персонажа нет. Падшие ангелы Помимо добрых духов существуют и злые — падшие ангелы. Согласно церковному Преданию, самый высший ангел, имя которого Денница или Люцифер, по своей гордости захотел быть подобным Богу. Он восстал против Господа и привлек на свою сторону третью часть ангелов. Но у него ничего не получилось. Денница потерпел поражение и был вместе со своими сторонниками низвергнут в ад. В результате их светлая природа изменилась, они превратились в противников Бога и людей. Сатана, как после этого стали именовать Денницу, противоставшего Богу, и подчиненные ему бесы (так называют падших ангелов) способны замышлять и творить исключительно зло, поэтому любое общение с ними не может привести ни к чему хорошему. Бесы по своей зависти к людям чинят им различные козни, чтобы погубить человеческие души. Отличие ангела от архангела Согласно классификации Дионисия Ареопагита, архангелы составляют второй чин в ангельской иерархии после ангелов. Однако среди них, по преданию, есть те, кто наиболее приближен к Богу и находятся как бы вне ангельской иерархии. Всего таких архангелов восемь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иеремиил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. У каждого из них имя означает предназначение архангела. Михаил переводится «кто как Бог», Гавриил — «сила Божия», Рафаил — «исцелил Господь», Уриил — «свет Божий», Иеремиил — «высота Божья», Салафиил — «молитва к Богу», Иегудиил — «хвала Господу», Варахиил — «благословение Божие».

http://foma.ru/kto-takie-angely.html

– Образ святого апостола Луки да архангела Гавриила да Николая чудотворца да святой мученицы Мавры, оклад басемной, венцы сканные с финифты. – Образ архангела Гавриила, оклад басемной, венец сканный. – Образ всемилостивого Спаса, внизу архангел Михаил да архангел Гавриил, – вырезаны на яшме, вставлены в деревянной цке, оклад и дробницы серебряны золочены. – Образ архангела Гавриила 18 ; всего пять икон” – По софийскому подлиннику под 8 ноября в соборе архангела Михаила, ”Гавриил. Верхняя риза празелень, средняя, киноварь с белилы, испод санкир с белилы.” Под 26 марта: ”Собор архангела Гавриила и прочих. На Михаиле на архангеле, риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен вишневой; а на Гаврииле празелень, средняя кеноварь, испод багор, держит Спаса во облаке; Млад Сын” (по другому списку – Спас) ”на трех херувимах, а около Спаса Ангелы”. В Строгановском подлиннике под 8 ноября у Гавриила ”риза празелень. Средняя киноварь с белилом, испод санкир с белилом”. Изображены два архистратига, держащие в медальоне Еммануила, за ним сонм ангелов, внизу херувимы. Подобное же изображение и под 26 марта. В сводном подлиннике под 8 ноября, – между прочим, читаем: ”Архангелы младым образом пишутся, курчеваты, видением благолепны, и велики прекрасны”. Под 26 марта: ”Собор святого Архангела Гавриила. На Гаврииле риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен, на Михаиле риза празелень, средняя киноварь, испод лазорь; держат Спаса Еммануила в облаке, от него свет, кругом него архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, и все девять чинов. Ангелы Господни, хотя и духи невещественные, но пишутся в образе красных юнош, их же красоты изрещи невозможно: лица их бяху пресветлейшие, очи любезно взирающие, власы главы их, аки снег белы, злотовидное показующ блещание, одежды их яко молния бяху, препоясаны поясы златыми по сосцам крестообразно. Святых седми превысочайших Архангелов, небесных сил, их же имена суть сия: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Бяше же сих святых Архангелов в древняя времена в ветхом граде Рима, в Неаполе, граде Кампонийском, в Панорме, граде Сицилийском, в святых церквах лица их иконописным художеством на деках, мусиею же по стенам церковным написаны быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Уже упомянут архангел Михаил, и, согласно толкованиям, он один из семи ангелов, которые держат трубы. Нет сомнения, что провидец Иоанн Богослов был знаком с апокрифом, популярным в его время — книгой Еноха (II в. до н. э.), которая не вошла в канон Священного Писания Ветхого Завета, однако ее некоторые элементы вошли в Предание. В книге Еноха мы находим имена семи главных архангелов: это Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Саракаил, Иеремиил. Михаил почитается как Архистратиг, то есть главнокомандующий ангельского воинства. Он встречается в другом месте Откровения по имени, когда речь заходит о войне с диаволом. Гавриил — вестник, именно он является Захарии сообщить о зачатии Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородице Марии — о Боговоплощении. Рафаил встречается в Книге Товита, там он сопровождает мальчика Товию за лекарством для его отца Товита. Уриил упоминается в Третьей книге Ездры, где он разъясняет тайны Премудрости Божией священнику Ездре. Эти четыре архангела, согласно древней традиции, покровительствуют четырем концам мира. Иеремиил, пятый архангел, упоминается вместе с Уриилом. Еще два архангела — Рагуил и Саракаил — встречаются исключительно в книге Еноха. Рагуил ответственен за наказания мира, Саракаил поставлен Богом над теми, кто склоняет людей ко греху. В христианской традиции некоторые архангелы известны под другими именами. Празднуя Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, мы прославляем архангелов Гавриила, Уриила, Рафаила, Иегудиила, Варахиила, Селафиила и Иеремиила. И еще одна важная отсылка, связанная с бедствиями от семи труб. В основе изображения этих катастроф находятся десять казней египетских. Бедствие первой трубы соответствует седьмой казни, когда град побил урожай и плодородную египетскую землю. Последствия второй и третьей труб связаны с первой казнью: вода становится непригодной для жизни в ней и для использования человеком. Звук четвертой трубы соотносится с девятой казнью, когда три дня в солнечном Египте было полное затмение. Саранча из бедствия после пятой трубы соответствует саранче восьмой казни, но здесь есть отличие: египетская саранча поедала траву и уничтожала посевы, в то время как саранча Апокалипсиса жалит безбожников. Катастрофа после шестой трубы и события после седьмой трубы уже существенно отличаются от египетских казней, однако апостол Иоанн подчеркивает, что в обоих случаях результат одинаковый: как египетские казни не смогли заставить египтян уверовать в Бога, так и бедствия Апокалипсиса не трогают души безбожников. 4 всадника Апокалипсиса

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

Двухуровневое пространство Знаменского храма – Как рождалась программа росписи: где что будет написано? – Общую программу спроектировал архитектор. Но в процессе воплощения проект конкретизировался, и происходили очень интересные вещи. Например, в конхе – на своде над иконостасом – мы написали четырех Архангелов, по два с каждой стороны. Так было в проекте. Но каких именно Архангелов писать? – Владыка Дионисий, который был наместником монастыря, когда мы начинали работу, благословил конкретизировать это. С двумя понятно: традиционно изображают Архангелов Михаила и Гавриила. А еще два? – Мы написали Рафаила, которому молятся об исцелении болезней, и СелафиилаАрхангела молитвы. И что вы думаете? Оказалось, что именно эти Архангелы изображены на списке с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», который писали для Новоспасского монастыря в другой мастерской практически в то же время, когда мы работали над росписью! Тут стоит упомянуть, что Знаменский храм обустраивается попечением православного Фонда Архангела Михаила, они же курировали и написание списка – но мы-то об этой работе не знали! – Если всмотреться в роспись верхней церкви Знаменского храма, можно увидеть интересные переходы цвета: свод – небесно-голубой, в холодных тонах, а некоторые композиции – более теплые, золотистые. В этом есть своя символика? – Да, вы верно подметили. Свод – это небо, там мы видим образ Пресвятой Троицы, херувимов. А Рождество Пресвятой Богородицы и Успение написаны в более теплых, земляных тонах, потому что эти события произошли в земной истории. Нашей задачей было приблизить их к зрителю. Но есть тут и художественная причина. Композиция «Причащение апостолов» Чтобы одежды выглядели белыми, светящимися, фон надо было сделать немного темнее, чем в других местах. Богородица – Пресвятая, Пречистая, и мы хотели подчеркнуть это, создав эффект сияния вокруг Нее. А как это сделать? – В композиции Ее Рождества мы максимально окружили образ Младенца Марии светлым: даже повитуху, которая Ее держит, написали в светлых одеждах. А в алтаре храма у нас написана на стене композиция «Евхаристия». Она даже еще теплее по тону, чем Рождество и Успение Богоматери. Благодаря этому, когда царские врата открыты, композиция тонально «встает» в один ряд с иконостасом. Если бы мы написали Евхаристию в холодных голубых тонах, как своды, то иконостас «пропал» бы, несмотря на позолоту. Кстати, обратите внимание. На фронтоне иконостаса изображена Тайная Вечеря – историческое событие: Спаситель приобщает апостолов Своих Тела и Крови в Сионской горнице. А в алтаре – казалось бы, тот же сюжет, да не тот. Это богословская иллюстрация происходящего на литургии. Той Евхаристии, которая началась на Тайной Вечере и будет продолжаться до кончины мира. Она напоминает нам, что в храме мистически присутствует Спаситель, и это Он причащает нас через священника.

http://pravoslavie.ru/158805.html

Сии святые, высшие семь Ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, еще издревле, по благочестивому преданию Св. Церкви были изображаемы на иконах, и во имя их созидаемы были особые храмы. О том, с которого времени начали строить храмы в честь семи высших Ангелов Божиих, Церковная История говорит следующее: нечестивый Диоклетиан, гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные бани, велел схватить множество христиан и посылал их туда на работу под строгою немилосердною стражею, которая притесняла и мучила исповедников Христа. Туда сгоняли по несколько тысяч святых страдальцев, которые работали там, обливаясь потом и кровию. Там же множество их погублено мечем и различными казнями за имя Христово. Таким образом, руками благочестивых христиан воздвиглось здание бань столь огромное, что в обширности и красоте не уступало Царским палатам. Когда же по прошествии нескольких лет идолопоклонство вместе с нечестивыми Царями, защищавшими его, погибло, а христианское благочестие со вступлением на престол Царей христианских восторжествовало, тогда верные, жившие в Риме, взирая на чудесное здание бань Диоклетиановых, вспомнили, что оно воздвигнуто руками и на костях христиан, и очистив это здание от скверн языческих, обратили оное в храм христианский – во имя семи главных Архангелов и Архистратигов: Михаила, Гаврила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Риму стали подражать и другие города, как то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии, где также созданы были каменные церкви во имя семи главных Архангелов. Лица сих Духов небесных изображены были на досках и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными символическими изображениями, прообразовавшими таинственно их невидимое служение. Св. Михаила изображали попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху которого развевается белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом. Св. Гавриила изображали держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зеркало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами. Св. Рафаил в левой руке, немного поднятой, держит сосуд с врачебными составами, а правою ведет юного Товию, который несет рыбу, пойманную в реке Тигре. Св. Уриил держит против груди в правой руке обнаженный меч, а левой, опущенной вниз, несет пламень. Св. Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Св. Иегудиил держит в правой руке золотой венец, а в левой – бич из трех черных вервий с тремя концами. Св. Варахиила представляют имеющим в лоне своем и по краям одежды белые розы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

В этот же день, в 1907 г. в Санкт-Петербурге вышедшие из состава Союза Русского Народа В.М.Пуришкевич и его сторонники объявили о создании Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. Союз ставил своей целью «развитие среди православных и старого обряда Русских людей ревностной, деятельной любви к своей вере своему Царю-Самодержцу и своему Народу для дружной совместной работы всех без различия состояний и сословий на пользу России единой, неделимой и мощной». Всеми делами Союза управляла Главная Палата, которая состояла из председателя и четырнадцати членов; делами местных отделов ведали местные Палаты, которые состояли из председателя и шести членов. Первый состав Главной Палаты был следующим: товарищ председателя (председателя не было) В.М.Пуришкевич, управляющий канцелярией В.В.Казаринов, казначей Союза И.И.Баранов; члены Палаты: сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов, граф А.А.Буксгевден, В.В.Кузьмин, Д.О.Оборин, А.В.Ососов, В.М.Скворцов, Н.С.Соломко. Союз просуществовал до 1917 г. и был запрещен новой властью после февральского переворота. Сегодня мы также вспоминаем: Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894), пианиста и композитора; Бориса Петровича Корнилова (1907-1938), поэта, расстрелянного в годы репрессий; митрополита Филарета (Георгия Николаевича Вознесенского; 1903-1985), 3-го Главу Синода Русской Православной Церкви Заграницей (1965-85); Николая Антоновича Доллежаля (1899-2000), академика, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинс кой и Государственных премий, Главного конструктора первых советских атомных реакторов (экспериментального, промышленного, для АЭС и подводных лодок). В этот день также скончался Петр Карлович Клодт (1805 -1867), знаменитый русский скульптор. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 11.03.2023 18.11.2022 21.11.2013 27.06.2010 Последние комментарии 07.04.2024 22:09 07.04.2024 21:55 07.04.2024 19:10 07.04.2024 19:05 07.04.2024 14:39 07.04.2024 14:11 07.04.2024 10:29 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+ Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/21/de...

Иаков, Брат Божий, в верху оного Дискос и на оном хлеб св., 2) Иоанн Златоуст ; в верху его чаша и дискос с телом Христовым, с надписью: преложив Духом твоим святым, 3) Праотец Авраам, приносящий в жертву Исаака; в верху его изображен в кустарнике овен, 4) Пророк Аарон с кадильницей, в верху его пять хлебов и свеча зажженная с надписью: славы Господни исполнися храм, 5) Авель, в верху его приносимая им жертва, с надписью: принесе Авель от первородных овец. – По другую сторону: 1) Василий Великий , в верху его чаша с надписью: чашу же сию самую кровь Христа твоего, 2) Пророк Самуил, в верху его приносимый в жертву Агнец, с надписью: взя Самуил Агня едино, 3) Мелхиседек, держащий хлебы и вино, в верху его пять хлебов с надписью: Мелхиседек, Царь Салимский, изнесе хлеб и вино, 4) Пророк Илия, держащий нож, в верху его жертва принесенная, с надписью: спаде с небесе и пояде всесожигаемое, 5) праведный Ной, в верху его жертва принесенная с надписью: Вознесе Ное всесожигаемое на жертвенник и обоня воню благоухания. Но осталась еще и вне алтаря, в средине церкви под куполом, некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге, выше Иконостаса, виден, на золотом поле в дуге, образ Спасителя; в юго-западном треугольнике, между дугами под куполом, цел также весь образ Евангелиста Марка, а на северо-восточном треугольнике, под куполом же, половина образа Евангелиста Иоанна; прочие, подписаны красками. Над другой, стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелел только Лисимах, Худион, Николай, Акакий, Александр, Валерий; Вивиан, Приск, Гаий, Аетий, Евник, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие, подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола, в самом своде оного, малярским искусством изображен Спаситель благословляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух святой; ниже его, Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя; против его Архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную, за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, Варахиил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кишинёв. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при архиерейском доме. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1805 - 1825. Год утраты:Не установлен. Адрес: Молдова, Криулянский район, площадь Великого Национального Собрания, 1 (Внешняя южная часть здания) здание не сохранилось Координаты: 47.023965, 28.831501 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Одновременно с архиерейским домом был построен храм в честь Покрова Божией Матери (начало XIX в.). На колокольне этого храма первоначально находился один колокол. Церковь всегда была заполнена людьми, которые любили сие святое место и съезжались сюда со всех концов края на богослужения. Здесь полгода хранилась Гербовецкая чудотворная икона Божией Матери и в субботние дни перед ней читался акафист Царице Небесной. Покровская церковь при архиерейском доме после проведенных в ней в 1892 году реставрационных работ совершенно преобразилась. Своды ее были подняты, а в стенах над прежними окнами сделан новый ряд венецианских окон с полукруглыми верхами. Появился и новый иконостас в три яруса. Весь он был позолочен лучшим червонным золотом. В нижнем ряду с правой стороны находились иконы Спасителя, Покрова Божией Матери и святителя Николая чудотворца, а с левой – иконы Божией Матери с Предвечным младенцем, святого благоверного князя Александра Невского и священномученика Исаакия. На южной боковой двери был изображен архангел Рафаил, на северной – архангел Селафиил. Над Царскими Вратами помещена икона Тайной Вечери. По правую от нее сторону изображены Двунадесятые Господские праздники, а по левую – Богородичные. В верхнем ярусе посредине установлен образ Господа Вседержителя с предстоящими Богоматерью и Предтечею Господним, а по сторонам размещены иконы святых апостолов. Иконостас завершается тремя позолоченными крестами на средних иконах. На всех иконах фон позолоченный, чеканный. Иконы в нижнем и верхнем ярусах с полукруглыми верхами, а в среднем – продолговатой и овальной формы меньших размеров. Заклиросные киоты для икон Богоматери Гербовецкой и Иверской отделаны заново и украшены новыми позолоченными колоннами и резьбою. Живопись на всех иконах выдержана в строгом православном духе, отделка весьма изящная. За престолом, на горнем месте, находится распятие Господа нашего Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=35552

Сотворив всё сущее, Бог опять-таки словом Своим установил порядок и образ бытия, взаимоотношения и соподчинения всех тварей. И этот порядок и образ бытия – великое чудо слова Божия. Сверх того, существует порядок и образ бытия тварей как видимый и познаваемый нами, людьми, так и незримый и непостижимый. Согласно этому незримому и непостижимому порядку и образу бытия, который есть тайна во Святой Троице, происходили и происходят те явления, которые люди называют нарочитыми чудесами. Пример такого явления – безмужное зачатие Господа Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. Это представляется вторжением в видимый и познаваемый порядок вещей, но для порядка незримого и непостижимого никаким вторжением [это] не является. Рождение сие – воистину великое чудо; наверное – самое грандиозное, когда-либо открытое нам, смертным. Да и весь сотворенный – чудо, и весь видимый и познаваемый порядок – чудо; и всецелое это чудо обрело свое бытие словом Божиим, а, следовательно – точно так же, как и Господь зачался в девической утробе. И то, и это свершилось силой слова Божия. Посему чудный Гавриил и отвечает Пречистой на Ее вопрос, который задают [себе] все поколения: Как будет это (в серб. букв:. Как это может быть? – Пер.)? Отвечает он Ей так: У Бога не останется бессильным никакое слово . О Господи Боже, Создатель наш, бессмертный и непреложный Чудотворец, вразуми наш разум, чтобы больше не сомневался он, а веровал, и наставь (в серб, букв.: вразуми. – Пер.) наш язык, чтобы больше не спрашивал он, а прославлял Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. 26 марта 1. Собор Архангела Гавриила . Святой Архангел Гавриил – благовестник воплощения Сына Божия, один из семи великих Ангелов, предстоящих Божию престолу. Он возвестил Захарии о рождении святого Предтечи, сам о себе засвидетельствовав: Я Гавриил, предстоящий пред Богом ( Лк. 1:19 ). Его имя: Гавриил означает: муж – Бог (то есть муж Божий, крепость Божия. – Пер.). Святые Отцы в беседах на Благовещение поясняют, что послан был Архангел с таким именем, чтобы обозначить, кем и каковым будет Имеющий родиться от Пречистой Девы. Итак, будет Он Мужем-Богом, Богом крепким, сильным. Некоторые узнали, что тот же самый Гавриил возвестил Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии, и он же наставлял Моисея в пустыне, как подобает тому написать книгу Бытия. Святые Отцы полагают, что Гавриил принадлежит к первому и самому высокому чину Небесных Сил, то есть к чину Серафимов, потому что Серафимы ближе всего стоят к Богу. Он, следовательно, один из семи Серафимов, наиболее приближенных к Богу. Имена этих семи суть Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. К этому числу добавляют и Иеремиила. Каждый из них совершает свое особое служение, но все они равны по чести. Почему Бог не послал Михаила? Потому что служение Михаила состоит в сокрушении супостата веры Божией. А служение Гавриила – благовестие спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010