Как переводятся имена Архангелов? Михаил – кто как Бог; Гавриил – муж Божий или сила Божия; Рафаил – исцеление Божие; Уриил – свет или огонь Божий; Селафиил – молитва к Богу; Иеремиил – высота Божия; Иегудиил – хвала Божия; Варахиил – благословение Божие. Как на иконах изображаются Архангелы? Архангел Михаил нередко изображается попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Архангел Гавриил часто изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. Архангел Рафаил – может быть представлен с сосудом с целительными снадобьями в левой руке и стручцом (для помазывания больных) в правой (иногда правой рукой ведет Товию, несущего рыбу). Архангел Уриил  нередко пишется так: в поднятой правой руке он держит обнаженный меч на уровне груди, а в опущенной левой руке – «пламень огненный». Архангел Селафиил может изображаться в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Архангел Иегудиил бывает представлен держащим в деснице золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Образ Архангела Варахиила часто имеет такую особенность – на его одежде изображается множество розовых цветов. Архангел Иеремиил может изображаться держащим в руке весы. Почитание Архангелов на Руси Почитание Архангелов пришло на Русь вместе с христианством. Архангелам посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало XIII века), собор в Свияжске. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен Архистратигу Михаилу. Многочисленны иконографические изображения Архангела Михаила. Одно из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Когда совершается память Архангелов?

http://azbyka.ru/arxangel

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > День рождения Союза Русского Народа и Русского Народного Союза имени Михаила Архангела Сегодня Святая Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 03:00 21.11.2022 565 Время на чтение 3 минуты Фото: Коллаж РНЛ Сегодня Святая Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. В день празднования Собора Архистратига Михаила в 1905 г. состоялись выборы Главного Совета Союза Русского Народа. Этот день стал считаться днем основания СРН. Основатель и председатель Союза детский врач Александр Иванович Дубровин вспоминал о первых шагах организации: «Союз зародился в моей квартире.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/21/de...

Архангелы – наши покровители 1)  Архангел Михаил (8/21 ноября; 6/19 сентября) – защитник славы Божией, начальник Небесного воинства, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. 2)  Архангел Гавриил (8/21 ноября; 26 марта/8 апреля; 13/26 июля) – благовестник таин Божиих и служитель чудес, возвеститель радости и спасения. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Сына Божия. Святой Архангел Гавриил – служитель Божественного всемогущества. Он вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия, являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии. Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Откроковицей Марией в Иерусалимском храме и охранял Ее в земной жизни, он предсказал Захарии рождение Иоанна Крестителя, открыл тайну Воплощения Иосифу Обручнику, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскресении Христовом. 3)  Архангел Уриил (8/21 ноября) – просветитель ума. Уриил – Ангел, посланный к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих, огонь и свет Божий, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших. 4)  Архангел Рафаил (8/21 ноября) – врачеватель Божий, целитель недугов человеческих. 5)  Архангел Селафиил (8/21 ноября) – молитвенник Божий; возбудитель людей к молитве, молящийся о спасении и здравии людей. 6)  Архангел Иегудиил (8/21 ноября) – покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе. 7)  Архангел Варахиил (8/21 ноября) – благословение Божие, раздаятель благословения Божия на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств. 8)  Архангел Иеремиил (8/21 ноября) – возвышение Божие, внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» ( 1Кор. 8:1 ). Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?.. У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» ( Евр. 6:10 ) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Лучшее правило, чем то, что дано нам в богослужебных книгах, мы с Вами не придумаем. Утренние и вечерние молитвы – это две стены, ограждающие день и ночь. Преподобные отцы, кроме некоторых пустынников, занимаясь Иисусовой молитвой, не оставляли Псалтири, канонов и акафистов. Самому составлять для себя правило не безопасно, так как здесь может появиться тонкая самонадеянность. Старцы часто давали такое правило для живущих в миру: в день одна глава Евангелия, две главы Посланий Апостолов, две кафизмы, канон Иисусу Христу, канон Божией Матери. Вечером – пятисотницу в таком порядке. Первые три сотницы – Иисусова молитва , в начале каждой сотницы 10 земных поклонов и 20 поясных; на четвертой сотнице молитва Божией Матери («Пресвятая Богородице, спаси нас», начинать также с поклонами, как предыдущие); на пятой – с теми же поклонами начинать 50 молитв Ангелу Хранителю («Святый Ангеле, Хранителю мой, моли Бога о мне») и 50 всем святым («Бее святии, молите Бога о нас»). Можно каноны или псалмы читать в другое время суток, если утром нет времени. Стараться заполнить день Иисусовой молитвой. Прочитал Вашу статью «О приготовлении к молитве ». Сперва поблагодарить Бога, потом осудить свой любимый грех, покаяться, помянуть о смерти. После этого нужно испросить у Бога, Богородицы, Архангела Селафиила... испросить помощи. Можете ли Вы привести мне «чин» этого прошения? Дабы мне перед правилом всегда просить сим «чином» благодатной помощи. Надо просить у Архангела Селафиила дара молитвы своими словами, так как определенного чина здесь не существует. Я очень устаю на работе, и когда прихожу домой, то сил прочесть молитву уже не остается – оставляю ее на потом. Ужинаю, ложусь отдохнуть и, незаметно для себя, засыпаю. Проснувшись уже ночью, начинаю бороться с искушением не читать молитву, а сразу же залечь спать. Когда – побеждаю, когда – нет. Можно ли читать вечернюю молитву ранним вечером, когда еще не завершены основные дела, и утреннюю, совершенную примерно через час после пробуждения? (Сразу же после сна я читаю короткое молитвенное правило святого Серафима Саровского , молитвы Ангелу Хранителю, святому, имя которого ношу, и тропарь Кресту.)

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

С точки зрения христианского учения, если еще и можно допустить некоторые космические иерархии в качестве посредников между Богом и человеком до Воплощения, то после Воплощения соединение человека с Богом происходит непосредственно во Христе, минуя все посредствующие инстанции. 3.1.10. Архангелы Наименование " архангелы " употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Свщ. Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр., " кто как Бог " ) упоминается в Дан. 10, 13, и Иуд. 9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр., " муж Божий " или " сила Божия " ), упоминается в Дан. 8, 16 и Лк. 1, 19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается, как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр., " помощь Божия " или " исцеление Бо-жие " ), упомянут в Тов. 3, 16 и почитается как исцелитель недугов. Архангел Уриил (евр., " огонь, или свет Божий " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1, почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания. Архангел Селафиил (евр., " молитва к Богу " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1; 5, 20, почитается как научающий молитве. Архангел Иеремиил (евр., " высота Божия " ) упомянут в 3 Езд. 4, 36. Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Свщ. Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Иегудиил (евр., " хвала Божия " или " славящий Бога " ) чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр., " благословение Божие " ) почитается как служитель Божественного благословения.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела:архангел Михаил (евр. «кто как Бог»), упоминается в Дан.10:13 и Иуд.9 . В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова; – архангел Гавриил (евр. «муж Божий, или сила Божия»), упоминается в Дан.8:16 и Лк.1:19 . В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических: – архангел Рафаил (евр. «помощь Божия, или исцеление Божие»), упомянут в Тов.3:16 и почитается как исцелитель недугов; – архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий»), упоминается в 3Езд.4:1 , почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания; – архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу»), упоминается в 3Езд.4:1, 5:20 , почитается как научающий молитве; – архангел Иеремиил (евр. «высота Божия»), упомянут в 3Езд.4:36 . Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами:архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия, или славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах; – архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как служитель Божественного благословения. Лаодикийский Собор (IV век) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы, т. е. близких к Богу и для нас благодетельных. Литература. Алеипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 175–190; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 33–47; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 94–97. Вопрос 26. Творение мира видимого. Содержание и продолжительность дней творения. Совершенство творения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Поначалу отец Селафиил был крепкий, а по старости его, бывало, качнет – он и упасть может. Дали ему келейника. Ведет его келейник через всю Лавру на молебен к преподобному Сергию, а дело было зимой, на дворе снег, скользко. Келейник Вася поскользнулся – и не старец на юноше, а юноша на старце повис. И ничего! «Держись, Вася», – приговаривает отец Селафиил и дальше идет. Архимандрит Виталий Недавно похоронили отца архимандрита Виталия – это был потрясающий человек. Он каждый день ходил на братский молебен. Не все на него ходят, а отец Виталий вдобавок нес хозяйственное послушание, был помощником эконома, потом заведовал лавкой. Он рассказал такой случай: «Однажды уже сил не осталось. Бегаешь по послушаниям, а вечером служба, еще нужно все правила вычитать, чтобы утром послужить. Я физически уже не мог». Пришел он к отцу Кириллу и стал жаловаться: «Батюшка, так тяжело каждый день ходить на братский». Отец Кирилл отвечает: «Отец Виталий, все должно делаться по силам. Если устал – не ходи, отдохни». Отец Виталий вспоминал: «Я как услышал это – мне так стало хорошо! На следующее утро я просыпаюсь, вспоминаю, что у батюшки спросился – могу и еще немного поспать. Только я закрыл глаза – и вижу преподобного Сергия. Преподобный Сергий говорит: «Все вы лентяи! Отец Симон – вот он раб Божий». Тогда у нас один был отец Симон – инспектор Московской духовной семинарии и академии. Потом он был митрополитом Рязанским, а теперь уже скончался. Отец Виталий говорит: «Я вскочил, оделся, прибегаю – успел!». А у отца Симона тогда убиралась одна бабулечка. Отец Виталий к ней подходит и спрашивает: «Отец Симон ведь на братский молебен редко ходит?». Она отвечает: «Да, на братский он не всегда ходит, но каждое утро встает и начинает день с молебна преподобному Сергию». У отца Виталия даже слезы пошли, и он потом каждый день ходил на братский. Отец Афанасий Отец Афанасий – настоятель и смотритель Троицкого собора – был как ребенок. Человек удивительной чистоты и ревности. Мы над ним по-монашески шутили иногда. Но на иную шутку отец Афанасий строго отвечает: «Ты мне зубы не заговаривай, я еще правило не успел дочитать».

http://pravmir.ru/mitropolit-arhangelski...

Высокая и довольно худощавая фигура о. Николая, его вообще сдержанный характер, производили впечатление серьезного и самоуглубленного монаха, которое надолго останется в памяти знавших его. В праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных» летом 1990 года Лавра в его лице лишилась одного из старейших своих насельников и одаренных иконописцев, немало сделавшего в деле реставрации лаврской живописи и иконописи. Похоронен о. Николай в левом углу городского кладбища на Северном поселке. Архимандрит Вениамин (Тощев) Архим. Вениамин (в миру – Василий Афанасьевич, 1.1.1929–14.10.1991). Простой и добрый монах, работавший келарем на продовольственном складе, на очень хлопотливой должности, все время в полуподвальном помещении. Родом из крестьян дер. Мисаилово Ленинского р-на, Моск. области. В 1946 г. поступил в Ремесленное уч-ще при з-де им. Владимира Ильича в Москве и через 2 года стал слесарем. В 1962 г. поступил в Моск. дух. семинарию, в 1966 г. – в Лавру, через два года принял постриг, в ноябре 1968 – сан иеродиакона, а через месяц – сан иеромонаха. К Пасхе 1973 г. награжден саном игумена, а через 13 лет – саном архимандрита. Скончался от цирроза печени и сердечной недостаточности. Игумен Никифор (Ртищев) Игумен Никифор (в миру – Владимир Николаевич, 3.5.1923–13.10.1992). Из семьи рабочих села Степанищево Тамбовской обл., окончил 7 классов, воевал, а после войны работал в 1948–55 гг. милиционером в Моск. Метрополитене. Затем два года – жестянщиком на ВАРЗе, год – возчиком, и наконец, поступил в 1958 г. в Лавру. Ранее был женат. В 1960 г. принял постриг, сан иеродиакона –31 дек. 1962 г., иеромонаха – 4 апреля 1965 года, игуменом стал на Пасху 1973 г. После послушаний на кухне, на проходной, келейника у наместника в 1960–61 гг. и трапезника стал духовником. Скончался от сердечной недостаточности. Схиигумен Селафиил (иг. Зосима, Мигачев) Схиигумен Селафиил (в миру – Даниил Никитич, 15.12.1898–31.8.1992). Из крестьян Смоленской обл. Красного р-на, с. Пахомова. Окончил 4 кл., крестьянствовал до «раскулачивания» в 1930 г., когда переехал в Подмосковье. В 30-х годах был сослан в Архангельскую губ., где 2 года проработал на лесоповале, живя среди уголовников в очень тяжелых окружающих условиях. Война застала его, когда он жил в Ставропольском крае. Там он работал на подвозе провизии на фронт. Однажды снаряд угодил·в его лошадь, его же самого, тяжело раненного в голову, сбросило в кювет. Три года пролежал в госпитале. Затем был пенсионером по инвалидности. В 1964 г. (или в 1966 г., по др. данным) поступил в Лавру вскоре после смерти жены, Феодоры, с которой он прожил почти полвека (с 1915 г.), завещавшей ему идти в монастырь, несмотря на то, что у него было 11 детей. Ей самой было своего рода откровение от иконы Богородицы, чтобы она потерпела свою болезнь (гниение кости), ради скорой и безболезненной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.10. Архангелы    Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой — архангелами называют высших ангелов, которые вообще не входят в Дионисиеву иерархию. Это духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств.    Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр. «кто как Бог») упоминается в Дан.10и Иуд.1:9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр. «муж Божий» или «сила Божия»), упоминается в Дан.8и Лк.1:19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник божественных тайн.    Три архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр. «помощь Божия» или «исцеление Божие») упомянут в Тов.3и почитается как исцелитель недугов.    Архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий») упоминается в 3Езд.4и почитается как проводник Божественной любви, пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания.    Архангел Иеремиил (евр. «высота Божия») упомянут в 3Езд.4:36.    Есть еще три архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу») почитается как научающий молитве. Архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия», или «славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как особый служитель божественного благословения. 3.11. О молитвенном почитании ангелов    Вопрос о молитвенном почитании ангелов приобрел существенное значение в Новое время, в связи с тем что такое почитание было отвергнуто практически во всех протестантских деноминациях. Этот запрет основывается на словах ап. Павла: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (Кол.2:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010