Войдя из трапезной в храм, отметим еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное молельное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, сохранившийся здесь, в Саунино, едва ли не лучше чем в любой другой деревянной церкви Каргополья. Церковь была открыта, и мы зашли внутрь. Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо». Небо (небеса) – конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже –  плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых. Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста) происходят в основном из церквей Каргополья и бассейна реки Онеги, где были популярны в середине – второй половине XVIII века. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарём и книгой или лилией; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом; Селафиил – с кадилом или чётками; Варахиил – с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил – победитель есть супостатов», «Гавриил – провозвестник Божеских тайн», «Рафаил – есть недугов исцелитель», «Уриил – просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Небо данного иконографического типа в относительно хорошей сохранности и находится в церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино. Вокруг запах разнотравья, поля, пастухи – подростки на лошадях гонят скот… Залезаем на колокольню, красота, вокруг простираются луга, построек, кроме церкви, не видно…

http://sobory.ru/article/?object=00296

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Собор Архангелов. Трапезная монастыря Дионисия на Афоне. Фреска, 1603 г. Во главе бестелесных Сил Небесных - архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. В медальоне - изображение Христа Еммануила. Ниже, поверженным в пропасть, представлен бывший " ангел Света " Люцифер. На свитке, раскрытом возле медальона Христа, начертаны слова: Я видел сатану, спадшего с неба... (Лк. 10,18). Файл 11591.jpg:   Размер: 965x1024, 0.99 MPix, 325 Kb. Дата: 2010-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1781) , (151) . Описание: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Файл 12448.jpg:   Размер: 300x373, 0.11 MPix, 82 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1459) , (124) . Описание: Собор трех архангелов: Гавриила, Михаила, Рафаила. Католическая икона (?) В годовщину освящения древней базилики св. Архангела Ми­хаила в Риме Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения. Архангел Михаил (что значит: «Кто как Бог?») одержал по­беду в битве со злыми духами и продолжает поддерживать людей в борьбе со злом (Откр 12,7-9). Архангел Гавриил («Сила Божия») многократно передавал людям по­ручения от Бога (Дан 8,15; Лк 1,11). Он благовестил Пресв[...] Файл 12449.jpg:   Размер: 800x634, 0.51 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1416) , (123) . Описание: Икона " Собор Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных с четырьмя евангелистами и избранными святыми " . Начало XIXb. Романовские письма. частное собрание Файл 12552.jpg:   Размер: 572x700, 0.4 MPix, 596 Kb. Дата: 2011-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1481) , (97) .

http://pravicon.com/icon-718-photo

Согласно классификации, если мы говорим об ангельских чинах, в Священном Писании нет прямого ответа на этот вопрос. Упоминаются только некоторые херувимы и серафимы. Но согласно Псевдо- Дионисию Ареопагиту упоминается девять ангельских чинов. Хотя некоторые моменты мы находим, и в Священном Писании, в частности в Книге Товита, в 12 главе, мы читаем следующее: и сказал он Я — Рафаил, один из семи архангелов — то есть четко дается указание, имя, и оказывается, что архангелов, то есть старших ангелов всего семь. В Откровении Иоанна Богослова косвенно снова дается упоминание о семи ангелах. ( Откр.1:4 ) — о семи духах семи Церквей. То есть каждая Церковь имеет свой Дух. Святая Церковь упоминает имена семи архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. Предание церковное причисляет к ним еще и имя Иеремиил. Ну, в данном случае Михаил это «первоверховный архистратиг воинства Небесного» переводится. То есть имя каждого архангела имеет суть. Я вам привёл имя Гавриил — переводится как «сила Божия». Михаил — архистратиг, то есть предстоящий воинства. Гавриил — предвестник воли Божией для человека. Гавриил изображается всегда очень интересно — с райской пальмовой ветвью в руке, либо изображается со светильником со свечой, но свеча стоит внутри фонаря, светильника. О чём это указывает — о том, что жизнь каждого человека горящая свеча, она известна, но до поры она скрыта от человека, и даже скрыта от ангелов, поэтому ангел может принести эту весть, а может эту весть не принести. Также архангел Гавриил может изображаться с зерцалом, то есть зеркалом. Зеркало указывает на то, что когда человек внимательно смотрит в это зеркало, он должен видеть не себя, а видеть то, что его удаляет от Бога, то есть свои грехи. Вот какую весть он приносит. Архангел Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом, и его имя переводится как «милосердие, помощь страждущим, помощь больным». Следующий Уриил переводится как «свет огня Божия». Уриил изображается с опущенной вниз молнией, направленной на землю.

http://azbyka.ru/video/angely-i-demony/

Хотя критику материалов автор основал на источниках своеземных, на древнейших Прологах и на позднейших Четьих-Минеях; однако нельзя не признать влияния западного в более широком и беспристрастном взгляде его на предметы, входящие в состав Подлинника. Уже самые Минеи немало способствовали к образованию такого более беспристрастного взгляда. Так говоря о Волхвах, автор приводит западную легенду о том, как телеса Трех Царей-Волхвов перенесены были сначала в Константинополь, потом в Милан и наконец в Кёльн 405 . Вот их характеристика: «Волхвы, то есть, цари восточных стран: один от Персиды, другой от Аравии, а третий от Ефиопии. Первый Мельхиор, стар и сед, волоса на голове и борода долгие; принес злато Царю и Владыке. Второй Гаспар, молод и без бороды, лицем румян; принес ливан Богу вочеловечшемуся. Третий Валтасар, очень смугл лицом, бородат; принес смирну Сыну человеческому смертному». Затем приводятся другие имена волхвов по Кирилловой книге. Под 26 ч. марта 406 , художественные типы архангелов определяются по памятникам, сохранившимся на Западе: «Бяше же сих святых архангелов в древняя времена, в ветхом городе Риме, в Неаполе, граде кампанийском, в Панорме, граде сицилийском, во святых церквах лица их иконописным художеством на досках, мусиею же по стенам церковным написаны быша». За тем предлагается самое начертание их: «Михаил изображен топчущ ногами Люцефера 407 , левою рукой держит ветвь финиковую, зеленую, а правою копье с белою хоругвию, обвивающеюся концом своим около копья; на хоругви выткан красный крест. Гавриил в правой руке держит фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой зерцало каменное, зеленой яшмы с красными крапинками. Рафаил в левой руке, приподнятой, держит алавастр врачевский, а правою ведет отрока Товию, несущого рыбу, в Тигре пойманную. Уриил правою рукою держит против персей обнаженный меч, в левой же ниспущенный пламень огненный. Селафиил изображен с опущенным вниз лицом и очами, и с руками, к груди прижатыми, наподобие умиленно молящагося. Иегудиил с золотым венцом в правой руке, в левой же с бичом о трех концах. Варахиил изображен с цветами белых роз в недрах одежды своей». Под 16 ч. августа, рассказав легенду об Авгаре, составитель присовокупляет следующее о самом изображении Спаса: «Ныне же сей святый образ обретается в Риме, в церкви Сильвестра, папы римскаго; тут есть девичий монастырь, где и обретается, являяся изображением, яко бы самое истинное тело, и зело предрого украшен. Зри в записке путешествия графа Бориса Петровича Шереметева, в 1697 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Чем отличается список иконы от ее копии? Как в рамках традиции развивается церковное искусство иконописи? Мы беседуем с иконописцем Михаилом Шевцовым, руководителем мастерской «Форма». Михаил с помощниками работают над написанием трех икон для Знаменского храма Новоспасского монастыря. В этот храм по завершении его обустройства будет перенесена из Спасо-Преображенского собора обители чудотворная икона Богоматери «Всецарица». Один из образов, над которыми трудятся Михаил с помощниками, и будет списком с «Всецарицы». Но не совсем обычным. Михаил Шевцов – Михаил, вы работаете над интересной иконой. Это список с чудотворного образа «Всецарица», но список не точный: образ Богоматери обрамляют изображения ангелов и молящихся людей. Расскажите, пожалуйста, об этой работе. Почему родилась такая композиция? – Мы пишем для Знаменского храма три иконы. Помимо списка с «Всецарицы», это образы Собора Московских святых и Всех святых. Наместник Новоспасского монастыря владыка Дионисий поставил перед нами творческую задачу: эти иконы не должны быть прямой копией оригиналов. Он предложил наброски композиций, а мы воплощали их в жизнь, консультируясь с наиболее авторитетными и опытными преподавателями Иконописного факультета Московской духовной академии. В частности – с архимандритом Лукой (Головковым), одним из лучших современных специалистов по иконографии. Что касается списка со «Всецарицы», то его будут ставить на место чудотворной иконы, когда ту вынесут на крестный ход или для поклонения верующих положат на аналой. Я изобразил икону «Всецарицы» между двух Архангелов, которые как бы выносят её людям. Это Рафаил, которому традиционно молятся об исцелении болезней, и Селафиил, имя которого переводится на русский язык как «Молитвенник Божий». Причина выбора этих Архангелов очевидна, ведь к «Всецарице» приходит множество страждущих от тяжелых болезней, в том числе онкологических, чтобы помолиться об исцелении. В нижней части композиции мы написали Святейшего Патриарха Алексия II и наместника Новоспасского монастыря владыку Алексия (Фролова), благословением которых список «Всецарицы» в 1997-м году был принесен со Святой Горы Афон в Москву, в Новоспасский монастырь.

http://pravoslavie.ru/153933.html

Роман 20 ноября 2019, 23:54 Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53 Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю? Фаина 20 ноября 2016, 20:03 Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь! Andrew Filatov 21 ноября 2014, 17:49 Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . Николай Долганов 21 ноября 2014, 13:14 Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда " я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться? " . Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти. Денис Чернышев 17 июля 2014, 07:53 Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: " Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела) " . Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!

http://pravoslavie.ru/49927.html

Через «подвиги духовные, воздержание плоти, очищение души, нищету конечную, плач благой» (молитва на оглашении) достигается главное: «...в нем же (то есть в постригаемом. – Авт.) по подражанию Господне жительство является». «О нового звания! О дара тайны!» – можем воскликнуть мы словами чинопоследования. Человек, созданный по образу Божию, еще раз призывается к стяжанию подобия. Не отвергаясь своей человеческой природы, но исполняя общую заповедь всех людей, монах в соработничестве своем Богу через то, что Господь прилагает «к его предложению яже от Него силу», приобретает новое бытие, суть которого состоит в сопричтении к «воинству ангеловидного жития в высоте небоподражательного жительства» и в возможности, которая одновременно является обязанностью «Тому ангельски служити, Тому всецело работати, горняя мудроствовати, горних искати». Инок в чистоте сердца «сподобляется ангельски зрети» Бога, становится «органом доброгласным и псалтирью красной Святаго Духа». То есть ему усваивается ангельская функция непрестанного богосозерцания и молитвы. Вера Церкви в реальность подаваемого от Святого Духа выражается в молитве, следующей за самим моментом пострига и облачения в схиму, которая произносится не только как прошение о ниспослании духовных даров, но и как утверждение того, что уже совершилось: «...во освящение... в оньже силою Твоею облечеся образ». Теперь, стяжав новое бытие, монах призывается «быть безропотным в послушаниях и службах» братии и миру. Но особенно сильно эта мысль звучит в молитве, с которой постриженику вручается зажженная свеча: «Рече Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех». Заметим, что зажженная свеча, вручаемая постриженику, является особым символом, означающим молитвенное горение и служение. С нею в руках на иконах часто изображается архангел молитвы Селафиил. Истолковать эту символику можно также и словами народной мудрости: «Иноки – свет мирянам», ибо Церковь всегда видела одно из главных служений монахов по отношению к миру в духовном просвещении христиан и молитвенном предстательстве за них.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В низшей Иерархии первое место занимают Начала , которым вручено управление вселенной и хранение царств: они содействуют избранию добрых властей, и распространяют между людьми славу Божию; потом Архангелы  — благовестники и предвозвестники великих тайн Божиих, дли умножения веры среди людей, и последними — Ангелы - Хранители , как ближайшие существа к людям, и как вестники меньших тайн Божиих. Число Ангелов, по писанию, неисчислимо велико; но нам известно только 7 из них ( Откр.5:4 . Чет. Мин. 8 Ноября): четыре библейских и три, открытых Богомысленными Отцами Церкви. Они суть: Михаил — по служению своему, — победитель. ( Дан.10:13 ; Иуд.1:1 ; Откр.12:7 ). Гавриил — вестник Тайн Божьх ( Дан.8:16 ; Лк.1:26 ). Рафаил — целитель недугов человеческих ( Тов.12:15 ). Уриил — просветитель, — отблеск огня Божественного ( 3Ездр. 4:1 ). Селафиил — молитвенник, предстательствующий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве. ( Быт.21:17 ). Иегудиил — славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их, ( Исх.23:20 ). Варахиил — благословитель, раздающий людям благословения Божии, и испрашивающий у Бога благодеяний им ( Быт.18 ). Почитание Ангелов, как в ветхом, так и в новом завете было постоянное, и в первые века христианской эры доходило даже у некоторых до идолопоклонства ( 4Цар.23:5 ; Кол.2:18 ), вследствие чего Отцы 4 века, правилами Лаодикийского Вселенского Собора (35 правило), положили чествовать их только как служителей Божиих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил. (Четьи Минеи 8 Ноября).  Молитва эта называется Тропарь призывания Св. Духа на всякое доброе дело.  Молитва эта называется « Кондак » призывания Св. Духа на всякое доброе дело.  Молитва эта называется Тропарь благодарения за всякое благодеяние Божие.  Туне — в переводе значит: даром, не оплачено . Туне приясте, туне дадите ( Мф.10:8 ).  Молитва эта носит название Кондака в ряду благодарственных молитв за всякое благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

653 Константин 1 Великий – римский император в 306 337 гг., при котором христианство стало господствующей религией в империи. 654 Валент II – правитель восточной части Римской империи в 364–378 гг., погибший в войне против готов; нельзя сказать, что Валент был особым гонителем христиан, но известно, что он издал указ против монашества. 656 Преемник Андрея на епископской кафедре Арефа Каппадокийский (X в.), следуя ему в своём «Толковании на Откровение Иоанна Богослова», говорит, что под зверем, имеющим пасть льва, надо разуметь царство вавилонян, а вместе с тем и сарацин (Арабский халифат), потому что они и Вавилоном ныне владеют, и произошедший из них Антихрист будет править как римский царь. 662 В Откровении не говорится, что второй «зверь»-«лжепророк» будет предшественником первого «зверя» (=Антихриста). «Лжепророк» стал восприниматься как предтеча Антихриста на основании того же параллелизма с Иисусом Христом, имевшим своим предтечей пророка Иоанна Крестителя. См. далее, 668 Образ «вышнего (=небесного) Иерусалима» в Новом Завете появляется а Послании к Галатам (4:26), а также в Послании к Евреям (12:22) апостола Павла и раскрывается в Откровении (2t:2,16 23), где он напоминает описание Иезекиилем нового идеального Храма (гл. 40–48). Земной, тленный Иерусалим отличается от Иерусалима нетленного и в Талмуде (В Таанит, 5а; Бава-Батра, 75Ь). 677 Идея посрамления, осуждения и даже заточения Сатаны в результате деятельности Христа (главным образом в результате Его победы над смертью-адом) имеет своим основанием некоторые новозаветные изречения ( Лк. 10:18 ; Ин. 16:11  и др.), но развилась в Церкви позднее. Решающую роль тут сыграло сказание о нисхождении Христа в ад, попавшее в апокрифическое «Евангелие от Никодима» (IV в.). По этому сказанию, после погребения и перед своим воскресением Христос спустился в ад, освободил патриархов, а также поразил и сковал там Сатану, власть которого была «разрушена Древом Креста» (гл. 17–26). 682 Впервые о семи главных ангелах упоминается во второканонической Книге Товита (12:15). В славянской Книге Еноха говорится о семи четах ангелов, особенно приближенных к Богу (2 Ен 8:1). Ныне в Православной Церкви архангелами считаются Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия . Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель ( Тов. 3:16; 12:15 ). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий ( 3Езд. 4:1; 5:20 ). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий ( 3Езд. 5:16 ). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога . Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие . Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010