Иерархия Ангелов проявляется в том, что низшие принимают ведение, силу и власть от высших, а самые высшие – от Бога. Святитель Григорий Богослов говорит: «(Ангелы) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение». На самом верху небесной иерархии стоят высшие Архангелы. Имена некоторых из них мы знаем из Библии, другие же известны из предания Церкви. Эти Архангелы исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил, Иеремиил. Каждый из них имеет перед Богом свое особое служение. Следует также сказать, что Ангельская иерархия имеет место, только пока существует материальный мир, в грядущей же вечности иерархии уже не будет. Тогда уже «не один от другого будет принимать откровение славы Божией к прославлению и веселию души своей, – говорит святой Исаак Сирский, – но каждому по мере доблестей его, непосредственно, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству… ибо там нет ни учащего, ни поучаемого, ни имеющего нужду, чтобы другой восполнил недостаток его. Там один Даятель, непосредственно дарствующий способным приять… там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому». Еще следует сказать, что Ангелы передают Благодать, ведение и силу не только друг другу, но и людям, которые способны это принять и вместить. По слову преподобного Исаака, именно «через горние чины приемлют святые свет созерцания». И потому в каком-то смысле можно говорить, что человек тоже принадлежит к Ангельскому чину. Не просто так мы поем на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе». Также не напрасно святые отцы учат, что христиане призваны соединиться с Ангелами и занять места, освободившиеся на небе после падения демонов. В слове «На собор Небесных чинов» преподобный Феодор говорит, что есть девять чинов Ангельских, а десятый чин – человек. Об этих десяти чинах, или драхмах, говорит и Христос в Евангелии: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Также и слова Христа об одной заблудившейся овце и девяноста девяти незаблудившихся святые отцы относили к человеку и к Ангелам.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

За усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 70-летием протоиерей Николай Коньков был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом девяти чинов ангельских. Чины ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят серафимы, херувимы и престолы. Среднюю иерархию составляют господства, силы и власти. В низшую - начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название ангелов - по сути своего служения. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - " кто как Бог " ) - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими падшими духами. Из Священного Писания и Священного Предания известны также архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. ИА " Вода живая " , 21.11.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:07 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -4:07 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 6 февраля 2024 28 января 2024 18 января 2024 16 января 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 2 ноября 2019 1 октября 2019 19 января 2019 8 января 2019 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

8. Вторник. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила . Приводим порядок совершения бденной службы Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Бесплотных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Бесплотных, глас 6-й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния...». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – Бесплотных, глас 4-й: «Огненными устнами...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм...». На стиховне стихиры Бесплотных, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8-й: «Яко чиноначальник...». По Трисвятом – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Бесплотных. Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. Седален Бесплотных по полиелее, глас 8-й: «Небесных чинов наставник...». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4-й: «Ангельстии чини...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Бесплотных, глас 4-й: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный»; стих: «Благослови, душе моя, Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело». Евангелие – Бесплотных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Архангелов...». Стихира Бесплотных, глас 6-й: «Ангели Твои, Христе...». Каноны: Богородицы на 6 (ирмосы по дважды) и Бесплотных (два канона) на 8. Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 8-го гласа (см. третий канон на утрене).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-21/

Суббота Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня. О великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией: ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Воскресенье Святый Архангеле Божий Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь. Список сокращений: Быт. – Бытие Исх. – Исход Втор. – Второзаконие Нав. – Книга Иисуса Навина Тов. – Книга Товита Пс. – Псалтирь; пс – псалом Ис. – Книга пророка Исаии Дан. – Книга пророка Даниила 3 Езд. – Третья книга Ездры Мф. – От Матфея святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Деян. – Деяния святых апостолов 1 Кор. – Первое послание апостола Павла к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание апостола Павла к Коринфянам Евр. – Послание апостола Павла к Евреям Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам Иуд. – Послание Иуды Апок. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Примечания: 1 В греческом переводе: «по числу Ангелов Божиих» ( Втор.32:8 ), в других переводах – по числу сынов Израилевых. Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеет своего Ангела, основывается также на словах пророка Даниила ( Дан.10:12 ), где говорится об Ангелах царств Персидского и Иудейского. 2 Велегласно – в полный голос, громко. 3 Вонмем – будем внимательны, со вниманием будем слушать. 4 Заря утренняя. Здесь под Денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарей, но, возгордившись и восстав против Бога, ниспал в бездну и подвергся вечному осуждению.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Архангел Михаил. Автор: Дмитрий Марков. 18 в. icons.pstgu.ru Икона Михаила Архангела 9 мин., 08.11.2023 Иконы Михаила Архангела отличаются разнообразием деталей и сюжетов. Ведь очень сложно вместить в одно изображение все наши знания и представления о том, кто возглавляет небесное воинство. Икона «Собор Архистратига Михаила» На наиболее распространенном варианте иконы «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» архангел предстает в окружении всех ангельских чинов. В центре композиции находится медальон с изображением Христа. Обычно его поддерживают высшие ангелы — серафимы и херувимы. Но на некоторых иконах его держат архангелы Михаил и Гавриил. Самая известная икона такого рода называется «Собор архангелов». Она относится ко второй половине XII века и происходит из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Собор Архангела Михаила. 15 в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Раз в году Церковь отмечает праздник, посвященный всем представителям ангельской иерархии. Когда сатана не пожелал слушаться Создателя, а захотел занять Его место, и был низвержен с Небес, именно Архангел Михаил собрал всех ангелов, сохранивших верность Богу, и призвал, видя падение сатаны, не следовать его примеру, а славить Господа и служить Ему. Поэтому именно он считается начальником над всеми ангельскими чинами. Принято считать, что небесное воинство имеет трехступенчатую иерархию. Ближе всего к людям в ней находятся восемь архангелов: Архистратиг Михаил, а также Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил — и вместе с ними начала и ангелы. В середине небесной иерархии находятся господства, силы и власти. Высшие и наиболее приближенные к Богу — престолы, серафимы и херувимы. Каждый ангел несет свое послушание. А вместе все девять чинов воплощают и поддерживают мироустройство, задуманное Господом. Читайте также: 8 чудес Архангела Михаила

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

Скачать epub pdf Собор святого архангела Гавриила 2122 Память 26 марта На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов. Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

в) пять акафистов Архангелу Гавриилу (рефрены: Радуйся, великий Архангеле Гаврииле, принесший с небес нам велию радость 506 ; Радуйся, великий Архангеле Божий Гаврииле 507 ; Радуйся, Архангеле Гаврииле, вечнаго спасения нашего благовестниче 508 ; Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы 509 , Bucura-te, Gavriile, mare binevestitor! 510 ); г) три акафиста Архангелу Рафаилу: два – на церковнославянском языке (с одинаковыми рефренами: Радуйся, Архангеле Божий Рафаиле, целителю недугов наших и молитвеннике о нас пред Богом) 511 , один – на румынском языке (рефрен: Bucur-te, Rafaile, spaimalui Asmodeu, a toate vindec- torule!) 512 ; д) из остальных Архангелов отдельным акафистом почтены св. Уриил (рефрен: Радуйся, богоносный Архистратиже Урииле, в долину вечной радости стопы наша направляющий) 513 и св. Варахиил (рефрен: Радуйся, Архангеле святый Варахииле, светоче любве и милосердия, благословение Божие нам приносящий) 514 , е) общие акафисты Архангелам Михаилу и Гавриилу; они интересны тем, что икосы (и следующие за ними кондаки) относятся поочередно то к Архангелу Михаилу, то к Архангелу Гавриилу, соответственно чередуются и рефрены. Первый акафист, древний греческий гимн «Божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу», был отредактирован прп. Никодимом Святогорцем , известен его перевод на церковнославянский (рефрены: Михаилу – Радуйся, закона служителю, Гавриилу – Радуйся, благодати вестниче) 515 , второй, «Радостные икосы всевеликим чиноначальникам Михаилу и Гавриилу», составлен приснопамятным иноком Герасимом Микрагианнанитом и пока существует только на греческом языке (рефрены: Радуйся, Михаиле Архистратиже. Радуйся, Гаврииле Архангеле) 516 ; ж) особо следует отметить появившийся в 2010 г. «Акафист Ангелу-хранителю града Москвы» (рефрен: Радуйся, ангел святой, града Москвы хранителю благословенный, в Иерусалим Небесный дороги наши направляющий!) 517 ; тем самым создан прецедент написания богослужебного текста бесплотному духу, поставленному от Господа хранить не человека или народ, но местность (ср.: Втор.32:8 по церковнослав. тексту).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Сотворив всё сущее, Бог опять-таки словом Своим установил порядок и образ бытия, взаимоотношения и соподчинения всех тварей. И этот порядок и образ бытия – великое чудо слова Божия. Сверх того, существует порядок и образ бытия тварей как видимый и познаваемый нами, людьми, так и незримый и непостижимый. Согласно этому незримому и непостижимому порядку и образу бытия, который есть тайна во Святой Троице, происходили и происходят те явления, которые люди называют нарочитыми чудесами. Пример такого явления – безмужное зачатие Господа Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. Это представляется вторжением в видимый и познаваемый порядок вещей, но для порядка незримого и непостижимого никаким вторжением [это] не является. Рождение сие – воистину великое чудо; наверное – самое грандиозное, когда-либо открытое нам, смертным. Да и весь сотворенный – чудо, и весь видимый и познаваемый порядок – чудо; и всецелое это чудо обрело свое бытие словом Божиим, а, следовательно – точно так же, как и Господь зачался в девической утробе. И то, и это свершилось силой слова Божия. Посему чудный Гавриил и отвечает Пречистой на Ее вопрос, который задают [себе] все поколения: Как будет это (в серб. букв:. Как это может быть? – Пер.)? Отвечает он Ей так: У Бога не останется бессильным никакое слово . О Господи Боже, Создатель наш, бессмертный и непреложный Чудотворец, вразуми наш разум, чтобы больше не сомневался он, а веровал, и наставь (в серб, букв.: вразуми. – Пер.) наш язык, чтобы больше не спрашивал он, а прославлял Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. 26 марта 1. Собор Архангела Гавриила . Святой Архангел Гавриил – благовестник воплощения Сына Божия, один из семи великих Ангелов, предстоящих Божию престолу. Он возвестил Захарии о рождении святого Предтечи, сам о себе засвидетельствовав: Я Гавриил, предстоящий пред Богом ( Лк. 1:19 ). Его имя: Гавриил означает: муж – Бог (то есть муж Божий, крепость Божия. – Пер.). Святые Отцы в беседах на Благовещение поясняют, что послан был Архангел с таким именем, чтобы обозначить, кем и каковым будет Имеющий родиться от Пречистой Девы. Итак, будет Он Мужем-Богом, Богом крепким, сильным. Некоторые узнали, что тот же самый Гавриил возвестил Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии, и он же наставлял Моисея в пустыне, как подобает тому написать книгу Бытия. Святые Отцы полагают, что Гавриил принадлежит к первому и самому высокому чину Небесных Сил, то есть к чину Серафимов, потому что Серафимы ближе всего стоят к Богу. Он, следовательно, один из семи Серафимов, наиболее приближенных к Богу. Имена этих семи суть Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. К этому числу добавляют и Иеремиила. Каждый из них совершает свое особое служение, но все они равны по чести. Почему Бог не послал Михаила? Потому что служение Михаила состоит в сокрушении супостата веры Божией. А служение Гавриила – благовестие спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Четвертого архангела изображают с мечом в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу; имя его Уриил, что значит свет или огнь Божий. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как ангел огня божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляет в них нечистые привязанности земные. Пятый архангел есть верховный служитель молитвы и называется Салафиилом. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик ангелов-молитвенников, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым вдохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати. У шестого архангела в правой руке златой венец, а в левой бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего архангела с ликом ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся во славу Божию, поэтому он и называется Эгудиил, или хвала Божия. Всяк из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. В деснице архангела не напрасно венец – это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию. Последнему архангелу, – последнему по порядку, а не по достоинству и силе, – богомудрые учители Церкви дают название Варахиила. Это ангел благословений Божиих, как то означает имя его; сего архангела изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божии различны, то и служение сего архангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие, но только тогда, без сомнений, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных: когда, например, желают иметь чад, дабы воспитать их в страхе Божием, ожидают обилия плодов земных, дабы поделиться ими с бедностью, истаевающего от глада, украсить храм Божий, призреть сирого, искупить должника невинного и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет, и архангел не принесет благословения своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Войдя из трапезной в храм, отметим еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное молельное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, сохранившийся здесь, в Саунино, едва ли не лучше чем в любой другой деревянной церкви Каргополья. Церковь была открыта, и мы зашли внутрь. Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо». Небо (небеса) – конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже –  плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых. Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста) происходят в основном из церквей Каргополья и бассейна реки Онеги, где были популярны в середине – второй половине XVIII века. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарём и книгой или лилией; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом; Селафиил – с кадилом или чётками; Варахиил – с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил – победитель есть супостатов», «Гавриил – провозвестник Божеских тайн», «Рафаил – есть недугов исцелитель», «Уриил – просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Небо данного иконографического типа в относительно хорошей сохранности и находится в церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино. Вокруг запах разнотравья, поля, пастухи – подростки на лошадях гонят скот… Залезаем на колокольню, красота, вокруг простираются луга, построек, кроме церкви, не видно…

http://sobory.ru/article/?object=00296

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010