По мере облицовки наружных частей исполнялись назначенные по высочайше утвержденному проекту рельефные изображения в полуциркульных арках порталов и углов и над карнизом пьедестала храма. Эти изображения расположены в два ряда, или яруса (верхний на высоте 13 саженей, a нижний – 4 1 / 2 сажени), и сделаны горельефно, то есть, со значительными, выступом, представляя почти полные фигуры, прислоненные к стене. Так как Храм Христа Спасителя, согласно воле царя-завещателя, должен быть памятником религиозно-благодарственным, свидетельствующим о божественном заступлении за Россию в отечественную войну 1812 года, и вместе с тем – памятником историческим, воспроизводящим неизгладимыми чертами славные деяния предков: то на всех четырех стенах Храма помещены священно-исторические изображения, напоминающие события отечественной войны 1812 года, и фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю и некоторых отечественных деятелей, потрудившихся для утверждения и распространения православной веры, а также князей русских, положивших свою жизнь за свободу и целость Русской земли 8 . Рассмотрим по порядку все эти барельефные изображения. Западная сторона (находящаяся между Москвою-рекою и улицею Остоженкою). В верхнем ряду, в средней большой арке: поясное изображение Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею. По сторонам, в четырех малых арках: Св. Александр Невский, Святитель Николай, Св. Блаженный Николай Новгородской (27 июля – день рождения императрицы Марии Александровны) и Святая Праведная Елисавета (тезоименитство супруги Александра I Елисаветы Алексеевны). В нижнем ряду, при арке больших средних врат: два Ангела с простертыми крылами, держащие хартию с надписью: Господь Сил с нами ( Псал.45:12 ). При арках малых врат: справа – два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно (в память Московского ополчения в 1812 году, имевшего вместо знамен церковные хоругви); слева – два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест. При оконных арках порталов: справа – Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветами в руке; слева – Архангел Гавриил с лилией в руке и Архангел Уриил с пламенем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Архангел Варахиил – это Ангел благословений Божиих, чрез него ниспосылаются людям благословения и благодеяния Божии. А поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела различны: чрез него посылаются благословения на добрые дела, на всякое доброе житейское занятие, но только тогда, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных. Например, когда ожидают обилия плодов земных, чтобы поделиться ими с бедностию, украсить храм Божий, призреть сирого, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет и Архангел не принесет благословения. Молитвы Архангелу Варахиилу Молитва первая Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь. Молитва вторая О, великий архистратиже Божий Архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоле принося благословение Божие в домы верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многия лета, да единодушно славим Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. c. 486] Тропарь, глас 4 Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 2 Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных архистратиг. Святой Архангел Иеремиил (8/21 ноября) Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, возношение к Богу, милосердие Божие. Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает: «возвышение к Богу», «высота Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В начале 1960-х гг. прихожане РПЦЗ собрали средства для постройки каменного храма в Людвигсфельде. На выбранном месте на улице Ахатштрассе ранее находился дезинфекционный барак для лагерников, затем по некоторым сведениям был возведен фундамент для неправославной церкви, а в дальнейшим на нем и построили православный храм. Автором проекта строительства небольшого одноглавого храма являлся немецкий архитектор Теодор Хенцлер (Theodor Henzler) из Мюнхена. Строительство было начато в 1963 г., освящение готового здания во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных: архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила состоялось в 1965 г. Сюда перешел людвигсфельдский приход РПЦЗ, после чего временную деревянную Михайловскую церковь разобрали. В новый храм перенесли чтимую икону архангела Михаила и небольшой ковчег с частицами мощей. Икона архангела Михаила предположительно была написана в 1947 г. Л. Рыком. Как и другие иконы Михайловского храма, она строго не соответствует канонам русской иконописи, а скорее типична для юга России и Украины. В ковчеге находятся мощи преп. Серафима Саровского и фрагмент мантии этого святого; мощи святого Нифонта, епископа Новгородского; святой праведной девы Юлианы, княжны Ольшанской, а также мощи из Киевского пещерного монастыря: святого мученика Нестора (день памяти - 28 октября); мучеников Василия и Феодора (11 августа), святого священномученика Макария, митрополита Киевского (1 мая); святого Михаила Чудотворца и митрополита Киевского (30 сентября) и святого Иоанна Постника. Так как Михайловский храм в Людвигсфельде много лет (до 1990-х гг.) служил кафедральным собором Германской епархии РПЦЗ, в нем служили и молились многие известные православные архиереи и священники: Первоиерархи Русской Православной Церкви за границей митрополиты Виталий (Устинов), Лавр (Шкурла), архиепископ Нафанаил (Львов), нынешний глава епархии архиепископ Марк и др. Настоятелем прихода несколько лет был когда-то близкий к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону протопресвитер Василий Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=21873

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»». Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

http://pravicon.com/info-1562

Сблизив затем пластическое представление «Неопалимой Купины» с образом Божией Матери, держащей Младенца – Спаса Эммануила, иконопись основывалась на том же Акафисте Божией Матери, послужившем для нее обильным источником типических форм. По икосу 1-му Дева Мария есть «звезда, являющая солнце», «звезды незаходимыя Мати», Она «облако всесветлое, рождающее Неопалимую Купину», и потому двойная звезда, окружающая образ Божией Матери с Младенцем, является голубой и огненной. По тому же самому Акафисту, Божия Матерь в этом образе, в исполнение пророчества, держит «лествицу высокую, юже Иаков виде», будучи Сама «лествицею, от земли всех возвысившую благодатию». На груди же Божией Матери находится модель с храмом западного готического типа и внутри его образ Спаса или Великого Архиерея. В лучах звезды пишут 4 эмблемы Евангелистов, 4-х архангелов, также 9-ти чинов ангельских и пр. В лучах звезды и по их сторонам в кругах пишут также, кроме 4-х символов, архангелов: Михаила с мечом, Рафаила с алавастром, Уриила с огненным мечом, Селафиила с кадилом, Варахиила с виноградным гроздием, Гавриила с ветвью благовестия. По углам иконы изображают пророка Моисея при видении Купины, Иессея с древом, Илию перед Спасителем, Иакова с его видением, и Иезекииля, «видевшаго на востоце двери, в ни никтоже вниде» и пр. Около архангелов надписание их эмблем: ангели облаком, дух страха Божия, ангели грому сиречь проявление или: грозы человеком сущим молитвы, ангели ветром и бурям и дождю на службу человеком, ангели отсечения противных веры глаголящих хуления, дух силы росы и мглы сиречь очищения волею Божиею, ангели службы пепели и мраси (снеди), ангели опаления, дух разума, ангел глаголом сии рече блистания яко убуждая свящая иже от века разумом сущим или: дух премудрости ангел, огню нам будущая показуя; дух славы Божия ангели мразу и леду творяща благоразумие и т.п. Соответственно ангелы держат чаши, светильники, меч, кивот молний, облако, гения, духов – ветра, мороза (в закрытом киоте) и пр. Под звездой – Иессей и его растущее древо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место. Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном». Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «Вестники») обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес. Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению. Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил («Архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи. У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.

http://pravoslavie.ru/37136.html

Святой Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ( Тов. 12:15 ). 13 (26) июля – Собор святого Архангела Гавриила. Праздник этот существует с IX века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила. 8 (21) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, где Архангел Гавриил прославляется со всем Собором Небесных Сил. Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из ясписа. С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свещею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Поэтому, носящим имя Гавриил прилична та «вера Божия, для коей,— по слову Самого Спасителя,— нет ничего невозможного». Молитвы Архангелу Гавриилу Молитва 1я Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых Таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю Тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, Святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва 2я О, Святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера 2130 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом 2131 ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами 2132 . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу 2133 . Святой Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, – пламень огненный 2134 . Святой Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами 2135 . Святой Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы 2136 . Тропарь, глас 4: Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 8: Пресветлыя и честныя, и вседетельныя, пренеизчетныя и страшныя Троицы, ты еси Архистратиже славный служителю, и молитвенниче: ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяих бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим. 2122 день празднования в честь архангела Гавриила назван днем «собора» потому, что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила. 2123 Дионисий Ареопагит – знатный афинянин, член афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью св. апостола Павла. Из сочинений Дионисия Ареопагия особенно замечательны: « Περι της ουρανιας ιεραρχιας» «О небесной иерархии») и « Περι της εκκλησιατικης ιεραρχιας...» («О церковной иерархии»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кроме видимого мира есть еще мир невидимый. Сей невидимый мир сотворен Богом прежде видимого. Невидимый мир составляют так называемые ангелы, т. е. существа духовные или бестелесные, подобно Самому Богу, и одаренные умом, волей и могуществом. Все ангелы разделяются на девять чинов или степеней, а сии чины разделяются на три лика или иерархии. К первому лику принадлежат Серафимы, Херувимы и Престолы; ко второму: Господства, Силы и Власти; к третьему: Начала, Архангелы и Ангелы. Имя серафим значит пламенный, огненный: серафимы, как самые ближайшие к Богу, отличаются пламенной любовью к Нему и возбуждают в других такую любовь. Херувим значит разумение; херувимы называются многоочитыми, потому что обладают, великой мудростью, дают и другим такую мудрость. Престолы, – на них почивает Бог благодатно и непостижимо. Господства, – господствующие над другими ангелами. Силы, – чрез которых Господь творит чудеса. Власти, – имеющие большую власть над диаволом и охраняющие людей от его искушений. Начала, – начальствующие над ангелами и управляющие царствами и обществами человеческими. Архангелы – благовестники и провозвестники высших таин Божиих и утверждающие веру между людьми. Ангелы – вестники меньших таин Божиих, ближайшие к людям, их хранители. Ангелы суть ближайшие слуги Божии, они проповедуют величие Божие и возвещают волю Его людям. Они и хранители человеков, целых государств и селений их и каждого человека в частности. Они заботятся о хранении нас от бед и об укреплении нас в добродетели, внушают нам борьбу с злыми духами, помогают в этой борьбе, радуются, когда мы исполняем волю Божию и горько скорбят, когда мы прогневляем Бога своими грехами. Св. архистратиг Михаил почитается главным вождем небесных сил, что и значит с греческого самое слово архистратиг (т. е. военачальник). Когда сатана восстал против Господа и увлек за собой множество других духов, тогда он явился защитником славы Божией. Собрал прочих ангелов и удержал их в повиновении Богу. Сонм святых ангелов многочислен, но из писания и предания известны только следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 ноября 2023: Собор Архистратига Михаила 18 мин., 20.11.2022 Содержание 21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг. Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым». Когда празднуется Собор Архистратига Михаила Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник. Что можно есть на Собор Архистратига Михаила Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу. Ангельские чины Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Архангел Михаил

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010