42 Назначенный в 1758 г. состоять при главнокомандующем генерал аншеф и кавалерии; гр. Салтыков; обер–полевым священником протопоп Богаевский, и имевший некоторое время в своем наблюдении полковых священников и армии графа Румянцева, 1762 г. просил Св. Синод о том, чтобы «ему переменять местопребывание с армией Румянцева», но Св. Синод указал ему быть в распоряжении Салтыкова. Дело арх. Св. Синода. 1762 г. 182. 45 Дело арх. Св. Син. 1800 г. 534. В этом деле есть любопытные сведения о Сигаревиче именно в его семейном, а отчасти и в служебном отношении. 46 Митрополит Гавриил в то время уже был уволен от управления с.–петербургскою епархией, но Амвросий еще не получил назначения на место Гавриила. 49 См. Дела о назначении этих лиц. Рассматриваемые пункты напечатаны в П. С. 3. т. VI, 3759 и в П. С. П. и Р. т. I, 24. 52 В инструкциях прежнего времени упоминается и «телесное наказание» см. П. С. П. и Р. т. II, 318. п. 13. 630. п. 13. 53 П. С. П н Р. т. I, 381 и 629 сн. дела арх. Св. Сив. 1746 г. марта 20, 213, л.13–14; 1747 г. дек. 23, 170, л. 17–12; 1758 г. марта 13, 206 и др. 61 Впрочем есть примеры, когда служившие в полках священники ходатайствовали о награждении их за службу званием обер–иеромонаха. Так, находящийся в астраханском Спасо–Преображенском монастыре казначеем иеромонах Алексей обращался на Высочайшее имя с просьбою о том, чтобы в уважение «тридцатипятилетнего и безпорочного его бытия священником, а равно и за бытность его с отоманскою портою войну при боевых баталиях» наградить его обер–иеромонахом и уволить в гор. Царицын, к устроенной им кладбищенской церкви на собственное пропитание. Св. Синод по сему прошению дал следующую резолюцию: «по состоявшимся в 1721 г. пунктам, чин обер–иеромонаха положен точию во флоте, и на то токмо время, в которое определенный для смотрения тамо за прочими священнослужителями, действительно в сей должности находится, а в другое время конечно оным не награждается; жительство иметь монахам вне монастыря между мирянами духовным регламентом воспрещается; а к кладбищенским церквам за особою причиною и из белого священства определять не велено. Для того ему иеромонаху Алексею в его просьбе, яко излишней и сану монашескому несообразной, отказать». Дело арх. Св. Синод. 1790 г. июня 3 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Николаевич Архангельский (1885, с. Архангельское Волоколамского у. Московской губ. – 5.07.1938, Бамлаг (?), Дальневосточный край), сщмч. (пам. 22 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи псаломщика. Учился в Волоколамском ДУ, с 1905 служил псаломщиком в Петропавловской ц. с. Петропавловского Богородского у. Московской губ. С 1907 г. состоял учителем церковного пения в Старо-Псарьковской церковноприходской школе Богородского у. В 1909 г. переведен в ц. во имя арх. Михаила с. Архангельского Волоколамского у., в 1910 г. назначен учителем церковного пения местной церковноприходской школы. С 1911 г. служил в Петропавловской ц. при московской Мариинской больнице. 28 сент. 1915 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Вскоре был переведен ц. Воскресения Словущего в Сокольниках. С 1934 г. Г. служил в ц. в честь Преображения Господня на Преображенской площади. 11 дек. (или 12 дек.) 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе отказался давать показания, компрометирующие архиеп. Сергия (Воскресенского), а также отверг политические обвинения в свой адрес. 20 дек. 1937 г. Г. как «активный участник контрреволюционной фашистской группы попов, руководимой попом Ярцевым», и за ведение «фашистской антисоветской агитации, распространение провокационных слухов» был приговорен Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. к 10 годам заключения в ИТЛ. В марте 1938 г. Г. был арестован вместе с 30 заключенными из духовных лиц по обвинению в ведении «контрреволюционных разговоров и агитации в лагере», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Дальневосточному краю от 31 марта 1938 г. Имя Г. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Архиерейского Собора РПЦ от 12 окт. 2007 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 56417; 38944. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 412-414; Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Гавриил (Архангельский)//Московские ЕВ. 2007. 11/12. С. 179.

http://pravenc.ru/text/1618879.html

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ (пам. 15 янв.), прп., пустынник. Время и место рождения точно неизвестны; возможно, род. в Осечко-Поле (совр. Македония), жил в XI в., на рубеже XI-XII вв. или в XII в. Упоминание Г. Л. в Житии прп. Иоакима Осоговского, жившего не позднее 2-й четв. XII в. (обретение мощей состоялось при имп. Мануиле I Комнине (1143-1180)), представляет собой похвалу собору болгаро-македон. пустынников ( Иванов. Български старини. С. 407), составленную при устойчивых традициях почитания каждого из них, и не имеет значения для определения времени жизни Г. Л. (ср.: Култови лица. С. 32). К той же похвале восходит и предание, что Г. Л. был учеником прп. Иоанна Рильского († 946; ср.: Podskalsky. 2000. S. 107, 120). В 1660 г. Михаил (Боичич) , митр. Коласийский, в послании к царю Алексею Михайловичу писал, что Г. Л. был «пришедшим от Руские земли» ( Ст. М. Oдhoшaj nampujapxa са Pycujoм у XVII в.//ГСАН. 1900. 58 (37). С. 253-260; Култови лица. 1965. С. 32; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 68-69). Это сообщение могло основываться на известиях из житий об обретении мощей Г. Л. рус. монахом. Но все эти сведения о Г. Л. приводятся лишь 1 раз и скорее всего для того, чтобы получить грамоту для регулярных посольств за «милостыней» из Лесновского мон-ря в Россию. Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Сведения о жизни Г. Л. скудны и позднего происхождения. Согласно проложному житию, написанному не позднее 1-й трети XIV в., Г. Л. был сыном благородных и богатых родителей, в детстве учился грамоте. После совершеннолетия его обручили с не названной по имени невестой из хорошего рода, но он не имел с ней плотского общения и, когда она вскоре умерла, ушел в мон-рь. Увидев в тонком сне арх. Михаила, Г. Л. отправился на Лесновскую гору и основал мон-рь во имя архистратига, собрал братию и поставил игумена. Уединившись в горах или в лесу (болгаро-македон. слово «гора» допускает двоякое толкование), Г. Л. провел в молчании, молитве и борьбе с бесами 30 лет, затем вернулся в мон-рь, где скончался и был похоронен. По прошествии 30 лет Г. Л. явился в Софии («Средце») безымянному «русину». Тот пришел в Лесновский мон-рь, обрел мощи Г. Л. и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения. «По многу времени» мощи были перенесены в столицу Болгарии Тырнов и положены в соборной ц. св. Апостолов, где пребывали и в момент переписки этого проложного жития.

http://pravenc.ru/text/161373.html

епархий на присоединенной территории. При имп. Павле I Г. устранялся от гос. дел, часто болел, неск. раз брал продолжительный отпуск. 16 окт. 1799 г. он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким. 19 дек. 1800 г. по собственному прошению был уволен от управления епархией. При этом Павел I отказал Г. в просьбе поселиться в Симоновом московском мон-ре и в предоставлении пенсии. Г. поселился в Новгороде, вел аскетический образ жизни, тратил много средств на благотворительность, практически не оставив после себя сбережений. Первым из духовных лиц награжден орденом Андрея Первозванного (1796), также получил орден Александра Невского (1797). Погребен в соборе Св. Софии в Новгороде в Предтеченском приделе. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 56. 1; Оп. 60. 49; Оп. 77. 448. Соч.: Толкование на соборные послания св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна. СПб., 1815; О блаженствах//ХЧ. 1837. Ч. 4. С. 50-83; О служении и чиноположениях Правосл. Церкви. М., 18634; Письма к Арсению (Верещагину)//РА. 1864. 11-12; Кн. крат. поучений. Н. Новг., 1910. Лит.: Поленов В. А. Жизнеописание митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Тр. имп. Рос. акад. 1840. Ч. 1. С. 137-145; Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Еп. Гавриил// Чередеев К. К. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 126-128; Письма рус. государей, вел. князей и др. особ к новгородским архиереям//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. С. 123-148; Филарет (Гумилевский). Обзор; Феофан (Соколов), архим. Зап.//Странник. 1862. Февр. С. 33-58; Сухомлинов М. И. История Рос. акад. СПб., 1874. Т. 1. С. 58-137; Беляев А. Митр. Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России//ДЧ. 1889. 2. С. 164-178; Знаменский Ф. , прот. Преосв. Гавриил, митр. Новгородский и С.-Петербургский//ПрибЦВед. 1901. 3. С. 76-82; Жмакин В. , прот. К биогр. митр.

http://pravenc.ru/text/161309.html

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Г. В рус. Типиконах с XVI в. этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Г. и Стефана Савваита или прп. Иосифа Солунского. В рус. Типиконах с XVI в. отмечается знаком «3 точки в полукруге» как малый праздник месяцеслова. Совр. последование 26 марта, помещенное в богослужебных книгах, содержит следующие посвященные Г. песнопения: тропарь 4-го гласа (в греч. Минее отсутствует):      , кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Взбранной» (в греч. Минее отсутствует):          , канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: Ως παμμγιστον τν Γαβριλ ανσω. Ιωσφ (Гавриила, как превеликого, хвалю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ως φς χρηματζοντα (      ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах». По рукописям известен не вошедший в печатные издания канон 4-го гласа с акростихом: Χαρων σε τν κρυκα τς χαρς σβω (Радостями тебя, глашатая благодати, почитаю) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Χαρτων τν πρ νον βυσσος (Благодатей, превосходящих ум, бездна) (Ταμεον. Σ. 180-181). В совр. последовании 8 нояб. 1-й канон на утрене посвящен в основном архангелам Михаилу и Г., творение Иоанна Монаха, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих, указанный в рус. Минее, в каноне отсутствует), ирмос: ρδβλθυοτεΑισμα ναπμψωμεν: (    ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (      ); 2-я группа стихир на «Господи, воззвах». По рукописям известны и др. каноны на 8 нояб., посвященные архангелам Михаилу и Г.: 2-го гласа, творение Иоанна Евхаитского, акростих: Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Σ μου τν νον σαι δς θη σου νας Θες (Ты мне ум воспевать дай множество Твоих помышлений, Боже), ирмос: Δετε, λαο: (    ), нач.: Σθνος Πατρς κα δεξι παναλκς το Θεο (Сила Отца и всемогущее уверение Бога); 4-го гласа, акростих: Σν Γαβριλ με, Μιχαλ, φρουρν σκπε. Γεωργου (С Гавриилом меня, Михаил, сохраняя, защити. Георгия), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Σαλπσας ξκουστον ρχιστρτηγος σμερον (Вострубил слышимое архистратиг сегодня); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с алфавитным акростихом (богородичны в акростих не включены), ирмос:

http://pravenc.ru/text/161233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии Новосибирской митрополии), находится в микрорайоне ОбьГЭС г. Новосибирска. История Н. П. м. началась 6 окт. 1999 г., когда решением Синода был учрежден муж. мон-рь во имя мч. Евгения Севастийского, первоначально располагавшийся на Заельцовском кладбище г. Новосибирска, при Евгениевской ц. (1992-1993). 23 марта 2001 г. по благословению архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) обитель переехала в микрорайон ОбьГЭС, к строящемуся храму арх. Михаила (1999-2003). Решением Синода от 27 марта 2007 г. Евгениевский мон-рь был посвящен св. Иоанну Предтече. В 1914 г. в дер. Н. Чёмы (Нижнечемская, ныне микрорайон ОбьГЭС) был построен деревянный храм во имя арх. Михаила. Первым настоятелем был свящ. Гавриил Никанорович Лебедев (род. в 1886), выпускник Томской ДС, ранее служивший в Вознесенской ц. (1913) г. Новониколаевска (ныне Новосибирск). Среди др. клириков упоминаются священники Димитрий Виноградов (ок. 1917-1918), Феодор и Василий. В 1937 г. храм был закрыт, в 1940 г. сняты купола. Решением Новосибирского облисполкома от 17 апр. 1940 г. в здании церкви был оборудован клуб. Когда в 1953 г. создавали площадку для строительства Новосибирской ГЭС, церковь разобрали до основания, а из бревен построили школу в пос. Коммуна Новосибирской обл. В 1992 г. в микрорайоне ОбьГЭС была организована правосл. община, в окт. 1994 г. получившая статус юридического лица. Прихожане собирались в ДК «Приморский», в кинотеатре «Волна» и других местах, богослужения в дни великих праздников совершали клирики собора св. кн. Александра Невского. В 1993 г. новообразованному приходу был отведен земельный участок, на котором вскоре началось строительство небольшого деревянного храма во имя арх. Михаила, в 1996 г. освященного во имя св. Иоанна Предтечи. 29 июня 2003 г. архиеп. Новосибирский Тихон (Емельянов) освятил в Н. П. м. кирпичный собор во имя арх. Михаила, состоящий из основного 8-гранного объема, завершенного главой, окруженного галереями, с колокольней под луковичным куполом. На цокольном этаже устроен придел во имя равноап. Марии Магдалины. К сент. 2018 г. на территории мон-ря также находились кирпичные часовня над св. колодцем (2003), водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2007), 2-этажный братский корпус (2004), одноэтажный дом священника (2000), ограда с башнями и со св. воротами (2000-е гг.), действует воскресная школа для детей и взрослых. Служители обители окормляют детские дома, интернаты, санатории и психиатрическую больницу в Новосибирске и области.

http://pravenc.ru/text/2577871.html

252 У Бантыш-Каменского в словаре достопамятных людей (ч. II стр. 2 в замеч.) приводится рассказ, как митр. Платон предсказал Гавриилу об его увольнении. «В последнее свидание их в Петербурге, они ехали однажды из дворца в одной карете, и Гавриил заметил Платону, что он за столом говорил слишком открыто. Меня разумеют говоруном, – отвечал последний, – и не сердятся; а вас, напротив; разумеют за скромного, и так если вы выпустите когда-либо лишнее слово, тотчас поймают его на беду». Последнее сие свидание преосв. митр. Платона относится к 1797 году, как видно из жития митр. Платона, 1831 г. стр., 82. 254 По заведенному обыкновению, нищие, кроме суббот, после каждого служения митр. Гавриила следовали за ним толпою и получали от него положенное подаяние. А у келейника его Феофана было обыкновение кормить всех странников и держать на виду открытым ящик с деньгами, что известно было и митрополиту, считавшему этот способ лучшим к раздаче денег. 255 В заведенной Гавриилом летописи Алекс. Невского монастыря на конце рукописной книги находится запись о составе лекарств, за собственноручным его подписом. 256 Дела с таковыми прошениями и решениями от м. Гавриила в большом количестве хранятся в архиве конторы Новг. арх. дома. 257 Рассказывают, что когда греческий архиерей, быв в С. Петербурге, отказался есть в пост рыбу, то преосв. Гавриил подчивал его капустою, сказав «не упрекайте нас; у нас это сочиво». Известие о хранении постов пр. Гавриилом в записках Антония Знаменского и Платона Шишкина. 258 Кроме духовных лиц, Гавриил был близок к кн. Потемкину, Елагину, Панину, Болтину, Теплову и другим вельможам двора Екатерины II. 259 В этом случае можно указать вообще на совещания с митр. Гавриилом епархиальных преосвященных по делам комиссии проекта нового уложения и по делам приведения к единоверию старообрядцев. Что касается до старцев, отличавшихся иноческими подвигами, то преосв. Гавриил со всеми ими находился в духовном общении, побуждая их к большим трудам и распространяя чрез них дух истинного благочестия в обителях. В частности, о письменных архипастырских наставлениях митр. Гавриила Нижегородскому епископу Дамаскину, см. мою историю Нижегородской иерархии, 1857 г. стр. 177–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ) находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1884 г. как подворье рус. афонского Илии Пророка мужского скита для помощи паломникам, направлявшимся на Афон и в Палестину через Одессу,- «морские ворота на пути к святым местам». Афонский Илиинский скит приобрел недалеко от вокзала на Пушкинской ул. (в наст. время Пушкинская, 79) отдельный дом, в к-ром до 1890 г. размещали богомольцев со всех концов России, помогали в оформлении загранпаспортов, покупке билетов со скидкой по купонам и паломническим книжкам. Монастырь во имя прор. Илии. Фотография. Нач. XX в. Монастырь во имя прор. Илии. Фотография. Нач. XX в. Для обеспечения возросшего потока паломников в 1890 г. Синод в ответ на прошение архиеп. Херсонского и Одесского Никанора (Бровковича) разрешил скиту начать строительство церкви и корпусов подворья. Для расширения подворья был куплен соседний участок земли. Закладку церкви, рассчитанной на 700 чел., совершил настоятель Илиинского скита архим. прп. Гавриил Афонский 10 нояб. 1894 г. в присутствии высших представителей администрации Одессы и горожан. В основании церкви замуровали памятную табличку; первый краеугольный камень, доставленный с Афона на бриге «Святой пророк Илия», принадлежавшем Илиинскому скиту, положил сам архим. Гавриил. Комплекс подворья (1894-1899), построенный по проекту архит. Л. Ф. Прокоповича, включал высокую колокольню и 3-престольный 5-главый храм в византийском стиле; главный престол в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» освятил 22 дек. 1896 г. архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) в сослужении викарного Елисаветградского еп. Тихона (Морошкина; † 1903) и прп. Гавриила. 23 дек. прп. Гавриил и ключарь прот. Гавриил Селецкий освятили правый придел во имя прор. Илии, 28 дек. левый придел - во имя арх. Гавриила. Большой купол церкви был расписан по образу купола московского храма Христа Спасителя, резной иконостас изготовлен в мастерской одесского архит. И. И. Саковича. На хоры вела мраморная лестница.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010