Гавр. арх. Твер. XIII Eminentissime Praesul! Uiva vox magis efficit. Hanc oh causam en, me praecipiente, et adstat Tibi meus, aliquo modo; familiaris, qui ut devotionem rneam, respectu Tui, testimonio suo caram affirmaret, commisi ego illi: Tu vero, velim sis ei benignus, mihique ipsi benevolus. Tuae Eminentiae ac Sanctitatis Devotissimus Cultor et servos Gabriel, A. Tweriae. 12 Februar. 1850 Tw. Перевод: Высокопреосвященнейший владыко! Живой голос больше имеет силы. Вот почему и предстоит пред вами, по моему внушению, дальний мой родственник; ему я поручил лично засвидетельствовать искреннюю мою к вам преданность; а вы, – прошу вас, будьте к нему благоснисходительны, а ко мне самому – благорасположены. Вашего высокопреосвященства преданнейший почитатель и раб Гавриил арх. Тверской. 12 февраля, 1850 г., Тверь. XIV Вняв благоговейно братскому в. в-ва слову – прислать к вам, ко дню торжественного воспоминания основания Одессы, икону св. святителя и угодника Божия Арсения, епископа Тверского, я исполняю оное и означенную икону препроводить при сем к вам, милостивый архипастырь, честь имею, с прибавлением к ней двух других икон, Преображения Господня и благоверного князя Михаила Тверского. Первую потому, что и Тверский кафедральный собор, подобно Одесскому, состоит под священным эпиграфом: Преображение Господне. Вторую, – что в упомянутом Тверском Преображенском соборе почивают и нетленные мощи благоверного князя Михаила Тверского, пострадавшего за Христа, вкупе же и за своё, в прямом смысле, Тверское отечество. Залог вечной моей пастве в. в-ва преданности и вам самим благодарности за братское меня приглашение к участию в торжестве Одесском, на которое сколь большее имею я право против многих других, сами разуметь изволите, залог всего того прося принять с таким же усердием и искренностью, с какою оный посылается; есмь и пребыть имею... Гавриил арх. Тверской. августа 6 дня 1850 г., Тверь. XV Дорогое письмо ваше от 15 д. прошедшего декабря получил я. Вы просите извинения за какую-то вашу предо мною неблагодарность, положим, за долгое неуведомление о получении вами св. икон. Не простил, не простил бы: если бы сам пред вами (не был) виноват вдвое более, что столь долго не отвечал на обязательное ваше письмо ко мне. Был нездоров: а потом, равно как и теперь делами засыпан. Сие самое, всеконечно, встречаете и вы на своей пастве; но род дел иной. Здесь людей очень много: а мест для них мало. При открытии одного какого-нибудь, является десять и более просителей и взвесь жребия каждого крайне затруднителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

87 По смерти Бровцына, в 1777 т. 21 июля на его место определен коллежский советник Александр Гаврилович Окунев. 88 Подл. рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 9. А указ об этом состоялся на другой день 19 ноября, как видно из опис. Алекс. Невской лавры 1842 г. стр. 22. 90 Рукоп. летоп. Невского монастыря в лаврской библиотеке 142, под 1776 и 1778 год. Ср. опис. Невской лавры стр. 23. Истор. указатель достопамятн. С. Петербурга Пушкарева 1846 года стр. 15 и 16, помещена надпись на серебряной доске, положенной архиеп. Гавриилом в основание Троицкого Невского собора. 91 См. Высочайший рескрипт об этом поручении в приложениях под 4. По истор. указателю достопамятностей С. Петербурга митроп. Гавриил был основателем в 1784 году Скорбященской церкви над вратами Невского монастыря, а в 1798 году Покровской церкви в большой Коломне, стр. 27 и 82. 92 См. Высочайший рескрипт об этом в приложениях под 5. В 1775 году 31 марта Гавриил писал к эконому Новг. арх. дома, игумену Митрофану, чтобы он посланного в Новгород с объявлением мира принял в архиерейских келлиях как можно добродушнее, и подарил бы ему 100 руб. если не империалами, то рублевиками. Подл. письмо в конторск. архиве старых дел Новг. арх. дома. 101 А в самый год вступления Гавриила на Новг. кафедру, в Соф. соборе и на Соф. колокольне переделаны главы и кровля. В том же году на перестройку архиерейского дома, именно того самого корпуса, который составляет ныне помещение митрополита, Высочайше поведено отпустить 25,000 руб. и самое строение производить под ведением Новг. преосвященного и губернатора. После того в 1780 году, по ходатайству преосв. Гавриила, Высочайше повелено отпустить 2,000 руб. на украшения Новг. арх. покоев и 9,000 руб. на построение трех каменных домов для священно-церковнослужителей Соф. собора. Дела в конторск. архиве Новгор. арх. дома за 1775 и 1780 годы. 103 Устав сей, переписанный в 1778 году по приказанию Гавриила, хранится в ризнице Новг. Соф. собора. По его же приказанию, снята копия с древнего пергаменного служебника в Новг. Соф. библиотеке и поступила после него в библиотеку С. Петерб. духов. академии под 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По проекту Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Гавриила был в 1908 г. и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 г. Гавриил и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. В конце июля 1908 г. Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Гавриила был построен домик с церковью во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (Огородников Дмитрий Иванович; 13.10.1890, г. Солигалич Костромской губ.- 28.02.1971, Ташкент), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. Род. в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого уч-ща в С.-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное уч-ще. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения к-рой эмигрировал в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае. В 1926 г. по благословению духовного отца, Шанхайского еп. Симона (Виноградова) , поступил на богословские курсы при Русской духовной миссии в Китае . 23 февр. 1931 г. в Архангельском кафедральном соборе Шанхая еп. Симоном Огородников был пострижен в монашество с именем Гавриил и 29 марта рукоположен во диакона с оставлением в клире Архангельского собора. В 1933 г. начальником 20-й Рус. духовной миссии еп. Виктором (Святиным) Г. был рукоположен во иерея. С 7 окт. 1935 г. служил настоятелем в ц. арх. Михаила в г. Дайрен (Дальний, совр. Далянь). 6 апр. 1936 г. награжден наперсным крестом, 26 нояб. 1937 г. возведен в сан игумена. 18 февр. 1938 г. назначен настоятелем Покровской ц. г. Тяньцзинь и благочинным Тяньцзиньского округа. В окт. 1938 г. из-за конфликта с оккупационными япон. властями был вынужден переселиться в Шанхай, где с 25 нояб. того же года продолжил служение в клире Архангельского собора с назначением благочинным Шанхайского округа. 16 марта 1940 г. возведен в сан архимандрита. 11 дек. 1943 г. назначен наместником пекинского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря при Рус. духовной миссии. В июне 1948 г. Г. прибыл в Москву, где представлял Рус. духовную миссию в Китае во время празднеств 500-летия автокефалии Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/161307.html

Святитель Иоасаф Горденко, епископ Белгородский (скончался 10 января 1754г.) сам произносил и другим советовал произносить при звоне часового колокола, означающего течение быстротечного невозвратимого времени, следующую краткую молитву. «Буди благословен тот день и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих яко благословен во веки веков. Аминь». Молитва Св. Тихона Задонского Поклоняюся с плотию на небеса вознесению, и молю Тя, Господа моего: вознеси ум от земнаго к горнему, укрепи неможение моё, исполни недостаточество моё и скудность, и веди мя к доброму и спасительному концу, туда, к себе на небеса, там наше отечество, наш дом, наше наследие, имение, богатство, честь, слава, утешение, радость и блаженство вечное. Аминь. Молитва Св. Архангелам и Ангелам Св. Архистратиже Божий Михаиле, буди победитель всем страстям моим. Св. Архистратиже Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей. Св. Архистратиже Рафаиле, – целителю, исцели болезни мои телесныя и душевныя. Св. Архистратиже Урииле, – просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. Св. Архистратиже Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благия помыслы, возносящия душу к Богу. Св. Архистратиже Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами. Св. Архистратиже Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении. Святые Архангелы, Ангелы, Началы, Престоли, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном. Арх. Михаил – Архистратиг Небесных Сил – обладает беспримерною силою Божиею (Дан. 1С; 13; 12; 1, Апок. 12:7, 3 ) Арх. Гавриил – Вестник силы и тайн Божиих ( Дан. 8: 16 . Лук. 1:26 ) Арх.Рафаил – Врач недугов человеческих (Кн. Товита 3:17, 12,15) Арх. Уриил – Сияние света Божественного ( 3-я Ездры 4,1; 20) Арх. Салафииле – Божий молитвенник за людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Очень трогателен поворот головы Богомладенца, берущего Богоматерь за подбородок, чтобы поцеловать Её. Внизу под образом в золотой резной раме по красному фону белыми буквами надпись: «странно Дева по естеству рождает, человеческим естеством ради Богомати». На главах Богоматери и Богомладенца - белые серебряные короны. На иконе Св. Николая - золотой рельефный фон. У Святителя глава седая, над короткой бородой - длинные остроконечные прямые усы. На нем белый подризник, коричневая с золотом палица, бледно зеленая с красной подкладкой фелон, белый омофор с черными крестами. В левой руке закрытое Евангелие с золотыми накладками, правой - благословляет. Взгляд Святителя - серьезный. Внизу надпись: «Се иерарх, се похвала мурейского града, пастир добри Христового избранного стада». На храмовой иконе Архистратиг Михаил в изящной позе идущего слева на зрителя: за ним множество ангелов. На нем кольчуга, под ней бледно-зеленая туника и бледно-лиловый с золотыми цветами хитон, на ногах золотые сапожки. На плечах красный плащ. В левой руке у него меч, а в правой - белый свиток со словами “Кто яко Бог наш”. Направо от зрителя Арх. Гавриил в белой верхней одежде и в лиловом хитоне с босыми ногами. На плечах красный плащ: в правой руке зеленая ветвь, левой указывает на небо. За ним множество ангелов. Вверху над ангелами на облаке Богомладенец в белом хитоне, в левой руке у Него шар - вселенной, а правую Он простирает вперед. Лики здесь круглые, румяные и красивые. Вокруг главы арх. Михаила накладное из серебра лучистое сияние, а на главе арх. Гавриила - коронка. Внизу надпись: «Собор Святых ангелов со всеми силами, Богу предстояще молетесь за нами». Царские врата высотою в 3 арш. 9 вершков, ширина 1 арш. и 6 вершков. Они имеют 6 маленьких круглых икон: Арх. Гавриил - Богоматерь (Благовещение) и 4 евангелиста. Своеобразно изображение Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: на нем белая рубаха, широко распахнутая на груди, поверх ряса серая с красной подкладкой, у него белая небольшая борода, но длинные казацкие усы.

http://sobory.ru/article/?object=59136

Композиции присутствуют и на сводах самих арок. Здесь расположен Ветхозаветный цикл сюжетов от «Сотворения мира» до «Изгнания из Рая», а также «Переход через Чермное море», «Встреча Авраама с Мелхиседеком». Исключение составляют длинная восточная, и примыкающие к ней справа и слева короткие грани, закрывавшиеся деревянным иконостасом. На них живопись отсутствует. Поскольку храм имеет своеобразную центрическую композицию, алтарное пространство архитектурно не выделено. Но сейчас его можно выделить живописно, соответственно расположению сюжетов. Центром алтарного пространства является направленный на восток широкий компартимент, завершающийся конхой, и имеющий два яруса световых окон. В конхе помещено изображение Спасителя в сиянии славы. Этому изображению вторит изображение Саваофа, окруженного Силами Небесными, в симметричном восточному западном компартименте. На откосах верхнего восточного окна находятся изображения двух святых. Левое изображение читается плохо, справа - образ преподобного Антония Великого. Изображение на своде окна утрачено. На откосах нижнего окна -архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На своде окна - золотой треугольник («Всевидящее око»). Вогнутая плоскость стены разделена живописным антаблементом на два яруса. Нижний ярус заполняется фигурами святителей, верхний - двумя рядами сюжетов. В верхнем ряду слева - «Тайная вечеря», справа - «Омовение ног». В нижнем ряду, соответственно, слева - «Распятие», справа - «Воскресение». Эти композиции симметрично фланкируют центр алтарной оси и обозначают главные события евангельской истории. Логика размещения сюжетов в этой части храма предполагает, что композиции левых сегментов стен будут хронологически предшествовать моментам, представленным в центре, а правые - их продолжать. Таким образом, были объединены пять восточных апсидиол, на которых размещены сюжеты, связанные с Пасхой (от «Входа в Иерусалим» до «Сошествия Святого Духа»). Откосы верхних окон в этих компартиментах заполнены фигурами святых. На откосах нижних окон можно видеть образы архангелов Варахиила, Уриила, Иегудиила, Селафиила. Нижний ярус содержит образы святителей, скомпонованных по три фигуры на плоскостях стен справа и слева от окна. В следующих компартиментах компоновка фигур святых зависит от ширины стенного проема. Встречаются композиции из двух и даже одной фигуры. Среди них читаются образы архидьяконов (арх. Евпл, арх. Стефан, арх. Лаврентий, арх. Филипп и др.), образ святителя Николая Чудотворца. В правой, юго-восточной части храма, в нижнем ярусе образована ниша, которая расписана образами трех преподобных святых Онуфрия Великого, Петра Афонского и Марка Фраческого. На своде ниши - образ Спаса Вседержителя в облаке, благословляющего этих трех святых.

http://sobory.ru/article/?object=06024

Арх. Гавриил объясняет видение прор. Даниилу. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. Арх. Гавриил объясняет видение прор. Даниилу. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. В Книге пророка Даниила есть особые черты, выделяющие ее среди др. произведений апокалиптического жанра. Так, значительную часть книги занимает раздел, посвященный «биографии» главного действующего лица и рассказывающий о жизни Д. при дворе вавилонских и персид. правителей (главы 2, 4-6). Исследователи отмечают, что в этих историях немало общего с произведениями, принадлежащими к жанру т. н. придворного рассказа ( Смагина. 2004. С. 4). К этому жанру относятся нек-рые книги как ВЗ (Книга Есфири, история Иосифа из кн. Бытие, Книга Товита), так и внебиблейской лит-ры ближневосточного региона (напр., Повесть об Ахикаре). Для подобных рассказов характерно следующее: действие происходит при царском дворе, главный герой добивается особого расположения царя, одерживая верх над врагами (Есфирь, Д.) или над др. предсказателями - толкователями снов (Иосиф, Д.). Важной чертой иудейских придворных историй является скрытое или явное руководство Бога, Который помогает праведным и благочестивым героям избежать смерти и добиться успеха. Апокалиптические видения глав 7-12 в Книге пророка Даниила также подразделяют на 2 части, отличные по жанру. 1-ю ч. составляют «аллегорические видения» глав 7 и 8, 2-ю - «ангельские повествования» глав 9 и 10-12. Видения глав 7 и 8 имеют черты сходства с др. апокалиптическими произведениями «исторического» плана (т. е. содержащими пророчества о ходе мировой истории), напр. с 1 Енох 1, 36 и 2 Енох. Характерная черта видений глав 7 и 8 заключается в том, что Д. получает объяснение каждого видения от божественного толкователя (Дан 7. 16 - «один из предстоящих», 8. 16 - арх. Гавриил); эта черта присутствует уже в книге пророка Захарии, в главах 1-6 (см., напр.: Зах 1. 14). Однако видения Д. более таинственны в сравнении с теми, что у прор. Захарии ( Collins. 1993. P. 55). Нередко отмечают сходство между изображением «небольшого рога» из Дан 8, к-рый «вознесся до воинства небесного» и «на Вождя воинства сего» (Дан 8. 9-11), и упреками прор. Исаии «деннице, сыну зари», к-рый считал, что он будет «подобен Всевышнему» (Ис 14. 12-14) (Ibid. P. 332).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Арх. Гавриил. Икона. XII в. (Музей в Охриде) Арх. Гавриил. Икона. XII в. (Музей в Охриде) В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах после описания богослужения Б. в пасхальный период содержится небольшая глава о возможности совершения полной литургии, когда Б. попадает на Великую пятницу, где отмечено, что полная литургия на Б. в седмичные дни поста служится только в храме, посвященном Богоматери, а в проч.- Преждеосвященных Даров. Далее, Евергетидский Типикон предлагает особое «толкование о Благовещении», по к-рому при выпадении праздника на период от Великого четверга до Пасхи возможно раздельное совершение благовещенского и дневного последований, каждого по своему чину: утрени Б. и дня, не соединяясь, служатся подряд; такая же практика существовала в олимпийских мон-рях в XII в. (Hieros. Sab. 312. Fol. 64v, 1201 г.- Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. СПб., 1894. Т. 2. С. 443-444). В Иерусалимском уставе на к-рый с XIII в. переходят греч. Церкви, с XIV в.- южнослав., а с кон. XIV - нач. XV в.- рус., основанные на студийской традиции последование праздника Б. и набор Благовещенских глав получили окончательное развитие и достигли своего совр. состояния. В Иерусалимском уставе, редакции к-рого различаются между собой незначительно (по сравнению с редакциями Студийского устава), благовещенский цикл состоит из 3 дней и содержит в основном те же гимнографические и библейские тексты, что и в студийских памятниках; главное отличие от последних - совершение под Б. всенощного бдения (начинающегося не с вечерни, как обычно, а с великого повечерия). Целый ряд особенностей празднования Б. сближает его с праздником Рождества Христова (хотя, в частности из-за поста, Б. празднуется менее торжественно): у Б. есть предпразднство; под сам праздник служится великая вечерня без кафизмы и (если день седмичный) с литургией Преждеосвященных Даров; праздничное бдение включает великое повечерие, 2-ю часть вечерни, утреню и 1-й час; на др. день (26 марта) празднуется Собор арх. Гавриила - подобно Собору Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/149269.html

После 1775 года, на защиту попранных прав Церкви выступают два замечательных иерарха, – архиепископ московский Платон (Левшин) и арх. новгородский и петербургский Гавриил (Петров). В течение 37 лет своего управления епархией, арх. Платон сделал исключительно много для поднятия значения иерархии и духовенства. Поэтому у него начались скоро несогласия с императрицей и Синодом, и он просил освободить его от присутствия в последнем. Арх. Гавриил, наоборот, был человеком очень осторожным и проявлял свою ревность о Церкви так, что не задевал никого. Состояние духовенства и народа. Монастыри Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство, особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и материальное положение. Особенно после усиления крепостного права, сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика, который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение нравов в народе было очень сильным. В 18 веке произошло несколько народных бунтов и в них кроме народа принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство, которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в священнослужении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения. Во время чумного бунта в Москве толпа, в которой было много раскольников, убила архиепископа Амвросия. Еще более тяжелым было положение монастырей. В них посылались, по указу имп. Петра I, инвалиды и сумасшедшие и, хотя в 1760 году имп. Елизавета разрешила вновь постригать монахов, окончательное отобрание монастырей со всем их имуществом в казну в 1764 году нанесло монашеству страшный удар. Против падения нравов духовенства и народа боролся святитель Иоасаф (Горленко), который своей строгостью и рвением о благочинии церковном поднял высоко уровень своих пасомых. Он родился в 1705 году в Прилуках, был сыном полковника, а по матери происходил от гетмана Апостола. 18 лет он постригся в монахи, потом, по окончании киевской академии, был настоятелем Дубенского монастыря, откуда был переведен игуменом Троице-Сергиевской Лавры. В 1748 году он был посвящен на белгородскую кафедру и приложил много сил для поднятия умственного и нравственного уровня духовенства, просвещения народа и борьбы с суевериями и сектантством.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010