Гавриила, а по левую – Богоматери и арх. Михаила. Это образец деисусного яруса в иконостасах бедных и малых церквей. В состав деисусного яруса в главном иконостасе новгородского Софийского собора входят иконы – Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого изображены – Предтеча, арх. Гавриил, ап. Павел, Златоуст, Николай Чудотворец и великомученик Георгий, а по левую – Богоматерь, арх. Михаил, ап. Петр, Василий В., Григорий Богослов и Димитрий солунский 106 . В новгородской Петропавловской церкви, приписанной к Духову монастырю, пять средних икон деисусного яруса расположены в том же порядке, как и в Софийском соборе. Затем, за ап. Петром по направлению к северу следуют иконы – Василия В., Златоуста, св. Алексия московского , Дмитрия солунского и Антония римлянина; за ап. Павлом, по линии к югу, помещены образа – Григория Богослова , Николая Чуд., св. Петра московского , Георгия Победоносца и преп. Варлаама хутынского. Это образец деисусного яруса, в котором за вселенскими святителями помещены русские, а за великомучениками – местно чтимые преподобные. В новгородском Николаевском Дворищенском соборе в состав деисусного яруса входит икона Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого помещены иконы – Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чуд., великомученика Георгия и Варлаама хутынского; по левую сторону – Богоматери, арх. Михаила, ап. Петра, евангелиста Матфея, Василия В., Дмитрия солунского и Антония римлянина. Здесь за первоверховными апостолами примкнули два евангелиста. По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 год, в деисусном ярусе иконостаса, что в соборном Успенском храме, был «образ Спасов на престоле... по сторону того образа образ Пресвятые Богородицы, арх. Михаила, ап. Петра, Иоанна Богослова, Василия Великого , Григория Богослова , Леонтия ростовского, мученика Дмитрия, мученика Евстратия, преподобного Симеона Столпника на столпе. По другую сторону Спасова образа: Иоанна Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

1322 На рукописи этой грамоты написано рукой Мусина-Пушкина: «набирать в лист церковными буквами, как можно скорее», и подписано: «Ал. Мусин-Пушкин.» Там же, л. 8. 1324 Тутолмин вел эту переписку по поводу прошения о присоединении жителей села Стебного. Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 24. 1325 Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 89. Вместе с тем дан был указ «кому следует» об отпуске в совместное распоряжение Виктора и Тутолмина на это дело 20.000 p.; пожалована была особая сумма Виктору на разъезды и 1.000 р. имеющему быть назначенным архимандриту. Там же. 1327 Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 7; Истор. ун., Бант. Каменск., стр. 249–251; Арх. сборн., т. 2, стр. LXXII. 1328 Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 313–316. Донесение это не было получено синодом в свое время. Виктор послал его вторично 30 июня 1795 г. Там же, л. 312. Поэтому в делах св. синода того времени, напр. д. 1795 г., 35, л. 5, число присоединившихся меньше действительного числа. Кром того, к самой ведомости 27 октября 1794 г., часто замечается, что из таких-то мест сведения не доставлены. Так, например, о дашевском округе замечается; «того округа благочинный воспоминает в рапорте, что еще о тридцати девяти церквах и священниках с прихожанами присоединенных, отпущена сентября 6 ведомость, но в получении оной доселе нет. Дело 265, л. 315, на обороте. Таких пометок не мало. Вошли ли не достававшие сведения в другие, позднейшие ведомости, нельзя решить, потому что в этой ведомости приходы не поименованы. 1329 Арх. св. с., д. 1794 года, 265, л. 137, параграф 4. Писано Виктором 30 октября 1794 года. Об аресте униатского священника говорится там же, в параграфе 5. 1330 Вот, как описывает свое положение в те времена игумен Гавриил, преемник Виктора при русском посольстве в Варшаве. «По указу из Священного Синода 1793 года состоявшемуся о том, чтобы я нижайший выехал в Киев, выехать мне не случилось; я удержан советом и милостью полномощнаго российского посла его превосходительства Северса (Сиверса), и как к моему нещастью его скоро отозванию в Россию, 6-го ж апреля прошлого 1794 года взорвалась в Варшаве страшная революция, то я бедный монах, в одном кафтане с ужасным криком бесчисленного народа с обнаженными шпагами выволочен из келии, заведен в неволю в арсенал, церковь и дом мой разграблены, все у мене до одного гроша взято, и содержано мене 7 месяцев крайне бедно, новый всякого дня страх смертью мне грозил, прусское войско, обложивши город, сделало в нем голод; рев пушек с обоих сторон между муром (в стенах) ужасно шумел днем и ночью, бывал пожар в городе; ужасная тревога, теснота народа и войска, вопль бедных людей по улицам от голоду делали нам чрезвычайную скуку, пока Бог послал ангела своего графа Суворова спасти всех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тем не менее, благодатное восхождение Пречистой начинается от Ее естественно–человеческого состояния. Она есть лествица, по которой восходят и нисходят ангелы Божии, но эта лествица утверждается на земле, и было бы умалением Ее человечности отрицать для Нее то, что человеку присуще — иметь для себя точку опоры и в ангельском мире, ангела–хранителя. Однако, будучи ангелом–хранителем Девы Марии, в смысле служения Ей в земной Ее жизни, арх. Гавриил не является Ее небесным первообразом, которого Она, Духоносица, вообще не имеет в ангельском мире, как славнейшая без сравнения Серафим. Если в человеке образ Божий осуществляется через посредство ангельского первообраза, то Деве Марии свойственна прямая непосредственная богообразность (и не в этом ли смысле Она именуется Дщерь Божия — επαις и Невеста Христова?). Косвенное свидетельство этому видим в том, что, хотя арх. Гавриил возвестил Ей об исшествии из мира, однако приять Ее честную душу явился Сам Господь Иисус Христос, как это изображается на иконах Успения и в службе праздника . Гавриил же лишь предшествовал «небожественному» восхождению с «райским вравием» в руках. На основании сказанного следует заключить, что арх. Гавриил, служитель тайны боговоплощения, хотя и является личным служителем Девы Марии и остается в особом единении с Нею силою Благовещения, однако он не может считаться ангелом–хранителем Ее человеческой личности, ибо такового Она вообще не имеет в силу Своей близости к Богу. Ее личный образ как Духо–носицы предначертан не в ангельских небесах, но в самом Небе небес, где Она и пребывает одесную Сына Своего. Естественно возникает и еще вопрос: каково же отношение архангела Гавриила к Предтече, возвестить рождение которого он также был послан? Это посланничество имеет общее основание в связи служения Предтечи и Богоматери (как она свидетельствуется в Деисусе. Однако, кроме возвещения о рождестве Предтечи, нет указания на дальнейшую личную связь между архангелом Гавриилом и Предтечей. Имел ли вообще Предтеча, сам «ангел», личного ангела–хранителя, или же и это не соответствовало его особой природе, как призванного лично воссоединить в себе человеческий и ангельский мир? И в последнем случае, хотя его жизнь в этом мире и охранялась ангелами, а, в числе их, первее всего, архангелом Гавриилом, однако он не имел в ангельском мире личного первообраза или друга, поскольку он сам в предназначении своем к нему уже принадлежал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в. Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в. Икона вмч. Георгия (80 ´ 55 см, золото), датированная нач. XI в., была особо почитаема в Д. Она изготовлена по заказу гурийского эриставт-эристави Вардана Варданисдзе, на что указывает надпись на асомтаврули, помещенная на левой стороне узкой вертикальной полосы фона. Икона исполнена высоким рельефом. Вмч. Георгий изображен в рост, прямолично, в воинских одеждах, с копьем в правой руке и овальным щитом в левой. Боковые вертикальные обрамления иконы украшали 10 чеканных медальонов с изображениями апостолов и святых. Ктиторская надпись на нижнем поле иконы, упоминающая кн. Бешкена Гуриели и его сына Микаела, а также чеканный орнамент верхнего горизонтального борта были исполнены при обновлении иконы (предположительно в XIV в.). 2 большие иконы архангелов Михаила и Гавриила, описанные Бакрадзе в 1873 г., к 1885 г. были уже утеряны - по его мнению, «разобраны или вовсе перелиты» ( Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 102). Медальоны груз. перегородчатой эмали, обрамлявшие их, датируются нач. XII в. Арх. Михаил изображен в рост, в воинских доспехах и в плаще, с обнаженным, поднятым острием вверх мечом в правой руке, левой придерживает ножны. На эмалевых квадрифолиях, симметрично расположенных над крыльями архангела, были помещены надписи на асомтаврули: «Святой Михаил» и «Иисус Навин». На полях иконы в чеканное орнаментальное обрамление в виде виноградной лозы были вставлены 10 медальонов перегородчатой эмали с изображениями Деисуса, апостолов, евангелистов, воинов. Арх. Гавриил представлен в лоратных одеждах, с жезлом и сферой в руках. Боковые эмалевые пластины содержали исполненные на асомтаврули надписи: «Святой Гавриил» и «Архистратиг сил». Чеканную раму иконы украшали 10 медальонов перегородчатой эмали, повторяющих изображения на иконе арх. Михаила. Многострочные надписи обеих икон упоминали как предков князей Гуриели, эриставт-эристави Сванети, так и самих Гуриели, что доказывает разновременность надписей и факт неоднократных поновлений икон в позднее средневековье. Мацулевичем в частных коллекциях были найдены отдельные чеканные фрагменты, идентифицированные как части икон и датированные XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Не является ли противоречием изложенному, что арх. Гавриил, ангел Девы Марии, может рассматриваться принадлежащим не Второй, но Третьей ипостаси, между тем как, на основании сказанного в тексте, казалось бы, должно было быть наоборот? Нет, на том основании, что в служении арх. Гавриила Деве Марии мы имеем совершенно исключительное отношение, не повторяющееся в отношениях между ангелом-хранителем и человеком. Как Матерь и Невеста Логоса, Дева Мария не имеет личного ангела-хранителя, который являлся бы Ее небесным первообразом, восполнением и Другом. Как всея твари честнейшая и превысшая всего ангельского чина, Дева Мария есть Сама тварная София, сердце мира, личное возглавление и воплощение Церкви, объемлющей и ангельский и человеческий мир. Дева Мария не имеет для себя хранителя среди ангелов, ибо Сам Сын Ее есть Ее Хранитель. Это подтверждается тем, что Он Сам, а не Гавриил приемлет Ее честную душу при Ее Успении. Арх. Гавриил есть нарочитый Ее служитель в тайне воплощения, однако это служение по существу имеет временный и ограниченный характер, ибо он не восходит вместе с Девой во Небо небес, хотя им и возглавляется служение всего ангельского чина человеческому роду. Боговоплощение есть дело преимущественно Св. Духа, сошедшего на Деву Марию, и посему служение сей тайне и является делом ангела Третьей Ипостаси. Посему этому же архангелу поручается и возвещение рождества Предтечи Христова, хотя и ему он также не является личным ангелом- хранителем. Такового и Предтеча, подобно Богоматери, не имеет, ибо он сам соединяет в себе ангельское существо с человеческим. Но естественно также заключить, что архангел, благовестивший по особому посланничеству Божию рождество Предтечи, остается и в особом к нему отношении нарочитого хранительства в течение его земной жизни (хотя об этом и отсутствуют прямые указания). И в этом смысле отношение архангела Гавриила к Предтече аналогично его же отношению к Пресвятой Деве (уже прямо засвидетельствованному в Предании), со всей той разницей, которая существует между обоими служениями в отношении их важности. Пролог Евангелия от Луки нарочито соединяет оба посланничества арх. Гавриила, как служение его делу воплощения. (См. «Друг Жениха».)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

преподобный Гавриил Седмиезерский (14.03.1844–24.09.1915) Нравственно-аскетические труды преподобный Гавриил Седмиезерский Схиархимандрит, духовный наставник, старец. В миру Зырянов Гавриил Михайлович, родился в деревне Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии в семье зажиточных крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь к мощам св. Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев. Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февраля 1877 г. рукоположен во диакона. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители. Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Гавриил арх. Тверской 30 января 1851 г., Тверь. P.S. Сдержите святительское свое обещание приказать о. Николаю, продать за мною оставшиеся вещи и через то поплатиться с прикащиком Овчинниковским за покойного иеромонаха Антония. Вещи сии суть: две латки, и так далее. XVI Как ни прав я: но видно придется мне, платить деньги Карповские. Несть человек, иже поживет, и не согрешит, следовательно и я избежать того не мог и не могу. Помогите же мне брате. Прикажите о. Николаю распорядиться продать оставшиеся за мною вещи; с передачею мне того, что за них выручено быть может. Какие-то вещи, я уже имел честь объяснять в. в-ву, и лично и через письмо: а принадлежность их мне могут засвидетельствовать все консистории вашей г.г. присутствовавшие в мое время; особенно, о. протоиерей Жуковский, который при последнем расчете со мною, сказал, как твердо помнится мне: деньги все сполна приняты; и отвечает: и вещи, на кои употреблена сумма, им не соответственная, можете обратить в. п-во, т. е. я, куда хотите. Вот вся история! При глубочайшем почтении и преданности есмь и буду Гавриил арх. Тверской. P.S. При отправе сих строк подали мне письмо. В нем некто Боголюбов умоляет меня, ходатайствовать за него пред в. в-м хотя едва, едва помню Боголюбова: но дабы не каяться, что нищ прииде ко мне, и презрех его, вопию к тебе: Будь милостив к тому, о ком пишу. Г.А.Т. Февр. 7 дня 1851 г., Тверь. XVII Не совсем благополучно встречаю я наступающий ныне новый год. Ибо, с самого поворота солнца, немоществую, с трудом ходя по лицу земли. Сие мне и подобает, по ветхости моей денми. Но тебе, владыко святый, да дарует Господь здравие непрерывное и жизнь долгоденственную. Сию молитву возношу я о тебе: и в ней заключая мое поздравление всех с новым годом, есмь Гавриил арх. Тверской. 2 января 1853 г., Тверь. XVIII Не любил я, владыко святый, и не люблю смотреться в зеркало. От того портретов моих мало, совершеннейших же и вовсе нет. Следовательно, если необходим мой портрет: остается списать оный с того только оригинала, какой находится в Од. женском монастыре. Правда, есть у меня другой, писанный в Одессе рукою Фристе, известного в. в-ву. Кисть изящная, но списать с него копию в Твери вовсе не кому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Так выглядела церковь Благовещения в 1947 г. После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились отцы салезяне и школа. Католики отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона вместе с кладбищем. . В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище.В 1955 г. местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм св. Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась. Настоятель Супрасльского монастыря арх. Гавриил Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски).В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора.В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г. В 1998 году решением Св. Собора ППЦ три насельника Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: арх. Мирон (Ходаковски) во епископа Гайновского, арх. Иаков (Костиучук) в епископа Супрасльского, а арх. Григорий (Харкевич) в епископа Бельского. В 1999 году епископ Иаков был назначен на Белостокско – Гданьскою кафедру, а наместником монастыря стал архимандрит Гавриил (Гиба).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Пречистая во славе Своей посему оказывается святее и Своего собственного ангела-хранителя, смирение которого преклоняется пред Смирением Рабы Господней. Тем не менее, благодатное восхождение Пречистой начинается от Ее естественно-человеческого состояния. Она есть лествица, по которой восходят и нисходят ангелы Божии, но эта лествица утверждается на земле, и было бы умалением Ее человечности отрицать для Нее то, что человеку присуще – иметь для себя точку опоры и в ангельском мире, ангела-хранителя. Однако, будучи ангелом-хранителем Девы Марии, в смысле служения Ей в земной Ее жизни, арх. Гавриил не является Ее небесным первообразом, которого Она, Духоносица, вообще не имеет в ангельском мире, как славнейшая без сравнения Серафим. Если в человеке образ Божий осуществляется через посредство ангельского первообраза, то Деве Марии свойственна прямая непосредственная богообразность (и не в этом ли смысле Она именуется Дщерь Божия – θπαις и Невеста Христова?). Косвенное свидетельство этому видим в том, что, хотя арх. Гавриил возвестил Ей об исшествии из мира, однако приять Ее честную душу явился Сам Господь Иисус Христос , как это изображается на иконах Успения и в службе праздника 36 . Гавриил же лишь предшествовал «небожественному» восхождению с «райским вравием» в руках. На основании сказанного следует заключить, что арх. Гавриил, служитель тайны боговоплощения, хотя и является личным служителем Девы Марии и остается в особом единении с Нею силою Благовещения, однако он не может считаться ангелом-хранителем Ее человеческой личности, ибо такового Она вообще не имеет в силу Своей близости к Богу. Ее личный образ как Духоносицы предначертан не в ангельских небесах, но в самом Небе небес, где Она и пребывает одесную Сына Своего. Естественно возникает и еще вопрос: каково же отношение архангела Гавриила к Предтече, возвестить рождение которого он также был послан? Это посланничество имеет общее основание в связи служения Предтечи и Богоматери (как она свидетельствуется 37 в Деисусе).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, 2-го гласа, с акростихом Εγενης μγα κδος ν σμασιν ξοχα μλπω. Θεοφνους (                ); ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        :), нач.: Εγενα Μρτυς το Χριστο (      ); седален и цикл из 3 стихир-подобнов. В Часослове, изданном в 1491 г. в Остроге, помещен также кондак 2-го гласа, нач.:         (Л. 182). Э. П. Л. Иконография Изображения Е. известны в визант. искусстве с VI в. Святую представляли в богато украшенной тунике или платье, как, напр., в ц. Сан-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в.) и в Архиепископской капелле (VI в.) в Равенне. К концу постиконоборческого периода сложилась иконография Е. в монашеском одеянии, с покрытой головой, иногда в схиме, с крестом в правой руке. Образ Е., как правило, встречается в минейных циклах, где святая может быть изображена в мучении или единолично. На миниатюрах в рукописях в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 270, 976-1025, К-поль) Е. представлена в мучении, в Минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 278v, 3-я четв. XI в.) - в рост, в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 131, XI-XII вв.) и в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия (Bodl. F. 1. Fol. 22r, 1327-1340, Фессалоника) - в мучении, в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Вознесения в Дечанах, Косово и Метохия (1348-1350),- также в мучении. Известны единоличные изображения Е. в монументальной декорации храмов вне системы минология: в мозаике в нартексе кафоликона Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.),- в медальоне погрудно; в росписи ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541),- в рост. На Руси наиболее ранним изображением Е. считается фреска настенного минология ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). В составе избранных святых Е. изображают в схимническом одеянии, иногда со свитком в руке: на иконе работы невьянского иконописца И. П. Чернобровина «Арх. Гавриил и св. Евгения» (1858, Музей «Невьянская икона»; оклад 1854, Москва, мастер «ДЛ»); на полях иконы «Избранные святые: Григорий и Екатерина» (сер. XIX в.; коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/187019.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010