Получил развитие и образ жены И. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44). Особую популярность получил источник (или колодец) И. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в дер. Эль-Джура недалеко от совр. Ашкелона, в к-рой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница И., скала, на к-рой он сидел прокаженным, и источник находились в мест. Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении И. из Эдома, ставшую господствующей. В наст. время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей И., является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в дер. Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения И. г. Ниха в р-не Шуф (Ливан). В мусульм. рукописях XI-XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) И. изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит арх. Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от к-рого совершилось исцеление. Ист.: BHG, N 938-939t; SynCP. Col. 659; MartHieron. P. 246; MartRom. P. 182; ActaSS. Mai. T. 2. Col. 492-495. Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 1854. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Во-вторых, слову запечатается (по блаж. Иерониму – impleatur) можно дать значение – «получить печать истины» (чрез исполнение) и все выражение понимать так: ветхозаветные откровения и пророчества в точности исполнятся на Иисусе Христе, к которому они относились, и чрез это исполнение получат печать истины, ибо истинность пророчества познается чрез исполнение его ( Втор. 18:21–22 ; Иер. 28:9 ) «По исполнении пророчества чрез пришествие Его (Иисуса Христа) запечатается видение и пророчество, потому что Он есть печать всех пророков и исполнение всего того, что предсказывали о Нем пророки» (бл. Иероним). – Помажется Святый Святых – помажется – помазан будет, то же, что – сделан будет Помазанником, Мессией (ср. ниже потребится помазание – Мессия) Тот, Кто из святых Святый, т. е. Святейший точнее – Един Свят. Здесь, очевидно, разумеется не другой кто, а Мессия – Христос, о Котором подобное предсказывали и другие пророки (ср. Ис. 61:1 ; Пс. 44:8 ). Далее до конца главы (24–27 ст.) следует точное указание того, с какого времени следует начинать счет семидесяти седмин, какие события совершатся в течение этих седмин и каким событием завершится период, обнимаемый этими седминами. «Знай и разумей, говорит пророку арх. Гавриил: от издания повеления (от исхода словесе) о возвращении (еже отвещати, греч. το ποκριθναι, ср. ниже – и возвратится, – этих слов в подлиннике и в других переводах не имеется) и восстановлении (соградити – ср. ниже – и соградится), Иерусалима до Христа Вождя (старейшины – γουμνου, ср. Иез. 44:3 ) пройдут семь седмин и шестьдесят две седмины» (25 а ст.), т. е. всего шестьдесят девять седмин. Здесь уместно спросить: какой период времени следует разуметь под седминою и б) какое разумеется повеление о восстановлении Иерусалима, которое полагается началом счета седмин? а) Известно, что у евреев издавна было в обычае считать время седминами, и этот обычай был у них всеобщим: седмины, которыми они измеряли время, были троякого рода. Прежде всего они имели седмину дней, соответствующую нашей седмице или неделе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

(Там же. 464. Л. 1-72, 112-115, 128-135 об.; описание - Там же. С. 178); 11) Минея праздничная на февр.-авг., 1-я четв. XV в. (Арх. САНУ. 68); 12) Патерик азбучный и Иерусалимский и сборник изречений св. отцов, 1-я четв. XV в. (Berolin. SB. Вук. 40; описание см.: Вийк Н. , ван. Подробный обзор церковнослав. перевода большого лимонария//Bsl. 1935/1936. Vol. 6. S. 38-84). Запись с именем писца имеет только поздняя рукопись Д. Л.- Устав 1416 г., остальные Л. Цернич надежно атрибутировала ему по почерку и др. палеографическим признакам. Судя по местам хранения большей части рукописей Д. Л. и его вниманию в летописных заметках к Бранковичам, вероятнее всего, он работал на Косовом поле во владениях последних или в Патриаршей области, но поддерживал связи и с семейством св. кн. Лазаря, бывшим наряду с Бранковичами ктиторами мон-ря Дечаны, книгописание которого в XIV-XV вв. было тесно связано с Хиландаром (см.: Б. , М. Ман-р Дечани. Београд, 2005. С. 93-94). Почерк Д. Л.- разработанный, но некаллиграфический полуустав с отдельными элементами канцелярского письма - отличается большой вариативностью в начертании букв и заметными нарушениями ритма письма. Этим, вероятно, в значительной мере объясняется репертуар книгописной продукции Д. Л.- четьи и скромные обиходные (непарадные) богослужебные кодексы. Встречающаяся в рукописях Д. Л. качественная по исполнению орнаментика (напр., заставки неовизант. стиля в дечанских рукописях: 79. Л. 2 и 53. Л. 1) вряд ли принадлежит книгописцу, но вязь и тонкие инициалы выполнены его рукой. Лит.: Л. О ampuбyцuju српских рукописа//Tekcmoлoruja южнословенски науч. скуп, 1977 г. Београд, 1981. С. 339-342, 354-356, 59-71. Табл. 54-67. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/171302.html

Этой оценке в полной мере соответствует мозаика, украсившая в 867 г. конху апсиды и свод вимы собора Св. Софии в К-поле. По краю конхи шла надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Богоматерь с Младенцем, сидящая на престоле, изображена в лучших эллинистических традициях. Ее фигура расположена довольно высоко, поскольку в нижней части конхи находятся окна. Изображение будто парит в пространстве мерцающего золотого свечения смальты и льющегося из окон света. Эффект глубины достигнут благодаря ракурсам престола в виде массивной золотой скамьи и подножия, украшенных крупными драгоценными камнями. Поза и жесты Богоматери, повторяя древнейший иконографический тип, известный по синайской иконе (VI в.), естественны и непринужденны. Идеально прекрасный лик исполнен живого трепетного тепла и глубокой духовной силы. Художник достиг своей цели в изображении духовного мира, вызывая ощущение одновременно реальности и нереальности этого небесного видения. Фигура Младенца дана в движении, лик еще более живописен. Арх. Гавриил изображен на склоне вимы в расшитой далматике и сияющем плаще, почти фронтально, с широко раскинутыми руками и крыльями, в едва заметном повороте к центру, голова чуть склонена в противоположную сторону, что придает позе особую изысканность, образ отличается утонченностью и благородством. Вознесение Господне. Мозаика ц. св. Софии в Фессалонике. 880 - 885 гг. Вознесение Господне. Мозаика ц. св. Софии в Фессалонике. 880 - 885 гг. В период правления основанной имп. Василием I Македонянином династии (867-1056), с началом широкомасштабного строительства и украшения новых церквей, были выработаны все основные формы визант. искусства, сложился его неповторимый стиль и образный язык, адекватно выражающий спиритуалистическое содержание священных изображений. Памятников монументальной живописи 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. сохранилось не много. Единственный монументальный ансамбль этого времени - росписи собора Св. Софии в Фессалонике. Мозаики относятся к неск. периодам: в своде вимы - изображение креста, выполненное в иконоборческое время; в куполе «Вознесение» (880-885); в конхе апсиды - Богоматерь с Младенцем на престоле (рубеж XI-XII вв.). На фоне живописи К-поля, ориентированной на эллинистические образцы, мозаики купола Св. Софии выглядят провинциальным анахронизмом. В зените купола - возносящийся Христос в медальоне из концентрических кругов темно-синего цвета с белым центром, поддерживаемый 2 ангелами, позы к-рых своей условностью напоминают древние сир. памятники. На склонах свода, между высокими деревьями на поземе, в виде многоцветных условных горочек изображены апостолы. В центре - фигура Богоматери Оранты, выделенная 2 деревцами, и 2 ангела, указывающие апостолам на возносящегося Спасителя. Стиль мозаик с неправильными пропорциями фигур, угловатыми жестами, неподвижными выражениями ликов и подчеркнутой декоративностью цвета отвечает вост. вкусу.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Повествование начинается в верхнем ярусе сценой «Благовещения»: Богоматерь представлена сидящей на престоле в расшитом драгоценными камнями платье, с ожерельем и серьгами, прическа убрана жемчугом, в руках красная пряжа, конец к-рой спускается в высокую корзину. С небес к Ней слетают арх. Гавриил и Св. Дух в виде голубя (архангел в этой сцене изображен еще трижды). Далее следуют композиции «Благовестие прав. Иосифу» и «Сретение», где голова Младенца Христа окружена нимбом с крестиком над челом. Ярусом ниже - «Поклонение волхвов»: Младенец представлен сидящим на широком царском троне, за высокой спинкой к-рого стоят 4 ангела и сияет вифлеемская звезда; по сторонам трона 2 жен. фигуры, одну из них по аналогии с росписью ц. Санта-Сабина истолковывают как персонификацию Церкви; волхвы, держащие большие блюда с дарами, одеты в причудливые костюмы, расшитые драгоценными камнями, и фригийские шапки. Повествование продолжается апокрифическим рассказом о правителе Афродитиане, встретившем св. семейство по пути в Египет и исповедавшим Младенца Христа Богом. В нижнем ярусе - «Избиение вифлеемских младенцев» и «Беседа волхвов с Иродом». Роспись триумфальной арки заканчивается изображениями Вифлеема и Небесного Иерусалима, перед их воротами стоят по 6 овец (символ Церкви). Эллинистическое искусство в росписи ц. Санта-Мария Маджоре пережило подлинное возрождение. Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Характерное для эпохи триумфальное настроение проявилось и в мозаиках мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 425). Кирпичное здание мавзолея, практически лишенное внешнего декора, поражает богатством внутренней отделки. Нижние части стен облицованы светлым мрамором, свет, проникая сквозь затянутые прозрачным камнем окна, создает эффект внутреннего свечения. На темно-синем фоне центрального свода среди золотых звезд сияет золотой крест, своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными ковровыми орнаментами, в парусах - символы евангелистов, на стенах - попарно фигуры апостолов в белых одеждах, между ними фонтаны и птицы.

http://pravenc.ru/text/387113.html

При существовании церковного тягла все архиереи дорожили числом своих церквей. Тоже случилось со Св. Синодом, когда он взял в свое управление бывшую Патриаршую область. При открытии Переяславль-Залесской, Костромской и Владимирской епархий он нашел иной выход, отдав на содержание тамошних архиереев с их штатами средства местных богатых монастырей, переименовав их в кафедральные. Не иным чем, как нежеланием епархиальных архиереев поступаться своими церквами можно объяснить многовековую неупорядочность епархиальных границ и даже их черезполосность, как это наблюдалось целые века в Коломенской и Крутицкой епархиях (города Орел, Кромы, Чернь и Ливны). Перед желанием сохранить неприкосновенными кафедральные средства удобства по епархиальному управлению отступали на второй план. После 1764 года дело с упорядочением епархиальных территорий упростилось и стремление архиерейских кафедр сохранить неприкосновенными свои приходские церкви утратило прежнюю напряженность и остроту. Приходы с их храмами и духовенством для архиереев не представляли прежнего интереса. При большем или меньшем количестве приходских церквей кафедры одного класса получали одинаковые штатные оклады, служившие основным фондом содержания архиерейских домов после 1764 года. Вполне естественно, что вслед за учреждением штатов последовал Высочайший указ распределить города с уездами по епархиям по сравнительной их близости к кафедральным городам и способности управления ими. Составлением расписания городов занялись присутствовавшие в Комиссии синодальные члены Димитрий (Сеченов), митроп. новгородский, и Гавриил (Кременецкий), архиеписк. петербургский. Составленное ими расписание было рассмотрено Комиссией о церковных имениях, а затем поднесено для Высочайшей конфирмации. Утверждение доклада с расписанием последовало 14 июня 1764 года. 687 Как были расписаны города по епархиям в 1 764 г. видно из ниже прилагаемой ведомости: Расписание городов и уездов по епархиям по Высочайше утвержденному докладу о церковных имениях от 14 июня 1764 года (Полн. Собр. Закон. Рос. Империи, т. XLIV, ч. II, кн. штатов, стр. 40–43; Арх. Св. Синода, дело 1764 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По сторонам престола на вост. и зап. стенах - византийские мраморные иконы «Мадонна Аникетос» (слева), «Арх. Гавриил» (?) и рельеф «Рождество Христово» (справа). Своды украшены мозаиками XIII в. с житийным циклом ап. Марка (12 эпизодов). Именно их первыми видели верующие, входившие в базилику через парадный вход со стороны моря. Между 1504 и 1521 гг. были выполнены престол с киворием, примыкающий к юж. стене, и саркофаг со скульптурным изображением лежащей фигуры кардинала в центре капеллы. В соответствии с указаниями кард. Дж. Б. Дзена киворий напоминает киворий главного престола базилики, под ним, у юж. стены,- скульптурная группа в натуральную величину: Богоматерь на престоле с Младенцем, предстоящими ап. Петром и св. Иоанном Крестителем. В работе над украшением капеллы принимали участие несколько скульпторов и мастеров-литейщиков. Среди сохранившихся имен - скульпторы Антонио Ломбардо, Паоло Савин, Джамбаттиста Бруньо и литейщик Пьетро ди Цуанно. Ризница (La Sacrestia) базилики - образец венецианской ренессансной архитектуры, пристроена к алтарной части во времена дожа Агостино Барбариго, в 1486-1493 гг., по проекту Джорджио Спавенто. Вход в нее осуществляется через капеллу Сан-Пьетро. Потолок украшают мозаики (1524-1530), стены - деревянные панели, проход в алтарь оформлен бронзовыми дверями работы Сансовино. Ризница использовалась как место, где происходила подготовка светских церемоний и церковных богослужений, в частности связанных со службами Страстной недели, а также для приготовления Св. Даров. С этой функцией связана иконографическая программа мозаик на своде и стенах. На своде на золотом беспредметном фоне, представлены большой лат. крест с полуфигурой Христа (в центре) и 4 евангелистов (на рукавах креста) в медальонах; свободные от фигуративных изображений рукава креста заполнены растительным орнаментом, напоминающим цветочный ковер. Вокруг креста на склонах свода и в люнетах по периметру стен расположены медальоны с 12 пророками со свитками в руках (свод) и ростовые фигуры 12 апостолов (люнеты).

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Есть еще сборник действующих постановлений по делам низшего церковного управления – это Инструкция благочинному приходских церквей. В XVIII веке низшее церковное управление регулировалось инструкциями, издававшимися властью епархиальных архиереев – каждого для своей епархии. Издание инструкции благочинным вменялось в обязанность епархиальных архиереев св. Синодом (напр. пост. св. син. 14 ноября 1737. Дело арх. св. син. 295). Известно несколько инструкций, изданных в XVIII в. епархиальными архиереями для своих епархий, напр. Инструкция воронежской епархии 1745 г. (Вор. Еп. Вед 1868. 4), харьковской епархии 1751 г. (Опис. Харьк. Епарх. стр. 13), тверской епархии 1760 г. (Твер. Еп. Вед. 1883. 6 и 8), московской епархии 1751 (Розан. История Моск. епар. упр. ч. 2. кн. 1. стр. 90). В 1775 году Московским митрополитом Платоном II (Левшиным) была составлена новая инструкция для Московской епархии и по напечатании была роздана священникам Московской епархии. Эту инструкцию стали вводить в своих епархиях и прочие архиереи. Так вскоре по издании этой инструкции пожелал перепечатать ее для своей епархии Новгородский и С.-Петербургский митрополит Гавриил, в 1797 году она была напечатана для Невской епархии (Киев. Епар. Вед. 1869 г. 8). Примеру митрополитов последовали и прочие епископы. Сам св. Синод понимал права и обязанности благочинного церквей так, как они изложены в этой инструкции и ссылался на ее параграфы в своих указах (24 мар. 1799, 22 мар. 1800, Опред. 7 ноября 1804, Опр. 23 янв. 1805. 38). В XIX в. вместе с попечением о благоустройстве Консисторий было обращено внимание церковного правительства и на благочинных. Обер-прокурор св. Синода в своем отчете за 1838 год писал: „Соображая, что надзор епархиального начальства основывается на благочинных, св. Синод, независимо от их обязанностей, предписываемых в проекте Устава Д. Консисторий, счел необходимым определить в подробности все предметы, долженствующие обращать на себя их внимание, по местным обстоятельствам епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Можно ли после этого сомневаться, что инструкция составлена ни кем другим, как м.Филаретом. Московский святитель, таким образом, развил мысли Блудова, облек их, как только он умел облекать, в сжатые, но сильные и выразительные формы и дополнил «некоторыми другими, с возможной предосторожностью придуманными, предположениями, не стесняющими приличной православному духовенству ревности в приобретении верных чад церкви и отечества по мере открывающейся удобности» 558 . После этого преосвященным западных епархий 559 были сообщены для обсуждения уже не голые мнения Блудова, а филаретовские «Мысли и советы». Преосвященный Минский Евгений признал «Мысли и советы» «весьма благоразумными, осторожными, полезными и надежными к достижению успехов в обращении униатов к православию». Пр.Кирилл Подольский обещал ими воспользоваться. Волынский Иннокентий, одобряя мысли, доказывал необходимость не только добросовестного содействия гражданских властей и униатских прелатов, но и сильного обуздания католического духовенства и своеволия «помещиков польской нации». Того же желали преосвященные Могилевский и Полоцкий. Гавриил, арх.Могилевский, кроме того, рекомендовал дозволить женам переходящих в православие униатских священников оставатьея в р.-католической вере; преосв. же Смарагд предлагал оставаться в воссоединяемых гр.-униатских церквях некоторые римские обыкновения, напр. пение «Св.Боже» с коленопреклонением и т.п., но считал невозможным допустить брадобритие, боясь, что «с допущением брадобрития православие лишится одного из убедительнейших аргументов своей истинности» 560 пр.Смарагд под этим аргументом разумел сходство небритых священников с наружным видом И.Христа, апостолов, св.отцов и и даже некоторых недавно умерших униатских архиереев и священннков. Пр.Смарагд считал также полезным: а) устроить, чтобы православные архиереи могли оказывать униатским священникам пособие; б) приглашать униатских священников в православные церкви для совместных служений в торжественные дни благодарственных молебствий; в) запретить гр.-униатским духовным вступать в брак с р.-католичками, г) подчиннть униатское духовенство ведению обер-прокурора Св.Синода 561 . Общее возсоединение Смарагд признавал невозможным и настаивал на необходимости частных присоединений, считая время преобразований в униатской церкви самым благоприятным временем для таких присоединений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

168 Плач Иеремии в 9 книгах переложил свящ. Гавриил Пакатский. Напеч. в 1814 г. в типографии Военного Министерства. 169 О существе законов, соч. Монтескье. Перев. с франц. Дм. Языков. 4 части, М. и СПб. в типогр. Селивановского, в Университетской и в типографии Иоаннесова, 1809–1814. 171 Иерузалем, знаменитый немецкий протестантский проповедник, воспитатель наследного принца Брауншвейг-Тюнебургского, род. 1709. ум. 1789 г. Сочинение его: Betrachtungen über die vornehmsten Wahrheiten der Religion. 174 Т. Крылов перевёл также с 14-го немецкого издания Die Stande der Andacht – Часы благоговения, 8 частей, напеч. в 1834–1845 г. с разрешения светской цензуры. В 1843 г., по представлению М.М. Филарета, состоялось определение Синода о сношении с Министром Народного Просвещения касательно воспрещения дальнейшего распространения этой книги (Собр. мнений и отз. М. Филарета. Том дополн., стр. 638–642). 175 Это был один из тех журналов, о которых говорил. М.М. Сперанский, что они составляют целые стопы бумаги. 176 В 1815 г. Калужский епископ Евгений Болховитинов писал к Анастасевичу 19 Мая: «на сих днях я читал прекраснейшую новую книгу в пользу христианства под названием Triomphe de l’Evangile. Сказывают, что она славна и у вас в Петербурге. Сочинитель весьма трогательно защитил и религию и служителей её, на коих философизм нападает больше всего и коими силится постыдить даже религию». Рус. Арх. 1889 г. кн. 2 стр. 45. 178 Полное заглавие её следующее «Торжество Евангелия или записки светского человека, обратившегося (через наставления духовника своего) от заблуждений новой философии. Сочинение, в котором победоносным образом поражаются лжемудрствования неверия и в коем доказывается истина христианской веры». Переведено с испанского на французский, с седьмого издания, а с французского на Российский. Ч. I–IV. СПб. 1821–1822. Название монах везде заменено словом патер. 181 13 Апреля граф Н.И. Салтыков писал к князю Голицыну: «Положили мы с Сенатом собраться для известного Вам рассуждения и положения в день, когда назначено будет молебствие, чтобы по окончании молебствия, прямо из собора собраться в Сенате: вследствие чего, и сообщая Вам о сем предположении, прошу Вас и Синоду о том сообщить, чтобы тоже из собору все собрались в Сенате». Из Синодальных членов присутствовали в соединённом заседании Совета и Сената: митр. Амвросий, архиепископ Серафим, духовник Криницкий и обер-священник Державин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010