Гавриил, арх. Тверской. XX Апреля 10 дня 1855 года. Примечание редакции. Следующее письмо, означенное у достопочтеннейшего профессора Барсова под 2, мы печатаем здесь отдельно; оно писано, несомненно, преосвященным Гавриилом, что показывает и самая подпись его; но писано, кажется нам, не к Иннокентию. Преосв. Гавриил употребляет в письме своем выражение: «владыко святый», тогда как Иннокентий был только ещё архимандритом. Почтенное рукописание ваше от 2 апреля сего года получил я ровно через целый месяц, т. е. мая 4 дня, с пролежанием двух дней на почте за отсутствием моим. Итак вот сколь мы друг от друга отдаленны! И птица, уподобляя оной скорость почты, тридцать дней летит от вас до меня и обратно. Несмотря на такую уклонность к северу, что вы хвалите свое место, сие доказательством служит, что везде Господне есть владычество. Я также в пастве своей живу спокойно, исключая недугов, кои протерпел в две прошедшие осени. Известно было, что южные жители удобнее привыкают к климату холодному, чем напротив. Сие теперь не только на себе, но и на других, вижу. Обманчива здесь атмосфера. Первую еще весну вижу в изобильной зелени и цветах, но вот слышу бунтующие сейчас ветры. Прежде же настоящего года жары снедали вдруг, что в земли ни возникало. Но повторяю, что местом сим я доволен. Везде находятся свои невыгоды. Здесь познакомился я с морями, с превыспренними горами, какими ограждено, например, Чермное море. Здесь практикою учусь тому, что твердил в школах наших теоретически, по выражению же некоторых глухонемым образом. Дядюшке вашему исходатайствовал я новую монаршую милость Императорскую корону к знаку святыя Анны, но он не воспользовался за кончиною его пред приходом сего невиданного еще в нашем городе отличия. Город наш также поправляется. Строится кафедральный собор, которым возбужденные жители и дома стали строить каменные. Однако же долго ему, кажется, еще не процветать. Гражданским языком говорю. – А ежели пастырски: то не желаю городам цветущего состояния по внешнему образу, ибо неизбежным образом тут внутренний вовсе исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Акад. Третья в сборнике проповедей, подаренном М.Д. Академии Павлом, архиепископом черниговским. 280 В делах Арх. Тр. Сем. 1787 г. (N19 сохранилось «краткое расположение приуготовления семинарии к высочайшему прибытию ее императорского величества в лавру в 1787 году». Здесь встречаем следующее распасание: «1) канты при вшествии ее император. величества в лавру сочинит риторический учитель Стефан Глоголевский; 2) канты пришествия в. в чертоги – греческий учитель Гавриил Смирнов; 3) кант при вступлении в семинарию– учитель синтаксии Петр Остроумов; 4) по вступлении в семинарию приветствен стихами:русское – информатор Михайло Дятлов, латинское – ректор иеромонах Мефодий, греческое – греческий учитель Гавриил Смирнов, еврейское – ректор, французское и немецкое – Антоний Оренов; 5) краткие диспуты: грам матический – учитель синтаксии Петр Остроумов и грамматики Ивая Воздвиженский; географические и сферические – Оренов, исторические – Стефан Глоголевский, риторические – он же, философские – префект Илиодор, богословские – ректор Мефодий. Все диспуты должны быть с заключительным обращением к ее величеству. По окончании диспутов речь благодарственная за высочайшее посещение, – сочинить ректор; кант по выступлении из училища – Иван Воздвиженский; на конец всего ода ее им. Величеству – оду сочинить префекту. (Здесь рукою Платона прибавлено: «или тому, кто особливо способен, одну русскую, другую латинскую, с эпиграммами до 12, более русскими, нежели латинскими, а хорошо и французскими и немецкими.»). 281 В протоколах Троицкой Лавры 1762 года N79 записано, что «куплено на украшение 40 семинаристов к этому дню: тонкого холста 1400 аршин , поровние 380 аршиа , золота 50 книжек , двойного 12 книжек (для конклюзий и кантов ), лент алых и белых 387 аршин ; зеленых , желтых . голубых , полосатых , красных 313 аршин , синих 17 аршин , перчаток белых лайковых 40 пар , чулков нитяных 40 пар ; газу широкого красного мишурного 50 арш., газу среднего 40 арш., балетов красных мишурных 90 арш., тесьмы 67 арш., башмаков 40 пар , помады 7 ступок , путры, булавок , иголок , шелку, ниток и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Подобная надобность портрета моего встречается и для Тверского Кафедрального собора. Здесь, в большом размере обзаведена картина, где помещаются все святители от начала епархии до сего дня. Пришла чреда и мне недостойному стать среди достойнейших. Для сего несколько раз принимались писать копию с означенного моего портрета: но, во всяком случае, являлась чучела. Остается один способ прибегнуть к тому же Фристе. Имею честь повторить в. в-ву мое обещание, не оставить без внимания рекомендуемую вам сироту Анихинову. В замену же того прошу вашего внимания к внуку моему 10 … сыну Василию Дорогану, обучающемуся в Одесской гимназии. Для него едино потребно: благословите его, когда представится тому случай. Если будете путешествовать в свою Палестину через Тверь и Москву: посетить меня не забудьте. Только желал бы знать, когда именно могу ожидать архипастыря. Ибо обычай есть всякого здешнего архиерея отъезжать в мае месяце в Нилову пустынь. Повергаю к стопам вашим тетрадочку. Бабочка сгорает от свечки. От светлости лица и ума твоего чтобы приношение моё не подверглось той же участи, молю вас. Если же мое благосильное принято будет: осмелюсь я тогда поднести вам и посильные опыты, археологических здешних моих занятий. Есмь же и буду Гавриил арх. Тверской. 23 апреля 1853 г., Тверь. XIX Полагая, что в сей 10 день апреля месяца текущего 1855 года город Одесса не оставит без воспоминания 10-го же дня апреля месяца прошедшего 1854 года, и возблагодарит Господа, что в тот день всевышний, наказуя, хотя и наказал Одессу нашествием на неё иноплеменных, смерти однако же не предаде оной. Ежели так: то поскольку к Одессе прильпе душа моя, осчастливьте меня принятием к себе в союз, дабы за спасение оной вкупе со всеми православными г. Одессы сословиями, и я вознести мог на небо свой глас благодарственный. А как опасность Одессы от врага еще не совсем миновалась: то я обращаясь к угоднику Божию, великому в свое время страдальцу также за Россию, благоверному и великому князю Тверскому, молю Его, дабы он силу молитв моих ко Господу о заступлении, спасении и помиловании г. Одессы, усугубил своим о том же пред Богом ходатайством неусыпным; и святую икону сего благоверного князя Тверского, во благословение от меня всей, если смею сказать, вверенной в. в-ву пастве, препровождая, падаю на выю и перси ваши, милостивый архипастырь, с тем помышлением, что дар мой не под спудом сохраняться будет: но на свещнице дастся ему место.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Письма Гавриила, архиепископа Тверского и Кашинского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому Источник Скачать epub pdf I Вселюбезнейший о Христе брат! Случай знакомства нашего, хотя не так приятен: знакомство это есть мое приобретение, всех драгоценнейшее. Любить вас и чтить начал я с той минуты, как узрел, и не престану, разве вы отвергнете; чего однако же не ожидаю. Да не тщетно будет мое упование, прошу вас. По отбытии вашего высокопреподобия из Севска вид семинарии стал быть лучший 2 . Во-первых, в церкви стоят тихо; вступили в поприще учения с молитвою. Отъезд мой в Орел последовал в субботу; чиновники семинарии проводили за пределы тамошних владений моих. Один о. арх. иер. не выходил, что ему весьма простительно, а мне тяжко из сожаления к нему. Только где общее страждет, там о частном болезновать не должно. Господь даст ему утешение иным образом, а с нас прискорбия его, кажется, не взыщет. Успокоимся и будем собрату помогать со всех сторон. Я просил владыку, милостью прикрыть опущения его, точию бы и аз помилован был. Не мог не коснуться и вашего высокопреподобия в письме, хваля вас, елико сердце преданное внушало. Теперь с прошением к вам. Севские жители убеждают меня, снабдить их речью, которую имел я счастье ныне произнести Государю Императору. Случай для них и всех нас важен, а отнюдь не мое возражение. Почему не можно ли, отец, рассмотрев, позволить её напечатать вместе с прежнею, говоренною в Орле, по связи их между собою. Если изволите что приправить, почту за благодеяние. Буде нужно форменное к цензуре отношение, исполню, только хочется, дабы время не терялось. Просить вас дерзаю не себе ради; к невозможному не обязываю, а на любовь вашу уповаю. Списочек посылаю вместе с другими опытами слабых трудов моих. О строящейся семинарии надлежит поговорить особо. В ней нужны многие изменения, как я заметил ныне по отделке комнат, планом утвержденных. Исходатайствуйте доверия нам. Есмь же В. В-подобия Вселюбезного о Христе брата усердный… Гавриил епископ Орловский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Согласно вышеприведенным свидетельствам Слова Божия, св. ангелы активно участвуют в жизни человеческого мира, они вместе с нами делают его историю. Конечно, они осуществляют свою долю участия, так сказать, сверху или извне, они сохраняют свое ангельское естество и не смешиваются с человечеством, однако делая с ним общее дело. Из этого основного факта, устанавливаемого на основании Откровения, с очевидностью проистекает ряд выводов исключительной, первостепенной важности. Надо совершенно отрешиться от понимания ангелов как пассивных исполнителей и не проявляющих собственного творчества. Такое низведение бесплотных духов к роли простых орудий одинаково не соответствует и их достоинству, и их естеству. Даже и в человеческих отношениях истинный исполнитель или посланник не является рабом или только орудием, но делает цель своего посланничества и своею собственной задачей, творчески ее осуществляет. И в еще большей степени следует это думать о мире духовном, о служении ангелов. Конечно, ангелы суть служебные духи, посланные на служение (λατουργικ πνεματαες διακονανπεσταλμνα). Однако это служебное их предназначение свидетельствует лишь о том, что задача и цель их деятельности находится не в них самих, но в человеческом мире, с которым поэтому неразрывными узами соединено их существование. Но такая связь отнюдь не означает, чтобы ангелы были активны менее даже, чем человеки, и были менее ответственны в своем служении. Разумеется, в случаях исключительной важности ангелы прямо посылаются Богом для определенного свершения. Важнейший случай, когда имеет место прямое послание, есть Благовещение. Архангел Гавриил был послан сначала к Захарии, а затем к Деве Марии. Однако нельзя думать и здесь, чтобы он являлся лишь простым орудием передачи воли Божией, сам не имея к тому нарочитого, личного отношения. Для всемогущества Божия открыты всякие средства возвещения воли. Однако если для этого высочайшего посланничества был избран именно арх. Гавриил, то это избрание соответствовало его личным свойствам и его особому призванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В 60-х гг. XIX в. в ходе маорийских войн возникло своеобразное религ. учение паи-марире, которое стало идеологическим знаменем борьбы мн. маори против брит. солдат и поселенцев. Основателем и главным проповедником этой религ. системы, являвшейся синтезом традиц. маорийских верований и христианства, был Те Уа Хаумене из племени таранаки. Первоначально он был ярым приверженцем христ. религии и долго занимался изучением Библии, но в условиях развернувшейся вооруженной борьбы маори с брит. колониальными властями создал новое религ. учение. По рассказам современников, он творил чудеса. Само вероучение ему якобы возвестил арх. Гавриил (на языке маори - «анахера Капериере»). Духом-покровителем Те Уа Хаумене считался Атуа Паи-Марире («добрый милосердный Господь»), являвшийся одновременно и верховным богом, по имени к-рого была названа новая религия. Главным ее догматом стало учение о том, что верующим помогает сонм ангелов во главе с арх. Гавриилом, которые могут сделать верующего неуязвимым для огнестрельного оружия. Для этого адептам паи-марире необходимо знать определенные заклинания и особым образом поднимать правую руку на уровень лица, кистью в сторону врага (знак Рингату). Такое же магическое значение имел при этом возглас «хау», ставший у адептов новой религии боевым кличем (отсюда и др. название этой религии - «хау-хау»). Примыкавшие к новому идеологическому движению племена сооружали священные столбы ниу, вокруг к-рых устраивали обрядовые шествия с пением заклинаний. Эти обряды доводили участников до экстаза. Главным лозунгом паи-марире стал призыв к священной войне против британцев. Во время боев с брит. войсками последователи этого учения, уверенные в своей неуязвимости для пуль, бесстрашно шли под ружейный огонь и в большом количестве погибали. Но религия продолжала распространяться среди племен маори, а большие потери в сражениях пророки объясняли недостаточной верой адептов в магические заклинания. Однако не все маорийские племена поддержали паи-марире, и это обстоятельство было использовано брит. властями, чтобы подавить движение.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

В Библиях бедных сошествие Иисуса Христа во ад и поражение ада сопоставляется с Сампсоном, растерзывающим льва, и Давидом, поражающим Голиафа. Вокруг размещены: патр. Иаков ( Быт. 49:9 : «от леторосли (=для добычи), сын мой, возшел еси»), Давид ( Пс. 106:16 : «сокруши врата медная…»), Захария ( Зах. 9 : 11: «в крови завета твоего испустил еси узники твоя») и, по-видимому, прор. Даниил, без надписи в свитке 2671 . Беато Анжелико во фреске верхней галереи Св. Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество и прелесть художественного стиля с древней основой композиции. Иисус Христос в ореоле, со знаменем в руке. Он берет за руку Адама, одетого в белые одежды; возле Адама – группа праведников. Под ногами Иисуса Христа дверь ада с железными петлями, а под ней сатана. Налево – два демона с ужасом смотрят на Иисуса Христа. Далее его в переработке старой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери 2672 . Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. В pendant к этой группе помещена на правой стороне другая: Богоматерь на коленях с молитвенно сложенными руками; за ней арх. Гавриил. Над первой группой надпись: «a femina mors»; над второй: «a femina redemptio». Ева – виновница грехопадения, Богоматерь – орудие искупления; Гавриил – первый вестник искупления. Таким образом, художник воспользовался композицией сошествия во ад для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении. О явлениях профанации сюжета, как, например, на картине Bronzino Angelo (XVI в.) в галерее Уффици 1271, где масса обнаженных тел производит очень странное впечатление, говорить не будем. Воскресение Иисуса Христа в западных памятниках начиная с XII в. изображается в виде выхода Иисуса Христа из гроба. В древнейших памятниках формы чрезвычайно тяжелы, даже грубы: Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руках (нац. библ. lat. 11560), иногда Он в терновом венке, выставляет одну ногу из гроба fr. 966); коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего 167); Иисус Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража (в музее Клюни барельеф XIV в. 509; то же 508 и 516); ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены (ковер XV-XVI вв. в лувр. музее 577; ср. карт. Мемлинга там же, 699); ангел поражает мечом стражей (карт. Тинторетто в Питти 264). Помимо тяжеловатости форм, изображения этого рода не удовлетворяют и требованию исторической истины. Миниатюристы Библий бедных, удерживая основу – выход Иисуса Христа из гроба, – ставят рядом с ним изображения Ионы, изрыгаемого морским зверем, и Сампсона, несущего врата на плечах 2673 ; но гравер-итальянец в 5 bis представил Иисуса Христа стоящим возле гроба со знаменем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

13. Архим. Гавриил. – «История русской философии» (ч. VI общей «Истории философии». Изд. 2-е. Казань, 1839). Книга Арх. Гавриила является по времени первой историей русской философии. Большой цены работа Арх. Гавриила не имеет, но преимуще- 30 ВВЕДЕНИЕ ством книги является подробный перечень философских произведений, вышедших в России в конце XVIII и первого десятилетия XIX века. Автор без всяких оснований включает в число философов ряд духовных писателей, ничего не писавших по философии. 14. Г. Шпет. – «Очерк развития русской философии». Ч. I, Петроград, 1922. Стр. 340. Книга Шпета, к сожалению, вышедшая лишь в ч. 1-й, является самым ценным и основательным исследованием по истории русской философии. Ч. I обнимает период от начатков философии до начала 40-х годов. Автор – превосходный знаток этого периода; его работа вся основана на первоисточниках, дает почти всегда точное и ясное изложение. К сожалению, книгу очень портит докторальный тон автора, с высоты своей позиции (Шпет – последователь Husserl " делающего иронические нотации различным авторам. Это лишает автора исторической вдумчивости, – но при всей неуместности насмешливых, а иногда и презрительных замечаний автора, книга Шпета является все же очень ценным трудом по истории русской философии. Шпет выпустил также два специальных этюда по русской философии – о Юркевиче и о Герцене. 15. Д. Чижевский. – «Фiльocoфiя на Ykpaiuhe (перв. изд. Прага, 1929. Стр. 125). Это – очень ценный очерк, насыщенный библиографическими указаниями: для истории русской философии весь материал, собранный Чижевским, имеет первостепенный интерес. Книга охватывает период от XVII века по конец XVIII (кончает Сковородой). 16. Al. Jtoyre. – La Philosophic et le Probleme national en Russie au debut du XIX siecle (Paris, 1929). Работа Койре дает очень тщательное и вдумчивое исследование русской философии от начала XIX века до конца 40-х годов. Главная ценность работы – в подробном изложении и внимательном отношении и анализе излагаемых им произведений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тьма, может быть, представляется вам в глубоком севере? Для того то и нужен там свет; для того то лучезарному солнцу и повелевает Бог сиять тамо, летом почти незаходимо. Лечу вслед за вами, милостивый архипастырь, лечу я туда мыслями моими, сожалея, что не могу быть тамо телесне. По пострижении меня в С.-Петербурге, тамо начат мой подвиг иноческого жития, тамо заслуживал я и то, что теперь имею. Там находится мой дядюшка И.П. Глазов, который когда не преминет припасть к вам, для испрошения благословения, не отриньте, если бы не свой он был; рек бы я, что он предостойный человек. За несколько времени назад осмелился я искать в вас приязни себе. Не предчувствие ли это было мое? Не вещий ли ангел внушил мне о имеющем быть путешествии вашем в такую страну, которую я люблю: ибо и сам любим был тамо. Книжечку обратно получил я, и благодарю за ваше внимательное оной прочтение, которого одного мне и хотелось. Прилагаемую же новую тетрадочку, воззрев, предайте истлению. За сим пожелав вам счастливой дороги, имею честь быть Гавриил арх. Херсонский. 8 апреля 1841 г., Одесса. V Драгоценное письмо ваше, посланное в 26 день прошедшего месяца, получил я вчера только, т. е. сего апреля в 26 день. Сами изволите видеть, сколь поздно: но тем лучше. Ибо на поздравление ваше меня со спасительным постом я могу теперь отвечать в. п-ву важнейшим поздравлением: Христос воскресе! Пост же мой или книжицу о посте, что вспомнили, сим и остаюсь я доволен. Вам расти; а нам уже малитися. Аминь, аминь глаголю. Да поможет вам Господь совершить многотрудное свое предприятие; да увенчает начало благим окончанием. Сущность сборника 3 постигаю: однако, не вполне. Если бы это было: мог бы сказать что-нибудь относительно оного, к содействию вашему. При таких предприятиях, каково ваше, мешает нам кочевая наша жизнь. Бывши в Вологде, и я начинал на латинском языке свод всех вероисповеданий, с присовокуплением и еретических заблуждений. Опытом дознав, сколь полезно сие занятие при преподавании православного исповедания, я тянул сию нитку более трех лет, и достиг половины своего поприща.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

779 Багалей – История колонизации... 127 стр. Напр., новые села Верхоценской волости Тамбовского уезда, как видно из писцовой книги 1678 года, населены пришлыми людьми из следующих уездов: Шацкого, Козловского, Тамбовского, Романовского, Доброго городища, Темниковского Усманского, ст. Елатьмы, с Венева, с Сапожка, Рязанского уезда, Ряжского, Скопинского, Касимовского, Михайловского, Тульского, Нижегородского, Ломовского, Арзамасского, Белевского, Коломенского, Зарайского, Воронежского, Владимирского, Переяславского, Стародубского, Елецкого и друг. уездов. (Лет. Зап. Археогр. Комис., IV, Материалы, 44). 782 Доп. Акт. Ист. VI, 137, XII, 72. После смутного времени, войн, народных волнений и моровых поветрий половины XVII в. в России на пространстве 500 верст, по сказаниям иностранцев, едва можно было встретить 10 женщин и одного мужчину (Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории, стр. 141). 785 Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. IV, 66, 101, л.л. 15–16, кн. 99. Ср. Каз. патр. прик. кн. 97. л. 13. 789 Соловьев. Истор. России III, XIII, гл V; Акт. Ист. IV, 202, 226. Дополн. Акт. Ист. VI, 2, стр. 4–30; 12 стр. 56–74. Тяжелая подать, воевода, подъячий, земский староста и разбойники выживали крестьянина и заставляли его уходить дальше за камень в Сибирь, говорит Соловьев. В второй пол. XVII в. в Москву пришла весть, что Устюжский уезд пустеет. Приехавшие мирские челобитчики – на вопрос: отчего у них бегут крестьяне? ответили: крестьяне бегут от больших податей, от воеводских налогов и посулов и от солдатских поборов, потому что сверх всяких податей воеводы князь Гавриил Мышецкий и Яков Змеев брали с нас – с 240 сошек деньгами на год слишком по 2 рубл., да хлеба – по осьмине ржи и по осьмине овса. У воеводы Якова Змеева было два племянника, которым давали с сошки по 2 гривны. Было много других платежей. Кружечные дворы увеличивали зло – крестьяне пропивались. (Соловьев. Ист. Рос. III, XIII 731–733, 1035–1037). С таких крестьян не только не приходилось брать, наоборот, приходилось им давать. Известен случай, когда вместо того, чтобы брать с крестьян патриаршего Иверского монастыря, обедневших от хлебного недорода, сверхгодового оброка, наметного перебора и всяких государевых податей и т. п., пришлось выдать им монастырских 1000 руб. деньгами и 500 четверт. хлебом (Акт. Ист. IV, 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010