„Там или здесь, все едино“, отвечали ему патриархи, „мы исполняем только волю собора и государя; а что нет здесь царского величества, в этом его вина“. Затем александрийский патриарх Паисий, как вселенский судия, подошел ближе к Никону, сам сбросил с него клобук, украшенный серафимом, надел на него простой клобук, сняв его с находившегося тут греческого монаха; торопливо сняли с Никона и верхнюю богато украшенную патриаршую панагию, а другую панагию на нем не заметили и снять позабыли. Никон при этом не преминул посмеяться над восточными патриархами: „Бедные, подневольные вы странники, пришли сюда издалека не на доброе дело, не мир устроить, но чтобы найти себе денежную милостыню и ею потом заплатить дань своим поработителям; разделите этот клобук и панагию между собою, вам достанется много жемчугу и золота на свои нужды и утешение; возьмите и мантию мою, если желаете“. Услышав это, патриархи отдали снятые клобук и панагию стоявшему возле Никона монаху его Марку, а о мантии сказали: „Следовало бы снять теперь с тебя и мантию, но по просьбе государя дозволяем тебе носить ее на время, пока не приедешь в назначенную тебе обитель“. Архиерейской мантии и посоха не взяли тут у Никона „страха ради всенародного“, добавляет Шушерин. Таким образом обряд низложения Никона оставался далеко не выполненным; даже объявленный теперь соборный приговор долго после того не был окончательно оформлен и подписан 3 . Обратное шествие Никона с собора на подворье в патриаршей мантии и с посохом в руках, в преднесении патриаршего клобука и панагии, давало возможность скрывать на время от народной толпы сущность соборного определения, только что выслушанного Никоном; народ по-прежнему видел Никона в патриаршем сане и продолжал считать его патриархом. Грубые насмешки над Никоном сопровождавшего его спасо-ярославского архимандрита Сергия, направленные к унижению его чести и достоинства, едва не вызвали открытого волнения в народе; со стороны последнего раздался протест против оскорблений опального патриарха; но окружавшая Никона усиленная стража поспешила замять это волнение и протестовавшие быстро были схвачены и выведены из толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху. 2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

В той же церкви дароносица деревянная крестовидная с запасными св. дарами, на ней красками писаны многие святые, по споям для окрепы тринадцать крючков серебряных с петлями, да у ящиков что в той дароносице пять колец серебряных; аналой оболочен кандюком немецким цветным: в трапезе над церковными дверьми деисус Еммануил на трех досках пядничный; у церковных дверей решетка новая на железных крюках с железным замком. Евангелие, которое в прежних переписанных книгах значится в теплой церкви Всех Святых, переплетено вновь и по обрезу вызолочено, доски покрыты бархатом червчатым, a средина и евангелисты серебрянные резные под золотом, весом тридцать девять золотников; евангелие большой бумаги выходу 7197 г. (1689), по обрезу вызолочено, покрыто бархатом червчатым, на средине распятие и евангелисты в серебряных кругах чеканные под золотом, на другой стороне средина и наугольники серебряные же гладкие, застежки резные. Книга обиход, да праздники знаменные наречные в четверть, в двух книгах. В привесах у икон показаны: две панагии, на них в срединах образы знамения за каменьем хрусталь; две панагии на них образы за стеклы, панагии в средине крест. Те пять панагий серебряные золочены, а сверху строены сканым делом; в гнездах и на спнях камышков четыре смазня, шесть червонцев, две ставки литых, десять жемчужин небольших. Четыре креста пояных серебряных под золотом сканые, на трех из них двенадцать вставок жемчужных и камушков литых. Крест пояной серебряной золочен в средине крест на раковине. Крест аспидной да два креста яшмовых, на одном из последних две ставки жемчужных в две литых. Крест вольячный серебряный золочен, на нем четыре ставки литых. Двадцать два креста серебряных литых под золотом. В привесе же четыре камушка хрустальных, два из них обложены серебром, а два повешены за кольца на шелчинках; двои голубцы одни пояные, другие литые золочены; в них двадцать камушков червчатых; два креста появых; на них воображено распятие Господне, в одном кресте ставками две раковины да камушек лазоревой, два каточка полных серебряных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2008 г.) 26 июня 2008 г. 16:00 Документ утвержден на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года.   I. ПРЕАМБУЛА Награды Русской Православной Церкви (далее — награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.   II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.   1. Последовательными наградами для епископата являются: Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.   2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии. Примечание. Архиереи, ранее удостоенные этой награды, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Человек, которому «больше всех надо» Раз, помню, в библиотеке зашептались: «Владыка Кирилл, владыка Кирилл здесь!» Я обернулся. За соседним столом сидел священнослужитель средних лет в рясе (даже не помню, была ли на нем панагия) и беседовал с несколькими студентами. 19 ноября, 2011 Раз, помню, в библиотеке зашептались: «Владыка Кирилл, владыка Кирилл здесь!» Я обернулся. За соседним столом сидел священнослужитель средних лет в рясе (даже не помню, была ли на нем панагия) и беседовал с несколькими студентами. Протоиерей Игорь Прекуп Так уж сложилось, что возможностью священнодействовать я обязан лично двум Патриархам Московским – Святейшему Алексию (с его благословения начал я трудиться в Таллиннском Александро-Невском соборе, благодаря его непосредственному вмешательству вопреки усилиям недоброжелателей меня в 1988 году зачислили в Ленинградскую духовную семинарию, он же в 1990 году меня и во диакона рукоположил) и Святейшему Кириллу (который без малого год назад утвердил решение Общецерковного суда о снятии с меня запрещения в священнослужении). Я слышал о нем еще до поступления в семинарию. Не то чтобы на меня тогда обрушилось море воспоминаний, но из того, что мне рассказывали, вырисовывался образ созидательной и творческой атмосферы ленинградских духовных школ периода его ректорства – атмосферы, которая им формировалась и поддерживалась на протяжении десяти лет. К тому времени, когда я поступил в семинарию, об этой атмосфере остались лишь ностальгические воспоминания. Раз, помню, в библиотеке зашептались: «Владыка Кирилл, владыка Кирилл здесь!» Я обернулся. За соседним столом сидел священнослужитель средних лет в рясе (даже не помню, была ли на нем панагия) и беседовал с несколькими студентами. Умные глаза, тихий приятный голос, простое, естественное обращение. Такое, знаете ли, «Православие с человеческим лицом»… Владыка рассказывал что-то, сам их расспрашивал и, что самое главное, делал это с неподдельным интересом. Вот-вот… Этот интерес и привлек мое внимание. Простой, искренний, живой интерес к живым людям. Спустя несколько минут он собрался, попрощался и ушел. Видимо, приезжал в Ленинград по делам, заодно зашел в библиотеку.

http://pravmir.ru/chelovek-kotoromu-bols...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Навстречу, совершая спуск, мне попадались разные люди. Судя по говору, это были европейцы. Вероятно, они ночевали у Панагии, раз утром уже шли обратно. Периодически я садился отдыхать, ведь никто меня не торопил. И думал, как бы сейчас пригодились палки или посох! До половины горы стоят перила, и на более опасных участках есть лестницы. Слава Богу, что воду я взял с собой, её глоток на трудном подъёме был просто необходим. В тяжёлые минуты вспоминал слова епископа, который вчера меня отговаривал, и свои убедительные доводы… Так, рассуждая обо всем понемногу и не забывая про молитву, я вышел на ровную площадку, где стоит часовенка. Это и есть Панагия.   Позади часовни располагалась комната отдыха, где я намеревался заночевать. Осмотрев всё, я присел и достал хлебную булку, которую купил ещё внизу. Это был мой ужин. Вторую булку я оставил на завтрак. Ночлег Панагия – ещё не вершина Святой Горы. Вершина находится на высоте 2033 метра. Но я не стал рисковать и не пошёл дальше, ведь мог не успеть до сумерек спуститься к Панагии на ночлег. В горах темнеет быстро. В Панагии службы совершаются только тогда, когда среди поднимающихся есть священники. Они сами и служат. А сегодня, похоже, я один буду здесь ночевать. Что ж, для моих натруженных ног не имеет значения окружение, главное растянуться в горизонтальном положении. Но к вечеру нас набралось человек 20. Глядя на них, думал, приди я чуть позже, остался бы без места. Спал я крепко. Но ночью меня разбудил какой-то шорох. Глянул на окно, а там, на подоконнике, мой будущий завтрак доедал не весть откуда взявшийся кот. Вот так я остался без завтрака. Спуск Наутро вышел из часовни, обошёл всё вокруг, но не нашёл никаких следов присутствия кота. Только невдалеке мирно пасся мул. Я вознёс на Святой Горе молитву за всех своих родственников, ведь никто из них пока не отважился на такое.   Спуск оказался ещё более трудным, чем подъём — мои натруженные ноги предательски подкашивались, буквально не слушались меня! И справиться с этим было ой как нелегко! Приходилось напрягаться всем телом и думать, как бы не улететь вниз. А тут ещё небо нахмурилось и стало прохладно.

http://pravmir.ru/zapiski-palomnika-ili-...

Таким образом, благодаря усиленным и энергичным хлопотам нашего правительства перед турецким султаном патриархам александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию были возвращены отнятые было у них патриаршие престолы, так что с этой стороны дело улажено было вполне благополучно. Но, несмотря на это, давно ожидаемый конец всем треволнениям по делу Никона и после этого еще не наступил, и московскому правительству предстояли новые хлопоты, так как возникали новые недоуменные вопросы и сомнения. Из донесений послов в Константинополе наше правительство убедилось, что Паисий и Макарий были низложены не турками, а по представлениям и настояниям самого вселенского константинопольского патриарха Парфения, что в этом с Парфением вполне солидарны были и все греческие архиереи и греки вообще. Когда наши послы, прибыв в Константинополь, в своих хлопотах о возвращении кафедр Паисию и Макарию обратились к греческим властям и грекам, которых им рекомендовали в Москве сами патриархи, «то эти греческие власти и греки, на которых святейшие патриархи надежду имели, мне, холопу твоему, заявляет посол государю, о их патриарших делах мысли и помощи не подали, не токмо что делом, ни словом». Значит, все греческие власти и константинопольские греки вполне сочувствовали низложению поехавших в Москву патриархов Паисия и Макария и вовсе не желали их возвращения на прежние патриаршие кафедры. Греческий переводчик при Порте Панагиот с послами нашими между прочим писал государю: «александрийский патриарх есть добрый христианин и укрепление церкви Христовы, применяетца старым святым отцем нашим, и не тужит о трудах и волоките и дальнем пути для того, хотя закрепить овцы Христовы и да излечит болново и да поднимут падающаго, и да усмотрят кручинных овец – для того и призваны от благочести- —83— ваго христианскаго царя, на котораго все християне надеютца, в московское государство учинить разсуждение и мир церкви Христовы и о нуждех патриаршества. И то все учиня, положиша хулу, на него здесь и рекоша царю многие хулы, что дерзах в безумии… А наместники и преумнии разсудители державы царствующей познали, что несть вины патриархом, что пошли к Москве, что они единовернии и были для ради надобнаго церковной духовности». Панагиот сообщает, что константинопольский патриарх Парфений, поставивший в Александрию на место Паисия Иоакима, то же хотел сделать и относительно антиохийского патриарха, «но один благочестивый о том нам объявил и подарками их помирили», что Парфений обещал не сменять и александрийского Паисия, но, воспользовавшись отсутствием Панагиота из Константинополя, вопреки своему обещанию, сменил Паисия, почему Панагиот и решился, в видах церковнаго мира, добиться низложения Парфения с патриаршего престола. 2273

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается Руси, то в эпоху Киприана мы сталкиваемся с феноменальным явлением, когда десятилетия наиболее активных духовных и культурных контактов с внешним миром оказываются временем формирования устойчиво локальных типологических моделей с их иконографией, техникой и символикой. Мир Москвы в последней четверти XIV в. был открыт вовне. Там были греки, итальянцы, татары, турки 667 , a с княжичем Василием в январе 1388 г. пришли в Москву князья литовские и поляки 668 . Могли здесь быть и люди молдавского воеводы Петра, к которому Василий Дмитриевич бежал из Орды двумя годами раньше 669 . Хотя византийская традиция являлась несомненной основной для русского церковного искусства, некоторые иконографические и типологические детали в литургической утвари могли быть заимствованы с Запада. К подобным источникам православные мастера обращались тогда, когда в их поле зрения не было греческих образцов и требовалось найти функционально близкие предметы, чтобы восполнить пробел. В византийском мире не было серебряных панагий интересующего нас типа, поэтому обращение к позднероманским оригиналам вполне закономерно. Исследователи уже обращали внимание на использование московскими мастерами конца XIV – начала XV вв. западноевропейской техники накладного литья на эмалевых фонах. В связи с двумя ранними панагиями вспоминаются и романские литургические патены XII–XIII вв. Причины надо искать в изобразительной программе последних, где часто в центре тарели помещалась композиция «Maesta Domini», представляющая Христа во Славе, восседающего на радуге с Евангелием, свитком или державой в левой руке и с развернутой благословляющей правой рукой 670 . Причем ассоциации возникают не только с «Вознесением» русских экземпляров, где смысловым и структурным ядром является именно эта тема, но и с их орнаментальным убранством, расположением литургических надписей, фестончатым обрамлением центральной сцены. Среди упомянутых патен есть и вещи, созвучные типу панагий с Вседержителем и евангелистами и со Спасом на Престоле. Это тарель из Ганновера с резным поясным Пантократором в круге, в лепестках вокруг которого помещены символы евангелистов, и берлинская патена с фигурами ктиторов 671 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Епископы за партами Напротив меня сидит епископ и с мальчишеским любопытством рассматривает собственную новенькую панагию. Другие два владыки заговорщически заглядывают друг другу в айфоны. 22 декабря, 2011 Напротив меня сидит епископ и с мальчишеским любопытством рассматривает собственную новенькую панагию. Другие два владыки заговорщически заглядывают друг другу в айфоны. Напротив меня сидит епископ и с мальчишеским любопытством рассматривает собственную новенькую панагию. Другие два владыки заговорщически заглядывают друг другу в айфоны. Рядом — архимандрит, готовящийся к архиерейской хиротонии, прилежно строчит в блокнот. Еще один архимандрит очень старается не клевать носом — лекции идут с 9 утра, на часах — почти три пополудни, внимание рассеивается. Зато на переменах архиереи дружно общаются, с удовольствием делятся впечатлениями. Двадцать уже рукоположенных и нареченных епископов из разных концов России вспомнили отрочество и вернулись за парты, чтобы прослушать лекции по церковно-государственным отношениям. Лекции проходят в Отделе внешних церковных связей Курсы повышения квалификации для архиереев организованы Общецерковной аспирантурой и докторантурой и продолжаются с 13 по 23 декабря. Важнейшая задача курса — научить молодых епископов грамотному управлению епархией. Владыкам предстояло узнать, как строить взаимоотношения с властями, армией, органами СМИ, образования и культуры, как подготовиться к визиту Патриарха, о вопросах финансирования и социального служения. Лекции читают специалисты-практики, знающие тему не понаслышке. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий О церковно-государственных отношениях на примере территории вверенной ему епархии рассказал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, занимающий эту кафедру в течение уже почти 9 лет. Б. М. Лукичев Борис Михайлович Лукичев, начальник Управления Министерства обороны РФ по работе с верующими, рассказывает не только историю связей Церкви и армии, но и дает практические советы: если в части, которую окормляет священник, служит мусульманин, стоит приложить усилия и найти «лояльного», пророссийски настроенного муфтия; важно сформировать личные отношения с командным составом — так можно будет и солдатам помочь.

http://pravmir.ru/episkopy-za-partami/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010