Святые мученики Христос и Панагий Гастунские, Пелопоннесские Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святые мученики Христос и Панагий Гастунские, Пелопоннесские Аудио Они привели Христоса в суд, где судья сказал, что если он будет упорствовать в исповедании Христа, то не только потеряет жизнь, но и повредит жене и двум грудным детям, которые будут проданы в рабство на рыночной площади. Святой отвечал мучителям с дерзновением. После завоевания Пелопоннеса (Мореи) венецианцами в 1684 году материальное и особенно религиозное состояние греческого населения заметно улучшилось. Несмотря на давление, которое католический клир оказывал на православных, начали восстанавливаться церкви, а опустевшие монастыри стали вновь наполняться пламенными иноками. Этот период относительной свободы продолжался не более 30 лет. В 1715 году османы вновь заняли Морею, проявив невообразимую жестокость в отношении беззащитных людей. Те, кто избежал массовых убийств, бежали в горы или попытались достичь Запада, чтобы скрыться от насильственного обращения в ислам. Тогда визирем Али Киумурдзи в эти края был послан Осман-паша. Ему было поручено добиться отречения от христианства тех греков, которые некогда приняли ислам, а во время венецианского владычества вернулись к вере своих отцов. Прибыв в Гастуну, он призвал Панагия, который за добродетель и личные качества неоднократно выбирался управлять местными делами. Паша попытался убедить его принять ислам, напоминая, что его родители некогда отреклись от Христа, чтобы стать мусульманами. Святой с жаром отвечал, что Христос для него – дыхание, жизнь и слава и что он готов претерпеть тысячу смертей в самых ужасных мучениях, только бы не отречься от Него. Паша, питавший к Панагию симпатию и желавший спасти его, предложил христианину спрятаться в каком-нибудь надежном месте или, если он захочет, отправиться вместе с ним на остров Корфу. Панагий принял это предложение, но по Промыслу Божию тяжело заболел и не смог последовать за пашой. Он начал поправляться, когда ага Мортат позвал его к себе и предложил принять веру победителей, чтобы получить почести и награды. Святой отвечал ему спокойно, бестрепетно исповедал христианскую веру и отверг Магометов обман. Один из служителей нанес ему страшный удар в лицо, повергший мученика на землю. Однако это нисколько не помешало Панагию продолжать исповедовать веру даже с большей силой. Ага повелел обезглавить его не теряя времени. Панагий принял приговор с радостью и добровольно последовал за палачом к месту казни. Совершив последнюю молитву, он опустился на колени, склонил шею, и его голова пала, отсеченная ударом меча. Это произошло 1 марта 1716 года.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Она так сказала, чтобы я испугался. В тот момент прошел Священник возле дома, он пришел в деревню нас причащать. Он слышал беседу и говорит матери моей: -Пусть, Феодора, идет ребенок, раз этого так хочет, не запретишь. Тогда ему говорит моя мать: -Ваше Преосвященство, – так называли малоазиаты Священников, – у ребенка проблема с ногами, потому запрещаю. Но поскольку говорите Вы, чтоб шел, пусть идет. Стыдилась мать возражать Священнику и дала мне позволение, как смиренная и послушная душа, каковой была. Односельчане уже отправились в поход. Можно понять, что после нескольких метров, которые я с трудом прошел, отпала бумага с моих подошв, и мази стали причиной того, что прилипали различные камешки, маленькие щепки и колючки, так что вскоре забились раны и боли, которые они мне причиняли, были несносны. Каждый шаг – истинное мучение. Однако, у меня было такое желание поклониться к Панагии и вера в благодать Ее, что я продолжал путешествие. В какой-то момент мы встретили чудотворную икону на дороге в селение, в которое она предназначалась. Я побежал, хромая, с ужасными болями и поклонился Панагии нашей и просил меня исцелить, спасти от мучения ногами. Я говорил, как дитя матери своей и, помню, что Ей говорил: -Панагия моя, мать моя сказала, что она меня возгнушалась из-за моих ног. Ты же меня не гнушаешься, Тебя прошу: сделай меня здоровым, чтобы я мог ступать, как и остальные дети. Это говорил я Ей, плача по пути, и все гладил святую икону Ее и тер израненные мои подошвы, полные земли, которые стали грязными от жидкости, истекающей из ран. Так добрались мы до деревни, где временно установили икону Панагии на скамейке внутри церкви, и народ начал Ей поклоняться со многим благоговением. Солнце приближалось к закату и односельчане мои, после того, как они поклонились, отправились в обратный путь, потому что до нашего селения было два часа пути, и ночь приближалась. Я остался на ненадолго в церкви перед иконой Панагии и поскольку увидел, что никого нет вокруг, сказал Ей молитвенно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

всеосвященным) и азимитом (т.е. латинянином). Название – латинян азимитами в первый раз было пущено в ход константинопольским патриархом Михаилом Керулларием в 1053 г. Название это в свое время показалось латинянам очень обидным, о чем и занесено было панскими легатами в отлучительный акт 1054 г. и с этого времени употреблялось греческими полемистами как ругательное слово. Будучи историко-литературным произведением, «прение» характерно указывает на известные отношения и споры между греками и латинянами. Унизить последних и представить их неправыми – главная цель «прения». Панагиот, с полным сознанием своего достоинства и превосходства, поучает азимита, отвечая последнему на предлагаемые им схоластические вопросы о тайнах мира и т.п., сколько небес? что поверх неба? что под землей? что больше – земля или море? … Азимит является здесь в жалком, смешном виде, каким-то простаком, неучем, который и вопросы-то задает невпопад. Напр., азимит спрашивает панагиота: божество где пребывает? – Панагиот: где пожелает Его царство. – Ангелы где? – Где им приказали. – Апостолы? – Где их поставили. Азимит часто уклоняется от дела, говоря о чем-либо постороннем; панагиот с невозмутимым спокойствием отвечает на это, хотя и сознает неуместность всех его вопросов, но старается вести дело так, что опять наводит азимита на путь и, таким образом, посредством искусного (?) оборота речи достигает своей цели, как знаток дела. Как бы наскучив отвечать на мелкие вопросы, панагиот вдруг прерывает азимита и говорит ему: «что ты меня спрашиваешь все о мелких предметах?! Я тебе отвечу на все, что тебе угодно. По благодати Божьей и молитве моего родителя и учителя, я знаю, насколько отстоит небо от земли, – знаю, насколько простирается глубина морская, какое основание неба и земли, какова природа видимая, – знаю естество Ангелов, демонов и людей. Обрадованный азимит продолжает задавать вопросы всезнающему панагиоту. Последний раскрывает пред ним свою мудрость и готов еще больше открыть, – как вдруг азимит, лишь только кончилась речь о течении солнца, разразился нелепым вопросом «брода моя и глава колико влас имут?» – Оставляя многоглаголивую беседу о разных вещах, мы извлечем из «прения» только то, что относится к нашему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Ханну Пёюхёнен Собеседник преподобного Паисия Святогорца, основатель монашеской общины в финском городке Ламми, профессор богословия Ханну Пёюхёнен призывает использовать возможности, предоставляемые нынешними испытаниями, для христианского взгляда на свою жизнь. «Испытания, которые нам посылает Бог, могут приблизить нас к Нему, – считает он. – Только прожить их мы должны по-христиански». – Профессор, изменилась ли как-нибудь жизнь монашеской общины в Ламми в связи с пандемией и попытками государств противостоять ей? Могут ли люди свободно ходить в храмы, молиться там? – На практическом уровне пандемия коронавируса никак не повлияла на жизнь в нашем центре «Панагия». Жизнь продолжается: она такая же, как и до сих пор. Но из-за запрета на передвижение (столичный регион сейчас изолирован от остальной Финляндии) и ограничений публичных собраний (не более 10 человек) посетители из столицы по большей части не приезжают, и лишь самые близкие друзья навещают нас в эти дни. Люди особенно сейчас нуждаются в утешении и защите. Наши двери открыты, и в молебнах могут участвовать все желающие Некоторые монастыри Финляндии из-за этих запретов закрыли свои двери для паломников, что само по себе очень прискорбно: ведь люди особенно сейчас нуждаются в утешении и защите. Здесь, в Ламми, мы даже не помышляли о таких мерах, поскольку нас и так, в нормальных условиях, посещает достаточно небольшое количество людей. Наши двери открыты, и в молебнах могут участвовать все желающие. Отсутствие паломников также сказывается на хозяйстве обителей, в том числе так дела обстоят и в нашем центре «Панагия». Верю, что, несмотря ни на что, эти общины сохранятся в Финляндии – ради духовной помощи людям в период таких кризисов. Возможно, в ближайшем будущем потребность в них будет лишь увеличиваться. – Надеюсь, никто из братии центра «Панагия» не болен. Скажите, а службы у вас проходят всё так же – ежедневно? Может быть, какое-то молитвенное прошение особенно часто звучит сейчас на молебнах? – Благодарим Господа за то, что мы все остаемся в хорошем здравии. Ежедневные молебны продолжаются, слава Богу, и, помимо этого, мы продолжаем все хозяйственные работы – всё как и раньше. Братия немногочисленна, и, выполняя все необходимые труды, мы вынуждены учитывать, что времени на совместные отдельные молитвы о выздоровлении больных и о победе над пандемией не хватает. Но в своих прошениях на молебнах, во время утренней или вечерней молитвы, мы, конечно, просим Божией защиты для всех людей, особенно для наших близких, за которых мы в ответе перед Богом.

http://pravoslavie.ru/130497.html

6) компас; 7) греческий орден; 8) наперсный крест, металлич , без камней, синодальный; 9) серебряный вызолоч крест, пожалованный Патриархом Никодимом; 10) серебр медаль; 11) Панагия с сибирскими камнями и аметистом; 12) крест с аметистами, 13) крест с рубинами, 14) коробка с лентою без орденских знаков, 15) Панагия с зелеными камнями, 16) академический крест на цепочке, 17) футляр со старинною орденскою звездою, 18) пустой футляр, 19) Панагия с сибирскими камнями и большим желтым камнем, 20) футляр с медалью, 21) футляр со знаком Императорского Православного Палестинского Общества, 22) коробка с бриллиантовой булавкой и ладанками, 23) коробка с маленькими ключами, печатями, 2 темнобронзовыми крестами на Владимирских лентах, металлической цепочкой, по-видимому, серебряной, но без пробы, с буквами «АП», 24) сверток с 70 серебряными рублями, 25) сверток с 34 старинными серебряными рублями, 26) сверток с 17 пятифранковыми монетами, 27) сверток с 40 серебряными полтинниками, 28) мешок с 30 серебр рублями, 3 серебр полтинниками и 2 четвертаками, 29) мешок с надписью: «1400 нап – деньги, высланные Имп Пал О для расходов по 1999 г» (Sic–npuмeч. авторов Протокола), в котором, по вскрытии, действительно оказалось 1400 наполеонов, 30) кожаный мешок с двугривенными на сумму 117 руб 80 коп., пятиалтынными на 45 рублей и гривенниками на 40 рублей, 31) мешок с запискою, написанною неизвестным почерком, без подписи, следующего содержания: «Сии монеты древние, золотые и другие, находящиеся в мешке, ценные вещи отправить в Москву после моей смерти моим племянникам гг. Капустиным»; 32) мешок, в котором оказалось 600 наполенд , 33) мешок с надписью: «535 наполеонов – Вифлеемская сумма от Марии Владим Орловой-Давыдовой» 778 в коем оказалось 560 наполеонов (примеч. – переданы в Палестинское Общество 530, а 30 упл Валеро 779 ), 34) полосатый мешок, в коем сверток с надписью: «78 напол – Беспаловских. 1893 г.» – что действительно и оказалось, и отдельно 240 франков, 35) мешок в коем оказалось 427 наполеонов,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пример патр. Никона вызвал подражания у последующих русских патриархов и получил даже силу законности на Московском Соборе 1675 г., постановившем, чтобы патриарх носил при богослужении две панагии и наперсный крест. Из прочих архиереев только один митрополит новгородский мог носить панагию одновременно с крестом даже в богослужении патриарха. Таким образом, панагии имели значение отличая русских патриархов при священнодействиях главным образом в количественном отношении, хотя и качеством материала и большим разнообразием форм патриаршие панагии также превосходили подобные украшения не только русских архипастырей, но и восточных патриархов. Количество и состав лиц, окружавших патриарха при его священно действиях К числу внешних отличий русских патриархов при их священнодействиях следует отнести также их обыкновение окружать себя многочисленным сонмом со служащих иерархических лиц. В этом обычае сказывался, по всей вероятности, тот средневековый взгляд, отразившейся на церковной жизни греков, по которому лучшим выражением достоинства и чести известного лица служила численность его свиты. Взгляд этот, весьма рано перешедший к нам на Русь, с особенною силою проявился в патриаршество Никона, который очень любил окружать себя множеством «знатнейших» со служащих лиц в количестве от 30 до 54 и более человек. Вскоре по учреждении патриаршества, специально для чести патриарха, увеличено было число митрополитов и архиепископов, так как состав свиты должен был соответствовать положению лица, которому принадлежала эта свита. У нас, на Руси, при всяком торжественном патриаршем служении два митрополита «почести ради» водили под руки нашего патриарха. Более того, при священнодействиях главенство и достоинство наших патриархов возвышалось в своей внешней обстановке не только над митрополитами, но и над царем. Дело в том, что служение русских патриархов до известной степени связывалось с присутствием царей, что, конечно, способствовало благоговению обстановки патриаршего служения и при этом случалось, что патриархи имели амвон с большим числом ступеней, чем цари. Отличия русских патриархов при выходах к богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Со словом поздравления к юбиляру обратился епископ Иосиф. Он сказал о том, что нет надобности перечислять все труды и заслуги Владыки митрополита Ювеналия перед Церковью, Отечеством и народом Божиим, ибо он слишком высоко стоит на свещнице церковного служения, и эти труды видны и известны всем. «Но мы имеем глубокую внутреннюю потребность выразить сегодня Вам нашу сыновнюю любовь, наше уважение, наше благоговение перед Вами. Современники говорили о Вашем прославленном предшественнике по управлению Московской и Коломенской епархией, святителе Филарете, что он был архиереем с утра до вечера, и с вечера до утра. Эти слова в полной мере приложимы и к Вашему церковному служению. В нем мы видим для себя высокий пример и образец для подражания», – подчеркнул Владыка Иосиф. «Христу, рождшемуся в Вифлееме граде, волхвы принесли дары. Отсюда идет христианская традиция в дни рождения в знак любви и уважения преподносить подарки»», – сказал епископ Иосиф. Он преподнес юбиляру крест и две панагии, выполненные по образцу тех креста и панагии, которые принадлежали некогда священномученику Ювеналию (Масловскому), архиепископу Рязанскому, и которые в день личной Пятидесятницы Владыки Ювеналия при его архиерейской хиротонии возложил на него ее совершитель, блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, его духовный отец и наставник. С этими святынями Владыка Ювеналий участвовал в совершении архиерейской хиротонии епископа Иосифа, а затем, провожая его на служение в древний родной Ярославль, передал ему их. «Нам хочется, чтобы эти крест и святые панагии напоминали Вам и о Вашем авве Владыке митрополите Никодиме, и о нашей к Вам любви и уважении, и о Вашем сегодняшнем юбилее», – сказал Владыка Иосиф. Он передал так же Владыке митрополиту заранее к этому дню приготовленный трагически погибшим архимандритом Германом (+26 июля 2005 г.), как бы от его рук, серебряный с чернью и филигранью архиерейский жезл. От лица благотворителей-мирян епископ Иосиф вручил юбиляру прекрасно вышитую золотом на зеленом бархате митру.

http://pravoslavie.ru/14707.html

В «Обличении неправды раскольническия», в рассуждении 9м на листе 25м оборотном, усматриваем, что Феофилакт (Лопатинский) указал выговцам-обрядоверам, что Панагиот обличил азимиталатинянина за двуперстное сложение, а вместе с ним и вас. Выговцы на это Феофилакту ответили: наше двуперстие отстоит от латинского (двуперстия), как небо от земли. Феофилакт: «Двоперстное ваше сложение отстоит ли от латинскаго перстосложения или ни, том зде истязания или разсуждения не творим, и от латин ли вы взяли или от иного какого горшаго черта, – какого черта? конечно, не диавола, не сатаны, в собственном смысле этого слова, а чертаеретика, подобного еретикамлатинам, – о том зде не изследуем, сие токмо глаголем: что аще святый ваш Константин Панагиот истинно обличал латин о несложении трех перстов и о сложении двух и о знамении има двоима, то и вас обличил, не знаменающихся трема персты, но токмо двема, якоже о том есть все многословие упрямства вашего» 137 . Сими словами высказанную мысль передадим иначе. Феофилакт (Лопатинский) как бы так говорил: отличием вашего выговского перстосложения от латинского, исследованием происхождения двуперстия от латин ли еретиков или от иных еретиков, более важных, горших, чем латиняне, – сими предметами здесь заниматься не будем. Для меня важно одно: Панагиот, обличив латинян за несложение трех перстов и за сложение двух, и за знамение этими двумя, сим самым обличил не только латинян, но и вас, знаменающихся двуперстно. Вот это обличение вас за двуперстие для меня и замечательно, а то, откуда вы его взяли – от более ли важных, горших еретиков, чем латиняне (от латин ли взяли или от иного горшего черта), здесь не исследуется мною. Раз двуперстие обличено православным греком, сим я и доволен. Как видите, здесь Феофилакт не указывает происхождения двуперстия «от черта», а это острое слово у него имеет свой смысл – иносказательный, метафорический, то есть он говорит в форме вопроса: ваше заимствование двуперстия от каких бы то ни было еретиков, даже горших, чем латиняне, ваше пользование им, как раскольническое, – оно в этом случае теряет свое значение, так как всякий «делающий грех» и всякое заблуждение в вере, как грех , как погрешность, «от диавола», говорит Иоанн Богослов: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Панагир-мощевик Современная архиерейская панагия С 1742 года панагии стали даваться в виде награды и архимандритам некоторых монастырей. Для различения епископа от архимандрита за богослужением первый должен был носить и архиерейский крест. Епископ во внебогослужебном облачении Святейший Патриарх носит две панагии (вторая – с изображением Господа Иисуса Христа), такого же права удостоен митрополит Киевский. Кроме того, по предоставлению Синода, две панагии носят особо заслуженные архиереи, вторая дается им как награда. Также в небогослужебное время епископы носят посохи – длинные деревянные трости, оправленные накладками, имеющие утолщения в верхней части из резной кости, ценных пород дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный жезл появился гораздо позже, потому что строгие канонические правила предписывали священнослужителям не украшать себя дорогими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей символизирует собой образ славы Небесного Царя, он может заменить посох особо украшенным, благолепным жезлом. Таким образом, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса; священника – подрясник, ряса и наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебные облачения Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000). В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б. Зап. Европа (VI-XII вв.) Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.

http://pravenc.ru/text/77368.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010