XIV в. Панагиар («дискос Пульхерии»). XIV в. К числу редких образцов визант. литургической утвари и памятников камнерезного дела принадлежит панагиар (артосная панагия), известный под названием «дискос Пульхерии» (XIV в., надпись на серебряной оправе XVIII в.). Это резное блюдо из зеленоватого стеатита, укрепленное на металлическом подножии. Его поверхность представляет многофигурную композицию: в центральном медальоне изображена Богоматерь типа «Воплощение» в рост (подпись: «Великая Панагия») и кадящие архангелы Михаил и Гавриил. В ближайшем к центру круге под арками расположены участники Небесной литургии: по сторонам от Христа Священника и престола Этимасии - ангелы в диаконских одеждах, несущие утварь и покровы; в верхнем ярусе - коленопреклоненные апостолы. Кондаков считал панагиар работой монастырских, а не к-польских мастеров. Монастырское предание приписывает целебное свойство «дискосу Пульхерии»: вода, оставленная в нем на ночь, к утру меняла цвет, ее поверхность покрывалась пузырьками, и она использовалась как противоядие от змеиных укусов. Иконы К числу наиболее распространенных иконографических изводов на иконах К. принадлежит изображение 40 Севастийских мучеников, к-рым посвящена эта обитель. Их образ встречает входящих в мон-рь, икона для поклонения размещена в кафоликоне. Все эти композиции восходят к визант. протографам и имеют дополнения. На иконе критской школы (ок. 1563) резная орнаментальная рамка разделяет поле на 2 части: в верхней показана Эпитафия (лежащее на смертном ложе тело Спасителя в окружении ангелов), в нижней - 40 мучеников, над ними - Христос Еммануил в небесном сегменте, над аркой - летящие архангелы. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Икона. 2-я пол. XVII в. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Икона. 2-я пол. XVII в. Об использовании принципов европ. живописи, особенно в передаче пейзажа и пространства, характерных для критской школы XVI-XVII вв., свидетельствует икона «Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Заметим, что иконографическое выделение среднего ангела появляется уже в мозаике Санта Мария Маджоре, где его окружает мандорла в изображении теофании в Мамре. С наибольшей полнотой догматическое обоснование подобной иерархии раскрыто в мозаике VII века на своде вимы церкви Успения Богородицы в Никее, в центре которой помещено изображение Этимасии (Престола уготованного) – сим­вола Пресвятой Троицы, при этом исходящий от нее средний луч направлен к рас­положенной в вершине конхи божественной деснице, и далее он соприкасается с го­ловой Богоматери, представленной с входящим в Ее лоно Христом . В Октоихе, по преданию созданном преподобным Иоанном Дамаскиным († 754), содержится объ­яснение столь усложненной символике: «…не описуйте Божества, не лжите, слепии, просто бо, невидимо, незрительно есть. Плоти же образ вообразуя, поклоняюся и ве­рую и славлю родшую Господа Деву»/глас 1, понедельник, канон на повечерии, песнь 8/. Вот почему на створках артосных панагий изображению «филоксении Авраама», с которым связано обращение в чине о панагии к Пресвятой Троице (как нам приходилось отмечать выше), часто сопутствует образ «Богоматери Великой Панагии», которая «родила нам хлеб небесный». Эта в высшей степени символическая композиция позднее получила свое разви­тие в иконографии «Устюжского Благовещения», правда, вместо Этимасии в небес­ном сегменте уже представлен сидящий на престоле «Ветхий Денми», имя Которого ветхозаветная традиция связывает с первым Лицом Святой Троицы (Дан. 7, 9). Об этом же свидетельствуют надписи, фланкирующие Его изображение: IC ХС, «Трисвятой», «Ветхий Денми» (см. икону XII века из собрания ГТГ, 25539). Таким образом, центральное место в изображениях Святой Троицы до Боговоплощения по праву принадлежит исключительно Богу Отцу, что особенно характерно для компо­зиции «филоксении», где тем самым обозначена дистанция между Богом Отцом и предстоящими Авраамом и Саррой, которые либо отделены плоскостью стола при их расположении внизу композиции, либо приближены лишь к боковому ангелу, «седяща одесную Отца».

http://bogoslov.ru/article/2602946

3) Священные деревянные сосуды, в которых священнодействовал преп. Макарий. 4) Две холщовых фелони, по преданию, также преп. Макария. 5) Панагия артосная серебряная золочёная, принесённая в 1624 г. в дар Чудотворцу Макарию стольником Иваном Ив. Гавреневым. 6) Панагия, вырезанная из кости; с лицевой стороны —208— 1880 г. обложена золотом, а с другой – серебром; обнизана жемчугом. На ней изображены 12 праздников. Панагия эта пожертвована в 1639 г. митрополитом Новгородским Аффонием († 1652 г.), для возложения на икону Спасителя. В библиотеке до 1000 томов книг и рукописей разного содержания; немало между ними сочинений и на иностранных языках. Между печатными книгами много книг старопечатных XVII в., и одна, именно Триодь постная, XVI в. – 1588 г. Между рукописями достойны примечания: 1) Пролог, писанный на пергаменте; по преданию, он был настольной книгой преп. Макария. 2) Слова Григория Богослова , писанные преподобным Паисием († 1504), племянником преп. Макария, впоследствии основатель Покровского близ т. Углича монастыря. 14-го ч., в 7 часов утра, слушал я в своих покоях утреню, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. В служении участвовал и бывший под запрещением, а потом, по указу Св. Синода, разрешённый в священнослужении, соборный священник И. Беллюстин . Собор был наполнен молящимися до тесноты. После литургии обозрены были мной церкви: приходская Богоявленская и кладбищенская, приписная к собору. Затем, в доме градского головы, купца Д. В. Шишкина, предложен был обед, к которому немало приглашено было гостей. После обеда, возвратившись в монастырь, я тотчас отправился в путь, по направлению к г. Кашину. На пути встретил церковь в селе Постельникове. Между священными предметами оказалось евангелие апракос, изд. в СПб. в 1850 г. (для Болгарских церквей) – приношение помещика М. П. Тучкова. Священником Садиковым заведена с 1869 г. церковная летопись, но ведётся не довольно искусно. В ней, между прочим, описано посещение церкви моим предшественником, преосвящ. архиеп. Евсевием, причём сделана курьёзная характеристика последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После литургии, в занимаемых мною покоях, приготовлен был обеденный стол, к которому, кроме старшей братии, приглашены были и некоторые из граждан и должностных лиц. В 4 часа пополудни слушал я в монастыре вечерню; стихиры пели с канонархом довольно стройно. После обедни осмотрел две ближайших к монастырю церкви: Христорождественскую и приписную к ней кладбищенскую. Затем, возвратившись в монастырь, обозрел здешние церкви, ризницу и библиотеку. В монастырской ризнице хранится немало древних достопримечательных предметов. Таковы например: 1) Напрестольное евангелие в лист, писаное, по благословению игумена Евфимия (1530–1535), иподиаконом Афанасием Белозерцем в 1533 году. 2) Крест напрестольный, кипарисный, резной; по преданию, он находился в келии преп. Макария. 3) Священные деревянные сосуды, в которых священнодействовал преп. Макарий. 4) Две холщевых фелони, по преданию, также преп. Макария. 5) Панагия артосная серебряная золоченая, принесенная в 1624 г. в дар Чудотворцу Макарию стольником Иваном Ив. Гавреневым. 6)Панагия, вырезанная из кости; с лицевой стороны обложена золотом, а с другой – серебвом; обнизана жемчугом. На ней изображены 12 праздников. Панагия эта пожертвована в 1639 г. митрополитом Новгородским Афеонием († 1652 г.), для возложения на икону Спасителя. В библиотеке до 1000 томов книг и рукописей разного содержания; немало между ними сочинений и на иностранных языках. Между печатными книгами много книг старопечатных XVII в., и одна, именно Триодь постная, XVI в.–1588 г. Между рукописями достойны примечания: 1) Пролог, писанный на пергаменте; по преданию, он был настольною книгою преп. Макария. 2) Слова Григория Богослова писанные преподобным Паисием († 1504), племянником преп. Макария, впоследствии основатель Покровского близ г. Углича монастыря. 14-го ч., в 7 часов утра, слушал я в своих покоях утренею, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. В служении участвовал и бывший под запрещением, а потом, по указу Св. Синода, разрешенный в священнослужении, соборный священник И. Беллюстин . Собор был наполнен молящимися до тесноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

664 Новг. 1 лет. под 6947 г. стр. 112; Новг. III лет. стр. 239. «Того же 1439 г. постави архиепископ Евфимий колоколню каменную, на старом месте, близь каменного града, идеже пала до основания; и соборную церковь повеле побелити известию вновь». 665 Саввы указатель стр. 252, 262. Извест. акад. VI, 294–296, 299. VII, 275. Русск. св. Филар. архиеп. Черниг. за м. март стр. 72, примечание под букв. «а». 666 Новг. I лет. под 6949 г. стр. 113. Здесь сказано, что архиеп. Евфимий, бояре и житые люди наехаша князя в Деревах, у города у Демона. 667 Житие препод. Михаила стр. 24. Ист. Кар. т. V стр. 158. В Степ. кн. (11:99) внесено это событие с таким прибавлением: «инок свят от вельможеска рода, живый в монастыри Клопском, внезапу нача звонити в колокола и мнози снидошася; он же яко уродствуя бяше, и всем людем, и самому архиепископу вопия и глаголаше... гордыню вашу упразднит (Иоанн), и ваше самовластие разрушит, и самовластные ваши обычаи изменит, и за ваше непокорство многу беду и посечение и плен над вами сотворит, и богатство и села ваши восприимет». По тогдашнему обычаю давали имя святого, коему празднуют в день рождения, а при крещении – другое. Примеч. к 5 т. ист. Кар. 286. 673 Истор. Р. Ц. митр. Макар. т. VI стр. 30 и 31. Примеч. к V т. истор. Карамз. 353. Грамота писана в 29 д. сентября, хранится в библиотеке Волоколамского монастыря, в книге под 465, л. 198. Житие русск. свят. Мур. за м. июнь стр. 177 и 178. 676 Новг. IV лет. под 6954 и 6955 г. стр. 125. Русск. свят. Филар. арх. Черн. под 12 числом июня стр. 69. 677 Три последние посещения св. Евфимием Пскова описаны в 386 примеч. к V т. истор. Карамз. в статье разные случаи княжения Василия Темного. 678 Новг. III лет. под 6947 г. «Постави архиеп. Евфимий церковь каменную, с трапезою теплою, святаго и всехвальнаго апостола, вселенскаго благовестника и евангелиста Иоанна Богослова, со многими монастырскими потребами и хлебню под трапезою устроиша, и подписанием подписаша». В Новгород. Соф. соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи 1435 г., «повелением пресвященнаго архиепископа великаго Новгорода, владыки Евфимия при кн. Юрье Лугвеньевце».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Более употребительным было на воздухах изображение снятия Господа Иисуса Христа с Креста и положение во гроб, то есть то изображение, которое нас и должно наиболее интересовать Это изображение именно и соответствует символическому знаменованию воздуха, которое приписывается ему в литургической письменности со времен Симеона Солунского. Это изображение соответствует и тем моментам литургии, когда употребляется воздух. После Херувимской песни, по толкованию еще Германа, святая трапеза знаменует погребение Христово, когда Иосиф, сняв тело Христово с Креста, обвил Его плащаницею чистою и, помазав ароматами и миром, подъял с Никодимом и положил в новом, иссеченном из камня, гробе Изображение лежащего Христа, как можно думать, иногда находилось на престоле и помимо воздуха. Об этом свидетельствуют древние изображения престолов, как например, на артосной панагии в Ксиропотаме (XII век) В архиерейском Служебнике 1665 года читаем о том, как при освящении храма архиерей " над мощами святых мученик, оутвердив, и местце загладив, прилепляет нань положение во гробе, на папери написанный " Вполне естественно и не нуждается ни в каком особенном объяснении, что положение во гроб начали изображать на воздухе, лишь только он получил значение плащаницы. Уже Симеон Солунский говорит о εο " ε, ο υο εε εο εοο ο ου Воздухов с таким именно изображением сохранилось весьма много; само же изображение на них весьма разнообразно, что в большей мере зависело, конечно, и от художественного вкуса и способностей мастеров или мастериц, эти воздухи приготовлявших. Большинство воздухов представляют момент после снятия тела Христова с Креста. На многих воздухах находится поэтому и Крест; тело Христово лежит около Креста как бы на одре. Крест имеется на древнейшем подобном изображении (XV в.), найденном на Афоне Дидроном Но с течением времени Крест все более и более сходит с рисунка. Из 15 воздухов, рассмотренных А.И. Одобеско в его исследовании о тихвинском воздухе, лишь четыре имеют Кресты На рисунках представляется сцена, буквально не соответствующая евангельскому повествованию. Изображается надгробный плач об умершем Христе, что нередко и обозначается особой надписью: о εο εο или ο. Сама же сцена эта изображается тоже весьма и весьма различно. Иногда она сокращается всего до трех-четырех фигур, как, например, на горицкой плащанице, снимок с которой приложен к исследованию Одобеско, где видим лишь Крест, Спасителя на одре и двух Ангелов. С другой стороны, сцена увеличивалась присутствием нескольких Ангелов с рипидами и сосудами, Херувимов, распростирающих или несущих одну или несколько погребальных пелен, шестокрылых Серафимов и т.д. На некоторых плащаницах внизу изображалось поклонение Ангелов пеленам, приготовленным для погребения тела Христова Изредка наверху картины помещались солнце и луна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

В изображении Тай- . —379— ной Вечери Иисус Христос представлен два раза, да и самый престол, около которого Он стоит, тоже разделен на двое. Христос, стоящий около одного престола, раздает шести апостолам св. хлеб, а Христос, стоящий около другого престола, другим шести апостолам преподает вино из чаши. Над каждым изображением соответствующая надпись: «приимете и ядите се есть тело мое за вы ломимое» – «пиите от нея вси сея есть. кровь моя нового завета» 625 . Относительно рязанского воздуха мнения писавших и вообще упоминавших о нем расходятся. Одни полагают, что это был именно воздух 626 . Другие, принимая во внимание его величину, находят, что такой воздух был бы неудобен, а потому «воздух» считают кто иконой, помещавшейся в алтаре или против престола, или против жертвенника 627 , а кто – напрестольным покровом 628 . Впоследствии мы увидим, что подобные размеры воздуха вовсе не представляют чего-то необыкновенного, и можно положительно утверждать, что «воздух» иконой не был. С подобным же сюжетом два воздуха указывает проф. Н.П. Кондаков : один воздух Пантелеимоновского монастыря на Афоне, другой – Сучавицкого монастыря в Буковине. Афонский воздух представляет Иисуса Христа, дающего св. хлеб ап. Петру. В другой руке Христос держит свиток. Вокруг надпись: «даст Иисус своим учеником и апостолом рек приимите ядите сее тело мое еже за вы ломимое в оставление грехов, такожде и чаша глаголати» 629 . —380— Изображения, имеющие отношение к таинству евхаристии, чаще встречаются на меньших покровах. На покрове дискоса изображали младенца Иисуса или в яслях, или на дискосе. На покрове св. чаши обыкновенно помешалось изображение Знамения Пресвятой Богородицы, что символически изображало воплощение Христово 630 . Более употребительным было на воздухах изображение снятия Господа Иисуса Христа с креста и положение во гроб, то есть то изображение, которое нас и должно наиболее интересовать 631 . Это изображение именно и соответствует символическому знаменованию воздуха, которое приписывается ему в литургической письменности со времени Симеона Солунского . Это изображение соответствует и тем моментам литургии, когда употребляется воздух. После херувимской песни, по толкованию еще Германа, святая трапеза знаменует погребение Христово, когда Иосиф, сняв тело Христово с креста, обвил Его плащаницей чистой и, помазав ароматами и миром, подъял с Никодимом и положил в новом иссеченном из камня гробе 632 . Изображение лежащего Христа, как можно думать, иногда находилось на престоле и помимо воздуха. Об этом свидетельствуют древние изображения престолов, как, например, на артосной панагии в Ксиропотаме, XII века 633 . В архи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

принесена в Рим, на Эсквилин в ц. S. Alfonso dei Liquori, близ Пракседы) и подобные ей Антиохийские (будто бы яв. 5680 г.), Долинская, Новоникитская (5880 г.) и др. Из всех этих икон греко-русского происхождения следует, однако, выделить различные копии и подобия западных Мадонн, появляющиеся у нас с XVII века, с Младенцем, или полулежащим на руках скорбной Матери, или лежащим перед умиленною молодою матерью, под именем «Умилений», «Взыграний» и т. д. Но вполне греческого характера являются: иконы Девпетерувская (1392 г.) и Свенская (в Свенском м-ре Орлов. губ., 1288 г.), последняя подобная Печерской иконе Б. М., сидящей с Младенцем на большом престоле. Своеобразным типом (идущим от византийской стенописи абсид, как древнейшей эпохи VI–VIII столетий, так и второго периода – X – XII веков) является икона Богоматери, сидящей на престоле и держащей Младенца перед собою. Главнейшие чтимые в России иконы этого типа относятся преданием к указанным периодам: Кипрская (392 г.) и Испанская (792 г.), затем: Сицилийская (1092 г.), Киево-Печерская (1085 г.), Псковская и пр. 56. Икона «Страстной Богоматери», снимок Симона Ушакова. Историческим типом является символическая икона Богоматери, известная у нас под именем «Знамения», у Греков (см. ниже) под именем «Панагии», в образе Матери стоящей и держащей на груди обеими руками круглый образ (медальон или щиток) Младенца, или же поднявшей обе руки молитвенно и имеющей у себя на груди изображение Младенца (всегда по грудь). Такова икона Знамения Новгородская (в Новгороде, в Знаменском соборе, 1069 г.), Курская 1295 г., Мирожская 1262 г., особо выделяются Царскосельская, икона ц. Знамения в С.-Петербурге и др. К символическим типам принадлежат: икона Б. М. «Неопалимая Купина» (см. ниже, изображение Божией Матери на артосных Панагиях), почитаемая в Московской церкви этого имени; икона Божией Матери «источника» или «Святого и Живоносного источника» («Пиги»); икона Божией Матери воздевшей руки, с Младенцем в чаше, на престоле, иконы Богоматери с лествицею: Абульская в Испании, Молченская (в Кур.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2581465.html

Впрочем, он бывает возносим и во всякое другое время... по прошению чьему-либо и при самом священнодействии литургии. Многие же из священнослужителей имеют всегдашний обычай возносить его... Возношение в таком случае совершается тогда, когда положено воспоминать о Богоматери, когда именно и мы говорим: «изрядно о Пресвятый», и призываем ее, как помощницу и заступницу во всех наших нуждах и напастях. При возношении этого хлеба произносятся не какие-либо простые слова, но призывается и прославляется единый в Троице Бог всяческих и наш и совершается призывание воистину Пресвятыя Богородицы и молитва о ее помощи в этом таинство нашей веры... Итак, во время трапезы братий сперва совершается благодарение, ради хлеба насущного, поется молитва: «Отче наш». Во время ее пения, из предлежащего хлеба изъемлется за всех трехсторонняя частица, изображающая всеми сторонами Троицу и единство Ее: числами углов и сторон – Троицу, а единым средоточием вверху – единство. Посему, как ни поверни хлеб, он имеет три угла, а остроконечная вершина одна соединяет их... Когда хлеб положен в некий священный, для того назначенный, сосуд, и иерей запечатлеет его благословением, зажигается перед ним светильник, и иерей благословляет ястие, призывая Бога нашего Иисуса Христа благословить оное. Во время трапезы читаются священные писания... Восстав же от трапезы, мы в молитве все славословим Бога вместе с Давидом... По совершении сего со славословием, чтец, испросив и получив соизволение, при всеобщем молчании, подъемлет хлеб и возглашает: велие имя, и все взывают: Святыя Троицы..., потом, делая знак креста, прибавляет: «Пресвятая Богородица, помогай нам», и все единогласно говорят: «тоя молитвами, Боже, помилуй нас и спаси нас». И тогда возносят хвалебные песни Богоматери... Потом начинают благоговейное и сладкогласное пение с главами непокровенными, и поют: «достойно есть», исповедуя ее Богородицею, и воспевая «честнейшую Херувим». Вы знаете, говорить архиерей, что я учредил, чтобы в соборных церквях ежедневно совершаем был упомянутый обряд, чтобы иерей на каждой утрени, в конце девятой песни, возносил сей хлеб и произносил обычные священные слова»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010