е. панагиар), перед к-рым зажигается свеча, горящая во все время обеда. В совр. практике в качестве П. используется либо служебная просфора, из к-рой во время проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери по обычному чину литургии, либо целый хлеб с изображением Пресв. Богородицы, стоявший во время литургии в особом сосуде в алтаре, либо большая треугольная часть такого хлеба, изъятая или в храме - во время проскомидии, или в трапезной - во время пения «Отче наш» перед обедом. Афонская редакция чина о П. имеет дополнительные особенности: в частности, возношение П., к-рое бывает не каждый день, сочетается здесь с обрядом благословения укрухов, совершаемым ежедневно, и с поминовениями - эти дополнительные элементы чина восходят к практике студийских времен (см.: Τξις κα κολουθα τς τραπζης. ς εθισται ες τς . μονας το Αγου Ορους. Αγιον Ορος, 1980; Святогорский устав. С. 55-57). В 1-й день Пасхи и на Светлой седмице богослужебный устав предписывает вместо чина о П. совершать последование артоса - хлеба, освященного в память о Воскресении Христовом. В этом последовании вместо «Велико имя» - «Святыя Троицы» произносится: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе», вместо «Пресвятая Богородице, помогай нам» - «Покланяемся Его тридневному Воскресению», и артос не вкушают, как П., а только целуют при пении 9-й песни канона Пасхи. В субботу Светлой седмицы артос раздробляют и съедают до начала обеда, а в конце обеда предписано совершать обычное возношение П., но со словами «Христос воскресе»,//«Воистину воскресе» вместо «Велико имя»//- «Святыя Троицы», затем обычные возгласы над П.: «Пресвятая Богородице, помогай нам»,//- «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас» - и вкушение П. при пении ипакои Успения «Блажим Тя вси роди...» и 9-й песни канона Пасхи; тот же порядок предписано соблюдать до отдания Пасхи (Типикон. Гл. 50). Лит.: Успенский Ф. И. Артосная Панагия//ИРАИК. 1903. Т. 8. С. 249-263; Скабалланович. Типикон. Вып. 3. С. 50-71; Yiannias J. J. The Elevation of the Panaghia//DOP.

http://pravenc.ru/text/2578786.html

По инициативе архимандрита в 1825-1827 гг. к Георгиевскому собору с севера был пристроен придел во имя свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского, куда были перенесены его мощи. В 1846-1847 гг. на пожертвование О.-Ч. по проекту архит. Быковского была устроена позолоченная серебряная рака весом 130 кг с чеканным изображением святителя, частицы его мощей помещались в 2 ковчежцах, установленных на гробнице. В этом же приделе находились украшенная графиней икона святителя и древняя итальянская икона Пресв. Богородицы, присланная из Флоренции гр. Г. Ф. Орловым. В 1823 г. графиня пожертвовала в монастырь серебряно-позолоченный ковчег, в 1827 г.- напрестольный крест с частью Древа Креста Господня, присланной ей К-польским патриархом сщмч. Григорием V в 1820 г., в 1827 г.- золотые сосуды с бриллиантами и яхонтами, в 1828 г.- сосуд для богоявленской воды, в 1829 г.- 18 богослужебных сосудов из яшмы и позолоченного серебра, подаренных О.-Ч. имп. Николаем I. Она также пожертвовала обители ковчег с частицами мощей Киевских святых и 3 артосные панагии. В 1823 г. в Спасском соборе был сооружен юж. придел в честь Успения св. прав. Анны, в 1825 г.- северный во имя святых Фотия и Аникиты, к храму пристроена паперть. В 1832 г. на средства О.-Ч. были покрыты серебряными одеждами престолы главного алтаря и придела св. Анны и запрестольный крест с частицами мощей, пожертвованными А. Н. Муравьёвым . Помимо перечисленного с 1828 по 1831 г. в Юрьевом монастыре были возведены летние настоятельские кельи и башня с ц. во имя арх. Михаила (1831), а также обновлен Перынский Рождество-Богородичный скит, принадлежавший мон-рю. До 1832 г. О.-Ч. израсходовала 700 тыс. р. только на строительные нужды монастыря. В 1830 г. она внесла в Сохранную казну билет в 375 тыс. р. на содержание зданий обители, трапезы и оплату церковного пения. В 1831 г., после смерти В. Г. Орлова, О.-Ч. по благословению духовника обратилась к митр. Серафиму (Глаголевскому) с просьбой о переносе в Юрьев мон-рь останков отца и его братьев Федора (1741-1796) и Григория (1734-1783).

http://pravenc.ru/text/2581547.html

119 Подобная панагия из неизвестного нам афонского монастыря была сфотографирована в собр. П. И. Севастьянова. Но плохой снимок позволяет заметить только сходные и тождественные изображения, но не различить особые и варианты, которых несколько. 121 Ошибочно называть артосною панагиею дискос с изображением Распятия н надп.λαβετε φαγετε, изд. в соч. Schlumberger, L’Epopee bysantine, 1896, стр. 200 122 Лицевая Псалтирь м-ря Ватопеда 608, украшенная образами песнопевцев и псалмопевцев: Анны, Моисея, Исаии, Анании, Ионы, Мариам, трех Отроков и пр., на листе 170 представляет также Богоматерь, молящуюся, с воздетыми руками, и имеющею в лоне своем образ Младенца, и над нею надпись: «δ θ τς περαγας Παναγας Θεοτκου κατ Λουκ υαγγ.: «Μεγαλεει ψυχ μου τν Κριον и пр. 123 В русских обителях, как напр., что удалось нам узнать, – в Оптиной пустыни, троекратное возношение Богородичной просфоры совершается доселе, а в крестьянском быту некоторых местностей Тверской губ. обед заканчивается просфорою. Возношение совершает иеромонах и потому возможно, что путные и наперсные панагии могли быть также принадлежностью или украшешем чина архимандрита, но так как в больших обителях настоятелями были епископы и архиепископы, панагия стала отмечать епископский сан. 124 Путешествие антиох. патриарха Макария в России описанное Павлом Алеппским, пер. Г. Муркоса, вып. III, Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древ,, 1898, III, стр. 45, 53, 92 127 Все эти данные точно сообщает сочинение Рого де Флёри, но на стр. 191 представляет смешение, которое должно отметить: а именно к числу блюд для благословенного хлеба отнесена и артосная панагия со славянскими надписями, нами ниже описываемая и изображенная также в данном сочинении на табл. 183. 129 Фот. Сев., альбом 50, лл. 5, 6, 7. Рисунок взят из издания Rohault de Fleury, La Messe, V vol, pl. 435 132 Эта перекладка, с дополнением 8 новыми пластинками, была предпринята, очевидно, в 1704 году, когда внешний нартэкс, бывший ранее открытым, с промежуточными мраморными низкими балюстрадами между колонн, быль заделан стенами, промеж колоннады, и дверь внутреннего нартэкса была перенесена во внешний, а так как места для нее здесь оказалось немного уже, то ряд пластинок был укорочен и даже обрезан сбоку, по обычной небрежности монашества к художественным памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

115 Издана в рис. при ст. Д. В. Айналова в «Виз. Временник» за 1899 год, т. VI, табл. 10, стр. 73–75. 117 Это положение полулежащего на обеих руках Младенца приписывается на наших гравированных листах иконе Богоматери Цареградской, празднуемой 17 сентября. 118 Литургийные выходы с дарами послужили реальною основою символического изображения «божественной литургии», вошедшего в излюбленную схему купольной росписи на Афоне, как показывают или показывали ранее фрески в куполах: Хиландара, собора лавры Афанасия, придела того же собора во имя св. Николая Чуд. и пр. Указ. соч. Брокгауза: стр. по указ. на слова: «божественная литургия». По описанию Н. И. Петрова , икона, писанная рукою Николая Критского, из собрания, принадлежавшего пр. Порфирию, так передает этот сюжет «Ангелы и архангелы в священных одеждах, со свечами и рипидами, сопровождают плащаницу с изображением умершего Спасителя, под которой подписано: μνος πιτφιος μνου λγου. Передние из ангелов подходят к престолу, на котором восседают Бог-Отец, благословляющий именословно, Бог-Сын и Св. Дух в виде голубя. Бог-Сын в хрещатом саккосе и омофоре, обращаясь к ангелам, принимает дискос с головы одного из них; за ним другой ангел держит потир: перед Спасителем, ближе к зрителям, стоят два ангела и кадят ему. Некоторые из ангелов, участвующих в процессии, имеют в руках хартии, на которых написан текст песни: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». На престоле, между лицами св. Троицы, лежит развернутая книга, и в ней читаются слова: « τργων μο τν σρκα κα πνων».Икона эта, однако не XVI века, но XVIII столетия. См. описание «коллекции древних восточных икон..., завещанные пр. Порфирием», 35. «Труды Киевской Духовной Академии» за 1886 год. Между фресковыми изображениями с великой литургии» в храмах укажем на Афоне: в Лавре св. Афанасия 1535 г., Кутлумуше 1540 г., Ивере 1600 годов, Иверской часовне Б. М. «Вратарницы» 1683 г. Изображение двух ангелов, несущих большую, свешивающуюся плащаницу из драгоценной ткани, тетраморфа с рипидами, ангела с киотом (в коем Евангелие) на спине и других ангелов с кадилами, свечами, кратиром и пр., находится в грузинской рукописи Евангелия XI века, изд. в соч. Rohault de Flery, La Messe, vol. V, pl. 489.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Приводим в заключение одну панагию того же собрания, ради иконографического интереса ее. Панагия имеет форму шестилучевой звезды, обложена серебром, новейшего афонского дела и замечательно тонкой резьбы. Представлено: в средине Успение и Вознесение Божией Матери в миндалевидном ореоле, Мария подает пояс Фоме. Ложе Богоматери имеет вид церкви, от нее подымается лоза, а в ее завитках пророки со свитками и сюжеты: Усекновение главы И. П., Вседержитель, Троица. В лучах: Благовещение, Лобызание Иоакима и Анны, Георгий и Димитрий, Живоносный Источник: из купели истекает три источника, водою промывает слепой себе очи. Подобные артосные Панагии случилось нам видеть в Московской Синодальной ризнице, в ризнице Московского Благовещенского собора и в других собраниях: они отличаются от обыкновенных наперсных своими размерами. Арх. Макарий 125 в своем «описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» приводит, кроме древнего панагиара, еще три артосные Панагии, но не указывает действительных оснований этого определения, а между тем в самом описании есть основания против того, чтобы их признавать артосными. На одной Панагии изображено: Сошествие во ад, Распятие, Троица и Панагия, и все изображения литые. На другой, серебряной, в Духове монастыре, есть ушко и изображения, как и на предыдущей, сделаны и с наружной стороны, чего не бывает на настоящих артосных Панагиях. Надпись 1640 года гласит: «далъ сию панагию смощми вдомъ духа святаго игуменъ Евθимии псковитинъ Барашковъ вкладу за отца своего,... дана двнадцать рублевъ а въ сей мощи многихъ святыхъ». Изображения отвечают артосным: «Троица», «Панагия» с обычными надписями. Более вероятно отношение к артосному роду серебряного блюда в Вяжницком монастыре, которое, по словам описателя, «одно уцелело от панагии и имеет изображение Панагии». Наконец, следует отличить артосные панагии, как некоторую принадлежность литургического служения, хотя бы в его дополнительных обрядовых формах, от так наз. евлогий 126 или блюд для благословенного хлеба, который (т. е. хлеб) получил уже с века название eulogia или bendictiones, как хлеб, раздаваемый в кусках после литургии из корзин, чаш или с особых блюд: все же сосуды в греческой церкви удержали доселе название евлогий, а в западной в IX веке назывались offertoria. И тут, и там сосуды эти делились из серебра, даже золота, украшались драгоценными камнями и представляли обыкновенно глубокое блюдо или чашу на поддоне или без него 127 . Но из характерных памятников этого рода можно указать пока лишь на один византийский в ризнице св. Марка 128 , большое блюдо в Сванетии, древнее Трире и оригинальные блюда или, скорее, вазы в афонских обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вторая артосная Панагия (табл. XXX) или панагиар, находится в Ксиропотаме под ложным именем чаши имп. Пульхерии (на сер. оправе, сделанной в XVIII в. сделана даже надпись, что это дар Пульхерии Августы) и издавна показывается паломникам, но доселе не была описана. При форме круглого блюдечка, имеющего в поперечнике 16 сант., эта панагия настолько подходит по всему к панагии Алексея Комнина, что мы естественно должны отнести ее к XII веку, хотя не к концу его, но к средине, так как здесь резьба гораздо свободнее, не так вылощена, и форма много проще и натуральнее предыдущей. Однако, здесь нет и подобия того высокого художественного достоинства, той элегантной щеголеватости, и Панагия по своим размерам не может быть отнесена к императорским вкладам, но к утвари монастырской. С этим согласно построена и композиция мелких рельефов, украшающих чашу. В днище изображена Богоматерь, стоящая на подножии, с воздетыми руками. В недрах ее, на пологе ее мафория лежит овальный медальон с образом Младенца по грудь, благословляющего и держащего свиток в левой руке. По сторонам этого чудного явления стоят два архангела: Гавриил и Михаил, обозначенные в надписях, и держат в правых руках кадила, а в левых – какой-то отрезок цилиндрической формы, в котором мы видим артос. Над Богородицею написано: Н МЕГАΛН Для современного темного положения византийской иконографии (мы вполне уверены, что это положение недолго еще будет продолжаться) это почти единственное, безусловно, точное свидетельство, что у греков имя «Панагии» прилагалось к изображению Богоматери, держащей на груди своей образ Младенца (а не самого Младенца в натуре), т. е. что именем «Панагия» мы должны называть изображение, доселе известное у нас под названием «Знамения»; наименование это обязано известному чуду новгородской иконы этого типа и явно неправильно в приложении к многочисленным повторениям иных образов в греко-славянской иконографии. Впоследствии русским специалистам по литургике придется еще исследовать, в каком отношении находятся греческие обряды к этому символическому типу, но теперь мы только заметим, что если здесь действительно изображен в руках архангелов самый артос, в виде кусочков, обернутых сударем, перепояскою, и держимых поднятыми, то здесь мы находим и разрешение смысла всего обряда «возношения панагия», т. е. Богородичного артоса. Дело в том, что оба архангела имеют на плечах своих воздуха в виде платов с крестами. Значит, мы здесь ясно видим их служение. По кайме вокруг всего днища идет надпись: ТА XEPOYBIM и пр. до конца песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) иконографический тип Пресв. Богородицы, представляющий собой образ Богоматери Оранты в рост, с медальоном перед грудью, в к-ром изображен Младенец Христос. Такое наименование, согласно Н. П. Кондакову , связано с надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном панагиаре XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне. Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду. Прообразом этого типа является фреска IV в. из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по пояс представлен образ Богоматери Оранты с поясным изображением Младенца Христа без медальона, по сторонам - хризмы. Этот иконографический тип получил распространение в визант. искусстве в XI-XII вв. Изображение В. П. часто помещалось в конхе алтарной апсиды церквей: Панагии в Трикомо (Кипр), нач. XII в.- 1130 г.; Спаса на Нередице, 1199 г.; Богородицы в мон-ре Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 20-е гг. XIII в.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1345 г.; Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, XIV в. Литургическое содержание образа особенно явно выражено в рус. иконе, т. н. Ярославской Оранте (ок. 1224, ГТГ), где Младенец Христос представлен как архиерей, благословляющий обеими руками, а ангелы в медальонах изображены в епископских омофорах. Образы типа В. П. именуются также «Влахернитисса» (рельеф из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции, ок. 1200; икона «Богородица с предстоящими Моисеем и патр. Евфимием» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.; Мирожская икона Божией Матери , XVI в., ПИАМ; изображение Богоматери Епискепсис (Покровительницы) на печати XII в., Археологический музей в Стамбуле). Икона Божией Матери «Знамение». XII в. (собор Св. Софии в Новгороде)

http://pravenc.ru/text/150065.html

б В объяснение этой грамоты должно заметить, что в ней верхние буквы употребляются вместо нижних, а нижние вместо верхних, гласные же и полугласные остаются без перемены. Описание Румянцев. Музея Востокова, 1841 г., стр. 544. 415 Рукописный Чиновник или Устав новг. Соф. Собора XII века, под числами 7 и 8 сентября и подробнее под 15 числ. августа. Рисунки с артосной панагии в Древн. Росс. Госуд. Отд. I. 55–58. А на стр. 84–87, 168 и 169 помещено описание артосной панагии и показаны как древность, так и значение чина возношения панагии. 416 Одна святительская панагия прошлого века хранится в Юрьеве монастыре, с надписью на ней: «Сия панагия построена тщанием преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского, 1729 года декабря 20 числа, весом в 40 золотников». Епископ Аарон, как известно, управлял до двух раз Юрьевым монастырём, будучи викарием новгородским. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 809 и 810. 417 Сиколой или сикалой, по производству от слова греч. συκς – смоковница, означает фиговое или смоковное дерево. А в рукоп. описании Соф. Собора 1808 года дерево, из которого устроена Пименовская панагия, названо Кизиль. 418 Ист. Росс. Иерарх. Ч. I, стр. 268 и 152, изд. 2 Подл. грамота патриарха Филарета Никитича новг. митрополиту Макарию II о разрешении вологод. арх. Нектария, жившего на смирении в новг. Кириллове монастыре, 1621 года, в Консист. Архиве старых дел. 424 Нерусского также мастерства панагия в виде маленького образка в новг. Ильинской церкви; на ней по камню изображён св. Апостол Пётр с двумя ключами в левой руке и с надписью кругом изображения: S. Petrus. 425 Прочие 15 панагий могут быть отнесены к XVI и XVII векам, судя по резному, чеканному и сканному мастерству. 426 По летописям, в Новгороде в первый раз упоминаются кадила под 1377 годом. Новг. I лет., стр. 91. 427 Ладоницы были носимы в древности диаконами и архидиаконами на малом и великом выходе, как видно на старинных образах. Ист. Русск. Церкви преосв. Филарета период I, стр. 94 по 1 изд. 428

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Из числа художников новгородских в XV веке известны мастера серебряных дел: Иван (Арип) 307 , сделавший в 1436 году артосную панагию для Софийского собора, Флор-Братилов и Константинов, устроившие два кратира для св. воды в тот же Софийский собор 308 , мастера денежных дел – Феодор Жеребец, убитый 1447 года во время смятения от посадника Секиры 309 и Никита, живший на Дворище в 1494 году 310 . – В веке медяник Андрей, живший в 1547 году на Торговой стороне 311 , серебреник Ефрем, живший на Славне в 1567 году 312 , серебряных также дел мастера Артемий и Родион Петровы с детьми, работавшие оклады на образа и вызванные в Москву царём Иоанном IV в 1556 году 313 , колокольных дел мастера: Иван, ливший колокол к Знаменскому собору в 1554 году 314 , Иван и Филипп с Городища, лившие колокол к Филипповской церкви в 1557 году 315 , Иван Афанасьев, ливший в 1561 году колокол Медведь, перевезённый в Москву, а другой колокол 1571 года в слободе для Новгорода 316 , Иван с пасынком Димитрием, лившие в 1566 году два колокола к Вознесенской церкви на Прусской улице 317 , Димитрий Кононов, ливший колокол 1568 года в Николо-Островский монастырь 318 , Тимофей, сливший колокол 1597 года в Спасо-Нередицкий монастырь 319 . В XVII веке, серебряных дел мастера новгородские: Фаддей Кастьянов 320 , Истома Рушанин, упоминаемый в 1628 году 321 , Степан Марков, Илья Михаилов и Григорий Иванов, работавшие в 1653 году кресты и серьги 322 , Артемий Амосов и Кирилл Иванов, работавшие 1653 года оклады в московский Успенский собор 323 , и серебреник Иван Борисов, делавший в 1695 и 1696 годах сребропозлащенные оклады для новг. Соф. собора 324 ; а из мастеров литейного дела известны: Ермолай Васильев, ливший колокола в 1651 году для новг. Кириллова монастыря, а в 1659 году для новг. Софийского собора 325 , Евтихий Перфильев, отливший 1671 года большое медное паникадило в Знаменский собор 326 , Иван Туров, ливший колокол 1674 года в новг. Сырков монастырь 327 , Василий, Яков и Феодор Леонтьевы, лившие в 1677 году вседневный колокол к Софийскому собору 328 , и наконец Иван Матвеев, сливший в 1697 году три колокола к новг. Ильинской церкви что на Славне 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр. Сайднайская , на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне , XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии. Лит.: Роспись святым иконам разным явлениям Пресв. Владычицы нашея Богородицы//ЧОИДР. 1893. Кн. 1. Разд. 5. С. 8-13; Поселянин Е. Богоматерь. С. 325; Богоматерь Владимирская: Сб. С. 166-167. Кат. 50; Кондаков. Иконография Богоматери. М., 1998. Т. 2. С. 250-260; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1998. С. 171. О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115762.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010