В каком виде употреблялся тогда у нас святой крест, свидетельствуют сохранившиеся памятники. В Никольской часовне, принадлежащей к новгородскому Софийскому собору, вделаны в стену два каменные четвероконечные креста, из которых один, как гласит надпись, поставлен в 1244 г. Симеоном, иноком Аркажского монастыря , а другой, судя по начертанию букв на нем, может быть относим, по крайней мере, к XIV в. При входе в новгородский Софийский собор на западной стене с наружной стороны, близ корсунских врат находится большой каменный крест с раскрашенными барельефами, вставленный в стену по повелению владыки Алексия (1359–1389): самый этот крест четвероконечный, но на нем посредине помещен небольшой крест с распятием осьмиконечный . В новгородской церкви Флора и Лавра хранится деревянный резной крест осьмиконечный, сделанный в 1359 г. В руках новгородского святителя Моисея († 1362) найден при открытии мощей его (1686) также деревянный резной крест осьмиконечный, находящийся ныне в Сковородском монастыре . В Павло-Обнорском вологодском монастыре в возглавии мощей преподобного Павла Обнорского лежит большой осьмиконечный крест — тот самый, который дал в напутствие этому ученику своему, отправлявшемуся в дремучие леса Северной России для пустынножительства, преподобный Сергий Радонежский. В Кирилло-Белоезерском монастыре доселе чтутся три деревянные осьмиконечные креста, устроенные руками самого преподобного Кирилла († 1427) . На омофоре Новгородского святителя Моисея — кресты четвероконечные. На окладе рукописного Евангелия великого князя Симеона Иоанновича Гордого 1344 г. — крест осьмиконечный. На окладе другого Евангелия XIV в. в руках одного святого — четвероконечный крест, а другого — шестиконечный . В пергаменном Евангелии Воскресенского новоиерусалимского монастыря XIV в. на первом листе вверху заставки изображены три четвероконечные креста. В пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белоезерского кресты нарисованы четвероконечные и осьмиконечные, а в Псалтири, Каноннике и Лествице его 138, 141] — четвероконечные и шестиконечные. На артосной серебряной панагии 1436 г., хранящейся в новгородском Софийском соборе,— кресты два осьмиконечные, а один шестиконечный .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Рис. 56. Икона Б. М. в галл. Уффиций, Пьетро Лоренцетти 1340 г., фот. Андерсона 8335. По монастырскому сказанию, Косьма постригся в Киево-Печерской обители и принес с собою из Киева икону, ему явившуюся. Лик Б. М. напоминает итальянские оригиналы. Затем в Соловецком монастыре, в его Преображенском соборе сохраняется древний чудотворный (рис. 58) образ Б. М. Сосновской (названой так по месту явления), иначе наз. Корсунской, по положению Младенца, стоящего рядом с Б. М. и касающегося ручкой подбородка Матери. 6 . Тип Б. М., держащей Младенца полулежащего на ее руках, требует слишком обширного исследования для того, чтобы он мог быть здесь представлен в историческом ходе своем с надлежащей доказательностью. Тип этот встречается на вислых византийских печатях; самый любопытный образец имеется на артосной панагии (рис. 59) времен Алексея Комнина Ангела, в ризнице Афонского монастыря св. Пантелеймона 52 . Затем, подобное же положение Младенца находим на рельефе (рис. 60) в ц. св. Марка, который чествуется как чудотворная икона под именем Madonna del bacio. По всей вероятности, обе иконы современны.  Любопытно, что этот же чудотворный образ повторен в небольшом рельефе, увенчивающем арочку декоративного портала, крайнего справа на лицевом фасаде ц. св. Марка (относится к XIII-XIV в.). Далее, это положение Младенца находим в мозаике ц. S. М. in Araceli в Риме, работы Косматов и конца XIII века (рис. 61). Любопытно, что этот же чудотворный образ повторен в небольшом рельефе, увенчивающем арочку декоративного портала, крайнего справа на лицевом фасаде ц. св. Марка (относится к XIII-XIV в.). Далее, это положение Младенца находим в мозаике ц. S. М. in Araceli в Риме, работы Косматов и конца XIII века (рис. 61). Здесь Б. М. представлена внутри круга, среди двух ангелов со светильниками, и Младенец, благословляя, держит в левой свиток. Как широко было распространено в итальянской живописи XIV и XV столетия подобного рода изображение, достаточно известно для того; чтобы требовалось о том поднимать вновь речь.       

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В этих блюдах на Афоне совершается благословение хлебов на великие праздники во время всенощного бдения: выносятся пять хлебов, пшеница, вино и елей перед шестопсалмием; обряд позднейшего монастырского происхождения, и изукрашенные блюда принадлежат чаще соборам бывших монастырей. Такое блюдо (рис. 89) для благословенных хлебов имеется в Лавре св. Афанасия 129 от 1677 года, вклад клисиарха Григория из Филиппополя, богато изукрашенное, из серебра, с одною башенкою посреди чаши, как бы готической формы, с шатровым верхом и 4 башенками поверх четырехсторонней башенки, покрытой чеканными изображениями: праздников, в канун которых совершается благословение: Преображения, Успения Б. М., Снятия со Креста, Троицы, с греческими надписями; на ножке в 8 отд. изображены погрудно: Николай, Афанасий, Антоний, Спиридон, Василий, Пигасий, Афанасий, Кирилл, также с греческими надписаниями имен. Точно так же на подножии, по отдельным лепесткам цветочной базы изображены уже во весь рост фигуры. Изображения эти, сопровождаемые по обе стороны греческими надписями, представляют любопытнейшее соединение западного южно-германского готического пошиба с византийскими типами и по самой редкости заслуживают внимания: св. Авксентий, Евгений, Мардарий, Георгий, Прокопий, Ф. Тирон, Ф. Стратилат, Димитрий, Георгий, Евстратий. Употребленные здесь цвета финифти зеленый и синий, цветки и гранаты; по бордюру бирюзовая финифть, фон из саженого бисеру, Флаконы украшены бирюзовою и синею финифтью. Внутри блюда чеканены Праздники Господ., кругом надпись с годом α χοβ марта 20, клисиарха Григория из гор. Филиппополя. Столь же важна и любопытна орнаментика чаши: готическая форма башенки, венечной открытой аркады, ажурных пальметт; византийские типы святых отшельников и святителей, восточный рисунок орнаментов на фляжечках и чисто народная, югославянская техника скани с финифтью в разводах по нижнему бордюру ножки. Другое афонское блюдо 130 или, точнее, чаша, для благословенного хлеба, имеет вид большой цветочной чашечки и сделана из серебра со всеми мелкими подробностями. Чаша по бордюру и по ножке украшена травными разводами, довольно характерными для южно-балканского художества XV – XVI столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Степень десятый. Княжение великого князя Иоанна Даниловича на Москве Денисов приводит здесь свидетельства о двуперстии от трёх икон: Богородичной и Софии Премудрости Божия, писанных св. Петром митрополитом московским, и новгородской иконы Пресв. Богородицы, именуемой Рядишенской. Но на первой из сих икон, писанных святителем Петром, изображена благословляющая рука у Спасителя не двуперстно сложенною, как несправедливо утверждает Денисов, а именословно, посему и разглагольствия Денисова о том, что якобы икона сия «трубы велегласнейше засвидетельствует» содержавшееся тогда и греческою, и российскою церковию двуперстие, не имеют основания. На двух же последних иконах, как видно и из приложенных Денисовым рисунков, благословящие руки изображены на двуперстно сложенными, а так же, как на Тихвинской иконе Богоматери. А притом от времени великого князя Иоанна Данииловича и митрополита Петра есть памятники, несомненно свидетельствующие об употреблявшемся тогда именословном перстосложении. В московском Благовещенском соборе в иконостасе на южной стороне есть икона Спасителя, сидящего на престоле, с следующею на ризе летописью: «В лето миробытия 6845, от рождества Христова 1337-е, сия чудотворная Спасителева икона написана при державе великого князя Иоанна Даниловича Калиты рукою многогрешнаго Михаила, поднесена бысть святому владыце Моисею, бывшему прежде архимандриту Юрьева монастыря, что в Новегороде, таже в 6834-е лето от св. Петра митрополита московского великому Новуграду во епископа рукоположенному». На иконе сей Спаситель написан благословляющим именословно. В библиотеке Московской Синодальной Типографии есть две пергаменные рукописи 14-го века, Сборник и Пролог: на изображениях, помещённых в этих рукописях, есть благословляющие руки с именословным перстосложением (См. подробнее в кн. «Свид. о древности перстосл. именосл. и троеперстн.» стр. 46–47). В ризнице вологодского Свято-Духова монастыря хранится сребропозлащённая артосная панагия 14-го же века, и на ней с наружной стороны вычеканены Серафим и три святителя, а с внутренней на одной половине – Святая Троица, на другой – икона Знамения Пресв. Богородицы: у двух святителей и на иконе Троицы у двух ангелов, а на иконе Знамения у Христа Спасителя благословящие десниц имеют явственное именословное перстосложение (см. Извест. Имп. Археолог. Общ. 1859 г. т. II, табл. I и II). Читать далее Источник: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера, 1890 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

125 . – 1902. Рецензия на соч. Ф. Вестберга, «Комментарий на записку Готского топарха». (Отч. о XLIV присуждении наград гр. Уварова: ЗАН по ист.-филол. отд., сер. VII, т. VI, Ж 7, стр. 243–262). 126 . – 1902. Фрагменты мозаичной росписи в церкви евангелиста Иоанна в Равенне. (ИКИ, VII, 1902, стр. 63 – 78).Рецензия И. И. Соколова (ВВ, X, 1903, стр. 219–222). 127 . – 1903. Артосная панагия. (Там же, вып. 3, стр. 249– 263). Рецензия И. И. Соколова (ВВ, X, 1903, стр. 556–558). 128 . – 1903. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1903 г. (ИКИ, IX, стр. 411–430). 129 . – 1904. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1904 г. (ИКИ, XIII, стр. 303–322). 130 . – 1904. Вновь открытые на о-ве Крите древности. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе в 1902 г., 16 ноября). (ИКИ, IX, стр. 412–419; Вестник и библиотека самообразования, 1904, 13, стр. 491–504, с 14 рисунками). 131 . – 1904. Никифор Феотоки и лейпцигское издание толкований на Восьмикнижие. (ИКИ, IX, вып. 3, стр. 317–341). 132 . – 1904. Писатель Исаак Порфирородный. (Реферат 15 ноября 1904 г. на Алжирском съезде ориенталистов). (В отчетах съезда). См. 144, гл. I, стр. 17–32. 133 . – 1904. Lettre d’Aristée à Philocrate, в т. I Трудов съезда ориенталистов в Алжире. См. 144, гл. I, стр. 1–17, 32–36. 134 . – 1905. О древнейших знаках письма. (Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В. И. Ламанского. СПб., стр. 321–335). 135 . – 1905. Рецензия на книгу G. Schllmberger, «L’épopée byzantine», III, (ЖМНП, CCCLIX, 5, стр. 210–223). 136 . – 1905. Историко-археологическое значение Абобы и ее окрестностей: раскопки, наименование древнего поселения. (ИКИ, X, стр. 1–15). 137 . – 1905. Надписи староболгарские; колонны с именами городов; надписи с фрагментами договоров; надписи исторического содержания; фрагменты надписей разного содержания и происхождения. (Там же, стр. 173–242). 138 . – 1905. Неизвестное письмо. Древнейшие знаки письма. (Там же, стр. 265–280).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

562 По переписи 1582 г. в мурманском монастыре дер. церковь Предтечи с трапезой, за монастырем храм св. Лазаря храм успенский и ограда сгорели; в монастыре игумен, два иеромонаха и 35 братьев. (Неволин о пятинах стр. 171). По переписи 1662 г. за мурманским монастырем 34 двора. (Запис. р. арх. общ. 2, 44). Свед. о монас. 422. Ист. иер. 130. 563 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимие «не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божьим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему, движимый любовью велел он записать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово мое для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была зловонию истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет». Синод б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. (4 ч. Памят. Стар. лет. Спб., 1862) со списка Софийской б-ки. 566 Ист. акт. 1, 258, Тучков в житии св. Михаила клопского: «от онех чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: онии от граждан прилежаху, по древним преданиям, русским царем, вельможи же грида все и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сущу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета». Московский боярин грозного царя со страху говорит неправду нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 567 Собр. л. III, 113, 239, 141; IV, 112. Ист. иер. III, 635, 636. В новгород. софийский соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи в 1435 г. «повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце». 569 Собр. л. III, 183, 112, 113. В тихвинском уставе 1590 г. Сказано: «на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях, и вел. княгинях, и их сроднях, и архиепископах, иже лежат, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырях, и по всех православных христианах». В Воскресенском монастыре находился устав 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В каком виде употреблялся тогда у нас святой крест, свидетельствуют сохранившиеся памятники. В Никольской часовне, принадлежащей к новгородскому Софийскому собору, вделаны в стену два каменные четвероконечные креста, из которых один, как гласит надпись, поставлен в 1244 г. Симеоном, иноком Аркажского монастыря, а другой, судя по начертанию букв на нем, может быть относим, по крайней мере, к XIV в. При входе в новгородский Софийский собор на западной стене с наружной стороны, близ корсунских врат находится большой каменный крест с раскрашенными барельефами, вставленный в стену по повелению владыки Алексия (1359–1389) самый этот крест четвероконечный, но на нем посредине помещен небольшой крест с распятием восьмиконечный 2418 . В новгородской церкви Флора и Лавра хранится деревянный резной крест восьмиконечный, сделанный в 1359 г. В руках новгородского святителя Моисея († 1362) найден при открытии мощей его (1686) также деревянный резной крест восьмиконечный, находящийся ныне в Сковородском монастыре 2419 . В Павло-Обнорском вологодском монастыре в возглавии мощей преподобного Павла Обнорского лежит большой восьмиконечный крест – тот самый, который дал в напутствие этому ученику своему, отправлявшемуся в дремучие леса Северной России для пустынножительства, преподобный Сергий Радонежский. В Кирилло-Белоезерском монастыре доселе чтутся три деревянные восьмиконечные креста, устроенные руками самого преподобного Кирилла († 1427) 2420 . На омофоре Новгородского святителя Моисея – кресты четвероконечные. На окладе рукописного Евангелия великого князя Симеона Иоанновича Гордого 1344 г. – крест восьмиконечный. На окладе другого Евангелия XIV в. в руках одного святого – четвероконечный крест, а другого – шестиконечный 2421 . В пергаменном Евангелии Воскресенского новоиерусалимского монастыря XIV в. на первом листе вверху заставки изображены три четвероконечные креста. В пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белоезерского кресты нарисованы четвероконечные и восьмиконечные, а в Псалтири, Каноннике и Лествице его – четвероконечные и шестиконечные. На артосной серебряной панагии 1436 г., хранящейся в новгородском Софийском соборе, – кресты два восьмиконечные, а один шестиконечный 2422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

—385— душа не помянет тогда о царствии небесном и о жизни бесконечной!» 648 Кроме жезлов, мечей, рипид, Иерусалимов и сионов 649 , – что особенно важно для нас – носили воздухи, которые иногда называются плащаницами. В древнем Иерусалимском чине литургии мира так описан великий вход: «Сначала выходят депотаты, потом певцы, далее 12 иподиаконов, неся 12 подсвечников со свечами, после них 12 диаконов, имея в руках 12 кадильниц, потом еще 12 диаконов, держа золотые скиптры, и снова другие 12 диаконов с 12 золотыми и серебряными рипидами, далее патриарх, поддерживаемый под руки с той и другой стороны двумя епископами, четыре пресвитера, несущие святой сосуд с миром, покрытый светло-золотой карамавгой, края которой возвышают четырьмя рипидами четыре диакона, и таким образом приносится во св. алтарь» 650 . Симеон Солунский , описывая торжественный вход, говорит, что за св. Дарами идут несущие на главе священный покров, на котором изображен мертвый нагой Иисус 651 . О ношении воздухов есть упоминания и в русских соборных чиновниках 652 . В архиерейском служеб- —386— Нике 1665 года великий вход на литургии Василия Великого описывается так: сперва идут свещеносцы, потом диаконы с скиптры, далее иереи, носяще митру святительску и омофор. «Таже, будет ли довольно священников, идут по два с крестами!». Диаконы с кадильницами, архидиакон со св. дискосом и два иподиакона по сторонами его с рипидами, старейший священник со святым потиром и также два иподиакона по сторонам с рипидами, «чтири иерее носяще плащеницу» и, наконец, иподиакон с умывальницей 653 . В том же служебнике о выходе на литургии Иоанна Златоуста : «и потом старей священник несет потир кровь Владычню, и прочие священники идут с потири и с кресты и инии под воздухом» 654 . Такие литургийные выходы послужили реальной основой! для символического иконографического изображения «божественной литургии» или «великой литургии, которое иногда встречается в куполах древних храмов. О подобных мозаичных или фресковых росписях в Афонских храмах – Хиландарском, лавры св. Афанасия, предела во имя Святителя Николая Чудотворца там же, Кутлумушском (1540 г.), Иверском (1600 г.), Иверской часовни Божией Матери Вратарницы – говорит проф. Н.П. Кондаков , описывая «памятники христианского искусства на Афоне» 655 . В алтаре Ильинской Ярославской церкви великий вход представлен так: дискос несет ангел, за священником с потиром идут еще два священника, из которых один несет копие и лжицу, другой – плат с изображением Нерукотворенного Образа, означающий, вероятно, воздух, за ними три священника несут еще большой плат в виде плащаницы 656 . На артосной панагии 12 в. Ксиропотама также представлен великий вход, при чем два архангела несут на плечах воздухи в виде платов, а потом ангел в диаконском стихаре, с орарем, несет большой воздух,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О подобных мозаичных и фресковых росписях в афонских храмах – Хиландарском, лавры Святого Афанасия, придела во имя Святителя Николая Чудотворца там же, Кутлумушском (1540), Иверском (1600), Иверской часовни Божией Матери Вратарницы – говорит проф. Н.И. Кондаков, описывая «памятники христианского искусства на Афоне» 84 . В алтаре Ильинской ярославской церкви великий вход представлен так: дискос несет Ангел, за священником с потиром идут еще два священника, из которых один несет копие и лжицу, другой – плат с изображением Нерукотворенного Образа, означающий, вероятно, воздух, за ними три священника несут еще большой плат в виде плащаницы 85 . На артосной панагии XII в. Ксиропотама также представлен великий вход, причем два Архангела несут на плечах воздухи в виде платов, а потом Ангел в диаконском стихаре с орарем несет большой воздух, который покрывает его сзади 86 . Размером этот воздух не менее плащаниц нашего времени. Проф. Н.И. Петров при описании коллекции древних восточных икон из собрания епископа Порфирия (Успенского) говорит о древней иконе, изображающей Божественную литургию, с надписью наверху: η θεια λειτουργα , где Ангелы и Архангелы в священных одеждах, со свечами и рипидами сопровождают плащаницу с изображением Умершего Спасителя, под которой подпись: υμνος επιτφιος αμνου λγου % 87 . Та же история богослужебного употребления плащаницы может объяснить помещение на воздухах и плащаницах поясных изображений святых 91 . Как мы уже упоминали, великому входу было придано символическое значение Второго Пришествия. Но о Втором Пришествии в Евангелии говорится, что оно будет с «силою и славою многою» ( Мф.24:30 ; см. также: Лк.21:27 ; Мк.13:26 ) и что с Сыном Человеческим придут «все святые Ангелы» ( Мф.25:31 ). Апостол Павел говорит, что и живущие вместе с умершими «восхищени будут на облацех в сретение Господне на воздусе» ( 1Сол.4:16–17 ). Сюда же можно отнести и слова Христа ученикам: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

VI. Изображение Б. М. Оранты с воздетыми руками и Эммануилом на груди. Тип иконы Б. М. Знамения. Здесь дан обширный материал для истории основного типа и его вариантов. VII. Изображение Б. М. сидящей на престоле и держащей И. X. на коленях. Перевод икон Печерской Б. М. Автор сближает этот перевод с Кириотиссой – Никопейей и дает обширные материалы для истории типа, при чем предлагает некоторые догадки о генезисе этого идеального изображения, сближая его с изображениями исторических сцен поклонения волхвов и даже с иконным переводом «Собор Пресвятыя Богородицы». VIII. Изображения Б. М. держащей. И. Христа на левой или правой руке – тип Одигитрия. Разновидности его. Вопрос о происхождении Агиосотириссы. Иконы – Иерусалимская и Гребневская. На древнейших изображениях Одигитрии Богоматерь представляется во весь рост с Младенцем на левой руке (папирус Голенищева), а в греческой и русской иконописи распространен тип Одигитрии поясной. Икона Одигитрии едва ли не самое распространенное изображение на византийских печатях: из них некоторые восходят к доиконоборческому периоду. Автор доказывает это ссылками на моливдовулы. За этими древнейшими моливдовулами указывается целый ряд других, относящихся к эпохе после иконоборства. К этому типу относятся также – мозаичное изображение в Торчелло, рельефное в ц. св. Марка в Венеции, икона Одигитрии Смоленской, Краснопольской или Старорусской, Седмиозерской, Петровской, Римской (in S. Eustachio), Витербской (в Италии), Ченстоховской, Мохнатинской, Генуэзской, Афинской, Чнмабуэ (национ. галерея в Лондоне), Скоропослушницы (в Мессине), Пизанской, Иерусалимской и Гребневской. IX. Изображение Б. М. в разных моментах её жизни в моливдовулах. Благовещение с рукодельем, Рождество Хр., Распятие И. Х. (в V–VI вв.), Успение Б. М. (в XII в. с жидовином), бегство в Египет. Из числа всех этих типов классическими византийскими являются изображения: Влахернской Оранты, царицы небесной в типе Никопейи и Халкопратийской молящейся за мир. До сих пор на моливдовулах не найдены: Богоматерь в типе изображения на артосной панагии в Руссике, Муромская, Умягчение злых сердец; но это уже не основные типы, а производные; так, например, Шуйско – Смоленская – тип производный от Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010