В настоящее время строения в монастыре сем каменные построены по благословению Преосвященного Вениамина, Епископа Архангельского, данному в 1778 году: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя св. Артемия Веркольского, в 1798 году отстроенная подаянием вкладчиков, куда и мощи его перенесены; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) строящиеся ещё Настоятельские КЕЛЬИ и ОГРАДА. Кроме вкладов от обыкновенных посетителей этой обители, усердствующих к оной, удостоилась она Государского в 7188/1680 году, жалованья, которое было послано при грамоте следующего содержания: «От Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руссии в Кеврольский уезд в монастырь святого Артемия Веркольского Чудотворца, Строителю Родиону Макарьину, да чёрному попу Ионе с братией по Нашему указу и по обещанию сестры Нашей Благоверной Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны, послано к вам в монастырь Чудотворца Артемия Веркольского церковного строения: Евангелие напрестольное, Крест благословенный, ризы и стихари, и иное церковное строение с крестовым Нашим Дьяком Игнатием Яковлевым, а что церковного строения послано, и потому послана к вам Роспись под сей Нашей Грамотой за Дьячьей подписью, и как сия Наша грамота придёт, а крестовый Наш Дьяк Игнатий Яковлев к вам в монастырь приедет, и вы бы у него церковное строение по росписи, какова под сей Нашей грамотой, приняли всё налицо, и велеть написать в книги именно, чтоб то Наше церковное строение во веки было неподвижно; а как то церковное строение у крестового Нашего Дьяка Игнатия Яковлева примете, и вы бы о том к Нам отписали с ним же Игнатием, и его отпустили, а на Москве отписку подать, и ему Игнатию велели явиться в приказе большого дворца Боярину и дворецкому Нашему Князю Алексею Михайловичу Львову, Дьякам Нашим Ивану Фёдорову, да Давиду Дерягину, да Смирному Богданову. Писан на Москве лета 7158/1650, Января в 26 день. Роспись (опись) церковной утвари, посланной в монастырь Св. Артемия Беркольского: 1) Евангелие напрестольное печатное в десть по обрезу золочёное, оболочено бархатом червчатым, на Евангелии распятие Господне и Евангелисты серебряные золочёные чеканеные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 11 августа 2000 г. В заседании Священного Синода 11 августа 2000 года (Синодальный зал Храма Христа Спасителя) под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Москве. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Москве. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия об освобождении архимандрита Кенсорина (Федорова) от обязанностей наместника Святогорского Успенского мужского монастыря по состоянию здоровья и о назначении на эту должность игумена Макария (Швайко). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Кенсорина (Федорова) от исполнения обязанностей наместника Святогорского Успенского мужского монастыря. 2. Утвердить игумена Макария (Швайко) наместником Святогорского Успенского мужского монастыря Псковской епархии. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия об открытии Спасо-Елеазаровского женского монастыря и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Елизавету (Беляеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона об освобождении игумена Варнавы (Пермякова) от должности наместника Артемиево-Веркольского монастыря по состоянию здоровья и о назначении нового наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Варнаву (Пермякова) от должности наместника Артемиево-Веркольского монастыря. 2. Утвердить иеромонаха Иосифа (Волкова) наместником Артемиево-Веркольского монастыря с возложением наперсного креста. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека о назначении настоятельницей вновь открытого Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Севске Брянской области монахини Афанасии (Личаевой) с правом ношения наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429469/

Мое первое воспоминание о Владыке Тихоне очень простое и короткое. Помню старенькое деревянное здание епархии на улице Учительской. Отец Иосиф посадил меня на стул перед дверьми, на которой висел белый типографский лист с надписью большими черными буквами «ЕПИСКОП». Вошел в дверь и через пару минут вышел с радостной улыбкой. Я понял, что произошло что-то хорошее. Затем – «генеральная исповедь». Духовник епархии отец Владимир Кузив сказал мне несколько откровенных напутственных слов, после которых я очень зауважал его. Девятого мая 2000 года Владыка Тихон рукоположил меня во диакона. Богослужебную практику проходил в Свято-Троицком храме под руководством настоятеля – отца Алексея Денисова. В праздник Крестовоздвижения последовала священническая хиротония, практика в Ильинском храме. В начале 2001 года по архиерейскому благословению назначен настоятелем подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске. – Подворье Артемиево-Веркольского монастыря было создано в годы вашего настоятельства, строилось на ваших глазах. С чего все начиналось? – История подворья началась немного раньше моего приезда. В 2000 году в округе Варавино-Фактория в Архангельске была выделена земля под строительство храма. Этим вопросом, как и проектом Александро-Невского храма, занимался Дмитрий Яскорский, в те годы главный архитектор Архангельска. Дмитрий Станиславович и сейчас большой друг епархии, его старания неоценимы. Это строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора, помощь в проектной работе по реставрации памятников Антониево-Сийского монастыря. Подворье Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске также построено при его непосредственном участии. В том же году нам передали деревянный одноэтажный дом, расположенный поблизости от выделенного участка. Как оказалось, раньше это был дом священника. В доме устроили маленький домовой храм, в котором в 2002 году на Рождество Христово началась литургическая жизнь, была совершена первая служба. В 2001 году Владыка Тихон освятил первый венец и закладной камень нового храма на берегу Северной Двины. Тем самым было положено начало строительства церкви в честь святого благоверного князя Александра Невского, в котором подворье очень нуждалось. Строительство было завершено в 2007 году, 4 февраля Владыка совершил чин великого освящения. Строительство храма сопровождалось деятельной жизнью подворья и православной общины. Господь собирал людей. Строительными и хозяйственными работами занимался Анатолий Назарович Фомин, ныне почивший. Его дело продолжил Сергей Иванович Болтенков. Никогда не забуду день, когда в ворота въехало несколько груженых машин. Я с ужасом наблюдал картину, как строительный мусор и лом заняли чуть ли не всю территорию стройплощадки. Анатолий Назарович с юмором сказал, что так и надо.Спустя пару дней все исчезло под метровым слоем грунта.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/zhizn_...

В 1764 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к заштатным. В 1865 г. в Артемиеве Веркольском монастыре был введен общежительный устав Коневецкого монастыря, и в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пустынь. 13 марта 1890 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель Артемиева Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В начале XX в. в Артемиеве Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону святого Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был святой праведный Иоанн Кронштадтский , автор акафиста святому праведному Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в монастыре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. ...В 1880 г. настоятель архимандрит Феодосий приобрел находившееся в 60 км от монастыря Святое озеро, на берегу которого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит. Мощи святого праведного Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В начале XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы – 23 июня, в день кончины праведного Артемия, когда мощи святого обносили вокруг монастыря, и 17 ноября в память перенесения мощей святого в обитель. Артемиев Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941–1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг. – средняя школа и тракторная бригада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Артемиев Веркольский мужской монастырь Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, – около 30–40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они. Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 – 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет. После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

http://pravoslavie.ru/4398.html

В 1892 г. М. переработал проект 2-этажного Успенского собора Веркольского Артемиева мон-ря. Самый большой храм в Пинежье был построен при непосредственном участии св. Иоанна Кронштадтского: он неоднократно бывал в Веркольской обители, расположенной на пути к его родине, погосту Сура. Собор был заложен при наместнике архим. Виталии 17 сент. 1891 г., в 1897 г. освящен при участии св. Иоанна Кронштадтского. Престол нижнего храма, рассчитанного на 400 чел., был освящен им в честь Рождества Христова. Собор построен в традициях архитектуры XVII в. Величественный столпообразный храм с квадратным в плане основным объемом был увенчан компактным малым луковичным пятиглавием (утрачено), с востока располагалась 2-ярусная полукруглая в плане апсида. Его отличительными элементами являются огромное живописное крытое крыльцо во всю ширину храма с 2 входами в помещение, завершенное приземистым шатриком, и открытая галерея для крестного хода в виде балкона на уровне 2-го этажа (не сохр.). Наружный декор храма (наличники с навершиями в виде 3-частных килевидных кокошников, полуциркульные кокошники) в стилистике XVII в. частично утрачен. Принцип коврового декора здесь не использовался. Верхний храм, двусветный, с хорами, вмещал 600 чел. Иконы величественного 5-ярусного резного иконостаса в стилистике рус. узорочья написал Н. М. Сафонов (частично сохр. остов, внутреннее убранство утрачено). Храм был закрыт в советское время, реставрационные работы не проводились. Вместе с архитекторами А. Н. Померанцевым (руководитель постройки в 1896-1902), его помощником А. Н. Смирновым и А. Ю. Янгом М. принимал участие в строительстве по проекту Томишко (1885) мемориального храма Рождества Христова на Шипкинском перевале в память о русских воинах, погибших в войне с Турцией за освобождение Болгарии. Церковь построена в московско-ярославском стиле приходских храмов XVII в. Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг. Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении Тульской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Тульским и Белевским назначить епископа Богородицкого, викария Тульской епархии Кирилла. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона об освобождении игумена Варнавы (Пермякова) от обязанностей наместника Артемиево-Веркольского мужского монастыря по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Иосифа (Волкова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Варнаву (Пермякова) от обязанностей наместника Артемиево-Веркольского мужского монастыря. 2. Утвердить иеромонаха Иосифа (Волкова) наместником Артемиево-Веркольского мужского монастыря деревни Веркола Пинежского района Архангельской области с возложением наперсного креста. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека о назначении монахини Афанасии (Личяевой) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Севске Брянской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Севске Брянской области монахиню Афанасию (Личяеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина о преобразовании прихода Всех святых в городе Бузулуке Оренбургской области в Тихвинский Бузулукский женский монастырь и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода Всех святых в городе Бузулуке Оренбургской области в Тихвинский Бузулукский женский монастырь. 2. Назначить настоятельницей обители монахиню Феофилакту (Левенкову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на открытие Покровского мужского монастыря в селе Дедово Федоровского района (Республика Башкирия) и о назначении наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Покровского мужского монастыря в селе Дедово Федоровского района (Республика Башкирия) для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить наместником обители игумена Симеона (Кувайцева).

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония ). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон , имевший в своей б-ке житие А. В. Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) 21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Вятка (Киров). Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых , Артемия Веркольского , " Нечаянная Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Вятская школа Год постройки:1723. Год утраты:1933 (разобрана) Адрес: Россия, Кировская область, г. Киров, перекресток ул. Московская и ул. Дерендяева (Всехсвятская). Координаты: 58.603454, 49.661641 Проезд:г. Киров, остановка " Театральная площадь " , пешком через площадь к перекрестку ул. Московская и ул. Дерендяева. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1723 г. окончена каменная церковь Всехсвятская. В ней: холодная во имя Всех Святых, а теплая во имя св. праведного Артемия Веркольского. Придел освящен преосвященным Алексием 20 октября того года. Сей же придел снова освящен 19 октября 1833г. преосвященным Иоанникием. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Всехсвятская улица (ныне ул. Дерендяева) впервые появляется на плане города Вятки в 1784 г. Как и другие улицы, протянувшиеся с севера на юг, она первоначально была ограничена пределами старого города и располагалась между улицами Острожной (современная МОПРа) и Орловской. В 1812 г. улица была продолжена на юг до реки Хлыновки и на север до улицы Морозовской (современная Розы Люксембург). Так Всехсвятская улица соединила два городских кладбища - Ахтырское (территория областной больницы) и Богословское (территория ОДНТ и средней школы Ещё раньше, в первой половине XVIII века, на месте Богословскоего кладбища существовал мужской монастырь с каменной церковью во имя святого апостола Иоанна Богослова, упразднённый вместе с другими " заштатными " монастырями после 1764 г. В 1723 г. на месте старой деревянной Всехсвятской церкви жители одноимённой слободки поставили новый каменный храм. Необычность его состояла в том, что главный объем здания был " восьмериком от земли " : так обычно строили только деревянные церкви. Сегодня в городе сохранился только один подобный храм - Иоанна Предтечи, построенный на 9 лет раньше каменной Всехсвятской церкви. Около 1768 г. с северной стороны Всехсвятского храма устроили тёплый придел с престолом во имя святого праведного Артемия Веркольского - благочестивого юноши, погибшего в поле от удара молнии и после смерти прославившегося многими чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=32641

Подобно тому как вереницей световых образов может быть воссоздан образ духовной светоносности, так группы других конкретных образов могут воссоздать другие стороны христианской духовности. Ввиду того, что пользование теми или другими образами материального мира не безразлично при употреблении их для изображения предметов духовных, остановим еще внимание на том, какие конкретные образы чаще всего употребляются в акафистах для выражения мира духовного. Берем несколько примеров: «Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах присногорящая у престола Господа славы» (ик. 10 акафиста Симону Кананиту); «Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу возжженная горе» (ик. 11 акафиста Алексию, человеку Божию); «Радуйся, лампадо, елей милости Божия изливающая» (ик. 6 акафиста Прокопию, юродивому Устюжскому); «Радуйся, лампадо златая, ко умилостивлению Праведнаго Судии возжженная» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйся, светильниче сияющий добродетельми» (ик. 9 акафиста Тихону Калужскому); «Радуйся, светильниче духовный, верным путь спасения освещающий» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйся, луча, озаряющая сущия во мраке жития плотскаго» (ик. 11 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, лучу теплый, хладость нашу согреваяй» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйтеся, углие, любовию божественною горящий» (ик. 2 акафиста Адриану и Наталии); «Радуйся, присногорящий огню Божественныя любве» (ик. 5 акафиста Пантелеймону); «Радуйся, пламень, пожигаяй злочестие» (ик. 11 Тихону Калужскому); «Радуйся, заре, свет новый миру возвестившая» (ик. 4 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, деннице солнца незаходимаго» (ик. 4 акафиста Иоанну Богослову); «Радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы» (ик. 9 акафиста Алексию, человеку Божию); «Радуйся, звездо, блистающая на тверди церковной» (ик. 1 акафиста Димитрию Солунскому); «Радуйся, звездо, путь, ведущий ко Христу осветившая» (ик. 7 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, звездо, греховную тьму, таящуюся в нас, светом учения твоего разгоняющая» (ик. 7 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, светозарное света евангельскаго сияние» (ик. 11 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, светило, страну сию, прежде непроходимую, собою просвещающее» (ик. 7 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, яко солнце в добродетелех просияваяй» (ик. 11 акафиста Прокопию Устюжскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010