На духовную нравственность братии посвящено все неусыпное внимание настоятеля, и зорко он следит за исполнением иноческих обетов послушания, девства и нестяжательности. Наблюдает, чтобы каждый брат, по мере сил и возможности, непременно посещал каждодневно церковное богослужение, преимущественно утром и вечером; в свободное же от послушания время читал священные книги и упражнялся бы с другими, кто может, в церковном пении. Ибо пение псалмов, как говорит блаженный Августин , души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет; отженет тьмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно милостыням святым. Прибавляет веру, надежду, любовь; яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огонь опаляет, яко елей умащает и проч. (См. учебную псалтирь). А для очищения совести и укрепления себя на пути спасения и для возбуждения себя к внимательному прохождению духовной жизни, должен каждый брат избрать себе руководителя, которому постоянно обязан поверять свои мысли и желания, от Бога ли они и полезны ли? Спасение есть во мнозе совете, говорить премудрый. Брат от брата, помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основанное царство ( Притч.11:14,18:19 ). Обличая перед духовным своим путеводителем самые тонкие помышления, нарушающие чистоту совести, и раскрывая перед ним свою душу и сердце, просит совета и указания, как идти по тернистому пути спасения и избежать сетей вражьих, как неуклонно шествовать по спасительным стопам Христовым и терпеливо переносить скорби и напасти, ибо царствие Божие не утешениями достигается, а скорбями и скорбями многими. Многими скорби, говорит слово Божие, подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ) И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим.3:12 ). Враг рода человеческого не только отводит идущих путем спасительным, останавливает, и как бы отвлекает их от этого пути, но и противопоставляет им разные гонения, и старается воспользоваться всяким случаем к тому, чтобы привести души в отчаяние и отлучить от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 12 часов, когда трапезный дает через колокол повестку к обеденному столу, приходит туда служащей иеромонах и, надев на себя епитрахиль и поручи, окропляет св. водою предлежащее на столе и всякую пищу: собирается старшая братия в рясах, а младшая в черных подрясниках (в иных одеждах ходить воспрещается) и, безмолвно сидя по местам, ожидают настоятеля, по прибытии коего, встав, кланяются ему, настоятель ударяет в колокольчик и братия с откровенными главами поет: Отче наш , слава и ныне. Господи помилуй трижды, благослови! Настоятель, благословив пищу, ударяет вновь в колокольчик, чтец на кафедре, к лицу настоятеля обращенный, говорит заглавие чтения с испрошением благословения, и настоятель, благословив, паки ударяет в колокольчик, и чтец начинает самое чтение; тут водворяется мертвое молчание, и никто не осмеливается не только что-либо проговорить, ни даже взглянуть на лицо другого. При переменах пищи настоятель ударяет в колокольчик, чтец произносить молитву, трапезный в подряснике и фартуке, а за ним младшие представляют перемену. По окончании же обеда чтец, трижды поклонившись св. иконам, испрашивает благословение, трапезник собирает укруги в кошницу и читается: Благословен Бог милуяй и питаяй и проч., поется: Достойно есть, тропари храмовые и по окончательном возгласе расходятся чинно. Ужин бывает в 8 часов вечера в таковом же порядке и, встав по окончании трапезы, начинают вечернее правило: по возгласе от служащего чтутся трисвятое, тропари храмовые и дневные: Иже на всякое время, нескверная неблазная, и даждь нам, Владыко, молитвы на сон грядущий, в простые дни прилагается помянник, потом служащий с крестом в руках, при пении стихир: 1) Иже крестом ограждаеми; 2) Крест Твой Господи освятися; 3) Господи, оружие на диавола крест твой дал еси нам, обращается к братии для целования сего спасительного знамения; после этого, положив нисколько поклонов, расходятся все в молчании по своим кельям. С сей минуты, кроме крайности, прекращаются уже все беседы и свидания и каждый в своей кельи занимается правилом, данным от настоятеля, чтением духовных книг, богомыслием и поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отцов, жить и мыслить так, как они жили, имея перед глазами своими их светлый образ жизни и плоды, которых они удостоились от Бога за свое благочестие. Содевая таким образом спасение душ своей братии, настоятель и старцы постепенно стараются возводить их от внешнего к внутреннему, от плотского к духовному и от несовершенного к совершенному. Для всегдашнего же памятования своих иноческих обязанностей, составлено и вывешено в трапезе несколько правил, в которых общими чертами обрисована жизнь инока. Правила эти предлагаются любознательному вниманию читателя в подлиннике и начинаются так. Каждому известно, что внимание и молитва необходимы для душевного спасения; а вниманию и молитве неудобно навыкнуть, не водворив около себя глубочайшей тишины и не держась келейного безмолвия, и потому, смиренно прошу принять следующие правила и употребить всевозможное тщание к исполнению их: 1) Друг к другу в келию без великой нужны не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: «тлят обычаи благи беседы злы», говорить св. апостол, и горький опыт, часто нами видимый, его слова подтверждает. 2) В коридорах для бесед не останавливаться, поминая учение Спасителево: «о всяком праздном слове воздадят человецы ответ в день судный»; кольми паче остерегаться смехотворца, насмешек, укоризн, обличений, споров, противоречий, неуступчивости и проч. От сих рождается шум, смущение, жалобы и враждебность, разрушающая любовь, внедряющая ожесточение души, иногда продолжительное. 3) Мирских людей в келии, с целью знакомства, суетных надежд и светского любопытства, никогда не принимать; от этого происходить душевредная рассеянность, мысленная пустота, тоска самая томительная и проч. Искусивыйся весть. В особенности и всемерно убегать женского пола. 4) Громко в келиях не разговаривать, не читать и не петь, кроме необходимой спевки, не говоря уже о крике, который при безмолвии монашеском не позволителен. Читать можно умом, а не голосом; голос потребен только для уха человеческого, а Бог требует ума и сердца, писано: «насаждей ухо не слышит ли?» и еще: «сыне даждь ми сердце твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первую в России премию за помощь бездомным, учрежденную Синодальным отделом по социальному служению, вручили основательнице приюта из Архангельска 6 июня 2013 г. 12:59 5 июня 2013 года в Москве состоялось вручение первой в России награды за помощь бездомным людям — премии имени Надежды Монетовой. Победителем премии имени Надежды Монетовой стала социальный работник из Архангельска Вера Костылева. В 2010 году она создала социальный приют на подворье Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Приют — это два дома, в которых одновременно может проживать до 14 мужчин. Своим подопечным Вера помогает восстановить документы, отправляет домой, связывается с родственниками. Все постояльцы приюта обязательно проходят трудотерапию. Награждение проходило в сквере рядом с Курским вокзалом — на месте, где московские волонтеры и социальные работники регулярно кормят бездомных, а также оказывают им необходимую помощь. Бездомные собрались в сквере, чтобы принять участие в молебне, который совершил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Епископ Пантелеимон представил собравшимся победительницу премии и торжественно вручил ей диплом, нагрудный знак и денежную премию в размере 50 000 рублей, которую Вера Костылева планирует потратить на развитие социальной работы в Архангельске. 350 небольших подарков получили и все собравшиеся бездомные. Кроме того, многие воспользовались возможностью обратиться к священнику за духовной помощью. Желающим раздавали крестики. Премия имени Надежды Монетовой была учреждена Синодальным отделом по церковной благотворительности в 2012 году в честь сотрудницы православного движения помощи бездомным «Курский вокзал. Бездомные дети», которая была зверски убита, когда возвращалась домой. Надежда Монетова знала жизнь на улице на собственном опыте: сотрудники службы помощи бездомным встретили ее на паперти, где она собирала на жизнь, чтобы выжить с ребенком на руках. На сегодня в России действует более 35 церковных приютов и пунктов временного проживания для бездомных. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3024764.ht...

зап. МГПИ. М., 1967. Ч. 1. С. 45–46). 367 Нын, де, кресты целуютъ в Росийском государъств многиелюди. Иза то нын царства, и городы, и волости погибаютъ, и храмы от молния за то погорают. – По-видимому, эти слова отражают в неточной, неконкретной форме событие августа 1610 г., когда правительство «семибоярщины», боясь восстания низов в столице, заключило договор о приглашении на российский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III; 27 августа в Москве в Успенском соборе бояре принесли присягу – целовали крест Владиславу. Заметим, что к общим бедам Российского государства Евфимий Чакольский прибавляет и существенное для пинежской земли «погорение от молнии храмов». Эта беда часто постигала пинежан, грозы с молниями здесь очень опасны, так как почва в пинежском регионе имеет сильное магнитное поле. Напомним, что именно убиенным молнией был и отрок из села Веркола, прославившийся как общерусский святой Артемий Веркольский. 368 ...почали город глиною мазать высоко, а сами говорят: «Надоб, де, город на весну крепить крпко и высоко». – См. текст к сноске 22. 369 ...начали пти ирмос четвертые псни. – Ирмос – первый тропарь в ряду прочих тропарей, образующих одну песнь канона, состоящего обычно из 9 песен. Ирмос является образцом для остальных тропарей песни. 370 «Надоб на Двин Архангельской город крпить накрепко и надоб глиною мазати высоко!» – Призыв укреплять Архангельск, строить оборонительные сооружения вокруг города вполне понятен в общем контексте видений Евфимия Чакольского, происходивших во времена интервенции на Русском Севере. Надо сказать, что Архангельск, как и многие другие города и остроги Поморья, действительно был хорошо укреплен и его не постигла участь Новгорода и Вологды. 21 ноября 1613 г. после поражения под Андомским острожком польско-литовские отряды двинулись к Холмогорам, сильно укрепленным и имевшим значительный военный гарнизон. Не овладев Холмогорами и потеряв значительные силы при его осаде, отряды интервентов двинулись мимо Архангельска по Летнему и Поморскому берегам к Сумскому острогу, где также потерпели поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Departamentul Sinodal pentru slujirea social a început primirea cererilor pentru participarea la concursul a toat Rusia de ajutorare a persoanelor fr adpost 1 februarie 2014 12:22 Синодальный отдел по церковной благотворительности открыл прием заявок на всероссийский конкурс на лучшего соцработника или волонтера в сфере помощи бездомным. «Согласно правилам конкурса, премию за личное участие в социальном служении получит человек, а не организация, — говорит Илья Кусков, руководитель направления помощи бездомным при Синодальном отделе. — Комиссия конкурса оценит не только результаты деятельности конкурсантов, но и условия, в которых им приходилось реализовывать свои проекты». Так, предпочтение будет отдаваться тем, кто развивает помощь бездомным в регионах, где эта помощь развита слабо, в условиях острой нехватки средств. Вероисповедание участников не имеет значение. Премия имени Надежды Монетовой была учреждена в 2012 году Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению в честь трагически погибшей сотрудницы православного движения помощи бездомным «Курский вокзал. Бездомные дети». Надежда Монетова знала жизнь на улице на собственном опыте: сотрудники службы помощи бездомным встретили ее на паперти, где она собирала на жизнь, чтобы выжить с ребенком на руках. Конкурс ее имени пройдет уже во второй раз. В июне 2013 года премия впервые была вручена социальному работнику из Архангельска Вере Костылевой, организовавшей на подворье Артемиево-Веркольского монастыря социальный приют, в котором одновременно могут проживать до 14 человек. Год назад в оргкомитет конкурса поступило 18 заявок из 13 регионов России и зарубежья от Минска до Новосибирска. На сайте Синодального отдела по социальному служению опубликовано Положение об участии в конкурсе , а также анкета для участников . Заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 15.00 1 апреля 2014 года по электронному адресу bus-miloserdie@yandex.ru . Победителю конкурса будет вручена почетная грамота, нагрудный знак, а также денежная премия в размере 50 тысяч рублей. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3554709...

Следующая черта святости – это мужество. Все святые, как бы они по-разному не жили, были мужественными людьми, ведь для соработничества с Богом нужно постоянство в исповедании смыслов Христа. Это постоянство возможно сохранить только людям мужественным, потому что Христос отнюдь не делает за нас всю духовную работу. Но возникает вопрос – в каком соотношении происходит это соработничество? Сколько в этой синергии за нас делает Бог и сколько делать призваны мы? Святые претерпели б о льшие испытания, чем обычные люди, и это заставляет многих даже не хотеть святости из-за страха страданий. Но святые шли вперед за Христом, не думая о том, чего это будет им стоить, и в этом смысле они проходили очень непростые жизненные периоды, о которых ярко пишет, в частности, старец Софроний (Сахаров) . Учение святоотеческое и в глубину веков уходящее, говорит нам, что есть призывающая благодать, а есть период испытаний, период отступления благодати, некоего обезвоживания, некий опыт богооставленности, опустошенности. И, наконец, есть период благодатного укрепления в непоколебимом Царстве Любви и стояния в уже неотъемлемой благодати, которого даже не все святые достигли в полной мере [см.: 12; 3]. Но важен вектор движения, поэтому мы можем сказать, что святые показали именно христианскую мужественность, идя за Христом, который есть «муж скорбей» ( Ис 53. 1–2 ). Святые зачастую подводились Промыслом Бога к грани человеческих возможностей. Если вникать в жития святых, то почти в каждом говорится об этой грани. Иной раз по забвению греховному нет серьезных, глубоких жизнеописаний некоторых святых. Но если бы можно было внимательно приникнуть к полноценным описаниям, то практически без исключений у любого святого мы обнаружили бы периоды скорбей на пределе человеческих сил. Может быть исключения касаются только праведных отроков и младенцев, например, святого Артемия Веркольского, умершего во время грозы, мощи которого оказались нетленными. На этом примере тоже можно увидеть парадоксальность святости – неизвестно, почему он стал святым? Мы не знаем, что происходило в его юной душе и к какой грани испытания он был подведен Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Чему учит смерть? Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. 6 июля, 2012 Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен», — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. Христианская традиция говорит, что к смерти нужно готовиться: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшнем судищи», — неоднократно просим мы у Господа на каждом богослужении, «Помни о смерти», — основной мотив всей христианской аскетики, а многих святых (например, Ксению Петербургскую и Феодора Санаксарского) привело к христианскому подвигу именно лицезрение внезапной кончины ближнего, не успевшего подготовиться к переходу в вечность. Святой Артемий Веркольский Значит ли это, что любая внезапная смерть — неправедная? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к житию святого, которого мы вспоминаем сегодня — праведного отрока Артемия Веркольского . Двенадцатилетнего мальчика, работавшего в поле, убила молния. Односельчане решили, что смерть эта — неправедная, и отпевать его не стали, чтобы не петь «Со святыми упокой» над грешником. Так и положили тело Артемия в лесу да прикрыли лапником. А тридцать с лишним лет спустя над нетленным телом стали совершаться чудеса. Так Господь прославил погибшего мальчика и посрамил суеверие односельчан. Так что если чему и учит данная конкретная внезапная смерть, то тому, что не следует работать в поле во время грозы. Правда, и этот совет может быть бесполезен, потому что шаровая молния иногда возникает и в сухую погоду.

http://pravmir.ru/chemu-uchit-smert/

Решать надо этот вопрос самому. Искусительные предложения и настойчивые будут еще не раз и не два. Умудритесь так отходить от искушений, чтобы не ранить своих " доброхотов " . Умудри Вас Бог! Дорогая о Господе 3.! Просьбу о молитве выполню. Но моя молитва только в помощь Вашей, материнской. Вымаливайте сына, а то очень серьезный симптом его духовного состояния человек учится в Богословском институте, а сам вне Церкви. Останется задать ему вопрос себе: " верующий ли он? " Ведь без Церкви, без Таинств - нет спасения. Собороваться бы ему надо да душой своей, да все это в свете Св. Евангелия. А Вы все молитесь, не ослабевайте - вот единственно чем Вы можете повлиять на сына. Т., Т.! А вопрос-то Ваш о том, как спастись, ведь праздный. Читайте Св. Писание, читайте святоотеческую литературу - и все-то там яснее ясного. Вот и спасайтесь. У Вас же решимости не хватает встать, и, упав однажды, продолжаете лежать. А куда Вас это лежание приведет, знаете и без меня. Так что помолиться о Вас могу, а советовать не буду. Одно скажу - убойтесь гнева Божия, ибо семью разрушили, детей обездолили, своему сыну - сомнительное будущее уготовили грехов ради родительских. Надо исправляться. Дорогая о Господе N! Просьбу молитв о вашем болящем сыне выполняю. А вам надо на всю жизнь принять совет батюшки, которому Вы исповедовались, и всю жизнь нести крест самоукорения, ибо думы Ваши правильные. Врачи Вам не помогут, старайтесь сына почаще причащать и набирайтесь терпения. Болезни и скорби в нынешнее время единственные ходатаи за нас пред Богом, да не погибнем до конца. Пока родители могут помогать Вам, воспользуйтесь их любовью. И им, и Вам Ваш больной сын во спасение. Укрепи Вас Бог и умудри. Раба Божия Р.! О мамочке молитесь, как обо всех усопших молятся. Подавайте о упокоении на литургию, на панихиды, не забывайте помянуть ее в день ее Ангела и в день кончины. А то, что Вас смутило, - неправда. Вот отрок Артемий Веркольский был убит грозой, и его даже похоронить не хотели, оставили тело в лесу, а через многое время нашли его тело - мощи нетленными, и он прославлен Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1986...

Казаки и учителя архангельских школ поделятся опытом духовного воспитания детей и молодежи 13 ноября 2007 г. 15:46 14 ноября в Архангельске пройдет круглый стол по вопросам духовно-нравственного, физического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Об этом сообщил председатель Национально-культурной автономии (НКА) поморов Архангельской области Павел Есипов. По его словам, в беседе за круглым столом примет участие помимо НКА поморов, отдел Северного казачьего округа, Кадетский класс школы 22 и Архангельский региональный Фонд поддержки ОМСН (СОБР). К участию в круглом столе приглашены образовательные учреждения города, в частности, гимназия 6 и школа 38 города Архангельска, где сейчас преподаются  духовно-нравственные дисциплины. «Возможно, в обсуждении вопросов духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения примут участие священники Архангельской епархии : секретарь епархиального управления, настоятель Всесвятского храма города Архангельска протоиерей Вадим Антипин и настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Феодосий (Нестеров)», отметил председатель общины поморов. Национально-культурная автономия поморов Архангельской области поделится с участниками круглого стола с наиболее успешными из ныне действующих проектов в сфере воспитания молодежи и выразит свою позицию по этому вопросу. Так же состоится презентация проектов предлагаемых к реализации. Основные реализованные программы Общины поморов в области духовно-нравственного и патриотического воспитания: 1. В составе автономии работают фольклорные коллективы, организация сотрудничает с мастерами народных ремесел, звонарями, чтецами традиционных сказок, музеями. 2. Организация предоставляет свои помещения и консультативную помощь молодежным организациям, клубу любителей кройки и шитья. 3. Организация регулярно проводит круглые столы и конференции, организует лекции по истории и культуре Поморья. 4. Автономия реализует образовательную программу для молодежи 14-18 лет (7-11 классы) под названием «Я выбираю жизнь». Цель бесплатных лекций: предоставить молодежи право осознанного выбора курить или не курить, употреблять алкоголь или нет, вступать в сексуальные отношения до брака или воздержаться от них. 5. В рамках учрежденного совместно с детскими домами города Фонда «Дар детям Поморья», автономия оказывает помощь детям-сиротам. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/321515.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010