«Радуйся, словесная агнице, от злаго волка к доброму пастырю Христу прибегшая» (ик. 4 акафиста великомученице Варваре); «Радуйся, горлице пустыннолюбивая и добровидная» (ик. 5 акафиста Савве Сторожевскому); «Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров небеснаго орла прелетевшая» (ик. 4 акафиста великомученице Варваре); «Радуйся, чистый птенче, в гнезда небесная приятый» (ик. 6 акафиста Артемию Веркольскому). Приведенные образы вполне хороши для передачи невинности, непорочности. Еще берем группу образов: «Радуйется, трие светозарнии путие, ко престолу славы Господни нас ведущий» (ик. 12 акафиста Вере, Надежде и Любови); «Радуйся, пристанище благотишное по Бозе упование на тя возложивших» (ик. 11 акафиста Алексию, человеку Божию); «Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий» (ик. 9 акафиста Савве Сторожевскому); «Радуйся, христиан несокрушимый щите» (ик. 1 акафиста Димитрию Солунскому); «Радуйся, столпе непоколебимый святыя Христовы Церкве» (ик. 10 акафиста Симону Кананиту); «Радуйся, неподвижный благочестия столпе» (ик. 8 акафиста Тихону Калужскому); «Радуйся, твердый столпе иночества» (ик. 4 акафиста Макарию Унженскому); «Радуйся, стено и утверждение Христовы Церкве» (ик. 3 акафиста великомученику Георгию); «Радуйся, храме триипостаснаго Божества одушевленный» (ик. 11 акафиста Павлу Обнорскому). Приведенная группа предметов может воссоздать духовный образ небесной помощи и защиты. Земные образы пастыря, стража, вождя, кормчего и т. д. дадут образ небесного руководства и бдительного попечения святых о христианах. Образ лествицы, моста, несущегося вверх облака, подымающегося курения и т. д. дадут выражение духовного стремления ввысь: «Радуйтеся, яко орли, ко Солнцу правды сопарившии» (конд. 8 акафиста Адриану и Наталии); «Радуйтеся, орли небеснии, крилами молитв ваших нас подкрепляющий» (ик. 9 акафиста Феодору и Иоанну Суздальским). Приведенные возглашения живо изображают восхождение христианских святых в мир горний. Но не все материальные образы удобны для передачи духовных предметов. В главе «Историко-библиографический обзор акафистов , существовавших в России до учреждения Святейшего Синода», мы показывали, как были удалены из акафиста свт. Николаю возглашения «Радуйся, крылатый всадниче естеством» и «Радуйся, птак (или птица), скорый летанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Двое подростков признались в том, что срубили поклонный крест в Архангельске 24.09.2012 Двое несовершеннолетних задержаны в Архангельской области по подозрению в том, что срубили поклонный крест подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске , сообщили " Интерфаксу " в пресс-центре МВД России. Крест был срублен в ночь с 24 на 25 августа. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.214 УК РФ (вандализм). Расследование сразу было взято на особый контроль руководством областного УМВД. Полицейскими отрабатывалось множество версий, в том числе на причастность к преступлению проверялись лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за аналогичные поступки, участники неформальных молодежных групп. Первоначально в поле зрения оперативников попал молодой человек, который в ходе беседы сознался в том, что именно он срубил поклонный крест. Однако дальнейшее расследование показало: архангелогородец оговаривает себя, желая прославиться. " Слишком многое из того, что говорил подозреваемый, не совпадало с реальной картиной произошедшего " , - отметили в МВД. Дознание не прекращало работу и по другим направлениям. В итоге архангельским полицейским удалось установить, что в действительности к поруганию святыни причастны двое 17-летних жителей округа Варавино-Фактория. В настоящее время злоумышленники задержаны. Полицейскими проведен большой комплекс следственных мероприятий, позволяющих сделать вывод о том, что именно эти люди срубили поклонный крест. Во время выхода на место преступления подростки подробно описали свои действия. Помимо признательных показаний подозреваемых, у следствия есть и важные вещественные доказательства причастности молодых людей к преступлению. В ходе расследования стали известны некоторые подробности. Оказалось, что первый раз злоумышленники пытались срубить крест ночью 24 августа. Свидетелями этого были многие граждане, но никто из них по непонятным причинам не пытался остановить злоумышленников и не обратился в органы внутренних дел. Вплоть до 25 августа люди проходили мимо креста, не придавая особого значения первым зарубкам. " Сейчас о причинах своего поступка подростки говорят, что решили срубить крест исключительно из хулиганских побуждений, в чем теперь раскаиваются и готовы принести публичные извинения верующим " , - говорится в сообщении МВД. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.09.2012 17:02:13

http://drevo-info.ru/news/13885.html

Другой тип воцерковляющих мероприятий для молодежи – разные форумы и слеты, на которых может быть много интересных людей, много лекций и бесед. Но на них почти нет никакого труда, нет никакого особого подвига. Кулуарные беседы о том о сем, дискуссии по вечерам превращаются в праздные разговоры, поскольку у участников нет общего дела, нет испытаний. Ну и, конечно, сами по себе трудовые лагеря, пусть даже и важные трудовые подвиги по восстановлению деревянных храмов могут привести к быстрому выгоранию, если нет общей Литургии, нет изюминки в разнообразии отдыха на протяжении экспедиции. Поэтому, чтобы сделать для молодежи пребывание на Севере максимально духовно полезным, мы воссоздали по нашим деревням монастырскую службу. Не очень длинную, но богослужения проходили достаточно часто. Пел семинарский хор, служил иеромонах. Для того чтобы почувствовать подвиг, было много телесных трудов. Но для того, чтобы труд и молитва органично вплелись в повседневную жизнь и могли быть перенесены в столичную квартиру, все это происходило в домашней обстановке. Жизнь протекала в деревянных домах. По вечерам звучала гитара и были задушевные разговоры. А когда приезжали фольклористы, то дух русской культуры органично дополнял бытовой уклад. Поэтому через две недели трудов усталости не чувствовалось. Уезжать не хотелось. А для того, чтобы путешествие, кроме всего прочего, было еще и познавательным, мы организовывали самые разные вылазки в музеи деревянного зодчества, возили волонтеров купаться к Белому морю, останавливались на экскурсии в Вологде или Каргополе, посещали Артемиево-Веркольский, Антониево-Сийский или Спасо-Прилуцкий монастыри. У каждого руководителя миссии, наверное, есть свое особое видение того, как лучше организовать площадку для общения молодежи. Но тот опыт, который я почерпнул в свое время на Западной Украине, в духе Почаевской Лавры, подсказывает мне, что лучше всего добиться равного сочетания молитвы, труда и отдыха. Всего должно быть достаточно и в меру. Деньги: куда же без них

http://pravoslavie.ru/96484.html

Задержаны подростки, подозреваемые в спиливании креста в Архангельске 24 сентября, 2012. Новостная служба К поруганию святыни причастны двое 17-летних жителей округа Варавино-Фактория. Первый раз злоумышленники пытались срубить крест ночью 24 августа. Вплоть до 25 августа люди проходили мимо креста, не придавая особого значения первым зарубкам. 24 сентября. ПРАВМИР. Двое несовершеннолетних задержаны в Архангельской области по подозрению в том, что срубили поклонный крест Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря, сообщает Интерфакс . Архангельским полицейским удалось установить, что к поруганию святыни причастны двое 17-летних жителей округа Варавино-Фактория. В настоящее время злоумышленники задержаны. Во время выхода на место преступления подростки подробно описали свои действия. Помимо признательных показаний подозреваемых, у следствия есть и важные вещественные доказательства причастности молодых людей к преступлению. В ходе расследования стали известны некоторые подробности. Оказалось, что первый раз злоумышленники пытались срубить крест ночью 24 августа. Свидетелями этого были многие граждане, но никто из них по непонятным причинам не пытался остановить злоумышленников и не обратился в органы внутренних дел. Вплоть до 25 августа люди проходили мимо креста, не придавая особого значения первым зарубкам. «Сейчас о причинах своего поступка подростки говорят, что решили срубить крест исключительно из хулиганских побуждений, в чем теперь раскаиваются и готовы принести публичные извинения верующим», — говорится в сообщении МВД.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/zaderzhany-podrostki-s...

     Когда мы раздумывали, с чего начать разговор на эту тему, нам вдруг пришел на ум эпиграф к роману Набокова: «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна ( П. Смирновский . Учебник русской грамматики)». Скорее всего Набокову понравилось экстравагантное сочетание нескольких банальностей. Тем более что такая в некотором роде сюрреалистическая экстравагантность содержалась в хрестоматии по родной речи. Нас этот эпиграф тоже в свое время позабавил. Потому, наверное, и запомнился. Но сейчас мы привели цитату с другой целью – ради последнего трюизма. Действительно, смерть неизбежна, и сия трагическая неизбежность во все времена была одной из ключевых тем в жизни любого человека и любой человеческой цивилизации. Естественно, не претендуя на серьезное научное исследование, мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями на эту тему. Христианство утверждает, что смерть – лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. И наши благочестивые предки не просто имели теоретические знания об этом, но и заранее готовились к такому серьезному перемещению. «Избави мя от внезапной смерти…» Св. Артемий Веркольский (XVIII в) Внезапная смерть считалась, в отличие от представлений многих современных людей, отнюдь не предпочтительной, а наоборот. Французский историк и демограф Филипп Арьес (1914–1984) пишет в книге «Человек перед лицом смерти», принесшей ему широкую известность: «В Средневековье низкой и позорной была не только внезапная и абсурдная смерть, но также смерть без свидетелей и церемоний, как, например, кончина путешественника в дороге, утопленника, выловленного в реке, неизвестного человека, чье тело нашли на краю поля, или даже соседа, сраженного молнией без всякой причины… Это представление было очень древним» . «По мнению Гийома Дюрана, епископа Мендского (XIII в.), – продолжает Арьес, – умереть скоропостижно – значит “умереть не по какой-либо явной причине, но по одному только произволению Божиему”». В России похожие обычаи сохранялись и в более поздние времена. Утопленникам и удавленникам отказывали в погребении на кладбищах. Умерших внезапно на улицах или убитых в дороге хоронили в специальном убогом доме. К людям, сраженным молнией, отношение было тем более отрицательное. Это мы знаем из жития святого отрока Артемия Веркольского . Его вообще отказались предать земле. А чтобы тело не растерзали хищники, его прикрыли хворостом и берестою.

http://pravoslavie.ru/70634.html

Артемию веркольскому, 628. Борису и Глебу, 22, 116, 348, 462, 548, 551, 558, 559, 562–565, 568–571, 577, 580, 582–585, 597, 599, 600, 611–616, 620, 623, 646, 653. Варлааму хутынскому, 264, 275, 494–497, 500, 501, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 631, 640, 645. Василию Блаженному, 275, 338, 461, 624, 797. Василию и Константину, князьям, 628. Владимиру в. князю, 462, 568–571, 577–580, 583–585, 597, 599, 600, 613–615, 620, 623, 624. Всеволоду-Гавриилу кн. псковскому, 624, 626, (стихиры на преставл. и обретение мощей), 442. Георгию Всеволодовичу в. кн., 628. Григорию пелышемскому, 478, 479, 624. Григорию и Кассиану авнежским, 624, 635. Гурию и Варсонофию казанским, 659, 661. Димитрию прилуцкому, 263, 315, 321, 525, 528, 606, 607, 617, 618, 620, 623, 624, 642, 643, 651, 765. Димитрию царевичу угличскому, 625, (стихиры под 19 окт. две), 443. Дионисию глушицкому, 263, 321, 564, 603, 619, 623, 624, 626, 790, 791. Дионисию радонежскому (канон), 662, 700. Евфросину псковскому, 624, 626. Евфросинии полоцкой, 565. Евфросинии суздальской, 337. Евфимию суздальскому, 337, 626. Евфимию новгородскому, 541, 542, 620, 621, 623, 624, 626. Ефрему новоторжскому, 275, 628. Ефрему перекопскому, 619, 626. Зосиме соловецкому, 556, 622, 624, 626, 633, 634, 788. Зосиме и Савватию соловецким, 611, 619, 623, 627, 629, 634. Игнатию ростовскому, 551, 564, 611, 616, 618, 620, 621, 623, 626, 630. Игнатию прилуцкому, 628, 657. Исаии ростовскому, 564, 611, 616–618, 623, 626, 630. Исидору ростовскому, 611, 616, 618, 624, 626, 630. Иакову ростовскому, 623, 624, 626, 630. Иакову галичскому, 625. Иакову боровицкому (стихиры), 443. Иоанну архиеп. новгородскому, 329, 341, 478, 479, 541, 604, 622–624, 626, 629. Иоанну еп. суздальскому, 337. Иоанну устюжскому, 565, 628. Иоасафу каменскому, 658. Ионе митр. киевскому, 539–541, 512, 611, 620, 621, 622, 623, 624, 626. Ионе архиеп.новгородскому, 604, 623, 625. Иосифу водоколамскому (стихиры), 427. Кириллу белоезерскому, 263, 268, 269, 275, 276, 564, 568, 569, 570, 572–575, 597, 600, 612, 613, 614, 619, 620, 623, 627, 645, 646, 764, 771, 796.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но, к сожалению, недолго он тут игуменствовал, не успел даже совсем покончить и начатой своей постройки корпуса для помещения братии; ему суждено было свыше расстаться с любимою Веркольскою обителью и, оставляя в ней начальное направление к общежитию, Иона отбыл по распоряжению духовного начальства внутрь России. Впрочем и это не без особенного смотрения Божия о сей обители; на место о. Ионы епархиальным начальством был назначен вполне достойный преемник, который, как увидим ниже, не только неуклонно пошел по следам своего наместника, но, будучи строгим блюстителем монашеского жития, он поставил обитель еще на более твердую ногу и большую степень совершенства. Бог внушил преосвященному Нафанаилу, епископу Архангельскому, мысль поставить настоятелем в Веркольскую пустынь монаха из Кожеозерской пустыни Феодосия, возведя его сначала в сан иеромонаха и строителя, а впоследствии и во игумена. Хотя это высокое послушание было не по силам для Феодосия, и, хотя с болезненною душою и сокрушенным сердцем он встретил новое свое послушание, но, мысленно укрепившись увещаниями и наставлениями св. апостола Павла, глаголющего, что сила Божия и в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ), он вполне предался водительству Божию и с трепетом вступил в управление Веркольскою обителью. Едва застав там братии человек до 5-ти и то престарелых (прочие почему-то все почти ушли со старцем Ионою), он смиренно принял на рамена свои весь предлежащий ему подвиг. Будучи маломощной своей братии утешителем, слугою и рабом, по слову св. Евангелия, аще кто хощет в вас вяшщий быти, да будет всем слуга, он первее всего обратил внимание свое на нравственность, которую считал выше всего и даже душою всего братства, и сам первый стал братии подавать во всем пример. И вот тут-то после оставленных старцем Ионою почек и цветов нужно было о. Феодосию оплодотворить и открыть в обители правильную христианскую и иноческую жизнь. И Господь споспешествовал сему благому делу. По милостивому вниманию и благосклонному содействию преосвященнейшего Нафанаила, епископа Архангельска, и по указанию некоторых добрых людей, к Феодосию стала сходиться в обитель более ревностная и набожная братия, из коих многие оказались весьма внимательными к прохождению духовной жизни и до того опытными и усердными к делу, что по их старанию, сбором и знакомством и опытным наблюдением за хозяйством, обитель, в виду всех, весьма быстро стала улучшаться как материальными средствами и наружным видом, так и нравственными совершенствами. Когда же собралось довольное число братии и водворен более или менее надлежащий порядок во всем, то введено в обители общежитие, на основании правил древнейших христиан, как повествуется в Деяниях Апостольских, ecu веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща ( Деян.2:44 ). Устроено для всякой рухляди особое здание, заведование которым препоручается и доныне благонравному брату с приказанием от настоятеля, чтобы с любовно выдавалось каждое требуемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо искреннее послушание благотворно не только для обители, но составляет большое приобретение души и для самих послушников. Проходя, по мере своих сил и возможности, все монастырские послушания и питая искреннее уважение и любовь к своему настоятелю, как истинному и чадолюбивому отцу, братия и между собою стараются жить в мире и согласии, внимая увещанию св. апостола Павла, глаголющего: мир имейте со всеми и святыню, без нихже никтоже узрит Господа ( Евр.12:14 ). Братия старается подражать этому мудролюбному учению и плодотворить его, насколько кому поможет Бог , трудясь все о Господе воедино и вспомоществуя друг другу во спасении. Несмотря на то, что в некоторых корпусах живут по нескольку братий, но безмолвие соблюдается строго, и в обращении друг с другом изъявляют уважение и искреннюю вежливость; незаметно между ними по милости Божией ни пререканий, ни укоризн, во всем проявляют уступчивость, союз и благожелательство; занимаются в келиях и выходят в коридор в келейной одежде и обуви; входят друг к другу редко и без нужды никогда; при входе в келию к брату принято в обыкновение, как и везде, творить молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас; житель отвечаешь: аминь; испросив таким образом у него благословение, приходящий отворяет дверь и, обратясь к св. иконам, трижды кланяется, потом, поклонившись взаимно друг другу, начинают объясняться; с таковыми же братскими поклонами и расстаются. Все обители и даже все общества укоренялись и распространялись молитвою, любовно, советом и повиновением, так при помощи Божией старается укорениться и Веркольская обитель. Чтобы вполне сохранить характер общежития, братия научается также отсекать от себя и всякую любостяжательность, противную основным правилам иночества. Разделяя общие труды и составляя одно о Господе общество, как бы одно тело, составленное из многих членов, все братья имеют одну общую трапезу и получают от обители все необходимое для себя, хотя скудное, грубое и простое, но все крепкое; каждому по приличию выдаются из братской рухольной одинаковая одежда, обувь и все прочее. Никто себе ничего не присваивает и не говорит, это мое, а это твое, и ни один брат не имеет права стяжавать для себя никакой собственности, ибо пристрастие и к малым, и ничтожным вещам может опять привязать сердце к миру. Инок, говорят любомудрые наставники, должен быть подобен распятому на кресте, который в предсмертных томлениях не желает уже ничего временного, не заботится о земном, а помышляет только о вечном. Так и монах, отрекшись от мира и дав обет добровольной нищеты и нестяжательности, не только не должен себе ничего земного приобретать, но и желать и заботиться о мирском. Как ангелы ничего земного не желают и живут в совершенной чистоте, так и иноки, по обету нестяжательности, ни о чем земном не должны заботиться, а помышлять только о Боге и об обогащении души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на возвышенных местах, хотя затрата семян и тяжелый земледельческий труд и могли бы вознаграждаться хорошим урожаем, но преждевременные заморозы – явление, к несчастью, весьма обыкновенное на севере России, – бывающие иногда по нисколько лет сряду и захватывающие хлеба во время наливания зерна, истребляют всякую растительность полевую и огородную. Не имея никакой особенной поддержки, обитель видимо стала тут упадать и клониться к разрушению; беднея все более и более, обитель дошла до того, что стало недоставать у ней ни церковных одежд, ни священных сосудов, ни свеч, ни деревянного масла, иногда даже, за недостатком церковного вина, невозможно было совершать и божественной литургии, а бывшие несколько лет сряду неурожаи привели обитель и к совершенному падению. Бедность доходила до последних пределов, и монашествующие не только не имели чего-либо лишнего, по даже и самой простой одежды для защиты себя от сурового северного климата. Вследствие такой бедности обитель стала, наконец, уже совершенно пустеть; настоятели монастыря, как видно из памятной книжки или летописи, часто переменялись и оставляли обитель единственно потому, что совершенно не было никаких средств к содержанию монастыря и братии, особенно же в неурожайные годы, несмотря на то, что в этот период времени и братии-то было тут не более 4 или 5 человек. Доходило, наконец, дело до того, что, за неимением священнослужителей и по малочисленности братии, некому было совершать и никакой божественной службы. Было даже и так, что в обители не оставалось ни одного монаха и управлял ею какой-либо вдовый заштатный священник с одним или двумя послушниками, тоже из заштатных дьячков. В заброшенной и забытой, таким образом, всеми обители не было не только средств к существованию, но даже не было и помещения для братии; во всей обители было только два ветхих корпуса с тремя келиями; в одном из них помещался настоятель, тут же была столовая и кухня, а в другом – меньшая братия, несмотря на то, что в нем с трудом можно было жить и трем человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых; подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаянии излиянныя, милостию своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго, от Христа отреченным злыми помыслы и делы нашими, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, воньже имать призвати нас века Господь наш, Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенаний к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Молитва преподобному МАРОНУ, пустыннику Сирийскому О возлюбленная и священная главо, преподобне и богоносне отче наш Мароне! Назирай свыше милостивно нас, грешных, и молися всещедрому Владыце и всех благ подателю Богу о соблюдении христоименитаго народа Божия, буди молебник о нас, недостойных. Ко всеблагому Господу честнеи твои руце простри и от Него милость и щедроты испроси, имиже от всяких бед и лютых болезней нас сохрани и от всяких страстей свободи, такожде от нестерпимыя огневицы и трясавицы молитвами твоими избави нас, и от нападения бесов, от видимых и неведимых врагов соблюди, и согрешением нашим прощение испроси, и спасены о Христе нас представи, во еже, в день Страшнаго суда, с радостию предстати нам пред лицем неизреченныя славы Его, и милостивное призвание в Царство Небесное от Него услышати, и в неизреченней радости преславную Его лица доброту узрети, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яко держава Его благословенна и препрославленна, со безначальным Его Отцем и с Пресвятым, благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва праведному отроку АРТЕМИЮ Веркольскому

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010