«Я для того сие сделал — сказал он, — чтобы не видеть отечество свое плененным врагами, и лучше здесь мне одному, чем всему моему отечеству, погибнуть от ваших рук». И тотчас после сего признания перс тот был рассечен воинами на части. Блуждая по пустыне, греки и римляне, против своей воли, столкнулись с персидским войском и, во время происшедшего здесь сражения, многие юлиановы воины пали. Возмездие Божественное постигло тут и самого Юлиана, ибо он был пронзен в бок невидимою рукою свыше и невидимым оружием, которое прошло вниз живота его. Он тяжко застонал и, схватив рукою горсть крови, бросил ее в воздух, и воскликнул: — Ты победил, Христос! насыться, Галилеянин! И тут извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу и погиб с шумом, по пророчеству святого Артемия [ 30 ]. Войско же римское, по смерти Юлиана, поставило царем Иовиана, который был христианином, и который, заключив с персами мир, возвратился назад. Итак Юлиан мучится в аду с Иудою [ 31 ], Артемий же веселится на небе со святыми [ 32 ], предстоя Богу Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, Емуже слава во веки. Аминь.   Кондак, глас 2: Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление сошедшеся достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго: молится бо Господу о всех нас. Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы [ 2 ]. Родители его, — отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария — были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту. Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома — и блаженный отрок пал мертвый [ 3 ]. Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего. Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Своим гениальным учением и революционными действиями, которые он оставил в наследство всему мировому революционному движению, он достаточно увековечил себя» [Отчет комиссии ЦИК, 47]. Примечательно, что именно этот фрагмент опускался в публикациях речи 1970–х гг. Между тем он подтверждает достоверность сведений, сообщенных Н. Валентиновым. Енукидзе проговорился и к тому же оказался плохим пророком. Тело Ленина было перенесено во второй, тоже щусевский и тоже деревянный, Мавзолей, где его осеняло знамя парижских коммунаров, переданное французскими коммунистами Московскому комитету РКП(б). Открытые конкурсы с их шумихой и глупостью, видимо, Сталину скоро надоели. Весной 1929 г. он создал новую комиссию под председательством Ворошилова. Выбор ее опять пал на Щусева, который, доработав свои прежние проекты, и стал автором гранитного Мавзолея. С его открытием 10 ноября 1930 г. окончилась шестилетняя эпопея похорон. Идеал нетления тела в равной степени характерен и для святого, местночтимого и канонизированного, и для «заложного» покойника. Согласно русскому суеверию, которое обличал еще св. Серапион Владимирский, «заложный» — это нечистый покойник, самоубийца, опойца, утопленник, доживающий «за гробом свой, т. е. положенный… при рождении срок жизни, прекратившийся раньше времени по какому–нибудь несчастному случаю» [Зеленин, 5]. В истории русского Православия есть люди, которые из заложных покойников становились святыми. Таков двенадцатилетний пинежанин Артемий Веркольский (память 23 июня ст. ст.), погодок Ивана Грозного. Он был убит молнией в поле, где пахал вместе с отцом  . Его бросили в лесу, а через несколько лет заметили, что тело остается нетленным. Артемий сподобился и погребения, и почитания. Напротив деревни Верколы на низком берегу Пинеги была воздвигнута посвященная ему обитель. Кирилл Вольский, тоже севернорусский подвижник [о них см. Дмитриев], не стерпев боярского гнева, принародно утопился в реке. Этот самоубийца (самоубийц по православным канонам нельзя отпевать и хоронить в освященной Земле) был также причислен к лику святых.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Не спорю, встречаются люди, одержимые ложной ревностью. Но часто под предлогом отвержения подобной ревности мы отвергаем истинную ревность и наполняемся безразличием, равнодушием и нерадением, проводя в них изо дня в день время своей жизни. И только когда какая-нибудь беда коснется нас или нашей семьи, мы начинаем истово молиться и приносить покаяние, ради того чтобы отвратить ее от себя. А под бедой мы понимаем не свою безнравственность, не развращение наших родственников, а материальные трудности и неблагополучие. Мы не обращаем внимания на нравственное состояние человека. Для нас не беда, если кто-то из наших близких согрешил тяжким грехом, не беда и наш собственный грех , но для нас являются скорбью болезнь, увольнение с работы, кража, лишившая нас части нашего имущества, – вот это беда! А грех – разве это беда? Где ныне найти безгрешных людей, говорим мы, кто сейчас исполняет Евангелие? Однако праведный Артемий Веркольский так не рассуждал, хотя и его окружали самые обыкновенные люди, простые крестьяне. Уже по тому, как они бессердечно обошлись с его телом, можно сделать вывод, как мало они были проникнуты христианским духом. Даже если бы Бог действительно наказал этого отрока за его страшные грехи, неужели было по-христиански оставить тело в лесу, забросав листвой? В этом проявились грубость и невежество этих людей, отсутствие у них христианской любви и снисхождения. Окруженный такими людьми, отрок Артемий, тем не менее, так угодил Богу, что был восхищен в райские обители и стал заступником своих невежественных односельчан и молитвенником за них. Тринадцатилетний отрок стал защитником многих и многих людей самых разных возрастов, оказавшихся беспомощными перед лицом невзгод и скорбей. Их житейский опыт и сноровка ничем им не помогали, и тогда они прибегали в молитве к малому отроку, который во время своей земной жизни ничего не знал, кроме молитвы, и ничего не желал, кроме единения своей души с Богом. В сегодняшнем Евангельском чтении, посвященном памяти праведного Артемия Веркольского, говорится как раз о том, что дети являются для нас образцом. Не в том смысле, что нам нужно становиться детьми по уму апостол Павел ясно заповедует: Не будьте дети умом: на злое будьте дети, а на доброе будьте разумными 29 , – мы должны быть подобны детям по своему душевному состоянию и, если так можно выразиться, по своему умонастроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Затруднительное положение нового настоятеля увеличивало особенно еще то обстоятельство, что на руках у него находилась начатая его предшественником постройка нового трапезного с церковью трехэтажного корпуса, требующая для совершения ее весьма много денежных средств. Где их найти? Ежегодные денежные поступления от благотворителей обители стали значительно уменьшаться за последние годы, что объяснялось обеднением общим всех классов народа, после бедственных для России 1905 – 1907 революционных годов; на предстоящие огромные расходы для обители далеко не было достаточно этих поступлений от боголюбивых и усердных ее жертвователей; пришлось обратиться к другому единственно оставшемуся вспомогательному источнику – к монастырскому капиталу, составившемуся также из вкладов благотворителей и положенному на обеспечение существования обители, и из него взять значительную часть, для покрытия необходимых чрезвычайных расходов в той надежде, что когда-либо пекущийся о всех Господь предстательством св. праведного Артемия пошлет его обители особенно усердных жертвователей, помощью которых снова пополнится монастырский капитал – этот важнейший источник существования обители. Взятые из капитала суммы помогли выйти обители из затруднительного положения: на эти средства была доведена до конца постройка нового трапезного с церковью корпуса и отделаны все внутренние в нем помещения, произведен ремонт снаружи и внутри многих других здании монастыря и приобретены разные предметы и вещи, необходимые в домашнем обиходе. Новый трапезный с церковью каменный трехэтажный корпус Художественно украшенное колонками и другими рельефами на большом расстоянии планомерно раскинутое здание нового трапезного с церковью корпуса дало обители несколько законченный вид и придало ей еще более прежнего благолепный вид. Устроенные при корпусе просторные келии дали возможность стесненной и скученной до того времени братии разместиться свободно по кельям, что особенно было приятно для тех из братии, которые дорого ценили уединение, дающее возможность удобнее внимать себе и заниматься духовными подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анне, прав., глас 4 Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматеpь,/Богомудрая Анно./Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/в славе радующися, ныне преставилася еси,/чтущим тя любовию/прегрешений просящи очищение,//присноблаженная. Перевод: Жизнь зачавшую – чистую Богоматерь носила ты во чреве, Богомудрая Анна; потому в удел небесный, где во славе веселящихся жилище, ты ныне с радостью переселилась, почитающим тебя с любовью прося согрешений прощения, вечно блаженная. Величание на успение прав. Анны Величаем тя,/святая праведная Анно/прамати Христа Бога нашего,/и всечестное славим/успение твое. Артемию Веркольскому, отроку, прав., глас 3 Вышняго повелением,/тученосным облаком небо помрачившим,/и молниям блистающим,/грому же возшумевшу с прещением,/испустил еси душу твою в руце Господеви,/премудре Артемие,/и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/иже верою и любовию приходящим к тебе,/подая исцеление всем неотложно,/и моляся Христу Богу,//спастися душам нашим. Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ. Величание Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Афанасию Наволоцкому, прав., глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе, премудре Афанасие,/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселящее вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты даруешь исцеления приходящим к тебе, премудрый Афанасий, потому и мы сегодня почитаем священных мощей твоих явление, радующее одновременно души и тела. Поэтому все взываем: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

—615— языком, крайне либеральное направление его мыслей: однажды, стоя на клиросе во время празднования полиелея святому Артемию, Веркольскому Чудотворцу, Алексей Родионов, между прочим, шепнул на ухо стоявшему подле брату Андрею Федорову 3314 : „Сицевому малейшему мальцу служба сочинена есть, и сей-то древней грубости подражая, сии неразумно празднуют” 3315 . С ужасом передал эти слова Андрей Федоров своему настоятелю. Не мало подивился этому и сам Семён Денисов. Он начал убеждаться, что в Алексее Родионове не только нет склонности к Выгу, но даже он очень опасен для Выга и потому с этого времени не стал прилежати к нему и даже советовал Мануилу Петрову не слишком прикреплять его к общежительству и не записывать в сказки его жителей. Впрочем, едва ли это справедливо. Верно только то, что Алексей Родионов до смерти Семёна Денисова был его келейником и любимым учеником 3316 . Но Алексей Родионов не смотря на то, что против него началось враждебное настроение, всё-таки оставался ревностным приверженцем раскола и посвящал свои знания и силы к утверждению и укреплению его. В это время он писал свой „Зитуменос”, о котором мы говорили выше, и который он окончил в 1744 году 3317 . —616— В 1742 году, октября 18-го дня был издан указ, по которому было предписано произвести поголовную перепись всех раскольников, обложить их двойным окладом. Произвести эту перепись повелело было в самом скором времени, и при этом было определено послать указы в провинции к губернаторам и воеводам, чтобы они во взыскании недоимок „радетельное старание чинили” 3318 . Перепись эта касалась только тех раскольников, которые были уже прежде записаны. Но когда, кроме прежде записанных, пожелали записаться и другие, незаписанные при прежних переписях, – то св. Синод запротестовал и приказал их таких желающих не записывать впредь „до рассмотрения и указа” 3319 . Такой указ действительно вышел 31-го августа 1744 года от лица самой Императрицы Елизаветы Петровны. Им объявлялось всем раскольникам, чтобы они в назначенный им срок подали о себе сказки для записи себя в ревизию и вместе с тем в двойной оклад 3320 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- У Пелагеи, поди, тоже такое бывало... Поворот, возникший в разговоре, - для меня откровение. Оказывается, Веркольская деревенская пекарня находилась именно здесь. Печь теперь другая, но помещение - тоже. И именно здесь двадцать лет кряду трудилась пекариха Пелагея, точнее прототип Абрамовской героини. Во, как жизнь переплетается со словесностью и какие узлы завязываются! Наверняка, Абрамов здесь бывал и, образно говоря, от печки и плясал, замешивая тесто «Пелагеи». Из дневника За месяц до моего приезда в Верколе и здесь, в Артемие-Веркольском монастыре, снимали фильм. Телеканал «Культура» затеял серию картин о писателях военного поколения. Ведущий всех фильмов - И. П. Золотусский. В последних числах июля мы виделись с Игорем Петровичем в Архангельске, было это накануне отъезда съёмочной группы на Пинежье. Весь вечер гуляя по Двинской набережной, мы обсуждали литературные дела, делились планами, вспоминали ушедших писателей, и мой собеседник признался, что из всей пишущей братии, с кем он был знаком, Фёдор Абрамов - самый сокровенный для него человек. Кончина Абрамова стала личным горем Золотусского. Не случайно первую книгу о нашем земляке - она вышла через два года после кончины Фёдора Александровича - написал именно он, Игорь Петрович. В монастырской пекарне звучали имена Абрамова, Пелагеи, Золотусского... Зашёл разговор о съёмках. Некоторые эпизоды приходили на глазах Виталия. Одна деталь вызвала у него сомнение. Правильно ли режиссёр фильма поняла, для чего Пелагея использовала печную лопату. Мозоль на плече у неё не от работы у печи. Мозоль от лопаты, на которую она надевала сумку с хлебами да ведро с хлебными отходами, кои ежедень таскала с пекарни домой: буханки - для себя, отходы - для порося... В ноябре я ездил по делам в Москву , наведался в Переделкино и передал этот разговор Золотусскому. Игорь Петрович сомнения снял: режиссёр - человек искушённый, подготовленный, а в процессе съёмок, вернее по ходу подготовки к очередному эпизоду каких только не возникает вариаций...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Но о сих и других святынях Архангельского края несравненно больше рукописей имеется в Академическом собрании, а именно – о Грузинской иконе Красногорского монастыря под 611 , 612, 615 лист. 279 и др. Об Артемие Веркольском – житие и служба ему 542) чудеса до 1696 г. всего 30 612). Столько же и даже больше здесь можно найти о св. Антоние Сийском (см. под 539, 540, 541, 601, где описываются житие, чудеса, содержатся службы молитвы и мн. друг.). О преподобном Никодиме Кожеозерском или Хозьюгском (см. 551, где описываются житие, чудеса и содержится служба, молитвы и др.). О преподобных Вассиане и Ионе Пертоминских (см. 545, 551) описываются обретение мощей их, содержится служба, молитва и др.). Об Иоанне и Логине Яренских чудотворцах (см. 26, 546, 547, где находится описание обретения мощей их, содержится служба) и других святых Архангельского края. Таким образом можно сказать, что в Соловецких библиотеках в прямых и непосредственных источниках находится неисчерпаемый исторический материал для Архангельского края. А сколько драгоценных указаний можно найти здесь в побочных и соприкосновенных исторических актах, исчислить которые нет возможности. Ибо, если и теперь Соловецкая обитель многосторонне соприкасается с церковною жизнью Архангельского края, то еще большие точки соприкосновения были тогда, когда Соловецкие отцы были почти единственными проводниками церковности в нашем краю, и когда обитель эта была под одним архипастырским началом, сначала Новгородских, потом Московских, и наконец, Холмогорских и Архангельских Владык. Несомненно будущие историки так или иначе воспользуются всем богатством исторических данных, находящихся в Соловецких библиотеках. Теперь же Архангельскому духовенству, и в особенности причтам, упоминаемым в вышеуказанных храмозданных грамотах, можно рекомендовать списать копии с означенных грамот, и хранить их при своих церквах, как дорогое сокровище, столь долго бережно сохраненное святою и порядливою Соловецкою обителью, управление коей несомненно не откажет в помощи разобрать и списать указанные грамоты, а равно и другие, которые нам почему-либо не пришлось усмотреть и описать, каковы например грамоты в длинных столбцах, хранящиеся в ризничной палате, где всегда бывает неудобно останавливаться долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Архангельске прошел круглый стол, посвященный теме влияния тоталитарных сект на здоровье человека 31 мая 2008 г. 11:23 Круглый стол на тему «Деятельность сект в Архангельской области. Влияние деструктивных тоталитарных культов на здоровье человека» прошел 27 мая в Архангельском областном центре медицинской профилактики. В заседании форума приняли участие представители 9-ти региональных и федеральных СМИ, сотрудник прокуратуры Архангельской области Татьяна Гармаш, пресс-секретарь Регионального управления ФСБ по Архангельской области Наталья Ожигина, настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске иеромонах Феодосий (Нестеров) и др. Открывая встречу, пресс-секретарь нацпроекта «Здоровье» в Архангельской области Татьяна Дрягина отметила, что «деятельность деструктивных религиозных культов в регионе наносит прямой, порой непоправимый ущерб, прежде всего духовному и психическому здоровью граждан». По ее мнению, эта проблема давно перешла границы сугубо духовной сферы и приобрела медицинский аспект. Недавний скандал вокруг продажи псевдоцелительской литературы и лекций оккультиста А. Бухтоярова в архангельском Центре медико-психологической помощи детям и подросткам «Леда» — яркое тому подтверждение. С докладом «Психолого-психиатрический аспект влияния на личность деструктивных культов» выступила профессор кафедры уголовного права Международного института управления (МИУ), кандидат медицинских наук Елена Боярская. Ученый подробно остановилась на методах контроля сознания, применяемых в известных тоталитарных сектах «Свидетелей Иеговы», неопятидесятников, мормонов и неоиндусских культах «Ашрам Шамбала», Общество сознания Кришны, «Духовное возрождение северян» и др. Е. Боярская отметила, что отличительной чертой деструктивных коммерческих, политических и религиозных культов от общественных организаций является их авторитарность. Особую опасность представляют секты неоиндусского происхождения, где используются психофизические методы воздействия и медитация.

http://patriarchia.ru/db/text/414216.htm...

22 . Беседа о лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми. СПб., 1882. – 10 с. Благословение обители св. Артемия Веркольского, усердием настоятеля иг. Феодосия с братиею. Из (13). Т. 2. М., 1839. С. 726–742: Беседа на Апостол в неделю по Богоявлении; греческое изд.: Τ. 2. ν Μ σχ, 1808. С. 792–801. 23 . Περ τς τν Αγ ων πρεσβε ας Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... С. 1–42; см.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 213 236 . [О ходатайстве святых. Упоминается в статье:Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 236.] 24 . πιστολ πρς τν Νεφυτο Καυσοκαλυβτη: " Νεοφτ τ λλογιμωττ εροδιδασκλ Νικηφρος ε πρττειν. Π σαν μν ο ν ποραν πιδεκτικν...»// Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... С. 43. См.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 198. [Письмо к иеродиакону Неофиту Кавсокаливиту, ответ на вопрос: «Справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их... ( Пс. 18, 5 ) " ], Лейпциг, 30 октября 1773 г. Упоминается в статье: Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 237.] 25 . πιστολς πρς τν λευθριο Μιχαλ Λαρισαο Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... См.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 201–202, 207. [Три письма к Елевферию Ларисскому: 1) Объяснение текста: «Всяк огнем осолится и всякая жертва солию осолится ( Мк. 9, 49 )», Вена, 16 апреля 1776 г.; 2) На слова: «Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» ( 2Кор. 4, 16 )», Братислава, 8 сентября 1774 г.; 3) Утешение в скорби о почившем брате, Москва, 14 сентября 1793 г. Упоминаются в статье: Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 237–239.] Русский перевод 3-го письма см. (19). 26 . Слово на отшествие из епархии, 15 июня 1792 г.  Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 241–243; то же в кн.: Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. С. 77–80; перепечатано в статье:Зеленская Г. М. Архиепископ Никифор (Феотоки). С. 63–64; то же, в другой редакции, в статье: Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 366–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010