Цетиньский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Олег Кузеванов Цетиньский монастырь Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Цетиньский монастырь / Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484г. строит себе дворец и «задужбину» - Цетиньский монастырь - в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

На протяжении уже более 500 лет он является резиденцией черногорских митрополитов. Сам город, получивший свое название по близлежащей реке Цетина, обладает богатейшим культурным наследием и является колыбелью черногорской культуры. За героическое сопротивление Османской империи на протяжении веков в народе Цетине уважительно прозвали «Сербской Спартой». Основателем Цетинского монастыря является Иван Черноевич (Иван-бег), который правил землями Черногории (древнее название Зета) в 1465–1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватывает Зету и Иван вынужденно бежит в Италию. Там он, находясь в Лоретском монастыре во имя Божией Матери, во время молитвы перед святым образом дает обет, что если он вернется на родину, то воздвигнет храм, посвященный Богородице. Когда султан умирает, Иван Черноевич возвращается в Зету и восстанавливает власть над частью своих земель. Он переносит свою резиденцию со Скадарского озера к подножию горы Ловчен. Там же он строит в 1484 г. и задужбину, согласно принесенного обета – Цетинский монастырь. В него переводится и резиденция Зетской епархии, основанной еще святым Саввой I в начале XIII b. В центре монастыря была возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная с трех сторон колоннадой. Особый архитектурный стиль монастыря, вероятно, был связан с мастерами из Приморья, возводившими обитель. Были построены монастырские постройки и малая церковь Святого Петра. Многие здания имели узкие бойницы. Сам монастырь был опоясан круговым рвом и укреплен частоколом из бревен. Некоторые фрагменты этих древних строений сохранились до наших дней. После смерти Ивана Черноевича Зетой правил его сын Георгий, известный гем, что основал первую на славянском юге типографию, которую вскоре перенес в Цетинский монастырь. Здесь печатались религиозные книги на сербском языке, имевшие огромное значение для черногорской и сербской культуры и внесшие большой вклад в культуру других православных балканских народов. Цетинский монастырь В конце XV в. Черногория полностью подпадает под власть Турции, и черногорские священники становятся не только духовными пастырями, но и часто возглавляют борьбу с захватчиками.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Православная церковь в Боснии и Герцеговине Сербы в Боснии приняли крещение в первой половине 7 века от римских священников. Христианство там не закрепилось. Через два века, в патриаршество Фотия, они приняли крещение от греческих священников. До конца 10 в. Босния находилась в зависимости от сербского княжества и потому в ней господствовало православие. В 11 веке Босния оказалась в вассальной зависимости сначала от хорватов, потом от венгров, принадлежавших Римской церкви. Католичество было объявлено господствующим вероисповеданием. В конце 12 века туда проникла патаренская ересь и многие боснийцы стали патаренами. В 15 в., после завоевания Боснии турками, патарены приняли мусульманство. Ту же судьбу испытала и Герцеговина. В обеих этих странах большая часть населения была православной. Наряду с ними были и католики, еретики патарены, ставшие потом мусульманами. Православные со времен св. Саввы имели там трех митрополитов, из которых два имели кафедры в Боснии — в Сараеве и Зворнике, и один в Герцеговине — в Мостаре. Митрополиты были независимы друг от друга, подчиняясь константинопольскому патриарху. В Рельеве существовала духовная семинария. Со времени австрийской оккупации, вследствие наплыва католиков колонистов, там усилилось католичество. С занятием Боснии и Герцеговины австрийцами, на основании Берлинского конгресса 1878 г., велась усиленная латинская пропаганда. Были открыты три католические кафедры. Усиленно работали монахи-миссионеры, преимущественно иезуиты. Православная церковь в Черногории Черногорское княжество до второй половины 14 века составляло часть сербского государства, под названием Диоклеи или Зеты. В 14 в., с распадом сербского государства после Стефана Душана, Зета отпала от Сербии. В середине 15 века выдвинулось боярское семейство Юрашичей, представитель которого Стефан Черноевич считается основателем княжества. Его сын и преемник, Иван Черноевич, перенес в 1485 г. кафедру митрополита в главный город своего владения Цетинье. Турки, несмотря на постоянные нападения на Черногорию, завоевать её полностью не смогли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Черногория (монастыри) Материал из Азбука паломники Монастырь Острог [ править править код ] Монастырь Острог основан в XVII веке, является главной духовной святыней Черногории. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 года. Монастырь был построен в 1665 году под началом архиепископа Герцеговинского Василия Иоанновича на месте древних пещер в скале Острошка Греда на высоте почти 900 м над уровнем моря, где до этого уже обитали монахи-отшельники. После смерти архиепископа в 1671 году он был провозглашен святым, а его мощи, оставленные в монастыре, стали главной реликвией этого места. Деятельность святого Василия Острожского заслужила уважение многих верующих еще при его жизни, а мощи святого уже после его кончины стали творить настоящие чудеса — излечивать тяжелых больных, приводить в порядок рассудок и мысли многих людей. Адрес: Манастир Острог, 81400, Проезд: от Никшича или Даниловграда около 15 км; около 30 км от Подгорицы; в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорица и Никшич; добраться можно на автобусе или автомобиле Телефон: +382 68 330 336 (основной номер), +382 68 080 133 (гостиница), +382 68 800 899 , (крестильня) Электронная почта: office@mostrog.me Подробнее... Цетинский монастырь [ править править код ] Цетинский монастырь — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым..

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Цетинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Цетинский монастырь (серб. Манастир) — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине. Содержание История [ править править код ] Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь св. ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

Нынешнее Черногорское княжество до второй половины XIV века составляло часть сербского государства под названием Диоклеи или Зеты. Во второй половине XIV века сербское государство, после Стефана Душана, стало распадаться на отдельные владения; в это время отпала от Сербии и Зета под управлением боярского семейства из фамилии Бальшичей. Около половины XV века Верхняя Зета попала в руки другого боярского семейства, из фамилии Юрашичей, представитель которой Стефан Черноевич считается основателем нынешнего Черногорского княжества. Сын и преемник его, Иван Черноевич, перенес (1485 г.) кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. С начала XVI века турки начали делать постоянные нападения на Черногорию, но совершенно завоевать ее не могли, так что черногорцы в течение XVI и XVII веков были только по временам в зависимости от них. В конце же XVII века, выбрав на соборе в Цетинье (1696 г.) своим вождем и митрополитом Даниила Петровича Негоша, они под его предводительством одержали верх над турками и сделались совершенно независимыми от них. С этого времени Черногориею управляли черногорские владыки, или митрополиты, соединяя в одном лице духовную и гражданскую власть. В 1851 году в Черногории власть гражданская была отделена от власти духовной. Племянник последнего владыки – митрополита Петра Петровича (1830–1851 г.) – Даниил Петрович, избранный его преемником, получил от народного собрания согласие на такое отделение и был провозглашен наследственным князем Черногории под именем Даниила I; епископом же Черногории, которому впоследствии опять усвоен был титул митрополита, поставлен был архимандрит Никанор. В 1860 году Даниилу наследовал его племянник, нынешний черногорский князь Николай. Во все время своего существования до самых новейших времен Черногория вела постоянную борьбу с турками, отстаивая свою веру и народность. Вследствие такого исключительного положения Черногории, Православная в ней Церковь заняла автокефальное положение в ряду других церквей, и ее владыки-митрополиты стали в совершенно независимое положение как от сербского патриарха в Ипеке, так впоследствии (в XVIII в.) и от константинопольского. Из митрополитов Черногорских особенно замечателен Иларион (1863–1884 гг.). Он обращал особенное внимание на просвещение духовенства, поставив за правило посвящать в духовный сан только лиц, окончивших курс в так называемой главной школе в Цетинье, основанной по его же стараниям. До последнего времени в Черногории была одна епископская кафедра – митрополичья, но в 1878 году, после присоединения к ней некоторых округов от Герцеговины, открыта другая кафедра под древним названием Захлумской и Расской. Православная Церковь в Черногории находилась и находится в особенно тесной связи с Церковью Русской; черногорские митрополиты последнего времени принимали и рукоположение от иерархов Русской Церкви. § 33. Православная Церковь у славян в австро-венгерских владениях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женский монастырь Добрска Челия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добрска Челия (серб. Добрска основан в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Добрска Челия (Добрская Келья) — небольшой черногорский монастырь, возникший на месте отшельнической кельи Цетинского монастыря , которая была построена в уединенном месте горной долины в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Келья в Добрско Село первоначально использовалась монахами Цетинского монастыря для отшельничества или прохождения монашеского искуса. По некоторым свидетельствам, здесь обучался Данило Петрович — будущий владыка Черногории. В память об этом в 1842 году Петр II Петрович Негош основал при монастыре Добрска Челия первую народную школу, которая просуществовала до 1912 года. Известно, что после разрушения турками Цетинского монастыря в 1692 году, митрополичья резиденция одно время располагалась в монастыре Добрска Челия. В отличие от многих других черногорских монастырей Добрска Челия никогда не подвергался разорению или сожжению, во всяком случае, об этом нет никаких исторических записей. Во время сильного землетрясения 1979 года монастырь был сильно поврежден. Его реставрация была завершена в 1993 году. На территории монастыря находится храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. По мнению искусствоведов, монастырский комплекс Доброй Челии представляет собой один из самых красивых и наиболее хорошо сохранившихся образцов народной архитектуры среди религиозных строений. В этом монастыре похоронен митрополит Савва II Петрович-Негош. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 81250 Проезд: Монастырь находится в муниципалитете Цетине возле деревни Добрско Село. Телефон: +382 67 602 583 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Иван Черноевич умер в 1490 году и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х годах. Сын Ивана — Георгий, правивший Зетой в 1490-1496 годах, основал в 1494 году первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494 году, Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий. Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499 годах) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 году в ходе Морейской войны (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688 в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель — скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша, дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия). Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1701-1704 митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом — гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

—44— там; вообще – в умственном труде, определяемом целями их воспитания в высшем духовно-учебном заведении. – Студенты всех курсов слушали от 14 до 30 лекций в неделю, именно: на I курсе: студенты первой группы – 26 лекций, второй – 30; на II курсе: студенты первой и второй группы – 27 лекций; на III курсе: студенты первой и второй группы – 30 лекций и на курсе: студенты первой и второй группы – 14 лекций. – Студентам I, II и III курсов назначено было по три сочинения и одной проповеди, при чем относительно сочинений соблюдался порядок, указанный в § 124 устава духовных академий, т.е. по наукам богословским было назначено не менее двух третей общего числа сочинений. – Студенты IV курса писали одну проповедь и сочинение на степень кандидата богословия на следующие, предложенные наставниками и утвержденные Его Высокопреосвященством темы: Алексинский Федор: «Симеон, новый Богослов, и его учение о созерцательной жизни»; Артамонов Петр: «Призвание пророка Иеремии. (Опыт толкования 1-й главы книги пр. Иеремии)»; Бондарь Семен: «Арабский перевод книги пророка Амоса»; Бугославский Петр: «Современное состояние проповеди во Франции»; Бутомо Павел: «Греки и южно-руссы в истории книжно-обрядовых исправлений при патриархе Никоне »; Величкин Николай: «Богослужение Великой Константинопольской Церкви на основании Типика, изданного проф. Дмитриевским»; Пругов Александр: «Богослужение Московского Успенского собора в ΧVII столетии»; Зеленцов Василий: «Библейское учение о Промысле»; Зерцалов Григорий: «Государственное положение раскола и гражданские права раскольников в царствование Императора Николая I»; Ивановский Михаил: «Православное учение о Церкви в связи с разбором римско-латинской книги: Церковное предание и русская богословская литература»; Купленский Александр: «Преподобный Макарий Египетский »; Левитский Александр: " Три книги о вере —45— к Автолику Св. Феофила Антиохийского , как памятник греческого языка и словесности»; Лилеев Михаил: «Критический разбор учебной литературы по истории и обличению русского раскола»; Любомудров Георгий: «Нравственное учение блаженного Августина »; Максимов Василий: «Свидетельства памятников права поместных православных церквей об участии в церковном управлении»; Малинин Алексей: «О бессмертии души (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса)»; Минин Петр: «Психологические основы аскетизма»; Нарский Николай: «Признаки и причины упадка религиозности в русском образованном (светском) обществе второй половины ΧVIII в.»; Пампулов Иван: «Евфимий, последний Терновский патриарх»; Платонов Александр: «Паломничество в древней Руси»; Попович Савва: «Арсений III Черноевич, патриарх Сербский»; Попов Иосиф: «Иезуиты и янсенизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Острожская обитель состоит из двух монастырей – нижнего (женского) и верхнего (мужского). Их отделяют друг от друга девятьсот метров. В центре женского монастыря – храм Святой Троицы 1824 года постройки. Росписи его выполнены в типичном греко-византийском стиле на сочном синем фоне, и среди вселенских и сербских святых есть и наши, русские – благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский , блаженная Ксения Петербургская. Между женским и мужским монастырем находится современная церковь Святого мученика Станка. История мученичества святого Станка такова. В 1712 году турки схватили пятнадцатилетнего мальчика-пастуха и потребовали, чтобы он показал, где хранятся мощи святого Василия, чтобы осквернить их. Он отказался, и турки пригрозили, что отрубят ему руки. Тогда он сам протянул их им... Долгое время его руки хранились в верхнем монастыре, и только 17 декабря 2004 года они были торжественно перенесены в новую церковь . Святой Станко считается покровителем всех детей мира, сербы предпочитают крестить своих детей именно здесь, в его острожской церкви. На одной из икон святой Василий благодарно принимает руки мальчика-пастуха, у ног которого лежит смиренная белая овечка... К верхнему монастырю, высеченному прямо в горе, ведет крутой подъем. В нем две пещерные церкви – нижняя Введенская (построена самим святым Василием, хранит росписи 1667 года), в которой и почивают мощи святого, и верхняя Крестовоздвиженская (построена в 1665 году по благословению святого Василия иеромонахом Исаией, хранит росписи 1667 года). Почитается также место преставления святого Василия, где установлен крест и до сих пор произрастает виноградная лоза, появившаяся вскоре после кончины угодника Божия. Также при монастыре ведется летопись чудотворений святого Василия, не прекращающихся и по сей день. Второй знаменитейший монастырь – в Цетинье, древней столице Черногории. Расположенная высоко в горах, недалеко от мрачной громады замка Космач, обитель неоднократно разрушалась, но затем возрождалась. После турецкого нашествия 1714 года лишь несколько колонн с двуглавыми орлами остались от первоначального цетиньского монастыря, основание и расцвет которого связан с именем Ивана Черноевича, господаря Зеты и Черногории, являвшегося также ктитором обители. В память о первом монастыре на его руинах была воздвигнута церковь . Над входом в нее – мемориальная доска, на которой написано: «Сей святый храм Рождества Пресвятыя Богородицы воздвиже благоверный государь князь Черногорский Николай Первый Петрович Негош в лето от сотворения мира 7394, от Рождества Христова 1886, на основе бывшей зде церкви, созданней благоверным государем зетским Иваном Черноевичем». Там захоронены уцелевшие от турецкого погрома останки Ивана Черноевича; в этом же храме покоятся черногорский король Никола (1841–1921) и его жена королева Милена (1847–1923). Все иконы в иконостасе и в храме вообще – подаренные русскими черногорцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010