усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Православные сербы, образовавшие карловецкую митро­полию, первоначально находились в подчинении печскому патриарху, но, после упразднения печского патриархата, они стали в церковном отношении совершенно независимы и самостоятельность карловецкой митрополии признана была, константинопольским патриархом. Управление сербской (карловецкой) церкви на первых порах было устроено в общем на строго канонических началах. Высшая цер­ковная власть принадлежала собору сербских архиереев с митрополитом-патриархом во главе и правительство светское в церковные дела не вмешивалось. Митрополиты-патриархи избирались народно-церковным конгрессом. Народно-церковными конгрессами называются такие соборы, на которых присутствуют не только епископы, но и предста­вители как от прочего духовенства, так и от мирских сословий гражданского и военного. О привилегии избирать митрополитов именно посредством таких конгрессов го­ворится уже в грамоте императора Леопольда I от 1691 г.: licetque vobis – сербам – inter vos, ex propria facultate, ex natione et lingua Resciana constituere archiepiscopum, quem status ecclesiasticus et saecularis inter se eliget. Народным конгрессом избран был уже преемник первого патриар­ха Арсения III Черноевича Исаия Дьякович 24 мая 1707 г. Однако с течением времени в управлении сербскою цер­ковью произошли перемены. Правительство стало мало-по-малу отбирать у сербов данные им привилегии и в 1760 г. объявило, что на будущее время „никакой синод иллирий­ского клира» не должен быть созываем без уведомления и распоряжения правительства. Затем в 1763 г. оно прико­мандировало к синоду своего комиссара, а в 1770 г. издало „регламент» (Constitutiones nationis Illyricae), которым церковь подчинялась государству. Так как этот регла­мент вызвал общее недовольство сербов, то правительство вскоре издало новый регламент, и когда этот регламент также не встретил сочувствия среди сербов, оно в 1779 г. объявило в качестве действующего закона Rescriptum declaratorium, содержащий главным образом принципиальные положения о церковном управлении, и в 1782 году Systema consistoriale, содержащую уставы епархиальных консисторий и митрополичьего апелляториума.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Здесь мы не видим ни папского абсолютизма, ни римско-католического клерикализма, ни лютеранского демократизма, так что здесь, по крайней мере формально, осуществляется вполне идея живого, братского общения и деятельного участия каждого члена церкви в общей ее жизни, идее характерно выраженная известным православным канонистом, покойным митрополитом румынским Андреем Шагуно ю: «как в человеческом теле, – говорит он в своем учебнике церковного права, – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует во-первых один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга. Напр. всякий архипастырь – епископ, митрополит, патриарх – действует отдельно, сам по себе и для самого себя на освящение и спасение своей души и на освящение и спасение своего клира и верного народа с употреблением власти вязать и решить, и вместе с архипастырями в вопросах догматических, таинственных, обрядовых, и даже – с представителями народа епархии, митрополии, патриархата в делах управления, дисциплины и хозяйства церкви. С другой стороны здесь довольно удачно проведено различие сфер власти священной и власти церковно-правительственной. В первой, как ведающей чисто церковные, духовные предметы признан высший авторитет иерархии: одна она отправляет обязанности и применяет полномочия учительства и пастырства. Мирянин, как мирянин, здесь не имеет никаких полномочий. Но в применении церковью своей юрисдикции, особенно в области гражданских прав и привилегий церкви, в области хозяйственной, экономической уделено весьма достаточно участия и полномочий преданным церкви мирянам, но и здесь – с сохранением полного достоинства и преимущества иерархии. III. Организация высшего управления в православной Сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии Когда в 1690 году сербы в числе 40 000 семейств переселились из своего отечества в Австрийские владения во главе с своим патриархом Арсением III (Черноевичем), в Ипеке – сербской патриархии – еще при жизни Арсения избран был новый патриарх Калинник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

– Преемники Немани не все были тверды в православии: многие из них, находясь в борьбе с Византией, не раз имели сношения с папою, не раз, повидимому, готовы были из угождения папе, по рассчетам политическим, даже изменить православию, обещаясь, в виду опасностей, принять католичество, если папа отвратит грозу, хотя, по миновании грозивших опасностей, уклонялись от исполнения данных папе обещаний. Но их подданные, но народ всегда твердо держался православия 82 , так что в понятии народа слова: серб и православный имеют одно и тоже значение. И где бы серб ни жил, – он твердо помнит православную церковь , православную Сербию, св. Симеона и Савву, православного царя своего Душана, православного мученика– Лазаря и т. д. Много бед, много горя испытали сербы в Турции в течении 400 летнего ига, но не изменили православию. Ни время, ни насилия, ни обольстительные примеры потуреченных бояр не могли поколебать народ сербский в вере отцев: она крепко держится в нем сколько внутреннею силою своею, столько же и крепкою связию её с народностию. – К сожалению, переселение сербского патриарха Арсения Черноевича в Австрию (в 1690 г.) значительно сократило число православных в Сербии. Переселение это началось с так называемой Старой Сербии. А это были места,окружавшие печскую патриархию, – это было сердце древней Сербии: окрестности Призрена, бывшей столицы сербской и любимого местопребывания Душана, Коссово поле, Новобрдо, где некогда были три митрополии: вучитрнская, липлянская и новобрдская, Дьяковица, Печь, Новый Пазар, Севица, – весь этот прекрасный край опустел, а потом занят был дикими и буйными арнаутами, сперва исповедывавшими католичество, а потом принявшими магометанство. Они бесчеловечно преследовали православных в Сербии, и число православных, естественно, все больше и больше там скудело 83 . Бедствия православных в Сербии. Православные сербы много потерпели бедствий от турок и частию от латинян, греков и еретиков-богомилов. Турки, покорив Сербию, на первых порах были благосклонны к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

(у Мушицкого в Гласн. VI, 84, Србский Летопис 1861 г. II, 82). Православное население уничтоженной епархии предоставлено было в заведывание епископа костайничского (у Мушицк.). ЕЕпархия пакрачская. Городок или местечко Пакрач находится в Славонии, на запад от города Пожеги. Епархия пакрачская, открытая в 1708 или 10-м году 354 , обнимает тот самый округ, который обнимала существовавшая в первый период епархия пожегская, и след. она есть не что иное как восстановленное продолжение этой последней. Церковно-административное устройство у австрийских сербов есть следующее. Первую и вместе чрезвычайную или временную инстанцию составляет национальный конгресс или народный собор. Он (и не иначе как он) избирает сербо-австрийского Карловицкого митрополита и рассуждает о других важнейших церковных и национальных сербских делах для представления о них правительству. Первый таковой собор был в 1707 г. для избрания, второго после Арсения Черноевича, митрополита; дальнейшие соборы были собираемы также большею частию по поводу избрания митрополитов, но были случаи, когда правительство дозволяло устроять их и без этого, для обсуждения накоплявшихся важных дел. Число депутатов, имевших заседать на конгрессе, до 1768 г. было неопределенно; в этом последнем году было постановлено правительством, чтобы на будущее время было – по 25 депутатов от духовенства, по 25 от военного и по 25 от гражданского сословий. В правление импер. Леопольда II, когда увеличилось число сербского дворянства и собственников, прибавлены были еще 25 депутатов, и таким образом на темешварском конгрессе 1792 г. присутствовало 100 человек (Чаплович Slavonien II, 75 sqq); о дальнейшем времени известий не имеем. Конгресс созывается не иначе как с дозволения правительства и производит свои заседания в присутствии и под руководством его комиссара. Первые три конгресса были в монастыре Крушедоле, конгресс 1730 г. в Белграде, конгресс 1792 г. в Темешваре, остальные в резиденции митрополита – Карловцах (ibid. – Любопытно было бы знать относительно происхождения этого собора – принесен ли он сербами с родины, как уже там существовавший обычай (возникший во времена господства турецкого), или введен ими в самой Австрии; но, к сожалению, на этот вопрос в настоящее время мы ничего не можем отвечать).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

В знак благодарности сербам Леопольд I предоставил им ряд существенных привилегий, в том числе гарантию свободы православного вероисповедания. Более того, Карловацкие митрополиты стали не только духовными, но и светскими представителями сербского народа в империи.  Согласно Карловицкому мирному договору, окончившему войну и подписанному 26 января 1699 г., Порта утратила свои земли в Славонии, Среме, Бачке и части Далмации. Для управления над присоединенными землями создавалась Придворная комиссия, которая впоследствии стала брать все больше власти в свои руки. Так, сразу после смерти Арсения III Черноевича в 1706 г., Вена запретила сербам избрать нового патриарха, а глава православной церкви в Австрии стал именоваться митрополитом и архиепископом. Кроме этого сербы стали испытывать и различные религиозные притеснения, активно проводилась политика унии. В 1744 г. в австрийской тюрьме был замучен православный миссионер преподобный Виссарион Сарай, боровшийся против распространения унии на территории Баната и Трансильвании и не отрекшийся от истинной веры даже под пытками. Особенно преследования были сильны на территории современной Хорватии, где закрывались православные монастыри и церкви, в сербские приходы назначались униатские священники. В результате здесь вспыхнул целый ряд восстаний для защиты Православия. В 1750 г. русский дипломат М.П. Бестужев-Рюмин, описывая гонения на православных в австрийских землях, писал, что отказавшимся от унии угрожают не только отнять все имущество, но и всех с женами и детьми истребить. Самым вопиющим примером стала судьба монастыря Марча, из которого силой оружия изгоняли братию, угрожали православным священникам, но местные сербы боролись за православную обитель. В результате власти монастырь все же закрыли, а здания разобрали на строительный материал. В середине XVIII в. значительное число сербов переселилось в Россию, в так называемую Новую Сербию (Екатеринославскую губернию), из-за религиозных гонений и других притеснений. В этих обстоятельствах Вена была вынуждена пойти на некоторые уступки. Так в 1781 г. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, уравнявший все религии на территории империи, но не снявший ряда ограничений времен Марии Терезии, касавшихся духовной деятельности. В конце XVIII в. в хорватских землях появилась первая сербская школа. В это время было построено и большинство православных церквей и семинарий на территории Хорватии. Стал издаваться сербский журнал «Добрый пастырь». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Вскоре после того, в 1680 году, Савва скончался. При нем кальвинисты в последний раз пытались стеснять православную церковь 62 ). После этого настает для православных христиан австро-венгерских земель более трудная и более продолжительная, не прекратившаяся и доныне, борьба с католицизмом, избравшим путь унии, как пригодное для себя средство обезличивать народности православные и постепенно не только вводить их в недра „единоспасающей“ римской церкви, но и способствовать австрийскому правительству к слиянию их в составе „общего немецкого“ отечества. Мы уже говорили о заточении хорватского православного епископа Гавриила Миакича 63 ) и о замене его униатским епископом; это был Павел Зорич, именовавшийся епископом Швейдницким и викарием Загребского архиепископа. В 1678 году, пред католическим епископом Нейштадтским, графом Колоничем, дал он подписку в том, что всеми мерами будет распространять и утверждать унию и ежегодно воспитывать на свой счет шесть юношей в Загребской католической семинарии для приготовления их в приходские священники; для содержания же кафедры ему было пожаловано конфискованное у графа Зрини имение Прибичь. Конечно, пасомые ничего о том не знали; Зорич говорил, что во епископа посвятили его в Москве. Но тайна скоро огласилась, и народ вооруженною рукою воспрепятствовал ему исполнять епископские обязанности при первом же объезде и визитации епархии. Тогда Зорич увидел дело свое проигранным, бежал в Загреб и там умер. Преемник его (около 1685 г.), Исаия Попович, неизвестно где был посвящен; только он должен был пред вступлением в обязанности своего звания поклясться народу, что он не униат, а для яснейшего удостоверения в этом, чрез несколько времени подвергнуться испытанию в вере от патриарха Сербского Арсения III Черноевича, который в 1690 году прибыл в австрийские пределы. Патриарх нашел его православным и подтвердил на престоле. Пропагандистам католицизма приходилось на время не добиваться явного отступничества от Поповича и его преемника, Гавриила Турчиновича; нельзя было раздражать сербов, в которых нуждались и для заселения пустынь, и для борьбы с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Касательно десятин, налогов и квартирной повинности да пользуются древнею неприкосновенностию, и лиц церковного чина никто из мирских чиновников, кроме нас, не имеет права арестовать или заключать; но архиепископ таковых от него зависящих церковников, подлежащих какому-нибудь наказанию, может наказывать по праву церковному или каноническому. 5) Позволяем также и подтверждаем, согласно грамотам предшественников наших, приобретать во владение храмы греческого обряда, монастыри с принадлежащим к ним имуществом, а также архиепископские и епископские имущества (bona), каковы бы они ни были; а церкви, которые враг христианского имени, Турок, отнял у вас, и которые будут взяты от них, мы повелели возвратить вам. 6) Наконец, не потерпим, чтобы кто-нибудь из духовных или мирян наносил огорчение архиепископу или епископам нашим, посещающим в потребных случаях монастыри и церкви в городах и селах наших и поучающим приходских священников или общину. 7) Употребим все возможные усилия, чтобы, при помощи Божией, чрез победоносное оружие возвратить сказанный народ рассианский, как можно скорее, опять на прежние их жилища и изгнать оттуда врагов. 8) Желаем, чтобы народ рассианский жил под управлением и распоряжением своих магистратов и беспрепятственно пользовался древними привилегиями и своими обычаями. 9) Сверх того, соглашаемся и на то, чтоб архиепископ и церковь наследовали все имущество людей греческого обряда, умирающих безродными; равно имущество архиепископа и епископа достается дому архиепископскому. Наконец, 10) всемилостивейше соизволяем и повелеваем, чтобы все и в духовных, и в мирских вещах зависели от архиепископа, как от церковного главы“. Об управлении сербами патриарха Арсения Черноевича осталось немного известий; в 1701 году, потеряв надежду возвратиться (при помощи императорского оружия) в Печь, он избрал местом своего пребывания местечко св. Андрея, основанное еще в начале XV века и теперь насчитывающее не более 600 сербов при семи православных церквах. На содержание патриарху были даны (в 1706 году) три имения: Даля, Белобрдо и Борово (в Славонии), 6.000 флоринов ежегодного жалованья из казны и сбор десятины с православного населения среднего и северного Баната.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вост. стене - фигуры святых царя Константина и царицы Елены, справа - мч. Мины, прп. Параскевы, праведных Иоакима и Анны. Над ними представлены поясные фигуры пророков Иезекииля, Илии, Даниила, Аарона, Моисея, Самуила и Иеремии, на своде - «Вознесение Господне». В центре храма стоит распятие с частицей Животворящего Креста. Совр. вид Верхнего О. сложился в 1924-1926 гг., когда после пожара 1923 г. по проекту рус. архит. Владимира Сукуренко были отремонтированы фасады храмов и построены келейный и паломнический корпуса. При входе в Верхний О. стоит часовня во имя мч. Исаии Острожского (2016). Нижний О. Находится в местности Косерадичи (или Госерадичи), в 3 км от Верхнего О. (640 м над уровнем моря). Сначала здесь находилось подсобное хозяйство, в 1723 г. возвели ц. вмч. Георгия Победоносца (в 1770 сожжена турками, восстановлена в 1799, в 1896 разрушена при землетрясении, вокруг ее развалин находятся монашеские захоронения), в 1742 г.- жилой корпус, в 1820 г.- однонефный Троицкий храм со звонницей (пристроена во 2-й пол. XIX в.; иконостас работы иером. Наума (Андрича) 1969-1973 гг.). В комплекс Нижнего О. входят келейные корпуса (1742, 1800), трапезная (украшена сценой «Острожские монахи на Небесной лествице» работы Гаврила Марковича). Ограда вокруг Нижнего О. сложена из жерл пушек, использовавшихся в 1876 г. в решающей черногорско-тур. битве на плато Вучий-До близ Билечи. В архиве О. хранятся грамота от 27 нояб. 1651 г. патриарха Печского Гавриила (Раича) о посвящении свт. Василия во епископа Герцеговинского, завещание святителя 1666 г., а также документы о деятельности обители с 1885 г. Мн. ценности из ризницы и б-ки О. сейчас находятся в различных собраниях: напр., Минея на сент.- в ц. прор. Илии в г. Плевля (Черногория), подсвечник (1799) - в мусульм. текке в г. Благай (Босния и Герцеговина), медный сосуд (1761) - в мон-ре Блишкова (Черногория). От библиотечного собрания сохранились лишь сборник XVI в. (с утратами) и «Архиерейский чиновник» (1638), принадлежавший Никону, экзарху патриарха Печского Арсения (Черноевича). Сейчас в ризнице имеются 15 икон (древнейшие из них - XVII в.: свт. Николая Чудотворца и «Схождение во ад», возможно, кисти иконописцев семей Рафаилович или Димитриевич), орарь архим. Иосифа (Павичевича) сер. XVII в. (вероятно, работы ювелира из Сараево Савы Божича), напрестольный крест (XIX в., дар австр. имп. Франца-Иосифа), серебряный оклад с частицами мощей 5 мучеников, крест (1864) гравера Якова Марковича из Подгорицы со сценами двунадесятых праздников и др.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010