Мужской монастырь Драгович Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Драгович — монастырь Сербской православной церкви в Северной Далмации на территории современной Хорватии. Находится на берегу реки Цетина близ города Врлика. Содержание История [ править править код ] Наряду с монастырями Крка и Крупа монастырь Драгович был духовном центром для сербского православного населения Далмации на протяжении многих веков. Монастырь был построен в конце XIV века через несколько лет после Косовской битвы в 1395 году. За свою историю монастырь несколько раз переживал тяжелые времена. Так в 1480 г. он был опустошен турками, после чего находился в полном запустении на протяжении 20 лет. Восстановление монастыря началось лишь в 1590 году. Однако из-за голода монахи вскоре были вынуждены его покинуть. Монастырь оказался снова в запустении вплоть до 1694 года, пока его восстановлением не занялся епископ Никодим (Бусович). Четыре года спустя вместе с турецким нашествием в монастырь пришли новые беды, и монахи вновь покинули его. После Карловацкого мира в 1699 году регион Цетина попал под власть Венеции, и монастырь начал восстанавливаться. После смерти епископа Никодима церковь присвоили католики. Неустойчивый грунт, на котором был построен монастырь, и высокая влажность побудили монастырскую братию принять решение о перенесении монастыря. С разрешения венецианского правительства в 1777 году монастырь был перемещён в место под названием Виногради. Позднее работы по возведению нового монастыря завершил игумен Ерофей (Ковачевич). Освящение монастыря и новой церкви состоялось 20 августа 1867 года. Однако чуть менее чем через сто лет сбылись пророческие слова летописца из монастыря Драгович, который писал: «Из всех монастырей Драгович — самый неудачливый». В 50-х гг. XX века в связи со строительством гидроэлектростанции на Цетине монастырь снова был перемещен, а сербское население из окрестных районов по решению югославских властей было расселено. Злая участь, которую отметил летописец, постигла монастырь и в 1995 году. В ходе операции «Буря» монастырь был опустошен хорватскими войсками. До этого момента в монастыре хранилось множество святынь, старинных книг и рукописей на греческом, латыни, русском, итальянском и церковнославянском языках. Из них: Октоих XIV века; Минеи 1531 г., написанные в Студенице; книга, напечатанная в Остроге в 1594 г.; Кормчия, напечатанная в Москве в 1653 г. и др. В монастырской ризнице хранился антиминс (1692 г.) патриарха Печского Арсения III Черноевича и два антиминса патриарха Иерусалимского Досифея II 1701 года. Здесь также хранился наперстный крест игумена Василия (1739 г.). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

28 июня 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при реорганизации церковных институций СПЦ, оказавшихся после вел. переселения сербов в монархии Габсбургов, предложил назначить Е. епископом Великоварадским и Эгерским, а 4 марта 1695 г. имп. Леопольд I утвердил его кандидатуру. Однако находившийся в Эрлау (Эгере) униат. еп. Мукачевский Иоанн Иосиф де Камиллис не позволил ему занять кафедру, и Е. остался викарным помощником при патриархе. Униаты продолжали препятствовать деятельности Е.: когда он прибыл в г. Пакрац, чтобы освятить церковь и рукоположить священников, то по распоряжению униат. еп. Петрония был арестован и освобожден лишь после вмешательства патриарха Арсения. Не имея собственной кафедры и не желая быть викарием, Е. решил перейти в унию. В 1698 г. он принес исповедание католич. веры архиеп. Эстергомскому кард. Леопольду Колоничу, к-рый позднее с имп. Леопольдом I посетил его богослужение. 17 сент. того же года Военный совет Вены отдал приказ всем структурам власти оказывать содействие Е., к-рый обещал распространять католицизм среди сербов ( J. Прилози за ucmopujy срба у Угарской у XVI., XVII., XVIII. в. Нови Сад, 1908. 1. С. 88-89). 13 июля 1699 г. в Риме Е. лично передал папе Римскому Иннокентию XII пространное послание на латыни с подписью: «Efrem Banyanin, unitus episcopus Rascianorum», в к-ром после рассказа о своем пути к унии и влиянии, оказанном на него иезуитом Йованом Габеличем, просил назначить его на кафедру и выделить деньги ( J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI. до XIX. в. Београд, 1950. С. 446-447). Е. стал викарным епископом при кард. Леопольде. После возвращения Е. направил папе письмо с изложением истории переселения сербов в империю Габсбургов, охарактеризовал религиозность сербов как офиц. и крайне поверхностную, высказался за необходимость распространения унии среди сербов и привлечения серб. молодежи в иезуитские школы, попросил прислать церковную утварь для разоренных австро-тур. войной 1683-1699 гг. церкви в Пеште (совр. Будапешт) и мон-ря Ковин в честь Успения Пресв. Богородицы, а также деньги, чтобы укрепить его положение среди негативно настроенной к нему сербской паствы (Там же. С. 447-448). 11 авг. 1699 г. все просьбы Е. были удовлетворены, Римская курия выделила ему 100 талеров и гарантировала поддержку Вены. Без постоянного дохода этих средств оказалось недостаточно, и во 2-й пол. авг. 1699 г. Е. послал папе повторную просьбу на итал. языке о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/182119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

Сербская Церковь отмечает 300 лет со дня смерти Патриарха Арсения Черноевича 31 октября 2006 г. 14:34 В монастыре Крушедол 28 октября была отмечена 300-я годовщина со дня смерти Патриарха Арсения Черноевича — предводителя великого переселения сербов в 1690 году. Божественную Литургию возглавил епископ Сремский Василий, ему сослужили священники и монахи Сремской епархии. После святой Литургии был отслужен парастас на могиле Патриарха Арсения Черноевича, который был похоронен слева от входа в монастырскую церковь. В своей проповеди епископ Василий отметил духовное величие и особое значение личности Патриарха Арсения для благочестивого сербского народа во времена его пребывания на престоле Сербской Церкви . По словам епископа Василия, эта дата имеет особую значимость для сербов именно сейчас, когда решается важный национально-исторический вопрос относительно статуса Косова и Метохии, откуда в конце XVII века Патриарх Арсений увел свой народ перед нашествием турков, чем спас его от гибели.  Патриархия.ru/ Сербская Православная Церковь Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/155628.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в., Янево, Косово - 23.10.1725, Карловцы, ныне Сремски-Карловци, Сербия), митр. Карловацкий. Пострижен в монашество в Пече. Вместе с Патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 г. бежал от турок под защиту Австрии, поселился в Сентендре (совр. Венгрия). 7 янв. 1708 г. избран епископом Будимской епархии . 6 мая 1713 г. на Церковно-народном Соборе в Карловцах благодаря поддержке Патриарха Арсения IV был выбран главой Карловацкой митрополии , входившей в состав Печской Патриархии. Согласно принятому на Соборе решению, все Карловацкие митрополиты имели титул и архиепископа Белградского, поэтому В. именовался митрополитом и архиепископом. Несмотря на противодействие австр. властей, вел переговоры с митр. Моисеем (Петровичем) об объединении Карловацкой и Белградской митрополий, что произошло только в 1726 г. 30 окт. 1714 г. от имени серб. народа, живущего под австро-венг. властью, потребовал, хотя и безуспешно, предоставления серб. депутатам «места и голоса» в гос. собрании. Оказывал щедрую помощь Печской Патриархии и мн. мон-рям, обеспечивая их церковной утварью, книгами и пр. В Крушедоле на свои средства построил трапезную, в Велика-Ремете - келлии. Похоронен в мон-ре Крушедол. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у 18 в.//ГлИДНС. 1931. Т. 4; Д. Срби у Будиму от 1690 до 1740 г. Београд, 1952. С. 228-229; он же. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1959. 2. С. 84, 85, 363; Ucmopuja српског народа. Београд. 1983. 3. Т. 1. С. 539, 541-542; Ucmopuja. 2. С. 31, 32; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 124. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158476.html

Сто лет уже прошло с тех пор, как некогда славные и сильные царства болгарское и сербское пали под ударами турок. Сколько православных церквей за это время было разграблено, разрушено или обращено в мечети! Сколько погибло славянских церковно-богослу­жебных книг и разной христианской святыни! В это-то тяжкое и темное время, в верхней Зете (древней Диоклее) или нынешней Черногории во главе некоторой части серб­ского племени выступает славный род Черноевичей. В правление третьего представителя этого рода (основатель Стефан Черноевич † 1471, за ним сын его Иван † 1490) Юрия Черноевича в 1493 г. напечатана в Ободской типографии славянская книга кириллицей «Октоих». Когда и где могли познакомиться черногорцы с искус­ством книгопечатания? В объяснение этого следует при­помнить, что в то время Черногория стояла в близких отношениях к Венеции. Иван Черноевич и сын его Юрий часто бывали в Венеции и подолгу живали там. Из Венеции происходила и жена Юрия Елисавета, дочь венецианского патриция Антония Эрицо; в Венецию уда­лился и сам Юрий, когда вынужден был в 1516 г. оставить Цетинье 126 . Книгопечатное искусство уже в 1469 г. было принято венецианским сенатом под свое покрови­тельство. Здесь-тο Черноевичи познакомились с новым тогда и для всей Европы изобретением Гутенберга, по­няли и оценили великое значение этого изобретения, и веро­ятно еще Иван Черноевич устроил в Ободе типографию для печатания церковно-богослужебных славянских книг. О побуждениях, одушевлявших основателей Ободской типографии, говорят нам предисловия и послесловия двух дошедших до нас церковных книг, напечатанных в Ободе: Октоиха (1493) и Следованной Псалтыри (1495). Вот предисловие Октоиха в совершенно точной транс­крипции: Понеже вь троици покланемии Бгь блгоизвóли испльнити свою црквь различными книгами. Видевь азь вь ха Бга блговерныи и бмь храними гнь гюргь цьрноевыкь. црквы праздны стых книгь, грехь рад нáших разхищениемь и радздраниемь агаранскыхь чдь. Вьзревновахь поспешениемь стго дха, и любовию кь бжтвным црквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Иван Черноевич... созвал вокруг себя своих храбрейших подданных и заставил их поклясться перед Евангелием, что они не изменят своей вере и народности и скорее умрут, чем вступят в соглашение с басурманами. После того князь зетский предал огню свой престольный город Жаблик, покинул плодородные поля и равнины, повел своих храбрецов и поселил их в твердых Зетских горах. (Д. Банич) Дела в оставшейся независимой части Зеты обстояли плохо. Пока что великий герой Албании Скандербег (Георгий Кастриоти, ок. 1405–1468) прикрывал Зету от турок и Степан Черноевич, женатый на его дочери, активно помогал ему до самой его смерти в 1468 году. В 1471 году Степану наследовал его сын Иван, до сих пор почитаемый в Черногории как национальный герой. Турецкий султан Мехмед II (1432–1481, правил в 1444–1446 и 1451–1481) в 1474 году напал на северо-западную (венецианскую) Албанию, и Венеция вместе с Иваном Черноевичем вступила в войну с турками. Она длилась пять лет. Венецианцы заключили с турками сепаратный мир, и вся мощь османской армии обрушилась на Черноевича. С 1480 года по 1482-й он отчаянно сопротивлялся, но потом Венеция нанесла ему удар в спину; воевать на два фронта было нереально. ...Зета оказалась разделенной на три части: Приморьем овладели венецианцы, горы остались у сербов, прочее подпало под власть турок. С VI века сербская часть становится известна как Черногория. Власть Черноевичей над страной вскоре закончилась: старший сын Ивана Георгий правил неплохо, храбро защищал свои владения, основал типографию (при нем в 1493 году была напечатана первая черногорская книга «Октоих»). Однако он был женат на венецианке и в 1499 году под ее уговорами оставил престол и переехал в Венецию. Младший сын Ивана, Степан, отправился в Стамбул, принял там ислам под именем Искандер-бея Иванбеговича, славно служил султану, за что тот отдал ему Черногорию во владение. Новоявленный владыка повел на родину многочисленное турецкое войско, поддержанное перешедшими в ислам соотечественниками, однако был наголову разбит братом при Лешнополе, бежал в Албанию и доживал там свои дни в деревне, став прародителем местных беев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходный пункт нового общедушного заявления высокочтимою корпорацией своего благоволения ко мне – мой служебный юбилей – есть прикровенный прощальный гимн отходящему из мира сует телоносцу, утружденному если не службой, то «летним обхождением» ( ). Памятуя сей, его последний смысл, я в умиленном лепете извожу из слабых уст своих завещальное слово. Лучший предмет имущественного достояния моего, астрономический телескоп (G. Secretan. Paris. 1877) 627 да будет новым приношением моим Almae Matri, снисходительно предоставляющей мне право пользоваться им usque ad momentam supremum ( ), когда ни око не будет видеть никакого земного предмета, ни ухо не будет слышать никакого человеческого привета. Испрашивая святительского благословения Вашего Преосвященства и молитвенного сочувствия высокочтимой академической корпорации, честь имею быть с глубоким почтением, Вашего Преосвященства нижайшим и покорнейшим слугою. Архимандрит Антонин. Архив РДМ, п. 69, д. 1447, 1 л. 351. Письмо ректора Киевской Духовной Академии епископа Сильвестра к архимандриту Антонину Киев 13 января 1894 г. Ваше Высокопреподобие, глубокочтимый о. архимандрит! Одушевленный любовью и обильный назиданием ответ Ваш Академии от 22 декабря 1893 года на приветственный адрес ее Вам от 22 октября 1893 года, побуждает Академию и еще обратиться к Вам с выражением глубокой благодарности за Вашу добрую память о ней, Ваше благожелание, Ваши услуги и пожертвования ей, увенчавшиеся таким драгоценным даром, как Октоих Ободской Типографии Георгия Черноевича, оконченный печатанием 4 января 1494 года и Октоих Венецианской Типографии Божидара. Оба эти Октоиха (занесенные под знаком Д.д. 1091) в достояние академической библиотеки, навсегда останутся ценнейшим сокровищем ее и памятником Вашей щедрой любви к Академии. Вместе с тем Академия поставляет долгом известить Вас, досточтимый о. архимандрит, что она с живейшею готовностью исполнила Ваш благовременный совет почтить церковным молитвенным поминанием трудившихся над изданием Ободского Октоиха: приснопамятные имена их произнесены были в годичном поминовении 31 декабря, которое, как Вам известно, с давних пор совершается в Академии, по завету от старой Академии, свято чтимому Академией новою и новейшею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С кон. XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Слав. книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в кон. XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал 4 книги на церковнослав. языке: Октоих (1491), Часослов (1491), Триодь постную (1492-1493), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском мон-ре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под рук. его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Черной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494), Октоих пятигласник (1494 (?)), Псалтирь с восследованием (1495), Требник (1496). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в г. Тырговиште. Известны 3 изданные там книги: Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1516 г. в Праге открылась слав. типография Ф. Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнослав. языке. С 1517 по 1519 г. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведенные им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык,- «Библию руску». В нач. 20-х гг. XVI в. Скорина основал в Вильно 1-ю на территории Великого княжества Литовского слав. типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и Апостол (1525). В Сербии и Валахии в 1-й пол. XVI в. известны типографии в мон-рях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в слав. мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло ок. 1553 г. в т. н. Анонимной типографии, от которой сохранилось неск. книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание 1-го полного церковнослав. библейского кодекса - Острожской Библии (1580-1581). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко 2-й пол. XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Черногория Местность Черногория– область дикая, суровая, мрачная, которую итальянцы называют Монтенегро, турки – Карадаг, сербы– Црна-гора, албанцы– Малесия или Малилис, есть самостоятельное княжество на западной стороне балканского полуострова. Она лежит между Далмациею, Герцеговиною, Боснией) и сербским княжеством, окружена горами: Ловченом, Комом, Дурмитором, Гарчом, Лисцом и Суторманом, и состоит из двух областей: собственной Черногории (горной страны) и Брд. Первая имеет 32 квадр. мили и разделена на 4 нахии (округа или уезда): катунскую (в северной и средней части Черногории), цермничскую или црнгичскую (в югозападной части), речскую и лешатскую. Последняя имеет 34 кв. мили, и разделена также на 4 нахии: Белопавличи, Иипери, Кучи и Морача 184 Главный город, резиденция князя, Цетинье. Число жителей– около 200,000 185 . Историческая судьба Черногории Черногория первоначально называлась Дукли или Дуклеею, а чаще Зетою. Она составляла одну из областей сербского государства, которую Неманичи отличали почетным названием «Дедины» 186 и которая была уделом наследников сербского престола. В состав её входили: часть Герцеговины до Требинья, вдоль по берегу моря до Рагузы, нынешняя область Каттаро, города – Бар, Ольгун (Дульциньо), Леш (Алеси) до Драча. Пространство её равнялось 150 милям с севера на юг, и 120 милям с запада на восток 187 . Она управлялась сперва банами (до 1516 г.), потом митрополитами (1516– 1851г.), наконец князьями. Черногория под властию банов Баны были тоже, что великие жупаны, правители отдельных областей 188 . Они были сперва из рода Неманичей, потом из рода Болъшичей, наконец из рода Черноевичей, или Црноевичей. Неманичи управляли Черногорией, как частию сербского государства, до времени Волкашина Мирняевича. Когда Волкашин, по смерти Уроша Иго, захватил в свои руки власть над Сербиею, зетское княжество (Черногория) не хотело признать его за своего государя, и, отделившись (1367 г.) от Сербии, избрало своим правителем Бальииу, родственника Неманичей по женской лилии 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010