Большинство сербов, населяющих Австрийскую империю, суть бежавшие от турок переселенцы из бывшего царства сербского и из Боснии с Герцоговиной. Сербы царства сербского, начав свою эмиграцию за Саву и Дунай в соседние области бывшего венгерского королевства вскоре после косовского погрома 1389 г., непрерывно продолжали ее потом в течение всего XV и первой половины XVI столетий. Со второй половины XVI столетия они принуждены были остановиться, потому что и те области венгерского королевства, в которые они бежали от турок, подобно их отечеству, были завоеваны сими же последними. Но в конце XVII века, когда Венгрия отнята была у турок австрийцами и когда таким образом снова открылась возможность к бегству, патр. Арсений Черноевич зараз вывел с собой огромную колонию эмигрантов. Переселения босняков и герцоговинцев в пределы того же бывшего венгерского королевства и в далматинские владения бывшей венецианской республики относятся главным образом к продолжению XVI столетия, а отчасти также к концу XVII 340 . Области, в которые выселялись и в которых до настоящего времени остаются сербы бывшего царства сербского, суть Темешварский банат (западная половина), собственная Венгрия (преимущественно юговосточный угол ее, между Дунаем и Тейсою, составляющий так-называемую Бачку), Срем или Сирмий и Славония. Области, в которых селились и до сих пор живут переселенцы из Боснии с Герцеговиной, суть Кроация с Истрией, западная Далмация и отчасти Славония. Из 1.500.000 всего нынешнего сербского населения Австрийской империи к потомкам тех и других переселенцев, вместе взятых, принадлежат до 1.250.000. Остальные 250.000 представляют собой жители юговосточного далматинского побережья и прилежащих к сему последнему островов. На своей территории, которая есть собственная сербская территория, они суть коренные обитатели. История сербской православной церкви в нынешней Австрийской империи разделяется на два периода: первый – от начала переселений до патр. Арсения Черноевича; второй – от прибытия сего патриарха в Австрию до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

О патриархе Максиме, наследнике Гавриила, известно, что он не посылал в Россию своих представителей, «которые бы употребили ту дарственную грамоту, что была дана патриаршему монастырю. Взамен этого, русские обратились к нему по этому поводу и дали новый письменный акт о чисто церковных братских отношениях между Сербской и Русской 14 октября 1662 года в Москву прибыл Вршацкий митрополит Феодосий, просивший и получивший милостыню и оставшийся в России. На соборе 1666 – 1667 гг., когда был осужден русский патриарх Никон, этот Феодосий был поставлен «местоблюстителем патриаршего известил патриарха Максима о том, что митрополит Феодосий остался в Москве «ради наших великий государственных Феодосий преставился в России 20 августа 1671 года. Патриарх Арсений III (Черноевич) Оживленные связи с Россией поддерживал и патриарх Арсений III Черноевич: еще до того, как он окунулся в деятельность по освобождению народа от турок патриарх Арсений III послал в Москву хиландарского монаха архимандрита Исайу с письмами к царю. Каков был ответ патриарху из России, мы не знаем, так как, по возвращении Исайа был арестован австрийцами в Брашове, письма у него были отняты, а сам он отправлен в Связи патриарха Арсения с Россией активизировались после 1690 года, когда он, во главе сербского народа переселился в земли к северу от Саввы и Дуная. Эти связи патриарх частично поддерживал через русского посланника в Вене, а частично через некоторых церковных лиц, посылаемых им в Россию для получения материальной помощи. В 1696 году патриарх Арсений жаловался русскому посланнику Нефимову на усиление прозелитической деятельности католиков, а в 1698 году он обращался лично к царю. Арсений III ожидал существенной поддержки от русского посланника Возницына: он пытался через него уговорить влиятельного грека Александра Маврокордато походатайствовать перед султаном о разрешении вернуться на патриарший престол в Печь. Эта надежда патриарха была напрасной. Маврокордато упрекал его, что он «живет не как человек духовного звания и, оставив дела церковные, погрузился без необходимости в различные гражданские… А если же посланники хотят, чтобы бывший патриарх по прежнему жил в турецкой державе, то пусть он переедет в Валахию и живет в ней, а прощение за провинность выпросит для него у султана и великого визиря он,

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324-1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских». После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печские Патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно Патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей. С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия. Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года. Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печской Патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского Патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Он уничтожен был в 1766 г., годом раньше уничтожения охридской архиепископии и присоединен выше упоминавшимся константинопольским патриархом Самуилом к своему патриархату. С этого времени епископы стали назначаться в Сербию из Константинополя, и обыкновенно греки. С политическим возрождением Сербии, возродилась и сербская автокефальная церковь , получившая, в качестве таковой, признание со стороны константинопольского патриарха в 1879 г. В одном из последних по времени законов (27 апр. 1890 г.) выражено, что сербская церковь есть автокефальная, не зависящая ни от какой другой иностранной церкви, но удерживающая единство в догмате с восточной вселенской церковью. Возродившаяся сербская церковь обнимает собой только сербов королевства Сербии. Сербы подчиненных Турции областей, а также Боснии и Герцеговины, остались под церковной властью константинопольского патриарха, который своей обычной политикой замещения епископских кафедр греками продолжает вызывать между турецкими сербами тоже недовольство, которое болгар привело к образованию экзархата. Черногория до конца XVII в. состояла под церковной властью инекского сербского патриарха, а с этого времени, вместе с политической независимостью, получила и церковную автокефальность. Она представляет собой в церковном отношении одну епархию, управляемую митрополитом (других епископов нет), который до половины XIX столетия был не только духовным владыкой, но и военным вождем и светским правителем черногорского народа. В пределах Австро-Венгрии последовательно образовались три православные автокефальные церкви. В 1696 г. сербы (около 40 тысяч семейств), вместе со своим патриархом ипекским Арсением Черноевичем, спасаясь от турецких жестокостей, бежали в Австрию. Но в Пеке еще при жизни Арсения был избран новый патриарх, так что положение церковных дел оставалось некоторое время неопределенным. Строго говоря, переселившиеся в Австрию сербы должны бы были оставаться под властью ипекского патриарха; но, после смерти Арсения, ипекский патриарх Каллист, ввиду желания австрийских сербов и ввиду дарования им австрийским императором свободы веры и привилегий, грамотой 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

119); есть несколько выражений неточных (стр. 259:284), способных вызывать недоумение (стр. 200). Но эти частные недостатки рассматриваемого сочинения, являясь исключениями, не должны служить препятствием к признанию автора достойным искомой степени». 35. Ординарного профессора Григория Воскресенского о сочинении студента Спасоевича Янко: «Митрополит Даниил, владыка черногорский (1697–1735)»; «В предисловии (стр. I-VIII) к своему довольно обширному (312 стр.) сочинению, автор говорит о встречавшихся ему затруднениях, зависевших от недостаточности и разбросанности материала и дает перечень источников и пособий на сербском, русском и других языках (всего указано 56 Свое сочинение автор делит на семь глав, из коих первые две образуют введение, а последние пять – исследование. В первой главе введения (стр. 1–45) автор отмечает условия, благоприятствовавшие усиленно турок в Европе и дает предварительные исторические сведения о судьбах сербов, начиная с Стефана Немани и св. Саввы до сербских патриархов Арсения III и Арсения IV, как необходимые по автору для выяснения состояния Черногории ко времени владычества Даниила I. Переселение сербского народа в Австрийскую Венгрии при вышеназванных патриархах автор считает одним из самых печальных событий церковной и гражданской истории Сербии. —138— В главе второй введения (стр. 46–92) автор отмечает высокое значение Зетской епископской кафедры между другими епископиями, основанными св. Саввою и вообще выдающуюся роль Зеты (впоследствии Черногории) в истории сербского народа, и затем излагает историю Зеты при властелях из фамилии Балшичей и Черноевичей (отмечается правление Ивана – бега Черноевича, устроившего цетиньский монастырь в 1484–85 г. и первую югославянскую типографию в г. Ободе, в которой при его сыне Георгии напечатана первая церковнославянская книга Осмогласник в 1493 г.) и при владыках разных родов до вступления на черногорский престол владыки Даниила Петровича Негоша. В тяжком и печальном положении находилась за этот длинный период времени Черногория, теснимая и Портою, и Венецией и раздираемая внутренними междоусобиями, а особенно известными изменниками веры и отечества т.н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Плоть и кровь Славонско-Пакрацкой земли 12.05.2015 533 Время на чтение 10 минут Об истории Славонско-Пакрацкой земли известно не многое. Однако она таит в себе живой источник - непроходящую память, которой наполнено сердце сербского народа. Здесь в хронике жизни многих людей присутствует история трагической гибели сотни тысяч жертв Ясеновацкого лагеря смерти. Принято считать, что у страдания нет национальности, а это значит, что у трагедии родственных по духу народов есть общие отголоски истории, а у людей с единой верой - единый взгляд на несправедливость. О том, как переживали гонения в годы Второй мировой войны православные люди Сербии и о том, как сейчас строится жизнь Славонской епархии «Приходам.ру» рассказал епископ Славонско-Пакрацкий Йован. Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о том, как исторически формировался характер Славонско-Пакрацкой епархии? - Славонско-Пакрацкая епархия хранит в своей истории древние богословские предания. Здесь проложены тропы, по которым ходили святые апостолы. На территории митрополии есть большое количество ранних античных и византийских храмов, которые свидетельствуют о том, что Церковь Божия жила во всей полноте уже в те года. Это места, где в своей миссии между славянами проповедовали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Позднее Православие на этой земле возродилось после турецкого сражения, когда местные христиане отступили перед турками. Православный народ Балкан был захвачен османскими войсками, тогда и произошло заселение пустующих земель. Также во времена, когда турки были разбиты под Веной, в те края переселились люди из Косово и Метохии. Это были известные переселения сербов 1690 года под руководством Патриарха Печского Арсения III Черноевича, об этих событиях существует известный роман знаменитого писателя Милоша Црнянского «Переселения». У Патриарха Арсения III была резиденция в городе Сирач, в десяти километрах от столицы нашей епархии Пакраца - того места, где я пребываю, где несу своё служение. Я являюсь двадцать седьмым епископом Пакрацко-Славонским с тех пор, как под турецким игом была основана митрополия. Славонско-Покрацкая епархия - это созданное сокровище, оттуда родом происходит Патриарх Павел Сербский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Православные славяне, обитающие в настоящее время в пределах Австро-Венгрии, принадлежат главным образом к сербскому племени и отчасти к русскому (в Буковине). Большинство сербов составляют переселенцы из собственно Сербии, Боснии и Герцеговины, бежавшие от турок в Австрию и Венгрию в XV-XVII веках, но в нынешних австро-венгерских владениях именно в Далмации есть сербы, издавна поселившиеся там. Православных сербов в Австро-Венгрии считается до полутора миллионов. Сербы – переселенцы с Балканского полуострова, устраиваясь на жительство в австро-венгерских владениях (в Славонии, Хорватии, южной Венгрии и проч.), устраивали вместе с тем и свои церковные дела. По мере переселения, начиная с XV столетия, они образовали у себя несколько епархий с епископскими кафедрами, которые первоначально находились в зависимости от сербского патриарха в Ипеке; в конце же XVII века, с переселением в австрийские владения ипекского патриарха Арсения Черноевича со множеством сербов, они основали уже самостоятельную, ни от какого патриарха не зависящую, Православную Сербо-Австрийскую Церковь , во главе со своим митрополитом. Первым митрополитом был у них Арсений Черноевич, носивший, впрочем, и титул патриарха. Митрополичья кафедра, после пребывания ее в разных местностях, в 30-х годах XVIII столетия окончательно устроилась в городе Карловце, где находится и в настоящее время. В 1848 году, во время венгерского восстания, сербы с согласия австрийского правительства провозгласили было своего митрополита патриархом, но впоследствии то же правительство отказало ему в этом титуле. Управление в Австро-Сербской Церкви организовано было в конце XVII века, вместе с провозглашением ее самостоятельной Церковью, и в том же виде существует в настоящее время. Избрание митрополита, когда настоит в том нужда, а также обсуждение важных церковных и народных дел принадлежит так называемому церковно-народному конгрессу или собору из депутатов от духовенства и народа; такой собор составляется один раз в три года с разрешения правительства и в присутствии его чиновника. Управление всей митрополией на правах автокефального архиепископа принадлежит митрополиту; при его кафедре есть присутственное место, куда переносятся апелляционные дела из епархий. При епархиальных архиереях есть консистории, заведующие под их руководством епархиальным управлением. Наконец, епархии в порядке управления разделены на протопопии. Совращенных в католичество или в унию между православными сербами-переселенцами было сравнительно немного; обыкновенно считается сербов-униатов до 30 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—100— ит это дело. Газета «Застава» (выход. в Новом Саде) выражает догадку, что выработанные правила и не будут высочайше утверждены, так как противоречат государственному статуту, лишая священников тех прав, которые предоставлены им гражданскими законами 1210 . Далее, на заседаниях Архиерейского Собора одобрены были православные сербские книги для школьного употребления, разрешен был вопрос о постройке особого здания для семинарии, которая доселе помещалась в одном здании с гимназией, и обсуждались некоторые другие вопросы, касающиеся внутреннего благоустройства семинарии. Приятно отметить, что патриарх Георгий тогда же торжественно объявил Архиерейскому Собору и в начале текущего года подтвердил главному комитету церковно-народного конгресса о своем желании – 13 марта 1900 г. когда исполнится 70 лет со дня его рождения – положить основание новому зданию общежития семинарского на 100 слушателей, на каковой предмет патриарх дает из своих средств 100 тыс. гульденов. На содержание же питомцев предполагается употребить часть фонда Саввы Текелия 1211 . 28 февраля 1899 года совершилось в Австро-Венгрии радостное событие для сербской церкви и для всего православного мира. Разумеем воссоединение сербов римско-католического исповедания в количестве 1600 душ с православною церковью в селе Сантове. В придунайском округе Вачка, в селениях Сантово, Берег, Моноштор, Вайска и Бач живут сербы римско-католического исповедания, называемые обыкновенно «шакацами» (от слова «шака» – горсть, кисть руки, так как они крестное знамение изображают целой рукой, без перстосложения по православ- —101— ному обряду). Их приблизительно 20 тыс. душ. Шакацы пришли в нынешние места жительства, еще до патриарха Арсения III Черноевича, из Боснии, пришли православными и оставались таковыми до 1736 года 1212 , когда под гнетом жестоких гонений со стороны католических властей жители Сантова, как и все шакацы, принуждены были изменить православию и перейти в римское католичество. Однако измена православию не могла заглушить в народе живой памяти об его прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пришедшая с патриархом часть сербов составили одно целое с прежними переселенцами, которые вместо венгерских теперь стали австрийскими 345 . Немедленно устроенное и с тех пор до настоящего времени остающееся одним и тем же, церковное управление их под австрийским домом состояло и состоит в том, что учреждена была самостоятельная, т. е. ни от какого патриарха независимая, сербоавстрийская митрополия-архиепископия, разделенная на известное число епископий или епархий. Ряд сербо-австрийских архиепископов есть следующий 346 : 1) Арсений Черноевич, бывший пекский патриарх, тот самый, о котором говорили мы сейчас выше. Был признан в сане архиепископа тотчас по прибытии в Австрию в 1690 г. (при этом, как бывший патриарх, он и в грамотах австрийских императоров иногда титулуется не просто архиепископом, но архиепископом и патриархом, см. у Раича IV, 368 и 375, и у Чапловича в Slavonien II, 40 и 44, cfr у первого 372 и у последнего ibid. 30 и 35 sqq). Правил с 1690 по 1706 г. († 24, по Мушицк. 28 октября сего года). Со времени прибытия и до смерти имел резиденцию в местечке Сент-Андре, которое находится на Ду- нае недалеко вверх от Офена или Будима (о местечке Сент-Андре, поселение в котором колонии сербов относится к первым временам эмиграции последних, см. Србского Летописа 1854 г. кв. I, стр. 21; об Арсении Черноевиче см. еще статью Н. Попова : «Сербы в Австрии», напечатанную в майской книжке Русского Вестника 1865 г., стр. 273, и архим. Арсения статью: «Сербы и Волохи в австрийских землях», напечатанную в октябрской книжке 1870 г. Журн. Мин. Нар. Просвещ., стр. 227. По словам первого, «при нем определены были пошлины, которые должен был получать патриарх с православного населения в Венгрии»). 2) Исаия Дьякович, бывший прежде епископом иенопольско- темешварским. Избран был так-называемым народным конгрессом 347 , которым после него избирались и до настоящего времени избираются все его преемники, 24 мая 1707 г.; правив недолго, умер 21 июля 1708 г. Он перенес архиепископскую кафедру из местечка Сент-Андре в монастырь Крушедол.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010