(Патриарх иерусалимский Хризанф в своем  Συταγμτιον, который писан после карловицкого мира 1699 г., о чем прямо сказано в сочинении, и до 1715 г., когда оно напечатано, помещает следующий список сербо-австрийских архиерейскмх кафедр: 1) митрополия  Μπουντουμου, т. е. Будима или Офена, 2) митрополия Καρλοβτζας  κα Στρεμου; т. е. Карловца и Срема, 3) архиепископия  Μπτζινας, т. е. Бачки, 4) епископия νβου  κα  ονοπλεως, т. е. Еновы и (нужно – или) Иенополя, 5) епископия Γγιολης  κα  Λιπβου, т. е. Гиулы и Липова, 6) епископия  Ποζιγας, т. е. Пожеги (по венецианскому 1778 г. изданию стр. 95). Так как список этот относительно начала XVIII века несомненно неправилен, то нужно предполагать, что сведения Хризанфа от заднего числа, т. е. относятся не к началу XVIII, а к тому или другому времени XVII века. В этом последнем случае к епархиям выше нами указанным прибавляется, еще одна – гиульская и липовская. Город Пула в юго-восточной Венгрии, верстах в 50-ти на север от Арада; город Лunoba-Lippa в Темешварском банате, на юго-восток от того же Арада, на левом берегу реки Мароша. Называя епархию сремскую карловицкою и сремскою, Хризанф дает знать, что в то время, к которому относятся его сведения, кафедра митрополитов сремских была в городке Карловце, т. е. том самом Карловце, который после стал резиденцией сербо-австрийских архиепископов). Патриарх Арсений Черноевич бежал из Турции в Австрию с 10 тысячами сербского народа в 1690 г., после того как в продолжение предшествующих восьми лет (начиная с 1683 г.) австрийцы отняли у турок всю находившуюся дотоле в их руках Венгрию и всю Славонию с Сремом  3 . Так как на этот раз эмиграция имела место вследствие возбуждений и зазывов самого австрийского правительства, то переселенцам наперед обещана была совершенная неприкосновенность свободы их вероисповедания и прав их церкви, которая и была подтверждена им от импер. Леопольда I по их прибытии на место и которая потом многократно была подтверждаема в последующие царствования (дипломы или грамоты императорские, которыми обещается и подтверждается эта неприкосновенность, см. у Раича IV, 139 sqq и 563 и у Чапловича в Slavonien II, 28 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во всех этих домогательствах венгерцы успели, и решено, что те сербы, которые захотят остаться на прежних землях, должны стать венгерскими подданными; если же кто не захочет, то пусть едет в Сирмию, где уже и без того так много народа, что земли недостает и для прежних поселенцев. На это решение некоторые сербы отвечали, что они ни в прежних жилищах на новых условиях остаться, ни в Сирмию переселяться не могут, но просят вспомнить их верные услуги австрийскому дому и позволить вступить в службу русской императрицы. На эту просьбу последовало согласие, вследствие чего был у меня на днях полковник Иван Хорват с заявлением, что он и полковник Черноевич вместе с другими офицерами крайне желают по единоверию вступить в подданство вашего величества и просят как можно скорее этим высочайшим милосердием их призрить и приказать отвести им земли около Батурина или где-нибудь на Украйне. Хорват уверяет, что наберет и исподволь приведет в Россию из одних православных целый гусарский полк в 1000 человек, которых всех полных мундиром и лошадьми снабдит и в дороге содержать будет на собственном иждивении, и за это просит одного – генерал-майорского чина и наследственного полковничества в этом полку; кроме того, Хорват обещает набрать и пехотный полк регулярных пандур в две тысячи, тоже из православных. Отдельно от Хорвата желают вступить в русскую службу очень искусные сербские офицеры капитан Гаврила Новакович, лейтенанты Петр Шевич, Георгий Новакович и другие. Так как мне довольно известно, как заботился Петр Великий о том, чтоб из этих самых народов хотя несколько получить в свое подданство по их особенной храбрости, благочестию, сходству с нами и нелицемерной преданности к русскому народу, также потому, что они полезнее других могут быть в турецкую войну, потому что все тамошние места им известны и между турецкими подданными множество их единоземцев и свойственников; также, видя, что они теперь сами того желают не из корысти какой и притворства, но только из ревности к православной церкви и из благоговения к особе вашего величества, видя, что римская императрица решила отпустить их, – видя все это, я не мог отречься донести об этом вашему императорскому величеству и буду ожидать наставления, которое необходимо здесь получить не позднее 22 июля, ибо к тому времени они совсем будут готовы и уже через третьи руки деревни и пожитки продавать начали, и если к означенному времени желанное ими решение не поспеет, то опасно, чтобы сербы из крайнего отчаяния не передались туркам, которые ни малейшего принуждения в вере не делают».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

После успешного взятия Константинополя в 1453 г. османский султан Мехмед II обратился к послам: «Передайте своим правителям, что вчера я устроил пир в столице ромеев. Скоро я приду позавтракать в Белград, обедать буду в Будапеште, а ужин будет в Вене!.. Я могу указать единственный путь к спасению для ваших правителей: станьте мусульманами и платите мне дань – и только так избегнете приуготованной вам погибели!».  Однако под стенами Белграда его ждало горькое поражение. Венгерский король Матьяш Хуняди (Корвин) с целью привлечения сербов на военную службу разрешил им свободно исповедовать Православие. В 1462 г. на участке от побережья Адриатики до Яйце он организовал первую территориальную единицу будущей Военной границы – Сеньскую капитанию. Именно тогда и появилось собственно название «Краина» — оно означало пограничные участки вдоль венгерско-турецкой границы, пролегавшей по р. Уне. Венгрия потерпела сокрушительное поражение против турок в битве при Мохаче в 1526 г., большая часть территории вошла в пределы Османской империи. Генуэзец Мернавино писал в 1573 г., что христиане не имели права участвовать в государственном управлении, носить оружие, не могли свободно веселиться и танцевать, должны были покорно сносить любое оскорбление турка, а за «проявленное неуважение к мусульманской религии насильственно обращались в ислам, или казнились». Другая часть земель Западной Венгрии и Хорватии оказались под властью Габсбургов. Именно на землях, где проживали сербы и хорваты, в 1578 г. была устроена Военная граница (или Военная Крайна) для борьбы против осман.  В 1683–1699 гг. вновь на Балканах вспыхнула ожесточенная и кровопролитная война, которую вела Священная Лига против Турции. Император Леопольд I в 1687 г. направил грамоты Константинопольскому патриарху с призывом к совместной борьбе христиан против мусульманского полумесяца. На призыв императора откликнулись многие сербы, часть из них шла добровольцами в австрийскую армию, другие участвовали в восстаниях против турок. В 1690 г. состоялось переселение сербского населения на территорию Австрийской империи. Вот как описывает это иеромонах Кирилл (Хоповец): «Вся Сербская земля побежала к Буде – патриарх сербский и все архиереи, иноки и миряне, и весь народ христианский. – Впереди такого множества людей шел патриарх Арсений Черноевич, как Моисей пред Израилем через Красное море». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

А § 9 подтверждает, что за православными сербами, принадлежащими к карловацкой митрополии, „признаются все те права, которыми они доселе, при самостоятельном отправлении всех церковно-общинных и школьных дел, пользовались, свободно употребляя свой церковный язык и управляя церковно-общественным имуществом и фондом». Для составления более полного и обстоятельного представления о высшем церковном управлении в автокефальной карловацкой митрополии имеет большое значение ознакомление с уставом, выработанным на церковно-народном конгрессе 1875 года, и утвержденным тогда же королем, известным под именем „Соборско устройство“. В этом уставе содержатся разъяснительные постановления: 1) о греко-восточном сербском народно-церковном соборе вообще; 2) о его составе и членах; 3) о продолжительности депутатских полномочий; 4) о времени созывания народно-церковного собора; 5) о круге его действий и порядке его созвания; 6) о соборном совете и его составе: 7) о круге действий соборного совета; 8) о месте и времени его заседаний и 9) о порядке его делопроизводства. Патриарх Арсений III Черноевич, с согласия австрийского правительства, избрали для своей кафедры небольшой городок, основанный сербскими же переселенцами, Сент- Андре, близи Будапешта (теперешняя резиденция будимского епископа). Но, должно быть, жилось ему не особенно хорошо. Раньше, еще будучи Печским (сербским) патриархом, они находился в сношениях с Москвой, получая от русского правительства значительную субсидию. В 1688 году, вместе с проживавшими в Валахии низложенным константинопольским патриархом Дионисием и валашским воеводою Щербаном Кантакузеном, они писали в Москву, убеждая наше правительство поднять оружие против турок. Теперь субсидия русского правительства ему была прекращена. В 1696 году они все-таки присылали в Россию за милостыней и просили возобновить жалованную грамоту, данную, по ходатайству всероссийского патриарха Никона , Алексеем Михайловичем еще сербскому патриарху Гавриилу Раичу, два года (1654–1656) проживавшему в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Основателем нового особого владения был Стефан Черноевич, иначе Стефаница, происходивший из фамилии Юрашичеий, которая при Бальшичах была первою по значению и силе между боярскими или удельно-владельческими фамилиями Зеты. Пользуясь войной, происходившей между Стефаном Косачей и венецианцами, и пристав ко вторым как к стороне сильнейшей, Черноевич был признан венецианцами в присвоенном им достоинстве воеводы и принят в вассальные слуги республики. Первоначально воеводсковладельческая область его, так как вся нижняя Зета принадлежала венецианцам, а большая часть верхней была в руках Косачи, была совершенно ничтожная, – она находилась где-то в нынешней северной Черногории; но в 1455 г., или силой отняв или иным каким образом получив от Косачи его завоевания, он уже владел значительною частью верхней Зеты. Признав себя в 1455 г. вторично данником венецианцев, Стефаница или Стефан Черноевич умер около 1460 года. Преемником его был сын его Иван Черноевич. Заняв место отца, Нван отложился от венецианцев, чтобы увеличить на их счет свои владения, и успел приобрести от них или всю, или значительную часть нынешней южной Черногории и часть западного морского побережья. В 1473 году он принужден был спасаться от турок бегством в Италию; в 1480 г. или 1481 г. снова возвратившись в свои владения, в 1485 г. он построил в Цетиньи, нынешней столице княжества, монастырь с храмом Лореттской Божией Матери, в который перенес кафедру митрополита зетского из ее прежнего подгорного монастыря Св. Михаила. Преемником Ивана Черноевича, умершего в 1490 г., был сын его Юрий, который в начале правления до 1494 г. принужден был, подобно отцу, укрываться от турок в Италии и который между 1495–99 годами сгоняем был с владения своим младшим братом Стефаном. На сем Юрии прерывается ряд черногорских воевод, и после его смерти, последовавшей в 1514 году, маленькое государство присоединено было к Турции, став частью пашалыка Скадарского или скутарского (cfr Макушева ibid. стр. 38). В подданстве Турции Черногория находилась с начала XVI и по конец XVII века, или в течение двух без небольшого столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иван Черноевич умер в 1490г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х гг.Сын Ивана - Георгий, правивший Зетой в 1490-1496 гг, основал в 1494г. первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494г., Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий. Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499гг.) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699гг.) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель - скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша , дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия). Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918г.) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.В 1701-1704гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Трудно сказать, что было правдой, а что в этом прошении примешено для большего эффекта. По многочисленным свидетельствам, которые дают современные ему источники, можно заключить, что патриарх Паисий не находился уж в столь великой материальной нужде как об этом говориться в прошении. Не знаем мы и о том, что ответил царь, так как после этого следы всех связей патриарха Паисия с Россией теряются. Патриарх Гавриил, наследник Паисия, не только продолжал поддерживать связи с Россией, но и, как мы уже видели, и сам отправился в нее и поплатился за эту поездку головой…За время патриаршества Гавриила посещал Россию и Кратовский митрополит Михаил: он уезжал и снова возвращался. Во второй раз он прибыл в Путивль 18 сентября 1657 года. По-видимому во второй раз он отправился в Россию «на вечное жительство» вместе со своим братом Вениамином, который много пострадал от Михаил был архидиаконом у патриарха Паисия, а в епископы был хиротонисан при патриархе Под старость Михаил вернулся в родные края и там Его имя упоминается в двух источниках: один сообщает, что в 1652 году, во время своего первого посещения Руси он получил от царя Алексея Михаиловича (1645-1676) Пролог за месяц а во второй раз пробыл в Москве полтора О патриархе Максиме, наследнике Гавриила, известно, что он не посылал в Россию своих представителей, «которые бы употребили ту дарственную грамоту, что была дана патриаршему монастырю. Взамен этого, русские обратились к нему по этому поводу и дали новый письменный акт о чисто церковных братских отношениях между Сербской и Русской 14 октября 1662 года в Москву прибыл Вршацкий митрополит Феодосий, просивший и получивший милостыню и оставшийся в России. На соборе 1666 – 1667 гг., когда был осужден русский патриарх Никон, этот Феодосий был поставлен «местоблюстителем патриаршего известил патриарха Максима о том, что митрополит Феодосий остался в Москве «ради наших великий государственных Феодосий преставился в России 20 августа 1671 года. Патриарх Арсений III (Черноевич) Оживленные связи с Россией поддерживал и патриарх Арсений III Черноевич: еще до того, как он окунулся в деятельность по освобождению народа от турок патриарх Арсений III послал в Москву хиландарского монаха архимандрита Исайу с письмами к царю. Каков был ответ патриарху из России, мы не знаем, так как, по возвращении Исайа был арестован австрийцами в Брашове, письма у него были отняты, а сам он отправлен в

http://pravoslavie.ru/40750.html

С 1375 г. Сербия сделалась данницей Турции, а в 1459 г. обращена в турецкую провинцию. Последний владетель Сербии, Лазарь, уже не из дома Неманьи, перед смертью, завещал свое государство в ленное владение папе, надеясь этим спасти его от турецкого ига. Но бояре и народ предпочли турок и не сделались латинянами. Сербское патриаршество в Ипеке (Печи) существовало еще долго. Ипекские патриархи служили объединяющим началом для порабощенных сербов. В 1606 г. патр. Иоанн сносился с австрийским правительством об освобождении Сербии. Патр. Максим в 60-х годах 17 века не только сносился с австрийцами по тому же поводу, но и миропомазал в звание будущего сербского деспота одного из потомков последних сербских государей. Патр. Арсений Черноевич в 1688 г. обращался с просьбами к русскому правительству поднять оружие против турок и т.п. Сербы, не видя выхода, продолжали спасаться, уходя в австрийские владения. В 1691 г. патр. Арсений Черноевич ушел в Австрию с 37 тысячами сербов. То же сделал в 1738 г. и другой патриарх Арсений. Это вызвало подозрительное отношение со стороны турок к патриархам из сербов, вследствие чего на ипекскую кафедру они стали возводить греков. В 1766 году патр. Константинопольский Самуил I добился того, что турки упразднили ипекскую патриархию и все сербские епархии подчинили ему. Все епископы сербы были заменены греками. Как и в Болгарии, греки старались эллинизировать сербов. В 1804 г. сербы восстали против турок. С помощью своих вождей, сначала Кара-Георгия , а после него Милоша Обреновича, и при постоянной помощи России, сербы обрели свободу и в 1817 г. провозгласили своим князем Милоша. В 1830 г., на основании Адрианопольского мира (1829 г). между Россией и Турцией, Сербия была признана независимым княжеством , и оставалась только в вассальной зависимости от Турции. В 1878 г., после успешной войны России с Турцией, окончилась вассальная зависимость, и Сербия стала полностью независимой. Князь ее принял титул короля. Церковные дела сербского государства были устроены в 1832 г. Высшая власть была сосредоточена в лице архиепископа Белградского с титулом митрополита всей Сербии , который избирался из среды сербского духовенства князем и народом. Константинопольский IX патриарх должен был только давать свое согласие на это избрание. Посвящение митрополита совершалось собором сербских епископов. Избрание епископов было предоставлено князю и митрополиту, а патриарху посылалось извещение об этом. Сербское правительство обязывалось за своего митрополита и епископов делать ежегодный взнос в патриаршую казну, а при новом избрании митрополита присылать патриарху денежный подарок. Митрополиту и епархиальным архиереям было назначено определенное жалование из казны. В Белграде была устроена Духовная семинария. Древний Ипек оставался тогда во владениях Турции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Турецкое иго, сопровождавшееся обычными жестокостями и притеснениями, для сербов было так же тяжело, как и для других христианских народов Балканского полуострова. Многие сербы бежали в Венгрию и австрийские владения и поселились там навсегда. Оставшиеся на месте, испытывая всю тяжесть ига, естественно стремились освободиться от него. Ипекские патриархи, служившие для них объединяющим национальным центром, поддерживали в них эти стремления и даже изыскивали средства к свержению ига. Так, патриарх Иоанн в 1606 году сносился с австрийским правительством об освобождении сербов; патриарх Максим в 60-х годах XVII столетия не только сносился с австрийцами по тому же предмету, но и миропомазал в будущего сербского деспота одного из потомков последних сербских государей; патриарх Арсений Черноевич в 1688 году обращался с просьбами к русскому правительству поднять оружие против турок и тому подобное. Но стремления сербов к политической независимости не приводили к желаемым результатам; единственным средством к спасению от турецкого ига оставалось для них по-прежнему переселение в австрийские владения, к чему прибегали даже и патриархи. Так, в 1691 году патриарх Арсений Черноевич бежал в Австрию с 37 тысячами сербов; то же сделал в 1738 году и другой патриарх Сербский, также Арсений. Но эти переселения возбуждали в турецком правительстве подозрительность к патриархам из сербов, вследствие чего на Ипекскую патриаршую кафедру стало оно возводить греков. В 1766 году турецкое правительство даже совсем уничтожило Ипекскую патриархию и все сербские епархии подчинило константинопольскому патриарху. Этого успел добиться от турок тогдашний константинопольский патриарх Самуил I, ревностный поборник интересов своей патриархии и национального возрождения греков. С одной стороны, желание увеличить доходы патриархии для уплаты ее долгов доходами с сербских епархий, а с другой – стремление эллинизировать сербов для будущей Греческой империи побуждало его добиваться уничтожения национального сербского патриархата. Вслед же за открытием патриархата все епископы сербы удалены были со своих кафедр и заменены греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Расположен на острове на Скадарском оз. близ с. Голубовци (Черногория). К. был основан как задужбина черногорских правителей Джурдже и Алексы (Леши) Черноевичей (нач. XV в.). Однонефный храм (длина 7,12 м, ширина 4,57 м, высота свода 3,9 м) из известкового туфа был возведен в 1415-1427 гг. Позже к храму были пристроены 2 придела, а вокруг возведена каменная стена. В К. находилась кафедра Зетской митрополии, перенесенная из разрушенного в 1453 г. мон-ря св. Михаила на Превлаке. После захвата турками столицы владений Черноевичей г. Жабляк (1478) земли К., согласно грамоте правителя Ивана Черноевича об основании Цетинского мон-ря, были переданы ц. Пресв. Богородицы в Цетине. В сер. XIX в., в день Успения Пресв. Богородицы, в К. проходили народные Соборы. В февр. 1831 г. в К., чтобы подчеркнуть преемственность Рашско-Призренской митрополии от Зетской, был возведен в сан архимандрита иером. Петр (Петрович Негош; впосл. митрополит Черногорский) (см. Петр II ). Во 2-й пол. XIX в. К. владел виноградниками, пашнями и земельными участками. В храме частично сохранилось 2 слоя росписи. Композиция «Пресв. Богородица с Христом» (ок. 1470) находится в апсиде северного придела. В 80-х гг. XVI в. храм расписали мастера, работавшие в 1566-1567 гг. в монастыре Брезовица под Плавом (Черногория), в 70-х гг. XVI в. в ц. вмч. Георгия Победоносца в Подгорице и в монастыре Морача. В 80-х гг. ХХ в. фрески были отреставрированы. В наосе храма находятся украшенные богатой резьбой надгробные плиты членов династии Черноевичей: Джурдже и Алексы, Стефана и его жены Мары (родителей правителя Ивана). Но в 1986 г. останки были обнаружены только под плитой Алексы Черноевича и в расположенных рядом монашеских могилах. Мон-рь был возобновлен в 1998 г. иером. Давидом (Милешичем; † 2004) и мон. Хризостомом (Нешичем). К 2005 г. были восстановлены жилые и хозяйственные строения, возведена колокольня. В наст. время в К. проживают 2 насельника; игумен - Хризостом (Нешич). Лит.: Blago na putevima Jugoslavije. Beograd, 1983. S. 520; В., Б., Маркуш J. и др. у Цphoj гори. 2006. С. 99. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841820.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010