Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае полезно читать их, хотя бы ты и не понимал читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не переменял воды, где размачивал листья. «Почему ты не переменяешь воды, разве не чувствуешь, как от нее нехорошо пахнет?» спрашивали Арсения братия. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в мире, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день страшного суда избежать адского смрада», – отвечал Арсений; 40 лет прожил он в пустыне и умер на 95 году своей жизни. Св. Пророк Исаия происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним были серафимы, из которых каждый имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается!» После сего послышался голос Божий: «Кого Я пошлю к иудеям? Кто пойдет для нас?» Исаия отвечал: «Пошли меня, я пойду». Господь вещал ему: «Поди. Настойчивой проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза, и в душе своей останутся бесчувственными; они не обратятся, и Я не исцелю их». Исаия спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют дома, и эта земля не сделается пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

1. Авве Антонию открыто было некогда в пустыне: в городе есть некто подобный тебе, врач по званию, избыток свой отдающий нуждающимся, и каждый день воспевающий Трисвятое с ангелами Божиими. 2. Брат пришел к келии аввы Арсения в Ските и посмотрел в окно и увидел старца всего как бы огненным. Был же брат достоин видеть. И когда он постучался, вышел старец, и увидел брата в ужасе, и говорил ему: долго ли ты стучался? и не видел ли ты чего? Он же сказал: нет. И побеседовав с ним, отпустил его. 3. Сказал ученик аввы Арсения, говоря как бы об ином некоем, а может быть это он сам был, что когда один из старцев сидел в келии своей, пришел к нему голос, говорящий: поди, покажу тебе дела людей. И встав вышел, и привел его в некоторое место и показал ему Эфиоплянина, который рубил дрова и сделал большую вязанку, попробовал нести ее и не мог и вместо того, чтобы убавить из ней, он пошел и еще рубил дрова и прикладывал к вязанке. И так делал много раз. И проведя немного, показал ему человека, который стоял у колодезя и черпал воду из него и выливал ее в сосуд разбитый, и вода выливалась в колодезь. И говорит ему еще: поди, покажу тебе иное. И вот увидел он храм и двух мужей сидящих на конях и несли бревно наискось один вопреки другому. Хотели же они через дверь войти в храм и не могли, потому что бревно было поперек, и не смирил себя ни один, чтобы стать позади другого, дабы нести дерево прямо, посему и остались за дверьми. И сказал ему: это те, которые несут как бы иго правды с гордостью и не смирились, чтобы исправить себя и идти смиренным путем Христовым, потому и остаются вне царства Божия. А тот, кто рубит дрова, есть человек, имеющий много грехов; вместо же того, чтобы покаяться, он не убавляет своих грехов, но иные беззакония прилагает к своим беззакониям. А наливающий воду есть человек делающий и добрые дела, но поелику примешивает к ним и худые, то губит и добрые свои дела. Почему надлежит всякому человеку быть бодрственным в рассуждении дел своих, чтобы не тщетно трудиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

28 . Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Баноне, одна весьма богатая и богобоязненная девица из сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца, чтобы он принял ее. Архиепископ пошел к авве Арсению и просил его, говоря: такая-то девица сенаторского рода пришла из Рима и желает видеть тебя. Но старец не согласился принять ее. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрягать ослов, говоря: «Я надеюсь на Бога, что увижу старца; ибо пришла видеть не человека. Людей много у нас и в городе, но я пришла видеть пророка». Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Но он поднял ее с гневом и, смотря на нее, сказал: «Если хочешь видеть лицо мое, то вот смотри!» Девица от стыда не взглянула на его лицо. Старец говорит ей: «Разве ты не слышала о делах моих? На них должно смотреть. Как ты решилась плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты женщина, что тебе никогда не должно никуда выходить? Или ты для того пришла, чтобы, по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я видела Арсения, – и море сделается путем для женщин, идущих ко мне?» Девица отвечала: «Если Богу будет угодно, я не допущу ни одной женщине придти сюда; но ты молись о мне и поминай меня всегда!» Старец в ответ сказал ей: «Буду молиться Господу, чтобы Он изгладил память о тебе из моего сердца». Услышав это, она пошла в смущении и, по возвращении в город, от печали впала в горячку. О болезни ее сказали блаженному архиепископу Феофилу. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось. Девица отвечала: «Лучше бы никогда не приходить мне сюда! Я сказала старцу: «Помни обо мне», а он отвечал: «Буду молиться Богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе»; – и вот я умираю от печали». Архиепископ сказал ей: «Или не знаешь, что ты женщина и что через женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда молиться». Таким образом успокоилась девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

960.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 961. Алфавитный патерик. 962.  Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44). 963.  Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6. 3). 964.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39). 965. Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 1, 5). 966. Алфавитный патерик. 967. Алфавитный патерик 968.  Для чистых все чисто (Тит. 1. 15). 969. Алфавитный патерик. 970. Слово 89. 971. Притч. 25. 8. 972. Алфавитный патерик. 973. Житие преподобного Василия Нового, мытарство осуждения. Четьи-Минеи, 26 марта. 974. Патерик Алфавитный. 975. Пароход этот именуется «Валаам». С открытия судоходства на Ладожском озере до осеннего бурного времени пароход дважды в неделю ходит в Валаамский монастырь, отправляясь каждый раз из Шлиссельбурга. 976. Остров Валаам от ближайшего берега в двадцати пяти верстах, от финляндского города Сердоболя в сорока, от Коневского монастыря в восьмидесяти; в окружности имеет около тридцати верст; принадлежит к Санкт-Петербургской епархии, а по гражданскому распределению к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. 977. Рукописное житие святого Авраамия Ростовского и Словарь Российских святых. 978. Словарь Российских святых. 979. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря. Может быть, архивы Финляндии доставят со временем сведения более определительные и подробные для истории Валаама, нежели какие доставляются источниками, ныне известными. 980. Пребывание на Валааме преподобных Арсения, Савватия и Александра — достоверные факты, сохраненные в их жизнеописаниях. В жизнеописании преподобного Свирского, написанном учеником его Илларионом, сказано с достаточною подробностию и великою похвалою о подвижничестве Валаамских иноков, а в житии преподобного Арсения что в монастыре было многочисленное братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Александру сказал: " Ступай на корабль и плыви вверх " . Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: " Пойдем со мной до реки, там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему " . Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собой: " Не огорчил ли кто из нас старца, и потому он удалился от нас? " . Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: " Пойду к моим отцам " ,– и, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подойдя, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: " Если ты монах, то иди в гору " . Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: " Арсений! Если ты монах, то иди в гору " . Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: " Ужели не слышали вы, что я был болен? " . Они отвечали: " Слышали " .– " Что же вы не пришли навестить меня? " – сказал старец. Авва Александр отвечал: " Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: " Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них " " . Старец сказал им: " Теперь опять будут говорить люди: " Не нашла голубица покоя ногам своим, возвратилась к Ною в ковчег " " . Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: " Пришли однажды из Александрии некоторые отцы видеть авву Арсения. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжательным, и имел с собой одного из племянников по брату. Старец был тогда болен и не хотел видеться с ними, дабы и другие также не пришли и не стали беспокоить его. В то время находился он в Петре Тройской. Отцы возвратились с печалью. После того случился набег варваров, и старец пошел и захотел остаться в нижних пределах Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Зададимся этим вопросом и мы — в чем здесь дело? Ведь апостолы и вправду призывали: “Всегда радуйтесь” ( 1 Фес. 5, 16 ).   И Сам Господь Иисус Христос учил:”… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры” ( Мф. 6,16 ). Критика чистой радости Давайте подумаем вот о чем. Если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме(Лк. 19,41)?   Почему предрекал такие печальные, такие страшные события? “Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами: и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне ( Лк. 19,43–44 ). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками “Осанна!” И вот не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут — не знаем, как это звучало по-древнееврейски — в “пессимизме” и “алармизме”. Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” ( Мф. 10,34–37 ). Так что, может, завет апостола Павла “всегда радуйтесь” (7 Фес. 5, 16)  — это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? “Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, — писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. — Если любить его ради самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа” (Игумения Арсения. М., Издательство Сретенского монастыря, 2004. С.326).

http://azbyka.ru/deti/bomby-v-saharnoj-g...

Критика чистой радости (не по Канту). Часть 2 От социалистического реализма к глобалистическому Но если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме (Лк. 19, 41)? И предрекал такие печальные, такие страшные события? «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» (Лк. 19, 43–44). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками «Осанна!» И вот – не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут – не знаем, как это звучало по-древнееврейски – в «пессимизме» и «алармизме». Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 34–39). Так что, может, завет апостола Павла «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16) – это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? «Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, – писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. – Если любить его ради него самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа» (Игумения Арсения. М., 2004. С. 326). Фактически, нынешние идеологи не омрачаемой конфликтами радости призывают ко второму виду любви (любить ближнего ради него самого). Но преподносится это как истинное христианство. А третий вариант (любить ближнего ради Господа) выдают за первый – «любить для себя» – и называют ханжеством, неофитством и эгоизмом. Дескать, с какой стати вы портите родственникам настроение? Почему они должны плясать под вашу дудку? У них свой путь, свой выбор (иногда еще говорят «свои отношения с Богом»). А вы ведете себя эгоистично.

http://pravoslavie.ru/696.html

«…Они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки» Люди изнывали под бременем грехов, неверия, отчаяния, они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки, а у него был дар взять твою душу, соединить ее со своей душой и обе их вознести к престолу Пресвятой Троицы. Поэтому множество архиереев, настоятелей и настоятельниц, священников, высокопоставленных лиц, интеллектуалов, людей состоятельных — цвет страны — непрерывной цепью, неостановимой лавиной друг за дружкой спешили к келье батюшки, чтобы излить там свою душу. Батюшка знал лишь одно: что он должен следовать святому Павлу, как святой Павел последовал Христу, сказавшему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28.). Отец Арсений следовал Христу, беря на себя бремя мира, потому что он имел на себе печать Христову, начертанную в его душе, ту печать, которая, по свидетельству святого Симеона Нового Богослова, означает — взять на себя грехи других, и считать их своими, и оплакивать их, как если бы они были твоими, отдавая даже душу свою за душу ближнего, — так ты несешь на себе печать Христову. Бог призвал к Себе отца Арсения. Он призвал его к Себе, и сегодня мы задаем себе вопрос: как стало возможно, чтобы столь прекрасный цветок произрос на нашей земле? Как мог родиться и вырасти человек столь мощный? Только милость Божия ведает глубину этой тайны. Мы же знаем только то, что он родился в благословенной семье и у него было семь лет, проведенных в родительском доме. Бог даровал его румынскому народу, чтобы он помог ему постигнуть моменты истины, ибо где истина, там Церковь, и Церковь там, где истина и Православие. Батюшка отошел на небеса, и многие скорбят, но он радуется, ибо исполнилось слово, которое он столько раз повторял: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»( Пс. 41: 2). Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины Фрагмент из слова на кончину отца Арсения (Папачока) Он обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом

http://pravoslavie.ru/47941.html

Основанные на этой почве соображения или скорее недоразумения, вовремя не разъясненные и не рассеянные, по-видимому и порешили вопрос о церковных имениях в том виде, как это произошло. Со стороны же Св. Синода, как я уже говорил выше, противодействий ожидать было нельзя. Вообще высшие иерархи, хотя и призванные быть первыми блюстителями интересов Церкви, все время держались самой пассивной роли и не решались обнаруживать вполне открыто свое недовольство, исключение составлял один митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Моцеевич, в лице которого, по-видимому, и сосредоточилось все то, что могло сделать и сказать русское духовенство того времени против реформы Екатерины II. Конечно, самый факт настойчивого протеста со стороны Арсения Моцеевича, когда другие иерархи, будучи недовольны распоряжениями правительства и считая их неправильными, молчали, свидетельствует о силе духа и твердости характера Ростовского митрополита. Но самые возражения Арсения Моцеевича едва ли можно признать удачными. Они совершенно игнорировали ясные для большинства недостатки в существовавшем положении церковных имений, опирались на формальный основания, свидетельствовали о недовольстве архиерея правительством и вообще не были достаточно целесообразны. В своем первом доношении Св. Синоду по поводу ре- тельство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф.18:18 )… Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 )… а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр.13:17 )… По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякая науки содержали и снабдевали, сиречь, философския, богословския, математическия и астрономическия»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010