Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б) Святое евангелис М.п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу Великого Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресвятой Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Другие предметы достойные внимания: 1) Большая серебрянная отличной работы лампада пред чудотворным образом, с следующей на ней надписью: «в вечное милосердых чудес Пресвятой Богоматери прославленье к сему чудотворному Пречистыя Богородицы образу 1744 г.. приложила сию лампаду генерала и кавалера Тараканова сожительница Евдокия, за избавление милосердием Преч. Богородицы от тяжкой болезни, а ежели кто сию лампаду от чудотворного образа отымет, тому судит Бог». 2) Священническая риза зеленого бархата с вышитым золотым оплечьем и эпитрахиль красного бархату с таким же шитьем - дар гетмана Мазепы. 3) Иконостас нынешнего храма по распоряжевию Св. Синода в 1788 г. перешел из упраздненного Сумского монастыря; живопись его очень не искусной руки. На лево от иконостаса икона 1758 г. в богатом серебрянном окладе с позолотой дар графа Петра Ивановича и графини Марфы Егоровны Шуваловых. 4) Древние книги: 1) требник м. Петра Могилы 1646 г. К.п. 2) Ключ разумия «священником, эаконником и ляйком належачий, за поправою и придятками, от недостойного иером. Ифаникия Голятовского». р. 1665 во Львове, в типографии М. Слиозки. Здесь: а) предмова посвятит. Львов. епископу Арсению Желиборскому; б) предмова до священников, законников и ляйков; в) «казаня» т.е. слова на разные праздничные дни; г) «наука короткая зложеня казаня» т.е. наставления относительно сочинения проповедей; д) «чуда Преч.

http://sobory.ru/article/?object=52333

Типография братства, – особенно когда во главе её стал с 1614 г. ученый иеромонах Памва Берында, – работала весьма усердно и выпускала книги, необходимые для богослужения, а также разные религиозно-нравственные и педагогические сочинения. За период времени с 1600 по 1620 г. были напечатаны: 1) в 1601 г. – Октоих, 2) в 1608 г. – Часослов и Псалтырь, 3) в 1609 г. – часослов и Беседа св. Иоанна Златоуста о воспитании чад, 82 4) в 1613 г. – Книга о священстве св. Иоанна Златоуста , 83 5) в 1614 г. – О воспитании чад, 6) в 1615 г. – Псалтирь и две книги в стихах: Плачь, альбо ламент по Григории Желиборском, и Памвы Берынды, Вирши на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и на некоторые другие праздники, 7) в 1617 г. – Триодь постная. Львовское братство не иначе издавало книги, как подвергнув текст поверке по подлинному и по славянским спискам. 84 Материальные средства Львовского братства пополнились щедрым даром знаменитого братчика Константина Корнякта. В 1603 году он умер и перед смертью завещал братству 4000 злотых, обеспечив их на своем имении Збоисках, при чем он указал, чтобы одна половина процентов из этой суммы употреблялась на городскую церковь , а другая на Онуфриевский монастырь. Братство по-прежнему работало на пользу интересов угнетенной русской народности. В 1605 году братство посылало своего члена Бартникевича и двух священников на сеймик в Сондовую Вишню, где собиралась русская шляхта, и дало своим послам инструкцию настоятельно домогаться, чтобы русский народ не был стесняем в отправлении своего богослужения и в гражданских правах. В 1608 году с этою целью братство пригласило к складчине восемь братств из предместий; общее собрание состоялось в присутствии духовенства, положен был общий сбор и назначены два сборщика; сумма эта предназначалась для придворных польских чиновников, которых можно было смягчить в пользу русских путем подкупа. В 1609 году послы братства домогались пред королем для русских по крайней мере тех прав, которыми пользовались армяне и евреи, а если это не угодно, то просили дозволить русинам оставить отечество и переселиться в Молдавию. 85 Наскучив беспрестанным отправлением депутатов в Варшаву, братство в 1616 году постановило, чтобы те из братчиков, которым наиболее известен ход судебных дел, по очереди жили в Варшаве, каждый восемь недель, в качестве резидентов для хождения по судам; а братство принимало на себя попечение об их семействе и хозяйстве. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

90–93, т. I, стр. 144; Свод. галиц. рус. летоп., ч. I, стр. 501. 85 В Львовской братской типографии за время Петра Могилы – оставившего цензуру книг за собой – напечатаны были следующие книги: в 1634 г. – «Богородичник» (канон Пресвятой Богородице); в 1636 г. – «Евангелион, сиречь благовестие богодухновенных Евангелистов», роскошное издание в лист, с картинами (более 50-ги), заглавия и прописные буквы позолочены; в 1637 г.– «Требник» и «Псалтирь»; в 1638 г. – «Анфологион»; в 1639 г – «Четвероевангелие», «Псалтирь» и «Октоих», в лист и с 12 картинами (с обозначением имени типографщика – Иоанна Кунотовича), в 1640 г. – «О таинах церковных»; в 1641 г. – «Октоих», «Трефологион», в 1642 г. – «Еводия» (Благоухание), стихотворный сборник, посвященный Григорием Бутовичем Львов. еп. Арсению Желиборскому, «Поучение новопосвященному иерею», «Часослов» с посвящением Петру Могиле , в 1643 г. – «Анфологион», в средине более 40 картин; в 1644 г. – «Октоих», с 10 картинами и со стихами, «Евангелие» и «Требник». См. Каратаев, Оп. слав. рус. кн., стр. 445 и послед., Строев, Оп. кн. Толстого, 84, 91, 100, 101, Ундольский, Оч. слав. рус. библ. стр. 60, 62, 65; Макарий, Ист. рус. цер., т XI, стр. 573. 87 Деяния одного из таких Луцких соборов, именно 26 сентября 1638 г. занесены в отдельную книгу, изданную в том же году в Кременце: «Синод в Луцкой кафедральной церкви»; см. Ундольский, Очер. слав. рус. библиогр., стр. 57, 457, см. подробное оглавление этой книги у Каратаева, Опис. слав. рус. кн., стр. 463. 91 См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 607, 645, 678, 743 и 756. Особенно любопытны распоряжения Древинского. Князь Николай Черторыйский, определив известную сумму постоянных доходов на разные учреждения, между прочим, назначил на вечные времена в кружку братскую нищенскую 50 злотых польских, да на одеяние 10 мужчин и 10 женщин богадельных, слепых и хромых, т. е. на сермяги, рубахи, шапки, башмаки, чепцы по 150 злотых. Пам. Киев. Ком., т. I, XIII. 93 Из этой описи видно, что братство имело: 1) Каталог братский в белом пергаминном переплете; в этот, каталог собственноручно вписывали свои имена все принадлежавшие к составу братства, здесь же запорожские казаки «со всеусердием» вписывали имена свои и обещания: «готовыми ся быти при Вере и Церкви святой Восточной, примножати и розмножати даже до последняго времени»; 2) книгу братскую для вписывания дел и уставов братских (сборник грамот и постановлений, тщательно переписанный в 1620 году); 3) протокол действий и разные бумаги, в красном кожаном переплете, и 4) помянник, начатый в 1618 г. и затем переписанный в 1677 г. иеромонахом Иеремией Савицким. – Сборники нот указывают, что в братских певческих хорах развито было гармоническое пение, разложенное на 5, 6 и даже на 8 голосов (партий). См Пам. Киев. Ком., т. I, стр. 252 и послед., а также «Киевлянин», 1841 г., кн. 2-я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С 1639 по 1643 год типографиею общества управляли: прежде Иван Кунатович, при коем напечатан Октоих (1639 г.); а после (1641) Андрей Скольский 425 , напечатавший 1358 экземпляров Трифология. Один экземпляр сей книги находится в библиотеке общества. В 1643 году Слёзка помирился с обществом и получил опять типографию в свое управление, с тем, что все большие сочинения in folio и in quarto обязывался печатать исключительно для общества за известную плату; издания же in 8° и менее того мог напечатать в свою пользу, но на своей бумаге, отпечатывая за каждое такое издание по 900 экземпляров для общества безденежно, и обязываясь ставить на издании не свое имя, а ставропигиальной типографии. До 1651 года дело шло согласно, и в продолжение сего времени издано множество больших и малых книг, в том числе 1,224 Октоихов, 1,065 Евангелий и третье издание (1651 г.) Трифология. Продажа русских книг была в то время весьма значительна, вероятно потому, что по случаю так называемой казацкой войны, в Киеве почти ничего не печатали. Однако ж Слёзка, не довольствуясь предоставленными ему выгодами, начал печатать и продавать и большие книги в свою пользу, а наконец, оставив типографию общества, принялся за издание русских книг на свой счет. Начался опять процесс, но смутные обстоятельства того времени и происки Слёзки не дозволили окончить оный, так что до самой смерти своей, в 1667 году, он владел беспрепятственно славяно-русскою типографиею и издавал русские книги. В 1669 году, в царствование короля Михаила, дело решено наконец в пользу общества с тем, чтобы оно приобрело от наследников Слезки всю типографию. Процесс и типография стоили обществу 13,560 злотых 28 грошей. С тех пор, до 1707 года, общество пользовалось почти постоянно исключительным преимуществом печатать славяно-русские книги. Акты оного свидетельствуют, что с 1654 до 1704 года изданы в типографии общества следующие книги: 1654 года «Апостол» – находится в Желиборской церкви. 1664 года «Триодь Постная» печатана Симеоном Ставницким – находится в библиотеке Онуфриевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Там же. стр. 108. Такими благородными подвигами особенно отличались епископ Протасевич, кардинал Юрий Радзивил, и брат его, Николай Христофор, известный под именем сиротки. Последний употребил значительные суммы на покупку изданной отцом его библии, и все экземпляры предал пламени (там же. стр. 109). 410 Ж. М. Н. П. 1849 г. Июнь. стр. 154, 155, 156, 159; 1850 г. Май. стр. 81; Июнь. стр. 121, 137, 138 и проч. 419 Иван Федорович или Федоров основал типографию первоначально в Москве 7061 года от сотворения мира (1565), как то видно из предисловия, напечатанного им в книге Апостол; но, будучи там притесняем, решился переехать в Польшу. Здесь снискав покровительство великого гетмана Литовского Ходкевича, жил некоторое время в поместье, которое было ему предоставлено для содержания себя с семейством, а после того отправился во Львов, побуждаемый своим призванием просвещать Русский народ посредством своего искусства. Переселение Ив. Федорова из Москвы последовало, вероятно между 1564 и 1569 годами, ибо гетман Ходкевич, как известно из истории, умер в 1569 году, а в 1570 году Ив. Федоров открыл уже типографию во Львове. Известнейшее из напечатанных им здесь сочинений есть Апостол, начатый печатанием 25 Февраля 1570 и конченный 15 Февраля 1574 г. Теперь существует один только экземпляр сей книги во Львове, в библиотеке Греко-униатского монастыря. В последствии Ив. Федоров обеднел до того, что принужден был заложить еврею весь свой типографский завод за 411 злотых и умер во Львове, 1583 года, в совершенной нищете. 421 В этой грамоте, пожалованной Львовскому церковному Братству королем Сигизмундом III, 15 Октября 1592 года, между прочим, сказано: «turn et officinae pro excudendis libris institutionem ad eandem Ecclesiam antiquitus institutam, introductam et ante aliquot annos reformatam (libertates ratificamus et roboramus)». Ж M. H. П. 1838 г. Сентябрь, стр. 565. 425 Этот Скольский печатал Русские книги у Слёзки, 1638–1640 гг. в звании товарища, что однако ж было ему воспрещено. После он получил грамоту на открытие типографии, но по бедности не мог воспользоваться оною. В 1645 и 1646 годах он служил типографом у Желиборского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Выдача монархом двух противоречивых привилеев усугубила разделения в православной иерархии, и повлекла к внутрицерковным конфликтам» (60). В принципе, решающее слово в утверждении кандидата на Киевскую митрополию при­надлежало Константинопольскому Патриарху. Но до Константинополя было далеко, а разви­тие событий требовало неотложного решения, и такое разрешение коллизии решил взять на себя гетман Правобережной Украины Павел Тетера. В конце ноября он направил духовенству и мирянам грамоту, в которой призвал призна­вать митрополитом Киевским Иосифа (Тукальского) и всецело ему повиноваться. Но здесь вмешались польские власти, которые усмотрели в митрополите Иосифе «скрытую злость в отношении к Отчизне». В 1664 г. он был арестован и заточён в Мариенбургскую крепость (Вос­точная Пруссия), где содержался около трёх лет. По заточении митропо­лита Иосифа, король Ян Казимир 27 марта 1644 г., проигнорировав другого кандидата – митрополита Антония (Винницкого) и в нарушение принятых норм, волюнтаристически назначил митрополитом Киевским епископа Львовского Афанасия (Желиборского). Через три года польское правительство, испугавшись волнений связанных с ­арестом популярного митрополита и в силу Подгаецкого договора с казаками, выпустило митро­полита Иосифа из тюрьмы. Вместе с тем, король отозвал свой привилей относительно утвержде­ния его митрополитом Киевским, и 12 августа 1667 г, снова назначил администратором митро­полии владыку Антония (Винницкого). Но так как Патриарх Константинопольский отказался утвердить владыку Антония на Киевской ка­федре, то в глазах приверженцев митрополита Иосифа он оставался единственным законным возглавителем Киевской митрополии. Церковными же делами Белорусской (или Мстиславс­кой) епархии, к которой относилась и Литва, фактически управлял его наместник архи­мандрит Слуцкий Феодосий (Василевич), впоследствии еп. Могилёвский. Напомним к сему, что по смерти митрополита Сильвестра по распоряжению гетмана Богдана Хмельниц­кого местоблюстителем (временноисполняющим) митрополии назначен был архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), а в 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV, 428). По всей вероятности, изложенное в этом правиле запрещение обучать детей в монастырях (мужских) мотивировано было и другими соображениями, именно теми же, в силу которых наш Стоглав изгонял из монастырей «робят голоусых» (гл. 49). Во всяком случае это запрещение не было в Греции общим правилом. В знаменитом Студийском монастыре несомненно существовало народное училище (конечно, для мальчиков), как видно из двух правил тамошнего устава, определяющих наказание учителю детей (διδσκαλος τν παδων) за проступки по своей должности (общ. епит. гл. 96 и 97). 113 Λγει γρ μγας Βασλειος ε τις μοναχς ν οδποτε ματι ντιτσσεται τ γουμν ατο, τ γροντι, τ πνευματικ ατο πατρι, ς ντδικος τ Θε ερσκεταυ κρεττον γρ ες Θεν μαρτσαι παρ’ ες να τν τοιοτων. Глаголетъ бо аще монахъ въ коемлюбо словес [ко его изглаголанномъ], сопротивитс игмен своем, ил старц, ил дховном своем ц, ко соперникъ бртаетс: лчше бо къ Бг согршити, нежели къ сихъ. Буквально сходно с 5 псевдо-Василиевым правилом у Ириарта (см. прим. к ст. 86; ср. 213 прав. Никифора Испов. у Питры, t. II, р. 347). Замечательно, что в издании Копыстенского и первых двух Московских опущены были те (уже слишком сильные) слова, которыми оканчивается настоящая статья: «лучше бо есть к Богу согрешити, нежели к единому от сих» (игумену или духовному отцу). В подлинных сочинениях Василия В. нет ничего подобного: он развивает только ту мысль, что монахи, оказывая повиновение своему игумену, должны подражать примеру повиновения, какое святые оказывали Богу (Opp. ed. Migne, t III, p. 1404). Но в Никоновском издании снова являются эти слова, взятые или из греческого подлинника, или из изданий Могилы и Желиборского, у которых, кстати заметить, они напечатаны в скобках и мелким шрифтом. 114 ’Ο λων ρον πνευματικο πατρς ατο, π ζως κα π θαντου νθεμα στω μοως κα τν γονων ατο ες τι εσεβς. Иже разоретъ оуставъ дховоца своег [самою подстрекаемъ при живот и при смерти проклтъ да бдетъ: такожде и родителей своихъ въ коей вещи блгочестивой преслшай.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Берынды ст. 144). Третье славянское чтение статьи, несогласное ни с Никоновским, ни с принятым у Берынды, представляют издания Копыстенского, Могилы, Желиборского и первые два Московские. Во всех этих пяти изданиях статья читается так: «Четвертое правило собора Гагръского сего иже отвращается мирского священника и глаголет, яко ему литургисающу, не подобает от него причаститися, анафеме предает». 144 ’Ιερες ν ξρσ τν μραν, πο λειτοργησεν π πολυποσας, τεσσαρκοντα μρας ργετω κατ τν γιον ’Ιωννην Νηστευτν. ’Εν δ χωρς λειτουργας ξερσ π πολυποσας, τ μισυ τοτων ν δ πγ ες καπηλεον, φοριζσθω. ’Ομοως κα μρας πιτιμται ρ’, ψλλ κα τν ν’, ν ξερσ π κοινωνας. Свщенникъ аще изблюетъ въ той день, въ оньже м дней да бдетъ празденъ, по стом Постник. Аще ли безъ изблюетъ полъ сихъ: аще ли ходитъ въ корчемниц, да лчитс. Подобн и м дней запрещаетс, твор на вскъ день поклонвъ сто, и аломъ н: Помилй м Бже да чтетъ, аще изблюетъ по Правила, изложенные в этой статье, действительно, находятся в номоканоне Постника по редакции Властаря (Σντ. IV, 445), но они приписываются также и другим отцам церкви, именно Никифору Исповеднику (Pitra, op. cit. p. 340, can. 132) и Феодору Студиту (ежедн. Епит. 15, 50 и 64). 145 Ε τις κρατσ τν κοινωναν ες τ στμα του κα τν ξ ες τ ζον του, ες τ μελσσι του, χρνους δ’ μ κοινωνηστω. Аще кто оудержитъ во оустхъ своихъ, и повержетъ въ скоты, ил пчелы сво, д лта да не причаститс. Взято из псевдо-Зонарина номоканона, в котором читается так: ’Ο μεταλαμβνων, κα κρατν τν γαν δωρεν ν τ στματι ατο, [ε] πτει τατην π τ ζον ατο, π μελυσον, π πρβατον ατο, πιτιμσθω χρνους δ’, μετανοας ρ’ (прав. 273). 146 ’Εν κληρικο χοντες δκας λλλων, κα καταλεψωσι τν πσκοπον ατν, κα πρς κοσμοκ δικαστρια πλθωσιν, φοριζσθωσαν π καιρ, κατ τν θ’ καννα τς ν Χαλκηδνιγας συνδου. Аще причетницы, имще прю межд себ, ставлютъ своего, и на сдище идтъ, да лчатс на врем, по м правил въ Халкидон стаг собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Потом без всякой епитимии и без всяких рассуждений бунтовщики завлекали подписываться под сим актом всех, кто только изъявлял к сему хоть малейшее желание. Сколько человек подписалось под сим еретическим актом – достоверно неизвестно. Наказание свыше от игумена Арсения Вскоре после сего иг. Арсений был разбит параличем 28 и лишился употребления речи. В этом ясно обнаружилась карающая десница Божия, но имябожцы понимали это по-своему и подыскали в Библии у св. Пр. Иезекииля в 3-й главе, ст. 20–27, следующий стих: «И язык твой я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им. Так говорит Господь Бог, кто хочет слушать – слушай, а кто не хочет слушать – не слушай, ибо они мятежный дом. Несмотря на найденный текст, который бунтовщики хотели применить к оставшимся верными православной церкви, они ошиблись в своих расчетах, так как уста иг. Арсения не отверзались более для хуления церкви Божией и для совращения православных в имябожескую ересь. Смерть игумена Арсения Дабы закончить с о. Арсением, с момента паралича переставшим играть в описываемой истории смуты какую-либо активную роль, прервем хронологическое выяснение событий. За несколько дней до смерти о. Арсения к нему приходил арх. Иероним и спрашивал его, принимает ли он послание Св. Синода и Вселенского Патриарха, причем и показал ему акты. На это о. Арсений, не имея возможности говорить, движением руки дал знать, что не принимает. Вследствие сего, по распоряжению Афонского Протата, после его смерти, над телом его не было совершено обычного отпевания, но только тело о. Арсения закопали при пении «Святый Боже», как принято погребать всех отщепенцев православной церкви. Такой печальный конец о. Арсения должен послужить вразумлением всем тем, которые, слушая его учение, сбились с правого Пути и, как известно из газет, и доселе остаются в своем заблуждении. Грамота вселенского Патриарха Германа V Киноту

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

— Исполните ли вы то, что я скажу вам? Они обещали исполнить все, что бы он ни сказал. Тогда преподобный сказал: — Не приходите никогда туда, где будет Арсений. Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келию тебе, тогда мне придется открывать ее для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошел к преподобному, так как боялся, как бы он не ушел из того места. Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в нее. Арсений, думая, что это пришел его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю, лицом вниз, для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдешь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда. В другой раз пришел еще один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию указать ему дорогу к келии Арсения. При этом он сказал братии: — Я хочу побеседовать с отцом Арсением. Но братия отвечали ему: — Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придет в церковь. Инок же тот сказал братии: — Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного. Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келии старца Арсения (следует заметить, что келия Арсения отстояла от скита на тридцать стадий) Подойдя к келии, брат постучал в нее. Старец открыл дверь и впустил в келию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010