аннулировал все уступки православным на территории П. е. Однако осуществить этот декрет властям не удалось. Антоний при поддержке паствы не допустил Хмелёвского во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Хмелёвскому, а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) были безрезультатны. После смерти Афанасия (Крупецкого) король 21 сент. 1652 г. передал кафедру Хмелёвскому, но он не смог занять кафедру и находился в Валяве. 24 нояб. 1663 г. Антоний (Винницкий) получил от короля назначение на Киевскую митрополичью кафедру (в это же время был дан привилей Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) ). Антония признавали митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. После смерти Львовского еп. Афанасия (Желиборского) в 1666 г. Антоний стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). В кон. 1666 г. митр. Иосиф был освобожден, но 12 авг. следующего года кор. Ян II Казимир аннулировал данный Иосифу привилей и признал Антония единственным законным митрополитом Киевским. При этом большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил епископом Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией Антония. В руках последнего осталось только управление П. е. Митр. Антоний добился поставления коадъютором еп. Георгия (Юрия) (Гошовского), его хиротония состоялась в 1667 г. в перемышльском кафедральном соборе, он управлял П. е. в 1667-1675 гг. ( Krochmal A. 2016. S. 64). В 1670 г. в Перемышль был назначен униат. еп. Ян (Малаховский), но Антоний не допустил его во владения кафедры (после кончины Антония, в 1690, Малаховскому удалось отобрать у правосл. кафедры 5 деревень в окрестностях Перемышля). В 70-х гг. XVII в. митр. Антоний установил контакты с Россией, в частности через рус. резидента в Варшаве В. М. Тяпкина, и в кон. десятилетия просил у Москвы поддержки в борьбе с планами «новой унии» кор.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Щуровцах Кременец. повета, Марка Захаревича Берестянича, бывшего пред тем при церкви с. Теслугова, на мещан Щуровицких о том, что они, вопреки уговору с ним при вступлении его на приход с Теслуговского прихода, тайно пригласили к своей церкви другого священника (из Рыннова) и тем ввели его в большие убытки (Архив, ч. 1 т. 6, стр. 121). 476 Село Корытно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Федора и Василия Корытенских з Корытна» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78). При церкви села Корытна священнослужителями состояли: 1) «парох Корытенский» Алексий Гловачевский, служил, вероятно, до конца 18 века; в Теслуговских метрич. книгах есть единственный его акт – от 13 февраля 1746 г., где он именуется «парохом Корытенским»; 2) свящ. Дамиан Григориевич Амброзиевич (с 1801 по 1805 г.) и 3) зять Д. Амброзиевича – Иоанн Феодорович Суходольский, род. около 1783 г., священствовал в Корытне с 1806 г. по 9 апреля 1840 г., в каковой день он умер на 57 г. жизни и погребён на приход. кладбище благочинным – Фаддеем Жуковецким. После смерти его церковь эта была приписана к Теслуговскому приходу. Псаломщиками при Корытенской церкви были: 1) Пётр Демчинский (до 1805 г.); 3) Павел Демчинский (1806 г. – 1807 г.); 3) Иван Козицкий (в 1808 г.); 4) Павел Флорианский (1800 г. – 1811 г.); 5) Василий Палевич (1812 г. – 1819 г.); 6) Пётр Алексеевич Гловачевский (1820 г. – 1831 г.) и 7) Пётр Дамианович Демчинский (1835–1839 г.). При Корытенской церкви хранятся след. старопечатные книги: 1) Ευαγγλιον, или Благовестие, издано во Львове при Афанасии Желиборском 30 марта 1665 г., приобретено для Корытен. церкви за 30 польских злотых неизвестным благотворителем; 2) Октоих, изд. Братства во Львове 1739 г.; 3) Псалтирь, приобретённая для Корытен. церкви Василием Соколовским из Радзивилова в 1748 г.; 4) Апостол, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1783 г.; 5) Триодь цветная, изд. при еп. Киприане Стецком в Почаеве в 1786 г. и 6) Требник, изд. в Москве в 1795 г. 477 При церкви, села Хотина священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Флорианский (1797–1818 гг.); 2) протоиерей Василий Моссаковский (1818–1847 гг.); 3) свящ. Антоний Моссаковский (1847–1856 гг.); 4) свящ. Карп Струсь (1806 г. – 26 сентября 1857 г.) и 5) свящ. Пётр Васильев. Моссаковский – с 26 сентября 1857 г. ныне служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Наиболее вероятной причиной отъезда И. из Киева был конфликт с местоблюстителем Киевской митрополии Мстиславским еп. Мефодием (Филимоновичем) . После смерти в мае 1663 г. Киевского митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) И. вместе с др. представителями киевского духовенства обратился к старшине запорожского войска с просьбой не допустить еп. Мефодия к управлению митрополией; старшина в свою очередь должна была хлопотать перед царем, чтобы местоблюстителем стал Лазарь (Баранович) (см. текст обращения: Черниговские ГВ. 1858. 26. С. 201-202). В письме царю Алексею Михайловичу от 27 июля 1669 г. И. объяснял, что покинул Киев, потому что еп. Мефодий его «зело оскорбил и гонил». В качестве возможной причины отъезда И. из Киева в лит-ре часто называют разрушение Киево-Могилянской коллегии гетманом П. Д. Дорошенко в 1665 г. Однако Эйнгорн утверждает, что никакого разрушения коллегии не было ( Эйнгорн. 1899. С. 323). С этой т. зр. солидарен и С. Т. Голубев ( Голубев 1901. С. 337). Оба автора отмечают, что в сохранившихся челобитных царю, где руководство коллегии просит о материальной помощи, речь идет только об ущербе от пожара 1658 г. О пребывании И. после отъезда из Киева в Львове известно из 3 источников: из посвящения 3-го издания «Ключа разумения...» (1665) Львовскому еп. Арсению (Желиборскому), где И. пишет о гостеприимстве архиерея; из послесловия «Czytelniku zacny» к соч. И. «Stary Koció...»; из письма И. царю от 27 июля 1669 г. В Львове, по словам И., он занимался доработкой «Ключа разумения...», написанием и изданием соч. «Небо новое...» (1665; 1666). О пребывании в 1664-1665 гг. в Галичине И. сообщает в соч. «Небо новое...»; он рассказывает, что ему, «грешному иеромонаху Иоанникию», трижды являлась во сне Пресв. Богородица: 26 нояб. 1664 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту (существовал в совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.), 7 июля и 25 авг. 1665 г. в Львове. В послесловии «Czytelniku zacny» к соч. «Stary Koció...» И. также сообщает, что после Львова он «скитался на Подолье, Волыни, в Литве и в других местах», побывал в Луцке, Слуцке и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Для наблюдения за порядком во время заседаний братства была в 1662 году учреждена должность маршала, который был обязан смотреть, чтобы во время совещаний и подачи голосов каждый занимал свое место, держал себя прилично, не прерывал речь другою, и т. п. На эту должность был избран Иван Мазарани. Братство также озаботилось улучшением материального положения своего проповедника, которому назначило значительную по тому времени плату, именно 300 зол. в год. В состав братства продолжали вписываться влиятельные люди; так в 1662 году вписались находившиеся во Львове: казацкий гетман Иван Выговский и войсковой судья Григорий Лесницкий. В 1666 по 1669 г. вписались: Туркулы, Павел Тетеря и другие. В кассу братства по-прежнему делались крупные пожертвования; так, в 1663 году старший братчик Василий Григорович завещал на церковь – 1000 злот., в 1670 г. старший братчик Иван Мазарани завещал на содержание при церкви проповедника – 4000 злот., а в 1673 году Иван Васильевич завещал на церковь 1000 злот. Дочь Иеремии Могилы Анна Потоцкая подарила в 1665 году братству драгоценное Евангелие, окованное золотом, стоимостью в 1.300 червонцев. Братская издательская деятельность во второй половине XVII века по-прежнему процветала и братская типография во множестве выпускала в свет: Евангелий, апостолов, псалтырей, богослужебных и других богословских и учебных книг. 42 В 1669 году братство, по желанию Иерусалимского патриарха, послало ему 48 разных книг и в том же году бесплатно снабдило книгами разные монастыри, как например: Киево-Михайловский, Сокальский, Добромильский и другие, а в 1671 году братская типография исполнила заказ Молдавского господаря Дуки, просившего братство напечатать славянскими буквами 400 экземпляров Валахской псалтыри. По смерти Львовского епископа Афанасия Желиборского, в начале 1668 года, при старании братства был выбран во епископы Евстафий Свистельницкий, который по представлению митрополита Винницкого был утвержден в этом сане королем и затем посвящен во епископы под именем Иеремии в братской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Согласно «Летописи Львовского ставропигийского братства», в дек. 1662 г. Собор с участием духовенства и мирян избрал на Львовскую кафедру родного брата почившего архиерея Адама Желиборского. 20 мая 1663 г. А. Желиборский получил утверждение от кор. Яна II Казимира. В окт. 1663 г. новорукоположенный еп. Афанасий (Желиборский) уже осуществлял полноценное управление епархией. В марте 1664 г. он получил от короля должность администратора Киевской митрополии на землях, подконтрольных Речи Посполитой, и выполнял эти обязанности вплоть до смерти 7 нояб. 1666 г. Как и его брат, еп. Афанасий выполнял различные дипломатические поручения королевского двора, используя свои контакты с руководством гетманской Украины. В 1666-1676 гг. шла длительная борьба за право обладания Львовской кафедрой. В 1666-1667 гг. временно управляющим епархией являлся бывш. еп. Перемышльский и митр. Киевский в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) , затягивавший проведение выборов нового архиерея. В янв. 1667 г. оппозиционная часть местной шляхты провела в г. Галич совещание, на котором на Львовскую кафедру был избран шляхтич Иван Шумлянский. Последний при посредничестве Львовского Римско-католического архиеп. Яна Тарновского обратился к королю, к-рый 27 февр. 1667 г. выдал привилей на Львовское епископство, и в нояб. 1667 г. Шумлянский принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию от еп. Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) с именем Иосиф. К тому времени у Иосифа (Шумлянского) уже был серьезный соперник в борьбе за еп-ство. В янв. 1668 г. признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) созвал собор духовенства и мирян, избравший на Львовскую кафедру шляхтича Евстафия Свистельницкого, принявшего весной 1668 г. монашество с именем Иеремия и хиротонисанного во епископа 10 мая 1668 г. Сторонники Иосифа не сразу стали преобладать в епархии. Так, на епархиальном Соборе в апр. 1669 г. 21 из 37 наместников епархии не признал власти Иосифа и поддержал Иеремию (Свистельницкого) . В 1673-1674 гг. Иеремия фактически проиграл борьбу за Львовскую кафедру, и с 1674 г. Львовское еп-ство закрепилось за Иосифом.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

1007 Все эти послания изданы в Сборнике 1597 г. в Остроге, и в недавнее время напечатаны в Акт. Ю. и 3. России, т. II, Спб. 1865 г. под заглавием: «Четыре сочинения афонского монаха Иоанна из Вишни по поводу возникшей в Южной и Западной Руси унии». 1015 Стрятинская типография куплена впоследствии времени архимандритом Елисеем Плетенецким у наследников Феодора Балабана и послужила основанием типографии Киево-печерской. Строева Опис. рукопис. Толст., стр. 138. 1018 Зубрицк. Летопись под 1607 г. А. 3. Р. IV, 169 и 170. Наук. Сборн. 1867 г. Вып. 3–4, стр. 370–378. Здесь же напечатано послание Исаии от 3 февраля 1607 г. к духовенству и мирянам с обещанием исполнять добросовестно святительские обязанности. 1019 А. 3. Р. IV, 174. Поцей несколько раз звал его в суд королевский к ответу, почему вступил в управление без ведома и согласия его, митрополита, и поставил своего епископа униата. А. 3. Р. IV, 176. 1021 Галицкое духовенство и дворянство опасаясь, чтобы латинский архиепископ не представил по-прежнему своего кандидата, немедленно по погребении Тиссаровского избрали преемником ему Желиборского. Но митрополит не утвердил этого избрания на том основании, что оно сделано без его ведома и не на месте епископской кафедры, а в селе Жолчове; посему назначил новое избрание и от себя прислал, вместо наместника, для присутствия при избрании, луцкого братского игумена Леонтия. 5-го апреля произошло избрание в Юрьевской церкви; первым кандидатом назначен тот же Желиборский, а вторым Даниил Балабан. Митрополит утвердил первого как достойнейшего, а король выдал ему диплом. Наук. сборн. 1866, вып. I–II стр. 74. Львов. 1025 Окружная грамота Тукальского о признании Шумлянского Львовским епископом в А. 3. Р. V, 72. После Шумлянский исходатайствовал себе подтвердительную грамоту от александрийского патриарха Паисия. А. 3. Р. V, 76. 1041 Антоний Винницкий, митрополит русский и епископ перемышльский скончался в 1676 г. и погребен в Лаврове монастыре. 1042 В Наук. Сборн. 1868 г. вып. 3–4 на стр. 345 напечатана уставная грамота его, от 13 апр. 1671 г. касательно епитрахильного жалованья, подаваемого прихожанами священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Николая, св. апостолов Петра и Павла, прор. Илии, св. Иоанна Крестителя, арх. Михаила, преподобных Антония и Феодосия Печерских. Все проповеди представлены в 2 вариантах, кроме тех, к-рые посвящены Антонию и Феодосию Печерским. Соч. «Наука короткая, албо способ, зложеня казаня» - продолжение помещенного в сб. «Ключ разумения...» трактата «Наука, албо способ, зложеня казаня». В «Науке короткой...» автор рассматривает проповеди на воскресные дни и дни памяти святых, рекомендации имеют прикладной характер и часто сводятся к указаниям, как приспособить проповеди, представленные в «Ключе разумения...» и в «Казанях, приданых...», для произнесения их по др. поводу. И. также излагает риторическое учение о воздействии на слушателей. Сб. «Чуда Пресвятои Богородицы...» содержит материал, по мнению автора необходимый для проповедника; возможно, сборник также предназначался для домашнего чтения («на ползу и утеху душевную»). Источник сведений или даты событий иногда отмечены автором в маргиналиях, мн. чудеса не имеют комментариев. Чудеса начиная с 55-го связаны с юго-западнорус. землями, ряд сюжетов относится к Киеву и казачеству. Заканчивается трактат указателем инципитов «конклюзий» для всех проповедей, представленных в «Ключе разумения...». Казаня, приданыи до книги, «Ключ разумения» названой. К., 1660. Л. 1. (РГБ) Казаня, приданыи до книги, «Ключ разумения» названой. К., 1660. Л. 1. (РГБ) В авг. 1663 г. львовский печатник М. Слёзка без ведома И. выпустил издание, в к-ром объединил «Ключ разумения...» 1659 г. и «Казаня, приданыи...» 1660 г. В 1665 г. в типографии Слёзки было отпечатано еще одно издание гомилетических трудов И.- «Ключ разумения, священником, законником и лаиком належачий, з поправою и з придатками», заказчиком которого был автор, в счет оплаты передавший издателю не менее 150 экз. Данное издание содержит наиболее полное собрание проповедей И. Автор посвятил книгу Львовскому еп. Афанасию (Желиборскому). Основанное на более ранних публикациях издание 1665 г. включает переработанные И.

http://pravenc.ru/text/577962.html

и сделал 14 февр. В грамоте отмечалось, что митрополит принял такое решение как законный «пастырь», «конфирмованный от Святейшего патриарха Константинопольского». Слова эти не соответствовали действительности: «благословения» из К-поля И. еще не имел, но они говорили о том, что И. продолжает считать себя законным митрополитом и намерен выполнять свои функции. По мнению Мироновича, И. вернулся к обязанностям Киевского митрополита после смерти 7 нояб. 1666 г. администратора Киевской митрополии Львовского еп. Афанасия (Желиборского) . По-видимому, после разрыва между Дорошенко и Речью Посполитой И. был вынужден оставить Лещинский мон-рь и направился в Корсунь, к-рый находился под властью Дорошенко. В ответ на это 12 авг. 1667 г. король снова дал привилей на Киевскую митрополию Антонию (Винницкому), а привилей, выданный И., аннулировал. В авг. 1667 г. И. находился в Могилёве, где освящал место под строительство каменной ц. во имя свт. Николая. 17 авг. И. решил имущественный спор между Буйничским в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырем и Кутеинской обителью, постановив сместить кутеинского игум. Варнаву (Громовича) с должности настоятеля за совершенное им нападение на Буйничский мон-рь, а Кутеинский мон-рь распорядился присоединить к Буйничскому. Когда осенью 1667 г. И. отправил своего представителя на сейм с жалобой на действия униат. митр. Габриеля (Гавриила) Коленды, маршалок сейма отказался его выслушать, а Лещинскую архимандритию захватил униат Киприан Жоховский . Резиденцией И. после Корсуня стал мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Каневе, игумен которого Геронтий (Дубина) был его духовником. Хотя польск. власти отрицательно относились к И. и его власть не признавали ни гетман Левобережной Украины И. М. Брюховецкий, ни стоявший во главе духовенства на данной территории еп. Мефодий (Филимонович), положение И. в Киевской митрополии в 1667-1668 гг. заметно укрепилось. Его признал законным митрополитом Луцкий еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , а в нач.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010