I. «Увещание бывшему Мошенского монастыря игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком в заключении держащемуся» составлено в 1734 году и окончено мая 31 дня в то время, когда Арсений – иеромонах московского синодального дома и экзаменатор московской епархии назначен был иеромонахом в камчатскую экспедицию по Северному морю и до выезда её жил в Соловецком монастыре. Особенно значительные раскольники тогда, как и до последнего времени, посылались в заточение в Соловецкий монастырь. Игумен Иоасаф был именно из таких. Он был хиротонисан и «на игуменскую власть произведён» переяславским архиереем Кириллом Шумлянским и из настоятеля православного монастыря сделался наставником беспоповщинского общества. «По твоему сказанию, – обращается к нему Арсений в увещании, – в твоем монастыре мошенском, идеже когда тую старинную веру вновь приняли есте, древнюю же православную веру, никогдаже стареющуюся, но всегда новую, понеже от новые благодати взятую, отметнули есте, тогда божественный, во время православной веры возгнездившийся во олтаре вашем церковном невидимо, огнь тоею своею старою верою видимо прогнали есте; явственно бо и видимым образом огнь или паче Духа Святого благодать в виде огня от олтаря вашего церковного, последовательно и от вас самих взятся и на небо взыде, которому чудеси ты сам свидетельствовати не отрицаешися». Это замечательное совращение православного монастыря и с своим игуменом в раскол не могло не обратить на себя внимания Арсения. Он ревностно принялся увещевать игумена-раскольника, беседовал с ним устно, посылал ему книги (например, преподобного Иосифа Волоцкого ) для вразумления; но Иоасаф и «по толиком увещании не подавал ко исправлению и истинному вразумлению надежды». Тогда Арсений написал к нему «Увещание с доводами не от своего ума, ниже от гнилых каких кривотолковых или паче бестолковых источников, но от Писания божественного и от истинного исповедания православного показуя и изъясняя неправое его мудрствование и крайнее заблуждение». Увещание сильно опровергает главные заблуждения раскольников-беспоповцев 1 . Вот коротко содержание этого увещания:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

V. Молчальничество. – Возвращение в обитель и затвор Новый подвиг о. Серафима, – Молчальничество. – Его различные проявлении. – Сущность молчальничества, по понятиям самого старца. – Ответ на вопросы братии о сем. – Молчание, переход к затвору. – Обстоятельство затвора. – Саровский собор старцев. – Приход о. Серафима в обитель и затвор. – Убранство затворнической келлии. – Ношение большого креста, – Одежда и пища в затворе. – Молитвенные труды. – Чтение и толкование св. Писания. – Восхищение в небесные обители. – Причащение св. Таин. – Дубовый гроб в сенях. – Один из сокровенных подвигов старца. – Ослабление затвора. – Посещение старца епископом Ионою и Тамбовским губернатором. – Хождение к старцу братии и его наставления к ним. – Открытие дверей келлии для посторонних. – Описание приема, какой он делал посетителям. – Наставление и краткое молитвенное правило его. – Обращение с знатными лицами. – Приход и старцу простых людей. – Замечательные случаи прозрения, исцелений и других деяний старца, относящихся к настоящему времени. – Окончание Затвора Старец Серафим после смерти строителя Исаии, оставаясь жительствовать в пустыне, принял на себя иноческий труд молчания. «Паче всего должно украшать себя молчанием, говорил он: ибо, говорит св. Амвросий Медиоланский , молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни единого. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса – же орудия суть мира сего». С этих пор жизнь его становится еще безмолвнее прежнего: ибо не одна уже пустынь, но собственные уста старца закрывают ее от нас. В каких же видах является теперь наблюдателю жизнь о. Серафима? Вообще теперь он принял за руководство себе деяния двух древних подвижников – Арсения великого и Иоанна молчальника и пустынника. В частности – если к нему приходили в пустынь посетители, он к ним не являлся. Случалось ли ему самому неожиданно встретить кого в лесу, старец падал ниц лицом и до тех пор не поднимал очей, пока встретившийся не проходил мимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

XIX. Слово, сказанное на литургии в церкви Чистопольского духовного училища 23 . Долг христианина – по мере силе воплощать в себе добродетели св. угодников Божьих Сегодня Святая церковь наша прославляет двух Великих угодников Божиих – Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Арсения Великого . Св. Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов был родом из Галилейского города Вифсаиды; отец его был бедный рыбак Заведей, а мать – Соломия. Как сын бедных родителей, Иоанн Богослов был человек не книжный, простой, и с юных лет занимался вместе со своим отцом рыболовством; но воспитанный с детства родителями своими в строгом благочестии, вере и любви к Богу, и первоначально расположенный к Спасителю проповедью о Нем Иоанна Крестителя, он вместе с братом своим Иаковом стал одним из первых последователей Господа, а избранный вскоре затем в число 12-ти апостолов Христовых сделался одним из ближайших учеников Христовых. За великую его любовь к Господу он удостаивается и сам особой любви Спасителя; как ближний ученик Господа, он вместе с Ап. Петром и Иаковом удостоился присутствовать при воскрешении И. Христом дочери Иаира, во время преображения Господня на горе Фаворе и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском пред страданиями Его. На тайной вечери сей возлюбленный ученик Господа удостоился возлежать на персях своего Божественного Учителя и один только удостоился узнать от Него о предателе; по взятии Господа на страдания, когда все другие ученики Его разбежались страха ради, а Петр даже трижды отрекся от Него, Иоанн Богослов один только следовал за Господом и стоял при кресте распятого Спасителя. За такую великую любовь свою к Господу Ап. Иоанн Богослов и сам пользовался такой любовью Спасителя, что И. Христос пред смертью Своею поручил ему со креста, как сыну, заботиться о Его Пречистой Матери. Нареченный сыном Пресвятой Девы Марии, Ап. Иоанн, по заповеди своего Божественного Учителя, не оставлял Матери Божией до самого Ее блаженного успения, живя и проповедуя почти все это время в Иерусалиме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXIV. Наши современные проповедники публицисты («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. Москва 1873. – Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища священником А. М. Иванцовым-Платоновым. Москва. 1873 г.) Мы не запомним времени в нашей духовной литературе, когда бы проповеднические сборники, и при том более или менее ценные, являлись в таком изобилии, как два-три последние года. Г. Вольф продолжает, хотя к сожалению слишком медленно, выпускать том за томом, свое двойное эльзевировское издание – «Полного собрания сочинений» и «Избранных сочинений» – покойного преосвященного Иннокентия Херсонского . Ко дню годовщины смерти покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского, в прошлом году, в книжных магазинах Москвы и Петербурга появился в продаже первый том нового издания «Сочинений покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского», предпринятого в Москве, по поручению родственников почившего святителя, протоиереем Павлом Казанским и священником Константином Богоявленским. Издатели держатся не систематического, а хронологического порядка издания, и первый том содержит в себе проповеди от 1803 года по 1821 г. Изданы весьма объемистые тома проповедей покойных преосвященных: Николая, епископа Тамбовского и Шацкого (Тамбов, 1872 г.), и Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского (Смоленск 1873 г.), и здравствующих поныне преосвященных: Арсения, митрополита Киевского («Толкование на первые двадцать шесть псалмов – из бесед, говоренных в Варшаве», Киев, 1873 г. и «Собрание слов, бесед и речей», часть первая, С.-Петербург. 1873 г.), Антония, архиепископа Казанского (Казань, 1872 г.), Иоанна, епископа Полтавского (Полтава, 1873 г.), новый том бесед, слов и речей преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского (Орел, 1873 г»), слова и речи Сергие, епископа Курского и Белгородского (Курск, 1871 г.), преосвященного Алексия, епископа Екатеринославского («Слова сказанные в Томске и Екатеринославле», Екатеринославль, 1873 г.), Софонии, епископа Новомиргородского (Херсон, 1872 г.), преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского («Беседовательное толкование второго послания к Солунянам», Тамбов, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

(† 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Вязниковский, Верижник. Сведения о М. сообщают «Книга, глаголемая Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) и «Перечни российских чудотворцев» (списки XVIII-XIX вв.): «Святой праведный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и святаго Николы, иже на Клязьме реце в Мстерской волости Государеве, новый чудотворец» (Описание о российских святых. С. 268; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 115 об., XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 229-229 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 52, XVIII в.; СПбДА. А II/63. Л. 45-45 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). По предположению В. В. Баранова, Богоявленская слобода, преобразованная впосл. во Мстёрскую вол., возникла в кон. XVI в. на погосте рядом с «монастырьком Иоанна Милостивого», к-рый существовал уже в 1-й четв. XVI в. (он упом. в духовной грамоте И. В. Ромодановского 1521-1922 гг.; Баранов. 2008. С. 20). Первые сведения о Богоявленской слободе относятся к 1609/10 г.: с этого времени и до 1628/29 г. она находилась во владении кн. Г. П. Ромодановского, а затем перешла к его сыновьям. Как следует из писцовых книг Суздальского у. «Письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова» за 1628-1630 гг., в вотчине Ромодановских находился муж. мон-рь: «...погост Богоявленская слободка на реке на Мстере, да на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колоколы и всякое церковное строение вотчинниковы; а у церкви на церковной земле келья чернаго попа Лариона, келья другова чернаго попа Конона, да келья крылошеника Моисея да келья другова крылошеника Арсения, да келья старца и оной двор попа Евфимия...» ( Голышев. 1865. С. 107). Богоявленская ц. до ее перестройки в 1683-1687 гг. имела придел в честь Успения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь называли еще и Успенским (Храмозданная грамота митр. Суздальского Илариона на ц. Богоявления от 27 февр. 1683; см.: Там же. С. 111). В писцовых книгах XVII в. не упоминается о существовании в Богоявленской слободе церковных престолов, освященных во имя свт. Николая Чудотворца. Однако в Иоанновской ц. хранилось напрестольное печатное Евангелие, вложенное в 1649 г. диак. Ионой «в дом Николы Чудотворца по своих родителех... при игумене Герасиме да при едином священнике Митрофане, да при старце Василие, да при старце Тарасие и при всей братии» ( Он же. 1870. С. 59; Евангелие, впрочем, могло поступить в мон-рь и из др. обители).

http://pravenc.ru/text/2563614.html

     17 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий, митрополит Челябинский и Миасский Григорий, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Сурожский Матфей. ЖУРНАЛ 125 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу. ПОСТАНОВИЛИ: Принять заявление Священного Синода . ЖУРНАЛ 126 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Санкт-Петербург. Справка: 14 октября 2019 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл по прибытии в Санкт-Петербург направился на Большеохтинское Георгиевское кладбище, где совершил заупокойную литию, на могиле своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. 15 октября 2019 года, в день 90-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа; архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, епископа Юрьевского Арсения, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

http://pravoslavie.ru/124778.html

     Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? Об этом в различные эпохи в рамках конкретных культур сложились разные представления, определяющие стандарты поведения и образ жизни. С христианской точки зрения, все люди призваны к одному — к святости, обожению. Оно достигается различными путями, однако эти различия обусловлены не биологическим полом человека, а его индивидуальностью. Нет такого, что существует пять вариантов путей обожения, и человеку надо только выбрать один из них. Можно признать, сколько существует людей, столько и путей достижения святости. Традиционно призванием женщины считается семья, причем многодетная. Об этом упоминал еще апостол (см. 1 Тим. 2, 15). Но история христианства знает колоссальное число женщин, которые живут иначе, не вписываются в эти представления. В лике святых прославлено немало представительниц женского пола, хранивших обет девства по примеру Пречистой Девы Марии. О высоте этого подвига писал тот же апостол (см. 1 Кор. 7, 25—40). Сколько женщин ради спасения во Христе избрали крайнюю строгость пустынножительства как преподобные Мария Египетская и Фотиния Палестинская. Сколько прошли путем монашеского подвига в общежительных монастырях и стали преподобными. Одна из них — недавно канонизированная преподобная игумения Арсения (Себрякова). Ее письма и воспоминания полезно прочесть всем христианам: и мужчинам, и женщинам. Есть среди святых жен и состоявшие в замужестве, но не имевшие детей: мученица Наталия, блаженная Ксения Петербуржская, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Говоря о спасении женщины через деторождение, апостол добавляет необходимое условие для спасения: пребывание в вере, христианской любви, святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). И последнее оказывается весомее, чем первое.

http://pravoslavie.ru/112416.html

  разделы   рассылка  распечатать Алиса Орлова " Свет радости в мире печали " : фильм о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове) Источник:  Татьянин день 26 января 2012 года в рамках XX Международных Рождественских чтений в храме Христа Спасителя прошла презентация документального фильма " Свет радости в мире печали " об исповеднике веры митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове). Документально-исторический фильм " Свет радости в мире печали " – совместный проект Издательского отдела Астанайской и Алматинской епархии, Издательства Московской Патриархии и Православной студии Петербурга. Автор сценария и режиссер – Лариса Соколова, оператор Игорь Жоров. Текст читает народный артист СССР Василий Лановой. На этом официальной информации, пожалуй, хватит. Потому что очень хочется передать впечатление – и от фильма, и от знакомства с личностью митрополита Иосифа. Хочется верить, что фильм по праву займет достойное место в сердцах зрителей – ведь именно для этого и был снят документальный рассказ о нашем современнике – подвижнике XX века. Иногда кажется, что настоящие святые жили настолько давно, что и узнать об их реальной жизни ничего нельзя, остались только легенды. Но вот перед нами жизнь подвижника, жившего в недавнем, прошлом веке. Живы люди, которые знали его, и воспоминания этих людей собраны в документальный фильм. Разве это не чудо? Мы увидим ХХ век вовсе не таким, каким он описан в учебниках истории, увидим во всей полноте и многообразии, ужасе и красоте – на примере истории одной человеческой жизни. И увидев, поймем, что апостольская традиция не прервалась, она проходит к нам незримой нитью через жестокий и кровавый ХХ век. Жизнь человека, о котором идет речь, сложно назвать обычной. Родился митрополит Иосиф в 1893 году, умер в 1976 году. Вот несколько фактов из его биографии: в общей сложности 17 лет провел владыка в советских лагерях и ссылках, 66 суток отсидел в гестаповской тюрьме, где окна в мороз были без рам и стекол, чудом избежал расстрела. В 1918 году в Таганроге он, будучи иподьяконом и секретарем архимандрита Арсения (Смоленца), спас его от смерти. Вот так прямо пошел в порт к пьяным ревоюционным матросам, и объяснил, что архимандрит не виновен в том, за что его хотят расстрелять.

http://religare.ru/2_92122.html

  разделы   рассылка  распечатать Слово Святейшего Патриарха Кирилла на третьем заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 23 августа 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось третье заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Во вступительном слове Святейший Патриарх обозначил основные вопросы повестки дня. Хотел бы сердечно приветствовать всех членов Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви на нашем третьем заседании. Я предложил бы следующую повестку дня. Во-первых, мы должны оценить результаты нашей работы, намеченной на предыдущем заседании, посмотреть уровень выполнения принятых решений и обязательств. Затем я просил бы Преосвященного Тихона доложить по программе строительства 200 храмов в городе Москве, поэтому мы пригласили также владыку архиепископа Арсения, с тем, чтобы он принял участие в этой части нашего заседания. Сегодняшним докладчиком является Преосвященный Игнатий, который должен представить нам проблематику и течение дел в возглавляемом им Синодальном отделе по делам молодежи. Мы должны завершить дискуссию в отношении досуговых духовно-просветительских центров, которые предполагается создавать в епархиях Русской Православной Церкви, и я попросил бы владыку Иоанна представить свои соображения. Затем я предложил бы отцу архимандриту Тихону (Шевкунову) представить общие соображения и, может быть, конкретные предложения, касающиеся проведения выставки " Православная Русь " . Наконец, раздел " Разное " : мы могли бы обсудить те вопросы, которые волнуют членов Высшего Церковного Совета. Хотел бы сказать несколько слов в качестве вступления. Мы проводим третье заседание, что свидетельствует о том, что Высший Церковный Совет набирает и, я бы сказал, уже набрал необходимые обороты в своей работе. Сформирована методология, и должен сказать, что я реально чувствую отдачу от этой работы. Во-первых, систематизирована наша повестка дня, выработана методология реализации принятых Синодом решений – а Высший Церковный Совет призван осуществлять решения Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода; и что, может быть, самое важное, в результате работы Высшего Церковного Совета повысился уровень исполнения решений: принимаемые решения реально осуществляются.

http://religare.ru/2_88152.html

А.И. Никольский Епитимейник 888. Епитимейник , в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях». 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися». 890. Молитва Пресвятей Богородице , в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты». 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие». 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010