I. Издания к Мефодиеву дню: 1) В 1863 году по указу Св. Синода 733) в память тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою установлено каждогодное, в 11-й день, празднование преподобным Кириллу и Мефодию с отправлением Всенощного бдения, литургии и молебного пения по составленной в том же году особой им службе. Служба эта в последний раз была напечатана в 1869 году в СПб. Ее немедленно надо воспроизвести. 2) При воспроизведении сей службы нужно иметь в виду предложение албанского иеромонаха Арсения об издании в одной книге служб Спиридону, Харлампию, Кириллу и Мефодию, Афанасию и Кириллу, патриархам Александрийским. Нужно получить от о. Арсения сей рукописный сборник служб 5 . 3) Сколько мне известно, акафиста первоучителям славянским не существует. Если это действительно так, то жития их, внесенные в Четьи минеи под 11-м мая, должны дать превосходный литургический материал для акафиста сего. Следует уповать, что между иерархов Российской церкви найдутся непременно такие, которые составят сей акафист, т. к. акафистная литература есть плод личного усердия и вдохновения 6 . 7 4) Следует перепечатать записанное в Четьей минее под 11 мая «Житие Кирилла и Мефодия», приняв во внимание Макарьевские минеи за февраль, апрель и май, вытребовав 8 из Москвы, из Московской синодальной библиотеки и из ризницы Архангельского или Успенского кремлевских соборов. К сему можно присоединить и краткие жития Кирилла и Мефодия из Пролога. 5) Следует издать в виде образца главный труд первоучителей славянских, по одной главе из всех 27 книг, входящих в состав Нового Завета, на семи языках греческом, церковнославянском, русском, болгарском, сербском, польском и чешском (в их теперешнем тексте). Быть может, для чешского и польского нелишне будет иметь в виду первопечатные издания чешского Нового Завета в Праге 1475 г., второе издание там же 1480, польскую библию Яна Леполистова, Краков 1561. Древнечешский и древнепольский языки гораздо ближе к церковнославянскому, чем теперешние чешский и польский разговорные языки. При сем, м. б., признано будет удобным присоединить к польскому и чешскому текстам русскую транскрипцию на основании общеславянской азбуки покойного А.Ф. Гильфердинга 9 . II. Издания по поводу Мефодиева дня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Август 24-й день. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казался какой-то обетованной страной любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. Монашеский топор в продолжение двух веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей. Среди сего светлого сонма святых мужей, подвизавшихся в Комельском лесу, преподобный Арсений был уже последним по времени. Замечательно то, что население как началось иноками Комельского леса, так и окончилось выходцами из Сергиевой лавры, принесшими на место подвигов своих благословение великого аввы. Преподобный Арсений происходит из дворянского рода Сухорусовых. Он принял иночество в обители великого аввы Сергия. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвой, чтением душеполезных книг и переписыванием их то для своего монастыря, то для других церквей. Как драгоценный памятник его трудов доныне сохранилось в обители Евангелие, написанное им в Сергиевом монастыре в 1506 году, на котором можно прочитать такую смиренную подпись: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сухорусов». Примерная труженическая жизнь и высокие добродетели Арсения снискали ему всеобщую любовь и уважение, а потому в 1525 году вся братия единогласно избрала Арсения, как самого достойного, в настоятеля лавры. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному иноку тяжелым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания, ради моления и слез братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антиарсенитские трактаты Исходя из веры в то, что все временное и внешнее отнюдь не является бессмысленным по отношению к реалиям духовным, нам представляется вполне допустимым и в писаниях святых мужей, носящих прежде всего духовно-назидательный характер, выделять в то же время их научно-историческую значимость. Стремление же подчеркнуть научно-историческую ценность двух антиарсенитских трактатов, перевод которых на русский язык осуществлен впервые и представлен ниже, побуждает нас сделать некоторые предварительные замечания, а именно: напомнить о масштабности и значимости событий, которыми в данном случае обеспокоен св. Феолипт. Но прежде следует отметить крайнюю скудость информации об обстоятельствах, по поводу которых и составил Филадельфийский митрополит свои трактаты. Наиболее конкретное описание произошедшего со времен смещения патриарха Арсения и начала раскола до примирения Константинополя с арсенитами в 1310 г. представлено в «Истории» Георгия Пахимера 1 . Источниками, повествующими о некоторых обстоятельствах, имевших место на самой ранней стадии раскола, точнее, о подробностях конфликта между Михаилом VIII и патриархом Арсением, являются писания двух других современников тех событий – Георгия Акрополита 2 и Феодора Скутариота 3 . Примечательно, что их взгляды на происходившее были диаметрально противоположны; если последний зарекомендовал себя сторонником опального патриарха, то Акрополит, напротив, известен своей враждой к Арсению и Ласкарисам, он твердо поддерживал Михаила VIII. Повествование следующего историка, лишь вскользь касаясь интересующих нас событий, представляется при этом более беспристрастным; и это вполне объяснимо, ведь Никифор Григора уже не является непосредственным свидетелем обстоятельств Арсенитской схизмы 4 . Следует отметить, что соответствующие свидетельства всех упомянутых нами историков весьма эпизодичны и не могут позволить воссоздать фактическую и хронологическую канву схизмы 5 . Тем с большей степени это относится к другому пласту источников, который составляют трактаты, написанные в апологетических целях; все их можно разделить на две группы: некоторые принадлежат перу сторонников дела Арсения, другие же направлены против раскольников. К первой группе следует отнести четыре трактата:

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Жизнеописание Митрополита Иосифа Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика» 1 . Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк 2 . Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери 3 . Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.) 4 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске 5 , а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > В правде жизни 14.12.2017 607 Время на чтение 9 минут Разные бывают в дороге неожиданности. А что, если в купе поезда однажды ты встретишь человека, который полностью перевернёт твою жизнь? Когда-то подобная встреча состоялась у нашей героини, и, продолжая тему номера, она с удовольствием вспоминает ход (а также результат) всех тех необычайных событий. Собеседница «Отрока» - игумения Арсения (Воспянская), настоятельница женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка Киевской области. «Хоть она и потерянный человек, я возьмусь за неё...» - Матушка, интересно жизнь складывается. Когда-то мы с увлечением читали статьи Анны Воспянской на страницах «Отрока», а теперь вы не Анна, а игумения Арсения, настоятельница женского монастыря. И очень чувствуется, что вы на своём месте, крепко любите свою обитель и всё, что с ней связано. Не всегда человек ощущает, что живёт той жизнью, которой хотел бы. Можете поделиться секретом, как понять, где твой путь, и отважиться на него ступить? - На самом деле я совсем не чувствую себя на своём месте, то есть на игуменском. Но монашество - настоящая милость Божия, и это действительно именно тот путь, о котором я долго мечтала. А об игуменстве, думаю, вообще мало кто может сказать, что «это моё». - Вы рассказывали, что найти эту дорогу в жизни вам помогла одна эпохальная встреча в купе поезда... - К этой встрече был ещё свой путь. Когда я только начинала ходить в храм, то подошла к вопросу академически и первым делом начала искать «базовую литературу» по предмету. Сразу стала читать Святых Отцов. И узнала, что человеку обязательно нужен духовник. Почему-то в Москве, где я тогда жила, духовник никак не находился. Вокруг было много прекрасных священников, никто меня не отгонял, все приветливы и внимательны. Я даже спрашивала некоторых, не согласятся ли они стать моим духовным отцом, и ни один не отказывался. Но, при всём уважении, ни к кому я не могла прилепиться, что называется, живым сердцем.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/14/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Поэтическое богословие» Арсения Тарковского Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Том 3, ч.1. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 1 29.03.2019 2705 Время на чтение 39 минут 1. «Преображение» в поэтическом мире А. Тарковского Русский религиозный философ Владимир Соловьёв, много размышлявший о природе творчества, в статье «Общий смысл искусства» говорил о произведении искусства как о «превращении физической жизни в духовную» , причём художественное произведение есть « ...изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира ...» (курсив мой - С.К.). Эта афористически выраженная мысль Соловьёва даёт нам своеобразную формулу искусства как преображения. Понятие Преображения связано не только с конкретным Евангельским событием, не только с праздником Церкви, - оно является важнейшим понятием христианского богословия в целом. Одним из аспектов этого понятия является аспект эсхатологический: в день Преображения мы видим, какой славой и светом призван воссиять материальный мир в конце времён. Второй аспект этого понятия - антропологический. Можно сказать, что вся христианская антропология своим основанием имеет понятие преображения или обожения человеческой природы, а преображение или обожение человеческой личности - та задача, которая стоит перед каждым верующим христианином. Можно утверждать, что основой большинства стихотворений А. Тарковского является память о том, что в подлинной человеческой жизни по подобию происходит то же, что происходило с Христом. В наиболее явственном виде мы встречаемся с этой памятью в стихотворении «Как Иисус, распятый на кресте»: Как Иисус, распятый на кресте, Зубец горы чернел на высоте Границы неба и приземной пыли, А солнце поднималось по кресту, И все мы, как на каменном плоту, По каменному океану плыли. Так снилось мне. Среди каких степей, В какой стране, среди каких нагорий

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

игумен Арсений Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцами о разных православных церковных обрядах Источник Беседа о делах веры Миссионер: Побеседовав с вами, друзья, о многих предметах, мне теперь еще желательно побеседовать с вами о делах веры и о тех заповедях Господних, о которых Он говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Ин.14:21 ). Из этих слов Христа Спасителя видно, что наша любовь к Нему должна выражаться в соблюдении заповедей Его, а не в одной вере; поэтому, скажите мне, как вы понимаете эти слова Спасителя и какие заповеди Его вы исполняете? Пашковцы: Мы эти слова понимаем и все Его заповеди соблюдаем. Миссионер: Какие же вы заповеди Его исполняете? Пашковцы: Те самые заповеди, за исполнение или неисполнение которых Он будет судить на страшном Суде, на котором исполнителей их оправдает, а нарушителей таковых осудит; скажет Господь на суде праведникам: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» ( Мф.25:35–37 ). Вот главные заповеди евангельские, которые мы в точности исполняем; а кроме этих заповедей мы никаких других не признаем. Миссионер: Если вы кроме этих заповедей никаких других не признаете, то скажите мне: от Христа ли Спасителя только эти заповеди явились и получили свое начало, или они были и в Ветхом Завете до пришествия Его? Пашковцы: Может быть, и до пришествия Христова эти заповеди были, но нам заповедано их соблюдать и без исполнения их никто не может наследовать Царствия Небесного, по слову Спасителя. Миссионер: Значит, по вашему мнению, собственно об этих заповедях Иисус Христос и говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя»? Пашковцы: Да, собственно об этих заповедях Он сказал это. Миссионер: Неправда ваша, не об этих только заповедях Он сказал, но и о Своих, которые Он вновь заповедал для нас, христиан, и которых не было в мире до Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879) Старец Арсений (в миру Александр Иванович Минин) родился в Тверской губернии, в купеческой семье. На Святую гору Александр приехал в августе 1857 года, стал послушником в Пантелеимоновом монастыре, в 1859 году постригся в монашество с именем Арсения, был рукоположен в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Отец Арсений возлюбил святой Афон всем сердцем, но Господь судил старцу прожить большую часть жизни в России и умереть в Москве. В 1862 году афонскими старцами он был благословлен на поездку по России для сбора средств на монастырь. С этого времени старец будет проживать в России, где ему доведется выстроить в Москве часовню во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, основать и развить книгоиздательство святой Афонской горы. В Москве, в храме Богоявленского монастыря, а затем и в самой Афонской часовне, у старца было много духовных чад, и еще больше тех, за кого он молился. Мирное и любвеобильное выражение лица старца невольно вливало духовную теплоту в сердце скорбевшего. Обыкновенно молчаливый, отец Арсений, когда нужно, изливал обильный поток духовной беседы. Речь его была сильная, как основанная на духовном опыте богомудрых отцов Церкви и их писаниях и как изученная собственным его опытом. Старец Арсений умел как-то тотчас распознать человека, пришедшего к нему за духовной помощью, а потому и преподать каждому потребное духовное Врачевство. Во время исповеди все существо его как бы преображалось – лик горел неземной святостью и умилением, а вдохновенные уста с небесной радостью изрекали благодатное прощение грехов. Старец весь как бы светился небесной благодатью, и ощущалась при его разрешительной молитве такая невыразимая радость, которую описать нельзя словами. Смирение отца Арсения было изумительно. Он всегда считал себя первым из грешников. Старца смущало, что, среди разнообразных занятий, вдали от святого Афона, он не мог исполнять во всей точности его устава иноческой жизни, – и это нарушение устава старался восполнять делами любви христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеромонах Арсений Предисловие В конце 1897 года, в петербургских газетах неоднократно появлялись известия об открытии синодальным миссионером, иеромонахом отцом Арсением, публичных собеседований, направленных против сочинений английского писателя Фаррара, в большинстве переведённых у нас профессором С-Петербургской Духовной Академии А. Лопухиным . 21 дек. 1897 г. в Мировых Отголосках помещена была статья отца Арсения, в которой он изложил главнейшие свои доводы против книг Фаррара и против всеобщего распространения их у нас в качестве одобренных 1 . В настоящее время нам доставлено отцом Арсением нарочито составленное им «Обличение на книгу Фаррара, именуемую Жизнь Иисуса Христа», просмотренное уважаемым отцом Иоанном Кронштадтским , который, на посланной ему отцом Арсением рукописи, сделал пометку: «прекрасное обличение Фаррара – краткое и ясное. Протоиерей Иоанн Сергиев. 5 апр. 1889 г.». Вместе с тем доставлено также письмо отца Иоанна Кронштадтского , присланное им отцу Арсению ещё по поводу его статьи в Мировых Отголосках. С удовольствием печатаем как письмо отца Иоанна Кронштадтского , так и обличение отца Арсения. Ред. I. Письмо отца Иоанна Кронштадтского 2 «Достопочтенный и достолюбезный брат о Господе, отец Арсений! Вчера я прочёл в Мировых Отголосках твою отповедь о книге Фаррара, давно уже изданной г. Лопухиным и сделавшейся настольною книгой во многих домах, и сердечно порадовался твоей ревности о Православии и твёрдой защите истины Православной Церкви. Я до сих пор не имел времени заняться этою книгой и прочитать хотя некоторые главы. А теперь, прочитав ваше письменное опровержение ересей английского архидиакона, удивляюсь, как доселе никто из наших духовных учёных не выступил со своею критикой Фаррара печатно и не разоблачил нелепости этого протестантского писателя. Сколько духовного яда в книге Фаррара, и этот яд глотают юноши и взрослые и пропитываются им! Заподозрено этим писателем Приснодевство Богоматери и оставлено под сомнением Богочеловечество Христово! О, ужас! Да это едва не новое арианство! Я заметил в народе большое сочувствие вашей ревности о Православии, и я сочувствую. Жалею, что так долго никто не выступил с обличением Фаррара. Книга своё дело сделала во многих не в благоприятную сторону. Время покажет, что будет предпринято по этому поводу. Милость Божия да будет с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/obli...

Как будущий старец Паисий в разведке служил Его роту за смелость прозвали «буйной» 29 октября, 2016 Его роту за смелость прозвали «буйной» В издательстве «Орфограф» вышла книга «Житие преподобного Паисия Святогорца» под редакцией иеромонаха Пантелеимона (Королёва). Книга скоро поступит в продажу, а пока эксклюзивно для читателей «Правмира» предлагаем прочесть фрагмент из нее, посвященный армейской службе греческого юноши Арсения — будущего святого старца Паисия. «Буйная рота» В октябре 1948 года Арсений окончил обучение воинской специальности и в качестве радиста был зачислен в разведроту, располагавшуюся в городе Агринион. Эта рота была освобождена от строевой подготовки, изучения устава и тому подобного. Ее задачей был поиск и уничтожение отрядов ополченцев в горах Центральной и Западной Греции. О том, как героически рота-невидимка выполняла боевую задачу, преподобный старец вспоминал позже, когда, будучи монахом, он стал невидимым для посторонних глаз героем Христовым. Через сорок лет преподобный Паисий напишет: «Помпезность и трезвон не помогают добиться даже мирской цели. На войне я служил в отдельной разведроте, и мы все время скрывались: то за горками, то под горками. На параде строевым шагом за всю войну я не прошел ни разу». Разведроту, где служил старец, прозвали «буйной», поскольку ее офицеры, а также многие из солдат были смельчаками «с сумасшедшей жилкой». Они воевали мужественно, не беря в расчет опасности и злоключения. Такая же «сумасшедшая жилка» была и у Арсения, который всегда был готов совершить жертву ради Бога и ближнего. В начале суровой зимы 1948/49 года рота разбила лагерь недалеко от вершины горы Омалия на высоте около 1,800 метров от уровня моря. Эта гора была естественным наблюдательным пунктом, откуда можно было контролировать почти всю горную область вокруг Навпакта. Там в ночь на 21 ноября лагерь накрыла страшная снежная буря. За несколько часов завалило много палаток, и большинство солдат оказались заживо погребенными под снежными завалами.

http://pravmir.ru/kak-budushhiy-starets-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010