А.А. Половцов Арсеньев, Константин Иванович Арсеньев , Константин Иванович, географ и статистик, родился 12-го октября 1789 года в селе Мироханове, Костромской губ., в 15 верстах от города Чухломы; ум. 29-го ноября 1865 года в Петрозаводске. Сын сельского священника, Арсеньев получил первоначальное образование в Костромской семинарии, куда поступил в конце 1799 года. Отсюда он в числе лучших воспитанников был послан в 1806 году в Петербург, в Педагогический институт. Тут он особенно усердно занимался историей, географией, статистикой и политической экономией и скоро обратил на себя самое лестное внимание профессоров. В 1810 году Арсеньев блестяще сдал выпускные экзамены, и его предполагали отправить для усовершенствования в науках за границу, но стечение разных обстоятельств помешало этому. Зато Арсеньев был оставлен при институте и преподавал там латинский язык и географию, а в конце 1811 года утвержден был преподавателем географии, в помощь профессору Зябловскому, который сначала покровительствовал Арсеньеву, но потом сделался его заклятым врагом, когда Арсеньев отказался жениться на родственнице этого профессора. В то же время он сблизился с профессором статистики Германом, который предложил ему заниматься статистическими работами в министерстве полиции. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, Арсеньев, вместе с педагогическим институтом отправился в Петрозаводск. Здесь он составил Статистический очерк Олонецкой губернии и, под руководством начальника Олонецких горных заводов Армстронга, «Описание Олонецких заводов с самого их основания до последних времен, с кратким обозрением Олонецкой губернии». Эта работа появилась лишь в 1830 году в «Трудах минералогического общества», том I, стр. 281–333, и представляет свод исторических известий, которые могут быть интересны и теперь по некоторым любопытным подробностям, почерпнутым из рукописных источников. Вернувшись, 3-го января 1813 года, в Петербург, Арсеньев, по совету директора Педагогического института Энгельгардта, написал диссертацию на получение звания адъюнкта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ДЕЛАНИЕ (См. также МОНАШЕСТВО, ПОДВИГ, ТРУД) Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедывал грехи свои пред Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни встретить благодушно всякое искушение ( Антоний Великий ). VI, 15. Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов ( Антоний Великий ). VI, 22. Некоторый брат спросил авву Антония, что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? – Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, – имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было» ( Антоний Великий ). VI, 35. [Примечание святителя Игнатия:]. Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием. В скиту Арсений молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешия ( Арсений Великий ). VI, 47. Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии ( Арсений Великий ). VI, 49. Всеусильно подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием по Боге побеждено было все внешнее ( Арсений Великий ). VI, 49. [Примечание святителя Игнатия:] Внутреннее делание есть тоже душевное делание. Оно состоит: в внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей, и тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе. Сказал авва Марк авве Арсению: по какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. ( Арсений Великий ). VI, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1. Избрание во Епископа В марте 1882 года в Бозе почивший С.-Петербургский Митрополит Исидор писал архиепископу Таврическому Гурию, в то время лежавшему на смертном одре: «мне нужен викарий, а ректора Таврической Семинарии – архимандрита Арсения, мне хвалят; скажите мне – каков он, годится ли на bukapuamcsmbo в Петербурге». Умирающий архипастырь продиктовал своему племяннику – врачу, ответное письмо Митрополиту, охарактеризовав в нем архимандрита Арсения с отличной стороны, и дрожащею рукою подписал оное. Письмо было отправлено в Петербург, а чрез три дня архиепископ Гурий скончался (17 марта). 20 апреля архимандрит Арсений получил от Митрополита Исидора следующее письмо: «Достопочтенный отец Архимандрит Арсений! сегодня состоялось в Св. Синоде избрание Вас во Епископа Выборгского – 2-го Викария С.-Петербургской епархии. Не оглашая до времени сего распоряжения, постарайтесь приготовиться к дороге до получения указа о Высочайшем утверждении Вас в сем звании, а когда получите указ, не медлите отъездом в Петербург. Это нужно, как потому, что и первый мой викарий 1 получает другое назначение, и я остаюсь без помощника, так и потому, что мне необходимо в мае месяце отправиться в Новгород, и от замедления приезда Вашего предположение мое может расстроиться. «Для скорейшей сдачи Семинарии Вы можете потребовать через Правление от эконома и библиотекаря донесений о целости вверенных им частей, и когда они донесут, что все цело, то и ответственность за целость будет лежать на них, а не на вас. «Об утверждении доклада Св. Синода Его Величеством Вы получите телеграмму. «Мир Вам и благословение. «Исидор, М. Ногородский и С.-Петербургский». Апреля 14. 1882. На другой день после получения письма, 21 апреля, архимандрит Арсений получил от митрополита Исидора телеграмму: «Доклад Высочайше утвержден, поспешите сдачею Семинарии и прибытием в Петербург. Митрополит Исидор». Высочайшее утверждение последовало 17 апреля. Поспешно архимандрит Арсений сдал Семинарию правлению и инспектору и быстро собрался. Любезно он простился с Симферопольским духовенством и обществом и трогательно – с Семинарией. 29 апреля о. Арсений служил последнюю литургию в Семинарском храме, в конце которой сказал приличествующее слово, заключавшее в себе благие советы для учеников. Того же дня вечером духовенство г. Симферополя в Семинарской церкви отслужило о. Арсению напутственный молебен. А ночью, или правильнее 30 апреля рано утром, он совершенно попрощался с Таврической Семинарией; служащие в ней и симферопольцы проводили его на вокзал. Воспитанники семинарии на руках внесли своего любимого ректора в вагон.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Игумен Арсений (Соколов): Традиция и наука должны вступить в диалог 18 октября 2012 г. 18:20 В сентябре 2012 года игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия), защитил на заседании Общецерковного диссертационного совета докторскую диссертацию «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза». В беседе с корреспондентом портала «Татьянин день»  отец Арсений рассказывает о своих исследованиях и об основных задачах современной библеистики. — Отец Арсений, что для Вас было самым сложным во время подготовки диссертации? — Сложностей было немало. У настоятеля прихода не так уж много времени для ученых занятий. Исследованиями приходилось заниматься урывками. Португалия, к сожалению, не та страна, где успешно развивается библеистика. Интернет тоже не всегда помогает, поэтому приходилось собирать материал для диссертации в России, Испании, Италии. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить монашескую общину в Бозе (Италия) за возможность неограниченно пользоваться их превосходной библиотекой, в которой хранятся не только книги, но и, что еще важней, огромная подборка библейской и богословской периодики на европейских языках за несколько последних десятилетий. За две тысячи километров часто, конечно, не наездишься, но несколько одно-двухнедельных вылазок в Италию удалось совершить. Но самой большой трудностью было соединить разные экзегетические традиции — древние и новые, христианские и иудейские, научные и духовные — в единый и, насколько это возможно, органичный комментарий. Ведь простое наполнение комментария цитатами из Таргумов, святых отцов или современных экзегетических монографий было бы делом чисто техническим, не представляющим особой научной ценности. Все-таки библеистика — это не библиография, каталогизирующая то, что сделано до нас. Основные интерпретационные традиции, древние и современные, должны, конечно, учитываться, но в простом знакомстве с ними и простом их цитировании пользы немного. А вот соединение их в общий комментарий может приблизить нас к пониманию пророческой книги. Мы не первые, кто читает Священное Писание. До нас его читали и толковали десятки поколений других верующих. Берущийся за комментирование той или иной библейской книги должен быть знаком со всеми основными интерпретационными традициями древности, а также с основными современными исследованиями. Нет сомнений, прочитать все, что было написано до тебя по той или иной библейской книге или теме, перелопатить все эти сотни и тысячи монографий и статей, написанных на европейских языках, невозможно. Но с основными научными работами знакомиться надо, чтобы не открывать Америки. Обычно общее число таких необходимых комментариев, монографий и статей, которые необходимо прочитать и освоить, — несколько десятков.

http://patriarchia.ru/db/text/2535481.ht...

ΧΧVI. Чего нужно избегать. а) Шатких доказательств. При беседе с сектантами весьма часто приходится ссылаться на Св. Писание, приводить оттуда цитаты, пользоваться его примерами, его доказательствами, его вразумительными наставлениями. Конечно, если разумно, честно, добросовестно пользоваться новозаветными и ветхозаветными данными, то, кроме хорошего, ничего дурного не получается. Напротив, если, при пользовании Библией , мы допускаем натяжки, ссылаемся на библейские данные, где это нужно и где не нужно, где можно и где совершенно нельзя, то в результате такого обращения со словом Божьим оказывается громаднейший вред. Поясним свою мысль примерами: На заре нашей миссии 292 имел громкую и широкую известность, как миссионер, иеромонах Арсений, впоследствии архимандрит и синодальный миссионер, а ныне совершенно сошедший с миссионерского поприща. Но в ту пору слава о нём, как о миссионере, гремела. Его вызывали иерархи в свои епархии, и всюду его выступления сопровождались большим успехом, может быть, потому, что тогда сектанты были гораздо невежественнее нынешних. Искусство иеромонаха Арсения заключалось, главным образом, в широком пользовании текстами по созвучью. Например: нужно доказать сектантам на основании, конечно, Св. Писания истинность христианского учения об иконопочитании. Иеромонах Арсений ссылается на шестой стих 2 главы послания ап. Павла к Филиппийцам: „Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу”, делая сильное ударение и несколько раз повторяя слова: „Он, будучи образом Божиим”... о. Арсений делал вывод: „вот видите, Сам Христос образ принял, а вы, сектанты, не хотите признавать образов”. В беседе о кресте о. Арсений непременно приводил 1 стих 3 главы послания к Галатам: „о несмысленные Галаты, кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами начертан был Иисус Христос как бы у вас распятый”, и затем так пояснял эти слова: „Вы видите, даже у Галатов, только что обратившихся в христианство , было распятие, был крест, а у вас, сектантов, его нет. Вы, стало быть, хуже бессмысленных Галатов”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Арсений Павлов – уникальный человек» Писатель Андрей Паршев считает, что после гибели Моторолы в политике России, ДНР и ЛНР не произойдет кардинальных изменений 27.10.2016 2990 «Арсений Павлов – уникальный человек, рисковавший жизнью не ради славы или иных благ, - подчеркнул писатель. - Его мотивы благородны, что совершенно очевидно. Такие люди появляются в трудное время, и уже многие заметили, что он внешне похож на легендарного партизанского командира – Ковпака. Кстати, Ковпак стал известен во время войны, а до нее был обычным человеком. Казалось бы, подобные случаи - лишь частности в истории, однако они подчеркивают масштаб человеческой личности». «Человек становится символом, не имея каких-то социальных стартовых преимуществ перед другими. Моторола не был ни политиком, ни крупным военачальником, но был высоко профессиональным солдатом, действующим строго согласно своим убеждениям. Его мотивы – исключительно благородны. Никакой погони за земными благами тут не было вообще, - убежден Андрей Паршев. - Он мог погибнуть в самом начале боевых действий в Донбассе и не стать знаменитым. Это трогает всех людей, даже и не связанных лично с событиями вокруг Украины. Наш век живет по другим принципам, и зачастую хорошим человеком считают того, кто от своих добрых поступков и сам что-то получает и неплохо живет. А вот Арсений Павлов прекрасно понимал, что о нем бы никто и не узнал, если бы он погиб в первые же дни событий в Донбассе. То есть мотив погони за славой тут отпадает. Не за известностью он поехал! В нашем народе это качество ценится очень высоко». «В своем блоге я уже говорил об этом, однако сейчас хочу подчеркнуть один важный момент. Его качества высоко ценит наш народ, и я говорю о том, что люди восхищены не просто подвигом, а именно бескорыстным подвигом, - подчеркнул он. - Для меня гибель Моторолы – горькое известие, настоящая трагедия, но, к сожалению, кардинальных изменений в политике России, ДНР и ЛНР все равно не произойдет».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/27/ar...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере февраля 2012 Поющий миллионер Современные олигархи инвестируют деньги в западные футбольные клубы и автомобильные заводы, а в дореволюционной России миллионеры вкладывали капитал в отечественную культуру. Современные олигархи инвестируют деньги в западные футбольные клубы и автомобильные заводы, а в дореволюционной России миллионеры вкладывали капитал в отечественную культуру. Благодаря деятельности предпринимателей-старообрядцев династии Морозовых были построены десятки храмов, училищ, больниц. Один из представителей династии Арсений Иванович Морозов остался в истории не только как крупный фабрикант, но и как покровитель знаменитого на всю Россию старообрядческого хора. Рассказ об этом коллективе продолжает серию публикаций об известных церковных хорах прошлого. Богородск и его обитатели Порой в прессе встречаются сообщения, что Арсений Морозов был основателем знаменитого старообрядческого хора, получившего его имя. Это не так. Он не был ни организатором Морозовского хора, ни его музыкальным руководителем. Хор возник примерно через десять лет после рождения Арсения Морозова (1850) при старообрядческой моленной в городе Богородске (ныне подмосковный Ногинск). Богородск в то время был крупнейшим промышленным центром России благодаря Богородско-Глуховской мануфактуре, основанной в 1845–1847 годах Захаром Морозовым — дедом Арсения. K kohцy XIX beka мануфактура стала высокоразвитым предприятием с новейшими технологиями и передовыми методами решения социальных проблем. С самых первых лет основания фабрики в Богородске существовала большая община старообрядцевпоповцев. Прихожанами Глуховской моленной были рабочие и служащие фабрики, а также старообрядцы Богородска и окрестных деревень. В этом промышленном центре и родился Арсений Морозов. Купцы-старообрядцы В среде, где рос Арсений Морозов, царил особый дух: большинство купцов старообрядческого происхождения были блестяще образованными людьми. В своей деятельности они не руководствовались жаждой богатства: их интересовало не столько накопление капитала, сколько производство. Они создавали заводы, фабрики, а также городскую инфраструктуру: дома, больницы, учебные заведения, издавали газеты, спонсировали учреждения культуры. Так оставили след в русской культуре не только Морозовы, но и Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Рябушинские…

http://aquaviva.ru/journal/?jid=1940

Сортировать по Исключить новости За семь лет войны в Сирии никто не слышал, чтобы люди отрекались от Христа Игумен Арсений (Соколов) – о том, как перед лицом смерти уходят догматические противоречия 7 марта, 2018 Игумен Арсений (Соколов) – о том, как перед лицом смерти уходят догматические противоречия Об обстановке в Сирии, где под обстрелами люди молятся и помогают друг другу, о Ближнем Востоке без христиан и о том, можно ли сравнить «красный террор» начала ХХ века в России с действиями радикальных исламистов – «Правмиру» рассказал игумен Арсений (Соколов), глава представительства Русской Православной Церкви в Дамаске и настоятель прихода в Бейруте. Все, кто мог, уехали — Отец Арсений, какая сейчас обстановка в Дамаске? Вам пришлось эвакуировать представительство Русской Православной Церкви из Дамаска в Бейрут, но совсем недавно вы смогли вернуться — обстановка улучшилась настолько? В каком состоянии вы нашли наш храм? — Обстановка в Сирии остается сложной — 7 лет войны. На четвертый год военных действий священноначалием Русской Православной Церкви было принято решение перенести деятельность нашего представительства из Дамаска, где представительство функционировало последние десятилетия, в Бейрут, где существует подворье Русской Православной Церкви, основанное еще в далеком 1946 году, и совместить работу представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока с работой настоятеля в Бейруте. Летом прошлого года были достигнуты определенные договоренности с группировками непримиримой оппозиции в Сирии, договоренности сирийского правительства при участии посредников, международных организаций и третьих стран, о прекращении войны, о зонах деэскалации — все это привело к тому, что на какое-то время интенсивность боевых действий стихла, в том числе в окрестностях Дамаска, в Джобаре и Гуте. Хотя полностью обстрелы никогда не прекращались. Мы знаем, что и летом, и осенью прошлого года были обстрелы, в том числе по российскому посольству, туда тоже было попадание снарядов, но, несмотря на это, было поспокойнее.

http://pravmir.ru/za-sem-let-voynyi-v-si...

Сортировать по Исключить новости Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком): Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе Пожалуй, одна из самых больших радостей в этом мире – общение с Божиими людьми. Господь посылает этих Своих земных ангелов нам то в утешение, то в укрепление, то для совета и назидания, а когда просто как подарок – для душевной радости… 25 августа, 2011 Пожалуй, одна из самых больших радостей в этом мире – общение с Божиими людьми. Господь посылает этих Своих земных ангелов нам то в утешение, то в укрепление, то для совета и назидания, а когда просто как подарок – для душевной радости… Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком) Пожалуй, одна из самых больших радостей в этом мире – общение с Божиими людьми. Господь посылает этих Своих земных ангелов нам то в утешение, то в укрепление, то для совета и назидания, а когда просто как подарок – для душевной радости. Именно таким самым дорогим подарком на последнее Рождество стала для автора этого интервью встреча со старцем Арсением. Поездка к старцу была спонтанной, после неожиданной весточки: «Если хочешь застать отца Арсения в живых, то надо поторопиться». Воображение рисовало смертный одр и немощное тело… Но каково же было удивление, когда взору предстал бодрый отец архимандрит?! Несмотря на приближающийся сочельник, очередь к его келье не убывала. Старец спешил принять всех. Люди выходили от него с улыбками и слезами радости, услышав нужные слова и окунувшись в два океана его добрых глаз. Нашу маленькую делегацию он встретил рассказом о выходящей от него женщине: «Вот, приехала специально попросить, чтобы перестали за нее молиться. Говорит, что с тех пор, как начали молиться, искушения замучили». Он так и продолжал шутить во все время нашей недолгой встречи: то просунувшейся старушке, которая подала ему записку с каракулями, «пригрозил» так же поминать ее сродников, как написаны их имена (после чего записка была переписана большими квадратными буквами), то одного из моих монахов-спутников, попросившего надписать книги с его наставлениями, «срезал» фразой: «Ну что я тебе допишу? Я и так уже целую книгу написал, ты хоть это прочти». Но, хоть и шутил отец Арсений, говорил он в своем последнем интервью об очень серьезных вещах.

http://pravmir.ru/poslednee-intervyu-s-r...

Сортировать по Исключить новости Человек умирал так же, как умирали многие и многие в лагерях на руках о. Арсения, но эта смерть потрясла и повергла о. Арсения в трепет, и он понимал, что Господь даровал ему великую милость, разрешив исповедовать этого праведника. МИХАИЛ Поверка кончилась, заключенных по счету загнали в барак и заперли дверь. Перед сном можно было немного поговорить друг с другом, обменяться лагерными впечатлениями, новостями дня, забить партию в домино или лечь на нары и думать о прошлом. Часа два после закрытия барака еще слышались разговоры, но постепенно они стали стихать, и тишина завладела бараком. Заключенные засыпали. После закрытия барака о. Арсений долго стоял около нар и молился, а потом лег и, продолжая молиться, уснул. Спал, как всегда, тревожно. Приблизительно около часу ночи почувствовал, что кто-то его толкает. Вскочив, увидел незнакомого взволнованного человека, говорящего шепотом: “Пойдемте скорее! Умирает сосед! Зовет Вас!” Умирающий находился в другом конце барака, лежал на спине, дышал тяжело и прерывисто, глаза были неестественно широко открыты. “Простите. Нужны Вы мне. Ухожу, – сказал о. Арсению, а потом почти повелительно произнес: – Садитесь”. Отец Арсений сел на край нар. Свет, идущий из коридора, образуемого нарами, слабо освещал лицо умирающего, покрытое крупными каплями пота. Волосы слиплись, губы были болезненно сжаты. Был он измучен, смертельно болен, но глаза, широко открытые глаза, как два пылающих факела, смотрели на о. Арсения. В этих глазах сейчас жила, горела и металась вся прожитая этим человеком жизнь. Он умирал, уходил из жизни, исстрадался, устал, но хотел отдать во всем отчет Богу: “Исповедуйте меня. Отпустите. Я инок в тайном постриге”. Соседи по нарам ушли и где-то легли. Все видели, что пришла смерть , и надо быть милостивым и снисходительным к умирающему даже в лагерном бараке. Склонившись к иноку, проведя рукой по его слипшимся коротким волосам, поправив рваное одеяло, о. Арсений положил руку на голову, шепотом прочел молитвы и, внутренне собравшись, приготовился слушать исповедь.

http://pravmir.ru/lager-chast-pyataya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010