– Искушение. Какой я монах? – А пишете о монашестве. Вы-то хоть поделием занимаетесь, а почти все лаврские монахи ни делом, ни поделием, а коплением пре­зренного металла, в чем, правда, и вы, достолюбезнейший авво казнодее (Отец казначей (слав.), не отступаете... Так началась наша беседа, приправленная всегда маленькою пикировочкою. Беседа длилась часа два. С ним очень назидательно беседовать, когда не затрагивается финансовая сторона. Беседа вертелась почти все время около статьи отца инспектора, которая, как видно, страшно ему не по вкусу. Симпатии мои на стороне воззрений отца инспектора, и я доказывал отцу казначею всю ненормальность, все безобразие настоящей монашеской жизни в том смысле, что они ниче­го не делают. – Вы-то зачем смотрите? – Что ж я могу поделать? – Много, да дрожите за свою шкуру, хотя она и слишком тоща, пожалуй, никому и не нужна, – вставил я смеясь. В общем, наша беседа была скорбного характера. На статью отца инспектора пишет отповедь он и профессор А.И. Введенский , редак­тор «Душеполезного чтения», заявивший в примечании о солидар­ности своих взглядов на монашество с о. Никоном 224 . Только, кажется, приемы полемики будут нечистоплотны: о. Никон намерен начать с инсинуаций. Дело в том, что почти одновременно явилась в «Петербургских ведомостях», кажется за 8-е ноября, статья против о. Никона, по содержанию сходная со статьей отца инспектора 225 . Отец Никон убежден, что и та – статья отца инспектора, хотя, насколько я знаю от самого отца инспектора, которому нет нужды мне говорить неправду, не он писал ее. Вот о. Никон и предполагает начать свою полемику с сопоставления этих статей, и так как «Петербургские ведомости» не пользуются фавором в официальных духовных сферах, то он и думает этим обратить внимание надлежащих сфер на него, как на сотрудника противоцерковных (?) ведомостей. – Нехорошо, –/с чувством скорби воздыхал он. – Там посмотрят, что в Академии подобное настроение, и для вас неприятно... – Ну, ничего. Читали, – говорю, – статью Знаменского в последних номерах «Православного собеседника» об инсинуациях Аскоченского против архимандрита Феодора (Бухарева), который вследствие этого принужден был снять сан 226 ? Так и ваша полемика с отцом инспекто­ром; только, конечно, дело не дойдет до снятия сана, а риз, пожалуй, – шутя, добавил я.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

До kohцaXIX в. Дерптский университет оставался преимущественно немецким посоставу преподавателей и учащихся и по основному языку преподавания, хотя с 1880-х гг. начались попытки его русификации. В 1889 г. на него распространился общий университетский устав 1884 г. Многие профессора-немцы оставили университет, их заменили русскими преподавателями. Применительно к учебным планам других университетов были изменены программы, введены экзамены в испытательных комиссиях, усилена власть ректора и правления университета и т. д. 27.12.1893 г. переименован в Юрьевский университет (Юрьев – русское название Тарту в бытность его славянским поселением). К этому времени значительная часть немцев-преподавателей уже достаточно хорошо владела русским языком, и он стал языком преподавания до 1918 г. Численность русских студентов увеличилась благодаря допущению в университет окончивших курс в Духовных семинариях, которые стали стекаться сюда со всех концов России. К 01.01.1903 г. в университете обучалось более 1800 студентов. В 1914 г., в связи с Первой мировой войной и усиливающейся русофобией, преподавательский состав (в том числе и из российских немцев) эвакуировали в Воронеж, где был сформирован Воронежский государственный университет. В 1919 г., после становления независимости Эстонии, Тартуский университет был реорганизован в национальный университет собучением на эстонском языке, хотя русскоязычная наука в нем продолжала развиваться. См.: Петухов Е.В. Возникновение и первоначальная организация Дерптского университета в начале XIX в.//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. С. 295–319; С. 1–28; Он же. Вопрос об университете в Лифляндии в XVIII в.//Там же. 1901. С. 1–11, Он же. Дерптский университет в первый период его существования (1803–1820)//Там же. С. 303–363.) (...получил от профессора богословия Юрьевского университета протоиерея А. Царевского ... речь... в заседании филологического факультета пред избранием Л. Толстого в почетные члены Университета... Царевский высказал протест...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Развивая эту мысль, я сказал, что настоящее положение совершенно ненормально, и привел ему неко­торые факты из наблюдений над монастырскою жизнью. – Встречаю, – говорил я, – несколько дней тому назад одного иеромонаха, гуляющим по успенскому садику во время вечерни. Поздоро­вавшись, я спросил: «Гуляете, батюшка?» – думая этим пристыдить его. «Да, гуляю уж пятую неделю, – был его спокойный ответ. – Жду очереди, которая наступит со следующей недели». Я был поражен. Спрашивается, что же он делает в это время? В лапту играет. Не шутя говорю, по крайней мере, о послушниках, облеченных (Облеченных в какую-либо одежду (устар.) – прим. электронной редакции) в рясу, – чему я неоднократно был свидетелем. Нечего им делать, едят, пьют, чувствуют избыток сил, вот и играют в лапту, а сад монастырский и другие работы исполняют поденщики или поденщицы. Недавно был я с отцом инспектором в Черниговском скиту./Крайне неприятно поражены были тем, что монастырский сад убирали... женщины, под бдительным присмотром монаха. Что это? Насмешка над иноческим житием? Говорил митрополиту также о сребролюбии монахов, которые, уми­рая, оставляют десятки тысяч: – Недавно умер скоропостижно иеромонах Палладий и оставил около двадцати тысяч. А если покопаться в монастырских стенах и в щелях полов, где обыкновенно монахи зарывают свои неправедные стяжания, тогда вскроется очень много любопытного для монашеского миросозерцания... Такие вылившиеся от сердца картинки, видимо, произвели впечат­ление на Владыку, который со вздохом сказал: – Э-эх! Сами налагаем на себя руки. Встрепенемся – да поздно будет: придут другие в достояние наше. В этот приезд был у обоих викариев, у ректора семинарии архимандрита Анастасия, посетил Епархиальный дом, а в заключение вечером с половины восьмого до половины десятого приятно провел время у моих добрых знакомых графов Камаровских; в двенадцать ночи я уже был дома. Преосвященный Парфений выглядывает утомленным; прием у него всегда; старается быть популярным, особенно среди аристократии – кровной и денежной – купеческой; отчасти успевает в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

641–649; вышло отдельным изданием: Исследования Апокалипсиса/ А.М. Бухарев . Сергиев Посад, 1916. Об А.М. Бухареве см.: Белоруков А.М., свящ. Внутренний перелом в жизниА.М. Бухарева (архим. Феодора)//БВ. 1915. Т. 3, С. 785–867; АрхимандритФеодор ( А.М. Бухарев ): pro et contra: Личность и творчество архимандритаФеодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей:Антология/Подг. Б.Ф. Егоров и др. СПб., 1997; Фатеев В.А. Бухарев Александр Матвеевич //ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 398–401.) 227 (...предполагаемые перемены министров, про смертельную вражду между Витте и Плеве... – В начале XX в. в России происходило обострение социально-экономических и политических противоречий. Особо остро стал «аграрный вопрос», связанный с «земельным голодом» (в результате быстрого увеличения населения средний надел на одного землепашца уменьшился почти на 50% по сравнению с 1861 г., а арендная плата и цены на землю существенно повысились) и началом массовых крестьянских волнений. На платежеспособности крестьян держались государственный бюджет и развитие промышленности. Министр финансов С.Ю. Витте и его сторонники заговорилио «перенапряжении платежных сил сельского населения». Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации. На фоне грандиозных перемен в промышленности и торговле патриархальная деревня являла собой разительный контраст. Русская крестьянская община просуществовала почти в неизменном виде вплоть до начала XX в. Дальнейшее развитие экономики требовало модернизации крестьянского хозяйства и изменения крестьянского законодательства. Возникла необходимость в пересмотре курса правительственной политики в целом. В правящих кругах развернулась дискуссия о путях развития России, о приоритетах в экономической политике, приведшая к столкновению двух ключевых ведомств – Министерства финансов, во главе с С.Ю. Витте (1893–1903), и Министерства внутренних дел, во главе с В.К. Плеве (1902–1904). В борьбе представителей Министерства финансов и МВД и их сторонников решалось, в каком направлении будут вестись преобразования аграрного сектора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

311 (В лицее образовалась партия во главе с директором, желающая отделения лицея от университета... Соколовский, в «Памятной книжке лицея на 1903 год» и написал основания для выделения лицея. – 28.02.1902 г. попечитель Московского учебного округа П. А. Некрасов в указе обращал внимание на «прискорбные явления частных случаев неприличного поведения учеников средних учебных заведений на улицах и в публичных местах, приписывал их недостатку надзора и предлагал усилить надзор за учащимися и просил доставить ему мнение педагогического совета с заключением директора о том, какие изменения желательны, по указаниям опыта...» (Заседания Совета лицея//Календарь Императорского лицея на 1902/03 уч. г. 1903. С. 220). В результате профессор П.Е. Соколовский осенью 1903 г. при составлении «Общего очерка» об университетском отделении лицея указал на изменения, произведенные в сложившейся ситуации, которые профессор Л.А. Камаровский воспринял как основание для отделения лицея от университета. Так, «директор лицея считал более благоразумным, чтобы воспитанники лицея не посещали Университета, а занятия шли не прерываясь ни наодин день самым аккуратным и интенсивным образом» (Общий очерк//Тамже. С. 453). Изменились занятия по некоторым предметам. Например, всезанятия по римскому и русскому праву были сосредоточены «в руках одного преподавателя» (Там же. С. 452), тогда как ранее каждый из этих предметов вели два преподавателя. Увеличилось число практических занятий, особеннопо церковному и финансовому праву. «Благодаря широкой постановке практических занятий в лицее в самый смутный период университетских волнений...результат экзаменов как переводных с курса на курс, так и выпускныхоказался... не только хорошим, но и блестящим» (Там же. С. 453). Соколовский Павел Эмильевич (Емельянович) (1860–1934) – статский советник, ординарный профессор римского права на юридическом факультете ИМУ. Родился в семье пастора, лютеранин. Окончил Дерптский университет со степенью кандидата (1888). С сентября 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Окончил Институт инженеров путей сообщения. С 1818 г. на службе при военных поселениях А.А. Аракчеева. С 1825 г. адъютант А.Х. Бенкендорфа. В 1828–1829 гг. участник русско-турецкой войны. С 1834 г. – флигель-адъютант. В 1840 г. основал симфонический оркестр в С.-Петербурге. С 02.01.1837 г. по 22.06.1861 г. директор Придворной певческой капеллы. Сделал попытку унификации обиходных мелодий всего круга церковных песнопений. С 1843 г. генерал-майор. С 1855 г. сенатор. С 1861 г. обер-гофмейстер. «Обиход» А.Ф. Львова широко использовался до начала XX в. Автор гимна «Боже царя храни» (1833).) («К Богородице прилежно» Архангельского. – Тропарь 4-го гласа из службы Смоленской иконе Божией Матери (28 июля ст. ст.) входит в чинопоследование общего молебна Божией Матери. Архангельский Александр Андреевич (11.10.1846–16.11.1924) – духовный композитор, хоровой дирижер, педагог. Родился в семье священника с. Старое Тезиново Пензенской губернии. Окончил Пензенскую ДС. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. проживал в С.-Петербурге. В 1870–1871 гг. вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871–1873 гг. студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. С 1873 г. служил регентом различных хоров в С.-Петербурге и преподавал пение в различных учебных заведениях. С 1880 г. по согласию с церковными властями начал заменять в церковных хорах детские голоса женскими. В этом же году создал смешанный хор (вначале из 20, в последствии до 90 чел.), который возглавлял до 1923 г. В 1887 г. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. В 1901 г. создал С.-Петербургское певческое благотворительное общество, объединившее все хоры С.-Петербурга. В 1902–1908 гг. организовал бесплатные курсы хорового пения, их руководитель и педагог. С 1906 г. главный инспектор Св. Синода по устройству и инспектированию церковных хоров. В 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя. Архангельский один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармоническиеи интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходны мраспевам и народной песне. Большинство его произведений с преобладанием тихой грусти и скорбного настроения доступны для небольших хоров. Подробнеео нем см.: Ткачев Д. В. Александр Андреевич Архангельский, 1846–1924: Очерк жизни и деятельности. Л., 1974; Александр Андреевич Архангельский: Воспоминания современников. Духовно-музыкальные сочинения. М., 1999. Гарднер И.А.С. 475–481; Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоровой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

358 (...отзывы Мышцына и Шостьина о сочинении Яворского... «Книга пророка Осии». – Отзывы о сочинении преподавателя Тульской ДС, кандидата богословия, В.С. Яворского «Символические действия пророка Осии. Последовательное объяснение первых трех глав книги пророка Осии», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия: а) экстраординарного профессора МДА по кафедре Священного Писания Ветхого ЗаветаВ.Н. Мышцына см.: Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 29–30; б) экстраординарногопрофессора МДА по кафедре пастырского богословия и педагогикиА.П. Шостьина см.: Там же. С. 30–34. Яворский Василий Степанович(21.03.1877–?) – выпускник МДА, магистр богословия. Сын священника с. Иван озера Веневского уезда Тульской губернии. Окончил Тульскую ДС(1897), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1901); определен преподавателем Тульской ДС. 29.01.1904 г. Советом МДА удостоен степени магистра богословия, в которой утвержден Св. Синодом 19.03.1904 г. Магистерское сочинение «Символические действия пророка Осии. Последовательное толкование первых трех глав книги пророка Осии» (Сергиев Посад, 1903). Основные труды: «Новый вопрос и старая наука. К предполагаемой в России реформе календаря. Научно-популярный очерк» (Тула,1903); «Реформа календаря при Петре Великом и взгляд на нее раскольников XVIII в. Историко-археологический очерк по поводу юбилейных празднеств Петербурга» (Тула, 1903). Подробнее о В.С. Яворском см.: ЦИАМ. Ф. 229.Оп. 4. Д. 4876. Личное дело студента МДА В. С. Яворского. Осия (VIII в. до P. X.) – пророк, автор ветхозаветной «Книги пророка Осии». День памяти 17/30 октября.) 359 (...сочинения на степень магистра... доцентами: Городенским и Тихомировым. – См.: Городенский Н.Г. Нравственное сознание человечества. Сергиев Посад, 1903; Тихомиров П.В. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903.) 360 (Воронцов – Воронцов Евгений Александрович (21.01.1867–31.10.1925) – протоиерей, магистр богословия, автор исследований по библеистике, гебраистике и востоковедению. Родился в семье чиновника Московского губернского правления. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897); оставлен профессорским стипендиатом. С 27.06.1898 г. преподаватель Минской ДС. С 05.02.1900 г. – и. д. доцента МДА. С 02.09.1900 г. на кафедре еврейского языка и библейской археологии МДА. В 1909 г. рукоположен во иерея. В 1910 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Домасоретская и масоретская Библия , как манускрипт, в связи с историей древнееврейского письменного дела» (Вып. 1: Общие положения. Сергиев Посад, 1909). С 01.09.1910 г. экстраординарный профессор МДА. В 1917 г. возведенв сан протоиерея. С 1921 г. настоятель Введенского храма в Сергиевом Посаде. Подробнее о Е.А. Воронцове см.: МДА в начале XX века. С. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

363, 370; см.: Там же. С. 72–74). Возведениев дворянство или восстановление в дворянстве не входило в их компетенцию. Они не имели права толковать или пояснять действующие законы; только рассматривать доказательства тех лиц, которые владеют или владели в данной губернии недвижимостью сами или через жен (ст. 360, 362, 367; см.: Там же. С. 72–73). Решение о внесении нового рода в родословную книгу принималось не менее чем двумя третями голосов депутатского собрания. Определения депутатских собраний поступали на ревизию в Департамент герольдии Сената, кроме дел о лицах, приобретших дворянство в порядке службы. Для отдельных местностей и народов (конфессий, в том числе магометан) существовал особый порядок рассмотрения дел о доказательстве дворянства. Например, военная служба кавказским горцам не давала прав на дворянство, если выслуживший высокий чин был из податного сословия; награждение орденами давало им право на выход из податного сословия вместе с детьми,с последующей возможностью получения дворянства при награждении высокими орденами; выходец же из киргизских магометан только освобождался от телесных наказаний в случае совершения преступления (ст. 372; см.: Там же. С. 75; ст. 149; см.: Там же. 1892. Т. 1. Ч. II: Учреждения государственные. Кн. VII. Разд. II. С. 22). При рассмотрении дел об отыскивающих дворянство греках и магометанах, в случае недостатка или отсутствия доказательств, депутатские собрания обязаны были свои отрицательные заключения, не приводя их в исполнение и не объявляя просителям, отсылать губернатору, который имел право, если дворянство данного лица «не подлежало сомнению или было доказано какими-либо особыми событиями», направлятьсвои представления об этом министру юстиции, последний же вносил их на рассмотрение в Департамент гражданских и духовных дел Государственного совета. Кавказские магометане получали дворянство в основном как служившие в армии или имевшие земли. Так, офицер за безупречную выслугу (25 лет) в офицерских чинах награждался орденом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

476 (...мичмана... Иловайского, убитого на дуэли. – Мичман Владимир Степанович Иловайский служил на Черноморском флоте. 20.01.1901 г. ранен на дуэли из-за карточного долга лейтенантом Черноморского флота М.С. Рощаковским. 28.01.1901 г. скончался, был похоронен на городском кладбище г. Севастополя. 30.05.1901 г. в военно-морском суде лейтенанта Рощаковского признали виновным в сделанном раньше времени выстреле без умысла и в неразрешенной дуэли; приговорили к трем годам заключения в крепости без лишении прав (ст. 1503), см.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Изд. 1885 г., с включением статей по Продолжениям 1890 и 1891 годов. СПб., 1892. С. 441–442; Корягин С.В. Иловайские. М., 2001. С. 94 (Генеалогия и семейная история Донского казачества; Вып. 17); Русский провинциальный некрополь. Кн. 4. М., 1996. С. 173.) 477 (...министру... – Имеется в виду Тыртов Павел Петрович (04.07.1836–04.03.1903) – управляющий Морским министерством, адмирал (1901), член Государственного совета, непосредственно возглавлял работу по планированию и осуществлению военно-морского строительства в России.) 478 (...пока в православном катехизисе дуэль будет считаться тройным убийством... он не может разрешить убитого на дуэли хоронить в Церкви. – Поскольку разрешать частные споры – дело правительства (то есть правительственного учреждения – суда), а поединщик своевольно решается на дуэль, которая грозит ему и сопернику явной смертью, то «в поединке заключается три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство» ( Филарет (Дроздов) , митр. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 5-е изд. М., 1856.С. 154–155; То же. СПб.; М., 2002. С. 160). Согласно ст. 1472 «Уложения онаказаниях уголовных и исправительных», человек, лишивший себя жизни с намерением и не в безумии, убитый на разбое (разбойник) и на дуэли «лишается церковного отпевания и христианского погребения на православных кладбищах» (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб.,1885. С. 427).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С 1888 г. главный священник гвардии и гренадер, армии ифлотов. 1890 г. протопресвитер военного и морского духовенства: заботился о развитии христианской настроенности в войсках и о должном значении полковых священников. При нем значительно улучшилось материальное ислужебное положение военного и морского духовенства, приведены в порядок воинские кладбища, устроены церковно-приходские школы в войсковых частях, при военных церквах были заведены библиотеки религиозно-нравственного содержания, стали проводиться внебогослужебные собеседования для нижних чинов, основан военно-свечной завод, доходы от которого шли на благотворительные цели. С 1905 г. член Св. Синода. Известен как законоучитель, автор ряда руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. См.: электр. ресурс: www.ortho-rus.ru/и www.encspb.ru/) 602 (Игнатьев – Игнатьев Алексей Павлович (22.05.1842–09.12.1906) – граф, государственный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус (1859) и Николаевскую академию Генштаба (1862). С 1865 г. флигель-адъютант. С 1871 г. командир 2-го лейб-уланского Курляндского полка. С 1873 г. командир Кавалергардского полка. С 1874 г. командир 1-й бригады 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, член Главного комитета по устройству и образованию войск. С 1875 г. генерал-майор Свиты. С 1878 г. председатель Комиссии для составления проекта устава о внутренней службе в кавалерии. С 1881 г. начальник штаба гвардейского корпуса. С 1885 г. восточносибирский генерал-губернатор, командующий войсками Иркутского военного округа. С 1886 г. генерал-лейтенант. С 1887 г. иркутский генерал-губернатор. С мая по август 1889 г. товарищ министра внутренних дел, затем – киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. С 1896 г. член Государственного совета. С 1898 г. генерал от кавалерии. В 1904 г. генерал-адъютант. В 1905 г. председатель Особых совещаний для пересмотра исключительных законов об охране государственного порядка и по вопросам веротерпимости. Убит в Твери эсером С.Н. Ильинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010