Русские услышали радостную весть избавления, и сердца воинов исполнились неустрашимой отвагой и мужеством. Они сделали решительный приступ к кремлю и 22 октября 1612 года победили врагов. Устрашенные поляки в трепете бежали из-под Москвы. В первый же воскресный день русское воинство и все граждане столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Церковную процессию в воротах кремля встретил архиепископ Арсений, который вышел вместе с сохраненной им в плену чудотворной Владимирской иконой Богоматери. В память столь чудесного заступления Владычицы русский царь Михаил Феодорович, избранный на престол в том же 1612 году, установил, по благословению своего отца, митрополита Филарета, ежегодно праздновать Казанской иконе Богоматери два раза: в день обретения ее — 8 июля и в день избавления Москвы от поляков — 22 октября. При этом учреждены были в Москве два крестных хода из Успенского собора в Введенскую церковь, где князь Пожарский поставил точный список с чудотворной Казанской иконы, украшенный многими драгоценностями. Но до 1649 года праздник в честь Казанской иконы был совершаем, кроме Казани, только в Москве. В этом же году царь Алексей Михайлович установил праздновать день 22 октября по всей России. Другие сведения о Казанской иконе Богоматери помещены под 8 июля. Греческая Андроникова С древних времен этот образ составлял домашнюю святыню греческого патриарха Андроника III Палеолога. В 1347 году царь пожертвовал свою икону Монемвасийскому монастырю в Морее. Здесь Греческая икона пребывала до начала XIX столетия. Когда в 1821 году турки напали на Грецию, и многие города ее подверглись опустошению, тогда настоятель Монемвасийской обители епископ Агапий оставил в добычу врагам все монастырские сокровища и скрылся сам лишь с чудотворным образом Богоматери в город Патрас. Перед своей смертью Агапий завещал эту икону Божией Матери одному своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло. Сын этого последнего, А. Н. Власопуло, послал эту святыню из Афона в 1839 году в Одессу вместе с письмом на Высочайшее имя о препровождении образа в Санкт-Петербург императору Николаю Павловичу.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Благодаря вмешательству франц. посла в К-поле И. вернулся из ссылки и в 3-й раз взошел на Патриарший престол ( Stiernon. 2000. P. 1000). За время правления Пахомия и Феолипта мн. храмы были разграблены, патриаршая казна опустела. Тур. правительство конфисковало за долги патриаршую резиденцию - ц. Богородицы Паммакаристос, превратив ее в мечеть Фетхие-джами. И. ненадолго нашел пристанище во дворце валашских господарей, где те останавливались во время пребывания в столице. Нужно было устраивать новый кафедральный собор и резиденцию. В 1588 г. И. в поисках средств, подобно Иоакиму V , патриарху Антиохийскому, ездившему в 1586 г. на Русь с целью сбора пожертвований для своей Церкви, решил отправиться в Москву. Поездка на Русь и учреждение Патриаршества на Руси В нач. мая 1588 г. И. со свитой, в к-рую входили митр. Иерофей Монемвасийский, архим. Христофор, архидиак. Леонтий и др., прибыл на границу Османской империи и Польши. Выбор пути в Москву через польско-литов. земли определялся желанием И. посетить Западнорусскую митрополию , входившую в К-польский Патриархат. О проблемах и нестроениях в митрополии И. знал по письмам кн. Константина Константиновича Острожского, правосл. Львовского братства и др. И. обратился к великому коронному гетману Яну Замойскому с просьбой о проезде через земли Речи Посполитой и о возможности сделать 1-ю остановку в Замостье (Замосце), имении Я. Замойского близ османско-польск. границы. 20 мая в Замостье к свите И. присоединился вызванный И. из Львова свт. Арсений Элассонский. 3 июня к-польское посольство прибыло в Вильно, где оставалось 12 дней. И. утвердил здесь устав Свято-Троицкого виленского братства и благословил по всем храмам митрополии читать его грамоту о защите правосл. веры. Пообещав рассмотреть дела митрополии на обратном пути, И. продолжил поездку в Москву. В кон. июня И. прибыл в Смоленск, откуда обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о разрешении посетить Москву. На Руси еще не было известно о переменах на К-польской кафедре, и в Москве ожидали, согласно грамоте 1587 г., прибытия К-польского патриарха Феолипта и Иерусалимского патриарха с наказом от всех вост. патриархов, «как соборовать и учинить Патриарха» на Руси. Поэтому, послав навстречу И. почетного пристава С. Пушечникова с разрешением приехать в Москву, царь поручил приставу узнать у И., «каким обычаем патриарх к государю поехал и ныне патриаршество Цареградское держит ли, и нет ли кого другого на этом месте, где Феолипт, бывший прежде патриархом, кто из них двух по возвращении Иеремии будет патриаршествовать, и кроме его нужды, что едет за милостынею, есть ли с ним от всех патриархов с соборного приговора к государю приказ; честь же к патриарху держать великую, такую же, как к нашему митрополиту» ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 31).

http://pravenc.ru/text/293660.html

448 Migne. Gr.,. tom.119, pp. 808–812. Законодательная деятельность Церкви при Мануиле, выражающаяся в ответах на различные практические, возбуждаемые отдельными лицами вопросы, не представляет явления необыкновенного. С подобного рода законодательной деятельностью около этого времени встречаемся и в Греции, и в России. В Греции – достаточно указать на канонические ответы Димитрия Хоматина, архиеп. Болгарского (XIII в.) на вопросы Константина Кавасилы, и на ответы Иоанна, епископа Китрского (в Македонии) – конца XII в. – на вопросы того же Кавасилы. В русской Церкви к подобного же рода законодательным памятникам относится известное «Вопрошение Кириково» (XII в.), т. е. собрание ответов, полученных иеромонахом Кириком преимущественно от епископа Нифонта ( Е. Е. Голубинский . История русской Церкви, т. I, 1-я полов., с. 372. Изд. 1-е) 449 Разумеем определения о перемещении епископов с одной кафедры на другую (Migne. Ibid, pp. 812–815) и о праве патроната, или ктиторском праве (Ibid. Рр. 816–817). 450 Георгии Акрополит Летопись, гл. 50–51. Позднейший историк, Пахимер (Царствование Михаила Палеолога. Кн. I, гл. 7), иначе рассказывает эту историю и приписывает еще большее значение Мануилу в деле столкновения Михаила Палеолога с Иоанном Ватацей; но мы не можем решить вопроса, верно ли передает рассказанную историю Пахимер по сравнению с Акрополитом? 453 Такое быстрое возвышение в патриархи всегда возбуждало негодование в речах желавших чтобы каждая высшая степень давалась за заслуги. Но панегирист Фремий как будто бы и знать не хочет о такого рода нерасположении к Арсению, посвященному по воле царя «с поспешностью». А потому, ни мало не сомнений рассматриваемый факт передает в следующих словах: «Прошел он (Арсений) высокую степень (?) и поднялся на вершину архипастырства» (р. 412). 455 Пахимер. История о Михаиле Палеологе. Кн. II, 15; кн. III, 2, 14, 19 и пр. Никифор Григора. Византийская история. Кн. III, гл. 3 и пр. 456 По вопросу о подлинности этого завещания см. заметки у проф. И. Е. Троицкого (Христ. Чтен., 1869, т. II, 854–856). В некоторых изданиях Арсению приписывается сочинение «Поэмы на Воскресение Господне», но едва ли малограмотный патриарх мог и желал писать поэму. Эту поэму с большим правом приписывают Арсению, митрополиту Монемвасийскому, XVI века (Migne. Gr. Tom. 140 pp. 936–940).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В XVI в. острота противоречий смягчилась. Отчасти это произошло потому, что студенты–греки отправлялись в Венецию; многие из них путешествовали в другие города Италии, и если вели себя тактично, то чувствовали, как хорошо их принимают в католических кругах. Отчасти этому способствовало обаяние пусть и не совсем романтической личности императора Карла V, который считался одним из потенциальных вождей будущего крестового похода за освобождение греков. Православные греки Венеции, такие как Антоний Экзарх, считали, что ничто не сможет охладить Карла, о котором было известно, что он твердый католик. Ученый с Пелопоннеса, Арсений Апостолис, или Аристовул, как его звали до принятия священных обетов (сын Михаила Апостолиса, после учебы в Венеции возвел себя в архиепископа Монемвасийского с помощью двух сомнительных священников, а затем пытался наладить отношения с патриархатом, чтобы тот признал его во главе этой греческой кафедры), писал пламенные и бранные письма иерархам обеих Церквей и стал главным сторонником похода Габсбургов. Он изложил свой план в длинном письме к Карлу, а в конце подписался следующим образом: «Собака Вашего Величества», добавив, что он лает, прося ужин. Но Карл никогда не хотел начинать войны с турками. К тому времени греки уже не были столь изолированными. На протяжении XVI в. правители Западной Европы начали понимать, что Османская империя не может восприниматься как временное явление. Она должна была быть признана как европейская держава, с которой следовало наладить дипломатические отношения. Начали появляться книги, в которых описывались турки и организация их государства. Христианские меньшинства в Империи были многочисленными; следовало использовать их расположение. Началась торговля между Западом и оттоманскими правителями; западные купцы требовали защиты со стороны своих правительств. В то же время, поскольку правящие классы в Турции лично мало интересовались торговлей, западные купцы имели дело с торговцами христианами и евреями, в первую очередь греками, которые главенствовали в экспорте. Наступало возрождение интереса к греческому вопросу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И для сего уложениа мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Великиа Росиа самодеръжец и многих государств государь и облаадатель, с пресвятейшим Еремеем, Божиею милостию архиепископом Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенским патриархом, и с первопрестольником с святейшим Иевом, Божиею милостию патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с нашими богомольцы с преосвященными с митрополиты, и архиепископы, и епископы, и с архимариты, и игумены, и со всем освященным собором всего Великого Росийского и Греческого царствиа, сию грамоту, для утвержениа от рода в род и навеки, велели написати. А на большое утвержение к сей грамоте велели есмя нашу царскую печать привесити. И пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, и первопрестольник святейши(й) Иев, божиею милостию патриарх царствующего града Москвы и всеа Русии, и преосвященные митрополиты, и архиепископы, и епископы печати свои приложили и руки свои приписали. А архимариты, и игумены, и соборные старцы руки свои приписали. А уложена бысть и написана сиа соборная грамота в царствующем граде Москве лета от Создания миру 7097 (1589), индикта 2го, господьствиа нашего (от начала царствования лета) 6го, а царств наших — Росийского 43, Казанского 37, Астороханского 35-го, месяца маия”. На обороте грамоты собственноручные подписи тридцати двух лиц. Первыми приложили руки патриархи Иеремия и Иов. За ними следовали митрополиты: Гермоген Казанский и Астраханский, Варлаам Ростовский и Ярославский. Иерофей Монемвасийский, Геласий Сарский и Подонский; архиепископы: Иона Вологодский и Великопермский, Иов Суздальский и Тарусский, Сильвестр Смоленский и Дорогобужский, Митрофан Рязанский и Муромский, Захарий Тверской и Старицкий, Арсений Елассонский; епископ Иосиф Коломенский и Каширский. После иерархов подписались архимандриты и игумены монастырей: греческий Христофор, Троице-Сергиева Киприан, Новоспасского Сергий, Чудова Феодосии, Симонова Тихон, Свияжского Мисаил, Андроникова Гурий, Богоявленского Иосиф, Пафнутьева-Боровского Варлаам, Смоленского Борисоглебского Адриан, Рязанского Спасского Иона, Тверского Отроча Феодосии, Переяславль-Залесского Даниловского Иона, Рязанского Рождества Богородицы Солочинского Андроник, Спасо-Прилуцкого Галактион, Вологодского Корнильева Лаврентий и Переяславского Никитского Никон. Последними поставили свои подписи Троице-Сергиева монастыря келарь Евстафий и монах Варсонофий Якимов.

http://azbyka.ru/ulozhennaja-gramota-ob-...

По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим рус. столицу в марте 1592 г., А. Э. послал в Александрийский Патриархат, в Метеоры и в мон-рь Дусику рус. иконы. В том же году он сделал вклады иконами в Саввы Освященного лавру , в афонские мон-ри Хиландар и Дионисиу . В 1593 г. А. Э. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. ц. св. Георгия в Венеции, в 1594 г.- икону «Преображение» на Синай. Между 1595 и 1598 гг. А. Э. составил греч. службу св. Василию Блаженному и переслал ее в мон-рь Дусику, где она хранится до наст. времени. В 1599 г. А. Э. отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иером. Лука (впосл. митр. Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к к-рой принадлежали А. Э., поташанский иером. Матфей, буд. митр. Мир Ликийских (в 1596 А. Э. получил в дар от него переписанный им в Москве Евхологий), Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греч. книг. В 1596 г. А. Э. по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в лавру Саввы Освященного. В 1597 г. А. Э. был поставлен архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 авг. 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул - «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 нояб. 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы А. Э. строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом мон-ре он построил ц. во имя Чуда архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие А. Э., однако мн. исследователи это оспаривают).

http://pravenc.ru/text/76326.html

Затем митрополит Иерофей Монемвасийский, архиепископы Тихон Казанский и Арсений Елассонский, епископы Иов Суздальский, Сильвестр Смоленский, Митрофан Рязанский, Захария Тверской, Иосиф Коломенский и Геласий Крутицкий удалялись в придел Похвалы Богородицы и избирали по три кандидатуры на патриаршество и обе митрополии. В патриархи, заявил Щелкалов на совещании 19 января, будут рекомендованы митрополит Иов, архиепископы Александр Новгородский и Варлаам Ростовский; на Новгородскую митрополию будут предложены архиепископ Александр Новгородский, архимандриты Киприан Троицкий и Иона Рождественский; на Ростовскую — архиепископ Варлаам Ростовский, архимандриты Сергий Новоспасский и Феодосии Чудовский. После того как архиереи " изберут " кандидатов и подпишут соответствующие акты, продолжал инструктаж Щелкалов, документы передаются патриарху Иеремии, который отнесет их к государю Федору Иоанновичу в Золотую палату. Здесь в окружении бояр и всех архиереев царь изберет из предложенных кандидатур патриарха и двух митрополитов. Кто будет избран — было очевидно. Тут же Иеремия и наречет митрополита Московского патриархом, а архиепископов Новгородского и Ростовского — митрополитами. Торжественное поставление Иова в патриархи было назначено на 26 января 1589 г. На заседании 19 января Щелкалов в общих чертах познакомил Иеремию с планом предстоящей церемонии, весь ход которой был уже подробно расписан: участники должны были иметь время, чтобы старательно запомнить свои обязанности. Пиршества у царя и патриарха были тщательно распланированы и на следующие дни, вплоть до 30 января, когда Иов должен был рукоположить митрополита Новгородского (Ростовский митрополит был торжественно поставлен несколько дней спустя). Все так и совершилось. Патриарх Иеремия выступал как орудие московских властей. Мнением его интересовались мало. Так, наречение патриарха и митрополитов Иеремия думал провести в церкви, но оно состоялось в Золотой палате, как пожелали хозяева положения. Номинально занимая первое место, Константинопольский патриарх был подавлен и отведенной ему ролью, и невиданной роскошью церемоний, и богатством даров, вручавшихся ему и остальным архиереям.

http://sedmitza.ru/lib/text/439621/

Патриарх Иеремия II первый решился отправиться в Москву и избрал путь чрез Польшу и Литву. В начале мая 1588 г. он прибыл на границы Польши и послал письмо к польскому канцлеру Яну Замойскому, прося у него дозволения остановиться в его имении Замостье. Канцлер, хотя был латинской веры, принял у себя первосвятителя Востока и всю его свиту с полною предупредительностию и любовию. В свите патриарха находился митрополит Монемвасийский Иерофей, а в Замостье к ним присоединился еще, около 20 мая, архиепископ Елассонский Арсений, бывший дотоле учителем в львовской братской школе, который и описал это путешествие патриарха. Замойский исходатайствовал своему высокому гостю королевскую грамоту на свободный проезд в пределах Польши и Литвы и распорядился, чтобы на всем пути ему оказываемы были надлежащее внимание и почесть. Быстро проехал Иеремия через Брест и к 3 июня прибыл в Вильну. Здесь на встречу его вышли все (православные) жители города, большие и малые, и потом принимали его с величайшими почестями. Члены недавно образовавшегося Свято-Троицкого виленского братства представили первосвятителю свой печатный устав. Иеремия одобрил устав и укрепил своей печатью. Дал братству благословенную грамоту (от 5 июня) и дозволил ему иметь братскую школу греческого, латинского и русского языка (о польском не упомянул), равно и друкарню для печатания книг. Предоставил митрополиту с его наместником и со всем духовенством по просьбе всего братства отлучать от братства всенародно в церкви тех братчиков, которые будут не покоряться истине и подавать соблазн другим, а сам наперед изрек свое неблагословение на всякого, кто дерзнет разорять братство, или клеветать на него, или вносить в него несогласие и раздор, будет ли то архиепископ, или епископ, или кто-либо иной из духовенства, или кто из мирян всякого чина, возраста и сана. В заключение же грамоты, которую приказал прочитать по всем церквам, убеждал православных не отступать от того «праведного пути», на котором они находятся, и пребывать верными во всем церковным постановлениям, какие приняли они изначала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

Но патриарх, узнав из сих писем, что это беглец и что по страху от турок нельзя послать из Царьграда нового митрополита, отпустил без ответа пришедшаго к нему иеромонаха. Потом слух прошел, что диакон сей сделался епископом. Патриарх послал в Мо-рею Газского митрополита, который подробно известил об нем, и его низвергли соборно с епископства; но как он попал в Венецию и во Львов – не знает. Посему Хрисанф просит, чтоб великие государи приказали держать епископа на рубеже и письма отобрать, чтобы видеть, с чем идет и есть ли у него патриаршее прошение, если нет, то не только не впускать его, но и Честное Древо отобрать, ибо «украл его у святаго Гроба, а притом и наказание учинить и не отпускать его назад, а только бы дать место, где душу спасти». Между тем 18 марта в Москву приехал сам епископ Арсений и поставлен был на Калязинском подворье. В Посольском приказе он заявил, что ехал на Венецию и, пробыв там, слышал, что монастырь его разорен турками, которые расхитили всю церковную утварь. Во епископа он поставлен Монемвасийским епископом Григорием в Андрусскую епархию тому уже пять лет, и ставленная грамота у него есть, а в Москву приехал для милостыни. В Иерусалиме он был мирянином, оттуда пошел в Царьград и с год жил у патриарха Досифея и с его благословения отошел в Кипр, где посвящен в иеромонахи, а оттуда переехал в Морею. Когда его спросили об имеющемся при нем Честном Древе, то епископ показал, что при нем есть часть оного, ради святыни и исцеления болящих, что он приобрел ее в Иерусалиме, живши у брата патриаршего восемь лет, который был ему двоюродный дядя и любил его как сына и благословил его сим Крестом, и многие получали от него исцеление. Бывши в венецианском лазарете и увидев здесь одного беснуемого солдата, осенил его трижды тем Крестом, и тот исцелился. И у самого епископа дорогою опухло лицо, он попросил архимандрита, ему сопутствовавшего, осенить его Честным Древом – и болезнь миновалась. Просили еще в приказе у епископа списка мощам, какие находились при нем, но дать его он отказался, заявив, что держит мощи у себя как неоцененное сокровище, ставленную же свою грамоту предъявил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АТТИК (сер. IV в.–окт. 425 г.), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (03. 406–10. 10. 425) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_6.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010