В своих «мемуарах» Арсений проводит ту же тенденцию. И, сокращая процедуру, описывает дело так: «Через несколько дней царь послал великого боярина своего, родного брата благочестивейшей царицы и великой княгини, госпожи Ирины, господина Бориса Годунова и великого государственного логофета (дьяка) господина Андрея Щелкалова к великому патриарху. Явились они к нему с просьбой от имени царя и всего его собора и великого митрополита московского господина Иова, чтобы он остался в великой Москве, дабы именоваться патриархом московским и всей России и быть любящим отцем для царя и царицы. Весьма тронутый их приятными словами, патриарх решился исполнить волю царя, если бы ему не воспрепятствовали монемвасийский митрополит кир Иерофей, племянник патриарха господин Димитрий, первый канонарх, Георгий Логофет и Николай Аристотель из Афин, и, таким образом, они возвратились к царю с великой печалью. И снова после немногих дней, послал их царь к патриарху с просьбой к нему возвести великого митрополита Москвы Кир Иова в патриаршее звание, достоинство и на кафедру». Тут искусственно выгораживаются обе стороны. Царь не вымогает у патриарха Иеремии ничего. И Иеремия великодушно соглашается не на большее, а на меньшее. А возражения его свиты наверное относятся не к препятствию воле Иеремии остаться в России, а к его воле — поставить патриарха из русских.    Такое тенденциозное освещение, может быть, придано было Арсением в целях апологии Иеремии пред греками, ибо там действия Иеремии не могли понравиться и вызвали оппозицию.    Иерофей митрополит в своих мемуарах излагает дело гораздо проще и вернее: «Когда русские увидели, что Иеремия не ставит им патриарха, а сам хочет остаться у них, то говорят ему: владыко, если ты хочешь остаться, то и мы этого хотим. Но древняя кафедра России во Владимире, туда и благоволишь отправиться на жительство. А то было место хуже Кукоса. Но предупрежденный некоторыми христианами, патриарх сказал: и не говорите мне об этом, я ни за что этого не сделаю. Тогда говорят ему: решение царя то, чтобы ты поставил патриарха. И Иеремия заговорил другое, что он не уполномочен епископами (δισεπσκооς) и что это незаконно Но, наконец и нехотя рукоположил для России патриарха». (Σθας, 21, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На следующий год получен был ответ из Константинополя, что патриархи Цареградский и Антиохийский согласны с желанием царя и что они послали за Александрийским и Иерусалимским для совещания и решения соборного, положив отправить в Россию патриарха Иерусалимского. Но нужды Церкви Цареградской потребовали, чтобы отправился в Россию не четвертый, а первенствующий между патриархами, патриарх Константинопольский, к области которого издревле принадлежала Церковь Русская. В июле 1588 года прибыл в Москву святейший Иеремия, пастырь знаменитый как просвещением, так и страданиями за Церковь . Вся Москва была в радостном волнении, когда первенствующий святитель православного христианства, благословляя народ и душевно умиляясь его радостным приветствием, ехал на осляти к царю по стогнам Московским; за ним ехали на конях митрополит Монемвасийский (или Мальвазийский) Иерофей и архиепископ Элассонский Арсений. Когда они вошли в Златую палату, Феодор встал, чтобы встретить Иеремию в нескольких шагах от трона; посадил близ себя, с любовью принял дары его: икону с памятниками страстей Господних, с каплями Христовой крови, с мощами св. царя Константина – и велел Борису Годунову беседовать с ним наедине. Патриарх передал правителю свою историю. Главною причиною бедствий, говорил патриарх, был один отступник Грек, который, променяв веру на выгоду земную, донес султану, будто Иеремия богат, будто храм его владеет сокровищами, которым нет цены; к тому же другой искал почести, от которой Иеремия готовился отказаться за старостью. Султан нарушил обещание Магомета II, давшего за себя и преемников клятву не вступаться в дела христианства и велел Феолипту быть патриархом без соборного определения. – Иеремия смело напомнил через пашей о клятве султана, и султан сослал его на остров Родос, где пробыл он четыре года. Амурат отставил и Феолипта, ограбил церковь Божию, превратил патриарший храм в мечеть, и возвратил Иеремию из заточения к новым скорбям. «Обливаясь слезами, – заключил патриарх, – вымолил я у Амурата позволение ехать в христианские земли для милостыни, чтобы построить новый храм истинному Богу. Слышав о таком благочестивом царе, пришел я сюда, чтобы помог нам царь в наших скорбях». – Затем первосвятитель объявил, что прибыл с соборным

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Благодаря вмешательству французского посла в Константинополе патр. Иеремия вернулся из ссылки и в третий раз взошел на патриарший престол . За время правления Пахомия и Феолипта многие храмы были разграблены, патриаршая казна опустела. Турецкое правительство конфисковало за долги патриаршую резиденцию - церковь Богородицы Паммакаристос, превратив ее в мечеть Фетхие-джами. Патр. Иеремия ненадолго нашел пристанище во дворце валашских господарей, где те останавливались во время пребывания в столице. Нужно было устраивать новый кафедральный собор и резиденцию. В 1588 году патр. Иеремия в поисках средств, подобно патриарху Иоакиму V Антиохийскому , ездившему в 1586 году на Русь с целью сбора пожертвований для своей Церкви, решил отправиться в Москву. Поездка на Русь и учреждение Патриаршества на Руси Патриарх Константинопольский Иеремия II Транос В начале мая 1588 году Иеремия II со свитой, в которую входили митр. Иерофей Монемвасийский , архим. Христофор, архидиакон Леонтий и другие, прибыл на границу Османской империи и Польши. Выбор пути в Москву через польско-литовские земли определялся желанием патр. Иеремии посетить Западнорусскую митрополию, входившую в Константинопольский Патриархат. О проблемах и нестроениях в митрополии Иеремия знал по письмам кн. Константина Константиновича Острожского , православного Львовского братства и др. Патр. Иеремия II обратился к великому коронному гетману Яну Замойскому с просьбой о проезде через земли Речи Посполитой и о возможности сделать первую остановку в Замостье (Замосце), имении Я. Замойского близ османско-польской границы. 20 мая в Замостье к свите патр. Иеремии присоединился вызванный им из Львова свт. Арсений Элассонский . 3 июня константинопольское посольство прибыло в Вильно, где оставалось 12 дней. Иеремия утвердил здесь устав Свято-Троицкого виленского братства и благословил по всем храмам митрополии читать его грамоту о защите православной веры. Пообещав рассмотреть дела митрополии на обратном пути, патр. Иеремия продолжил поездку в Москву.

http://drevo-info.ru/articles/13679190.h...

Русское правительство не уступило и Иеремия наконец согласился поставить в России особого патриарха из Русских. Тогда – то государь передал это дело на собор духовных лиц (17 янв. 1589 г.) и те во всем положились на его волю. 19 января на общем собрании духовенства и бояр было решено, как совершать самое избрание и наречение патриарха. 23 января в Успенском соборе собрались патр. Иеремия, греческие и русские епископы. По царскому наказу в избрании кандидатов на патриаршую кафедру должны были участвовать из Греков один митрополит (Иерофей монемвасийский) и один архиепископ (Арсений елассонский), из Русских архиепископ казанский и епископы суздальский, смоленский, рязанский, тверской, коломенский и крутицкий. Они удалились в придел Похвалы Божией Матери, а остальное духовенство вместе с Иеремией оставалось в главном храме. Избраны были раньше намеченные царем кандидаты для патриаршей кафедры, московский митр. Иов, новгородский архиепископ Александр и ростовский Варлаам; вместе с тем избраны были кандидаты для предполагаемых митрополичьих кафедр новгородской и ростовской, имена тех и других внесены в грамоты и отнесены были патриархом и всем собором к царю. Царь утвердил из кандидатов на патриаршество Иова и он был наречен патриархом. 26 января состоялось его рукоположение с большою торжественностью. В Успенском соборе на средине было приготовлено широкое возвышение с тремя на нем стульями – для царя, Иеремии и Иова; царское место обито красным сукном, а стул покрыт красным бархатом с золотом; патриаршее место обито лазоревым сукном, а стулья покрыты черным бархатом. По обеим сторонам в направлении к алтарю поставлены скамьи для духовных лиц. Пред возвышением на церковном помосте нарисован одноглавый орел с распростертыми крыльями и обставлен 12 огневиками. Пред литургией явился Иов и стал облачаться в приделе Похвалы Богородицы; явился Иеремия и, облачившись сел на приготовленное место; явился царь; патриарх благословил его и оба сели рядом; духовенство заняло свои места по чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Вскоре состоялась встреча царя Феодора Иоанновича с Предстоятелем Константинопольской Церкви. Шествие Патриарха в царский дворец выглядело торжественно и красочно. Сам Иеремия ехал на осляти и благословлял многочисленный народ, а вслед за ним на лошадях ехала его свита: митрополит Монемвасийский Иерофей и друг Патриарха, архиепископ Елассонский Арсений. С большими почестями провели Патриарха и его спутников в Золотую палату, где их встречал государь в полном царском облачении. Патриарх Иеремия благословил царя и преподнес дары: золотую панагию, в которой находились часть Животворящего Древа, частица Крови Христовой и часть ризы Господней, серебряный киот с мощами святого равноапостольного царя Константина, мощи святого Иакова Севастийского, а также золотую панагию с камнем, на котором была изображена святая Марина, и часть мощей святых, среди которых были мощи святителя Иоанна Златоуста . После аудиенции переговоры продолжил царский шурин Борис Годунов. Благодаря умелой дипломатии русского правительства Патриарх Иеремия дал свое согласие на установление Патриаршества в России. Поначалу Патриарху Иеремии было предложено «на Патриаршестве быти в нашем государстве на престоле Владимирском и всея Великия России». Мысльо возможности навсегда остаться в России и перенести сюда Патриархию из порабощенного турками Константинополя настолько овладела умом и чувствами Иеремии, что длительное время и упорно она отстаивалась во всех дальнейших переговорах его с Годуновым. Однако одно обстоятельство смущало Константинопольского Предстоятеля: почему ему предложили быть во Владимире, ведь Патриарх должен быть всегда при государе? На это ему ответили, что в Москве остается «отец наш и богомолец Митрополит Иов». Окружение Патриарха Иеремии советовало ему отказаться от идеи жить в России, так как он не знал языка и «здешняго обычая» и, кроме того, Владимирская кафедра далека от столицы. Иеремия отказался, однако не от самой мысли об учреждении Патриаршества в России, а от своей кандидатуры на эту кафедру .

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом МонемвасииМонемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИС [Апостолиос; греч. Αποστλης, Αποστλιος] Михаил (ок. 1420, К-поль - † после 1474 или 1486, Крит), учитель, писатель, переписчик греч. рукописей. Учился в К-поле у Иоанна Аргиропула , затем нек-рое время был учителем в Музеоне при мон-ре св. Петра. Вероятно, как ученик Георгия Гемиста Плифона А. разделял его увлечение неоплатонизмом. В 1449 г. был обвинен в почитании языческих богов и вынужден написать письмо с оправданиями имп. Константину XI Палеологу . Активно поддерживал унию Церквей. При взятии К-поля турками (1453) А. попал в плен, но вскоре был освобожден. Уехал сначала в Италию, а потом обосновался на Крите, где преподавал и основал рукописную мастерскую. Поддерживал постоянные связи с гуманистическими кругами Италии; кард. Виссарион Никейский поручил ему разыскание старых греч. рукописей для своей б-ки, и А. сделал копии (хотя бы частично) ок. 115 манускриптов. К богословским сочинениям А. относятся диалог о Св. Троице (Μενξενος περ Τριδος), а также «Речь об исхождении Св. Духа», в защиту католич. догмата Filioque . А. также написал трактаты в защиту Платона, о методе преподавания греч. языка итальянцам, риторические произведения, в частности надгробное слово Виссариону Никейскому и «Речь о Греции и Европе» (после 1453). А. вел интенсивную переписку и составил значительное собрание пословиц, позже дополненное его сыном Арсением Монемвасийским . Соч.: Collectio paroemiarum/Ed. E. L. von Leutsch//Corpus paroemiographorum Graecorum. Gött., 1851. Hildesheim, 1958r. Vol. 2. P. 233-744. Лит.: Salaville S. Apostolios ou Apostolis//DHGE. T. 3. Col. 1030-1035; Wittek M. Pour une étude du scriptorium de Michel Apostoles et consorts//Scriptorium. 1953. T. 7. Р. 290-297; Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Camb., 1962. P. 73-110; Πατρινλης Χ. Γ. Αποστλης Μιχαλ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1163-1164; Frangedaki A. On the 15th Century Cryptochristianity: a Letter to Georges Amoiroutzes from Michael Apostolis//BMGS. 1984/1985. T. 9. P. 221-224; Gremet A. F. van. Ο Μιχαλ Αποστλης ς δσκαλος τν λληνικν//Ελληνικ. 1987. Τ. 37. Σ. 141-145. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/75718.html

Иеремия выехал в Москву. Этой поездке суждено было стать судьбоносной для Русской Церкви. Промысл Божий даже беды Православия, как всегда, обернул в конечном счете к его благу. Тяготы Константинопольского Патриархата обратились утверждением Патриархата Московского к вящей славе Божией и укреплению Православия. Иеремия в 1588 г. так же, как и Иоаким, сначала отправился в Западную Русь, откуда поехал далее, в Московию. В Речи Посполитой Патриарху Константинопольскому также довелось стать свидетелем крайнего ухудшения положения православных. Тем большим был контраст, когда Иеремия прибыл в блистательную столицу православного царства. Надо отметить, что Иеремия, прибыв в Смоленск, свалился буквально «как снег на голову», к полному изумлению московских властей, потому что здесь еще ничего не знали о переменах происшедших на Константинопольской кафедре. Москвичи не ожидали увидеть Иеремию, о возвращении которого на кафедру здесь не знали. При этом вместо ожидаемого благоприятного ответа на просьбу Московского государя об учреждении на Руси Патриаршества москвичи услышали от Иеремии только разговоры о милостыне. Нетрудно представить себе настроение людей Годунова, столкнувшихся с неизвестным им Первосвятителем, который к тому же ничего не ведал о чаяниях Москвы иметь собственного Патриарха. Тем не менее, Патриарха Иеремию приняли пышно, с максимальными почестями, которые стали еще большими после того, как разведка донесла: Патриарх настоящий, законный, а не самозванец. Сопровождали Иеремию в его поездке в Россию митрополит Иерофей Монемвасийский и архиепископ Арсений Элассонский, ранее преподававший греческий язык во Львовской братской школе. Оба эти архиерея оставили ценные воспоминания о поездке Иеремии в Москву, по которым мы отчасти можем судить о том, как протекали переговоры об учреждении Московского Патриаршества. Ввиду перемен на Константинопольской кафедре пришлось все переговоры о Московском Патриархате начинать сначала. Но изменения произошли не только в Стамбуле, но и в Москве. К этому времени конфликт между Годуновым и митрополитом Дионисием закончился в 1587 г. низложением последнего (Дионисий ввязался в боярский заговор и вместе с другими противниками Годунова выступил перед царем Феодором с безнравственным предложением развестись с Ириной Годуновой по причине ее бесплодия). На место Дионисия был возведен Ростовский архиепископ Иов, которому и суждено будет стать первым Русским Патриархом

http://sedmitza.ru/lib/text/436299/

Особенною заботливостью о делах южнорусской Церкви отличился александрийский патр. Мелетий Пигас, управлявший в качестве местоблюстителя константинопольской кафедрой (до 1599 г.) и даже после оставления местоблюстительства не покидавший прежних забот до самой смерти (1601): множество сохранившихся посланий его в южную Русь служит свидетельством этих забот (к кн. К. Острожскому, Вишневецкому и другим князьям, Гедеону Болобану, братствам, народу и духовенству, даже Сигизмунду и Поцею). С востока приносились миро, антиминсы и т. п.; приходили иногда патриаршие экзархи, напр. Кирилл Лукарис и Арсений, архим. константинопольский (1620); или титулом экзаршим с его полномочиями награждались некоторые из местных русских представителей (К. Острожский, Гедеон епископ Львовский, Иеремия Тиссаровский, его преемник, Нестор Кузменич, Заблудовский протопоп, Петр Могила , киевопечерский архимандрит, впоследствии киевский митрополит и митрополиты Сильвестр Коссов и Иосиф Нелюбович – Тукальский). В 1620 г. даже явился в южную Русь александр. патр. Феофан с полномочиями от константинопольского и в продолжение почти целого года трудился здесь для водворения церковных порядков. Видя благотворность сношений с Востоком для южнорусской Церкви, враги православия решили прекратить их. На сеймах 1602 и 1676 г. сношения с констант. патриархом были запрещены и действительно после 1676 г. становятся реже 711 . Наконец в южной Руси нередко проживали православные греческие и славянские епископы, оказывая посильную помощь православной Церкви (Лука, митр. белградский, Иеремия Пелагонский, Иоасаф монемвасийский, Неофит, архиеп. софийский в Болгарии и др.). Главными защитниками и охранителями православия юго –  зап. России на первых порах были православные дворяне. Пользуясь патронатом в своих поместьях, они мешали там привиться унии, не давали свободы произволу униатов, поддерживали православные храмы и монастыри, строили новые, на сеймах и пред королем смело говорили против унии и насилий над православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

28 Тот же взгляд на учреждение в Москве патриаршества высказал впоследствии и известный Паисий Лигарид в своем сочинении о суде над патриархом Никоном . Паисий говорит: «Так-то Иеремия один провозгласил митрополита Московского Иова патриархом, как то записано и находится в царской книге; а бывшие при нем два архиерея, Досифей Монемвасийский и Арсений Элассонский, крепко удерживали Константинопольского патриарха от такого предприятия и возведения в патриархи, говоря, что это должно было совершиться непременно соборно и провозгласиться с согласия прочих трех патриархов. Хорошо можно об этом узнать из послания тогдашнего патриарха Александрийского, господина Мелетия к Иеремии, патриарху Константинопольскому», и далее дословно приводит самое письмо Мелетия (Рукопись Московской Духовной Академии 71. Гл. II). 29 Флетчер, бывший в Москве во время учреждения у нас патриаршества, говорит, что Иеремия вручил царю отречение от своего сана и свой патриарший посох и что Иов был наречен патриархом «Константинопольским и Сионским со всею властью, принадлежащею сему патриаршему престолу» (Библиотека для чтения 1 С. 25). Очевидно, Флетчер мечты русских принял за действительный факт. 30 Замечательно, что и другие завзятые гречане, поддавшись обаянию цветущего положения Русской Церкви и государства сравнительно с бедственным положением других Восточных Церквей, невольно иногда признавали, что Московский патриарх должен занять первое место как заменивший собою Римского. Так, Паисий Лигарид в указанном выше сочинении о суде над Никоном говорит: «Оставалось и благочестивой Московии как господствующей над северными странами украситься и возвеличиться патриаршим титулом, и особенно тогда, когда благоугодно было всевышнему Богу, после того как тиранство попрало четыре Вселенские Патриархии, возвести сие новообразовавшееся российское царство, как бы для нашего успокоения, дабы не пришли в отчаяние овцы Восточной Христовой Церкви, если не увидят на земле другого пастыря и православного самодержца» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010