В торжествах в честь дня памяти преподробного Арсения Коневского  приняло участие около восьмисот паломников и семидесяти клириков. Пятьсот причастников приобщались Святых Христовых Таин из десяти чаш. Во время Божественной литургии состоялась диаконская хиротония инока Коневского монастыря Василиска (Соколова) . Затем епископ Игнатий вручил епархиальные награды. После Божественной литургии мощи основателя обители преподобного Арсения Коневского с крестным ходом были перенесены  на Святую гору, где изначально поселился прибывший на Коневец преподобный. После праздничной трапезы состоялись экскурсии для всех желающих. Преподобный Арсений Коневский был уроженцем Великого Новгорода. В возрасте примерно 20 лет он ушел в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принял монашеский постриг. Прожив 14 лет в Лисогорском монастыре, преподобный по благословению игумена отправляется на Афон, предположительно в Хиландарский монастырь. Через три года преподобный Арсений возвращается на родину, чтобы основать в северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Преподобный привез с Афона икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную в России как икона Божией Матери Коневская. В 1393 году святой  Арсений отправляется по реке Волхов в Ладожское озеро в поисках места для будущего монастыря. Преподобный прибывает на остров Коневец. Поначалу он решает двигаться дальше на север, но дважды буря прибивает его лодку обратно к острову. В этом преподобный видит вышнее указание и остается подвизаться на Коневце - сначала в уединении,  а  с 1396 года к нему стекается братия. В 1421 году страшное наводнение затопило монастырь, и Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен уже новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в строгом иночестве 68 лет, а в устроенной им обители - 54 года. Братия с честью схоронила его тело под папертью храма, при входе. В 1547 году православная Церковь причислила преподобного Арсения к лику святых. Его мощи были обретены в ноябре 1991 года, в наместничество архимандрита Назария (Лавриненко), ныне епископа Кронштадтского, викария Санкт-Петербургской епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Обиталище иеросхимонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению. Рядом небольшая, аккуратненькая Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию, явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую гору за благословением, ни запасов, ни наставника одно уныние, вот и спасла Богородица монастырь своим явлением, вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла братия часовню. В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители, потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое место, туда, где и сейчас он расположен. По прежнему видны его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом новогородским стал Евфимий, друг преподобного и сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим помог он обители Коневской и сделал известной ее в новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была радость богомольцев. Но не долго длилось такое утешение, прозорливый старец Симеон, сказал Арсению, что бесы радуются, когда мирян в келье принимаешь, и тогда, не нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал водить паломников в братскую трапезную. И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного, утешающего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке Арсению, и вся природа вокруг словно радуется. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря В размышлениях о монастырском странноприимстве разбрелись мы по острову.

http://pravoslavie.ru/1737.html

Прожив 14 лет в Лисогорском монастыре, преподобный по благословению игумена отправляется на Афон, предположительно в Хиландарский монастырь, где безвозмездно выделывал медную посуду не только для обители, в которой подвизался, но и для других афонских монастырей. Вскоре соседние монастыри стали присылать Арсению своих иноков для научения этому ремеслу. Опасаясь, чтобы многочисленные посетители, приходившие к нему для работы и учения, не обременяли братию его обители, преподобный испросил благословение игумена обойти некоторые афонские монастыри и потрудиться на их пользу. По прошествии трех лет Арсений возымел желание вернуться на родину, чтобы основать в северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил преподобного, сказав, что " Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий " . Он дал святому Арсению устав святогорского общежития для основания нового монастыря, а в благословение - икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную в России как икона Божией Матери Коневская. В 1393 году преподобный возвращается на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословляет его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, святой Арсений ищет уединённое место для иноческой жизни. Так преподобный прибывает на о. Коневец, но зная, что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, покидает его и отправляется дальше на север. По пути святого Арсения застигает буря, и он вынужден вернуться обратно на Коневец. Переждав бурю, Арсений снова покидает остров, однако и в этот раз сильный ветер прибивает его лодку обратно к острову. В этом Арсений видит вышнее указание: " По воле Господа и Его Пречистой Матери, обитель должна быть воздвигнута на Коневце " . Так преподобный стал подвизаться на Коневце, где со временем воссияла обитель. Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней, прожив в уединении около трех лет.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: “Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает”, и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю. Может, была она похожа на нашу, и перед преподобным Арсением вдруг так же явился из тумана этот прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой… Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально уплыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок — икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце. Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи Преподобного — его Афонское благословение — Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преподобного Арсения, написаны православными финнами. Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький диакон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец. После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на “что-нибудь горяченькое” и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью, мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утреннюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Солов. 216/216 с пометой: «Имал список с Лисьей горки». Псалтирь гадательная 1-й трети XV в. (РГАДА. Ф. 381: Синод. 33) относится к кругу лисицких рукописей предположительно на основании владельческой записи «Лисья монастыря» XVII в. и наличия т. н. новгородизмов в языке гадательных приписок XV в. ( Бобров. 1991. С. 82-88, 97-98). Еще 2 рукописи, упомянутые в источниках, не сохранились: «Устав иноческого жительства со Святыя горы» (в Житии прп. Арсения Коневского) и Лисицкий летописец 1450 г. (упомянут в Новгородской 2-й летописи). Имелись контакты монахов Л. м. с насельниками Афона: в кон. XIV в. инок Арсений (впосл. основатель Коневского мон-ря) и игум. Иларион (впосл. епископ Коломенский) совершили «хожения» на Св. Гору и «принесли» рукописные книги - соответственно Устав монастырский и Тактикон мон. Никона Черногорца 1396/97 г. Оба доставили книги к Новгородскому архиеп. Иоанну (1389-1415), к-рый разрешил прп. Арсению основать Коневский мон-рь и повелел снять копию с рукописи, привезенной игум. Иларионом. Об афонских связях Л. м. свидетельствует и запись писца Серапиона в сборнике 1431 г. о том, что переписанное им сочинение прп. Максима Исповедника переведено с греч. языка на Афоне в 1425 г. Кроме того, в 6 рукописях, связанных с лисицким скрипторием, имеются заставки балканского стиля, созданные по одному канону, сложившемуся в этом монастыре, по мнению Т. Б. Уховой, под влиянием афонской традиции. Существуют также свидетельства общего визант. и южнослав. влияния на деятельность этого книгописного центра. В Л. м. хранилась «шапка Иоанна Златоуста», увезенная в Москву в 1558 г. как подарок царю Иоанну IV Васильевичу Грозному: «...того же месяца июль 26, вторник игумен Благовещенъского манастыря Трифонъ, а повез шапку Иона Златаустаго Лисья манастыря… к царю государю великому князю» (НовгорЛет. С. 91; ПСРЛ. Т. 30. С. 190). Анализ книгописной деятельности в Л. м. позволяет утверждать, что в кон. XIV - 1-й пол. XV в. монастырь играл значительную роль в культурной жизни Новгорода. Поддерживая связи с Афоном, лисицкие книжники были «проводниками» 2-го визант. и южнослав. влияния. На протяжении более полувека мон-рь на Лисичьей горе был своего рода «духовной академией», готовившей крупных церковных деятелей, таких как прп. Арсений Коневский, еп. Иларион, архим. Варлаам, архиеп. Евфимий II. Значительно раньше др. мон-рей Новгорода, уже в кон. XIV в., Л. м. осуществил переход от Студийского к Афонско-Иерусалимскому церковному уставу ( Бобров. 1991. С. 89-91). Видимо, Л. м. «оказался своего рода форпостом влияния «монастырского» книжного искусства» ( Смирнова. 1994. С. 36).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Когда же подъезжали они к острову, то услышали очень сильный звон. Раздумывали они, откуда раздается этот звон – ведь ни церкви нет на том острове, ни жителей. И сказал блаженный своим ученикам: «Дети мои, знамение это нам предназначено, ибо соизволили Бог и Пречистая Богородица быть монастырю на острове этом, и чтобы не помышляли мы никуда отсюда идти, вот, словно на крыльях, за один час Пречистая принесла нас сюда». И, выйдя на берег, вознес он хвалу Богу и Пречистой Богородице. Взойдя на гору, поставил он крест, а потом поставил келью и прожил в ней один год. И перешел в другое место, называемое позже Владычная лахта. Этот рассказ до сюда. Глава 3. О названии острова, почему называется Коневец, и об изгнании бесов из острова Когда пришел блаженный старец Арсений на этот остров и начал на нем жить, встретил он там рыбака по имени Филипп. И спросил его, почему называется остров этот Коневский. Сказал же ему рыбак: «Есть, отче, на этом острове большой камень, известный как Конь, и тому камню язычники жертву приносили – каждый год приводили по коню, и потому называется этот остров Коневский. А еще на нем много корма, поэтому обитатели этих мест привозили на этот остров много скотины на лето от хищников и воров, не выпасая ее. Дают же жертву камню, чтобы скоту и им самим вреда не было, по бесовскому обряду». И сказал ему блаженный Арсений: «Друг, покажи мне тот камень». Рыбак пошел и показал ему камень. Блаженный же вернулся в свое пристанище и пробыл всю ночь без сна, молясь, чтобы Бог и Пречистая очистили то место от бесовского обряда. И, встав наутро, повелел облачить себя в священнические одежды. И, взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн, вот эту икону взяв и святую воду, и фимиам, и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице, а сам он со слезами молился об очищении того места. И обойдя вокруг, покропил он святою водой и прогнал нечистых духов. Рассказали же рыбаки, что видели тогда стаю воронья, летящую к северу, рыдающую, словно ревущие волы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас в Епархиальном управлении будет открыта выставка " Коневец — святыня, которая рядом " . Ведь до островной обители добраться непросто, а сейчас все смогут увидеть ее жизнь. Вы увидите и уникальные дореволюционные фотографии обители. Приезжая туда, я каждый раз чувствую себя, как дома: Божия благодать согревает на острове, молитвы преподобных Василиска и Зосимы создают духовную связь между нашими землями. Я выражаю сердечную благодарность владыке Игнатию и наместнику обители, игумену Александру за труды по принесению мощей преподобного Арсения. Благодарю и владыку Филарета, епископа Канского и Богучанского, прибывшего из Красноярского края на наше торжество. После открытия выставки мы с арихипастырями совершим чин закладки храма в честь преподобного Арсения Коневского в деревне Коски, откуда начинаются рославльские леса, где подвизались преподобные, чтобы укрепить духовную связь между нашими епархиями. Будем называть это место Новым Коневцом! Это первый храм в честь преподобного Арсения за пределами Северо-Западного федерального округа».  Преосвященнейший Игнатий также обратился к архипастырям и рославльчанам со словами приветствия:  «Ваше Преосвященство, владыка Мелетий! Ваше Преосвященство, владыка Филарет! Дорогие отцы, братия и сестры! Я рад тому, что по приглашению Преосвященнейшего Филарета вновь совершил богослужение на Рославльской земле. Отрадно, что сегодня мы поделились своей духовной радостью, принеся сюда мощи святого Арсения Коневского. Обители, основанной преподобным на Коневце, в этом году исполняется 625 лет. За эти годы Господь и являл Свою славу в этом монастыре и показывал, насколько опасно бывает нарушать заповеди Божии. Когда преподобный Арсений уходил в жизнь вечную, он оставил братии духовное завещание: " Если пребудете в молитве, в мире — обитель не оскудеет " . Но за 625 лет она разрушалась шведами, на землях которых находилась, большевиками… Нынешнее восстановление — ее третье возрождение, третья Пасха. Она снова возрождается из небытия. И слова преподобного Арсения напоминают нам, что молитва сохраняет наш душевный мир, дарует нам радость здесь, а не " на стране далече " . Потому что наше счастье заключается в Боге. Так жил сам преподобный Арсений: даже на Афоне, где он укреплялся в духовном подвиге три года, он стремился сердцем на родную северную землю. И здесь, на острове посреди сурового Ладожского озера, волны которого порой достигают десяти метров, а шторма губительны, он создал новый Афон.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ «Изображение Коневской пуст. во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Гравюра, акварель. 1805 г. (ГИМ) «Изображение Коневской пуст. во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Гравюра, акварель. 1805 г. (ГИМ) (Выборгской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в Приозёрском р-не Ленинградской обл. на о-ве Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Главная усадьба мон-ря располагается в юго-зап. части о-ва Коневец (длина 5,3 км, ширина до 3,5 км), на берегу бухты. Вдоль зап. стороны острова с юга на северо-восток расположена возвышенность - Св. гора и ее продолжение - извилистая Змеиная гора. Монастырь основан прп. Арсением Коневским (Коневецким) ок. 1393 г. Постриженик новгородского Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря прп. Арсений ок. 3 лет провел на Афоне, где ему было явлено откровение: основать на родине обитель в честь Рождества Пресв. Богородицы. Афонский игум. Иоанн напутствовал подвижника и передал ему устав Св. Горы и образ Божией Матери (см. Коневская икона Божией Матери ). В 1393 г. прп. Арсений вернулся в Новгород и по благословению Новгородского архиеп. Иоанна (Стухина) отправился в плавание по р. Волхов на оз. Нево (Ладожское). В поисках места для устроения уединенной обители прп. Арсений с учеником «творяше же плавание восточнымъ онаго берегомъ, много островов мимоиде, и в Валаамской обители некое время пребысть, но видя въ той многолюдное братство, отиде и по смотрению Божию, изволением же Пречистыя Богородицы Коневскаго острова достигает». Дважды судно, на к-ром он плыл, чудесным образом прибивало к острову. На берегу прп. Арсений встретил рыбака Филиппа, рассказавшего, что остров именуется Коневец по стоявшему здесь Конь-камню. Самый большой из округлых гранитных валунов, занесенных на остров в ледниковый период, имеет длину 9,2 м, толщину 6,4 м, высоту 4,3 м., вес более 750 тонн. Жители побережья - приладожские карелы, сохраняя языческие предрассудки, ежегодно приносили жертву на Конь-камне, чтобы скот «храним был от пакости злых духов». По преданию, после молитвы, совершенной преподобным пред иконой Пресв. Богородицы, и окропления камня св. водой духи в виде черных воронов выбрались из-под камня и улетели на Выборгский берег в залив, получивший название Сортанлахта (Чёртова бухта, ныне Владимирская). Навсегда исчезли с острова и змеи. Тем самым осуществилось предсказание афонского игум. Иоанна: «Оная страна от многих прелестей бесовских суеверий спасется его молитвами» (Ист.-стат. описание. 1869. С. 4). По преданию, после изгнания бесов преподобный благословил строительство на вершине Конь-камня часовни (ок. 1895 часовня была возобновлена).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

(Из сборника жития Святых Вологодских, библиотеки Графа Уварова, бывшей Царского). Житие преподобного Арсения, коневского чудотворца Из великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но не известно кто были его родители и в какое время родился; одно лишь знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень таковы и ветви, и по священному писанию: «аще корень свят, то и ветви ( Рим.11:16 ). Добрым воспитанием укоренился в сердце его страх Божий и послужил ему началом премудрости; возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чистоту. Всем сердцем прилепился он ко святой Церкви, услаждаясь слышанием божественных словес; но, чтобы не оставался в праздности, благоговейный отрок, родители научили его ремеслу для пропитания трудами рук своих; юноша умел искусно ковать медные сосуды. Трудясь день и ночь, не только доставлял он потребное домашним, но и всем требующим, сирым и вдовицам, раздавал щедрою рукою и, по апостольской заповеди, во время трудов своих непрестанно молился ( 1Сол.5:17 ). Сердце его все более и более разгораясь любовью Христовой, побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни. Сперва удалился он в соседнюю великому Новгороду обитель, на Лисьей горе, и там совершив иноческий искус, постриг власы свои и сделался совершенным иноком, не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Арсений возлюблен был Богом и людьми за свою добродетель; вся братия смотрела на него как на данный ей свыше образец жития иноческого, и так он провел в обители сей одиннадцать лет. Давно уже возникло в душе его желание посетить Св. гору Афонскую и он воспользовался пришествием в Новгород нескольких иноков Афонских. Со слезами припал он к ногам игумена, умоляя отпустить его и долго не соглашался на сие игумен, чувствуя, какое будет от сего лишение для обители; не мог, однако не уступить слезному молению ревностного инока. Радуясь пошел Арсений в путь свой, с благословением отеческим, и благополучно достиг Святой горы, где был с любовью принят игуменом Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

— Старец! Не скорби, но иди к братии и скажи им, чтобы они не расходились из обители, ибо Арсений скоро возвратится со всем необходимым. Обрадованный этим чудесным видением Иоаким поспешил успокоить братию. И действительно, слова Богоматери в точности сбылись. На следующий же день Арсений возвратился в свою обитель, везя с собой в двух больших лодках все необходимое для пропитания братии. Преподобный Арсений удостоился блаженной кончины 12 июня 1444 года. После своей кончины он в сонном видении явился одному слепцу и велел ему идти в Коневский монастырь на поклонение чудотворной иконе Богоматери, предсказывая, что он там получит исцеление. Слепец исполнил повеление преподобного Арсения: прийдя в Коневскую обитель, он здесь, перед образом Богоматери, во время пения «Достойно есть», получил исцеление от своей слепоты. В 1573 году Коневская обитель чудесным заступлением Богоматери была спасена от нашествия шведов. Опустошая Карелию, шведы хотели разграбить и Коневский монастырь, но поднявшийся вдруг сильный ветер взломал весь лед вокруг острова и тем помешал им исполнить свое злостное намерение. Некто Афанасий, находясь в плену у шведов, увидел в доме икону Спасителя и стал горячо молиться перед ней о возвращении на родину. Во сне он получил повеление: — Если хочешь уйти из плена, — говорил таинственный голос, — возьми этот образ и снеси его в Коневец. Афанасий послушался, взял икону, и ему вместе с другим товарищем удалось бежать из плена. Они нашли у берега небольшое судно и, проплыв на нем некоторое время, оба от утомления заснули. Во сне Афанасию вдруг представился старец (Арсений Коневский) и сказал ему: — Встань, посмотри на море: там плывет змей. Тот же самый сон в это же время видел и спутник Афанасия. Они оба разом проснулись и увидели вдали шведское судно, шедшее прямо на них. Беглецы, не теряя времени, схватились за весла и поспешили скрыться от преследования. Икона Спасителя была принесена ими в Коневский монастырь. Впоследствии неизвестно кем она была перенесена отсюда в Осташковский Знаменский Девичий монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010