Прп. Арсений поселился на возвышенном месте, к-рое после явления Пресв. Богородицы, именовалось Св. горой; затем переселился в бухту, на берег Ладоги. По позднему преданию, через год на Коневец пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой, чтобы позвать преподобного на Валаам. Но прп. Арсений не согласился. Из печатной редакции Жития (1850) прп. Арсения известно, что в числе первых насельников К. м. были преподобные Феофил и Иаков Омучские, после 1395/96 г. основавшие Феофилову пуст. в Псковском крае (совр. дер. Феофилова Пустынь). В 1398 г. братия К. м. построила первую небольшую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В конце правления Новгородского архиеп. свт. Симеона (1416-1421) прп. Арсений вторично отправился на Афон. Во время его отсутствия в К. м. не хватало хлеба, братия голодала и решила оставить мон-рь. Тогда ученик преподобного, старец Иоаким, взошел на гору и стал молиться. В полусне ему явилась Пресв. Богородица, сказав в утешение, что игумен скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прп. Арсений доставил из Новгорода на 2 больших судах множество припасов. Место молитвы инока Иоакима назвали Св. горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти основателя К. м. совершался крестный ход. Ок. 1421 г., после наводнения, прп. Арсений с братией перешел на более возвышенную часть острова, где обитель находится до наст. времени. Вероятно, летом 1446 (1444 ?) г., во время поездки по Северу, преподобного посетил архиеп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий , бывш. игумен Лисицкого мон-ря. Святитель оставил прп. Арсению на память свой ветхий белый клобук. В честь архиерея монастырский залив, где его встретили игумен с братией, назвали Владычной Лахтой. Вскоре после этого события прп. Арсений скончался и был похоронен под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Впосл. над местом погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого, т. к. коневской подвижник преставился в день его памяти - 12 июня. Еще при жизни прп. Арсения его преемником стал игум. Иоанн.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

(память 12/25 июня) Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хоро ши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). Добрым воспитанием укоре нился в сердце его страх Божий и послужил ему нача лом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чис тоту. Всем сердцем при ле пился он ко Святой Церкви, услаждаясь слышанием Божественных словес. Но что бы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. «Со усердием повеленная ему исполняше и тако скоре изу чися худо жеству и бысть ковач меди». От своих трудов он со тщанием пода­вал милостыню нищим, «бе бо зело ми лостив». Любя всегда молиться Богу, сердце его все более и более разгоралось любовью Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни. В 1373 году преподобный поступил в Новгордский Лисицкий (Ли сичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Один надцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послу шания и сделавшись совершенным иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он был возлюблен Богом и людьми за свою добродетель. Все братия смотрели на него как на данный им свыше обра зец жития иноческого. Но, стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши Святой Горы, он был с лю бо вью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новона чально му, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел прп. Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоде ла­ния и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послу шанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника. Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием.

http://isihazm.ru/1/?id=616

Провидение направило его на то место, где ныне стоит Коневский монастырь. Водрузив крест на о. Коневце, пр. Арсений сначала выстроил себе пустынную келью, потом храм во имя Рождества Богородицы и освятил место в жилище благочестия. Вскоре начали стекаться туда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения на острове. В 1573 году обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. В 1577 году опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор, пока Пётр Великий не возвратил русской державе страну Корельскую. По изгнании шведов из Корелии в 1718 г. – Коневский монастырь был обновлён повелением Петра I. Но чудотворная икона оставалась ещё в Деревяницком монастыре до 1798 года, и тогда только, по благословению митрополита Гавриила, дозволено было перенести икону в Коневский монастырь, в Деревяницком же оставлен точный список, с неё. Прежде возвращения в свою обитель икона препровождена была в Петербург для возложения на неё сребропозлащённой ризы. Здесь от иконы были великие, благодатные знамения. Обогащённая усердными приношениями благочестивых жителей, чудотворная икона возвратилась 3 сентября 1799 года в Коневскую обитель по прошествии 189 лет отсутствия из своего монастыря. С крестным ходом, с великим торжеством и радостью Коневская обитель встретила и приняла к себе свою чудотворную икону Владычицы. Коневская икона – письма греческого, изображает Божию Матерь с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. Наименование острова Коневцем произошло от Коня-камня, находящегося в полуверсте от обители; в окружности от более 12 сажен, а в вышину 7 аршин. 11.07. Ржевская Святая икона явилась в 1539 году 26 декабря в Оковицкой волости Ржевского уезда Тверской епархии. При царе Иоанне Васильевиче Грозном, в 1540 году, она была принесена из Ржева в Москву: прежде – в Новинский монастырь, где торжественно встречена была митрополитом со всем собором, потом – в Успенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

94 Во время путешествия своего по озерам Ладожскому и Онежскому г. Озерцовский получил от бывшего в то время коневского строителя Иоаникия копию с данного указа, которую и поместил в описании своего путешествия, изданном в 1792 году. « 1718 года  мая в 6 день,  по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, в Кексгольм полковнику и коменданту Авраму Ивановичу Леонтьеву. В прошлом 717 году июня в 11 день, били челом Великому государю Воскресенского Деревяницкого  монастыря архимандрит Иоаникий с братией в прошлом де 6901 году, преподобный отец Арсений, потрудився в святей Афонской горе колико время, и приять благословение и образ Пресвяты Богородицы тоя Афонския горы от игумена Иоанна, прииде в Велико Новоград к архиепископу Иоанну Новогородскому и приять благословение от него, отыде на Нево-озеро в Коневский монстырь и вселися ту и создав церковь Рождества Пресвятые Богородицы, и обитель согради, и братию совокупи, и пожив лета довольно, ко Господу отыде в лето 7118 как отдан город Корела и Корельский уезд королю Карлусу, велено игумену Леонтию с братией, из выше писанного Коневского острова, выехать в Великий Новогород в Воскресенский Деревяницкий монастырь, и оной де игумен с братией из того монастыря выехал  с церковной  утварью в Деревяницкий монастырь; а ныне де тот Коневский остров со всеми угодьями отдан тайному советнику генералу Пленипотенциару Кригс комиссару, князю Якову Федоровичу Долгорукову; и Великий Государь пожаловал бы их, велел бы этот Коневский остров и остров Восчаной, который был в присутствии в тому же Коневскому острову, отдать им с принадлежащими к тем островам угодьи их с рыбными ловлями по прежнему во владение; а он де будут на том Коневском острове созидать святую обитель с прочим населением. И в даче 716 года марта 24 дня написано: «дан тайному советнику генералу Пленипотенциару, Кригс комиссару, князю Якову Федоровичу Долгорукову отказан (отдан)». А  Восчаного острова в писуцовых и переписных книгах не обнаружено, и что в нем пашни и сенных покосов  всяких угодий, то неведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Коневский монастырь - один из старейших на территории Санкт-Петербургской епархии, расположенный на острове Коневец в юго-западной части Ладожского озера, около 6 км от берега. Время основания обители - конец XIV века. Ее основатель, преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, похоронен на территории монастыря, под папертью храма. Дважды, в 1580-м и в 1610-м годах, обитель уничтожалась в результате шведских набегов. После перехода острова в состав Шведского королевства, обитель была упразднена и возобновлена лишь в 1719 году, в результате возвращения этих территорий в состав России. С 1918 по 1940 годым остров был в составе Финляндии, иноки покинули его только в 1940 году, с приходом Красной Армии. Часть утвари и колокола были вывезены на финскую территорию и сохранились, однако большая часть имущества была уничтожена коммунистами. При советской власти монастырское кладбище и часовня были снесены бульдозерами, каменные постройки были переданы военной части. В 1991 году, когда Коневский монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии, под полом нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения - главная святыня монастыря. В настоящее время обитель активно возрождается. В 2001 году при монастыре создана паломническая служба, организующая поездки к святыням обители. Первая литургия в новом храме преподобного Серафима Вырицкого 28 декабря в келии преподобного Серафима Вырицкого, обустроенной как храм в его честь, была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Назарий, которому сослужила монастырская братия. Небольшой храм на втором этаже Феодоровского корпуса не смог вместить всех пришедших поклониться святому Серафиму. Люди заполнили лестницу, ведущую к домовой церкви. Как рассказал отец Назарий, идея устройства храма в двух сдвоенных комнатах возникла благодаря прихожанам и паломникам, обращавшимся с просьбой помолиться там, где жил один из величайших подвижников веры. Место, где находилась его келия, установлено благодаря духовным чадам батюшки, сохранившим память о посещениях обители и исповедях у старца.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

94 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года 309 . Местное в Костромской области празднование ему установлено когда-то до 1628-го года, ибо в сем последнем году в одной из церквей города Костромы был придел, посвященный его имени 310 . 95 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1447-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. Когда в 1610-м году Карельский уезд, в котором находился Арсениев Коневский монастырь, отдан был Шведам, то монахи Коневского монастыря выведены были из него и поселены в Новгородском Деревяницком монастыре. Взяв с собою всю церковную утварь, монахи почему-то не взяли с собой мощей пр. Арсения (неизвестно нам – когда открытых), которые и оставались в «пустом» монастыре в продолжение 60-ти лет до 1672-го года, когда перенесены были в Деревяницкий монастырь, см. в четвертом выпуске Летописи занятий Археографической Комиссии (1865–1866, Спб. 1868) в отделе Материалов, стр. 18–29, Грамоты монастырей Деревяницкого и Коневского. В настоящее время мощи преп. Арсения, опять перенесенные в Коневский монастырь, возобновленный после 1718-го года, находятся в соборной церкви монастыря под спудом, – Ист. Uep. IV, 623 . 96 .    Амфилохий Глушицкий, преемник на игуменстве в Дионисиевом Глушицком монастыре самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 311 . 97 .    Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1760 году Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни; Коневская икона Божией Матери  была возвращена в монастырь 3 сентября 1799 года. 12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 году в нижнем Сретенском храме собора над мощами прп. Арсения, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 году ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 августа 1849 года свт. Игнатий (Брянчанинов)  освятил монастырскую церковь во имя прп. Арсения Коневского, устроенную в северо-восточной угловой башне монастыря. В конце XIX века в монастыре помимо чудотворной Коневской иконы Божией Матери, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 года хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами прп. Арсения и второго игумена Коневского монастыря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря  (Финляндия), куда она была вывезена коневскими монахами в марте 1940 года. Ковш преподобного и покров 1551 года хранятся в Музее православного искусства г. Куопио (Финляндия).  В мае 1991 года Коневский монастырь был передан Русской Православной Церкви, в ноябре того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи прп. Арсения Коневского. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба прп. Арсению Коневскому. Молитвословия Тропарь, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/мирская пристрастия от души отвергше,/тесным путем постничества во след Христа/невозвратным умом шествовал еси,/Арсение всеблаженне,/от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления.

http://drevo-info.ru/articles/10845.html

Коневская икона Божией Матери была принесена со Святого Афона преподобным Арсением, Коневским чудотворцем (†1447, память 12 июня), в 1393 году. Преподобный Арсений провел три года на Афоне, достойно подвизаясь в подвигах поста и молитвы. По истечении этого срока он решил возвратиться в родной Новгород, чтобы возродить там древние традиции афонского иночества. Игумен одного из афонских монастырей преподобный Иоанн Зидон, напутствуя своего любимого ученика, благословил преподобного Арсения в дорогу чудотворной иконой Божией Матери и предсказал ему, что он будет игуменом новоявленной обители. Возвратившись на Русь, преподобный Арсений пришел в Новгород Великий к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну (1389–1415) и просил у него разрешения на устроение монастыря. Жизнеописатель преподобного Арсения свидетельствует об этом событии: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро [Ладожское] в Коневский остров, и вселися ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель». С самого начала своих иноческих подвигов на Коневском острове преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы. Свидетельством этому является следующее событие. Языческое население этого острова суеверно поклонялось огромному каменному идолу – «конь-камню». Преподобный Арсений с чудотворным образом Богоматери совершил крестный ход вокруг этого камня и, сотворив усердную молитву, изгнал целое скопище бесов, которые, приняв вид воронов, улетели на Выборгский берег. С тех пор «конь-камень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской. После устроения обители преподобный Арсений предпринял второе путешествие на Святую Гору Афонскую, а попечение обителью поручил Самой Преблагословенной Деве Марии. Во время отсутствия преподобного Арсения в обители оскудели запасы пищи и произошли нестроения. Малодушные иноки стали роптать и побуждать братию разойтись. Тогда одному благочестивому монаху явилась Богоматерь и предупредила его о скором возвращении преподобного Арсения и водворении в монастыре мира. Вскоре преподобный Арсений прибыл с Афона и привез запасы для монастыря. Он утешил немощную братию, и в обители с новой силой возродился дух афонского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому на острове Коневец 7 июля 2019 г. 19:11 7 июля 2019 года, по окончании Божественной литургии в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители и установленный у центрального причала острова Коневец. Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил его освященной водой. В церемонии участвовали митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий , священноархимандрит Коневского монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Гатчинский и Лужский Митрофан . Затем Святейший Владыка посетил часовню преподобного Арсения Коневского, установленную на Конь-камне — месте древнего финно-угорского святилища. В часовне был пропет тропарь преподобному. После посещения часовни часовни Предстоятель Русской Православной Церкви пообщался с паломниками. Памятник преподобному Арсению создан российским скульптором Андреем Ковальчуком. Символика памятника включает крест и икону Богородицы, а пьедестал сделан в виде легендарного Конь-камня, находящегося на острове Коневец и давшего название острову. Основная тема в житии святого Арсения — Богородичная, поэтому в руках у него — икона Божией Матери. Святой Арсений изображен плывущим в лодке. Он держит на груди образ Богородицы с Младенцем, неся людям Евангелие. Крестообразная мачта с парусом, находящаяся за спиной преподобного Арсения читается не только как символ христианства, но и отсылает к сцене из жития преподобного — спасению застигнутых бурей рыбаков, когда они молились Господу, а явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Есть и другое соответствие житийной сцене. Когда святой вторично посещал Святую Гору, крайняя скудость провизии поставила братию Коневского монастыря на грань выживания. Тогда ученик преподобного Иоаким горячо молил Пресвятую Богородицу помочь инокам. Этому старцу и явилась Преблагая Царица и возвестила о возвращении преподобного, который на другой день прибыл на двух больших судах со множеством припасов. На горе, где произошло явление Божией Матери, иноки поставили крест и икону, а сама гора с тех пор называется Святою.

http://patriarchia.ru/db/text/5466075.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010