Чудотворная Полыньковая икона найдена на острове Кипре в небольшой пещере, заросшей полынью, почему и получила название Полыньковой. На месте обретения иконы сооружён во имя Богородицы монастырь, называемый Авсинфия, в котором и находится сия чудотворная икона. 9.07. Ножевая Сия икона обретена в пустыни с висящим при ней ножом, который и доныне на ней находится, а потому и названа Ножевою. Изображается на сей иконе Пресвятая Богородица без Предвечного Младенца Иисуса Христа и как бы молящаяся с распростёртыми руками. В память обретения сей иконы на том самом месте создан от греческого царя Исаака во имя Божией Матери монастырь, именуемый по чудотворной иконе Ножевым. В том монастыре и доныне оная икона пребывает и по многим своим чудотворениям у всех христиан находится в благоговейном почитании. 9.07. Чистительная Чистительная икона имеет благодатный дар исцелять и очищать глазную болезнь и по этой чудотворной силе названа Чистительною. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном весьма красивом месте острова Кипра, окружённом густым кипарисовым лесом и весьма удобном для жительства иноков, желающих проводить жизнь уединённую и безмолвную. 10.07. Коневская 68 Коневская Икона сия принесена с Афонской Горы в Россию преподобным Арсением Коневским, чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии. Преподобный Арсений, пробывши на Афоне три года, вознамерился возвратиться в своё отечество. Преподобный Иоанн Зидон, игумен одного из Афонских монастырей, благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрёк основание им обители. С этою драгоценною святынею Арсений возвратился в Россию в 1393 году. Достигнув Новгорода, он явился к архиепископу Новгородскому Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув Ладожского озера, а потом и острова Коневца, Арсений обратился с молитвою ко Господу, чтобы Промысл Его указал ему место для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

718 Б же ту на церковней стен хитростию писаниа шары въображен свя-тый преподобный игумен Сергие, началникъ Валамского монастыря. – В Сказании имеется в виду изображение (фреска?) Сергия Валаамского в церкви Иоанна Богослова на Витке. Не совсем понятно, были ли в этой церкви росписи; реставрационные работы выявили следы росписи в одной из ниш (Шуляк Л. М. Памятники архитектуры Новгорода. Церковь Иоанна Богослова на р. Витке XIV в. Новгород, 1959. С. 9). 720 ...бяху бо въ единалта оба бста. – Арсений Коневский действительно был современником Сергия Валаамского (см. коммент. к Житию Арсения Коневского), тем не менее никаких других источников, кроме Сказания, свидетельствующих о дружбе или хотя бы контактах между преподобными, мы не имеем. В случае с Арсением Коневским мы сталкиваемся еще с одним примером легендарности валаамской историографии. В любой популярной и научно-популярной книге о Валааме XIX–XX вв. можно прочесть со ссылкой на Житие Арсения Коневского сведения о том, что после возвращения с Афона в 1393 г. и до основания собственного монастыря Арсений жил какое-то время на Валааме. Однако эта версия появляется только в поздней переработке Жития, сделанной коневским игуменом Илларионом в начале XIX в. и опубликованной в книге: «Служба, житие и слово похвальное Арсения Коневского» (СПб., 1850). В древнерусской традиции рукописных списков Жития Валаам и его святые ни разу не упоминаются (на наш взгляд, это может служить косвенным аргументом в пользу того, что Житие Арсения Коневского было написано до прославления Сергия и Германа Валаамских, т. е. до середины XVI в.). Однако связь между двумя обителями не вызывает недоумения и представляется вполне естественной: оба монастыря возникли примерно в одни и те же годы по благословению архиепископа Иоанна на близлежащих островах Ладожского озера и являлись православными миссионерами среди иноязычного языческого населения (Арсений Коневский изгонял бесов от Коня-камня, которому язычники приносили жертву). Важной объединяющей чертой является и то, что оба монастыря возникли на новой общежительной основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чистительной названа икона потому, что по молитве пред нею главным образом больные глазами получают исцеление. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном из прекраснейших мест острова Кипра. Ножевая икона обретена в пустынном месте с висящим при ней ножом, который и доныне хранится при иконе, отчего так она и называется. На этой иконе Пресвятая Богородица изображается одна, без Богомладенца, и с распростёртыми руками как бы для молитвы. На месте явления иконы Греческий император Исаак основал монастырь в честь Богородицы, который именуется по имени иконы Ножевым. 10 июля Коневская икона Икона сия принесена с Афонской горы в Россию преподобным Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии. Когда преподобный Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в своё отечество, то Иоанн Зидон, игумен одного из тамошних монастырей, благословил его иконой Пресвятой Богородицы и предрёк основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393 году. Пришёл он в Новгород, явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском озере острова Коневца, Арсений обратился с молитвой ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители. Провидение Божие направило преподобного на то место, где ныне стоит Коневский монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славой чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения её на острове. В 1573 году обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лёд вокруг острова, так что они не могли исполнить своё намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Преп. Тихон Луховский (16 июня) поселился среди лесов и болот нынешней Костромской губернии. Немногочисленна была братия, с которой он проходил путь подвижнический, она состояла всего из двух учеников его: Фотия и Герасима. Никаких средств для жизни у них не было и достать было негде, а подаяния они не принимали. Подвижники должны были обрабатывать неплодородную землю. Но у них не было коня. Тогда преподобный, изнуренный постом и телесным недугом, сам впрягался в плуг вместо лошади, а ученики управляли им. Так обрабатывали они свое поле. Так как при каждом монастыре, где велось хозяйство, были огороды, то подвижники не упускали случая поработать и здесь. Огородничеством любили заниматься, например, святые Паисий Покровский, Никодим Кожеозерский, Пафнутий Боровский и др. Тот же преп. Никодим, поселившись невдалеке от Кожеозерского монастыря, по временам ловил рыбу в реке Хозь-Юге. Пойманную рыбу преподобный отсылал обыкновенно в монастырь, так как сам употреблял ее в пищу очень редко. Как было сказано, в монастыри уходили люди из всех классов общества; естественно, что между иноками оказывалось немало лиц, знающих то или цругое ремесло, рукоделие. Живя в обители, а иногда и в отшельничестве, они вместо послушания монастырского продолжали заниматься своим эбычным делом, если оно было полезно монастырю или самому трудящемуся. Преп. Арсений Коневский (12 июня) искусно ковал сосуды из меди. Арсений ушел из Новгорода на Афонскую гору и поселился там в одном из монастырей (XIV в.). Настоятель, узнав, что он умеет ковать сосуды, поручил ему это дело сполна. Арсений исполнял не только всю работу для своего монастыря, но принимал заказы безмездно и из других обителей. С этой целью он в течение трех лет сам обходил все афонские монастыри и в них работал на братию. Трудился он обыкновенно в продолжение целого дня, а большую часть ночи употреблял на молитву. Впоследствии он возвратился на Русь и основал Коневский монастырь на острове Коневце в Ладожском озере. Преп. Галактион Вологодский (24 сентября) и Герасим Болдинский в юности обучены были сапожному ремеслу. Вступив на путь подвижнический отшельником, преп. Галактион этим ремеслом снискивал себе пропитание, употребляя для себя одну треть вырученных за работу денег (две другие части он отдавал в церковь и нищим), а преп. Герасим шил обувь для братии Горицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 7. О названии Святая гора В ту пору братия собрались на совет, и поставили они на той горе крест и образ Пресвятой Богородицы на том месте, где явилась Святая Богородица старцу Иоакиму и сказала: «Не скорби, старец, но пойди и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро вернется со множеством необходимого». Вот из-за этого иноки так сделали в память этого преславного чуда и посещения Божией матери Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и из-за этого называется «Святая гора» и до наших дней. Братия же и приходящие православные христиане начали ходить на Святую гору на поклонение честному кресту и образу Пресвятой Богородицы, ибо было это недалеко от монастыря, примерно в половине версты. На том месте случаются многочисленные исцеления приходящим с верою благодаря посещению Божией Матери. Глава 8. О перенесении монастыря на другое место и о посещении старца Арсения архиепископом Евфимием В те времена жил еще старец Арсений с братией в старом монастыре, который находился во Владычной лахте, как называлось то место. Название же это произошло от следующего. Приехал некогда из Новгорода к преподобному старцу Арсению на Коневский остров блаженный и чудный среди архиереев, просиявший позже в чудесах, новгородский архиепископ Евфимий Второй, чтобы помолиться чудному образу Пресвятой госпожи Богородицы, принесенному от Афонской Святой горы, и увидеть монастырь Коневский, и дать благословение старцу Арсению и его братии, и от них сподобиться молитв к Богу. И тогда пристал он к острову в той лахте, и оттого она стала называться так – Владычная лахта. Этот архиепископ Евфимий великую любовь имел к старцу Арсению, потому что они в начале постничества своего жили оба в одной и той же обители, называемой «на Лисичьей горе». Евфимию же тогда был вручен пастырский жезл той обители, и он хорошо о пастве своей заботился, и имел попечение о спасении многих душ. Арсений же с любовью нес свое смиренное послушание и в телесных трудах усердно время проводил, и поэтому известен был блаженному Евфимию как добрый раб Божий и ревностный в трудах иноческих. Именно поэтому архиепископ посетил его и дал его монастырю на созидание многие средства, и братию угостил, и милостынею одарил, старца же духовного сподобил чести и дал ему носить свой старый белый клобук. Сам же он возвратился в Великий Новгород на свой престол. Мы же об архиепископе рассказ сократим, только до сих пор, и на предшествующее возвратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Арсений, узнав об этом от одного благочестивого рыбака, всю ночь провел на молитве, а утром с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы пришел с учениками к камню и, по молитве, окропил его святой водой; тогда, по преданию, в виде воронов полетели с острова духи на противоположный Выборгский берег, в глубокую лахту, сохранившую по настоящее время название «Чертова лахта». Ежегодно 12 июня совершается из монастыря крестный ход к Святой горе, а 10 июля в Коневский скит на Владычной лахте. Возвращение святой чудотворной Коневской иконы в город Коневец празднуется 3 сентября. При монастыре странноприимница и две гостиницы для богомольцев. Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге (на Загородном проспекте) часовня, в которой находится список с Коневской иконы Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Архитектурный ансамбль Коневецкого Рождественского монастыря находится на острове Коневец в западной части Ладожского озера, в пределах нынешнего Приозерского района. До основания монастыря остров был почти необитаем, только карелы на летний период привозили сюда скот на пастбища. В 1393 г. монах Арсений при поддержке новгородского архиепископа Евфимия основал на острове монастырь. Деревянная келья Арсения и первые постройки (скит, церковь и кельи с оградой) располагались на берегу острова у Владычной лахты (бухты). Однако при подъеме воды в Ладожском озере их затопляло, а потому через четверть века монастырь перенесли в глубь острова. В XVI—XVII вв. ансамбль несколько раз горел, был разрушен шведами, захватившими остров, и с 1718 г. по специальному указу Петра I восстанавливается практически заново. Пожар 70-х годов XVIII в. снова уничтожил весь архитектурный ансамбль. Сохранившиеся памятники монастыря восходят к последней четверти XVIII в. и более поздним периодам строительства на острове. На пожертвования императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена деревянная Никольская церковь, а с 1766 г. на древних фундаментах возводится каменный трехнефный собор, увенчанный деревянным куполом с главой, и отдельно стоящая колокольня с шатровой кровлей.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Монастырь расположен на высокой и утесистой горе Валаамского острова, окружен огородами, лугами и рощами; а внизу под горою, протекает речка, разделяющая остров на две части. Вне монастыря есть гостиница для приезжающих и довольное число купеческих лавок; а в 3 верстах устроен скит неусыпаемых, из шести братских келий состоящий, с церковью во имя всех святых, где чтение псалмов никогда не прерывается. Кроме сего, в разных местах острова, находятся уединенные келии, или пустыни, для ищущих совершенного безмолвия валаамских иноков, которые и вообще ведут жизнь самую строгую. – Монастырь пользуется, кроме своего острова, и многими другими, по близости его на озере лежащими лесами, покосами и рыбными ловлями, что и составляет пропитание монашествующих. Валаамский монастырь был прежде 3 класса, а в 1-й возведен императором Александром I по указу 2 апреля 1822 года, с сохранением общежительного устава. До 1764 года он принадлежал к Новгородской епархии. На Валааме Живущих, кроме иноков, никого нет; в июне бывает на сем острове великое стечение временно приезжающих для богомолия и торгу на ярмарке, продолжающейся с 27 по 30 июня. Переезд водою к монастырю, с ближайшего берега княжества Финляндского, от города Сердоболя, составляет 40 верст. В Валаамской обители жили несколько времени в XIV веке: св. Арсений Коневский и св. Савватий Соловецкий; а в конце XV века принял иночество и долгое время пребывал в уединении, в пещере, Препод. Александр Свирский . 1819 года, в августе, провел здесь два дня, в молитве и смирении, император Александр Благословенный. КОНЕВСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. 3 класса, общежительный, на острову Ладожского озера, называемом Коневец, находится под управлением игумена. Основан в 1392 году преподобным Арсением в честь чудотворного образа Божией Матери, принесенного им из Афонской горы. Сначала Препод. Арсений с учениками своими, жил уединенно на горе, названной после святою, по бывшему на ней явлению Божией Матери одному из учеников его, Иоакиму; а потом переселился ближе к озеру, и основал тут скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Источники агиографии. Стб. 58-59; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 65-70; Пимен (Гаврилов), архим. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 120-126; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - 1-я пол. XV в.)//Книжные центры Древней Руси XIV-XVI вв. СПб., 1991. С. 79, 82; Комаров Е. Обитель преподобного Арсения//ЖМП. 1991. 11. С. 20-24; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 35, 59, 89, 106-108; Степанова И. Остров вдохновений//АиФ. 2000. Сент. 36 (1037); Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198, 227; Т. 2. С. 60, 61. А. А. Романова Иконография. Наиболее ранним сохранившимся изображением является шитый покров 1551 г. на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым (Музей правосл. искусства г. Куопио); А. К. представлен в полный рост, прямолично, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря». На крышке серебряной раки, созданной в 1842-1843 гг. в С.-Петербурге Ф. А. Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио), святой изображен с закрытыми глазами, в схиме, с куколем на голове и крестообразно сложенными на груди руками; на барельефах боковых граней раки помещались клейма с сюжетами его жития: игум. Иоанн на Афоне благословляет святого иконой Божией Матери на путь в Россию; прибытие А. К. на Коневец и моление пред чудотворным образом, указавшим место для мон-ря; избавление иноков от потопления по молитве святого; успение преподобного; надгробная служба свт. Евфимия II, архиеп. Новгородского, держащего в руках Коневскую икону Божией Матери. Рака с мощами прп. Арсения Коневского в Коневском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Освящен верхний храм собора Рождества Богородицы Коневского монастыря июля 2019 Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Тверской и Кашинский Савва, Казанский и Татарстанский Феофан, Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, епископы Выборский и Приозерский Игнатий , Кронштадтский Назарий, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Серафим, наместник обители игумен Александр (Арва) , духовенство Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райаполви). Состоялась хиротония архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. Патриарх напутствовал новопоставленного епископа. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий обратился к Предстоятелю, отметив, что продолжаются торжества в честь 625-летия основания монастыря. " Эти 625 лет были непростыми, - сказал он. - Когда преподобный Арсений покидал земной мир, оставил завет братии: " Если будете пребывать в законе Господнем, обитель не оскудеет и Матерь Божия ее не оставит " . Но, как видим, трижды обитель оскудевала - и трижды практически из небытия восставала и восстает, и, как мы уже привыкли говорить, это третья Пасха в истории обители. Преподобный не случайно говорил о сохранении закона Господня. Он понимал, что человек слаб, и даже несмотря на то, что было сделано на протяжении десятилетий, столетий, грех разрушает не только внутренний мир человека, но и священную связь человека с Богом. И вот, милостию Божией, когда и вера уходила из сердец, люди уже сомневались, возможно ли воссоздать то, что было утеряно нашими предками, обитель была восстановлена. Вспоминаю наш давний разговор, вы говорили, что надо восстановить обитель и искать для этого все возможные способы, и сегодня это все исполнилось. Исполнилось благодаря вашему попечительству, вашим молитвам и благодаря заботе главы нашего государства, для которого эта обитель тоже стала чем-то дорогим. И сегодня мы вас приветствуем в восстановленном храме и вместе молимся, чтобы закон Господень, о котором говорил преподобный Арсений, мы не теряли, потому что если его потеряем, можем быть оставлены Богом и Пречистой Девой Марией " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Это предание не в противоречии с несомненно известными событиями. ещё в 1227 г. Корелы здешних краёв были крещены 115 и с того времени конечно переняли у Русских Русский язык, но не все расставались с поверьями язычества. Даже и в 1554 г. архиепископ Макарий писал, что в Водской пятине во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро остаются в силе идолопоклоннические суеверия, благоговейное почтение камней, холмов, озёр 116 . Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своём, показывая собой суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 г. преобразил он скит свой «на Коневском острове» в обитель общежития и построил храм в честь Рождества Богоматери, – изображённого на той иконе, которую принёс он с собой из Афона. Это было совершено по благословению Новгородского архиепископа Иоанна 117 . При архиепископе Симеоне преподобный Арсений снова отправился в Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток, готовы были оставить основавшуюся обитель; но старец Иоаким, прибывший на остров ещё в начале поселения на нём Арсения, крепко молился за них на высоте острова. «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие», сказала старцу во сне Богоматерь. И точно: скоро за тем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах. Эта высота с тех пор называется святой. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера 118 , смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения поставить обитель на нынешнем её месте, где мало по малу сооружён им каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые Новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатой милостыней. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычной лахтой. Это залив, давно занесённый песком и камнями, ныне уже порос травой, но сохраняет своё историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г. 119 . Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудесной страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г. 120 . Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя святого Онуфрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010