Совокупность учения хрнстианского (Συνθροισις διδασκαλας χριστιανικς): совокупность учения хрнстианского заключает то, что, относящееся к мудрости и правде, нужно знать и сохранять. Мудрость христианская пребывает в богословских добродетелях, то есть вере, надежде и любви. Правда исполняется в двух требованиях: уклоняться от зла и делать добро. О вере «Вера есть дверь спасения нашего; без в нее никто в сей жизни не может обрести Бога и служить Ему, призывать Его или благоугождать Ему. Вера, как говорит и св. Златоуст, есть свет души, дверь жизни, основание спасення вечного... Членов веры двенадцать»... Далее говорится о надежде, где – и о молитве Господней, и о призивании святых; затем о любви, где – и о десяти заповедях, и о заповедях церковных (περ τν διαταγμτων τς κκλησας), Последних – пять: 1) чтить установленные праздничные дни; 2) слушать в те дни литургию; 3) сохранять пост четыредесятницы и постных дней седмицы; 4) исповедывать свои грехи каждогодно пред своим священником; 5) каждогодно приобщатся св. Евхаристии, по крайней мере один раз в году, а год считай от Пасхи до Пасхи. Затем – о семи таинствах... «и сего достаточно относительно мудрости христианской». Начало обязанностей правды (ρχ τς δικαιοσνης). Тут говорится сперва о грехе вообще, о грехах смертных и противоположных им добродетелях, об участии в чужих грехах, о грехах против Духа Св., о грехах, вопиющих на небо, о грехах легких. О последних говорится: «приходскому священнику не должно оставлять без внимания и грехов легких, но указывать на них прихожанам. Ибо кто пренебрегает малыми вещами, тот помалу упадет в большие грехи. А легкие грехи суть: мечтательность ума, недеятельность разсудка, невоздержность в смехе и подобные... Затем говорится о христианской правде. «Не достаточно праведному уклоняться от зла, если он не творит и добра... Три рода добра, которыми правда определяется и в которых упражняется. Это – пост, молитва и милостыня. Потому что всякое другое добро зависит от них, как от источников. Они суть то именно, в чем Христос требует превосходства праведности нашей (Мф.5:20), и такого света пред людьми, чтобы они видели добрые дела наши и прославляли Отца (Мф.5:16). Сказавши подробнее о посте в общем его значении и частном, о молитве и милостини, и о делах милосердия, говорит еще о добродетелях общих, о плодах Духа Св., о восьми блаженствах и наконец, что всегда нужно помнить, о четырех пределах жизни, то есть о смерти, Суде, наказании и Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Так она начинается: «Радуюсь с тобою, град, и с тобою, священный храм в чертогах царских, видя, что люди всякого возраста и ущедренные дарами счастья стеклись ныне сюда, и столько иереев украшают торжество наше. А виновник всего этого есть прежде всего Бог , от которого происходит и бывает людям всякое добро; а потом благочестивый император, блюститель (σωτρ), милостивый к подданным, страшный для врагов, который бывши для нас подателем многих и великих благ, благочестием и величием души превзошедши всех людей и нашего века и прежних, как солнечные лучи светлее блеска звёзд, приложил и это доказательство (γνρισμα) царственной воистину и великой души своей, этот досточтимейший храм проповедников (Веры, апостолов), как бы в некое основание и укрепление устроенный в царских палатах, храм обширный и прекрасный, необычной некой красотой возвеличенный, снабжённый обильно светом, блистающий золотом, славный мозаикою и испещрённый изображениями живописными, как цветами»... В конце: «не престанем молить Бога, чтобы на многие лета сохранялась держава благочестивейшего императора нашего, который, в благочестии направляя кормило власти, украшая венец свой науками и украшаясь чистотой нравов, имеет истинную похвалу в собственной своей добродетели». Не говоря о многом другом, кто же допустит, чтобы греческому епископу (допустим его существование) позволили проповедовать для латинян в латинском храме на греческом языке? Если бы это было в Палермо, согласился ли бы латинский архиепископ на торжестве освящения латинского храма дать видное место деятельности греческого полусхизматика? Кроме того, есть и исторические основания не отодвигать проповедника к XII и даже к XI веку. Именно, Тавроминская епископская кафедра существовала только по 962 год; а когда Тавромин был взят мусульманами и уже не возвращался под власть греков (как то случилось после первого взятия в 902 году), и вслед за сим (965 г.) последние остатки имперских владений попали во власть мусульман: то не встречается и помину о Тавроминской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Николая. 11) Белградская – при церкви Богоматери, и 12) Моравская, в селе Моравце, при церкви св. Ахиллия. Без сомнения, не все из этих епархий основаны Саввою; некоторые, напр. расская, браничевская и диоклейская существовали и прежде, – но и эти последние получили от него определеннейшее устройство. В 1228 году, по смерти Стефана Первовенчанного, св. Савва венчал на царство старшего сына его Радослава и отправлялся для посещения св. мест Афона и Палестины; в обители св. Саввы Освященного получил он в дар жезл его, хранимый и доселе на Афоне, как завещано святителем. По возвращении, прошел еще раз всю сербскую землю, утверждая святую веру, и заводя в ней то, что хорошего видел в чужих странах. Когда же недовольные вельможи изгнали Радослава и предоставили престол брату его Владиславу, то святитель убедил изгнанника и убедил его постричься в Студеницкой обители, а Владислава венчал на царство (1230 года). Наконец и сам решился отказаться от управления, объявил волю свою епископам и королю, посвятил вместо себя екклисиарха Арсения (1285 г.) и предпринял вторичный путь для посещения св. мест. Был в Иерусалиме, Египте, провел на Синае весь великий пост и, возвратясь в Иерусалим, странствовал в Антиохию, в монастырь св. Симеона Дивногорца и в Армению; отсюда прибыл в Болгарию к родственнику своему, королю Асеню. Здесь заболел и, предвидя близкий конец, отправил собранные святыни в Сербию, скончался в 1237 году, 12 января, в болгарской столице Тернове и положен в храме сорока мучеников. Но чрез полгода Владислав перенес нетленные мощи его в Сербию, в монастырь Милешевский – в пяти верстах от в нын. Герцеговине. В 1595 г. великий визирь Синан-паша разграбил монастырь, а мощи приказал несть до Белграда и там сжечь, на страх сербам 3 . 2) Арсений 1-й, родом из сремской области, в юности принял монашество и св. Саввою определен екклисиархом к монастыре Жича; первосвятитель поручил ему избрать более удобное место для архиеп. кафедры и Арсений избрал Печь. Здесь еще при жизни Саввы и в сане игумена Жичинского монастыря, он занялся постройкою и устройством монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Большую ценность имеет брошюра «Похвальное слово св.Фотию Фессалоникийскому». Об этом святом в православной агиографии нет никаких известий. «Слово» было заимствовано из греческой рукописи 12–13 веков и содержит обстоятельные сведения о св.Фотии. Опубликованием житий почти совсем неизвестных восточных подвижников епископ Арсений оказал великую услугу православной агиографии, обогатив ее новыми памятниками, ценными не только в агиографии, но и для истории, так как они дают новые данные о политической, церковной или бытовой жизни народа, а также для литературоведения и филологии. Весьма важным трудом является и издание интересной рукописи Филофея, патриарха Константинопольского, – три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения книги Притчей: «Премудрость созда себе дом». В этом издании имеются новые, до того времени совершенно неизвестные науке, памятники византийской богословско-экзегетической литературы 14 века. Это издание имеет не только большое научное значение, но и весьма пригодно для популярного чтения, как образцовый памятник возвышенного и строго православного византийского восточного богословствования. Таких переводных трудов Преосвященного Арсения по византологии известно до двадцати. Большую ценность представляют и его статьи церковно-исторического характера, в частности «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, – от Рождества Христова до 1879 года». В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 г. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в нем можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является «Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи», помещенный в конце книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1204 г.). Чрез несколько времени он снова возвратился на Афон, но не переставал следить за делами отечественной страны. Там еще с 1204 года епископы начали встречать затруднения в сношениях с патриархами, которые стали жить в Никее после завоевания Константинополя крестоносцами; влияние папы начало быть заметным и сам великий жупан Стефан в 1220 году посылал епископа Мефодия в Рим «испрашивать благословения» у Гонория III. Опасаясь за будущность православной церкви в своем отечестве, св. Савва отправился в Никею и просил императора и патриарха поставить независимого (автокефального) архиепископа для Сербии. Император и патриарх склонили самого Савву принять это достоинство, и Герман посвятил его в Никее 1221 г. Особою грамотою дал он право архиепископам сербским ставиться собором своих епископов, не относясь к патриаршему престолу, а в рассуждении тогдашних смутных обстоятельств лично Савве поручил назирать и другие, кроме сербских, епархии, подведомые патриаршему престолу. Первым делом попечительного архипастыря было утверждение православной веры и прекращение связей с Римом: для того он созвал всех жупанов сербских, в их присутствии венчал Стефана королевским венцом, взял со всех обещание держаться православия, всю сербскую страну разделил на двенадцать епархий, сам много странствовал, исправлял погрешности и наставлял в вере. Кафедра его была в Спасском монастыре, устроенном Неманею в урочище Жича, верстах в пяти от города Карановаца; а епархии были следующия: 1) Захлумская, в городе Стоне, епископ жил в монастыре Богородицы. 2) Диоклейская, (или Зетская) – при церкви св. арх. Михаила. 3) Дабрскоя – при церкви св. Николая. 4) Будимльская – при церкви св. Георгия. 5) Расская (нын. Ново-Базар) – при церкви св. ап. Петра и Павла. 6) Студеницкая – в монастыре Богоматери. 7) Призринская – в монастыре Богоматери. 8) Грачаницкая, на Коссовом поле, в монастыре Богоматери. 9) Топлицкая, при монастыре св. Николая. 10) Браничевская, при впадении Млавы в Дунай, при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

46, 1. 61, 2), именно Писидию, Исаврию, Киликию, Ликаонию и всю Галатию. 12 И если, указывая на развитие подвижнической жизни, говорит «можешь обойти города востока и все епархии Сирии и точнее дознать справедливость моей речи», то без сомнения этим с одной стороны показывает, что не в Египте или близ него жил, с чем не сходится и изображение времен года, особенно зимы с её лютыми морозами и всепокрывающими снежными заносами, 13 но с другой стороны подтверждает, что и не в Сирии жил, а к западу от неё. Мимолетное замечание, что исцеленная Спасителем кровоточивая была родом из Едессы, само по себе доказывает, что писатель имел у себя какое-то неопределенное исторически известие о ней и ничего не говорит в пользу того предположения. Единственное, что, по-видимому, могло-бы служить доказательством местопребывания и деятельности писателя в странах при-ефратских, частнее – в Едессе, есть один раз 14 встречающееся «сто парасанг» для означения пути. Но, во-первых, оно употреблено не для географического определения, а в притче; во-вторых: и у светских греческих писателей иногда встречается употребление этой персидской меры для означения пространства или расстояния. Так напр. Лукиан, писатель третьего века по Р. Хр., часто вводит то греческие стадии, то персидские парасанги, и Атеней в своем «Пире софистов» выразился, что некто своими худыми поступками «на много парасанг опередил Дионисия, тирана сиракузского». Кроме того известно, что еще долго после падения персидской монархии и смерти Александра македонского в бывших областях царства персидского для означения путевых расстояний употреблялись народом 15 парасанги, да и вообще греческие писатели, даже позднейшие, не чуждались этого слова, как пригоднейшего для означения больших расстояний (потому что одна парасанга равнялась тридцати греческим стадиям). Потому и у Никиты Хониата , писателя XII в., в официальном известии императора о походе против болгар, читаем: «Едва прошли четыре парасанги по дороге», или: «Не прошел еще я четырех парасанг, как предстал другой вестник»...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

9)  Το ατο τ γ και μεγλ παρασκευ. Πρς τος ντιππτοντας τ λγ τς καθ μς θεας πστεως και πρς τν το Σωτρος νανθρπησιν και τν κατ τ πθος οκονομαν δυσχερανοντας, ς πθανον τ θεον ςτοσοτον ληλυθναι συγκαταβσεως, νν και τρως τ κατ τν μετραν σωτηραν κονομσθαι. τι δ κα τν κατ τν σρκωσιν και τν σταυρν και τν νστασιν πεξεργαστικωτρα τς και βροτρα παρνθεσις. Его же, во святой и великий Пяток. Против нападающих на основательность нашей божественной Веры и сомневающихся в вочеловечении Спасителя и домостроительном Его страдании, так как невероятно, чтобы Бог дошел до такого снисхождения, когда можно было и иначе устроиться нашему спасению. И к тому приложено обстоятельное и обширное рассуждение о воплощении, о кресте и воскресении. Начало. λγος το σταυρο τος μν πολλυμνοις μωρα στ, τος δ σωζομνοις μν δναμις Θεο στν. Οτος γρ στι τ ντιλεγμενον ληθς σημεον και τος μηδν τι παρ τ ρμενα δεχομνοις διαπιστομενον. ν τοτ πλαι μν λληνες, νν δ α ουδαοι και γαρηνο και σμαηλται και ρραβες τν πασαν στσι τς φιλονεικας σχν. 10)  Του ατο, ες τ για και ζωοποι πθη λγος β. Его же, на святые и животворящие страдания. Слово второе. Начало. Δεσποτικν μν παλαισμτων παινο τε και κρτοι πθεσις, παρντες, το συλλγο τοτου καθστηκεν. Слово это занимает тридцать листиков, но продолжение оторвано. В Московской же Синодальной библиотеке имеется рукописный греческий сборник (века XIV и после, по Маттеи) под где, между прочим, есть еще одно произведение Нила Родосского. Το γιωττο Νελου μητροπολτου Ρδου Κανν αμβικς, ες τν ορτν τς κοιμσεως τς παναγας Θεοτκου, ετεχνστατος και δκιμος, φρων κρστιχον τδε. νθεα δρεψμενος καθπερ λειμνος αλου, κ καρδης πτωχς, κ μελων πων Εαγς μαρ γνς ναδ Μαρης, λχεος τκε Παδα Θεο, τν μερπων μγ ανος. То есть: Святейшего Нила, митрополита Родосского, Канон, ямбическими стихами написанный, на праздник Успения пресвятой Богородицы, (канон) художественный и изящный, которого краестрочие таково: Как бы сорвавши цветы с духовного луга, я от скудного сердца, пустыми словами приветствую славный праздник непорочной Марии, бессеменно родившей Сына Божия, великую славу земнородных. Начало. δ α, χος β. σμα κροτεσθω τ Θε καινν Λγ. νκρωσιν οτος τ νεκρσει γρ λσας, θκων φ ψους δρυθες τε τν νω, σχε ξυνωνν τν τεκοσαν το κλους, νω πρς ατν ν μεθστησι ξνως.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

§9. Почему те псалмы называются песнями степеней, и чтение их стихословием? Называются они степенными потому, что в ветхозаветном храме пелись они на ступенях храма. Все же они исполнены чувства, пламенеющего к Богу, и весьма прилично молиться словами их людям, которые, стряхнув греховную тину с духовных очей своих, сознают себя странниками и пришельцами в мире сем, оплакивают свои заблуждения и бедствия, и воздыхают о мире горнего отечества. А чтение означенных псалмов называется стихословием потому, что в древней христианской церкви эти псалмы пелись преемственно двумя ликами по стиху. §10. Как разделяется это стихословие? Все стихословие разделяется на три части, из коих каждая заключается славословием пресвятой Троицы и песнею «Аллилуия». После каждого славословия бывает малая ектения. §11. Что священнодействующий совершает внутри алтаря во время стихословия? В начале стихословия священник взимает преждеосвященный Хлеб из дарохранительницы, полагает его с великим благоговением на дискос, поставленный на распростертом антиминсе, творит поклоны и каждение, и с дискосом переносит на жертвенник предложения; при этом, молящиеся земным поклоном являют благоговение свое к Святыне переносимой. На жертвеннике предложения вливает во св. чашу вино, растворенное водою, ничтоже глаголя, кадит звездицу и покровы, и покрывает дискос и чашу, со словами: молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! §12. Что совершается после стихословия? Поется 140-й псалом – Господи, воззвах к Тебе… и положенные стихиры, коими верующие возбуждаются к посту, или ублажают святых, добре скончавших подвиг земной жизни. Во время пения стихир кадятся алтарь, иконы и народ: затем бывает малый вход с кадилом, а в праздники и с Евангелием. §13. Что означает малый вход? Означает пришествие Христа на землю, Его ходатайственное служение для нашего спасения и видимое отшествие Его на небо. «Когда священник исходит и низходит, являет снисхождение и смирение Христа; когда облечен в священнические одежды – воплощение Его; когда, став посредине, преклоняет главу, изображает покорность воле Отца небесного, распятие, смерть и снизшествие во ад» (Сим. Сол. 333 гл.). Кадильный фимиам означает благовонную жертву, принятую Отцом за спасение наше, а знамение креста и воздвижение Евангелия указывает на искупление нас крестною смертию Богочеловека и просвещение спасительным Его учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В авг. 1849 г. по благословению митр. Филарета (Амфитеатрова) М. поступил в КДА. Учился при ректорах Димитрии (Муретове) и Антонии (Амфитеатрове) и 3 инспекторах: архимандритах Феофане (Авсеневе), Данииле (Мусатове) и Леонтии (Лебединском) . В числе товарищей М. по курсу были будущие иерархи - еп. Пензенский и Саранский Павел (Вильчинский), еп. Могилёвский и Мстиславский Евгений (Шерешилов (Шершило)), еп. Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов) , еп. Черниговский и Нежинский Вениамин (Быковский) , архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) , архиеп. Казанский и Свияжский Владимир (Петров) , архиеп. Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович) , еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии Арсений (Иващенко) . Курсовое соч. «О церковном Октоихе» (1853), напечатанное в 1865 г. в Вильне, затем переработанное и дополненное (Екат., 18782; К., 18853), одобрено определением Синода от 16-30 июля 1880 г. для приобретения в фундаментальные б-ки семинарий, духовных уч-щ и приходские б-ки. По окончании КДА (старшим кандидатом, 31-м по разрядному списку из 48) 24 мая 1854 г. М. был назначен смотрителем в Слуцкое ДУ Минской епархии, преподавал рус. грамматику, церковный устав и церковное пение. 24 июля 1854 г. зачислен в братию слуцкого во имя Святой Троицы монастыря , состоял проповедником, провожал и напутствовал идущие через Слуцк в Крым войска. 25 дек. 1856 г. возведен в сан игумена. В 1857 г. назначен надзирателем над церковью и монашествующими. С сент. по 15 нояб. 1857 г. состоял законоучителем Слуцкой гимназии. В Слуцке написал соч. «Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих» (К., 1860), в 1858 г. представленное на степень магистра богословия, 31 марта 1859 г. утвержден в степени магистра. Одновременно начал работу над соч. «Слуцкие князья», но тяжелая болезнь прервала труды. 15 нояб. 1858 г. М. был переведен в Киев ректором и учителем Киево-Подольского духовного уч-ща. Пребывание в Киеве благотворно сказалось на его здоровье. По словам биографа, новая книга М. «Краткое сказание о жизни... отцев дальних пещер... с присовокуплением тропарей и кондаков сим святым» (К., 1862; 19126) явилась «благоговейным выражением глубокого чувства благодарности преподобным отцам за исцеление». Книга была подготовлена до 9 июля 1861 г. на основе лаврской рукописи или списка на «славянопольском» языке, составленного, по мнению М., в сер. XVII в. В список вошли надписи с 40 досок, бывших при мощах подвижников, почивавших в Дальних пещерах. К сер. XIX в. сохранилось лишь 6 досок с изображениями святых и кратким описанием их подвигов. В книгу вошли 46 имен святых. До М. подобного труда о преподобных отцах Дальних пещер не было.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В конце 1283 или начале 1284 года Феолепт был возведен и на архиерейскую кафедру; его сделали митрополитом филадельфийским. Никифор Хумн замечает, что с этого времени он и начал писать свои творения, особенно о трезвении и бодрости ума. Об учительности же его так выражается: «вещание его разошлось по всей земле, по которой, то есть, протекло слово благочестия нашего и спасительная проповедь . А если бы кто захотел поправить и сказать «по нашей земле», в которой никто не остался незнакомым с его вещаниями, то сказавший так и мною был бы одобрен. Какого ж добра и какого утверждения (в истине) не заключали в себе наставления и назидания его? И прежде всего, учил он благочестию, правому исповеданию, очищению души, любви к Богу и неуклонному восхождению к Нему, просвещению ума, уцеломудрению плоти, умерщвлению тела, презрению всего настоящего и преходящего, и всецелому стремлению к тому, что всегда было и будет. Это он говорил всем сущим во власти, с которыми только случалось ему беседовать или издали посылать им письма 5 увещательные и назидательные, а иных и обличал, и эти принимали урок без горечи и с добрым изволением, потому что это было отеческое наставление и безобидное вразумление, а не запрещение бичующее. Так же точно поступал он и в отношении к гражданам, к людям простым и всем христианам. И слово праздное никогда не выходило из уст его. Подобными же наставлениями и назидательными делами внушал уважение и благоговение к олтарю, и служащих ему обучал и убеждал вести себя достойно совершаемых там тайн. Так же поступал и с не имевшими священного сана, но достигшими степени, ведущей к олтарю в определенное время. А прочих чад Церкви учил в домах жить разумно, поступать справедливо, иметь в душе страх Божий, суд и ответ за прожитое, входя в святилище славить Бога и молить о даровании того, что Он найдет полезным для нас, не заводить разговора, ни беседовать друг с другом о делах торговых, не вести бездельных речей или совещаний, не хлопотать и не заботиться тут о житейском, не вспоминать о ком-нибудь с худой стороны, ни, опять, благодарить тут кого либо: потому что ни на какую из обычных наших забот не следует употреблять времени, посвященного Богу, употребляемого на пребывание в храме и на присутствовании при совершаемых в нем священнодействиях. Вот что он постоянно внушал клиру своему, всей пастве, всем мирянам! И все внимали его языку и голосу, как-бы некоему от Бога исходящему голосу. – Кроме того, сочинял он и составлял песни (??????) и собрание трогательных напевов; и это не мало возбуждает к покаянию, проникая в самое сердце. Во всенародные праздники и в нарочито установленные им дни умилостивления и очищения от грехов можно было видеть, как все охотно спешили в церковь , множество людей, всякого рода и возраста, соревнуя друг другу – кто первый упредит показаться архиерею, кто и в самом храме явит большее сочувствие празднику и церковным священнодействиям, и все внимали учению».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010